В мире Александра Вампилова. Александр Валентинович Вампилов: биобиблиогр. указ. / Сост. Л.А. Казанцева; науч. консультант С.Р. Смирнов; науч.-библиогр. редакт. Л.А. Мирмановой; редколл. Л.Ю. Олейник (отв. ред.) [и др.]. - Иркутск: Изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирск | Сибирский филологический журнал. 2014. № 1.

В мире Александра Вампилова. Александр Валентинович Вампилов: биобиблиогр. указ. / Сост. Л.А. Казанцева; науч. консультант С.Р. Смирнов; науч.-библиогр. редакт. Л.А. Мирмановой; редколл. Л.Ю. Олейник (отв. ред.) [и др.]. - Иркутск: Изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирск

Рецензируемые издания посвящены творчеству Александра Вампилова, их выпуск в 2012 году приурочен к 75-летию со дня рождения драматурга. Биобиблиографический указатель «Александр Валентинович Вампилов» и его электронная версия охватывают весь спектр литературы на вампиловскую тематику с 1958 года до декабря 2011 года включительно, а также публикации в местной (иркутской) печати за 2012 год. Он подготовлен и выпущен коллективом Иркутской областной государственной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского. Сборник научных трудов является результатом работы ученых, представивших свои доклады на конференциях, посвященных Александру Вампилову, которые были организованы Иркутским государственным университетом и Культурным центром Александра Вампилова. В настоящей рецензии обозначена научная и практическая значимость названных книг для исследователей-вампиловедов.

In the world of Vampilov. Aleksander Valentinovich Vampilov: bibliography / Compiler L.A. Kazantseva; scientific adviser.pdf Как известно, 2012 год был для драматурга Александра Вампилова юбилей-ным. В связи с этим в Иркутске, городе, где он написал все свои произведения, произошло несколько знаменательных событий. Наиболее значимыми среди них стало открытие Культурного центра, носящего имя драматурга, проведение науч-ных конференций, организованных Иркутским государственным университетом и Центром, а также выход в свет наиболее полного на сегодняшний день биобиб-лиографического указателя. Указатель создан творческим коллективом Иркутской областной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского во главе с Л. Казан-цевой. Это третий по счету справочник по творчеству Александра Вампилова. Первый вышел в 1989 году (сост. Э. Елизарова) и охватывал период длиной в 29 лет (1958-1987), следующий (2000 год, сост. Т. Жихарева) дополнил предыдущий, включив литературу с 1987 до 1997 года. Оба издания давно уже стали библио-графической редкостью. Подобная систематизация литературы по творчеству того или иного худож-ника несет в себе большую научную ценность, поскольку помогает ориентиро-ваться в многообразии информации, быстро находить нужные для работы данные, позволяет проследить исследовательский процесс изучаемой темы. Указатель де-лится на три основные части. В первой представлены произведения самого писа-теля, которые начали публиковаться в газетах с конца 1950-х гг. Следующим идет раздел, систематизирующий литературу о жизни и творческой деятельности А. Вампилова. Завершающая часть пособия посвящена теме «А.В. Вампилов в искусстве». Первая часть состоит из трех подразделов: книги, периодические издания и переводы. Все они, в свою очередь, имеют аналогичное друг другу де-ление. Книги с произведениями А. Вампилова распределяются по формату изда-ний (избранное, сборники и отдельные издания) и по жанрам. Подраздел публи-каций в периодической печати и коллективных сборниках делится только по жан-ровому признаку, а глава «Переводы», напротив, состоит из параграфов, класси-фицирующих материал по формату изданий. Самым большим подразделом во второй части указателя является библиографический список работ, посвященных изучению жизни и творчества драматурга. Вне этого подраздела выделены сле-дующие параграфы: зарубежная критическая литература, публикации об отдель-ных произведениях и сборниках, воспоминания о Вампилове, тексты, связанные с биографией, памятными местами, юбилейными датами, а также объектами, но-сящими имя драматурга. В третьем разделе представлены издания, посвященные отражению жизни и творчества Александра Вампилова в искусстве, тексты, ка-сающиеся сценических и кинематографических воплощений вампиловских сочи-нений, а также аудио-визуальные источники с обязательными пометами «видео-запись», «аудиозапись» или «электронный ресурс». Главная задача библиографов - создать наиболее полный свод данных о предмете, но в некоторых случаях это заведомо невозможно, и приходится ограничиваться какими-то рамками, за-частую очень узкими. Как, например, это произошло при работе с интернет-источниками, поскольку здесь мы имеем дело с подвижной, быстро меняющейся формой существования информации. Первая попытка рассказать о представлении А. Вампилова в интернете была осуществлена В. Шерстовым и Д. Радимовым еще в самом начале 2000-х годов. Статья авторов в книге «Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судь-ба» (Иркутск, 2000) имела обзорный характер и завершалась кратким перечнем ссылок на сайты, где в различном контексте было упомянуто имя драматурга. К сегодняшнему дню результаты, которые выдают поисковые системы по запросу «Александр Вампилов», исчисляются уже не сотнями (7 июня 2000 года - 183 упоминания), а сотнями тысяч (29 ноября 2013 года - более 161 000). Следует особо отметить, что в качестве приложения к указателю издатели выпустили DVD-диск с оптимизированной системой поиска, который тождественен содер-жанию бумажного издания. База данных находится в свободном доступе на сайте Иркутской областной библиотеки (irklib.ru) и на краеведческом портале Прианга-рье.RU (priangarye.ru). Высоко оценивая труд библиографов, нельзя не отметить и допущенные со-ставителями некоторые неточности. Одна из них, вероятно, механически перешла из предшествующих выпусков, в связи с чем повторяется и в трудах многих вам-пиловедов. Нами установлено, что первой публикацией А. Вампилова был не рас-сказ «Стечение обстоятельств», как это было принято считать ранее, а рассказ «Персидская сирень» (впоследствии названный автором «Финский нож и персид-ская сирень»). В газете «Иркутский университет» рассказ был опубликован 1 но-ября 1957 года, однако в силу вкравшейся однажды опечатки он был отнесен во всех справочных изданиях к 1958 (!) году, что и привело впоследствии к распро-страненному среди ученых заблуждению. Статья «Премьера прошла без него…», опубликованная в журнале «Театральная жизнь», принадлежит не выдающемуся руководителю БДТ Георгию Товстоногову, а его сыну Александру Товстоногову, также режиссеру, с которым, кстати, дружил Александр Вампилов в пору поста-новок А. Товстоноговым «Двух анекдотов» на Малой сцене БДТ и «Прощания в июне» в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Рассказ «Солнце в аистовом гнезде» впервые увидел свет как очерк в газете «Правда Бу-рятии», а не в «Советской молодежи» (поз. 70); отец драматурга Валентин Ники-тич Вампилов в аннотации к одной из книг (поз. 1563) ошибочно назван Копыло-вым (эту фамилию носила мать Александра Вампилова). В будущих переизданиях указателя и в электронной его базе эти ошибки крайне необходимо устранить. Составитель указателя Л. Казанцева интересно рассказала о работе над спра-вочником в статье «Персонография А.В. Вампилова», которая опубликована во втором рецензируемом сборнике - «В мире Александра Вампилова». Это изда-ние - продолжение творческого содружества Иркутского государственного уни-верситета и Иркутского областного Фонда А. Вампилова, а также Культурного центра А. Вампилова в научно-исследовательской, издательской и популяриза-торской деятельности. Так, в 2000 году вышла книга «Мир Александра Вампило-ва: материалы к путеводителю», незаменимая для многих исследователей коллек-тивная монография (в ней участвовало более сорока авторов!), которая в буду-щем, возможно, станет опорной для разработки энциклопедии по творчеству дра-матурга. В 2002 году была выпущена книга «Драматургическое наследие» со все-ми вариантами вампиловских пьес и подробным комментарием ученых-вампиловедов. (Презентация издания прошла в Московском художественном ака-демическом театре им. А.П. Чехова, оно получило большой резонанс в научной и культурной сфере и было включено в рейтинг «Литературной газеты»). В нынешнем сборнике научных трудов представлены статьи двенадцати ав-торов, среди которых преподаватели Иркутского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, Российской академии театрального искусства (г. Москва), Хэбэйского университета (г. Баодин, КНР), сотрудники Культурного центра Александра Вампилова (Иркутск). Открывается сборник статьей И.И. Плехановой «Александр Вампилов - дра-матург-поэт пушкинской традиции», в которой автор рассматривает поэтическую составляющую вампиловской драматургии, утверждая поэтический образ его мышления, подчеркивая «актуализацию именно изначальной функции поэзии у Вампилова» [В мире Александра Вампилова, 2013, c. 11], выявляя поэтичность в слове, миропонимании, творческом самосознании, которое принадлежит к пуш-кинскому типу, то есть построено на непоколебимой вере в силу любви и красо-ты. В этом и заключается духовная общность первого русского поэта и последне-го русского драматурга, которые обладали светоносным поэтическим даром. Од-ним из аспектов соотнесения творчества поэта и поэта-драматурга является их отношение к случаю, как «богу-изобретателю». Тема эта затрагивается, поскольку «доверие стихии жизни» является «даром души в русской традиции» [В мире Александра Вампилова, 2013, c. 38]. Свое внимание на значении случая в драма-тургии А. Вампилова останавливает и А.С. Собенников. В статье «Судьба и слу-чай в драматургии А. Вампилова» он обозначает две роли, которую играет случай в вампиловских пьесах. Одна из них - сюжетообразующая, как, например, в «Прощании в июне», «Старшем сыне» и «Провинциальных анекдотах». В «Ути-ной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске», по мнению автора, на первый план выходит индивидуализация героя, а случай выступает подспудно, являясь лишь ускорителем процессов, которые уже начались. «В комедиях случай - основа сю-жета, в драмах - основа характера» [В мире Александра Вампилова, 2013, с. 69]. В рамках своего исследования на примере пьесы «Старший сын» А.С. Со-бенников касается вопроса бытового и бытийного в творчестве драматурга, и здесь его тезисы «подхватывает» и развивает известный московский вампиловед Н.В. Погосова. Автор статьи «Замкнутый круг или спираль: быт и бытие в драма-тургии А. Вампилова» утверждает, что движущей силой на пути к возрождению человека есть тоска по смыслу. В качестве примера приведены герои двух пьес - Виктор Зилов и Владимир Шаманов. Оба они осуществляют попытки высвобо-диться из «машинальности существования в замкнутом круге быта» [Там же, c. 49], и, преодолевая колоссальные внутренние и внешние преграды, обнаружить себя на новом витке спирали на пути к бытию. И если в этом случае главные пре-пятствия все-таки заключены не вовне, а внутри личности, то в ситуации героя другой пьесы Сарафанова препоны в лучших устремлениях ставит абсурдная дей-ствительность. Конфликт реального и желаемого идеального рассматривает Н.М. Кузнецова в статье «Мотив несбывшегося в пьесе А.В. Вампилова “Старший сын”». Все материалы сборника обладают несомненной научной новизной, среди них, пожалуй, стоит особо выделить статью “Азбука прописных истин” А. Вам-пилова - “Лексикон прописных истин” Г. Флобера: К проблеме жанровой моде-ли». Н.В. Шестакова и С.Р. Смирнов впервые вводят в научный обиход малоизве-стный материал по Вампилову, исследуют его в сравнительно-типологическом плане и доказывают, что относительно далекие друг от друга по содержанию про-изведения имеют жанровое и структурное родство, а также «сближаются, будучи воспринятыми через преломление авторского сознания и в определении главной цели художников» [Там же, c. 125]. Обращает на себя внимание и статья В.Я. Ивановой «Метафоры и метафор-мы времени в пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Автор рассматривает формы представления времени в пьесе, которые тесно переплетены с конструктивными образами стены, окна и двери. На примере сцены-откровения Зилова перед закры-той дверью автор статьи указывает на особенность драматургического дара Вам-пилова, «способного сплавить в единое целое комическое, трагическое и транс-цендентное» [Там же, c. 91]. В.Я. Иванова утверждает, что образ Зилова наделен ирреальными качествами, и это роднит героя с создателем самой пьесы, кроме того, высказывается интересное замечание, что Зилов - это единственный герой произведения, способный выйти за границу человеческого времени. Ряд материалов сборника имеет сугубо театральную направленность. В ста-тье В.Е. Головчинер «Прощание в июне»: два томских спектакля и пьеса» анали-зируются сценические интерпретации первой пьесы Александра Вампилова, ко-торая дважды была поставлена на сцене Томского драматического театра (1975 г., режиссер Ф. Григорьян; 2001 г., режиссер В. Рубанов). Поиски драматургического нерва, «который соединяет пьесу молодого Вампилова с современностью» [В ми-ре Александра Вампилова, 2013, c. 77] заканчиваются выводом о том, что «акту-альность пьесы получает возможность философского обобщения в контексте уни-версальных значений культуры» [Там же, c. 78]. Статья Г.А. Солуяновой «Основ-ные любовные треугольники в сюжетах пьес А.П. Чехова «Чайка» и А.В. Вам-пилова «Прошлым летом в Чулимске» насыщена глубоким личностным восприятием, что заранее «оговорено» в подзаголовке «Театральный взгляд». Большой интерес представляет материал китайского исследователя Чжао Сяобина «Выде-ление смысла и художественная красота в переводе», посвященный особенностям художественного перевода тридцати одного рассказа А. Вампилова на китайский язык, сделанного автором статьи с применением методов выделения смысла и учитывая оригинальный стиль драматурга. (Согласно биобиблиографическому указателю, ранее на китайский язык были переведены только пьесы Александра Вампилова (1980 г.)). Завершается сборник статьей С.Р. Смирнова «Записные книжки» Александра Вампилова (опыт выборочного историко-литературного комментария)», которая, по замыслу автора, может явиться опорным материалом при подготовке полного, научно выверенного издания «Записных книжек» А.В. Вампилова. Как ни стран-но, до настоящего времени его еще не существует. Сборник научных трудов «В мире Александра Вампилова» представляет со-бой свежие и интересные изыскания в области современного вампиловедения. Исследования по творчеству драматурга Александра Вампилова в Иркутске, ко-торый остается центром вампиловедения, будут продолжены и впредь с непре-менным участием ведущих российских и зарубежных ученых.

Ключевые слова

русская драматургия, Вампилов, вампиловедение, биобиблиографические указатели, Культурный центр Александра Вампилова, Иркутский государственный университет, Russian drama, Alexander Vampilov, Vampilov studies, bibliographies, Cultural Center of Alexander Vampilov, Irkutsk State University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фалалеева Екатерина ОлеговнаИркутский государственный университетfalaleeva.ekaterina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Александр Валентинович Вампилов: биобиблиогр. указ. / Сост. Л.А. Казанцева; науч. консультант С.Р. Смирнов; науч.-библиогр. редакт. Л.А. Мирмановой; редколл. Л.Ю. Олейник (отв. ред.) [и др.]. Иркутск, 2012.
В мире Александра Вампилова: Мат. науч.-практ. конф. Иркутск, 2013.
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Мат. к путеводителю / Сост. Л.В. Иоффе, С.Р. Смирнов, В.В. Шерстов; Вступит. ст. В.Я. Курбатова. Иркутск, 2000.
 В мире Александра Вампилова. Александр Валентинович Вампилов: биобиблиогр. указ. / Сост. Л.А. Казанцева; науч. консультант С.Р. Смирнов; науч.-библиогр. редакт. Л.А. Мирмановой; редколл. Л.Ю. Олейник (отв. ред.) [и др.]. - Иркутск: Изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирск | Сибирский филологический журнал. 2014. № 1.

В мире Александра Вампилова. Александр Валентинович Вампилов: биобиблиогр. указ. / Сост. Л.А. Казанцева; науч. консультант С.Р. Смирнов; науч.-библиогр. редакт. Л.А. Мирмановой; редколл. Л.Ю. Олейник (отв. ред.) [и др.]. - Иркутск: Изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирск | Сибирский филологический журнал. 2014. № 1.