Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) | Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. DOI: 10.17223/18137083/71/25

Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников)

Развивается идея возможного изучения результатов естественной письменно-речевой деятельности рядового носителя языка с позиций аксиологической филологии. На примере личных писем девушек старшего подросткового возраста прослеживаются аксиологические доминанты современной девичьей культуры. Обнаруживаемые ценностные доминанты девичьих дневниковых записей формируются под влиянием различных объектов авторской рефлексии: внешнего (субъекты социума - взрослые, прежде всего родители, и сверстники) и внутреннего (личность подростка) миров, в отношении которых субъект занимает определенную ценностную позицию. Смысложизненные ориентации субъекта детерминируются его возрастной и гендерной отнесенностью (самостоятельность, эмоциональная независимость от родителей, признание личности подростка в кругу сверстников, самоидентификация в различных ее аспектах: онтологическом, нравственно-этическом, телесно-физическом), социальным статусом автора дневника - принадлежностью к школьной аудитории как социальной группе (независимость от мнения учителя, успешная учебная деятельность).

Axiological dominants of the diary genre (based on personal diaries).pdf Становление теории естественной письменной речи наряду с традиционными для молодой науки вопросами определения методологии, формирования терминологического аппарата сопровождается ее активным вовлечением в решение проблем пограничных с нею областей научных знаний. Среди таковых филологическая аксиология, в центре изучения которой категория «ценность», структурно иерархическая организация ценностного мира, его онтологический статус и способыпознания [Купина, Ицкович, 2019]. Исследование письменно-речевой деятельности рядового носителя языка в различных ее жанровых воплощениях является одним из источников определения ценностных ориентиров современного общества. Интерпретация особенностей репродукции аксиологической реальности в жанроворазнородных текстах естественной письменной речи позволяет наметить векторы развития ценностных предпочтений субъекта в социокультурном контексте современности. Цель исследования - проследить ценностные доминанты, отражаемые в личных дневниках. Фактологическую базу исследования составили архивные материалы Лаборатории естественной письменной речи Кемеровского государственного университета (более 20 дневников). Авторами дневников являются девушки старшего подросткового возраста (15-17 лет). Датировка записей: конец 1990-х - 2000-егг. Известно, что внутренний план бытия личности для стороннего исследователя может быть проявлен посредством различных знаковых репрезентаций. Один из таких путей, ведущих к познанию внутреннего плана бытия личности, сопряжен с изучением естественных письменных репрезентаций самосознания человека для самого себя, т. е. таких, которые не ориентированы на внешний диалог и не направлены на решение презентационных задач [Чурилова, 2016, с. 3]. Подобные репрезентации, облаченные в дневниковую жанровую форму, являют собой внешнюю текстовую форму внутреннего диалога - диалога с самим собой, диалога для себя [Михеев, 2007; Чурилова, 2011, с. 25]. Личные дневники, будучи распространенной формой бытования автокоммуникативных текстов (а с перенесением дневникового жанра в область электронно-опосредованной коммуникации несколько модифицированной [Лебедева, Рабенко, 2018; Рабенко, 2020, с. 9; Сидорова, 2006]), наиболее характерны для подросткового и юношеского возрастов, при этом в большей мере для девичьей аудитории [Архипова, 2006, с. 202]. Привязанность девичьей аудитории к письменной форме бытования составляет «наиболее значительное институциональное отличие девичьей культуры от культуры сверстников-юношей» [Борисов, 2002, с. 5]. Появление и закрепление дневникового жанра в письменно-речевой практике субъекта подросткового возраста имеет психофизиологические основы. Установлено, что в этот период «самость» человека (иначе «личностная целостность» [Барышков, 2005, с. 95]) приобретает статус внутренней опоры мировоззрения, вырабатываются рефлексивные способности [Чурилова, 2011, с. 24]. Обнаруживаются значительные преобразования внутреннего мира личности и становление ее внутренней позиции. Подвергаются изменению важнейшие личностные проблемы, которые требуют от молодого человека осознания и выработки собственного отношения к происходящему, обретения психологических методов саморегуляции. «Думаю, я начала взрослеть. Мои ценности меняются вместе со взглядами на мир», - пишет пятнадцатилетний автор одного из дневников (здесь и далее фрагменты дневников приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуа-ции. - Т. Р.). Дневниковая деятельность становится для подростка одним из способов личностной сублимации, организации рефлексии, эмоциональной саморегуляции, проработки значимых проблемвозраста. Личный дневник обнаруживает систему ценностей, доминирующих в сознании подростка и определяющих его приоритеты в отношении к окружающему миру, Другому, самому себе. В итоге ценности оказываются «осью сознания», вокруг которой организуется восприятие человеком мира [Андреева, 2000, с. 117]. Под ценностью понимается «отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо» [Большаков, 2008, с. 160]. Аксиологическое исследование дневниковых записей дает основание судить о ценностных координатах, процессах и результатах оценочной деятельности подростка, отражаемой в письменной речи; позволяет определить аксиологические доминанты его ценностной картины мира, определяющие «общий колорит, под которым рисуются мир и люди» [Ухтомский, 2002, с. 48] (см. также [Мосиенко, 2014]). Влияя на характер восприятия мира, доминанта обладает свойством «отбирать в нем преимущественно такое познавательное содержание, которое способствовало бы ее подкреплению» [Ухтомский, 2002, с. 49]. Обнаружение доминант осуществляется с опорой на выявление ключевого элемента текста (их комбинаций) - опорного слова, которое «аккумулирует основной смысл текста, является его семантическим и композиционным центром» [Тороп, 1995, с. 104]; словосочетания или предложения, которые включают основной смысл определенной части текста и в итоге моделируют оценочнорефлексирующий компонент в структуре дневникового текста [Вознесенская, 2006, с. 42]. Последний отражает результаты восприятия, осмысления и эмоциональной реакции автора в связи с теми или иными событиями [Там же]. Ре-флексивный компонент дневникового текста, выделяемый наряду с информа-тивным компонентом (который представляет некоторое событие), отражает событие, пропущенное сквозь сознание автора и ставшее результатом авторского осмысления. Членение структуры дневникового текста на информативный и рефлексивный компоненты коррелирует с высказанным Н. Д. Арутюновой тезисом о различении понятий «событие» и «факт»: «…ход вещей создается событиями; события, преломляясь в гранях человеческого сознания, оборачиваются фактами» [1999, с. 517]: 15 августа 2006 г. Сегодня был самый ужасный день в этом году, а может быть самый ужасный день в моей жизни. Сначала сам факт, потом ощущения. Информативный компонент соотносится с рефлексивным как «сфера жизни» и «сфера знаний о жизни». Первый имеет референт в реальной действительности, второй - в сознании пишущего [Вознесенская, 2006, с. 42]. На фоне колебаний в соотношении этих двух генеральных компонентов дневниковой деятельности, детерминированных субъективными (психофизиологическими особенностями личности пишущего) и объективными (характером самого события, интенсивностью отклика, вызываемого этим событием) факторами, дневниковый текст так или иначе эксплицирует рефлексивный компонент как воплощение авторской рефлексии, «оставляя роль хроникера, фиксирующего событийную линию, в качестве исходного посыла» [Там же]. По метафорическому выражению И. Р. Гальперина, «эмоциональное пробивает себе путь в разные классы информации» [1981, с. 35]. Ценностные доминанты, актуализированные в дневниковом дискурсе, реализуются в информативном компоненте в виде избираемого для привнесения в дневниковые записи субъективно значимого события, номинирующего «процессы, действия, условия, ситуации, изменения, положения дел» [Арутюнова, 1999, с. 407]: 12 апреля 1999 г. Я открываю тетрадь, чтобы записывать туда откровенные мысли, правдивые истории и искренние чувства. Автоадресация дневниковых записей обусловливает центрирование информации вокруг субъекта повествования - автора дневника [Рабенко, 2018, с. 7-76]. Это приводит к моделированию Я-образа, осуществляемому в дневнике как «эготексте» - тексте для себя и тексте о самом себе, т. е. имеющем в качестве объекта рефлексии обстоятельства жизни самого автора - некоторые значимые в соответствии с его социально-демографическим статусом, возрастом, полом события: отношения с родителями, учителями, сверстниками; учеба, поездка в летний лагерь, выпускной вечер и др.: 31 августа 2006 г. Лето прошло просто незаметно. Экзамены… Встреча, дружба, скандал, расставание с Костей. Однако ценностные приоритеты автора отражаются преимущественно в рефлексивной части дневникового текста, где событие становится объектом восприятия, отношения, оценки пишущего. При этом рефлексивный компонент в разных дневниковых текстах и у разных авторов характеризуется разной степенью развернутости и полноты речевых средств и форм, которые репрезентируют освоение действительности подростковым сознанием: от единичных употреблений до значительных по объему фрагментов, где воспроизведение состояния сознания становится самостоятельной целью [Вознесенская, 2006, с. 42]. Ценностные доминанты девичьих дневниковых записей формируются под влиянием различных объектов авторской рефлексии: внешнего мира (субъекты социума и явления) и внутреннего мира (личность автора), в отношении которых автор дневника занимает ценностную позицию. Итогом рефлексивной деятельности подростка становятся дневниковые записи, обнаруживающие ряд аксиологических доминант. Обозначим их. 1. Объект авторскойрефлексии - внешний мир. 1.1. Субъектысоциума - взрослые, прежде всего родители. Самостоятельность подростка, его эмоциональная независимость от родителей (и других взрослых) как ценность. Установлено, что одна из главных задач подростничества - это достижение автономии от родителей, завоевание эмоциональной независимости от них и других взрослых. Отсюда болезненное самолюбие и обидчивость, которые становятся одной из причин подросткового кризиса и конфликта с окружающими, прежде всего родителями. Повышенная критичность подростка по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить его достоинство, принизить его взрослость, недооценить его правовые возможности выливается на страницы дневника: 24.08. 2006 г. Все меня достали! Мать в первую очередь! Бесит Я гуляю, онана балконвышла, давай меня орать!!! 16 г. Я не понимаю, почему это учителя запрещают мне слушать музыку в наушниках, когда я иду в школу или домой, или еду в автобусе… Это мое личное дело Я не видила, чтобы в Конституции РФ запрещалось слушатьмузыкув наушниках в обществ. местах. «Мы и взрослые», в представлении И. С. Кона [1989, с. 93], - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии, конкретизируемая как отношения непонимания между подростком и родителями (взрослыми в целом), неприятия позиции родителей. Отсюда реакция «на обособление, на разрыв (всегда болезненный!) социальных связей» [Пигров, 2004, с. 101]. Автор дневника склонен «противопоставлять себя всему прочему. Его социальное самочувствие выражается вольно или невольно в антитезах: “я и общество”, “я и человечество”» [Овсянико-Куликовский, 2002, с. 461]: 15 г. Никакой толпы!! (ненавижу людей). 17 мая. Надоела школа до чертиков. Надоели все. Выбирая в качестве ценностного ориентира освобождение от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, от установленных ими правил и порядков, подросток встречает сопротивление со стороны реальной действительности, что вызывает «состояние когнитивного дисбаланса, неопределенность ориентиров, планов ицелей в период смены жизненных пространств» [Левин, 2000, с. 160]: 26.09.01. многое таится в моем разуме, сердце - какое-то не понятное, не осознанное. Никто меня не понимает даже я себя не понимаю. 9.04.18 г. Я не могу понять саму себя. Что мне надо? Что я хочу? С кем я хочу дружить? Кто мненужен? Я не могу ответитьна эти вопросы. Отстаивание подростком своих личных границ, его стремление оставаться независимым (свободным в своих решениях), нежелание принадлежать к детской аудитории и (пока еще) невозможность его вхождения в сообщество взрослых определяет своеобразную маргинальность подростка, его нахождение между двумя культурами - миром детей и миром взрослых [Там же, с. 160]. Пребывание подростка на границе двух социальных миров - мира детей и мира взрослых, неприятие подростка как полноправного участника ни одним из этих миров выливается в отношения дисгармонии, непонимания, о чем свидетельствует следующая запись в дневнике: 16 г. Я не понимаю людей, а они меня… Особенно непонятными людьми мне кажутся взрослые и дети. 1.2. Субъектысоциума - сверстники. Общение со сверстниками как ценность. Признание значимости личности подростка вкругу сверстников как ценность. Общество сверстников является важнейшим каналом социализации подростка. Именно в среде сверстников, общение с которыми в подростковом возрасте приобретает самостоятельный вид деятельности, подросток имеет возможность реализовать ощущение собственной значимости, осознать свою уникальность, неповторимость, непохожесть на других. Ср.: 30.07.2001 Я довольна жизнью и счастлива. Мне здесь (детский оздоровительный лагерь. - Т. Р.) весело и интересно. Дружу со всеми и еще познакомиласьскучейнарода. 16 г. Меня никто никогда не поймет, потому что я индивид. Нету такого человека, который бы меня понял, т.к. идеальных близнецов не бывает. С осознанием своей индивидуальности на фоне растущей потребности в общении у подростка одновременно повышается избирательность этого общения, потребность в уединении, и, как следствие, приходит чувство одиночества. Мотив одиночества, ощущения собственной автономности эксплицируется на страницах дневника как мучительное и напряженное чувство, тоска, состояние духовной и душевной изоляции: 7.02. 2000. Сейчас мне тяжело и одиноко. Я думала, у меня есть друзья. Они думаютиначе Мое одиночество меня не удивляет. 17 г. Я одна. Совсем одна. Нет никого рядом. Все от меня отвернулись. Даже семья. Амбивалентное чувство потребности в общении и одновременном уединении реализуется в полной мере в дневниковой деятельности подростка. Дневник становится своеобразным «виртуальным» собеседником, другом, которому можно поведать сокровенное, который, как пишут авторы, «ни за что не осудит, никому ничего не расскажет», «не предаст никогда», ибо «мой дневник - мое второе я». Взаимодействуя с членами социума (прежде всего сверстниками), подросток стремится занять определенное место в социально-иерархической системе путем собственной статусно-ролевой идентификации. Автор ассоциирует себя с определенными социальными ролями, которые он выполняет в сфере социальных отношений: в классе я занимаю очень даже высокое положение ведь я староста класса, прикинь! Имея целью «написать всю правду и свое отношение к своему классу», владелица одного из дневников - девочка 15 лет - пытается оценить собственное социально-ролевое положение в ученическом коллективе. Она рисует в дневнике непростую схему своих взаимоотношений с одноклассниками, располагая в центре страницы себя (указывает свои фамилию и имя) и далее различным цветом пасты дифференцируя характер взаимоотношений с одноклассниками: красным помечаются «друзья», «подруги», зеленым - «коллеги (танцы, олимпиады и т. д.)», черным - фамилии иименатех, к кому автор испытывает «ненависть». Как проявление и следствие социально-психологической выработки навыков социального взаимодействия, встраивания подростка в социально-иерархическую систему выступает наличие в ряде дневников на протяжении всего дневникового повествования имен друзей и недругов (сопровождаемое депривацией имен последних) с их последующим зачеркиванием и надписыванием поверх прежних фамилий новых: Мои лучшиеподруги - Настя С., ДашаВ. С Дорохом и Кузнецовой я совсем разругалась. А Видякина-с*** к ним убежала, аещё подруга. II. Объект авторскойрефлексии - личность автора. Самоидентификация подростка как ценность. Кто я есть? Находясь на этапе осознания своего индивидуального своеобразия, поиска ценностно-смысловых оснований своего мировоззрения, девочка-подросток испытывает интерес к себе, качествам своей личности, ощущает потребность оценить себя, свои чувства и переживания, полагая, что в данный момент «самое главное - разобратьсяв самой себе, аэто оченьсложно». В процессе самоидентификации важную роль играет соотнесение себя с другими людьми, реакция на их слова и поведение: в моей жизни много подруг, но почему-то ни с кем из них я долго не остаюсь, мне кажется они виноваты в нашем разладе, а мама часто говоритмне: «Наташа, может дело втебе?». 17. 02. П. уронил меня на асфальт. А Леночка, подруга называется, стояла и смотрела. Предательница! Я знаю, я не святая, но так по-свински я не поступаю ни с кем. В формировании Я-образа, стоящего в центре дневникового повествования, значимо поименование автором себя в дневниковых записях, в котором отражается его самооценка, самоидентификация. Выявляются следующие способы. 1. (Преимущественно) поименование по местоимению первого лица «Я». Посредством ведения дневниковых записей подросток не просто моделирует образ своего «Я», наделяя его своеобразными особенностями, но и меняет «его характеристики в зависимости от контекста репрезентируемой ситуации» [Чурилова, 2011, с. 10]. В связи с этим один и тот жеавтор пишет о себе: 16 января 2007 г. Я ПЛОХАЯ ДЕВОЧКА! Я - ТВАРЬ! 21.01. По натуре я человек добрый, долго сердиться не могу. 14 марта 2007 г. Я человекпростой, но спринцыпами. Личное местоимение «Я», формально выражающее дневниковое повествование, формирует коммуникативный акт таким образом, что главным в нем становится автор-повествователь. Значима только его оценка, иная точка зрения коммуникативным актом не предусматривается. 2. Поименование по имени собственному (поименование автором себя по имени, режефамилии, или их сочетанием): 1.01. 2019. Новый год! Новые ожидания! Счастье тебеНаташа! Молодой автор активно анализирует и реорганизует когнитивный материал, что способствует самопониманию личности автора, самоосмыслению, дает личности автора возможность самореализации, а зачастую и самопрезентации (создании Я-образа): я поняла, как много во мне ценизма, желчи, мне всегда хочется кого-н. уколоть, да побольше, поиздеваться. Но я очень миролюбивая, редко когда ругаюсь, ссорюсь, но если меня вынуждают то я опасна я очень люблю пофилософствовать, и наверно, в моем дневнике много будет моих взглядов, отношений, имоций. Важнейшую роль в формировании самооценки подростка играет его успешная деятельность, преимущественно учебная: 26.12. Я получила грамоту за хорошую учебу. Вот я какая умница и красавица! Просто чудо! 23 января 2007 г. Я отличница! Я - молодец! Самоидентификация посредством поиска смысла жизни (онтологический аспект самоидентификации). Находясь на пороге взрослой жизни, подросток занят поиском смысла своего существования (поиском «своего места», определения дальнейшей профориентации) [Левкова, 2016; Чурилова, 2011, с. 15] и активно рассуждает об этом на страницах дневника: 3.08. 99 г. Что для меня смысл жизни значит? Смысл жизни - это то явление или понятие, зачем появился каждый человек и для чего он на этой земле, что емутут нужно. волнует вопрос: В чем смысл жизни? Наверно, на этот вопрос никто не знает ответа, у каждого свой смысл, а мой смысл в жизни я еще не поняла. Все-таки нашажизнь очень трудная штука. Смысл жизни видится подростку в существовании ради обретения настоящей любви (ориентация на создание собственной семьи, на счастливый брак), посвящения себя важномуобщественно полезному делу, любимойпрофессии идр.: 14.12.98 г. Дорогой мой читатель, вам уже наскучило моё гадание! Любит, не любит. Но это смысл моейжизни и вам придется сэтим смириться. Г. записала меня в школу практической психологии. Буду поступать на психологический ф-т. Психология - моя жизнь. Нравственно-этическая самоидентификация, иначе идентификация своего духовного образа (ценностные представления о любви, дружбе, девичьей скромности, предательстве и т. п.). В дневниковых записях подростка проблема прав, обязанностей, нормативности и морали приобретает статус определенной мировоззренческой опоры. В большинстве своем рефлексивные записи анализируют жизненное пространство с учетом понятий морали и нравственности. С повышением в подростковом возрасте роли нравственного компонента у подростка проявляется умение сравнивать, анализироватьпоступки сверстников, видетьих этическое содержание: Удивительно, мои друзья тают на глазах, я не сомневаюсь, что и Юлька перестанет со мной разговаривать. Я такой предательнице доверяла свои секреты. Я даже тебя (обращение к дневнику. - Т. Р.) ей читать давала! Как странно, была другом, и теперь никто! Надеюсь, она не скажет никому или все-такиразбазаритмоедостояние, моюжизнь на листе бумаги. С Кузнецовой я помирилась, это называется пробралась в тыл к врагу. Т. е. мне надо списать - я милая и хорошая, а так, да пошла ты. Она ведь со мной такпоступает. Испытывая потребность в самосовершенствовании, автор стремится распознать иизменить собственные вредные привычки иповеденческие шаблоны: 16 г. Хочувыработать новые привычки. Неврать. Вдень прочитывать главу книги. Серьезно заняться самообучением. Отказатьсяот СМИнамесяц. 5. Стать добрее. Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. 30 августа 2006 г. Явсе-такипокурила!!! Бесстыдница!!! Переживая период взросления, девочка-подросток делится сама с собой или с неким адресатом (дневником, реальным или виртуальным собеседником) сентиментально-романтическими предчувствиями, надеждами, представлениями олюбви и взаимоотношениях мужчины и женщины: Настоящая любовь должна длиться вечно Люди, идущие по дороге жизни, должны смотретьводнусторону. 16 г. Ты должна ему нравиться в любом виде и тебя он должен любить такую, какая ты есть. Девушки рисуют образ идеального, по их мнению, молодого человека, который, как пишут авторы, «должен быть намного умнее (их), должен быть красивый, веселый», «должен поддерживать во всем». Они приходят в негодование отреального положения делвотношениях смолодыми людьми: 3.10.2001г. Я его люблю! Я схожу по нему с ума! А он кретин! И чем он мне нравится? Он страшненький, толстый, ушастый - разве это мой идеал? Разве это он? Неправда! Я неверю в эти глупости! 14 августа 2006 г. Ни ему, ни мне не нужны наши отношения. Он держит меня, чтобы показать друзьям, что у него есть девушка. А моя цель - держать его при себе, чтобы мои подруги завидовали мне и моим взрослым отношениям сним. Зачастую школьницы находят реальное воплощение своего идеала в какойлибо известной и успешно воспринимаемой ими личности (киноактере, певце, спортсмене), сопровождая свои записи заявлением, подобным этому: «в 2028 году я выйду замуж за Ким Намджуна 1», и размещением в дневнике вырезок из журналов сфотографиямисвоего кумира. Идентификация своего телесного образа. В подростковом возрасте особую остроту приобретает проблема отношения к своему телу. Необходимым условием для формирования целостного образа себя является «присвоение» человеком своего тела, со всем его внутренним и внешним содержанием. Фактор образа тела является основным и единственным предиктором субъективного благополучия, который основывается на подростковом восприятии [Ерохина, Филиппова, 2019, с. 59]. Сравнивая себя со сверстниками, девочка-подросток формирует представление о самой себе, создает образ своего «телесного Я», иначе «Я физического». Для подростка внешность становится не просто отражением в зеркале. Это то, что повышает его статус в коллективе сверстников, придает ему уверенность. В поиске собственного образа через изменения внешности (многократное окрашивание волос, смена прически, модная одежда, яркий макияж) подросток ищет ираскрывает своюидентичность (своеЯ). 15 г. Зеркала и камера искажают лицо. Я никогда не узнаю как выгляжу со стороны. 18 г. Почему у меня нет парня?! Может потому что я некрасивая? Почему на меня никто необращаетвнимания? Чувствуюсебя ничтожеством. 23.01. Покрасилась в фиолетовый. Хах… ещёхудеть надо. Таким образом, аксиологический анализ письменно-речевой деятельности рядового носителя языка может оцениваться как своего рода мониторинг социально-ментального и психологического состояния определенной социально-демо-графической группы. Высвечивая смысложизненные ориентации подростка, дневниковые записи позволяют очертить ценностное поле личности, т. е. определить репертуар ценностей, значимых для их автора. Выявленные аксиологические доминанты, эксплицируемые в результате рефлексии относительно субъективно оцениваемых объектов, обусловливаются возрастной и гендерной отнесенностью автора дневника (самостоятельность, эмоциональная независимость от взрослых, признание личности подростка в кругу сверстников, самоидентификация в различных ее аспектах: онтологическом, нравственно-этическом, телесно-физическом), его социальным статусом - принадлежностью к школьной аудитории как социальной группе (независимость отмнения учителя, успешная учебная деятельность). Будучи особой формой реализации информативно-оценочной интенции, дневниковые записи не только демонстрируют стороннему наблюдателю (исследователю) ценностные предпочтения их автора, но и являют собой интимно представляемое описание личностно значимых событий, проникнутое ощущением ценности отдельной личности.

Ключевые слова

естественная письменная речь, дневник, аксиологический анализ, ценность, ценностная доминанта, подросток, natural written speech, diary, axiological analysis, value, value dominant, teenager

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рабенко Татьяна ГеннадьевнаКемеровский государственный университетrabenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000, 288 с.
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Архипова Н. Г. Рукописные девичьи альбомы: жанрово-тематическое своеобразие // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2006. Вып. 4. С. 26-32.
Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192 с.
Большаков В. П. Теория культуры. СПб.: Санкт-Петербург, 2008. 164 с.
Борисов С. Б. Мир русского девичества 70-90 годы XX века. М.: Ладомир, 2002. 343 с.
Вознесенская И. М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 41-48.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.
Ерохина Е. А., Филиппова Е. В. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 57-68.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
Купина Н. А., Ицкович Т. В. Филологическая аксиология: итоги работы Международной научной конференции «Аксиологические аспекты современных филологических исследований» // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 4. С. 1202-1206.
Лебедева Н. Б., Рабенко Т. Г. Жанровое имя как фактор стабилизации речевого жанра (на материале жанра дневника) // Вестник Том. гос. ун-та. 2018. № 437. С. 29-35.
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.
Левкова Т. В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения 07.03.2020).
Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст. М.: Водолей, 2007. 264 с.
Мосиенко Л. В. Аксиологические доминанты в художественных произведениях Гийома Мюссо // Вестник Оренб. гос. ун-та. 2014. № 11 (172). С. 47-52.
Овсянико-Куликовский Д. Н. Из книги «М. Ю. Лермонтов» // М. Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 461-474.
Пигров К. С. Забота о своей духовности, или техника скриптизации индивидуальной жизни // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. 2004. Вып. 4, № 4. C. 75-107.
Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в вариантологическом аспекте: Дис.. д-ра филол. наук. Кемерово, 2018. 356 с.
Рабенко Т. Г. Инвариантные и вариантные признаки жанров естественной письменной речи (на материале жанров «личный дневник», «личное письмо», «личная записка») // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 6-14.
Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М.: 1989.ру, 2006. 193 с.
Тороп П. Тотальный перевод. Тарту: Научный поиск, 1995. 256 с.
Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
Чурилова Е. Е. Особенности репрезентации самосознания в личных дневниках современных девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
Чурилова Е. Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. М.: Прометей, 2016. 167 с.
 Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) | Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. DOI: 10.17223/18137083/71/25

Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) | Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. DOI: 10.17223/18137083/71/25