For the anniversary of Valery Igorevich Tupa.pdf 26 октября 2020 г. исполняется 75 лет со дня рождения замечательного российского филолога и нашего доброго друга Валерия Игоревича Тюпы. Одному из нас выпала счастливая возможность наблюдать за его научной и творческой деятельностью в течение последних 45 лет. Именно тогда, в середине 1970-х гг., после кратковременной работы во Львовском и Самарском (тогда еще Куйбышевском) университетах молодой кандидат наук обосновался в только что открывшемся Кемеровском университете. Было ли это случайностью (хотя всякая случайность, как мы знаем, предполагает скрытую закономерность), но в новом коллективе образовалась кафедра теории литературы, ядро которой составили три филолога - Н. Д. Тамарченко, В. В. Фёдоров и В. И. Тюпа (позже к ним присоединился М. Н. Дарвин). Так образовалась кемеровская филологическая школа, вскоре ставшая известной по всей стране. В дальнейшем судьба то разводила, то вновь соединяла славную когорту теоретиков - В. В. Фёдоров вернулся в родной Донецк, а Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа и М. Н. Дарвин оказались в стенах Российского государственного гуманитарного университета. За внешними контурами изменений и переменой мест достаточно легко увидеть систему научного и профессионального роста В. И. Тюпы и главную черту его деятельности, выразившиеся в способности аккумулировать разные, подчас противоположные направления филологической науки. Начав как ученик Г. Н. Поспелова и В. Е. Хализева, Тюпа теоретик уже к концу 1970-х гг. создал учение о модусах и парадигмах художественности, освободив таким образом указанную категорию от налета импрессионизма и вкусовых оценок, придав ей глубоко научный, системный характер. В начале 1980-х двухлетнее пребывание в Сорбонне, личные контакты с Роланом Бартом и Юлией Кристевой позволили Валерию Игоревичу вплотную при-близиться к основным положениям французского структурализма, обогатив его вместе с тем основными идеями немецкой классической эстетики и исторической поэтикой А. Н. Веселовского. Во второй половине 1980-х все мы испытали сильное воздействие идей общей риторики Льежской школы и теории дискурс-анализа Т. ван Дейка. Опять же это увлечение не привело В. И. Тюпу к отказу от прежних идей, но обогатило его новыми поворотами развиваемой теории литературы. Как раз в это время, опираясь на схему Квинтилиана, включающую инвенцию, диспозицию и элокуцию, В. И. Тюпа сумел разглядеть в них три основные компетенции, на которые опирается риторический акт. Так инвенция становится референтностью, диспозиция - креативностью, а элокуция - рецептивностью. Дальнейшее изучение обогатило эти категории реальным аналитическим материалом, включающим разные исторические эпохи - от Тредиаковского до Пушкина, от Чехова до Пастернака и Мандельштама. Новым поворотным моментом в деятельности нашего друга стало обращение к компаративной риторике. В 2010 г. вышло первое издание его монографии «Дискурсные формации», в которой тексты разных видов были рассмотрены как явления дискурсивных практик, принадлежащих к разным типам ментальности. Едва ли следует называть все работы Тюпы четырех периодов его деятельности, одно их перечисление заняло бы несколько страниц. Но из всех написанных в последнее десятилетие хотелось бы выделить статью «Новостной дискурс как нарратологическая проблема», опубликованную на страницах «Нового филологического вестника». Теоретическое значение этой работы трудно переоценить, поскольку в ней впервые были подробно раскрыты особенности, отражающие коммуникативную природу трех различных типов дискурса: новостного, историографического и художественного. Положив в основу деления принцип взаимодополнительности нарративного и перформативного высказываний, В. И. Тюпа показал, как баланс этих составляющих и его нарушение влияют на характер коммуникативного события, обусловливая и ментальные, и риторические различия. Как известно, один из возможных переводов слова «теория» - боговдохновение. Валерий Игоревич Тюпа, бесспорно, является боговдохновенным человеком. И в этот славный день юбилея от всех друзей и авторов «Сибирского филологического журнала» мы хотим пожелать имениннику прежде всего здоровья, но не только - а еще и творческой молодости, которая, как можно видеть, не увядает с годами, но раскрывается новыми гранями.
Силантьев Игорь Витальевич | Институт филологии СО РАН | | silantev@philology.nsc.ru |
Шатин Юрий Васильевич | Институт филологии СО РАН | | i.shatin@g.nsu.ru |