Научная конференция «Литература в контексте культуры: сюжет и мотив». Новосибирск, Институт филологии СО РАН, 25-27 сентября 2007 г
Научная конференция «Литература в контексте культуры: сюжет и мотив». Новосибирск, Институт филологии СО РАН, 25-27 сент.pdf 25-27 сентября в Институте филологии СО РАН прошла очередная конфе-ренция, посвященная проблемам изучения сюжетов и мотивов русской литерату-ры, «Литература в контексте культуры: сюжет и мотив». В ней, помимо сотруд-ников института, приняли участие филологи Томска, Барнаула, Екатеринбурга. Отличительной чертой данной конференции является отсутствие такого ограни-чения, как строго заданный хронологический промежуток для исследования, по-этому представленные доклады, выделяя и выявляя определенные мотивы и сю-жеты, охватывают период развития русской литературы от древности до наших дней, что дает наглядную возможность наблюдать сквозной для русской литера-туры характер многих сюжетных и мотивных ходов, позволяет изучать их вариан-ты и трансформации. В докладе С.К. Севастьяновой (ИФл СО РАН, Новосибирск) «Мотивы агио-графии в челобитных патриарха Никона царю Алексею Михайловичу» рассмот-рены традиционные житийные мотивы, появляющиеся в челобитных, а также их роль в столь далеких от агиографии текстах. В челобитных патриарха Никона ца-рю из ссылки (1666-1676) при описании бытовых условий жизни, отношений с приставом, насельниками Кирилло-Белозерского монастыря используются моти-вы борьбы святого с бесами, характерные для агиографии. Детали и подробности, при помощи которых Никон в одной из последних челобитных описывает обста-новку вокруг жилых помещений, вызывают ассоциации с мотивом из Жития Алексия Человека Божия об издевательствах слуг над святым. Этот мотив исполь-зуется не только для эмоционального воздействия на адресата, но и служит ди-дактическим и полемическим целям, будучи по своему содержанию связанным с темой «гордого царя», которая получила особую актуальность в контексте идей-ной борьбы второй половины XVII века. Мотив уподобления царя богу, восходя-щий к литературной традиции, в сочинениях деловой письменности XVII века становится «общим местом», этикетным мотивом, отражающим далеко не стан-дартные ситуации, поэтому требующим от автора и образованности, и начитанно-сти, и умения владеть словом. В докладе М.Н. Климовой (Томск) «Сюжетика агиографических рассказов о святых грешниках» впервые на материале Четьих-Миней св. Димитрия Ростов-ского с привлечением других русских агиографических сводов выявляется круг житийных рассказов о «святых грешниках», переводных и оригинальных. Приво-дятся важнейшие сюжетные схемы и топосы рассказов о разбойниках, блудницах, гонителях и других «великих грешниках», после покаяния ставших святыми. Т.И. Ковалева (ИФл СО РАН, Новосибирск) выступила с докладом «Струк-турно-смысловые особенности видений в сюжетной ситуации создание церк-ви/монастыря: Житие Кирилла Белозерского и Киево-Печерский патерик». В докладе представлены особенности жанра в раннем (патерик) и более позднем (Житие) памятнике. Результат сопоставления структурно-смысловых элементов видений в названных текстах показывает: 1) они имеют значительные формаль-ные различия: в повествовании Жития этот жанр начинает приобретать форму и выделяться в самостоятельный, а в патерике он еще только складывается; 2) в составе структур этих видений выделяются как сходные по смыслу элементы (ви-дения характеризуются наличием общих более или менее устойчивых признаков, на основании которых их можно выделить в повествовании других текстов), так и отличные элементы (отличия объясняются тем, что в обоих памятниках по-разному организована повествовательная структура, видения принадлежат раз-ным типам героев-очевидцев и имеют в текстах разные функции). Л.А. Курышева (ИФл СО РАН, Новосибирск) обратилась к малоизученной проблеме: «Французская прециозная сказка на русской почве: “Остров Блаженст-ва” М.-К. д’Онуа в рукописных и печатных переводах XVIII в.». Предметом раз-мышлений автора сказки об Острове Блаженства стала сфера страстей и желаний человека. В аллегорической форме мадам М.-К. д’Онуа исследует вопрос о со-природности человека миру совершенного счастья. Особенности восприятия пре-циозной сказки на русской почве были обусловлены новизной жанра и отсутстви-ем контекста салонной культуры, в котором культивировались малые развлека-тельные жанры соответствующей тематики. В русских рукописных переводах середины XVIII века, в Гистории о принце Адольфе и острове вечного веселья, а затем и в печатных пересказах и переводах конца XVIII в. сюжет сказки мадам д’Онуа становится иллюстрацией к теме коловратности и суеты мира. Л.П Якимова (ИФл СО РАН, Новосибирск) сформулировала цель своего доклада «Мотив скуки как нарративный фактор русской литературы» следующим образом: обратить внимание исследователей гуманитарного профиля, филологов и культурологов на особое место мотивного концепта скуки в художественном тексте русской литературы. Принципиально важно, - подчеркивает Л.П. Якимова, - что русская литература замечательна именами писателей, озна-меновавших ее созданием такого рода произведений, которые приобрели знако-вый для национальной культуры характер именно благодаря тому, что их идейно-эмоциональную тональность определил мотив скуки, актуализируясь в ряде слу-чаев в художественных формулах, восходящих к обозначению общего смысла жизни и тем самым влияющих на позиционирование писателя в литературе: это и «скучно жить на этом свете, господа» (Гоголь), и люди «носят скуку, как моду» (Лермонтов), а жизнь воспринимают, как «скучную историю» (Чехов). Не менее важно иметь в виду и то, что при определенных обстоятельствах мотив скуки об-ретал значение эмоционально-идеологической доминанты целых периодов рус-ской литературы, наполняясь при этом в творчестве многих писателей остро со-циальным звучанием, о чем свидетельствует, например, литературное время на перевале веков от ХIХ к ХХ. В философском смысле причиной порождения скуки является само бытие в мире, но при всем многообразии путей и средств осмысле-ния данного феномена главную нарративную интригу создает необходимость от-вечать на вопрос о приоритетности влияющих на человека факторов, лежащих в сфере перманентно меняющихся соотношений социально-исторического детер-минизма и экзистенциализма, социологии и метафизики, позитивизма и феноме-нологии. В.И. Габдуллина (БГПУ, Барнаул) уже не в первый раз обращается к бога-тейшей мотивике творчества Ф.М. Достоевского. В ее докладе «Мотив продажи души в произведениях Ф.М. Достоевского» рассматриваются трансформации ар-хетипического сюжета договора человека с дьяволом в сюжетных коллизиях про-изведений Достоевского. На материале текстов, принадлежащих разным перио-дам творчества писателя, делаются наблюдения над структурой и семиотикой мотива продажи души и его трансформациями в соответствии с установками ав-тора, обусловленными художественными и мировоззренческими задачами. Доклад Н.А. Непомнящих (ИФл СО РАН, Новосибирск) «Мотив прозрения в повести Н.С. Лескова “Пугало”» был посвящен евангельскому по генезису мотиву прозрения и его реализации в повести Н.С. Лескова. Автором доклада прослеже-ны разные трансформации зрения у персонажей, как на лексическом, так и на се-миотическом и сюжетном уровнях. В результате можно говорить о том, что в «Пугале» мотив прозрения является сюжетообразующим. Последовательное раз-витие сюжета может быть представлено, как утрата юным героем изначально ему присущей веры в доброту под воздействием досужих россказней и заблуждений окружающих людей, что интерпретируется как «духовная слепота», и последую-щее прозрение, наступающее вследствие целой цепочки разных событий, при ко-торых происходит опровержение известных юному герою слухов, заставляющих его душу «прозреть», что даже подчеркнуто в финальных словах повести, цити-рующих соответствующие евангельские строки. Л.М. Митрофанова (УрГУ, Екатеринбург) в докладе «Роман “Черты из жиз-ни Пепко” Д.Н. Мамина-Сибиряка как часть петербургского текста русской лите-ратуры» предлагает новую интерпретацию одного из лучших романов Мамина-Сибиряка в контексте классических исследований последних десятилетий (В.Н. Топорова и др.) о петербургском тексте отечественной литературы. Доклад вызвал живейший отклик аудитории и спровоцировал дискуссию о правомерно-сти расширительного применения понятия «петербургский текст» к различным произведениям русской литературы. Однако не вызывает сомнения, что творчест-во столь интересного и плодовитого писателя-беллетриста, каким являлся Д.Н. Мамин-Сибиряк, необходимо изучать в свете новых подходов и концепций. Доклад Е.Н. Проскуриной (ИФл СО РАН, Новосибирск) «Роман Г. Газданова “Призрак Александра Вольфа” как святочный текст» был посвящен анализу на-званного романа в контексте отечественной календарной традиции. Взгляд на данное произведение как на святочный текст позволил увидеть тот внутренний слой, который выводит его за жанровые рамки экзистенциального романа. В докладе Е.Ю. Куликовой (ИФл СО РАН, Новосибирск) «“Куда ж нам плыть?” (морские мотивы в очерке В. Ходасевича “Бельфаст”)» поэтическое «плавание» Ходасевича было рассмотрено на фоне «Божественной комедии» Данте и лирики Ш. Бодлера. Скрытый трагизм, выраженный в описании строяще-гося корабля и в рассказе о другом - недостроенном «почти-Титанике», отразил внутреннее состояние поэта, для которого 1925 г. практически стал рубежом - в эти годы Ходасевич отказался от своей «тяжелой лиры». В докладе М.А. Бологовой (ИФл СО РАН) «Сюжеты стихотворных притч 1995-2005 гг.» исследовалось общее и различное в особенностях сюжетной орга-низации стихотворений, обозначенных их авторами как притчи и их жанровая обусловленность. Это и тематическое сходство (события страшные и неприят-ные), и острая злободневность всех сюжетов (в противовес вневременным ценно-стям притчи), и общая ситуация этического выбора, перенос акцентов с динамич-ности на описательность, и открытость в широкий литературный контекст, и пе-ренос акцентов с духовного плана на телесный. Исследователь заключает, что сохраняя в целом черты жанрового канона, современная стихотворная притча су-щественно модифицируется именно на уровне сюжета. В докладе Е.М. Букаты (НГТУ, Новосибирск) «Мотивная структура поэти-ческого сборника Д. Быкова “Последнее время”» было отмечено, что поэтическое творчество названного писателя представляет весьма интересный культурный и литературный феномен, в котором парадоксальным образом соединяются трагизм и игровое начало «Ордена куртуазных маньеристов». Рассмотрение мотивной структуры сборника, в который вошли стихотворения последних десятилетий, поможет, по мнению автора доклада, полнее раскрыть своеобразие мироощуще-ния поэта. Спектр исследовательских интересов участников конференции широк и включает не только исследование сюжетики и мотивики русской литературы, но также охватывает некоторые теоретические проблемы современного литературо-ведения, которым было посвящено сразу несколько докладов. Так, Э.А Бальбуро-вым (ИФл СО РАН, Новосибирск) в докладе «Сюжет и история: к проблеме эво-люции повествовательных форм» была показана эволюция сюжетного языка от сюжета-истории к сюжету-ситуации. Им исследуются причины деконструкции сюжетных схем и мотивов в качестве изученной предметности. И.В. Силантьевым (ИФл СО РАН, Новосибирск) в докладе «Лирический мо-тив в стихотворном и прозаическом тексте» была обозначена проблема разграни-чения, с одной стороны, повествовательного и лирического мотива, с другой сто-роны, лирического мотива и лирической темы. С учетом данных разграничений, а также специфики лирического события, был предложен комплексный подход к анализу лирической мотивики в стихотворном и прозаическом тексте. Доклад О.А. Ковалева (АГУ, Барнаул) «Фокус и фокусировка как возможные термины нарратологии» затронул проблему терминологических разграничений в такой активно развивающейся области современного литературоведения как нар-ратология. Значительная часть утвердившихся в нарратологии терминов является метафорическим переосмыслением понятий, пришедших из искусствознания или других специальных областей знания. Среди таких понятий, которые нарратологи используют в переносном значении, но которые не приобрели статус полноценно-го термина, следует назвать понятия «фокус» и «фокусировка». Они позволили бы акцентировать внимание на ряде проблем, находящихся на стыке нарратоло-гии и герменевтики, нарратологии и рецептивной эстетики. Работа конференции продолжалась два дня и в очередной раз подтвердила плодотворность подобных встреч. По итогам конференции планируется издание очередного сборника «Материалов к Словарю сюжетов и мотивов русской лите-ратуры», над составлением которого уже не один год работает коллектив сектора литературоведения Института филологии СО РАН.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 150
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ковалева Т.И. | Институт филологии СО РАН | ||
Непомнящих Н.А. | Институт филологии СО РАН |
Ссылки
