«Досугов мирных светлые занятья...» Концепт ДОСУГ в русской литературе XIX века | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/6

«Досугов мирных светлые занятья...» Концепт ДОСУГ в русской литературе XIX века

В русской литературе XIX в. истинным назначением досуга предполагалась польза, которую можно извлечь из употребления свободного времени. К сфере досуга относили нерегламентированные занятия, составляющие частную жизнь человека, досуг мыслился и как необходимое условие литературного труда. Но такого рода занятия имели отношение преимущественно к жизни привилегированного сословия. В середине XIX в. одним из аспектов в обсуждении проблемы социального неравенства становится выдвижение на авансцену фигуры крестьянина / труженика как потенциального обладателя досуга.

“Of peaceful leisure quiet occupations...” The concept of LEISURE in the Russian literature of the 19th century.pdf Проблема досуга, восходящая к античной философии, традиционно обсужда-лась в социально-экономических трудах и не входила в сферу компетенции фило-логических наук (исключением можно считать лишь давнюю статью Б. М. Ляпу-нова [1946]). Но в последние годы вопрос о концепте ДОСУГ актуализировался и в работах филологического характера [Живов, 2009; Клейн, 2017; Muse-Dis- kurs…, 2017]. Вместе с тем в отечественных исследованиях не уделяется внима-ние особенностям бытования этого концепта в русской литературе XIX в., чем и вызвано наше обращение к теме. В словарях современного русского литературного языка слово досуг определя-ется как «время, сводное от обычных, постоянных занятий, дел» [СЯП, 1956, с. 702] 1. Но, рассмотрев эволюцию концепта ДОСУГ, В. М. Живов предложил принципиально иное толкование: «время, свободное от навязанной извне регла-ментации, а не время, не занятое трудом» [2009, с. 71]. Сразу скажем, что к тако-му общему выводу приводит и рассмотренное нами функционирование понятия досуг в текстах XIX в. 1 См. также: «время, свободное от работы, занятий, каких-либо дел» [ССРЛЯ, 1954, стб. 1050]; «время, не занятое работой, какими-либо делами» [СлСРЛЯ, 1993, с. 428]. Семантическим ядром концепта ДОСУГ является свободное время, и это род-нит его с такими понятиями, как отдых, развлечение, праздность. Критерии разграничения досуга и отдыха были предложены еще в трудах Аристотеля, ко-торый различал их по назначению. Досуг он считал основной целью, «опреде-ляющим началом для всего», «заключающим уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь» [Аристотель, 1983, с. 630]. Отдых же, по его словам, не представляется целью, «потому что он существует ради деятельности» [Там же, с. 280], т. е. он нужен во имя продолжения работы. Как определенная потребность, «нечто вроде необходимой передышки между двумя трудами» ха-рактеризуется отдых и в современном философском словаре [Конт-Спонвиль, 2012, с. 381]. Но, дифференцируя деятельность и досуг, Аристотель предполагал, что досуг должен быть чем-то заполнен, что «для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему научиться», - к таким умениям он относил музыку, не исключая, следовательно, из сферы досуга определенные занятия, доставляющие наслаждение. Современные толкования понятия развлечение восходят к Паскалю, который видел в развлечении способ ухода от мыслей о бренности существования. Он счи-тал, что, если человек «лишен развлечений и предоставлен догадкам и раздумьям о том, кто он есть он с неизбежностью придет к мыслям о том, что ему уг-рожает о неминуемой смерти и болезнях» [Паскаль, 1995, с. 113]. Развивая мысль Паскаля, А. Конт-Спонвиль замечает, что развлечение - «это своего рода добровольное переключение внимания, метафизическое отвлечение» [Конт-Спон- виль, 2012, с. 473]. Для разграничения понятий досуг и развлечение важна мысль Паскаля о том, что развлечения «приходят извне и от других» [Паскаль, 1995, с. 112], иными словами, не предполагают каких-либо личных усилий или мини-мизируют их. В XIX в. такому толкованию соответствовали, например, формы времяпрепровождения, перечисленные в стихотворении Е. П. Ростопчиной «Баль- ная сцена» (1843): «праздники, забавы, балы, театры, пикники» [Ростопчина, 1987, с. 95]. Показательно, что в том же стихотворении возникает и понятие досуг в форме прилагательного «досужный», которое противопоставлено развлече- ниям. «Непростая лингвистическая судьба праздности» подробно рассматривается в статье В. М. Живова. Ученый обращает внимание на то, что в книжной культуре Московской Руси, носившей религиозный характер и лишенной светских элемен-тов, а также и позднее, вплоть до середины XVIII в., слово праздность имело только негативные коннотации. Со второй половины XVIII в. понятие праздность включается в «дискурс свободного времени» и в отдельных случаях приобретает позитивное значение [Живов, 2009, с. 86-93]. О неустойчивости использования этого слова свидетельствуют два хронологически близких текста. В повести М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (1770) понятие праздность имеет сугубо негативный смысл: «Некоторые люди проводят ее в трудах и в делах, обществу полезных, а другие в праздности и без-делках…» [Чулков, 1970, с. 202]. И совсем иначе используется оно в «Слове о происшествии и учреждении университетов» И. А. Третьякова (1768), где при-лагательные «досужный» и «праздный» имеют нейтральный смысл: «Сии приме-ры не в предосуждение здесь ученому свету приводятся, но только в доказатель-ство того, что наук началом было не что другое, как только одно людей свобожденных от трудов досужное и праздное время…» [Избранные произведе-ния…, 1952, с. 339]. В поэзии первой трети XIX в. также можно найти примеры сближения поня-тий праздность и досуг: Люблю я праздность и покой, И мне досуг совсем не бремя; И есть и пить найду я время [Пушкин, 1937, т. 1, с. 153]. Прости! Бог весть - когда опять, Желанный друг в гостях у друга, Я счастье буду воспевать И негу праздного досуга! [Баратынский 2, 1989, с. 70]. 2 Как установлено А. М. Песковым [1998], правильное написание фамилии поэта - Боратынский. В целом же в русской культуре позитивное восприятие праздности оказывает-ся «кратковременным эпизодом» [Живов, 2009, с. 93]. Рядом со словом праздный понятие досуг приобретает негативные коннотации, наполнением свободного времени оказываются пустые разговоры, непритязательное чтение, пьянство и т. д.: «Поэт и беллетрист услаждали тогда лишь праздный досуг, доставляли занимательное чтение, а вкусы и требования были еще настолько неразвиты, что известной части образованной публики трагедии Баркова были понятнее и выше “Полтавы” Пушкина» [Шелгунов и др., 1967, с. 113]. Но и без уточняющего эпи-тета досуг, если он оборачивается бездумным и бесцельным времяпрепровожде-нием, по сути, изображается как праздный: «Чичиков оставшись один, стал рассматривать себя на досуге в зеркале…» [Гоголь, 1994, с. 329]; «Кроме тоски и запоя, нечем было пополняться его досугу» [Эртель, 1883, с. 42]; «Он делил свои досуги, - а досуга у него было двадцать четыре часа в сутки, - между пивной и шатаньем по бульварам, между бильярдом, винтом, театром, чтением газет и романов и зрелищами цирковой борьбы…» [Куприн, 1958, с. 182] и т. п. Негативное восприятие «бессмысленного досуга» 3 [Языков, 1964, с. 405] су-ществовало на фоне представлений о том, каким должно быть истинное его на-значение. В текстах XIX в., чаще всего прозаических, упоминания о досуге пред-полагают пользу, которую можно извлечь из употребления свободного времени. К сфере досуга относят чтение, творческую деятельность, научную работу, само-образование, духовную работу (самопознание, размышления, мечты), дружеское общение, частную переписку и т. п.: «Люди - дети, вечно озабоченные, вечно суе-тящиеся. Торопясь за неуловимым завтра, имеют ли они досуг разбирать и разла-гать сущность вещи, поражающей их взоры?..» [Ган, 1986, с. 208]; «Аббат, уче-ный и просвещенный вместе, занимался ею con amore и сообщал ей все, чему сам учился в свою молодость и что не переставал приобретать, посвящая постоянно свой досуг прилежному чтению по всем отраслям исторических наук и словесно-сти» [Ростопчина, 1991, с. 165]; «Право, нужна Ваша ангельская доброта, чтобы иметь время еще беспокоиться о мне и снабжать мои досуги чтением» [Чай-ковский, 1936, с. 179-180] и др. 3 А. А. Бестужев-Марлинский использовал яркую метафору «бесполезные дыры до- суга» [1995, с. 504]. Но подобного рода занятия имели отношение преимущественно к жизни при-вилегированного сословия. В. М. Живов писал о том, что в русской культуре на-чиная с указа Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762) досуг «концептуализируется как привилегия дворянства, дан-ная ему собственником времени - государством, и понимаемая как время, сво-бодное от службы, не оккупированное государством» [Живов, 2009, с. 71]. Этим определяется, в частности, тот факт, что в поэзии первой трети XIX в. в разных формах декларируется мысль о досуге как принадлежности приватной жизни че-ловека, противопоставленной государственному служению. Литературные занятия, которые с государственной точки зрения полагались делом второстепенным, традиционно включались в сферу досуга, о чем говорит, например, название сборника «Досуги, или собрание сочинений и переводов Ми-хаила Попова» (1772). С досугом всегда связывается поэтическое вдохновение, в характеристике которого понятие досуг нередко соседствует с образами музы, лиры или лютни как мифологических атрибутов поэзии: Пел от лени и досуга; Муза мне была подруга; Не был ей порабощен. [Батюшков, 1977, с. 236]. Ты ввел меня в семейство добрых муз; Деля досуг меж ими и тобою, Я ль чувствовал ее свинцовый груз И перед ней унизился душою? [Баратынский, 1989, с. 92]. Там он может на досуге Звонку лютню острунять И, о старом вспомня друге, Песнь игриву напевать [Капнист, 1973, с. 260]. Прими с улыбкою, мой друг, Свободной музы приношенье: Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье И вдохновенный свой досуг. [Пушкин, 1937, т. 4, с. 91]. Характерное для литераторов XVIII в. понимание досуга как необходимого условия творческой деятельности [Клейн, 2017] сохранялось на протяжении всего XIX в., чему находим подтверждение в автодокументальных, литературно-кри- тических и биографических текстах: «Но нет у меня досуга, [без ] вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде - всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а тру-ды требуют уединения» [Пушкин, 1948, с. 50]; «…скажу только, что цензура была бы совершенно права, если бы не пропустила “Булавинского завода” в том виде, в каком на досуге, от времени до времени, я в течение двух лет обдумывал его продолжение» [Леонтьев, 2003, с. 746]; «Очевидно, он все дожидался досуга, ко-торый дал бы возможность обрабатывать неторопливо» [Розанов, 1996, с. 14]. О досуге в связи с литературными занятиями говорится и в художественных про-изведениях: «В местах, где мало знают просвещения и где пороки неизвестны случилась сия повесть, которую нескромная молва, передавая из уха в ухо, донесла и до меня, а я от скуки, или лучше сказать от досугу, для памяти себе на-писал ее» [Львов, 1979, с. 35]; «Вообразите себе поручицу чудной, поражающей красоты, капитаншу, уроженку Северной Америки, переброшенную случаем с берегов Миссисипи на берега Оки писательницу, то есть женщину, напи-савшую когда-нибудь в досужный час две-три повести, которые попались впо-следствии под типографский станок» [Ган, 1986, с. 150]; «Ах, кстати, - перебил Зельтерский размышления Перегарина, - не хотите ли, я почитаю вам свое сочи-нение? На досуге как-то состряпал… Роман в пяти частях с прологом и эпило-гом…» [Чехов, 1976, с. 95] и др. В поэзии первой трети XIX в. изображению досуга сопутствует атмосфера ра-дости, которая соотносится с представлением о свободе, молодости, веселье. Ино-гда слово пишется с прописной буквы, таким образом досуг персонифицируется, создается поэтический шаблон, утверждающий его предназначенность для житей-ских радостей: Пускай в их шумный круг Войдут: и Вакх румяный, Украшенный венком, С состаревшим вином, С наследственною кружкой, И Шутка с погремушкой, И Пляски шумный хор - Им рад Досуг шутливой; Они осклабят взор Работы молчаливой. [Жуковский, 1999, с. 196]. …В густом дыму ленивых трубок, В халатах, новые друзья Шумят и пьют! - задорный кубок Обходит их безумный круг, И мчится в радостях Досуг… [Пушкин, 1947, с. 102]. Особенности использования в текстах XIX в. понятия досуг, которое касалось организации повседневного человеческого существования, определялись процес-сами социально-экономического и литературного развития. Процессы модерниза-ции в России середины XIX в. повлияли на все сферы жизни, в том числе затро-нули и лексикон эпохи, обогатив старые понятия новыми смыслами. В этот период в литературе происходит смена эстетических парадигм и изменяется соци-альный состав писательского корпуса: говоря словами М. Е. Салтыкова, на смену дворянской литературе приходит литература разночинская. В связи с бытованием концепта ДОСУГ отметим знаменательную близость двух явлений. Изданный в 1762 г. Указ о вольности дворянства стал поводом для того, чтобы дворяне на-чали претендовать на независимость от государства и право самостоятельно определять наполнение своей жизни. Спустя сто лет аналогичная ситуация сло-жилась в отношении низших сословий, чей труд обеспечивал досуг дворянства. Но процесс этот был инициирован не самими трудящимися, а представителями дворянского сословия и разночинной интеллигенции. В трактате о политике Ари-стотель приводит изречение «Нет досуга для рабов» [1983, с. 619]. Положение крестьянства и других трудящихся слоев населения в России было именно тако-вым. И одним из аспектов в обсуждении проблемы социального неравенства в середине XIX в. становится актуализация понятия досуг и выдвижение на аван-сцену фигуры крестьянина / труженика как потенциального его обладателя: «По-ложение мучительное мы с вами не можем и вникнуть в него, потому что для нас все в этом деле непонятно: и невозможность досуга, и вечная зави- симость жизни от личного материального труда…» [Салтыков-Щедрин, 1968, с. 266]; «И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, ба- ба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?..» [Толстой, 1980, с. 118]; «…невероятные размеры труда, поглощающего всю крестьян- скую жизнь, не оставляя досуга, который теперь лежит на крестьянине таким тя-желым и, как мне казалось (и кажется), бесплодным бременем» [Успенский, 1956, с. 18]. Отмеченные разными авторами обремененность народа постоянным трудом и отсутствие досуга воспринимались как следствие паразитической жизни высшего сословия: «Все это в его (землевладельца. - Е. С.) руках, потому что у него имеется достаточно досуга, да притом он съел, по крайней мере, девять десятых того яблока, которое росло на древе познания добра и зла, простолюдину же оста-вил только с капельку» [Салтыков-Щедрин, 1968, с. 447]; «...работники у нас, му-жики, несут всю тягость труда Все барыши заработной платы, на которые они бы могли улучшить свое положение, доставить себе досуг и вследствие этого образование, все излишки платы - отнимаются у них капиталистами» [Толстой, 1981, с. 101]. В литературе встречаются единичные примеры использования понятия досуг для характеристики народной жизни, но досуг этот изображается как в высшей степени уродливое явление. Свободное время оказывается лишь передышкой от работы, которая выливается в стремление забыться, уйти от жизни: «Таким образом поселок процветал, и обыватели постоялых дворов его могли на досуге поддерживаться при существовании там кабака» [Успенский, 1955, с. 438]; «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками, все свои часы досуга Пушкарная посвящала гомерической драке, в которой принимали непосредственное участие жены, растрепанные, про-стоволосые, растаскивающие мужей, и маленькие ребятишки, с восторгом взи-равшие на отвагу тятек» [Андреев, 2007, с. 56]. В некоторых текстах, по-разному варьируясь, звучит мысль о необходимости изменить экономический порядок, для того чтобы народ получил доступ к жиз-ненным благам, в том числе и к досугу: «Школы не помогут, а поможет такое экономическое устройство, при котором народ будет богаче, будет больше досу- га, - и тогда будут и школы» [Толстой, 1981, с. 371]; «Если это (хлеб насущный. - Е. С.) есть - значит, у мужика есть досуг, значит, он ведет не прекратительную жизнь подъяремного животного, а здоровое существование разумного сущест-ва…» [Салтыков-Щедрин, 1972, с. 336]. При этом обращает на себя внимание, что основным содержанием народного досуга полагалось образование и умственное развитие - интеллектуальные заня-тия, без чего для русской интеллигенции была немыслима полноценная жизнь: «Куда ни поди бедняк, что ни задумай приобрести себе, - ни к чему приступу нет, и на всем он должен потерпеть страшный изъян. На какие же средства будет он улучшать свое нравственное и материальное положение? Откуда возьмет он досуг для приобретения образования?» [Добролюбов, 1962, с. 247]; «Чтобы литература стала нераздельна с народом, как она была в сказочном младенчестве общества, пока не выделилось особо грамотное сословие от работающего чтоб литера-тура теперь стала нераздельна с народом, надо воспитание масс, то есть надобны массам свобода в жизни и досуг для образования…» [Огарев, 1952, с. 426]. Вполне определенно значение досуга как необходимого условия для достойно-го человеческого существования было заявлено в книге П. А. Кропоткина «Хлеб и воля» (1892): «Мы видим, что рабочий, обреченный на тяжелую борьбу за су-ществование, осужден навсегда оставаться чуждым всем высшим наслаждениям, доступным человеку: науке и искусству, особенно творчеству в искусстве и науке. Именно для того, чтобы всем дать доступ к этим наслаждениям, которые извест-ны теперь лишь немногим, для того чтобы доставить каждому досуг и возмож-ность умственного развития, революция и должна обеспечить каждому хлеб насущный. Но после хлеба досуг является ее высшей целью» [1990, с. 114]. Соб-ственно, именно об этом, но без упования на радикальные меры писали и современники Кропоткина. Подобные представления о социальной маркированности досуга имели общеевропейский характер, и нельзя отрицать вероятность того, что на суждения русских литераторов второй половины XIX в. оказали влияние соци-ально-экономические теории европейских мыслителей, но эта тема заслуживает отдельного обсуждения. Наблюдения над бытованием концепта ДОСУГ в русской литературе XIX в. показывают многообразие вариантов его использования, но вместе с тем дают представление об определенных тенденциях. Употребление понятия досуг опре-делялось, во-первых, историческими условиями, во-вторых, собственно литера-турными факторами, а именно разницей между языком поэзии и прозы. Домини-рующей тенденцией в использовании понятия досуг в прозаических текстах первой половины XIX в. было прямое или косвенное соотнесение его с катего-риями разумности и пользы. В поэзии пушкинского периода изображение досуга приобретает гедонистические черты, досуг мифологизируется как одна из житей-ских радостей и включается в парадигму атрибутов поэтического вдохновения. Имплицитно, по умолчанию, концепт ДОСУГ, связанный с понятием свободного времени, всегда имел социальный смысл, так как правом на досуг обладали толь-ко дворяне, однако во второй половине XIX в. социальный аспект актуализирует-ся и возникает вопрос о праве низших сословий на досуг, который трактуется как разумный и полезный. К концу XIX в. в связи с обострением политической борь-бы обеспечение трудящихся досугом осознавалось как один из ее стимулов. Основным содержанием досуга полагались интеллектуальная деятельность и ду-ховная работа как необходимая часть разумного человеческого существования. Внешним образом такое понимание сохранилось и в постреволюционный период, но вместе с тем постепенно утрачивались столь актуальные для представителей дворянской культуры смысловые доминанты, как свобода в выборе занятий, са-мостоятельная организация свободного времени и независимость от официальной регламентации. Государство все больше претендовало на вмешательство в част-ную жизнь человека, регламентирование которой приобретало самодовлеющий характер.

Ключевые слова

досуг, русская литература XIX в, эволюция, частная жизнь, свободное время, социальная маркированность, leisure, Russian literature of the nineteenth century, evolution, private life, free time, social markedness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Строганова Евгения НахимовнаРоссийский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)enstroganova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Андреев Л. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М.: Наука, 2007. Т. 1. 811 с.
Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 1977. 607 с.
Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1989. 476 с.
Бестужев-Марлинский А. А. Кавказские повести. СПб.: Наука, 1995. 703 с.
Ган Е. А. Суд света // Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века. М.: Современник, 1986. С. 147-212.
Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 5. 608 с.
Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 5. 614 с.
Живов В. М. Время и его собственник в России раннего Нового времени // Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 26-101.
Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Языки славянских культур, 1999. Т. 1. 758 с.
Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1. 697 с.
Капнист В. В. Избр. произведения. Л.: Сов. писатель, 1973. 623 с.
Клейн И. Служба, лень и «сладостный досуг» в русской дворянской культуре XVIII века // XVIII век. Сб. 29: Литературная жизнь России XVIII века. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2017. С. 156-175.
Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М.: Этерна, 2012. 752 с.
Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990. 643 с.
Куприн А. И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 5. 796 с.
Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857-1903). М.: Наука, 2011. 1001 с.
Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. М.: Изд-во «Владимир Даль», 2003. Т. 6, кн. 1. 817 с.
Львов П. Ю. Роза и Любим: Сельская повесть // Русская сентиментальная повесть. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 33-61.
Ляпунов Б. М. Из семасиологических этюдов в области русского языка: «досуг» и пр. // Изв. АН СССР. Отд-ние литературы и языка. 1946. Т. 5, вып. 1. С. 63-68.
Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1. 864 с.
Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с.
Песков А. М. Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 488 с.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 1. 531 с.; Т. 4. 484 с.; 1947. Т. 2, кн. 1. 606 с.; 1948. Т. 15. 392 с.
Розанов В. В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М.: Республика, 1996. 702 с.
Ростопчина Е. П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М.: Правда, 1991. 448 с.
Ростопчина Е. П. Талисман: [Сборник]. М.: Моск. рабочий, 1987. 319 с.
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М.: Худож. лит., 1968. Т. 6. 740 с.; 1972. Т. 13. 814 с.
Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 3. 1334 с.
Словарь современного русского литературного языка. М.: Русский язык, 1993. Т. 4. 376 с.
Словарь языка Пушкина: В 4 т. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956. Т. 1. 806 с.
Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 5. 429 с.; 1981. Т. 8. 495 с.
Успенский Г. И. Собр. соч.: В 9 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 2. 583 с.; 1956. Т. 5. 493 с.
Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3 т. М.; Л.: Academia, 1936. Т. 3. 682 с.
Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1976. Т. 4. 551 с.
Чулков М. Д. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины // Русская литература XVIII века. Л.: Просвещение, 1970. С. 184-203.
Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания: В 2 т. [Б. м.]: Худож. лит., 1967. Т. 1. 511 с.
Эртель А. Записки Степняка. Очерки и рассказы: [В 2 т.]. СПб.: Изд-во О. И. Бакст, 1883. Т. 2. 298 с.
Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. 708 с.
Muse-Diskurs. Russland im 18. und 19. Jahrhundert / Hrsg. von E. Cheaure. Tubingen: Mohr Siebeck, 2017. 206 с.
 «Досугов мирных светлые занятья...» Концепт <i>ДОСУГ</i> в русской литературе XIX века | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/6

«Досугов мирных светлые занятья...» Концепт ДОСУГ в русской литературе XIX века | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/6