Доброе имя человека: ученый-фольклорист Раднай Шерхунаев (к столетию со дня рождения)
Статья посвящена столетнему юбилею бурятского ученого-фольклориста Радная Шерхунаева. Прослеживаются основные этапы его научной биографии, вклад ученого в исследование творчества известных бурятских улигершинов, в первую очередь Аполлона Тороева, названного «бурятским Гомером». Рассматриваются основные публицистические работы ученого, его методологические принципы, вклад в описание родословной выдающегося драматурга А. Вампилова, земляком которого был Раднай Шерхунаев, интересные детали его личного общения с родителями Вампилова, у которых он учился в школе. В качестве основных методологических параметров выявляется опора на многочисленные факты и события, их знание и скрупулезный подбор.
The good name of a man: folklorist Radnai Sherkhunayev (to the centenary of his birth).pdf В биографии сибирского фольклориста Р. А. Шерхунаева (1920-2008) есть множество примечательных страниц. Так, его учительницей в Кутуликской школе была мать всемирно известного драматурга Александра Вампилова Анастасия Прокопьевна (см.: [Шерхунаев, 1994; 2001; Смирнов, 2012]), о которой написаны многие проникновенные страницы в воспоминаниях ученого: «В сердцах ее учеников, самых разных по характеру и национальности - русских, бурят, украинцев, татар, поляков, евреев, ее знания и умение мастерски доносить их до слушателей вызывали чувство глубокого уважения и даже больше - преклонения. Анастасия Прокопьевна обладала замечательными человеческими качествами. Ее отличали врожденная вежливость, скромность, правдивость, старательность в работе и самообладание. Ей были ненавистны ложь, подхалимство, беспринципность, болтливость и высокомерие… Смыслом всей ее жизни было служение добру и справедливости» [Мир АлександраВампилова…, 2000, с. 27-29]. Общался в школьные годы (в частности показывая свои не совсем совершенные стихи) юный Шерхунаев и с отцом будущего драматурга - Валентином Никитичем (в своем устном рассказе в фамилии Вампилова он делает ударение на первый слог!). А в дневниковой записи сохранилось еще одно любопытное свидетельство их общения: «После шести уроков был у директора Валентина Никитича Вампилова. Он спрашивает, получил ли я стипендию? Ответил: “Да, получил”. - “Распишись-ка”, - сказал он. А когда я поставил свою подпись (эх, я тут «развернулся» - размашисто и затейливо!), он добавил, что так не нужно расписываться, нужно попроще. “Мне около сорока лет, и я все время расписываюсь так…” - он написал на бумаге разборчиво: “Вампилов”»… [Шерхунаев, 2001, с. 82]. (Исследованию родословной знаменитого земляка впоследствии будет посвящена книга «Корни и ветви: слово о предках и родителях выдающегося драматурга А. Вампилова» [1994], получившая высокую оценку со стороныродных А. Вампилова.) Выходец из многодетной крестьянской семьи (мать Шерхунаева имела почетное звание «Мать-героиня), свою первую публикацию (1937) в областной детской газете «Горька была жизнь моя» посвящает именно ей, Ханде Булгатовне Шерхунаевой. Спустя десятилетия очерк под названием «Материнская радость» откроет бурятская пословица: «Отец, как небо, высок, мать же, как вселенная, велика» [Шерхунаев, 2001, с. 84]. Тепло вспоминает Шерхунаев и своего отца Андрея Афанасьевича, от которого уже в послевоенные годы ему удалось записать ряд текстовбурятских народных песен. Как профессиональный журналист Шерхунаев состоялся во время службы в армии на Дальнем Востоке (1940-1948). Об этом периоде жизни он интересно и увлекательно рассказывает в своих книгах, поминая добрым словом многих однополчан. Многие годы связывают Р. А. Шерхунаева с Иркутским университетом. В нем он обучался после армии на бурятском филологическом отделении, заканчивал аспирантуру, на протяжении двух десятков лет осуществлял успешную педагогическую деятельность. И не случайно во многих его публикациях находим благодарные слова коллегам, поддержавшим направление научных исследований ученого. Знаменательной для Шерхунаева стала встреча с Аполлоном Тороевым - «бурятским Гомером». В одном из интервью Шерхунаев живо рассказывает о совместном исполнении со знаменитым сказителем бурятских народных песен как проявлении знака душевной близости поэта и ученого. Итогом этого общения стали ряд статей, монография (1964) и успешная защита кандидатской диссертации на тему: «Аполлон Тороев - бурятский народный поэт» (1965) (см. также [Шерхунаев, 1965]). Улигершины стали главным предметом тематики научных изысканий Р. Шерхунаева. Одна за другой в Иркутске и Улан-Удэ появляются книги о Пеохоне Петрове (1969), Парамоне Дмитриеве (1970), Папе Тушемилове (1973), монография «Певцов благородное племя» [1977] и двухтомник «Бурятские народные сказители» (1986; 1987). А в Кызыле двумя изданиями (1975; 1977) выходит книга «Сказки и сказочники Тофаларии» [Шерхунаев, 1975] (в 1989 г. под названием «Тофаларские сказки» будет издана в Улан-Баторена монгольскомязыке). Особо следует сказать о журналистской деятельности Шерхунаева, его активнейшей публицистической работе на протяжении всей жизни. Красной нитью через все публикации проходит законная гордость за выдающихся представителей бурятского народа разных профессий, особая гордость за земляков-аларцев (их внушительный перечень найдем во всех работах Шерхунаева). Бескрайней теплотой и душевностью пронизан очерк о друге детства Искандаре Рысьмятове, героическипогибшем в годы войны. Добрые словаадресованы творческому коллективу фольклористов - лауреатам Государственной премии РФ за цикл работ из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (разработка концепции и ее реализация в выпущенных в свет 18 томах), большой интерес для истории науки представляют материалыо востоковеде смировымименем Г. Д. Санжееве. Научное и публицистическое творчество Шерхунаева отличалось глубоким интернационализмом, о чем он пишет сам в конце двухтомника «Под солнцем сибирским»: «Мы… живем на одной земле, под одним солнцем и луной в ближайшем и непосредственном соприкосновении с незапамятных времен с мирными и добрыми соседями - эвенками, тофаларами, якутами, русскими, образуя единый общежитский очаг, братскую семью и дружбу народов, что во многом помогло при народовластии преодолеть большие трудности жизни, добиться заметных успехов в хозяйственной и культурной областях… Пусть крепнет и ширится это общечеловеческое братство - единение и сплоченность - великое благо трудовых людей, их крепость и сила. Народ ведь мудрейший философ и педагог, он твердо и ясно, не допуская никаких колебаний, заявляет: для дружбы нет расстояний, без дружбы счастья нет» [Шерхунаев, 2008, т. 2, с. 317]. Основную методологическую составляющую творчества ученого можно, на наш взгляд, определить как опору на многочисленные факты и события, их знание и скрупулезный подбор. Автографы на книгах, богатая личная переписка - все это тоже уместно было приобщено ученым к делу. А в качестве эпиграфа к изданному в 2008 г. двухтомнику взята бурятская пословица: «Доброе имя человека что солнце и луна сверкает…» [Там же, т. 1, с. 3]. Как нам кажется, она в полной мере отражает заслуги бурятского ученого перед народом.
Ключевые слова
Р. Шерхунаев,
фольклористика,
улигершины,
Иркутский университет,
Вампилов,
Аларь,
бурятские ученые,
R. Sherkhunayev,
folklore,
ulihershins,
Irkutsk University,
А. Vampilov,
Alar,
Buryat scientistsАвторы
Смирнов Сергей Ростиславович | Иркутский государственный университет | | ssrisu@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л. В. Иоффе, С. Р. Смирнов, В. В. Шерстов; вступ. ст. В. Я. Курбатова. Иркутск: Иркут. обл. тип. № 1, 2000. 448 c.
Смирнов С. Р. Нестор бурятского народа // Литера: Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ. 2012. № 4. С. 11-14.
Шерхунаев Р. А. Аларь - судьба моя: Житейские были и воспоминания / Вступ. ст. А. Румянцева. Иркутск: Иркут. обл. тип. № 1, 2001. 104 c.
Шерхунаев Р. А. Аполлон Тороев: очерк жизни и творчества. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. 77 с.
Шерхунаев Р. А. Корни и ветви: слово о предках и родителях выдающегося драматурга А. Вампилова. Улан-Удэ: Соёл, 1994. 39 с.
Шерхунаев Р. А. Певцов благородное племя. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 264 с.
Шерхунаев Р. А. Под солнцем сибирским: Статьи и заметки: В 2 т. Иркутск: Мегапринт, 2008. Т. 1. 311 c.; Т. 2. 317 c.
Шерхунаев Р. А. Сказки и сказочники Тофаларии. 2-е изд. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1975. 324 с.