Вечность пахнет нефтью как прецедентный текст современной культуры в Интернет-дискурсе. Статья вторая | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.

Вечность пахнет нефтью как прецедентный текст современной культуры в Интернет-дискурсе. Статья вторая

В статье описывается функционирование в Интернет-дискурсе прецедентного феномена, приобретшего статус текста влияния в результате роста социокультурной актуальности медиаконцепта нефть. Восходящая к культовой песне рок-поэта Егора Летова идиома Вечность пахнет нефтью получила мощную интерпретационно-рефлексивную поддержку в сетевом дискурсе.

«Eternity smells of petroleum» as a precedent text of modern culture in the Internet discourse (Part 2).pdf Анализируя функционирование восходящей к известной песне рок-поэта Егора Летова идиомы Вечность пахнет нефтью и ее модификаций в Интернет-дискурсе, мы пришли к выводу, что примерно половина текстов, содержащих рассматриваемый прецедентный феномен, представляют собой факты активной, то есть обнаруживающей интерпретационные смысловые приращения, его повто-ряемости. Все они могут быть весьма условно дифференцированы по идеографи-ческому критерию на: (1) денотативно ориентированные; (2) ориентированные на источник; (3) собственно рефлексивные; (4) эстетические; (5) научные. На размы-той, диффузной и плавающей границе между вторым и третьим членами данной типологии происходит переход от активной повторяемости первого порядка (включения прецедентного высказывания в собственный текст) к активной повто-ряемости второго порядка (вербализации мировидческой, эстетической или науч-ной рефлексии по поводу прецедентного высказывания). Собственно рефлексивных текстов в изученном нами корпусе оказалось сравнительно немного, но и среди них можно выделить тексты, характеризую-щиеся имлицитной или эксплицитной рефлексивностью. Имплицитная рефлексивность свойственна текстам, в которых прецедентное высказывание не соотнесено ни с денотатом, ни с источником, а служит целям позиционирования и самоидентификации. Например, ряд пользователей разных интернет-ресурсов выбирают прецедентное выражение в качестве ориджина, или подписи, – интересной с точки зрения пользователя фразы (афоризма, крылатого выражения и т.п.), автоматически сопровождающей все сообщения виртуальной языковой личности и служащей, наряду с ником (псевдонимом) и аватарой (изо-бражением), главными средствами самопрезентации в Сети [Лутовинова, 2009, с. 13–14]. Выбор ориджина – важное коммуникативное действие виртуальной языко-вой личности: в качестве подписи должно фигурировать выражение, во-первых, привлекающее внимание собеседников своей оригинальностью и смысловой зна-чимостью, а во-вторых, характеризующее персону автора как особенную, инте-ресную, отличную от других. Неоднократный выбор разными пользователями той или иной подписи свидетельствует о соответствии фразы мировидческим и ком-муникативным запросам современников, их представлениям о собственной сущ-ности как сложной, глубокой и неоднозначной. Например, пользователь koala (аватара дублирует и обогащает смысловое наполнение ника, это картинка с коалой на фоне небоскребов) в своем профиле называет себя адвокатом Дворников, а место своего нахождения – Из глубин под-сознания (URL: http://forum.visp.ru/viewtopic.php?id=3766). Сопровождающая ка-ждое сообщение подпись Вечность пахнет нефтью органично дополняет образ особенной, избранной и противопоставляющей себя социальному мейнстриму личности: коала – редкое сумчатое, обитающее в эвкалиптовых лесах Австралии и исчезающее по причине жестокости и равнодушия урбанистической цивилиза-ции; адвокат Дворников – по-видимому, намек на культивируемую в альтерна-тивной и неформальной культуре маргинальность (ср. поколение дворников и сторожей у Б. Гребенщикова); из глубин подсознания – указание на богатый внутренний мир пользователя, ее высокие интеллектуальные и медитативные способности, умение видеть тайное и неочевидное. Исследование выявило 12 пользователей Сети, избравших наш прецедент в качестве ориджина. Отдельно необходимо отметить факт выступления анализируемого преце-дента в роли названия достаточно крупного и популярного портала (URL: http://vpn.int.ru/forum/index.php ), характеризуемого пользователями таким образом (URL: http://www.tavi.ws/fm/index.php?showtopic=1147): Вечность пахнет нефтью. Приглашение к диалогу. Новый сайт, посвященный мировоззренческим вопросам – философия, пси-хология, политика, искусство. Неплохая библиотека. Что интересно – админи-страция предлагает участие в диалоге представителям ЛЮБЫХ мировоззрений, религий, взглядов, при условии соблюдения вежливости и взаимоуважения, пре-доставляя возможность ознакомления, обмена мнениями и идеями между оппо-нентами, поиска новых точек зрения на старые проблемы. Атеисты приглаша-ют верующих, мистики – материалистов, сатанисты – христиан для диалога и изучения позиций друг друга. Выбор фразы в качестве общего наименования, являющегося, аналогично за-главию журналистского или художественного произведения, крайне сильным ре-гулятивным средством, сигнализирует о не нацеленной на ценности массовой или поп-культуры информационной политике создателей сайта, об идентификации ими своей целевой аудитории как образованной, читающей, интересующейся во-просами духовности и высокой культуры. Текстов с эксплицитной рефлексивностью среди собственно рефлексивных обнаружено всего несколько, что объясняется переходным и контаминационным положением данной позиции нашей классификации относительно других. Мы уже описывали случаи, когда денотативно ориентированные тексты обнаружива-ли сильный рефлексивный уклон. Еще один пример того же рода, еще более ос-ложненный, поскольку текст с успехом можно отнести и к ориентированным на источник, – аналитическая статья «Убить трех зайцев» известного публициста Бориса Парамонова (URL: http://www.svobodanews.ru). Развертывание сюжета статьи о т.н. нефтяном проклятье, о том, как Запад своим бездумным потреблением нефти создал проблемы не только у себя, но и, можно сказать, везде, автор начинает с уже известной нам истории наркотиче-ских опытов У. Джеймса. Довольно обширное, составляющее пятую часть всей работы, описание эксперимента по постижению тайны бытия в наркотическом трансе позволяет журналисту противопоставить свой материал сухой политико-экономической аналитике, придать ему ракурс серьезного прогноза, даже проро-чества (при размещении статьи на своем блоге один из пользователей охарактери-зовал ее так: Совершенно гениальная аналитическая и предвидческая статья. Рассылаю мыслящим людям (URL: http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/mikhail.shtml)). Для нас же в анализируемом материале особенно важен кумулятивный эф-фект помноженных друг на друга миромоделирующих возможностей прецедент-ного текста и медиаконцепта, задействованного в этом тексте: Опыт повторяли несколько раз, и однажды, напрягшись, он сумел записать эту тайну. Это оказа-лись слова: все пахнет нефтью. Теперь мы можем сказать даже без помощи наркотиков, что так оно и есть. Если не тайна бытия, но болезненный узел всех нынешних проблем – это зависимость человечества от нефти. С помощью обыгрывания прецедентной истории и ее включения в современный контекст (то таинственное и скрытое, что раньше приоткрывалось лишь измененному нарко-тиками сознанию, теперь становится наглядным и очевидным) автор стимулирует развитие одного из ключевых векторов ассоциативно-смыслового развертывания медиаконцепта нефть – вектора нефтяной аддикции. Если говорить о семантике, объединяющей разного рода текстовые рефлек-сии по поводу рассматриваемого прецедента, то это, кроме различных локусов деструкции (социальной, политической, экономической, экзистенциальной, мета-физической), коннотации тотальности и глобальности, идущие от субъекта, кото-рый пахнет, в любой из своих вербальных ипостасей (вселенная, вечность, все, повсюду, мир) представляющего собой мироздание во всей его недискретной все-общности: Мир пахнет нефтью – точно так же, как и война. Этот запах невоз-можно ничем перебить – ни навязчивым, как синтетические добавки, ароматом выборов, ни бьющим по всем рецепторам коктейлем уличных демонстраций. Этот запах повсюду: в заголовках утренних газет, в сводках новостей, в колеба-ниях курсов валют. И даже в каждом пороховом залпе очередной революции слышится именно он – тягучий, тяжелый, равнодушный запах нефти (URL: http://nvrsk.org/forum). В данном тексте, написанном в эссеистической манере, коннотации тотальности и глобальности эксплицируются с помощью маркеров исчерпывающей всеобщности (ничем, повсюду, в каждом), усилительных пере-числений, сравнений, метафор, эпитетов. Несомненное писательское мастерство нарратора, талантливо использующего незаурядный арсенал образных средств, позволяет говорить об определенном не только экспрессивном, но и эстетическом эффекте текста. В очевидной интертекстуальной связи с рассматриваемым прецедентом в ин-тернет-пространстве находится ряд паралитературных текстов, которые по вы-полняемой ими (эффективно или нет – отдельный вопрос) функции могут пози-ционироваться как эстетические. Думается, что относительно новый термин па-ралитература следует понимать не только в качестве синонима массовой литера-туре – развлекательной повествовательности, увлечение которой носит массовый характер [Козлов, 2009]. Греческая приставка para (возле, рядом, около) подразу-мевает включение в сферу данного феномена и произведений наивного литера-турного творчества (любительскую поэзию и прозу, образцы графоманства и лин-гвокреативного процесса) и сетературы – произведений, «для которых Интернет является не дополнительной возможностью размещения, а основной средой суще-ствования» [Лутовинова, 2008, с. 132]. Если говорить хотя бы об условной художественно-эстетической ценности текста, то в качестве примера можно привести текст композиции «Здесь пахнет нефтью и рэпом» весьма популярной в определенной субкультуре сургутской хип-хоп группы «РАШ», в которой рэперы патриотически воспевают урбанисти-чески-технологические достижения «нефтяной Венеции», которая дарит героям адреналин (URL: www.youtube.com/watch?v=tF3Lt5ks9dM). Оба обнаруженных нами любительских поэтических опыта восходят к тексту Е. Летова. Один из них – искренняя эпитафия, написанная в традиции панегири-ческих стихов «На смерть поэта», передает глубину переживания потери духов-ного лидера поколения (URL: http://www.gr-oborona.ru): Он был так молод. Столько сделал, Выстрадал, Сумел. Воспитал в духе Правды, веры, свободы Не одно поколение Тех, Кто не променял Листок с аккордами на жвачку С апельсиновым вкусом резины. Тех, кто наизусть знает «Русское Поле Экспериментов». Тех, кто на коже почувствовали, Что Вечность пахнет нефтью. Тема наставничества, трансляции идеалов и ценностей последователям и ученикам, современникам и потомкам связана с известными строчками поэта даже не на уровне когниции (их знают наизусть), а на уровне синестезии, сплава самых глубинных и нерационализированных ощущений – тактильных (на коже почувствовали) и обонятельных (Вечность пахнет нефтью). Второй лирический сюжет вторит, по меткому выражению одного из по-клонников, летовской поэтике «надрыва от желания и невозможности прозреть тайну пути в небытие» (URL: http://www.gr-oborona.ru): туда где вечность пахнет нефтью / идти по скошенной траве / и справа пропасть в бесконечность / а слева пропасть в небеса (URL: http://www.perashki.ru/piro/15098/). Явным заимствованием расселовского сюжета о наркотических откровениях в сочетании с устойчивой русской эпистолярно-дневниковой литературной тра-дицией «Записок сумасшедшего» отличается любопытный рассказ «Повсюду пахнет нефтью», размещенный на сайте психиатрической клиники «Квазар» (URL: http://idiotpost.ru). Одним из способов терапии в клинике является «прозаи-ческая психохирургия», результаты которой представлены на сайте в виде днев-ника пациента, пишущего под псевдонимом Георгий Семечкин. Его перу и при-надлежит рассказ, представляющий собой поток сознания героя, сотканный из причудливых ассоциаций и немотивированных тематических перекличек: Сегодня утром, во время выковыривания зерен истины из ткани бытия, ме-ня осенило: повсюду пахнет нефтью! И еще я хочу почистить зубы. Но не буду отвлекаться. Где я сейчас нахожусь мне неизвестно, но это только обостряет мой ум и ускоряет мысли. Вокруг меня только стены. Есть еще кровать и боль-ше ничего. Не могу понять куда подевалась моя палата и вообще вся психбольни-ца. Но надеюсь мне удастся достать хотя бы одну почтовую крысу. Дорогой Лаврентий Аркадьевич, мир пропитан нефтью насквозь она течет в жилах чело-вечества и никто не обращает на это внимания. Люди привыкли дышать ею, она словно пустое место, но это обман. Всех нас обманывают. Даже почтовые крысы, которые приносят вам мои бесценные письма, вовлечены в глобальный неф-тяной заговор. Приведенного выше первого абзаца рассказа вполне достаточно для адекват-ного представления как о манере письма автора, так и об эксплуатации им типич-ных нефтяных вербально-ментальных клише: стереотипа глобального нефтяного заговора и расхожей метафоры, соотносящей нефть с кровью. Однако необходимо отметить, что кроме присущих многим толкованиям анализируемого прецедента смыслов тотальности и глобальности (ср. лексемы бытие, повсюду, мир, насквозь, человечество, всех, глобальный), в данном тексте на первый план явно выдвигает-ся суггестивность, свойственная образно-метафорическому прочтению фразы. Суггестивность задействует воображение читателя посредством ярких эмоцио-нальных переживаний и открытия новых иррациональных граней миропонима-ния, причем в данном случае – суггестивность стереотипно-архетипического свойства: мир пропитан нефтью насквозь она течет в жилах человечества (ср. в одном из приведенных выше примеров суггестивность синестетической приро-ды: тягучий, тяжелый, равнодушный запах нефти). Наиболее полно обе указанные нами тенденции в эстетически отмеченных интерпретациях анализируемого прецедента – тенденция к тотальности и глоба-лизму в сочетании с тенденцией к нерационализируемой суггестивности – реали-зуется в обнаруженном нами образце литературы фанфикшн. Речь идет о ком-плексном фанфике «Вечность пахнет нефтью» интрпретативного сообщества тол-кинистов, расположенном на сайте Tolkien.ru. Фанфикшн – «литературное твор-чество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)», фанфик – «конкретный текст, относящийся к литературе фанфикшн» [Прасолова, 2009, с. 6, 17]. В нашем случае мы наблюдаем литературную игру любителей фэнтези, уча-стники которой пишут продолжение рассказа использующего персонажей А. Милна (Винни Пуха, Пятачка и др.) сетевого автора Максима Кича «На опуш-ке бетонного леса» (URL: http://gondola.zamok.net/065/65kich_1.html). Рассказ, как заявлено в паратексте, надо перед началом игры обязательно прочитать. Пара-текст – это предваряющий чтение произведения договор между автором и читате-лем, в нашем случае – между ведущим модератором и участниками-фикрайтерами, играющий «ключевую роль в формировании как индивидуального референтного поля для конкретного произведения, так и в оформлении целого ряда интерпретативных предустановок» [Там же, с. 173]. Изложенные в паратексте к фанфику правила таковы: Действие происходит в мире после ВСПЫШКИ – апокалипсиса, третьей мировой, падения башни – литературного фоллаута (духовного и физического) который полностью уничтожил мир людей (и самих людей тоже). В живых ос-тались только обломки человеческих фантазий, которые бродят по сваленным в кучу не-вполне-реальным развалинам физического мира и своих собственных миров, постепенно вымирая... Уточнение: ВСПЫШКА – это не просто ядерная война. Просто в некото-рых мирах она приняла форму ядерной войны. ВСПЫШКА – это гораздо хуже... В качестве персонажей можно выбирать только персонажей сказок, дет-ских и юношеских произведений. Задачи персонажей: 1. Выжить в мире после ВСПЫШКИ. 2. Найти убежище, какое-нибудь стабильное место в разлагающейся все-ленной, в котором они смогут жить. Такое место ЕСТЬ. 3. Понять, что случилось с миром. Возможно, попытаться его исправить... 4. Понять, что значит фраза «ВЕЧНОСТЬ ПАХНЕТ НЕФТЬЮ», которую они все слышат во сне. Как видим, уже в паратексте отчетливо проявляются предпосланные конно-тативной аурой заглавия фанфика мотивы глобальной катастрофы, техногенного апокалипсиса (фоллаут – культовая компьютерная ролевая игра , действие которой происходит в мире после ядерной войны (URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Fallout)) и его причин, невнятное и неоформленное знание которых приходит к героям из иллюзорного, темного, подсознательного пространства сна. Устойчивые образы, сопровождающие художественные субверсии нашего выражения в текстах фикрайтеров, – образы смерти, тотальной и фатальной: – Кай умер... – шептала старая атаманша. – Герда умерла... Финка умерла, Ла-пландка тоже умерла... Ицхак Рабин умер, Роланд Дезчайн умер, и Снусмумрик умер, весь мир умер... Все миры... О Дискордия, вечность пахнет нефтью... Они все умерли... Намеренное, диктуемое форматом жанра темного фэнтези отсутствие в се-мантической структуре текстов эксплицитно выраженной рациональной связи между последствиями глобальной вселенской катастрофы и нефтью стимулирует фикрайтеров к созданию психоделических, поддающихся лишь ассоциативному декодированию текстов-нонсенсов (см. о них и методике их анализа: [Болотнова, 2004]). Так, в приводимом ниже подобии белого стиха мы обнаруживаем смутный намек на произошедшую по вине нефти экологическую катастрофу, намек, пунк-тирно обозначенный в тексте игрой контрастных колористических прилагатель-ных: ...Белое безумие – белое спокойствие – белая вьюга... ...только искра света вьется рядом, в окружающих вихрях – и тоже бела душа ее... ...она обрела вечность, потеряв Кая... ...но теперь ее вечность пахнет нефтью... ...морозный воздух не чист, как должно быть... ...ветры с юга принесли погибель всему ее королевству... ...и с юга пришли отравленные черным воды... Некоторые субверсии отличаются крайне мрачной гнетущей атмосферой ужаса и зла, в них нефть и смерть одноприродны, нефть становится иррациональ-ной причиной не только смерти, но и патологического насилия: – Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел... А от тебя я не ушел, и ты от меня не уйдешь. А все остальные – не уйдут от нас. Съешь их, Лиса, съешь их всех. И тебе станет хо-рошо. Потому что вся вселенная пахнет Колобком, а Колобок пахнет нефтью. Убей их всех!!! В данном контексте автор добивается максимального суггестивного эффекта, используя прием шокирующего семантического диссонанса, представив героя одной из самых древних народных сказок, ставшего жертвой лисьей хитрости, маньяком-психопатом. Речь Колобка, сначала привычно повторяя сказочный реф-рен, постепенно, имитируя ритмику заговора, сплетаясь из местоименных чередо-ваний и глагольных повторов, превращается в последовательность страшных при-казов, выраженных императивами-деструктивами. Нефть, пропитавшая Колобка (поскольку он ею пахнет), превращает его в кровавого монстра, вездесущего во вселенной (поскольку вселенная им пахнет, а запах – субстанция, передающаяся при непосредственном контакте с его носителем). Думается, что мрачная эсхатологичность приведенного отрывка весьма со-звучна и стилистической тональности, и мортальной образности первоисточни-ка – текста песни Е. Летова «Русское поле экспериментов». Приведем в качестве показательного примера отрывки первого куплета: Трогательным ножичком пытать свою плоть, До крови прищемить добровольные пальцы, Покончив с собой, уничтожить весь мир! ...вечность пахнет нефтью… На самом деле семантика катастрофы и обреченности, пустоты и безыллю-зорности, доминирование темы смерти и тотального разрушения, поэтика ирре-ального и потустороннего, философичность и эпичность творчества не раз отме-чались исследователями как Е. Летова, так и В. Пелевина. Так, отнюдь не случай-ным совпадением представляется нам появление двух рецензий на книги писате-лей в одной подборке журнала «Новое литературное обозрение» за 2003 г. [Давы-дов, 2003; Кошель, Кукулин, 2003]. В обеих рецензиях объектом внимания критиков стали книги, в которых фи-гурирует описанный нами прецедентный феномен: «ДПП (NN). Диалектика Пе-реходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Избранные произведения» В. Пелевина, в которой опубликована повесть «Македонская критика француз-ской мысли», и самое обширное и солидное московское издание стихотворений и текстов песен Егора Летова. Однако ни в этих материалах, ни в иных критических и научных работах (на официальном сайте В. Пелевина (URL: http://pelevin.nov.ru) представлено более 40 критических статей и более 10 собственно научных трудов, посвященных его творчеству; поэзия Е. Летова также удостаивается внимания серьезных исследо-вателей [Губайдуллина, 2004; Лурье, 2001 и др.]) мы не обнаружили анализа свя-завшего двух писателей прецедента со сложной и неоднозначной дискурсивной историей. Надеемся, что данный раздел, посвященный интертекстуальному и интер-дискурсивному существованию прецедентного выражения Вечность пахнет нефтью в интернет-пространстве, станет не последним научным текстом о дан-ной символической фразе. Роль и место рассматриваемого прецедентного фено-мена в гипертекстах творчества востребовавших их художников ждут своего ос-мысления. Подведем итоги. Медиаконцепты, обладающие сильным миромоделирую-щим потенциалом, такие как концепт нефть (см.: [Орлова, 2010]), способны не только внедряться в структуру уже существующих прецедентных текстов, но и инициировать собственные. Наиболее органичная дискурсивная среда порож-денного медиаконцептом прецедента – интерактивная, свободная, мобильная и медианасыщенная среда сети Интернет. Интернет оказывает кардинальное транформирующее влияние на все без исключения факторы и процессы коммуни-кации, в том числе – на процесс дискурсивного развития прецедентного феноме-на, значительно модифицируя ключевые взаимосвязанные признаки прецедентно-сти: повторямость, рефлексивность и культурную маркированность. Постепенный переход от пассивной повторяемости к активной, от денота-тивно ориентированной рефлексии – к эстетической и научной, знаменует возрас-тание степени культурной маркированности прецедента и инкорпорированного в его семантическую структуру медиаконцепта.

Ключевые слова

Media concept, precedent text, Internet discourse, Интернет-дискурс, прецедентный текст, медиаконцепт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Орлова Ольга ВячеславовнаТомский государственный педагогический университетorlova13@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX – начала XXI века (творчество поклонников Дж.К. Ролинг): Дис. канд… филол. наук. Калининград, 2009.
Лутовинова О.В. Прецедентные феномены виртуального дискурса // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 131–136.
Орлова О.В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 6 (69). С. 79–84.
Лурье В.М. Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russ.ru/culture/20010529.html. Дата обращения: 20.02.2013.
Давыдов Д. Панк-памятник // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/lit27.html. Дата обращения: 20.02.2013.
Козлов Е.В. Развлекательный нарратив в паралитературе: культурный статус и дискурсивные практики: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_14290.htm. Дата обращения: 20.02.2013.
Кошель М., Кукулин И. Все ерунда, кроме // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/lit27.html. Дата обращения: 20.02.2013.
Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009.
Болотнова Н.С. Смысловой код и коммуникативная стратегия текста (к методике анализа текста нонсенса) // Теоретические и прикладные аспекты филологии: Сб. науч. тр., посвящ. 10-летию каф. рус. яз. и лит. ин-та яз. коммуникации Том. политехн. ун-та. Томск, 2004. С. 227–231.
Губайдуллина А.Н. Поэзия Егора Летова: сибирский вариант неоавангарда // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Иркутск, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbornik_Sib/6_3.html. Дата обращения: 20.02.2013.
 Вечность пахнет нефтью как прецедентный текст современной культуры в Интернет-дискурсе. Статья вторая | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.

Вечность пахнет нефтью как прецедентный текст современной культуры в Интернет-дискурсе. Статья вторая | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.