Итоги Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве» | Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. DOI: 10.17223/18137083/68/26

Итоги Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве»

Представлена информация о Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве». Раскрываются особенности, цели и задачи изучения детской литературы в последние десятилетия, перечисляются направления работы конференции и формы проведения сопутствующих мероприятий, освещаются результаты в исследовании тематики, проблематики и поэтики детской литературы кафедрой русской литературы Томского государственного педагогического университета и российским филологическим сообществом, приводится список докладов, дается обзорный комментарий широты, разнообразия и вариативности подходов в изучении детской литературы.

Results of the 8th All-Russian scientific conference with international participation “Russian literature in modern cult.pdf В последние десятилетия в литературоведении начали более интенсивно изучать детско-юношескую литературу, осознавая ее новый статус - как полноценный и самодостаточный художественно-эстетический феномен, имеющий своего адресата, свое целеполагание, свою жанрово-стилистическую специфику и образную систему. Особенно перспективным в последнее время становится изучение региональной детско-юношеской литературы [Сибирская литература…, 2017], актуальность которого «объясняется не только литературоведческими факторами (хотя они весомы, связаны с задачами уточнения истории детской литературы, тенденций ее современного развития), но и образовательно-просветительскими» [Макаренко, Полева, 2017, с. 128]. Эти факторы во многом обусловили выбор темы для VIII Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве», проведенной на базе кафедры русской литературы 1 Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) 7-8 сентября 2018 г.: «Детство в литературе и литература о детстве». Формулировка темы конференции позволила не ограничивать материал детско-юношеской литературой, а обсудить широкий спектр вопросов, касающихся изображения детей и детства в художественной и мемуарной словесности XVIII - начала XXI в. Вместе с тем осмысление проблематики и поэтики произведений, адресованных подрастающему поколению, стало «композиционным центром» конференции и прошло продуктивно во многом потому, что в ТГПУ приехали ученые из разных регионов России, специализирующиеся на исследовании детско-юношескойлитературы. География конференции не ограничивалась только сибирским регионом: помимо Томска, Барнаула, Новосибирска, Кемерова, Улан-Удэ, Сургута были представлены Урал (Екатеринбург, Челябинск), центральная часть России (Москва), а также Оломоуц (Чехия) и Горловка (самопровозглашенная Донецкая народная республика) - всего более 50 участников. Конференция открылась приветственным словом проректора по учебной работеТГПУ М. П. Войтеховской. На двух пленарных заседаниях прозвучали созданные на разном материале, в разных исследовательских стратегиях доклады В. Е. Головчинер (Томск) «Сказочные функции несказочной истории наводнения в Петербурге 1824 г., или Образ ребенка в первой публикации Е. Шварца (“Рассказ старой балалайки”)», А. А. Хадынской (Сургут) «Тема дореволюционного детства в изображении русских поэтов-эмигрантов первой волны», А. И. Куляпина (Барнаул) «Военное детство на Алтае: мифогеография рассказа К. Паустовского “Правая рука”», А. Н. Кошечко (Томск) «Достоевский детям и Достоевский о детях как научнометодическая проблема», С. И. Переверзевой (Москва) «Путь детской сказки от текста к фильму: невербальное поведение сказочных персонажей в советских экранизациях», О. А. Колмаковой (Улан-Удэ) «Архетипическая матрица Дитя в мотивно-образной структуре романа П. В. Крусанова “Американская дырка”». Доклады секции «Поэтика детско-юношеской литературы» были посвящены анализу формальных и содержательных аспектов творчества писателей детскоюношеской литературы ХХ-ХХI вв. В выступлениях Т. А. Богумил (Барнаул) «Мифопоэтика автобиографического цикла В. М. Шукшина “Из детских лет Ива- 1 На кафедре русской литературы Томского государственного педагогического университета с 2011 г. ведется активная работа по исследованию произведений писателей, биографически связанных с сибирским регионом. В 2016 г. создан «Сибирский научнообразовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» (директор - канд. филол. наук Е. А. Полева). За этот период сотрудниками кафедры были выиграны два гранта РГНФ и Администрации Томской области на исследование творчества сибирских писателей и сибирской темы в литературе для детей и юношества, изданы два тома коллективной монографии «Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010-е гг.)» [Сибирская литература…, 2016; 2017]. на Попова”», О. И. Плешковой (Барнаул) «Повесть-сказка Юлии Нифонтовой “Ермошка Добродей и волшебные часы”», Е. В. Харитоновой (Екатеринбург) «Автор, читатель и герой в художественном мире Светланы Лавровой», О. М. Да-выдовой (Челябинск) «Геопоэтика детской литературы Урала между северным и сибирским фронтирами», Е. К. Макаренко (Томск) «Проблемы поэтики совре-менной сибирской агиографической литературы для детей» рассматривалось творчество, втомчисле и современных авторов урало-сибирского региона. Ряд выступлений объединило обращение к проблематике и поэтике сказки со-ветской эпохи: О. А. Скубач (Барнаул) «Приключения сказки, или Концепция чуда в советской детской литературе 1930-х гг.», А. А. Кудряшова, О. Ю. Са-ленко (Москва) «Образ и мотив времени в “Сказке о потерянном времени” Е. Л. Шварца», А. В. Лобачева (Барнаул) «Повесть-сказка А. М. Волкова “Вол-шебник Изумрудногогорода” как “момент” эволюции литературы». А. Н. Губайдуллина (Томск) анализировала «Совместное чтение как мотив новой литературы для подростков», отметив, что изменения в организации под-росткового чтения отразились в современных произведениях: мотив чтения в них сопряженстемами дружбы, духовной идушевной близости. В секции прозвучали сообщения С. Ю. Колмакова (Томск) о творчестве В. Железникова, А. С. Шиловой (Томск) о репрезентации концепта «святость» в агиографических текстах для детей, а также доклады М. В. Гаан (Барнаул) и С. Балковой (Оломоуц, Чехия) одетской поэзии. В работе секции «Авторские интерпретации детства: стратегии, функции, приемы» в докладах были представлены разнообразные трактовки образа ребенка и мира детства, а также повествовательные приемы, используемые авторами про-изведений. Об охвате материалов можно судить по докладам М. А. Хатямовой (Томск) «Изображение детства в мемуарно-биографической литературе русского зарубежья», Е. А. Сафоновой (Томск) «Образ ребенка в лирике Ирины Кнор-ринг», Т. Г. Мастепак (Томск) «Поэт в роли читателя-комментатора своих сти-хотворений о детстве в романе В. Набокова “Дар” (анализ функций и основных тем метаповествования)», О. Н. Русановой (Томск) «Мир детства в драматургии Е. Гришковца», С. Л. Старовойтовой (Кемерово) «Образ ребенка в поэтическом наследии Игоря Киселёва», К. В. Тырышкиной (Томск) «Сопоставление точек зрения какповествовательный прием в сказках Т. Мейко». Секция «Исследование вопросов детско-юношеского чтения и преподавания литературы» включала в себя доклады, посвященные целям, задачам, приемам и способам организации учебной и познавательной деятельности школьников, мо-тивации и кругу чтения учащихся. Вопросы чтения детской литературы и обучения детей творчеству нашли свое воплощение в докладах С. Н. Колесовой (Новосибирск) «Решение учебных задач как способ мотивации к чтению современной детско-юношеской литературы (на материале повести А. Жвалевского, Е. Пастернак “Время всегда хорошее”)», А. В. Петрова (Томск) «Детская литература в пятых-шестых классах: теоретические и практические вопросы обучения творчеству», М. И. Ломакиной (Томск) «Особенности организации совместной деятельности, мотивирующей к смысловому чтению подростковой литературы», А. А. Чермяниной (Томск) «Образовательный потенциал приемов активизации интереса к чтению в старшей школе», Я. В. Будянской (Барнаул) «Поэзия пост-модернизма в круге чтения младших школьников». На секции «Аксиология детско-юношеских отношений в литературе» с докладами, посвященными деструктивным, воспитательным и ценностным аспектам отношений выступали молодые исследователи ТГПУ (И. В. Нестина, Е. С. Прокопенко, Г. И. Карташова, Д. Э. Тубольцева), привлекая для анализа творчество Ф. М. Достоевского, М. Л. Халфиной, Б. Акунина, В. Роньшина. В докладе В. Ю. Баль (Томск) «“Дом” и “бездомье” в отношениях “мать - дочь” в романе О. Славниковой “Стрекоза, увеличенная до размеров собаки”» концепт дома рассматривался в ракурсе онтологических и антропологических мотивов; доклад Е. И. Пацьорка (Томск) был посвящен проблеме формирования личности ребенкав «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. Доклады секции «Социальные, психологические, культурологические аспекты изображения детей в литературе» были направлены на широкое обобщение тем и мотивов, сюжетных и поэтических особенностей литературы о детях. Свои доклады представили Е. А. Полева (Томск) «Мотив правдоискательства в подростковой литературе 1960-1980-х годов», О. Н. Турышева (Екатеринбург) «“Заглядывая в собственное сердце…” и прозревая “законы судьбы”: инфантильное чтение в литературном изображении», Т. А. Рытова (Томск) «Минимизация вербального в воспоминаниях о детстве и доминирование вербального в жизненном мире ребенка (на материале русских романов 2000-х годов)». С обоснованием ценностных и социально-психологических особенностей изображения мира детства в конкретных произведениях выступили Ю. О. Чернявская (Томск) «Формирование системы ценностей подростка в романе “Томские чудеса” Б. Кли-мычева» и Е. Н. Рогова, Л. С. Яницкий (Кемерово) с совместным докладом «Сравнительно-психологические аспекты изображения детей с ограниченными возможностямивромане М. Петросян “Дом, в котором…”». Секция «Детство в мемуарной, автобиографической литературе и эго-текстах» была посвящена разнообразным аспектам изображения детства в русской литературе XVIII - начала XXI в. Е. Е. Приказчикова (Екатеринбург) исследовала аксиологию детства в русской мемуарной литературе XVIII в. Сделали сообщения о детстве в литературе XIX в.: В. А. Филатова (Горловка, самопровозглашенная ДНР) на материале записок кавалерист-девицы Надежды Дуровой, Т. В. Затеева и Е. Г. Новокрещенных (Улан-Удэ) - по детским воспоминаниям Я. П. Полонского и А. А. Фета. Мемуарная литература XX и начала XXI в. была представлена именами В. Набокова и А. Аксёнова в докладах украинских филологов С. А. Кочетовой (Горловка) и М. Н. Ивахненко (Горловка). В рамках конференции был проведен круглый стол, посвященный обсуждению проблем и перспектив изучения региональной детско-юношеской литературы2, а также workshop «Методические подходы к работе с текстами для детскоюношеского чтения»3. Материалы конференции будут опубликованы в научном журнале «Вестник ТГПУ». Учитывая заинтересованность всех участников конференции в исследовании детско-юношеской литературы, актуальность и перспективность ее изучения, коллективом кафедры русской литературы было принято решение проводитьподобные мероприятияпо темеразв два года (биеннале).

Ключевые слова

конференция, детская литература, детство, детское чтение, дети и родители, поэтика детской литературы, преподавание детской литературы, conference, children’s literature, childhood, children’s reading, children and parents, poetics of children’s literature, teaching children’s literature

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Головчинер Валентина ЕгоровнаТомский государственный педагогический университетgolovchiner@mail.ru
Макаренко Евгения КонстантиновнаТомский государственный педагогический университетandre@tspu.edu.ru
Петров Аркадий ВладимировичТомский государственный педагогический университетarkadione@gmail.com
Полева Елена АлександровнаТомский государственный педагогический университетtspu-litera@yandex.ru
Всего: 4

Ссылки

Макаренко Е. К., Полева Е. А. Итоги и перспективы исследования современной сибирской литературы для детей и юношества (отчет по гранту РГНФ и Администрации Томской области) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2017. Вып. 2 (179). С. 128-134.
Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950-2010 годы): Коллективная моногр. Т. 1 / Е. А. Полева и др. Под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Том. ЦНТИ, 2016. 198 с.; Т. 2 / Е. А. Полева и др. Под ред. Е. А. Полевой, Е. К. Макаренко. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2017.
 Итоги Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве» | Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. DOI: 10.17223/18137083/68/26

Итоги Восьмой Всероссийской с международным участием научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве: Детство в литературе и литература о детстве» | Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. DOI: 10.17223/18137083/68/26