История и типология старообрядческого духовного стиха. Рецензия на книгу: Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с. | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/24

История и типология старообрядческого духовного стиха. Рецензия на книгу: Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с.

Рассматривается монография Н. С. Мурашовой о русском старообрядческом духовном стихе. Перечислены сложности изучения жанра, отмечена необходимость рассмотрения духовных стихов старообрядцев в широком культурном контексте. Выделены достоинства работы, предложены вопросы и проблемы для научной дискуссии. Делается вывод о том, что представленная монография интересна и будет способствовать плодотворным дискуссиям по узловым проблемам изучения старообрядческого духовного стиха.

History and typology of the spiritual verse of Old Believers. Book review: Murashova N. S. Old Believers spiritual verse.pdf Объектом рецензируемого труда является старообрядческий духовный стих. Автором выбран один из интереснейших, но и один из сложнейших феноменов русской религиозной культуры: в старообрядческой среде духовный стих бытует не только в устном, но и в письменном виде, обладает несомненной языковой, стилистической, идейной, сюжетно-тематической спецификой. Понимание такого текста, научная интерпретация его символики, стилистики, поэтики требуют от исследователя широких познаний в самых разных научных дисциплинах. Это и фольклористика, и лингвистика, и медиевистика, и искусствоведение, и исто- рия, и философия, и религиоведение и т. д. В монографии представлены разные аспекты функционирования жанра: сю- жетный репертуар, поэтика, музыкально-стилистические особенности. Сущест- венное внимание уделено попытке осмысления места старообрядческого духов- ного стиха в системе русской религиозной культуры. Рассмотрены основные подходы к его собиранию и изучению. Предпринята попытка описания жанровой типологии духовного стиха, предложена классификация персонажей. Рассмотрена проблема взаимодействия духовного стиха и произведений изобразительного ис- кусства. Автор использует множество достоверных источников, старообрядческий ду- ховный стих описывается в контексте культурной традиции, не упускаются из виду его связи с прочими формами трансляции христианских идей: с древне- русской книжностью, иконописью, богослужебной практикой. Самостоятельной научной ценностью обладает Приложение, позволяющее чи- тателю ознакомиться с источниками исследованных текстов, репертуарным сво- дом старообрядческих стихов, образцами нотных записей и др. Вместе с тем, несмотря на широчайший, фундаментальный охват материала и тематики, после прочтения монографии у читателя всё же остаются некоторые вопросы; имеются в книге, на наш взгляд, и некоторые дискуссионные моменты. Фактологическую основу книги составили старообрядческие духовные стихи. Однако, судя по всему, среди старообрядцев бытовали и такие общерусские фольклорные сюжеты, как «Сон Богородицы», «Егорий Храбрый», «Два Лазаря» и др. Об этом автор многократно упоминает на страницах книги; имеются и све- дения в Приложении. В связи с этим интересно было бы ответить на следующие вопросы. В какой мере освоены старообрядцами общерусские сюжеты? Привно- сятся ли в тексты этих произведений культурные смыслы, обусловленные старо- обрядческой картиной мира? Меняется ли язык и стиль, трансформируется ли образная система? Ср.: (отрывок из стиха «Алексей, человек Божий»): «Во городе было нашем во Рыме (при Никоне было патриархе 1), // Жил-был там батюшка Ефимьян - князь (шибко богатый он был)» [Никитина, 2014, с. 26]. 1 Курсив мой. - А. П. С некоторыми выводами едва ли можно согласиться: «Действительно, весьма вероятно раннее введение в фольклорный обиход отдельных христианских моти- вов и сюжетов - еще до официального крещения Руси» (с. 73). Среди признаков, унаследованных духовными стихами от книжной культуры, указан такой: «Многие духовные стихи имеют заглавие, в отличие от фольклор- ных памятников, называемых по первой строке поэтического текста» (с. 59). Од- нако фольклорные памятники называются в сборниках и указателях не только по первой строке [Aarne, 1961]. Могут варьироваться и названия духовных стихов. Например, стих «Райская птичка» получает названия «О святом Антонии», «Жил юный отшельник…», «О юном отшельнике», «Юный отшельник» [Духовные сти- хи…, 2015, с. 612]. Наконец, и литературные поэтические произведения часто не имеют заглавия и указываются по инципиту, в чем легко убедиться, если открыть любой классический сборник стихотворений. Систематизация сведений о проблемах изучения духовного стиха, предприня- тая в главах 1-4, весьма полезна для читателей. Иногда в этот обширный компен- диум проникают откровенные трюизмы: «Житие Марии Египетской повлияло на стих “Про Марию Египетскую”» (с. 97), что, впрочем, не отменяет положитель- ной роли этих частей в структуре монографии. Несомненного одобрения заслуживает и попытка разработать классификацию системы персонажей духовных стихов (глава 5). Автор предлагает «…выделить следующие персонажные группы: 1) ветхозаветная; 2) новозаветная; 3) агиогра- фическая; 4) апокрифическая; 5) историческая» (с. 148-149). По-видимому, эта схема носит в известной мере условный характер: нельзя не заметить, что эти группы всё же пересекаются: Егорий Храбрый - это персонаж и агиографический, и апокрифический; канонизированные святые - и агиографические, и историче- ские; Ирод - и новозаветный, и исторический и т. д. В некоторых случаях можно отметить атомарность исследования. Так, автором приводится список топосов, формирующих «геокультурное пространство» старо- обрядческого духовного стиха (с. 160 и далее). Однако препарирование текстов не объединено какой-либо интересной концепцией. В сущности, перед нами геогра- фический справочник без каких-либо существенных комментариев. Топонимы представлены в виде непаспортизированного списка без ссылок (с. 167). Какое место в поэтической структуре жанра занимает тот или иной локус, не вполне понятно читателю. Например, приводится такая цитата: «Европа ты славнейшая» (с. 167). Однако что это за текст и что значит для старообрядцев топоним Европа, в исследовании не пояснено. Очевидно, это стих об Андрее Денисове, «одном из устроителей Выговской пустыни, руководителе общины, а с 1703 г. настоятеле» [Духовные стихи…, 2015, с. 609]. Однако без фоновых знаний читателю в перечне топонимов разобраться чрезвычайно сложно. Имеется и такой пример: «Во слав- ном во городе во Киеве, у князя Владимира» (с. 166). Каким образом эта иници- альная былинная формула проникла в духовный стих? В какой именно? Можно предположить, что она зафиксирована в стихе «Борис и Глеб» [Стихи духовные, 1991, с. 244], но для этого читателю крайне желательно и даже необходимо знать сюжеты. Требует проверки утверждение, что время в представлениях старообрядцев характеризуется, помимо прочего, цикличностью (с. 170). Действительно ли это так? На наш взгляд, картина мира старообрядцев характеризуется линеарностью, и свидетельство тому - развитые эсхатологические представления, на что верно указывает и автор (с. 178). На с. 177 приведен хронограф - хронология мировой истории, реконструиро- ванная по текстам старообрядческих духовных стихов. Хронограф завершается «последними временами», которые, согласно вычислениям автора, наступят «око- ло 2500 года от Р. Х.». Такая калькуляция произведена на основе текстов духов- ных стихов, где указаны даты «от сотворения мира»: «Приидет Господь во осьмой тысящи» (с. 177). Несложное арифметическое действие (8000 минус 5508) и дает искомое число - «около 2500 года от Р. Х.». Однако в результате вычислений мы получаем не просто «около 2500», а 2492, что вызывает определенные культурно- исторические ассоциации. В русских духовных стихах широко распространена формула «В восьмом году восьмой тысячи, // В восьмой тысяче, в марте меся- це…». Она часто встречается в стихе «Мучения Егория». Восьмая тысяча в дан- ном случае - это не 8000-й, а 7000-й год. Таким образом, мы получаем 1492 г., а именно год, в котором на Руси ожидался конец света. Думается, мы не погре- шим против истины, если предположим, что и в текстах, цитированных автором, имеется в виду именно 7000-й (1492-й) год: восьмая тысяча - это не «8000 и да- лее», а «7000 и далее». Кстати, здесь можно задаться вопросом: почему в хроно- графе не упомянут 1666 год? Именно этот год, как нам представляется, более зна- чим для старообрядческой культуры. Действительно ли он не встречается в исследованных текстах? В хронографе есть единичный пример «666-й год» (с. 177), однако по приведенному контексту трудно сделать какие-либо выводы о месте числа 1666 в духовных стихах старообрядцев. Также, на наш взгляд, 666-й год логичнее было бы приравнять к 1666-му и отнести к XVII в. Формально перед нами числительное 666, но носители традиции имеют в виду всё же, по- видимому, именно 1666-й год. Представленная работа, безусловно, интересна и будет способствовать плодо- творным дискуссиям по всем узловым проблемам изучения старообрядческого духовного стиха.

Ключевые слова

духовный стих, старообрядчество, эсхатология, религия, фольклор, духовная музыка, spiritual verse, Old Believers, eschatology, religion, folklore, spiritual music

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петров Александр МихайловичКарельский научный центр РАНhermitage2005@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Духовные стихи Русского Севера / Сост. В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. 800 с.
Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / Отв. ред. Н. И. Толстой. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2014. 192 с.
Стихи духовные / Сост. Ф. М. Селиванов. М.: Сов. Россия, 1991. 336 с.
Aarne A. The types of the folktale: A classification and bibliography. Transl. and enlarged by S. Thompson. Helsinki: Suomalainen Tiedeacatemia = Academia Scientiarum Fennica, 1961, 588 p.
 История и типология старообрядческого духовного стиха. Рецензия на книгу: Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с. | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/24

История и типология старообрядческого духовного стиха. Рецензия на книгу: Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с. | Сибирский филологический журнал. 2020. № 3. DOI: 10.17223/18137083/72/24