Элементы политического дискурса в русском военном дискурсе начала ХХ века (на материале анализа региональных текстов)
Принадлежащие к институциональным разновидностям дискурса военный и политический дискурсы представляют научный интерес в аспекте соотношения их значимости и междискурсивного совпадения. Цель работы - проследить, насколько совпадают признаки и используемые средства выражения в двух разновидностях институционального дискурса. Присутствие языковых единиц, называющих объекты и взаимосвязи политической власти, говорит о том, что элементы политического дискурса пронизывают военный дискурс на протяжении XIX - начала XX в. Автором отмечено взаимодействие военного и политического дискурсов в региональном русском языке Сибири данного периода, что отражено в лингвистических источниках этого времени.
Elements of political discourse in the Russian military discourse of the early 20th century (based on the analysis of re.pdf При изучении военного и политического дискурсов можно обнаружить их взаимосвязь и признаки междискурсивного совпадения. Цель нашей работы со-стоит в оценке совпадения признаков и используемых средств выражения в двух разновидностях институционального дискурса. Лингвистический инструментарий исследования политического и военного дискурсов во многом совпадает: он касается семантики и прагматики дискурсов, моделей, стратегий и тактики коммуникантов, их установок и речевых уловок, фона, аудитории, мотивов, логики сообщений, субъекта, адресата сообщения. Различия состоят в наличии у политического и военного дискурсов специфиче-ских характеристик. В основе политического дискурса лежат такие понятия, как собственно политический дискурс, политический язык, политологическая фило-логия [Демьянков, 2002]. Политический дискурс отличается оценочностью и агрессивностью [Там же], полемичностью, стремлением к воздействию на мас-совую аудиторию, склонностью кманипуляции. Различные дефиниции русского политического дискурса свидетельствуют о разноплановости этого понятия и указывают на то, что в основе данного вида дискурса находится политическая деятельность, феномен власти и политических отношений. В политическом дискурсе актуализируется стремление коммуникан-тов к борьбе за власть, к проявлению своего властного начала. Приведем примеры различных дефиниций понятия «русский политический дискурс: «осуществляе-мый на русском языке речевой акт, сопровождающий политическое действие в определенной институциональной обстановке» [Гаврилова, 2008]; «любые рече-вые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики» [Шейгал, 2004, с. 23]; «коммуникативное взаимодействие между людь-ми по поводу целедостижения с помощью циркуляции власти как символического посредника такого общения» [Ильин, 2002, с. 14]. «Под политическим дискурсом понимаются не только формы коммуникации профессиональных политиков, но и продукция СМИ, тем или иным образом связанная с политикой» [Чантуридзе, 2015, с. 7]. «Основным системообразующим критерием для выделения политиче-ского дискурса служит тематический определитель цели - “борьба за власть” Политическому дискурсу присущи дополнительные цели: стимулирование, побуждение, а также информирование, выступающее фоном для формирования у аудитории такого понимания действительности, которое есть у адресанта, по-скольку основная функция политического текста - убедить аудиторию в правиль-ности нарисованной автором картины мира» [Михалёва, 2004, с. 11]. В рамках нашего исследования важно выявить те особенности политического дискурса, которыесближают егосвоенным дискурсом. Отметим, что политический дискурс с военным объединяет стремление к пе-редаче сути сообщения через ориентированные на агрессию речевые стратегии и тактики. В частности, как пишет В. З. Демьянков, «политический дискурс, что-бы быть эффективным, должен строиться в соответствии с определенными требо-ваниями военных действий» [2002]. Исследователь сравнивает мнения и аргумен-ты политического противника с «боевой мощью», а «дискредитацию личности оппонента» - с личным составом армии [Там же]. Каждый из рассматриваемых нами видов дискурса неразрывно связан с клю-чевыми филологическими понятиями: филология, коммуникация, концептология (в политическом дискурсе политическая филология, политическая коммуника-ция, политическая концептология). В научной литературе идентифицируются та-кие разновидности политического дискурса, как парламентский дискурс, кон-фликтный дискурс, административныйдискурс. В последние годы филологами в отдельную разновидность выделяется адми-нистративный дискурс, под которым понимается разновидность институциональ-ного дискурса из области административного права, связанная с субъектом управления и управлением объекта в рамках административных взаимоотноше-ний как по вертикали, так и по горизонтали. О. А. Евтушенко называет в качестве адресанта административного дискурса администратора - человека, который на-делен полномочиями к управлению, носителя определенного статуса [2011, с. 13]. Однако предмет рассмотрения в таком дискурсе - человек как центр администра-тивных взаимосвязей. В ряде случаев границы между политическим и админист-ративнымдискурсом размываются [Барабаш, Чекунова, 2017, с. 366]. Существуют и специфические определения административного дискурса - в частности, «дис-курс исполнительной власти» [Ширинкина, 2016, с. 67]. М. А. Ширинкина назы-вает следующие коммуникативные цели «дискурса исполнительной власти»: «управлять (осуществлять государственное управление); регулировать общест-венные отношения (требовать и запрещать на основе правовых норм); обращаться с просьбой (в обращениях в другие органы власти); удовлетворять запросы граж-дан, представителей различных организаций; охранять права и свободы граждан; информировать [Там же, с. 71]. В нашем понимании при всей своей близости, се-мантическом базисе из области власти и политических отношений политический и административный дискурсы различны с точки зрения функций - если полити-ческий дискурс демонстрирует весь массив политических отношений, то админи-стративный дискурс связан с отношениями субъектов власти в рамках взаимосвя-зей подчинения. Политический дискурс - отражение политической конъюнктуры и системы общества и государства, в то время как административный дискурс связан с речевой репрезентацией взаимоотношений коммуникантов (представите-лей политических отношений) по горизонтали и по вертикали. Языковые средства номенклатурно-официального характера, являющиеся средством регламентации официальной власти, переходят в речевую практику во-енного дискурса. Если говорить о присутствии таких средств в военном дискурсе Сибири конца XIX - начала XX в., то наличие в русском языке военно-поли-тических терминов свидетельствует об экспансии политического дискурса в среду дискурса военного, которая продуктивна в региональном языке данного периода [Уланов, 2013; 2014]. Подтверждением пересечения военного и политического дискурсов являются фразеологизмы милитарного происхождения, перешедшие в сферу политического дискурса: ставить под удар ‘создавать особо рискованное положение для ко-го-либо’, братья по оружию ‘члены одного коллектива, всегда готовые помочь друг другу’, бить в набат ‘настойчиво обращать внимание на грозящую опас-ность’. В языковой реальности взаимосвязь военного и политического дискурсов об-наруживается в том, что номинации соотносятся одновременно как с военным, так и с политическим дискурсом. Обозначим основные группы номинаций, в ко-торыхобнаруживается наиболее сильное влияние административного языка. Наименования должностей исполнительной власти Военныйгубернаторъ - правитель губернiи (CлРИ, 1895, ст. 832): Военнымъ-же губернаторамъ указанныхъ областей были присвоены права наказныхъатамановъ частей войска (Тарыкин, 1913, с. 45). Сибирскiйгенералъ-губернаторъ - вообще начальник губернiи (Даль, 1880): Управленiе новообразованнымъ Сибирскимъ линейнымъ казачьимъ войскомъ было возложено на начальника 24 дивизiи, а съ учрежденiемъ въ 1816 году отдѣльнаго Сибирскаго корпуса - командиру корпуса, кромѣ того была учреждена войсковая канцелярiя подъ предсѣдательствомъ вой-скового атамана, двухъ непремѣнныхъ членовъ, двухъ асессоровъ и проку-рора, подчинялась она мѣстнымъ губернскимъ властямъ и Сибирскому генералъ-губернатору (Тарыкин, 1913, c. 43). Начальникъ войсковаго штаба: …мѣстное управленiе войска составляли: 1) войсковой наказный атаманъ, 2) начальникъ войсковаго штаба, 3) войсковое дежурство, 4) войсковое правленiе, 5) войсковой прокуроръ, 6) окружныя полковыя правленiя и 7) станичные правленiя (Перечень, 1891, с. 215). Начальникъпочетнагокараула: Къ завтраку были приглашены: Войсковой Наказный Атаманъ, Акмо-линскiй губернаторъ, атаманы 1 и 2 отдѣловъ, предсѣдатель Войсковаго правленiя, начальникъ почетнаго караула, сотникъ Нестеровъ и ордина-рецъ сотникъПетровъ (Посѣщенiе, 1901, с. 21-22). Предсѣдатель войсковаго правленiя: Между ними находились: предсѣдатель войсковаго правленiя, три ата-мана отдѣла и три командира первоочередныхъ полковъ (Посѣщенiе, 1901, с. 10). Генералъ-губернаторъ - в России в 1703-1917 гг.: высшее должностное лицо губернской (одной, двух, реже более губерний) администрации, обладающее гражданскойи военнойвластью (Ожегов, Шведова, 1992): У подъѣзда дома генералъ-губернатора Государя Цесаревича ожидали: рота почетнаго караула со знаменемъ и хоромъ музыки и Начальники всѣхъ управленiйи учрежденiйокруга (Посѣщенiе, 1901, с. 10). Августейшiй атаманъ, т. е. величайший атаман: Наконец настало 14 iюля, день прибытiя въ Омскъ Августейшаго Ата-мана (Посѣщенiе, 1901, с. 10). Войсковой наказной атаманъ - наказной атаман (дорев.) атаман казачьего вой-ска по назначению, вотличие отвыборного, войскового атамана (ТСУ, 1940): Все офицеры и чиновники войска, во главѣ съ Войсковымъ Наказнымъ Атаманомъ постановили: кромѣ иконы и хлѣба-соли на серебряномъ блю-дѣ, преподнести Его Высочеству фотографическiй альбомъ изъ природы и жизни Сибирскаго войска (Посѣщенiе, 1901, с. 3). Генералъ-губернаторъВосточной Сибири: Войско было раздѣлено на 6 полковыхъ и 12 баталiонныхъ округовъ, главное управленiе принадлежало генералъ-губернатору Восточной Сиби-ри, а мѣстное управленiе составляли: войсковой наказный атаманъ (съ пра-вами начальника дивизiи), войсковое дежурство, войсковое правленiе, бри-гадныя, сотенныя и баталiонныя управленiя (Тарыкин, 1913, с. 76). Наименования военно-административных учреждений Войсковое хозяйственное правленiе - правление, которое существует в каждом казачьем войске для заведования войсковым хозяйством (ЭС, 1890-1907): Въ 1872 году было учреждено снова одно войсковое хозяйственное правленiе, войско раздѣлено на 3 военныхъ отдѣла и губернаторы лишены правъ и названiя наказныхъатамановъ (Тарыкин, 1913, с. 46). Канцелярiя войсковая - войсковое административноеучреждение: Управленiе новообразованнымъ Сибирскимъ линейнымъ казачьимъ войскомъ было возложено на начальника 24 дивизiи, а съ учрежденiемъ въ 1816 году отдѣльнаго Сибирскаго корпуса - командиру корпуса, кромѣ того была учреждена войсковая канцелярiя... (Тарыкин, 1913, с. 43). Департаментъ военныхъпоселенiй - войсковое административное учреждение: Высочайше повелѣно, въ общемъ присутствiи департамента военныхъ поселенiй, по дѣламъ хозяйственнымъ и законодательнымъ, имѣть отъ Си-бирскаго войска, въ качествѣ члена, одного штабъ-офицера (Перечень, 1891, с. 200). Наименования военно-административных единиц Военно-административная часть: Для завѣдыванiя военно-административной и хозяйственной частью при штабѣ военнаго губернатора было образовано особое отдѣленiе, въ гражданскомъ-же, полицейскомъ и судебномъ отношенiяхъ, войско бы-ло подиненообщимъобластнымъвластямъ (Тарыкин, 1913, с. 50). Западно-Сибирское генералъ-губернаторство - административно-территори-альная единица, возглавляемаягенерал-губернатором: Въ 1882 году вмѣсто Западно-Сибирскаго генералъ-губернаторства было образовано новое Степное генералъ-губернаторство изъ областей: Акмолинской, Семипалатинской и Семирѣченской съ цѣлью объединить все военное управленiе въ рукахъ одного главнаго начальника въ об-ластяхъ, граничившихъ съЗападнымъКитаемъ (Тарыкин, 1913, с. 51). Казачьеотделение: Въ 1881 году Оренбургскiй военный округъ (и генералъ-губернатор-ство) былъ упраздненъ, как утратившiй свое пограничное значенiе, войска были подчинены начальству Казанскаго военнаго округа, при штабѣ коего было образовано особое казачье отделенiе (Тарыкин, 1913, с. 73). Наименования единиц административно-территориального деления Войсковые поселенiя: Положенiемъ о войскѣ 1868 и 1874 года установлено войсковое хозяй-ственное правленiе, войсковыя поселенiя были раздѣлены на станичные округа, введены должностиатамановъ (Тарыкин, 1913, с. 57). Казачьеотделенiе: Съ образованiемъ Туркестанскаго генералъ-губернаторства и военнаго округа, Оренбургскiй край утратилъ свое пограничное значенiе, почему въ 1881 году Оренбургскiй военный округъ былъ упраздненъ, обязанности его были перенесены на Казанскiй военный округъ, при штабЬ котораго и былообразовано казачье отделенiе (Тарыкин, 1913, с. 58). Областныя правленiя: Въ 1885 году было утверждено «учрежденiе управленiя Кубанской и Терской областей», главное управленiе которыми и Кубанскимъ и Тер-скимъ войскамъ было ввѣрено командующему войсками Кавказскаго вели-каго округа и войсковому наказному атаману Кавказскихъ казачьихъ войскъ, начальникамъ областей были присвоены права наказныхъ атама-новъ соответствующаго казачьяго войска и были образованы областныя правленiя, которымъ подчинены управленiя отдѣловъ, войсковыя же хо-зяйственныяправленiя были упразднены (Тарыкин, 1913, с. 63). Округъполковой: Издано новое положенiе о Сибирскомъ линейномъ казачьемъ войскѣ, которое съ этого времени именуется «Сибирскимъ казачьимъ войскомъ». На основанiи этого положенiя земли, принадлежащiя войску раздѣлены на 12 полковыхъ округовъ (Перечень, 1891, с. 213-214). Казачий, офицерскiйучастокъ: Для обзора были выставлены карты и планы войсковыхъ земель, юрто-выхъ казачьихъ и офицерскихъ участковъ [Посѣщенiе, 1901, с. 16]. Баталiонныйокругъ: Въ 1860 году было утверждено положенiе о войскѣ, въ административ-номъ отношенiи было раздѣлено на два конныхъ полковыхъ и два пѣшихъ баталiонныхъ округа (Тарыкин, 1913, с. 80). Военно-административная организация противопоставлена военной граждан-ской администрации, это выражается в оппозиции семантики милитарности се-мантике гражданственности, ср. военный губернатор - гражданский губернатор. Служба казаковъ имѣла полицейскiй характеръ, почему они были под-чинены гражданскимъ губернскимъ властямъ, жить приходилось въ весь-ма тяжелой обстановкѣ на постовой службѣ въ землянкахъ, въболотистыхъ и безводныхъмѣстахъ (Тарыкин, 1913, с. 66-67). Въ 1845 году было издано новое положенiе о войскѣ, по которому вой-ско оставлено было въ прежнемъ составѣ полковъ, прiемъ постороннихъ лицъ въ войско былъ воспрещенъ вовсе, организацiя войскового управленiя была преобразована, главное мьстное управленiе (съ 1832 г.) сосредоточено было въ рукахъ Астраханскаго военнаго губернатора (онъ же и командиръ корпуса), войсковому атаману были присвоены права бригаднаго коман-дираи гражданскаго губернатора (Тарыкин, 1913, с. 68). Ряд номинаций военной сферы семантически близок к политической, и в част-ности административной, коммуникации. Номинации с семантикой «должность военной администрации»: Генералъ-Гу-бернаторъ Сибирскiй (Тарыкин, 1913, с. 43), Губернаторъ военный (Тарыкин, 1913, с. 45), Начальники управленiй (Посѣщенiе, 1901, с. 10), Начальникъ почет-наго караула (Посѣщенiе, 1901, с. 21-22). Номинации с семантикой «военно-административное деление» и «военно-тер-риториальное деление»: Западно-Сибирское генералъ-губернаторство (Тарыкин, 1913, с. 51), Войсковые поселенiя (Тарыкин, 1913, с. 57), Областное правленiе (Тарыкин, 1913, с. 63), Округъ полковой (Перечень, 1891, с. 213-214), Генералъ-Губернаторство (Тарыкин, 1913, с. 73), Округа баталiонные (Тарыкин, 1913, с. 76), Округъ конный полковой (Тарыкин, 1913, с. 80), Округъ пѣшiй баталiонный (Тарыкин, 1913, с. 80), Участки казачьи и офицерскiе (Посѣщенiе, 1901, с. 16). Номинации с семантикой «военно-административные учреждения»: Канцеля-рiя войсковая (Тарыкин, 1913, с. 43), Правленiе войсковое хозяйственное (Тары-кин, 1913, с. 46), Военно-административная часть (Тарыкин, 1913, с. 50), Де-партаментъ военныхъ поселенiй (Перечень, 1891, с. 200), Управленiе войскомъ (Перечень, 1891, с. 215), Войсковое правленiе (Перечень, 1891, с. 215) Отдѣленiе казачье (Перечень, 1891, с. 218), Штабъ корпусный (Перечень, 1891, с. 218), Управленiе бригадное (Тарыкин, 1913, с. 76), Управленiе сотенное (Тарыкин, 1913, с. 76), Управленiе баталiонное (Тарыкин, 1913, с. 76). Номинации с семантикой «директивные документы»: Распоряженiе Военнаго Министра 6-го декабря 1856 г. № 289 (Перечень, 1891, с. 205); Приказъ по кор-пусу 28-го декабря 1857 г. № 155 (Перечень, 1891, с. 206); постановление полко-вого комитета (Деникин, 1928). Проанализировав массив военно-специализированных контекстов, обнаружи-ваем связь элементов милитарной коммуникации (милитарионимов) с элементами политической коммуникации. В рамках данного взаимодействия формируются особые метафорические модели, позволяющие судить о том, что властные отно-шения перенеслись в сферу военного дискурса. В частности государственная власть - государственный меридиан, ср.: Насколько узнал, борьба с армиями будет очень трудная, ибо коман-дующие там совсем обатаманились и автономию в деле снабжения с сепа-ратными заготовками считают незыблемым основанием своего существова-ния; власть Омска признается на фронте тоже «постольку-поскольку», и будет очень нелегко перевести всю эту атаманщину на государственный меридиан (Будберг, 2001). Приведем примеры лексем с семантикой административных действий в рам-ках русскоговоенного дискурса. 1. Процессуальныенаименования ссемантикойуправления управлять Промотался на автомобиле целый день; начал с 280 Сурского полка, ко-торый за последнее время был в относительном порядке и очень умело управлялся молодым командующим Полковником Мисюревичем (Будберг, 2001). подчиняться Управленiе новообразованнымъ Сибирскимъ линейнымъ казачьимъ войскомъ было возложено на начальника 24 дивизiи, а съ учрежденiемъ въ 1816 году отдѣльнаго Сибирскаго корпуса - командиру корпуса, кромѣ того была учреждена войсковая канцелярiя подъ предсѣдательствомъ вой-скового атамана, двухъ непремѣнныхъ членовъ, двухъ асессоровъ и проку-рора, подчинялась она мѣстнымъ губернскимъ властямъ и Сибирскому ге-нералъ-губернатору (Тарыкин, 1913, с. 43); Служба казаковъ имѣла полицейскiй характеръ, почему они были под-чинены гражданскимъ губернскимъ властямъ, жить приходилось въ весьма тяжелой обстановкѣ на постовой службѣ въ землянкахъ, въ болотистыхъ и безводныхъмѣстахъ (Тарыкин, 1913, с. 66-67); Въ 1881 году Оренбургскiй военный округъ (и генералъ-губернатор-ство) былъ упраздненъ, как утратившiй свое пограничное значенiе, войска были подчинены начальству Казанскаго военнаго округа, при штабѣ коего было образованоособоеказачье отдѣленiе (Тарыкин, 1913, с. 73). подчинить войска были подчинены начальству Казанскаго военнаго округа, при штабѣ коего было образовано особое казачье отдѣленiе (Тарыкин, 1913, с. 73). сосредоточить вруках …главное мьстное управленiе (съ 1832 г.) сосредоточено было въ рукахъ Астраханскаго военнаго губернатора (онъ же и командиръ корпуса), вой-сковому атаману были присвоены права бригаднаго командира и граждан-скаго губернатора (Тарыкин, 1913, с. 68). 2. Отглагольные наименования со значением императивности по распоряжению …въ случаѣ отсутствiя губернатора, обязанности его по гражданскому и военному управленiямъ исполняются однимъ лицомъ, назначаемымъ по распоряженiю главнаго начальника Оренбургскаго края (Действующие постановления, с. 4-5). подчинение …съ раздѣленiемъ нынѣшней Оренбургской губернiи на двѣ: Уфимскую и Оренбургскую и съ подчиненiемъ Оренбугскихъ казаковъ общей въ гу-бернiи полицiи и суду, нижеслѣдующiя войсковыя присутственныя мѣста и должностиупраздняются (Действующие постановления, с. 9). под председательством …была учреждена войсковая канцелярiя подъ предсѣдательствомъ вой-скового атамана, двухъ непремѣнныхъ членовъ, двухъ асессоровъ и проку-рора, подчинялась она мѣстнымъ губернскимъ властямъ и Сибирскому ге-нералъ-губернатору (Тарыкин, 1913, с. 43). завѣдыванiе Состоявшiе въ вѣдѣнiи упраздняемой исполнительной экспедицiи: вой-сковая типографiя и войсковой архивъ поступаютъ въ завѣдыванiе хо-зяйственнаго правленiя (Действующие постановления, с. 10). вѣдѣнiе Областная войсковая почтовая контора переименовывается въ губернскую и изъемлется изъ вѣдѣнiя войска (Действующие постановления, с. 9). управленiе Низы же больно чувствуют разлаженность, неопытность и ошибки старшего управления, что порождает злобу, недоверие, насмешки, а что еще хуже, привычку обходить нелепые и неприятные распоряжения и атаман-ничать (Будберг, 2001). разрешенiе Много дезертиров; более полусотни ушло легально: уволены старшие сроки, разъехались отпускные с самочинного разрешения комитета; кто - попал в члены многочисленных комитетов, кто - уехал делегатом (Дени-кин, 2005). Исследователи обращают внимание на особую роль метафоры в политической коммуникации. Политическая метафора часто построена на милитарных реалиях, на переносе тематики военных действий на политические события. В рамках взаимодействия военного и политического дискурсов актуальным является функционирование милитарной метафоры: атаман, атаманничать ‘руководить’, ата-манство ‘руководство’. Данная метафора переносит семантику милитарности на семантикууправления: Насколько узнал, борьба с армиями будет очень трудная, ибо коман-дующие там совсем обатаманились и автономию в деле снабжения с сепа-ратными заготовками считают незыблемым основанием своего сущест-вования (Будберг, 2001); Низы же больно чувствуют разлаженность, неопытность и ошибки старшего управления, что порождает злобу, недоверие, насмешки, а что еще хуже, привычку обходить нелепые и неприятные распоряжения и ата-манничать (Будберг, 2001). Приведем статистику употребления лексем с семантикой императивности в книге А. П. Будберга «Дневник белогвардейца» (Будберг, 2001): управление - 194; распоряжение - 115; приказ - 215; решение - 126. Весьма продуктивно в данный период слово из сферы политической коммуни-кации чиновник, которое представляло собой «общее названiе лицъ государствен-но-военной службы, имѣющихъ чины; преимущественно же относится къ лицамъ гражданскаго вѣдомства» (Леер, 1893-1897). В «Энциклопедии военных и мор-ских наук» говоритсяо военных чиновниках: Въ воен. время, при недостаткѣ чиновниковъ, на младшие должности, до VIII класса включительно, могутъ быть назначаемы кандидаты на клас-ные должности, нижние чины съ высшимъ и среднимъ образованiемъ (хотя бы незаконченнымъ) и нестроевые старш. разряда, причемъ имъ присваи-вается званiе заурядъ-военнаго чиновника или заурядъ-военнаго чиновника казачьихъ войскъ. При недостаткѣ врачей и фармацевтовъ, назначаются: заурядъ-врачи - изъ студентовъ медицины IV и V курсов, заурядъ-аптека-ря - изъ класныхъ медицинскихъ фельдшеровъ и н.ч.-фармацевтовъ (пр. по в.в. 1891 г. № 137, 1894 г. №№ 165 и 198) (Леер, 1893-1897). Таким образом, взаимодействие военного и политического дискурсов в регио-нальном русском языке Сибири обнаруживается в рамках взаимопроникновения языковых единиц на лексическом уровне, создания междискурсивных моделей семантического словообразования; наличия в грамматическом строе военного дискурса речевых комплексов с семантикой императивности - глаголов с семан-тикой «управление». Экспансия политического языка в милитарный - это следст-вие происходивших процессов социально-экономического развития общества и государства, с одной стороны, а с другой - результат развития коммуникатив-ных возможностейрусскогоязыка.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 107
Ключевые слова
военный дискурс, политический дискурс, региональный русский язык, military discourse, political discourse, regional Russian languageАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Уланов Андрей Владимирович | Омский авиационный колледж им. Н. Е. Жуковского | ulanov.andrey.2014@mail.ru |
Ссылки
Барабаш В. В., Чекунова М. А. Особенности риторического портрета участников политико-административного сетевого медиадискурса // Вопросы теории и практикижурналистики. 2017. Т. 6, № 3. С. 366-378.
Гаврилова М. В. Методы и методики исследования политической коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Невского ин-та языкаи культуры, 2008. 91 с.
Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. 2002. № 3. С. 32-43.
Евтушенко О. А. Административный дискурс: институциональные характеристики // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2011. № 5 (59). С. 11-14.
Ильин М. В. Политический дискурс как предмет анализа // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. 2002. № 3. С. 5-21.
Михалёва О. Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2004. 21 с.
Уланов А. В. Военная структура в рамках русского военного дискурса и военной языковой картины мира XIX в. // Вестник Омск. ун-та. 2013. № 1 (67). С. 101-105.
Уланов А. В. Региональные особенности русского военного дискурса XIX - начала XX века // Омск. науч. вестник. 2014. № 3 (129). С. 115-118.
Чантуридзе Ю. М. Афроамериканский политический дискурс: когнитивный, лингвокультурологический и риторический аспекты: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 24 с.
Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
Ширинкина М. А. Дискурс исполнительной власти: к определению понятия // Вестник Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2016. № 3 (35). С. 67-74.
