История возникновения и содержательно-оформительские особенности сатирического журнала «Осы» (Томск, 1906 год)
Рассматриваются этапы возникновения и развития первого томского сатирического журнала «Осы» (1906), анализируются его содержательные особенности и условия иллюстрирования. Изучаются цензурные дела Государственного архива Томской области, проводится комплексный анализ содержания сохранившихся номеров журнала. Автор приходит к выводу о том, что уровень сатиры «Ос» был сопоставим с «большой» русской сатирой периода Первой русской революции. Это было обусловлено сильным авторским составом журнала, объединившимся для освещения реакции местного общества на события 1905-1906 гг. Исследование журнала «Осы» позволяет обозначить основные объекты критики сатириков, выявить его тематическое и жанровое разнообразие.
History of the origin and content-design features of the satirical journal “Osy” (Tomsk, 1906).pdf Введение Российские сатирические журналы периода Первой русской революции постоянно привлекают внимание исследователей на протяжении многих лет: первые работы, посвященные осмыслению этого периода расцвета российской сатиры, относятся еще к началу и первой половине XX в. (см. [Кранихфельд, 1905; Чеботоревская, 1906; Боцяновский, Голербах, 1925; Чуковский, Дрейден, 1925; Альбом революционной сатиры..., 1926] и др.). Современные исследователи обращают внимание на своеобразие сатирических журналов как особого типологического отряда [Махонина, 2002], рассматривают сатирические органы периодики отдель ных регионов [Лепилкина, 2010, с. 304-324], изучают особенности их содержания иоформления [Голиков, 2011]. Сатирическая журналистика Томска также освещена в работах современных исследователей [Юшковский, 2003, с. 139-144; Жилякова, 2011, с. 323-333]. Однако до сих пор нельзя сказать, что выявленные и сохранившиеся томские сатирические журналы одинаково глубоко изучены. Так, например, первый «легальный» 1 сатирический журнал Томска «Осы» часто лишь упоминается в ряду других сатирических изданий (см., например: [Жилякова, 2011]), при этом отсутствуютработы, посвященные исключительно этому журналу. Цель настоящей статьи - выявление содержательно-оформительских особенностей журнала «Осы» (Томск, 1906 г.), а также восстановление истории его создания и трансформаций в связи со сменой редактора. Основными методами являются комплексный анализ сохранившихся номеров журнала, анализ цензурных дел, сохранившихся в ГосударственномархивеТомской области (ГАТО). Возникновение и первый периодсуществованияжурнала История томского сатирического журнала «Осы» началась 15 декабря 1905 г., когда потомственный почетный гражданин города Томска Виталий Иванович Федоров подал прошение об издании нового журнала на имя томского губернатора. Он писал: На основании Высочайшего указа о временных правилах о повременной печати, принятой Государственным Советом 23 ноября 1905 года, имею честь заявить Вашему превосходительству, что я намерен издавать в г. Том-ске периодический орган - литературно-сатирический листок под названием «Осы». Программа предполагаемого издания такова: отклик на современные явления общественной и политической жизни, как местной так и общероссийской, причем отклик этот будет выражаться как в серьезных статьях, так и в сатирических набросках, юмористических фельетонах, стихах, шутках, а также рисунках-карикатурах. Срок выхода предположенного мною издания - не более одного раза в неделю и не менее двух раз в месяц. - Подписная плата: для городских подписчиков три рубля в год, для иногородних - четыре рубля в год. - Печататься издание будет в типографии П. И. Макушина, находящейся в г. Томске, на Дворянской улице. Ответственным как редактором, так ииздателем литературно-сатирическоголистка «Осы» буду я, потомственный почетный гражданин Виталий Иванович Федоров, проживающий в г. Томске по Спасской улице, д. № 34, и отвечающий всем условиям 2. Необходимо отметить, что В. И. Федоров был хорошо известен томским читателям периодики, поскольку на протяжении нескольких лет он выступал в роли фельетониста крупной томской газеты «Сибирская жизнь» под псевдонимами «Фита», «Ф.» и «В.Ф.». Кроме этого, Федоровбылсекретарем этойгазеты. В заявлении обращает на себя внимание оперативность реакции Федорова: только 23 ноября 1905 г. вышли новые правила о печати, согласно которым стал 1 Акцент на легальности этого журнала сделан потому, что первым сатирическим журналом Томска является бесцензурный сатирический журнал «И смех, и горе», вышедший в 1905 г. (подробнее о нем см.: [Жилякова, 2014]). «Осы» же претендовали на свое первенство среди других сатирических изданий и были правы в том отношении, что из легальных журналов онидействительно былипервыми по времени возникновения. 2 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 693. Л. 7. возможен явочный порядок новых газет и журналов 3, а уже меньше чем через месяц в Томске появилось первое прошение о разрешении нового органа печати. В заявлении также отразилось стремление Федорова публиковать в журнале не толь-ко юмористические исатирические произведения, но и «серьезныестатьи». Несколько листов архивного дела отражают переписку губернатора с Томским губернским жандармским управлением и томским полицмейстером, которые уверили высшее губернское начальство в том, что Федоров «к делам политического характера при Томском губернском жандармском управлении привлекаем не был 4, «ни в чем предосудительном не замечен, состоит сотрудником газеты “Сибирская жизнь”, к ответственности по делам политического и уголовного характера не привлекался» 5. 22 декабря 1905 г. разрешение на издание «Ос» было получено, а 31 декабря 1905 г. вышел первый номер первого «легального» томского сатирического журнала. Об этом на первой полосе торжественно сообщила «Сибирская жизнь» в последнем номере уходящего года (СЖ. 1905. № 264). Приэтом любопытно, что дата выхода№ 1 «Ос» в самом журнале - 1 января 1906 г. «Сибирская жизнь» уведомляла своих читателей практически обо всех выходивших номерах «Ос», иногда анонсируя в этих объявлениях отдельные материалы дружественного журнала. В№ 18 и 20 за 1906 г. «Сибирская жизнь» писала: Первый в Сибири сатирический журнал (№ 1-й вышел 31 декабря 1905 года). Продолжается подписка на новое периодическое иллюстрированное издание в Томске литературно-сатирическийлисток «Осы». «Осы» выходят от 2 до 4 развмесяц (до 35 №№ в год). Каждый номер состоит неменее как из 8 страниц формата столичных сатирических журналов. Программа «Ос» - отклик в сатирических и юмористических фельето нах, в стихах, шутках и карикатурах на общественно-политические явления современной действительности. Особенное внимание будет уделяться Си бири и, в частности, Томску. Редактор-издатель В. Федоров (СЖ. 1906. № 18). Также «Сибирская жизнь» писала о выходе увеличенных номеров «Ос» (СЖ. 1906. № 25, 39, 41), анонсировала публикации сказки «Налим» (СЖ. 1906. № 48) и поэмы Г. Вяткина «Легенда о царе Басандае, дочери его Томи и князе Ушае» (СЖ. 1906. № 204) ит. д. Можно констатировать, что все номера «Ос» с первого по 22-й анонсировались газетой: это свидетельствовало об особом внимании «Сибирской жизни» кновомусатирическомуизданию. Первый выпуск первого томского сатирического журнала имел необычное для Томска оформление: на его обложке был рисованный логотип и большая иллюстрация, занимающая практическивсю полосу. Логотип «Ос» представлял собой стилизованные под «вырезанные из дерева» буквы названия журнала - «Осы», под и над ними были изображены летающие и сидящие насекомые (читатель должен был понять, что это осы). В левом углу размещалось изображение сухого пня, на котором стояла чернильница с пером, 3 См.: Жирков Г. В. Временные правила о печати 1905-1906 гг. // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2333679 (дата обращения 17.12. 2019). 4 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 693. Л. 10. 5 Тамже. Л.11. рядом с ним также лежали перо и остро заточенный карандаш. На чернильнице была размещена надпись: «Difficile est satiram non scribere»: это известное изречение Ювенала из «Сатир», которое переводится как «Трудно не писать сатир», или «Нельзя не писать сатиры». Рисованный логотип «Ос» вызывал ассоциации с логотипами известных сатирических журналов 1860-х гг. - «Искры», «Гудка» и других, в которых тоже использовались изображения людей, зверей, предметов, в них вставлялись подписи ит. д. Иллюстрация на обложке первого номера изображала двух людей: в левом углу - бородатого старца, в правом - обнаженного стоящего младенца, олицетворявших старый и новый годы. Старый год протягивал младенцу кисть: между ними находился недописанный плакат с надписью «Конститу...», имелось в виду, что старому году не удалось дописать это слово, и он передавал эту обязанность году новому. От плаката на рисунке во все стороны расходились лучи, давая понять, что «Конституция» воспринималась автором рисунка как нечто, равное солнцу. Надрисунком быланадпись «СНовым годом, читатель!». Передовая статья, открывающая номер «Ос», также называлась «С Новым годом, читатель!»: она была посвящена не направлению и не программе нового издания, а осмыслению итогов прошедшего 1905 года. Журналист писал: «Осы» от души желают, чтобы вместе с новым годом пришло к Вам и «новоесчастье». Старый год - страшныйгод. Он залил нашу страну кровью, окутал еедымом пожаров. Он унес в могилу десятки тысяч человеческих жизней, наградил нас за чужие грехи позорным миром. Он, - этот год, - принес с собой голод, междоусобную войну, обнища ние рабочих, разорениевсейстраны (Осы. 1906. № 1). Однако, настаивал автор, не только бедами ознаменовался прошедший год: благодаря ему теперь можно «отправиться на митинг к социал-демократам» или «объявить себя членом какого-нибудь союза», наконец - теперь можно издавать журнал «Осы» в Томске. Иначе говоря, старый год, «как злой ростовщик за огромную плату - дал нам небольшую часть того неоцененного сокровища, которое называется свободой». И журналист призывал бороться за эту свободу, потому что только она может принести всем «новое счастье». Передовая статья «Ос» может считаться программной в том смысле, что в ней четко была обозначена ориентация журнала на политическую сатиру. Это подтверждалось всем содержанием первого номера: в нем обсуждались вопросы политики внешней и внутренней, читателям напоминали об октябрьских событиях в Томске (о черносотенном погроме), о выборах в Томскую городскую думу ит. д. Тема свободы, заявленная в передовой статье, рассматривалась с несколько иной позиции в разделе «Фельетон “Ос”». В нем был размещен фельетон «Вернутся ли? (исповедь старого фельетониста)», подписанный инициалами «В. Ф.», т. е. принадлежал этот материал перу самого редактора журнала, В. И. Федорову. В нем он вспоминал: За те девять лет, которые я работаю в провинциальной печати, я привык к гнету цензуры, я привык чувствовать за своей спиной тень соглядатая моих лучших мыслей, душителя моих сокровенных дум, я привык к тому трафарету, к тому шаблону, который называется фельетоном провинциальной подцензурной газеты (Осы. 1906. № 1). Федоров приводил примеры такого «трафарета»: Я прекрасно знал, о чемямог писатьио чем не мог. Я мог писать о пьяном городовом, но не смел сказать ни слова о запо ровшемдо полусмерти пьяного мужикачастном приставе. Я мог писать о неаккуратном посещении службы регистратором Горе мыкиным и не смел пикнуть о том, что статский советник Счастливцев размотал казенные деньги (Осы. 1906. № 1). Описав положение фельетониста при «старых порядках», Федоров приветствовал новое время, «когда красный карандаш сломался, когда цепи, сковывавшие, как Прометея, русскую печать, разбиты, когда над Русью занимается заря новой жизни, жизни свободной», однако он признавал, что теперь не может «кричать полным голосом»: За девять дет цензурного гнета я отвык дышать и говорить полной грудью. За девять лет цензурного гнета мой звонкий голос превратился в робкий и слабый полушепот (Осы. 1906. № 1). Заканчивался фельетон вопросом о том, вернутся ли к автору «молодые силы», «юношеские золотые мечты», «огневая страсть» и «благородные порывы серд-ца», - но этотвопросоставалсябезответа. Авторский состав первого номера включал в себя, кроме самого редактора В. И. Федорова (псевдоним «В. Ф.»), М. С. Попова («М. С. Кларин»), К. Троицкого («Кит»), Е. Бахарева («Б.»): все они ранее участвовали в газете «Сибирская жизнь». Это не было случайностью: как писал Вс. Крутовский, современник описываемых событий, «группа сотрудников “Сибирской жизни” с 1905 года издает на паевых началах литературно-сатирический журнал “Осы”, перешедший впоследствии к К. И. Троицкому и просуществовавший до февраля 1907 года. “Осы” пользовались симпатией публики и расходились довольно бойко» [Крутовский, 1912]. Несмотря на то, что Крутовский указывал, что журнал выходил и после 1906 г., номеров за 1907 г. пока не обнаружено ни в местных, ни в столичных библиотеках и архивах. Остальные номера «Ос» выходили по модели, обозначенной первым номером. В журнале использовались «на равных» как прозаические, так и поэтические произведения, причем номер, как правило, открывался стихотворением лирического (редко сатирического) содержания. Затем шли «крупные» формы: фельетоны, «сказки», «легенды», «словари», басни, сценки. В конце номера помещались небольшие по размеру афоризмы, «разговоры», пословицы, поговорки, анекдоты ит. п. Постоянных разделов в журнале практически не было. Исключение составлял отдел «Фельетон “Ос”»: он присутствовал в номерах, которые редактировал Федоров. После того как сменился редактор, отдел исчез, но появился новый под названием «Телеграммы» (позднее - «Телеграммы агентства “Свобода”»). Остальные материалы размещались без рубрик. Как правило, номер содержал по несколько иллюстраций - от пяти до восьми, считая рисунок на обложке. Судя по стилю и технике, они выполнялись разными людьми, но подписей на них в основном не было. Лишь на некоторых указывалось имя автора - «Кекс». В основном это были карикатуры с подписями, занимавшие довольно много места - до полосы целиком; в них высмеивались местные политические и общественные деятели, обыватели, представители городской и губернской власти. В отдельных номерах к карикатурам добавлялись графические заставки в виде насекомых (ос), изображений черепови пр. Необходимо отметить, что с иллюстрациями «Ос» выстроился особый сюжет, связанный с тем, что они - в отличие от текстовых материалов - попадали под предварительную цензуру, согласно Временным правилам о печати 1905 г. Журнал постоянно предупреждал об этом своих читателей: писал о том, что подписи под рисунками вычеркнуты томским цензором Виноградовым (Осы. 1906. № 13, 17, 19), а когда № 27 и 29 вышли без рисунков, пояснил, что это было сделано «по независящим отредакции обстоятельствам» (Осы. 1906. № 27). Но даже в номерах, где рисунки были запрещены, редакция украшала журнальные страницы графическими заставками, шаблонами, которые «кочевали» из номера в номер и потому не требовали особого согласования. По-видимому, для журнала было принципиально важным оставаться иллюстрированным, даже если не было возможности помещать карикатуры. Во втором номере «Ос» издатель, во-первых, предупредил своих читателей на обложке журнала о том, что изменились условия выхода: «в Томске объявлено военное положение», т. е. уровень свободы опять резко снизился. Во-вторых, номер важен тем, что в нем начались два продолжающихся фельетонных цикла: «Из области экскурсий» (автор «Горацио») и «Кому привольно весело живется в нашем городе...» (автор «Кит», т. е. К. Троицкий). Второй цикл, написанный «по мотивам» знаменитого некрасовского «Кому на Руси жить хорошо», «прошел красной нитью» через весь журнал: в последнем номере (№ 30) был очередной выпуск этого стихотворного фельетона, и он заканчивался обещанием продолжения в будущем. В четвертом номере «Ос» редактор решил все-таки обозначить направление и «платформу» своего журнала (статья «О платформе “Ос”»). Он указывал на то, что понимает удивление читателей, которые до сих пор не познакомились с редакционной политикой, но приводил свои доводы для объяснения такого положения дел: Обыкновенно всякий новый журнал, всякая новая газета считают непременным долгом выступить перед читателем с своей платформой, представиться, так сказать, в первом же номере. Мы имеем честь заявить, что не причисляем себя к «всяким», и потому правила, относящиеся до «всяких», не считаем для себя обязательными. Это во-первых. Во-вторых, глубоко ошибаются те, которые предполагают, что так легко придумать, то есть мы хотели сказать, выработать и изложить какую бы то ни было платформу (Осы. 1906. № 4). В итоге «платформа» журналбыла обозначена следующим образом: Журнал «Осы», можете себе представить, будет наполняться различными литературными и научными произведениями, - произведениями нашего ума и сердца, а затем - произведениями наших художественных способностей, в виде различных карикатур, иллюстраций и пр. (Осы. 1906. № 4). Кроме этого, добавлял автор, в журнале будут публиковаться объявления, письма в редакцию ит. д. Далееонпереходил к «программе» журнала: Наша программа вполне исчерпывается одним маленьким словом - «все». Да! Никакая область человеческого познания, ни одна из областей наук, политики и искусств, завоеванных величественным и гениальным умом и благородным сердцем человека, не застрахованы от того, чтобы и мы не приняли посильного участия в их расширении и наши собственные завоевания в том направлении не поместили бы на страницах «Ос». Но, в виду того соображения, что наш орган предполагает быть верным отражением современной жизни, быть, как говорят, органом «дня», а центр тяжести современной жизни явно склоняется к областям политики и общественных отношений, то и мы будем предпочтительное внимание оказывать именно этим областям. С другой стороны, так как наш орган издается вг. Томске, то естественно, что дела Сибири вообще и делишки г. Томска в частности, будут пользоваться нашим наибольшим благосклонным вниманием, как уже и объявлялосьобэтомраньше (Осы. 1906. № 4). При этом редактор подчеркивал, что тип журнала - сатирический - был выбран не случайно: Наш журнал, по своему званию литературно-сатирического журнала, является чрезвычайно удобным для помещения всякого рода статей. Самая серьезная ученая статья, которую не могли бы выдержать даже рамки газет, «издающихся в формате больших провинциальных», отлично поместится на страницах «Ос» (Осы. 1906. № 4). Автор приводил примеры того, как он сможет писать о самых острых вопросах, прикрываясь тем, что журнал - сатирический: Помилуйте - скажем - разве можно было принимать это за чистую монету! Ведь наш журнал сатирический, иронический ипр.! Итак, заключал редактор, «полный титул нашего журнала представится в следующем виде: «Осы» - журнал поэтически-прозаически-сатирически-иронически-юмористически-романически-рассказнически (от слова «рассказ») - сказочнобалладный и прочая в этом роде; политико-общественно-бытовой, научный, и прочая в сем роде. Он выражал надежду на то, что журнал просуществуетдолго - …впредь до кончины по какой-нибудь статье, служащей дополнением и разъяснением кманифесту 17 октября (Осы. 1906. № 4). Эта «платформа», изложенная в фельетонном стиле, оказалась довольно точным описанием программы журнала. Действительно, на всем протяжении своего существования «Осы» уделяли преимущественное внимание томским проблемам и событиям, сочетали на своих страницах как прозу, так и поэзию, и прежде всего были нацелены на отражение политических аспектов жизни общества. Читатели «Ос», получив пятый номер, наверняка изумились, увидев его изменившееся «лицо». Прежний логотип был изменен: исчез рисунок, остались только декоративные буквы - квадратной геометрической формы с округленными углами, стилизованные «под модернизм» (они были отдаленно похожи на заголовок модернистского российского журнала «Весы», издание его началось в 1904 г.: логотип «Весов» был разработан Л. Бакстом). Но неверно было бы думать, что изменения были связаны с приходом новой редакции или нового редактора: они произошли еще при В. Федорове и наверняка были связаны с желанием «осовременить» внешний облик журнала. Смена редактора: «Осы» при Троицком В. И. Федоров недолго издавал журнал, который был ему так дорог - подвело здоровье. 20 января 1906 г. он подал заявление томскому генерал-губернатору, в котором писал: В виду серьезного нездоровья и скорого отъезда моего из Томска на юг для лечения, я передаю временное редактирование издаваемого мной листка «Осы» отставному канцелярскому служителю Константину Ивановичу Троицкому, место жительства которого - Томск, угол Спасской и Монастырского переулка, д. Голдобина 6. Троицкий, в свою очередь, объявлял о том, что согласен быть редактором «Ос», сообщаяо себе, чтоон «русский, 28 лет» 7. Обращает на себя внимание рапорт томского полицмейстера о Троицком, которыйбылпередан губернатору 22 февраля 1906 г. Полицмейстер сообщал: Троицкий в настоящее время определенных занятий не имеет, проживает в доме Голдобина с 21 декабря минувшего года и за это время ни в чем предосудительном замечен не был, но так как Троицкий служил в службе движения Управления сибирской железной дорогой, служащие которой, как известно из прокламации «Резолюция служащих Сибирской железной дороги», присоединились к партии социал-революционеров, то он [полицмейстер] отнести Троицкого к политически благонадежным считает с своей стороны опасным, тем более потому еще, что неизвестны причины, по которым Троицкий оставилслужбу на железнойдороге 8. К счастью, эти соображения не были приняты во внимание, и Троицкий был утвержден в звании редактора-издателя сатирическогожурнала. В феврале в «Сибирской жизни» было помещено сообщение от редактора-из-дателя «Ос», в котором он предупреждал читателей о временной передаче прав издания и редактирования журнала «бывшему секретарю “Ос” Константину Ивановичу Троицкому» (СЖ. 1906. № 34). Но если у Федорова и были идеи о том, что он мог бы поправить здоровье и вернуться к изданию «Ос», им не суждено было реализоваться. «Сибирская жизнь» в апреле сообщила о том, что ею получено «печальное известие, что в Ялте скончался наш сотрудник В. И. Федоров»; ему было всего около 30 лет. 13 апреля в помещении редакции газеты была совершена панихида, а затем был помещен некролог, в котором так описывался жизненный итворческий путьФедорова: Покойный работал в редакции сначала в качестве судебного репортера, затем корректораи, наконец, секретаря, больше 10 лет. В конце минувшего 1905 года В. И. Федоров был одним из основателей первого в Сибири литературно-сатирического листка «Осы» и высказывал постоянную надежду, что это его детище увидит лучшие дни русской жизни, болеесветлые, чем те, когда емуприходилосьработать. Но ужасный недуг, - чахотка, - в продолжение нескольких лет подрывавший его здоровье, свел его в могилу в то время, кода в недалеком будущем можно было ждать так страстно желанных В. И. светлых дней, когда востокрусской жизни «горелбы зарею новой»... В. И. был даровитым литературным работником, искренне любившим печатное слово. Газетному делу он отдавался со всей горячностью молодого сердца. Он умел писать и всегда был искренен, глубоко презирая все пошлоеи клеймязло своим, подчас беспощадным, пером (СЖ. 1906. № 76). Смерть Федорова вызвала полемику между редакцией «Ос» и «Сибирской жизнью». «Осы» обвинили газету в том, что новая редакция ведущей том-ской газеты (сформировавшаяся после отказа Макушина от редактирования и издания «Сибирской жизни» и передачи прав профессорам Малиновскому и Соболеву - подробнее см. [Жилякова, 2009]) излишне нагружала Федорова работой и при этом мало ему платила. Редакция ответила материалом «По поводу заметки 6 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 693. Л. 16. 7 Тамже. Л. 17. 8 Тамже. Л. 21. в “Осах”», в которой последовательно разъяснила денежные и рабочие отношения сВ. Федоровым как при Макушине, так и при новых редакторах. «Сибирская жизнь» подчеркивала, что она очень ценила своего сотрудника, старалась снять с него часть обязанностей, помогала материально, узнав о состоянии его здоровья (СЖ. 1906. № 88). В «ответном слове» под названием «Редакции “Сибирской жизни”» (Осы. 1906. № 13) редакция сатирического журнала уведомила читателей, что «Сибирская жизнь» нисколько ее не убедила в своей правоте, но от «дальнейшей газетной полемики» журналотказывался. Судя по тому, что на первой полосе «Сибирской жизни» продолжали выходить анонсы номеров «Ос», эта история не разрушила окончательно отношения газетыи сатирического журнала. Троицкий с самого начала проявил себя как инициативный редактор-издатель, планирующий расширить «Осы» за счет нового приложения. Став руководителем журнала в феврале, в апреле он уже получил свидетельство о разрешении на издание «Сибирских новостей». Оно гласило о том, что разрешается «издание вг. Томске, при литературно-сатирическом листке “Осы”, прибавления под названием “Сибирские новости”». Программа его былаобъявлена следующая: 1) правительственные распоряжения, 2) хроника местная, сибирская, русская и судебная, 3) статьи, 4) фельетон злободневный, литературный и художественный, 5) смесь, 6) рисунки и карикатуры, 7) агентские телеграммы. Прибавление «Сибирские новости» будет выходить от 3 до 5 раз в неделю Печататься прибавление будет в типографии П. И. Макушина в Томске 9. Необходимо отметить, что, несмотря на активную рекламу «Сибирских новостей», этот журналне был издан, по неизвестным причинам. В «Осах» при Троицком не было никаких особых перемен: модель журнала сохранилась, единственное изменение касалось, как уже было отмечено, исчезновения раздела «Фельетон “Ос”» и появления раздела «Телеграммы». Троицкий активно привлекал к участию в газете новых авторов. Кроме тех, которые принимали участие в первых номерах «Ос», к редакции в течение года присоединились: известный томский поэт Г. Вяткин, фельетонисты закрытого в 1906 г. «Сибирского вестника» Н. И. Соколов (псевдоним «Невидимка») иВ. П. Булыгин (псевдоним «Рефлектор»), молодой автор В. Курицын («Дон Валентино»); И. Л. Симанин («Рабочий юморист») и некоторые другие. Из объявления в «Сибирской жизни» становилось понятно, что круг сотрудников этого журнала расширился за счет сатириков, которые планировали принять участие в журналах «Колокольцы» и «Рабочий юморист» (СЖ. 1906. № 59). Иначе говоря, «Осы» стали центром, объединяющим сатириков и молодых литераторов, предоставляющим им «платформу» для размещения материалов разных направлений истилей. Кроме этого, журналобращалсякчитателям, призывая ихк сотрудничеству: Желая возможно полнее отзываться на жизнь даже самых глухих углов Сибири, просим читателей присылать нам сообщения о фактах, заслуживающих общественного внимания; просим не стесняться и присылать нам и свои литературные опыты (Осы. 1906. № 3). В восьмом номере журнал объявил о проведении конкурса. В объявлении было написано: 9 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 693. Л. 25. Чтобы дать своим читателям лучший материал в пасхальном номере, «Осы» объявляют КОНКУРССПРЕМИЯМИ Задвалучших произведения в стихах или прозедвепремии, Задвалучшие рисункаиликарикатурыдве премии. Первая премия - 15 рублей, Вторая премия - 10 рублей (Осы. 1906. № 8). В «пасхальном номере» «Ос» (1906. № 10) были опубликованы работы победителей и участников этого конкурса: первой премии было удостоено стихотворение Г. Вяткина «Голод (из Гюи-де-Ровелена)»; вторую премию взял рассказ М. Идина «Свершилось»; фельетон «Об осторожности» (опубликован без подписиавтора), судя по примечанию, участвовалв конкурсе, хоть ине занялпризового места. К иллюстрациям таких примечаний сделано не было, поэтому неизвестно, присылали ливредакциюрисунки или карикатуры. «Осы» выходили с разной периодичностью: в январе, феврале, мае, июле было издано по 3 номера, в марте и июне - по 4, в апреле - 2, в августе - 2, далее семь номеров были изданы без указания даты выхода. По этим данным можно увидеть активную работу редакции на протяжении первого полугодия и постепенное снижение интереса квыпускужурнала, начиная савгуста. Жанрыитемы журнала «Осы» Жанровая палитра «Ос» была довольно разнообразной. Из прозаических жанров наиболее востребованными были сказки, они публиковались практически в каждом номере (Осы. 1906. № 1, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 25, 26, 27, 30). Кроме этого, постоянно публиковались рассказы (Осы. 1906. № 3, 11), сказания (Осы. 1906. № 5, 91), путевые картинки (Осы. 1906. № 5, 11, 19), сценки и т. д. Авторами использовались не только сатирические жанры: в журнале публиковались лирические стихотворения, в№ 26 была опубликована «легенда» под названием «О царе Басандае, дочери его Томи и князе Ушае» Г. Вяткина. В примечании к легенде Вяткин писал: Близ Томска есть место «Басандайка», к этому месту и относится пересказываемая мною в стихотворной форме легенда. Слышал я ее давно, некоторые детали ускользнули из памяти и за точность пересказа поручиться не могу (Осы. 1906. № 26). Другими словами, на страницах журнала находилось место и местным легендам, исатирическим пародиям, истихотворениям о любви, ипритчамо свободе. Из сатирических жанров обращали на себя особое внимание «словари», поскольку в них давались характеристики реально существующих людей. В «Опыте словаря современных деятелей» (автор - «Горацио») (Осы. 1906. № 14, 17), а также во «Втором опыте словаря современных деятеле» («Горацио») (Осы. 1906. № 19, 21) назывались имена известных томских политиков, предпринимателей, редакторов профессоров и т. д., и каждому посвящалось несколько строк, сатирически описывающих их статус или деятельность. В «Словаре томских литераторов» (автор - «Жорж В.»), например, местным «литературным знаменитостям» давались такие характеристики: Бахарев. Поэт гражданских доблестей; стихотворный валик его поэзии напет в изобилии модными словами: «народ», «свобода», «долой» ит. д. Стихотворения г. Бахарева советуем читать при аккомпанементе барабанного боя. Долгоруков. Редактор-издатель «Сибирских отголосков» - издания, имеющего громадное распространение: последний номер разошелся более, чем... в 5 экземплярах. Рефлектор. Известный всем томичам фельетонист на злободневные те мы; пишет и стихи (Осы. 1906. № 18). Особой популярностью пользовались «перепевы» и переделки знаменитых произведений русской литературы. Так, в№ 6 были опубликованы «сцены из “Горя от ума” А. С. Грибоедова» под названием «Чацкий в тюрьме» (автор - «М. С. Кларин»). В них на узнаваемые сцены грибоедовской комедии (диалоги с Молчалиным, приезд Чацкого) были «наложены» реалии начала XX в.: Софья рассказывала Молчалину, что Чацкий ее «учиться убеждал в воскресной школе», «скучал все о какой-то воле», «меня в народ, в деревню звал / советовал отдаться на служенье» ит. д. К Фамусову приходит «жандармский ротмистр Скалозуб», который забирает Чацкого в тюрьму, а тот на прощанье произносит следующую речь: Тяжелыйсонмне снился! Свободускованной вели В тюрьму, пытали, жгли, А вы, смеясь, блаженствомупивались, Толстели, нежились и объедались - Рабы, рождали вы рабов, Предателей, тюремщиков-сынов... После чего следовала реплика Скалозуба: Заткните емуглотку... В тюрьму егои за решетку! (Осы. 1906. № 6). Читателям, таким образом, становилось ясно, что и в XIX, и в начале XX в. роли не изменились: по-прежнему Чацкий был носителем прогрессивных идей, а ему противостояли «темные силы» русского общества - Фамусов, Скалозуб, которые одерживали над ним верх. Еще одним материалом «по мотивам Грибоедова» стал фельетон под названием «Что за комиссия, Создатель!!!» (с подзаголовком «Фамусов, “Горе от ума”») (автор - «Дневной обходной») (Осы. 1906. № 28). В нем описывалась деятельность «рыбоудинской» комиссии, ловящей рыбкувмутной воде. Разрекламированный «Сибирской жизнью» «Налим (сказка для грудных младенцев от 20 до 60-летнего возраста)» (автор «Старожил») вызывал у читателей ассоциации с щедринскими «сказками». В тексте шла речь о болоте, в котором жили разные рыбы: «были осетры, народ все умный, ученый, почтенный и солидный»; «ерши ходили ежедневно на службу и высиживали те часы, которые указали их столоначальники»; «караси пузатые - те торговлей занимались», ит. д. Налим характеризовался как «рыба скользкая, так и норовит, чтобы шубу выворотить, и самому из рук уйти». В сказке описывался путь обогащения Налима Муксуныча, построенный на обмане и эксплуатации других рыб. Вершина его «карьеры» - выборы, в результате которых он стал «болотом править», но здесь все рыбы вместе с ним пошли на пирог, и автор «стыдился вспоминать», как он «подавился этим пирогом, когда произносил речь и восхвалил идеальную честность незабвенного Налима Муксуныча» (Осы. 1906. № 7). В нескольких номерах были опубликованы басни под общим названием «Из басен Крылова»: «Чиж и Голубь» (Осы. 1906. № 11), «Демьянова уха», «Мартышка и очки», «Медведь у пчел» (Осы. 1906. № 12), «Ларчик» (Осы. 1906. № 13), «Ворона и лисица» (Осы. 1906. № 14), «Волк и пастух», «Лев и лисица» (Осы. 1906. № 18). Вних известныекрыловскиесюжеты переделывалисьв соответствии с обстановкой начала XX в., а персонажи Крылова оказывались политическими деятелями, обывателямиит. д. Произведения Гоголя также были неистощимым источником вдохновения для авторов «Ос». Например, в№ 16 опубликованы «Мелочи» с подзаголовком «Из Гоголя», в которых гоголевские персонажи с комфортом устраивались в России 1905 г. Автор «Мелочей» писал: Чичиковразбогател. Бюрократы поставили ему массу социалистических душ; предлагали свои, но Чичиков руками и ногами открещивается: «этой прелести, гово рит, у нас много» (Осы. 1906. № 16). «Переделку» знаменитого «Ревизора» представляла «пародия» под названием «В день смерти газеты» (автор - «Рефлектор») (Осы. 1906. № 23). В этой пародии действовали Анна Андреевна и Мария Антоновна, судья Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский и Добчинский и другие гоголевские герои. Из их диалогов становилось понятно, каким образом им удалось закрыть газету, но в заключение Мария Антоновна произносила фразу: «Мамочка! А вдруг они будут другую газету издавать!» - и после этого следовала пародия на знаменитую немую сцену: Все приподнимаются со своих мест. Городничий хватается за эфес шпа ги. Судья втягивает голову в плечи. Анна Андреевна превращается в во просительный знак. Бобчинский и Добчинский выпучивают друг в друга глаза. Марья Антоновна меланхолически улыбается. Занавес нехотя падает (Осы. 1906. № 23). В№ 20 было опубликовано стихотворение под заголовком «Из трагедии Сумарокова. “Гибель Конституции”» (автор - «Вл. Чек»). В нем содержалось два «явления»: в первом из них участвовали «Витте и Конституция», во втором - «Те же и народ»; «трагедия» повествовала о том, как Витте «уничтожил» Конституцию, надавав ейпоголове «основнымизаконами». Некрасовские произведения стали «литературной основой» для таких материалов «Ос», как «Кому вольготно весело живется в нашем городе» («Кому на Руси жить хорошо») (Осы. 1906. № 2, 3, 5, 6, 30); «Перевод с Некрасова» (ав-тор - «Рабочий юморист») (Осы. 1906. № 25), «Из записок N-ского» (автор - «Кит») (на мотив отрывка «Однажды в студеную зимнюю пору...») (Осы. 1906. № 28). Кроме этого, в журнале также печатались «переделки» под названиями «Из КозьмыПруткова» (Осы. 1906. № 21, 23). «Малые» жанры журнала «Осы» - афоризмы, анекдоты, реплики, диалоги, «разговоры», шутки, «песни», объявления и пр. - представляли собой остроумные отклики на происходящие события как местной, так и российской и мировой жизни. Некоторые из них не совсем понятны современным читателям и исследователям, но для современников они были остро актуальны, а высмеиваемые персонажи - абсолютно узнаваемы. Приведемнесколько примеров таких «малых» жанров. Объявления: Дача отдается на берегу Ушайки. Громадное помещение (переделано из свинарни), прекрасный лес (г. Фуксмана, видно из окон), фруктовый сад (картофель, репа, горох), ягоды (на базаре у торговок), по праздникам му зыка (гармония, балалайка), по вечерам поют солисты («караул!», «уби ли!», «ограбили»). Цена 400 р. залето (Осы. 1906. № 14). Это объявление содержало набор тех «преимуществ», которыми обычно заманивали дачников местные предприниматели. В скобках же автор «расшифровывал» истинное содержание этих «преимуществ», которые на деле ожидали доверчивых людей. Разговоры. Государственная Дума служит теперь самым главным предметом обы вательских разговоров. «Осам» удалось как-то невольно подслушать неко торые из них, и мы спешим поделиться ими с читателями, которые тоже, вероятно, интересуются Думой. - А здорово в Думе говорят... Так и режут, так и режут... И, ведь, какие все прекрасные речи! - Мало, батенька, утешительного: во многоглаголании несть спасения... (Осы. 1906. № 15). Приведенный пример свидетельствует о том, что многие «разговоры» и реплики были посвящены сначала выборам, затем работе первой Государственной Думы: местные сатирики критиковали ее за множество «пустых разговоров» и отсутствие реальных дел, видимых изменений. Поговорки насовременныйлад. «Грамоте учиться - всегда пригодится!» - назидательно изрек Трепов, приступая к корректуре погромного воззвания к истинно-русским людям, набранного жирным шрифтом в типографии департамента полиции (Осы. 1906. № 20). В этой «поговорке» можно увидеть, что черносотенцы были одним из самых часто встречающихся объектов критики: сатирики «Ос» никогда не упускали случая подчеркнуть, что черносотенцев поддерживают власти всех уровней, в том числе полицмейстеры, генерал-губернаторыи др. Из жанров политической публицистики были востребованы «воззвание» (Осы. 1906. № 6), «открыт
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 110
Ключевые слова
цензура, сатира, «Осы», Томск, журналистика, censorship, satire, Osy, Tomsk, journalismАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Жилякова Наталия Вениаминовна | Томский государственный университет | journalist.tsu@gmail.com |
Ссылки
Альбом революционной сатиры 1905-1906 гг. / Под общ. ред. С. И. Мицкевича. М.: Музей революции СССР, 1926. 127 с.
Боцяновский В., Голербах Э. Русская сатира первой революции 1905-1906. Л.: ГИЗ, 1925. 221 с.
Голиков А. Г. Проблемы источниковедческого изучения политической карикатуры (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник Моск. ун-та. Серия 8: История. 2011. № 4. С. 51-71.
Жилякова Н. В. «И смех, и горе»: неизвестный сатирический журнал Томска периода Первой русской революции // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2014. № 2 (28). C. 160-168.
Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX - начало XX века): становление и развитие. Томск: Изд-во ТГУ, 2011.
Жилякова Н. В. Цензурная история газеты «Сибирская жизнь» (1894-1919, г. Томск) // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2009. № 3 (7). С. 102-115.
Кранихфельд В. О. Орусской сатирической журналистике // Мир божий. 1905. № 12. Отд. II. С. 109-131.
Крутовский Вс. Периодическая печать в Томске // Город Томск. Томск: Изд. Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912. 306 с.
Лепилкина О. И. Система русской провинциальной периодической печати (XVIII - начало XX в.). М.: Илекса, 2010.
Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. М.: Флинта: Наука, 2002. 240 с.
Чеботоревская А. Русская сатира наших дней // Образование. 1906. № 5. Отд. II. С. 37-46.
Чуковский К., Дрейден С. Русская революция в сатире и юморе. М.: Изд-во «Известия ЦИК и ВЦИК», 1925. 175 с.
Юшковский В. Д. Эскиз сюжета: 40 этюдов о 400-летнем Томске. Томск: Изд-во НТЛ, 2003.
