Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в.: По материалам Международной научной конференции, посвященной 95-летию томской школы русистики / Под ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 322 с | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.

Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в.: По материалам Международной научной конференции, посвященной 95-летию томской школы русистики / Под ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 322 с

В статье описываются ключевые проблемы и процессы современной русской мотивологии. В центре внимания – тексты нового для ТГУ типологического анализа, использующего аспекты, мотивированные русскими языковыми символами.

Topical problems of motivology in the linguistics of the 21st century: on the materials of he International scientific c.pdf В предисловии к известному историографическому очерку «Томская лин-гвистическая школа» Ольга Иосифовна Блинова назвала важнейшие признаки научной школы: следование традиции и новаторство. Сегодня эти слова кажутся особенно важными, ведь, размышляя над судьбой русской науки, понимаешь, на-сколько ценна историческая и человеческая память, насколько современны тра-диционные системные компоненты научного знания. Думаю, что новая книга, изданная в Томском университете, именно об этом. В ней не только представлена роза ветров русской мотивологии, но и показа-но ее значение для русской филологии наших дней. Интересен сам жанр этой коллективной монографии. Изданная по итогам ра-боты юбилейной конференции, книга с первых своих страниц создает представ-ление о творческой лаборатории, интересы которой объединяют ученые умы Си-бири и Европы. Содержание и структура книги отражают диалектическое развитие ключевых понятий мотивологии как во внутренней, так и во внешней парадигмальной пер-спективе. В итоге, авторы монографии создают актуальный образ русской моти-вологии, формулируя свои научные концепты и гипотезы в широком ассоциатив-ном контексте современных проблем языкознания. Важно, что следование новым теориям и даже веяниям не противоречит сложившимся традициям целого ряда российских школ мотивологического ис-следования языка и речи. Это обеспечивает сам объект русистики, выделенный томскими учеными в середине ХХ в., который и сегодня оказывается важным – новым и ценным – феноменом языкознания. В трех частях книги создается картина образных научных интерпретаций мо-тивологических явлений. Первая часть «Внутренняя форма слова и ее интерпретации» включает как фундаментальные, так и аспектные исследования, отражающие актуальные на-правления в описании традиционного материала русистики. В разделе О.И. Блиновой внутренняя форма слова определяется как особый теоретический объект русистики, как особое «термин-понятие», имеющее свой онтологический и гносеологический статус. Представляя авторский подход, из-вестный в России и мире, Ольга Иосифовна выделяет «большой потенциал тер-мина-понятия “внутренняя форма слова” как инструмента научного познания» (с. 14). Прогрессивные идеи Н.Д. Голева связаны с позиционированием ряда иссле-довательских антиномий в области русской мотивологии и дериватологии. Под-линно новая и новаторская концепция деривационной лексикологии получает философское осмысление и панорамное изображение. Не менее актуальное звучание имеют разделы В.М. Мокиенко и Н.Ф. Алефиренко, посвященные исследованию внутренней формы фраземы, а также разделы Л.И. Шелеповой и Н.Е. Петровой, в которых используется общий алгоритм исследования языковой картины мира и языковой семантики – через описание внутренней формы слова. Вторая часть монографии «Мотивированность языкового знака» состоит из трех глав, проблематика которых отражает мир представлений современной мо-тивологии. Начинается эта часть разделом Л.Г. Зубковой «Ономасиологический подход к мотивированности как принципу знака». Осмысливая категориальный характер мотивированности языкового знака, Людмила Георгиевна пишет о большей опре-деленности действия принципа знака в таких языках, как русский: «Очевидно, именно благодаря гармоничному взаимодействию соотнесенных друг с другом разных грамматических тенденций – аналитизма, синтетизма и полисинтетизма, с одной стороны, агглютинации и фузии, с другой стороны, – в языке вырабаты-вается более последовательное различение основных классов словесных знаков в соответствии со степенью их лексичности / грамматичности, конкретности / абстрактности» (с. 72). Эта мысль может объяснить и ту «типологическую неод-нородность», в условиях которой живет мир Русской Мотивологии в этой второй и в заключительной третьей части книги «Мотивационные отношения. Мотива-ция и деривация». Путь русистики вчера и сегодня – вот содержание этих исследовательских частей и глав. Поэтому читателю остается только поражаться: в русистике нет ни одного ключевого или модного направления или темы, которая не была бы связа-на мысленно и духовно с мотивологическими проблемами и идеями их воплоще-ния. Этот соборный образ русского языкознания создается разными авторами, учениками Ольги Иосифовны Блиновой, учениками Маины Николаевны Янце-нецкой, учениками их учеников, единомышленниками и вдохновленными после-дователями. И в этой истории можно увидеть, конечно, разнообразные душевные движения, различные стили мысли и методы познания. Одно остается ценным: в этом Мотивологическом мире сохраняется главное для разных эпох русистики – система русского языка во всем многообразии ее существования. Так, во второй части книги представлены исследования мотивированности на материале заимствованных лексем (А.К. Казкенова), экзотизмов (Л.Г. Самотик). Этот материал сочетается в монографии с языковой стихией тра-диционной русской культуры: русскими говорами (М.Э. Гайсина). Эксперимен-тальные методы русской мотивологии (А.Н. Гранкина) сочетаются с динамиче-скими моделями русской онтолингвистики (К.В. Гарганеева). Особое направление исследования мотивированности, с которым ассоцииру-ется Томская лингвистическая школа, – общая теория образности слова. В разделе Е.А. Юриной обсуждаются основы мотивологического направления теории лек-сической образности. Различным взаимосвязанным проблемам формирования и функционирования образа слова посвящены разделы Н.А. Илюхиной и Л.К. Жаналиной. Содержание раздела А.С. Разиной посвящено исследованию особого источника исследования образных слов – метатекста, научной категории, позволившей Алевтине Николаевне Ростовой в свое время найти свой путь в изу-чении категории метаязыкового сознания. Три главы последней части монографии посвящены мотивологической кате-гории текста в работах друзей и учеников Ольги Иосифовны. Эта традиционная категория русской семиотики получает мотивологическое осознание в контексте коммуникативной стилистики Н.С. Болотновой, в аспекте художественной эсте-тики (раздел С. Корычанковой и Л.Б. Крюковой), в семантическом моделирова-нии текста (Т.А. Демешкина). Вопросы описания мотивационных связей слов в словарях нового типа об-суждаются в разделах А.С. Савенко, А.В. Шевчик, Н.В. Шафтельской, О.С. Михайловой. Прикладное значение этой главы для русистики трудно пере-оценить. Завершает монографию глава «Мотивационно-деривационные связи», пока-зывающая динамику теории русского словообразования в духе традиционных системных описаний и их актуальных интерпретаций. На первый взгляд, этот раздел является пограничным, как видели этот раздел русской грамматики Винокур и Смирницкий. Но в то же время обогащенный но-выми веяниями просвещенной Европы и Америки, этот раздел монографии убеж-дает в вечных ценностях функционального словообразования, проповедуемых Бодуэном, Крушевским и Богородицким, Янценецкой и Кубряковой, Тихоновым, Лопатиным и Улухановым. В разделе ученицы М.Н. Янценецкой Людмилы Алексеевны Араевой, вдох-новленной новой для словообразования 90-х идеей когниции, рассматривается гносеологическая направленность диалектной словообразовательной ниши. В ду-хе Потебни системный деривационный аспект мотивации обсуждает и П.А. Катышев на материале диалектных названий шерсти. Вопрос о лексико-словообразовательном гнезде и его мотивационных механизмах затрагивает И.В. Евсеева. Закономерно, что стремление к интерпретации имеет цель постичь метафи-зику словообразовательной системы русского языка. Такой же ракурс анализа мотивационных словообразовательных связей создан в образцах анализа русского словообразовательного гнезда в формальном (М.Т. Попова) и семантическом (И.А. Кунгушева) плане. Нетиповые мотивационные отношения дериватов рассматривает Э.С. Денисова, моделируя идентификационные стереотипы восприятия знаков русской и иной ментальности. Терминология этой главы поражает своей глубиной и разносторонностью. В заключение повторю: по методам решения проблем, развитию тем, стилям изложения и – главное – по просветительскому значению монографии видно, что ее авторы разработали серьезный научный проект, исключительный по своему звучанию для современной русской науки и отечества.

Ключевые слова

Russian language symbols, Russian motivology, русская мотивология, русский языковой символ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Антипов Александр ГеннадьевичКемеровский государственный университетsante3@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в.: По материалам Международной научной конференции, посвященной 95-летию томской школы русистики / Под ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 322 с | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.

Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в.: По материалам Международной научной конференции, посвященной 95-летию томской школы русистики / Под ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 322 с | Сибирский филологический журнал. 2013. № 2.