«Педагогическая поэма» В. А. Жуковского (по неизданным материалам) | Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. DOI: 10.17223/18137083/62/7

«Педагогическая поэма» В. А. Жуковского (по неизданным материалам)

Предпринята попытка реконструировать и проанализировать педагогический проект Жуковского конца 1840-х - начала 1850-х гг., который сам поэт называл своей «педагоги-ческой поэмой». Устанавливается, что проект этот основывался на учебно-методических разработках Жуковского 1820-х - 1830-х гг.; предназначался для домашнего первоначального обучения детей Жуковского и детей наследника престола, но в перспективе адресовался более широкой аудитории; замысел проекта возник в 1845 г., а основная работа над ним пришлась на 1851-1852 гг.; методологической основой проекта была система Песталоцци, актуализированная в 1840-х гг. Дистервегом; основополагающими принципами - доступность и наглядность. «Педагогическая поэма» Жуковского состояла из трех разделов: арифметики, русского языка (Живописной азбуки) и Живописной Священной истории. На основе архивных материалов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, в статье исследуются учебно-методические разработки Жуковского по каждому из этих разделов.

The «pedagogical poem» of V. Zhukovsky (on unpublished materials).pdf Последние два года своей жизни, когда прогрессирующая слепота и другие болезни все чаще напоминали В. А. Жуковскому о том, что надо «экономить временем», поэт посвятил педагогическим трудам, разрабатывая для своих детей учебные пособия, таблицы, карты и особую методику обучения. «Я теперь рабо-таю много, но мои теперешние работы все ограничиваются педагогикою, то есть приготовлением к предварительному курсу детей моих; эта работа берет все мое время и не позволяет ни за что другое приняться», - сообщал поэт в письме Н. В. Гоголю 1 (13) февраля 1851 г. [Гоголь, 2009, с. 396]. «Я теперь по горло по-грузился в мои педагогические труды», - писал он наследнику престола 1 (13) ян-варя 1851 г. [Киселев, 2017, с. 315-316]. На недоуменные вопросы друзей, почему онтратит немногие оставшиеся силы на «азбуку», а не на поэтическое творчество, Жуковский отвечал горячей апологией своих занятий, называя их «педагоги-ческой поэмой» [Плетнев, 1885, с. 82] и утверждая, что считает их «главной своей работой, предписываемой званием отца», имеющей для него «прелесть несказан-ную» [Уткинский сборник, 1904, с. 127]. Увлечение педагогическими трудамибы-ло столь велико, что даже на смертном одре Жуковский порывался рассказывать духовнику, «как учил детей своих по изобретенным им таблицам» [В. А. Жу-ковский в воспоминаниях…, 1999, с. 452]. Эти столь важные проекты первого русского романтика долгое время не попадали в поле зрения исследователей. Только в последние годы появились первые опыты их характеристики [Добро-вольская, 2005; Никонова, 2014], но пока только самого общего, обзорного толка. Главной целью настоящей статьи будет попытка их более подробной рекон-струкции ианализа. Их замысел восходит к 1845 г., когда Жуковский вознамерился подготовить курс начального обучения для детей наследника престола великого князя Александра Николаевича. Об этом намерении он весьма подробно рассказывал цесаревичу вписьме из Франкфурта-на-Майне 30 октября (12 ноября) 1845 г.: …я желал бы предварительно, на-чисто, по моей, известной вам методе, обработать если не все, то хотя некоторые главные предметы (здесь и далее по статье выделения в источниках принадлежат авторам. - Д. Д.), долженствующие войти в состав этого первоначального курса и в то же время собрать лучшие детские учебные книги, которые могли бы служить пособием для того, кому будет поручено преподавание первоначальное [Жуковский, 1885, с. 500]. Но начавшаяся в 1846 г. болезнь жены и работа над переводом «Одиссеи» по-мешали осуществлению замысла. Жуковский вернулся к нему уже в 1850 г., когда жил в Бадене. К этому времени достигла школьного возраста дочка поэта - десятилетняя Саша, ис 1850 г. Жуковский начал с ней систематические занятия1. Теперь он рассматривал задуманный курс как адресованный прежде всего ей. В перспективе же Жуковский предназначал свои разработки для самого широкого использо-вания: он хотел создать «полный курс домашнего, систематического учения», который бы «обнял все те предметы, которые дети могут и должны изучить дома, от самих родителей» [Плетнев, 1885, с. 132] и «обхватил систематически весь круг сведений, которые нужно иметь: мальчикам для вступления в гимназию, a девочкам для продолжения своего образования чтением и собственным заня-тием» [Уткинскийсборник, 1904, с. 128]. Благодаря многолетней педагогической деятельности при дворе (сначала в ка-честве учителя русского языка великой княгини Александры Федоровны, а затем - в качестве инспектора классов наследника престола и других царских детей) Жуковский уже давно состоялся как педагог. При этом его специализацией была именно педагогика младшего школьного возраста, которая интересовала его 1 Судя по «Журналам учения» (РГБ. Ф. 104. Карт. 1. № 21), которые Жуковский состав-лял для своей дочери в это время, зимой - весной 1851 г. он занимался с Сашей ежедневно, кроме воскресений, затем был сделан перерыв на лето, осенью занятия возобновились, но становились все менее регулярными. Весной 1852 г. Жуковский с дочерью почти не занимался - сказывалась болезнь глаз и общее ослабление организма, которое и привело поэта к кончине 12 апреля 1852 г. всегда. Именно к ней было больше всего приложимо увлекавшее Жуковского учение Песталоцци. Именно ей был посвящен курс «учения предварительного», который Жуковский в «Плане учения Его Императорского Высочества, Государя великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича»2 закрепил за собой. Естественно, что наработанный опыт ему хотелось применить в соб-ственной семье, одновременно обобщивиподытожив его. Опыт этот между тем был неоднозначен. С одной стороны, Жуковскому уда-лось завоевать симпатии и уважение всех своих царственных учеников, которые единодушно с восторгом отзывались о нем как о человеке и как о поэте. С другой стороны - отзывы некоторых из них о Жуковском-педагоге довольно скептичны. Императрица Александра Федоровна считала, что он был «слишком поэт, чтобы оказаться хорошим учителем» [Воспоминания императрицы…, 1896, с. 32], вели-кая княгиня Ольга Николаевна - что «на его долю выпала незаслуженная слава составления плана воспитания Наследника престола» и «в детях он ничего не понимал»3. Жуковский и сам думал, что опыт его преподавания в царском се-мействе был не совсем удачным - не потому, что избранная им методика ока-залась неэффективной, а потому, что, будучи не до конца разработанной, она не была как следует понята и принята сотрудниками. Теперь, на закате жизни, он хотел предпринять новую, более успешную попытку ее реализации4. В чер-новом наброске предисловия к своему курсу, которое он написал в форме письма кнаследнику престола, поэт рассуждал: Моя метода не удалась для вас не от ее недостоинства, а от того, что я должен был ее составлять в то время, когда надлежало ее приводить в действие. Ни один из наших учителей не вошел в мою мысль, ни один не смог отстать от своей рутины, а если бы и захотел, то только бы испортил то, к чему привык и не приобрел бы новые привычки. Но я теперь по опыту над моею дочерью , что моя метода не только удобная для учащего и учимого: она образовательна, действует этим на ум, воображение и па-мять: отстраняет все механическое, развивает деятельность умственную, дает много с меньшею утратою времени и помогает учащемуся самобытно присвоивать то, чтоему преподается учителем. Для этого нужно только то, чтобы учитель сам совершенно присвоил себе методу и ей строго повиновался, что однако совсем не повредило бы 2 О методически парадоксальном уклоне разработанного Жуковским плана именно в область первоначального обучения писал еще П. Загарин (Л. Поливанов), который и сам был профессиональным педагогом, основателем и директором знаменитой поливанов-ской гимназии см.: [Загарин, 1883, с. 405-410]. Подробнее об этом уклоне см.: [Долгушин, 2015б, с. 370-371]. 3 Ольга Николаевна, вел. кн. Сон юности. URL: http://dugward.ru/library/olga_nick.html (датаобращения 05.04.2017). 4 Это была уже третья по счету попытка: первой можно считать преподавание наук наследнику престола, второй же стало обучение его младшего брата великого князя Кон-стантина Николаевича. ВоспитательКонстантина Ф. П. Литкевспоминал: Преподавание наук великому князю началось по так называемому системати-ческому курсу изобретения В. А. Жуковского. Преподавал Гримм под руковод-ством Жуковского. Этот курс Жуковский составлял для государя наследника, но тамон неуспел приложитьегона практике, и опыт этот был сделантолькоу нас, но итут не мог быть приложен во всей строгости, как хотел Жуковский, а наконец исовсем остановлен. Таблицы играют в нем главную роль и изображают не только факты и числа, но и отвлеченные идеи. Таблицы мы употребляли с пользой, как мнемоническое сред-ство [Головнин, 2006, с. 24-25]. его собственной самобытности, только дало бы твердое направление ходу преподавания, не препятствуя преподавателю делать и свои зигзаги, кото-рые дали бы более привлекательности преподаванию, не теряющему из ви-дуглавного направления5. Целью домашнего курса, как пишет Жуковский в том же предисловии, яв-ляется «приготовление молодого сердца к вере, приучение молодого ума к само-бытной деятельности»6. Этим определялся набор дисциплин, в который должны были войти арифметика, чтение, письмо и Священная история. Общим методоло-гическим принципом преподавания был заявлен принцип доступности - так, чтобы «переходя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому соединить все основные понятия, составляющие содержание»7. Подобный подход, впервые провозглашенный Я. А. Коменским в XVII в., к середине XIX в. успел уже стать педагогической классикой. Приведенноевыше определение, данное Жуковским, текстуально почти совпа-дает с формулировкой Ф. А. В. Дистервега в книге «Руководство к образованию немецких учителей»: «Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!» [Дистервег, 1956, с. 153]. Книга Дистервега, вышедшая в Эссене в 1850 г. (т. е. как развразгар педагогических увлечений Жуковского), должна была быть ему известна8. Хотя Дистервег придерживался неприемлемых для Жуковского либеральных взглядов 5 Жуковский В. А. Мысли о преподавании, о грамматике, материалы для Живописной Священной истории // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 128. Л. 1 об. - 2 об. Более подробно Жуковский писал об этом в упомянутом выше письме цесаревичу 30 октября (12 ноября) 1845 г.: Я начал обрабатывать свою методу (и это не могло идти скоро) в такое время, когда уже все учители были на сцене со своими собственными рутинами; им не-возможно было отделаться от старых собственных привычек для приобретения новых, им чуждых; да и времени на то не доставало: учение шло вперед своим че-редом, за ним тащились мои таблицы и почти всегда опаздывали, и преподаватели не могли ими пользоваться сами, и таким образом не могло установиться одного общего хода, которым бы все части преподавания приведены были в одно стройное целое. Яработал прилежно, но работал с печальною мыслию, что труд мой напра-сен. Так по большей части и вышло. Для некоторых мои таблицы были полезны, некоторыене захотелинаних обратитьвнимания (чего я от них не мог потребовать, опасаясь их сбить с собственной их дороги); некоторые хотя и хотели, но не умели воспользоваться предложенным пособием, и им надлежало от него отказаться. Все это произошло от того, что материалы преподавания не были подготовлены зара-нее и что преподаватели не могли с ними предварительно ознакомиться и их себе присвоить [Жуковский, 1885, с. 501-502]. Несомненно, что это письмо и рукопись «Мысли о преподавании…» связаны тексту-ально. Можно было бы подумать, что в этом хранящемся в архиве РНБ автографе Жу-ковского (Л. 1-2 об.) перед нами - наброски не предисловия, а данного письма. Но такому предположению мешает как содержание (упоминание о занятиях Жуковского с дочерью, которые не могли иметь место в 1845 г., когда ей было всего три года), так и внешний вид рукописи. Она написана карандашом, на листах большого формата с помощью особой, изобретенной на случай слепоты машинки для письма. Так Жуковский писал в 1851-1852 гг. во времяболезниглаз. Скорее всего, наброски следует датировать 1851 г. 6 Жуковский В. А. Мысли опреподавании... Л. 1. 7 Тамже. Л. 1 об. 8 В библиотеке поэта она отсутствует, но там есть две других книги Дистервега - его учебные пособия для детей, одно из которых, правда, осталось неразрезанным [Лобанов, 1981, с. 136]. Подробнее о влиянии на Жуковского немецкой педагогики его времени и осо-бенно таких последователей Песталоцци, как И. Рамзауер, В. И. Г. Куртман, Ф. Ф. Вильмзен, см. в статье Н. Е. Никоновой [2014]. и был политическим противником друга Жуковского прусского короля Фридриха Вильгельма IV, в педагогике он являлся одним из самых последовательных про-должателей традиций Песталоцци и в этом отношении был единомышленником поэта. С еще большей горячностью, чем Песталоцци, Дистервег настаивал, что «всякое обучение должно быть наглядно, наглядно!» [Дистервег, 1956, с. 151]. Именно в наглядности и в ориентации на эвристическую самостоятельность ребенка (то, что Дистервег называл самодеятельностью9) видел основное достоин-ство своей методики иЖуковский. «По той методе, которую я себе составил, мое милое дитя учится не только прилежно, но и весело», - с удовлетворением сообщал он в письме П. А. Плет-неву [Плетнев, 1885, с. 132]. В другом письме тому же адресату поэт рассказывал, что его педагогическая работа идет так удачно, что моя малютка ни разу еще не чувствовала скуки и что для нее часы ученья всегда были приятны; тайна, дарующая им эту приятность, заключается в том, что она, то есть моя ученица, не сидит праздно с рази-нутым ртом, в который жаренные перепелки, совсем пережеванные, сами влетают; а в том, что она сама работает умом своим, сама ходит на охоту за этими перепелками и ходит по дороге, окруженной привлекательными видами, которые делают и самую дорогу для нее приятною, не избавляя однакоееиоттруда идтисвоиминогами [Там же, с. 648]. Таким образом, можно считать твердо установленными фактами, что педа-гогический проект Жуковского 1845-1852 гг., который он называл «педагогиче-ской поэмой», основывался на его учебно-методических разработках 1820-х - 1830-хгг.; непосредственно этот проект был предназначен для домашнего первоначального обучения детей Жуковского и детей наследника престола, но в перспективе адресовался более широкой аудитории; замысел проекта воз-ник в 1845 г., а основная работа над ним пришлась на 1851-1852 гг.; методологи-ческой основой проекта была системаПесталоцци, актуализированная в 1840-х гг. Дистервегом и другими последователями швейцарского педагога; основопола-гающими методическими принципами - принципы доступности и наглядности. Выяснив таким образом общие черты «педагогической поэмы», перейдем к кон-кретике и рассмотрим, как замыслы Жуковского были реализованы в учебно-ме-тодических разработках 1840-х - 1850-х гг., относящихся к трем основным разде-лам курса первоначального обучения - арифметике, русскому языку и Священной истории. Нагляднаяарифметика Здесь, как и в других разделах своего курса, Жуковский стремился реализо-вать императив Песталоцци и Дистервега: «исходи из чувственно восприни-маемого и переходи от него к понятиям. Иди от единичного к общему, от кон-кретного к абстрактному, а не наоборот!» [Дистервег, 1956, с. 150]. Чтобы дать понятие о дробях и целых числах, Жуковский готовит специальную таблицу, в которой изображает их наглядным образом в виде квадратиков. Один квадратик соответствует единице, два - двойке, три - тройке и т. д.; симметрично располо-жены пропорционально увеличенные квадраты для обозначения 1½ , 2½ , 3½ 9 «Основной принцип новой школы гласит: Самодеятельность посредством чувствен-ного познания и на основании последнего», - писал он [Дистервег, 1956, с. 152]. Ср. это высказывание Дистервега с приведенным выше утверждением Жуковского, что цель курса первоначального обучения должна состоять в «приучении молодого ума к самобытной деятельности». ит. д.10 Внизу под этой таблицей Жуковский размещает еще одну, в которой ри-сует сначала планиметрические и стереометрические фигуры, а затем - предметы, животных, людей. На обороте того же картона, видимо, в целях еще более на-глядного объяснения соотношений части и целого, единицы и множества, поэт изобразил сначала части дерева (плод, ветви, листья, корни), затем одиночное дерево, затем - деревья, высаженные в линию, затем - рощу деревьев. Сбоку от рисунков их содержание представлено в виде схем, опять-таки с помощью квадратов (одиночное дерево - один квадрат, линия деревьев - десять квадратов, расположенных горизонтально, роща - десять квадратов, расположенных верти-кально)11. Видимо, все это предназначалось для выработки у детей абстрактного мышления. Тому же должны были способствовать и материалы, расположенные на третьем картоне, - здесь Жуковскийпоместил план своего дома во Франкфурте-на-Майне, сориентированный по сторонам света, очень подробный - на нем показано даже как расставлена мебель в комнатах12. На обороте картона он нарисовал карту Рейна и приклеил печатную карту Франкфурта-на-Майне с обозначением района Саксенхаузен, в котором жили Жуковские в 1844-1848 гг. Здесь же помещен план еще одного дома - очевидно того, в котором семья поэта проживала в Дюссель-дорфе в 1841-1844 гг.13 На этом плане проставлена дата 30 октября (11 ноября) 1842 г. - день рождения дочери Жуковского Александры. Таким образом, опираясь на конкретные представления дочери - деревья, предметы, домашних животных, дом, где она живет, Жуковский хотел способ-ствовать формированию у нее понятий о явлениях, отсутствующих в непосред-ственном восприятии (Франкфурт, Рейн, дом, в котором Саша родилась, но ко-торого, конечно, не помнила), а также абстрактных, «схематических» понятий арифметики игеометрии14. Среди картонов этой единицы хранения имеется также картон с таблицей, сделанной для объяснения порядков числа (сотня, тысяча, миллион, биллион, квинтиллион)15. Все эти картоны, скорее всего, были разработаны Жуковским еще до переезда в Баден-Баден, т. е. в 1845-1848 гг. Вероятно, они должны были служить посо-бием при обучении по методике И. Рамзауера16, изложенной в его книге «Любовь в воспитании и образовании» [Ramsauer, 1846]. Как показала Н. Е. Никонова, кни-га эта была внимательно прочитана Жуковским. Картоны соответствуют второй, «практической» части этого труда, состоящей из обучающих, сгруппированных по темам вопросов [Ibid., S. 109-141]. На задней книжке переплета книги Рамзауера Жуковский набросал план занятий, совпадающий с тематикой описан-ных выше таблиц (в плане есть разделы о человеке, домашних животных, де-ревьях, частях дома ит. п. [Никонова, 2014, с. 115]). 10 Жуковский В. А. Таблицы (13) для практического курса первоначального обучения // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 132-а. Л. 2. Все материалы из этой единицы хранения расклеены на больших картонахформата 36,8 х 23,9 см. 11 Тамже. Л. 2 об. 12 Там же. Л. 3. Ср. замечание Дистервега: «При естественном развитии ребенок всегда переходит от колыбели и детской к знанию дома, жилья, окрестностей и т. д., пока, нако-нец, человек не охватит всю вселенную» [Дистервег, 1956, с. 153]. 13 Тамже. Л. 3 об. 14 О переходе от непосредственных восприятий к абстрактнымпонятиям как результате «развивающего обучения» подробно трактует Дистервег в «Руководстве для немецких учителей» [Дистервег, 1956, с. 154-155]. 15 Тамже. Л. 13-13 об. 16 Иоганн Рамзауер (1795-1874) - немецкий педагог, ученик Песталоцци. Чтение и письмо. Живописная азбука Той же стратегии движения от конкретного к абстрактному Жуковский при-держивался и при преподавании русского языка (чтения и письма). В черновых набросках, сделанных в 1851 г., он намечает логику своего курса следующим образом: предмет = понятие = слово. Составные части предмета = сост. части поняти = с. ч. слова. Слово произнесенное = соединение звуков. Слово писанное = соединение букв, воображающих звуки17. Реализоватьэту логику Жуковский постарался в составленных им таблицах. В одной из них, помещенной на картоне формата 48 х 60 см, Жуковский приводит образцы написания русских прописных и строчных букв, правописание окончаний, а по периметру картона размещает русскую азбуку в картинках. Буква А в ней несколько неожиданно иллюстрируется словом «ад» (нарисован вход в Аид с Цербером), буква Э иллюстрируется рисунком Эвы (Евы) у дерева, про-тягивающей запретный плод Адаму; другие буквы иллюстрируются более при-вычными словами: Бой, Жук (заметим, это одно из прозвищ Жуковского), Царь, Сад, Тень, Холм и т. д.18 На другом картоне этой же единицы хранения приведена подробная грамматическая таблица русского языка, а на его обороте - примеры составления слов с помощью приставок (Жуковский называет их «слоги предыду-щие») и суффиксов (Жуковский называет их окончаниями), при этом слова сгруп-пированы по тематике19, например: Состоянiе Раб - ъ - ыня, Горож - анинъ - анка, Бо - яринъ - ярыня, Крест - янинъ - янка, Ц - арь - арица, Кня - зь - гиня, Куп - ецъ - чиха Принадлежность Отече - скiй, Раб - iй, Отц - евъ, Император - овъ, Братн - инъ Мѣсто Дерев - ня, Пусты - ня, Пряд - ильня, Жил - ище Отвлеченноепонятiе Вла - сть, Крас - ота, Нов - изна, Раб - ство20 ит. д. Любопытен подбор примеров в разделе «Фамилия»: «Роман - овъ - ова, Писар - евъ - ева, Дмитр - iевъ - iева, Карамз - инъ - ина, Перов - скiй - ская». Судя по этому подбору, перед нами таблицы, которые Жуковский использовал еще в 1820-х гг., возможно даже при преподавании русского языка будущей императрице Александре Федоровне. К этому же или несколько более позднему периоду относится и немецкая азбука в картинках21. Она выполнена на картоне того же формата, что и русская грамматика - 48 х 60 см. С одной стороны картона помещены немецкие прописи, с другой - готический алфавит в картинках22. 17 Жуковский В. А. Мысли опреподавании... Л. 3. 18 Жуковский В. А. Таблица по русской грамматике // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 129-1. Л. 4-4 об. 19 Тамже. Л. 1-2 об. 20 Тамже. Л. 2 об. 21 Жуковский В. А. Немецкий алфавит с картинками // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 192-2. Л. 1-1 об. 22 Может быть, именно их использовал учитель немецкого языка Оёртль, о котором великая княгиня Ольга Николаевна вспоминала, что «многому учил он нас по цветным картинкам» (Ольга Николаевна, вел. кн. Сон юности). а а 1 а э 2 ы 3 о о 4 о u y 5 ou ъ ь 6 b б 7 b р п 8 р v в 9 v v f ph ф θ 10 f m м 11 m n н 12 n l л 13 l r p 14 r d д 15 d t т 16 t ӓ я 17 e e ѣ 18 e i j и i 19 i y ӧ ё 20 е ü ю 21 u й 22 ß с 23 с, s s з 24 z z ц 25 ç sh ж 26 j, g ч 27 sch ш 28 ch щ 29 g г 30 g k к 31 k ch х 32 h Рис. 1. Таблица цифровых и буквенныхсоответствий, используемыхВ. А. Жуковским Fig. 1. The table of letters and numbers matchings which were used by Zhukovsky Хотя Жуковский мог использовать эти хранившиеся у него материалы 1820- 1830-х гг. для преподавания русского и немецкого языков своей дочери, гораздо больший интерес в связи с нашей темой представляют разработки, выполненные им непосредственно в 1850-1851 гг. Это 15 таблиц начального курса русского языка23, о которых Жуковский рассказывал в письме А. П. Зонтаг: «…я составил особенного рода живописную азбуку, для которой сам нарисовал около 500 фи-гур, которая в одно время легким образом выучивает читать и писать и удержи-вать в памятивыученное» [Уткинский сборник, 1904, с. 127-128]. Таблицы представляют собой картоны 41 х 26 см. В их крайних колонках с правой и левой стороны заданы числовые значения букв русского, немецкого и французского алфавитов. Буквы сгруппированы так, чтобы сходные по звучанию звуки этих языков соответствовали одним и тем же цифрам (рис. 1)24: Посередине картона помещена основная часть таблицы, состоящая из сорока ячеек 5 х 8 см. В каждой из них рукой Жуковского сделан рисунок карандашом (3 х 3,5 см) (в таблицах 13, 14 и 15 некоторые рисунки цветные). С каждой из четырех сторон ячейки рисунок зашифрован с помощью цифр по-русски, понемецки, по-французски и по-латински25. Например, на первом картоне вокруг рисунка двух сражающихся на мечах воинов слово «бой» зашифровано цифрами таким образом, как показано на рис. 2,а. Если подставить вместо цифр их буквенные значения в соответствии с таблицей (см. рис. 1), то получится слово «бой», написанное на русском, немецком, французском и латинском языках (рис. 2,б). Как видим, эта система не позволяла точно передать правописание, но, не-сомненно, способствовала заучиванию слов и знакомству с азбукой. Причем главной целью было знакомство с русской азбукой - немецкая и французская выступали как подспорье: эти языки были разговорными в семье Жуковских и Саша их уже знала. Русский же ей только предстояло выучить. Поэт надеялся, что живописная азбука ейв этом поможет. В основном рисунки живописной азбуки чисто иллюстративны, но некоторые из них аллегоричны. Так, на четвертом картоне слово «гора» Жуковский изображает в духе К. Д. Фридриха (с которым он был лично знаком и живописью которого увлекался26): скала с возвышающимся на ее вершине крестом. Изобра-жение слова «земля» также напоминает о Фридрихе: нарисован холмик вырытой земли и воткнутая в него лопата с ручкой, как на известной картине Фридриха «Кладбище под снегом» (1827). Фридриховской атмосферой проникнут и рису-нок, изображающий слово «каскад»: водопад в скалах, поросших елями. Харак-терный для Фридриха прием использован в рисунке, иллюстрирующем слово «костер»: стоящие и сидящие вокруг него пастухи даны со спины. Слово «про-лив» изображено парусником, проплывающим между скал, на вершине которого виднеется крест. Само слово «крест» тоже изображено по-фридриховски: нарисован крест на скале у горной дороги. 23 Жуковский В. А. Таблицы для практического курса первоначального обучения // Ф. 286. Оп. 1. № 132б. Описание этих таблиц делает в своей статье Е. Б. Добровольская [2005, с. 193]. Таблицы датируются 1850 г.: на втором картоне рукой Жуковского сделана надпись: «кончано 1850 10 апреля / 28 марта». Заметим, что написание «кончано» обычно для Жуковского в 1840-е гг. Ср. его надпись на автографе перевода Нового Завета (Новый Завет / Пер. В. А. Жуковского. The New York Public Library. Slav. Reserve 07-263 С. 166 первой пагинации). 24 Жуковский В. А. Таблицы дляпрактическогокурса первоначальногообучения. Л. 1. 25 Ане по-английски, как ошибочно указываетсявстатье [Добровольская, 2005, с. 193]. 26 Картины Фридриха висели у Жуковского в кабинете. Поэт способствовал тому, что-бы работы немецкого художника закупались и для Эрмитажа. Об отношениях В. А. Жу-ковскогои К. Д. Фридриха см.: [Дмитриева, 1987; Нечаева, 2003; Иванова, 2010]. аб 7 4 22 31 31 4 1 11 11 7 8 1 10 16 8 5 30 12 1 б о й k k o a m m b p a f t p ou g n a Рис. 2. Карточка, составленнаядля слова «бой»: а - слово, зашифрованноеВ. А. Жуковским спомощьюцифр, б - расшифровка слова «бой» Fig. 2. The card made for word «the battle»: a - the word encrypted with the help of numbers, b - the decryption of the word «the battle» Большая часть картонов организована тематически: на картоне 8 собраны слова, обозначающие одежду, на 9-м - посуду, на 10-м - еду, на 11-м - повозки исельские орудия труда, на 12-м - сельскохозяйственные работы, на 13-м - средства передвижения, времена суток (изображены олицетворениями), дни не-дели ивремена года, на 14-м - месяцы и отвлеченные понятия. Изображение отвлеченных понятий было по понятным причинам наиболее трудной задачей. Слово «время» Жуковский изображает аллегорически, в духе барочной эмбле-матики, - двуликим Янусом, на голове у которого стоят песочные часы с крыльями. Эта аллегория, достаточно распространенная в XVIII-XIX вв.27, очевидно, была памятна Жуковскому еще с 1814 г., когда она была использована на празднике в честь встречи нового года в Муратово [В. А. Жуковский в вос-поминаниях…, 1999, c. 145]. Слово «век» изображено квадратом, разбитым на сто клеточек; слово «жизнь» - могилой с крестом, на которой стоит колыбель; слово «ребячество» - ребенком, над которым простирает свои руки ангел; слово «мо-лодость» - морем, радугой, а на первом плане - стоящим якорем, на котором на одной ноге балансирует человек в тунике; «Мужество» - рыцарем с мечом. В изображении слова «старость» особенно чувствуется личные переживания Жуковского: по морю кберегу плывет лодка. В лодке старик, простирающий 27 В ренессансном и барочном искусстве песочные часы с крыльями были частью комплекса изображений vanitas с его мотивами бренности, смертности и скоротечности [Морозов, 1974, с. 193-194]. Зачастую они использовались в качестве одного из атрибутов олицетворения времени - Кроноса, или Сатурна, - полуобнаженного, полысевшего стари-ка, обычно крылатого, держащего костыль и косу [Холл, 1996, с. 410]. Иногда (например, на русской гравюре XVIII в. «Двенадцать заповедей») часы изображались стоящими у него на голове [Сазонова, 2006, с. 325]. Ср. уС. С. Боброва: «Но бог пернатый снова ставит / На темы лысое часы; / С угрюмой скромностию правит / Блестяще лезвие косы» [Бобров, 2008, с. 315]. Жуковский рисует часы стоящими на голове у Януса - другого мифологиче-ского персонажа, такжесчитавшегосяв барочнойэмблематике олицетворением времени. к берегу руки, на носу лодки укреплен флаг с изображением креста. На берегу - маяк, над маяком - заходящее (или восходящее?) солнце. Живописная азбука - одна из лучших, тщательно продуманных и великолепно оформленных методических разработок Жуковского. Игровая эвристическая форма, запоминающиеся визуальные образы, самостоятельная деятельность при рас-шифровке цифровых значений - все это должно было увлекать ребенка и обеспе-чиватьуспешныйходучебного процесса. ЖивописнаяСвященнаяистория Одной из целей своего курса, как уже говорилось выше, Жуковский считал «приготовление молодого сердца к вере». Религиозному воспитанию он прида-вал чрезвычайно важное значение и полагал, что оно должно начинаться как можно раньше и при этом как можно дальше отстоять от любого рода отвлечен-ности и схоластики. Рассказывая А. П. Зонтаг о своих занятиях с детьми, он пи-сал 30 октября (12 ноября) 1850 г.: В христианском образовании не надобно терять времени. И здесь долж-но крайне беречься всякого педантического наставления. Но святые по-вести Библии принадлежат младенчеству, они должны слиться с нашей душою в весне ее жизни, когда она так восприимчива. Говорю об одних повестях библейских, об одних чистых фактах, составляющих материаль-ный фундамент христианства; о фактах без всякого нравственного тол-кования, которое в них само собою заключается, как запах в цветах. - Это занятие y нас принадлежит воскресенью. Жена рассказывает, a на другой день я повторяю рассказанное. Экзаменую, показываю картинки, принад-лежащие к рассказанному накануне, и указываю, что нужно, на карте: таким образом с ходом священных событий развивается сама собою и география: мы знаем теперь те места на земле, где был рай, где был Арарат, откуда развились народы, где прежде и ныне жил Авраам, и теперь вместе с облаком и пламенным столпом путешествуем по пустыне [Ут-кинский сборник, 1904, с. 128]. Как видим, и в преподавании Священной истории Жуковский руководство-вался принципом наглядности. По его собственным словам, она достигалась, во-первых, за счет образности самого рассказа о библейских события, во-вторых, за счет иллюстраций, в-третьих, за счет географических карт. Что касается ил-люстраций, то ими, очевидно, служили гравюры из роскошного издания Ветхого Завета на французском языке, имевшегося в библиотеке Жуковского [La Bible, 1834-1836] (см.: [Лобанов, 1981, с. 101]). В оглавлении этого издания рукой поэта отмечена 51 гравюра, которые он, скорее всего, и использовал в своих занятиях с дочерью. Что касается карт, то они были подготовлены самим Жуковским и сохра-нились на картонах, находящихся сейчас в РНБ. Это карта восточного полушария с обозначением уделов сыновей Ноя - Сима, Хама, Иафета, карта восточного Средиземноморья в древности, карта Древнего Египта, карта исхода израильтян из Египта, несколько картПалестины (временцарстваДавида и Соломона, времен Иудейского и Израильского царств, эпохи Римского владычества), карта персид-ской империи, карта империи Александра Македонского28. Как видно уже из это- 28 Жуковский В. А. Таблицы по Священной истории // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 131. Да-тировать эти материалы следует первой половиной 1851 г. (1851 г. обозначен на картоне 11, но речь может идти только о первой половине этого года: с июля Жуковский заболел воспалением глаза и мог работать только вслепую). См. также более раннюю карту, сого перечисления, изложение Священной истории у Жуковского шло в связи с ис-торией всеобщей. Поэтому в число пособий своего курса поэт собирался вклю-чить и «исторический атлас древней истории», о работе над которым он упо-минает в письмах П. А. Плетневу от 16 (28) октября 1850 г. и 3 (15) января 1851 г. [Плетнев, 1885, с. 679, 690]. Материалы, возможно относящиеся к данному за-мыслу, такжесохранились вРНБ29. Они представляют собой семь тетрадей большого формата 22 х 35,8 см, заполненных писарским почерком под общим заглавием «Обозрение древней географии для изъяснения таблиц географических». Текст делится на разделы по частям света: «Европа», «Азия», «Африка». Каждый из этих разделов в свою очередь разделен на главы, соответствующие отдельным странам (например, в разделе «Европа» есть главы «Греция», «Италия», «Галлия», «Испания», «Бри-танские острова», «Ретия, Вендемиция, Норикум, Панония», «Германия», «Фра-кия, Иллирия, Мезия», «Европейская Сармация», «Таврический Херсонес»). Для каждой страны дано подробное географическое описание с историческими экскурсами, характеристика плодородности сельскохозяйственных культур. В разделе «Азия» одна из глав посвящена Палестине. Поскольку данные мате-риалы рассчитаны явно не на детей младшего школьного возраста, можно думать, что перед нами учебное пособие, составленное Жуковским в 1830-х гг. для на-следника престола, тем более что в статье А. А. Краевского, вышедшей в июне 1836 г., ясно указывается, что поэт в это время готовил к изданию (так и не осу-ществившемуся) «Атлас Древней истории» [Краевский, 1836, с. 418], в состав ко-торого входили и географические таблицы древнего мира. С другой стороны, упомянутые выше высказывания Жуковского в письмах П. А. Плетневу не менее ясно свидетельствуют, что в 1850 г. он принялся либо переделывать этот атлас, либо составлять его заново. К 1820-м - 1830-м гг. восходит и еще один мнемонический и наглядный прием, примененный Жуковским в материалах к Живописной Священной исто-рии, - составление хронологических схем и исторических таблиц с помощью спе-циальных знаков. Знаки эти были придуманы Жуковским еще в 1820-е гг. и по-стоянно использовались им при разработке пособий для наследника престола30. А. А. Краевский считал их главной методической находкой Жуковского, «самым счастливым изобретением», имеющим «неисчислимые выгоды и для препо-давателя, и для ученика, дающим перевес таблицам В. А. Жуковского перед всеми известными» [Там же, с. 433] (т. е. таблицами Лесажа, Ниссена, Кольрауша, Яз-винского). Перечисление и объяснение (на французском языке) этих знаков находится на первом картоне таблиц Жуковского по Священной истории31. Всего он исполь-зует 70 знаков. Вот значение некоторых из них. Отрезок означает эпоху, точка - знаменательное событие, закрашенный черным цветом квадрат - эпоху, ставшую ставленную Жуковским для наследника престола: Жуковский В. А. Карта древней Па-лестины // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 129/11. Л. 1. Карта выполнена тушью и акварелью в масштабе 1:350 000 и наклеена на полотно 118 х 91 см. 29 Жуковский В. А. Обозрение древней географии для изъяснения таблиц географи-ческих // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 112. Рукопись эта представляет собой авторизованную пи-сарскую копию (с некоторыми изменениями и сокращениями) с автографа В. А. Жуков-ского, также хранящегося в РНБ: Жуковский В. А. География в древности // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 111. 155 лл. (см.: [Бычков, 1887, с. 172]). 30 См., напр., их использование в «Хронологических таблицах» по истории древнего мира (Жуковский В. А. Хронологические таблицы по древней истории // РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 110. Л. 4, 5, 6, 8 и др.). Подробно об этих знаках и мнемонической системе, изобре-тенной Жуковским, см. в статье Д. Ребеккини [2017]. 31 Жуковский В. А. Таблицы по Священной истории. Л. 1-1 об. началом исторического периода, литера N32… -народ, NN… - народы, N - исто-рическое лицо, N с точкой внизу - историческое лицо женского пола, N, заклю-ченная в квадрат, - страну, N со стрелкой, направленной от нее вправо, - изгна-ние, N со стрелкой, направленной к ней справа, - возвращение, скрижали с десятью заповедями - закон, кораблик - путешествие по морю, серп - сельское хозяйство, перекрещенныестрелы - мятеж ит. д. С помощью этих знаков можно было зашифровать содержание урока в своего рода схематический конспект. Этот процесс «свертывания» текста в схему, со-ставленную из специальных знаков, можно наглядно проследить по многочис-ленным маргиналиям Жуковского в книге Г. Диттмара33 «Мировая история до и после Рождества Христова» [Dittmar, 1846], которую поэт очевидно хотел положить в основу своего преподавания. На рис. 3 приведены два примера стра-ниц с такимисхемами-конспектами. а б Рис. 3. Маргиналии В. А. Жуковскогов книге: Dittmar H. Geschichte der Welt. Bd 1. Heidelberg, 1846 (а - S. 464, б - S. 466) Fig 3. The marginalia of V. Zhukovsky in the book: Dittmar H. Geschichte der Welt. Bd 1. Heidelberg, 1846 (а - S. 464, б - S. 466) 32 Под N подразумевается любая буква, с которой начинается имя соответствующего народа, страны, исторического лица. Историческое лицо обозначается буквой, с которой начинается его имя, и буква эта выделяется полужирным шрифтом (так историческое лицо можно отличить от народа). Этот признак (полужирный шрифт) воспроизводится в бе-ловых, тщательно выписанных и прорисованных таблицах, но, естественно, не воспро-изводится в черновых набросках, которые Жуковский делал наспех, от руки в записных книжках или на страницах книг. Поэтому на рис. 3 полужирного шрифта нет. 33 ДиттмарГенрих (1792-1866) - известныйнемецкий педагог, ученик Песталоцци. Тот же процесс на новозаветном материале можно проследить в рукописи Жу-ковского «Мысли о преподавании…». Вот как, например, он конспектирует первую главу Евангелия от Луки34: {Буква I, увенчанная короной} - З. Е. праведн. Наро. {

Ключевые слова

В. А. Жуковский, романтизм, библеистика, Священная история, педагогика в России, Дистервег, Песталоцци, V. A. Zhukovsky, romanticism, biblical studies, sacred history, education in Russia, Diesterweg, Pestalozzi

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Долгушин Дмитрий ВладимировичНовосибирский государственный университетd_dolgushin@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бобров С. Рассвет полночи. Херсонида. Т. 1 / Изд. подгот. В. Л. Коровин. М.: Наука, 2008. 649 с.
Бычков И. А. Бумаги В. А. Жуковского, поступившие в Императорскую Публичную библиотеку в 1884 г. // Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1884 г. Приложение. СПб., 1887. С. 1-181.
В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. О. Б. Лебедевой, А. С. Янушкевича. М.: Языки русской культуры, 1999. 726 с.
Воспоминания императрицы Александры Федоровны с 1817 по 1820 г. // Русская старина. 1896. №. 10. С. 13-60.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 15: Переписка. 1848-1852 / Сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. М.: Изд-во Моск. патриархии, 2009. 624 с.
Головнин А. В. Великий князь Константин Николаевич. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. 350 с.
Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 375 с.
Дмитриева М. К. Д. Фридрих и В. А. Жуковский. Из истории русско-немецких культурных связей // Панорама искусств. 1987. № 10. С. 328-343.
Добровольская Е. Б. «Это педагогическая поэма». В. А. Жуковский - воспитатель своих детей // В. А. Жуковский и русская культура: Сб. науч. ст. СПб.: Всерос. музей им. А. С. Пушкина, 2005. С. 182-195.
Долгушин Д. В. Иконическая и словесная репрезентация текста в «Живописной Священной истории» В. А. Жуковского // Духовно-нравственные основы российской культуры и образования. Вып. 3: Сб. науч. ст. / Отв. ред. М. И. Стрельцова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2015а. С. 57-72.
Долгушин Д. Придворный локус и авторефлексия русской литературы конца XVIII - первой половины XIX в.: Михаил Муравьев, Василий Жуковский, Петр Плетнев // Toronto Slavic Quarterly. 2015б. N 53. P. 363-375.
Жуковский В. А. Сочинения: В 6 т. / Под ред. П. А. Ефремова. 8-е изд., испр. и доп. СПб., 1885. Т. 4. 640 с.
Загарин П. [Поливанов Л.] В. А. Жуковский и его произведения. 1783-1883. М., 1883. 816 с.
Иванова Е. В. В. А. Жуковский - коллекционер и художник // Материалы XII Боголюбовских чтений, Саратов, 29 июня - 1 июля 2010 г. URL: http://ogis.sgu.ru/ ogis/bogo/mat12/mat12-40.html (дата обращения 05.04.2017).
Киселев В. С. Письма Жуковского к великому князю Александру Николаевичу 1850-1852 гг.: Публикация и комментарий // Жуковский: Исследования и материалы. Вып. 3 / Гл. ред. А. С. Янушкевич. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 304-345.
Краевский А. Об исторических таблицах В. А. Жуковского // Журнал министерства народного просвещения. 1836. Июнь. С. 409-436.
Лобанов В. В. Библиотека В. А. Жуковского (описание). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1981. 417 с.
Морозов А. А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Сб. 9: Проблемы литературного развития в России первой четверти XVIII века / Под ред. Г. П. Макогоненко, Г. Н. Моисеевой. Л.: Наука, 1974. С. 184-226.
Нечаева Н. «Картины… как баллады» (Картина «А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев» (1827) работы К. Д. Фридриха) // Наше наследие. 2003. № 65. С. 92-94.
Никонова Н. Е. В. А. Жуковский - современник педагогического века Германии: Немецкая литература о воспитании и творческие искания поэта 1840- 1850-х гг. // Имагология и компаративистика. 2014. № 1. С. 87-124.
Плетнев П. А. Сочинения и переписка: В 3 т. Т. 3. СПб.: Тип. Имп. АН, 1885. 746 с.
Ребеккини Д. Мир символов: мнемонические таблицы В. А. Жуковского и их значение // Жуковский: Исследования и материалы. Вып. 3. / Гл. ред. А. С. Янушкевич. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 238-257.
Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 896 с.
Уткинский сборник. Т. 1: Письма В. А. Жуковского, М. А. Мойер и Е. А. Протасовой / Под ред. А. Е. Грузинского. М.: Печатня А. С. Снегиревой, 1904. 302 с.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А. Е. Майкапара. М.: Крон-пресс, 1996. 656 с.
Dittmar H. Geschichte der Welt: In 4 Bde. Bd. 1. Heidelberg, 1846. 615 S.
La Bible. Traduction de la Vulgate par Le Maistre de Sacy. Ancien Testament. Nouvelle édition, ornée de figures gravées sur acier: En 3 v. Paris, 1834-1836. 1267 p.
Ramsauer J. Die Liebe in Erziehung und Unterricht. Ein Büchlein für Eltern und Lehrer, namentlich für Mütter aus den gebildeten Standen. Zum Andenken Pestalozzi’s und zu seinem hundertjährigen Geburtstage. Elberfeld; Meurs: Verl. der Rheinischen Schulbuchhandlung, 1846. 304 S.
 «Педагогическая поэма» В. А. Жуковского (по неизданным материалам) | Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. DOI: 10.17223/18137083/62/7

«Педагогическая поэма» В. А. Жуковского (по неизданным материалам) | Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. DOI: 10.17223/18137083/62/7