Самоидентификация людей в возрасте поздней взрослости: комплексное лингвистическое исследование | Сибирский филологический журнал. 2021. № 1. DOI: 10.17223/18137083/74/25

Самоидентификация людей в возрасте поздней взрослости: комплексное лингвистическое исследование

Впервые предложена лингвистическая реконструкция самоидентификации людей в возрасте поздней взрослости с опорой на ассоциативно-вербальные и вербальные маркеры. В соответствии с гипотезой о социокультурной обусловленности геронтогенеза разграничены социальные группы информантов-женщин по количеству прожитых лет (от 60, от 75), образованию, принадлежности к городской или сельской культуре. На основе комплексной методики сбора и анализа материала выявлены особенности самоидентификации в социальной группе «женщины старше 75 лет, с высшим и средним специальным образованием, горожанки». Ассоциативные поля стимулов «пожилой человек», «пожилая женщина», «пенсионер», «пенсионерка», а также построенный по дискурсу концепт ВОЗРАСТ выявили сосуществование оптимистического и пессимистического сценариев переживания возраста. Обнаружены и описаны признаки, объединяющие и дифференцирующие возрастную самоидентификацию в разных социальных группах.

Self-identification of people at the age of late adulthood: a comprehensive linguistic study.pdf Введение Описание самоидентификации людей в возрасте поздней взрослости составля-ет часть коллективного проекта, нацеленного на выявление социально-коммуни- кативных характеристик данной возрастной категории. Исследование ведется с двух позиций: с «внешней» стороны (имеющиеся и формируемые в том числе средствами массовой коммуникации, стереотипы, представления, оценки) и «из-нутри», через описание коммуникаций и экспериментов с участием самих пред-ставителей социальной группы «поздняя взрослость». Согласно уже полученным данным, представления о пожилом человеке / старости в русскоязычном социуме отличаются высокой степенью стандартизованности [Бутакова, Викулова, 2018; Салимьянова, 2013]. Между тем широкий спектр интересов, ценностных ориента-ций людей возраста поздней взрослости не позволяет однозначно говорить о «ти-пичном пожилом», «типичном старике» [Шифрова, 2018]. Предметом настоящей статьи является один из аспектов «внутренней» реконструкции - самоидентифи-кация разных групп пожилых женщин. Ограниченность сведений на эту тему обу-словливает актуальность исследования. Самоидентификация понимается, по М. А. Лаппо, как «конструирование лич-ностной и социальной идентичности говорящего субъекта» [Лаппо, 2018, с. 3]. В свою очередь, идентичность трактуется как «эмоциально-интеллектуальное переживание принадлежности или, наоборот, непринадлежности к какой-либо группе или категории людей [Там же]. Особенности самоидентификации по воз-расту зависят от проживаемого субъектом периода жизни [Pitti, 2017]. Поставив задачу изучения самоидентификации людей, достигших возраста поздней взрослости, мы исходили из ряда положений, обоснованных ранее в воз-растной психологии и социологии. Во-первых, существует внутренняя дифференциация этого периода по количеству прожитых лет: от 60 - люди пожилого воз-раста, от 75 - люди старческого возраста, от 90 - долгожители [Лантюхова, 2015; Психология человека…, 2002]. Во-вторых, геронтогенез в значительной степени определяется субъективными факторами, а именно особенностями личности кон-кретного человека [Williams, Kemper, 2010; Nalini et al., 2002; Burton et al., 2006; Краснова, 2005]. В-третьих, специфика когнитивных процессов и коммуникации зависит от социальных факторов - этнокультурных особенностей, условий жизни, образования, гендерных характеристик и т. д. [Валиева, 2012; Смородинова-Ще- тинина, 2010; Ермолаева, 2010]. Исходя из второго положения можно составить серию индивидуальных речевых портретов людей старше 60 лет, выявляющих систему средств самоидентификации. Исходя из первого и третьего положений возможно описание самоидентификации социальных групп, что будет показано в настоящей статье на материале, полученном от информантов-женщин. Информанты были распределены по группам на основе общности следующих характеристик: возраст (пожилой / старческий), уровень образования, место про-живания (город, село). Реконструкция самоидентификации по возрасту осуществлялась на основе комплексной методики, включающей психолингвистические, социолингвистиче-ские, лингвокогнитивные методы. Фактологическая база сформирована на основе трех методов сбора информа-ции: 1) свободного ассоциативного эксперимента; 2) интервью с перечнем вопро-сов, прямо либо косвенно связанных с переживанием возраста; 3) включенного наблюдения, в рамках которого наблюдатель-экспериментатор выступал в роли участника разговоров. Ассоциативный эксперимент не проводился среди сельских жительниц со средним либо неполным средним образованием в силу коммуника-тивных особенностей информантов этой группы. Экспериментальный материал составили 40 анкет (по 20 в двух возрастных группах) с реакциями на стимулы пожилой человек, пенсионер, пенсионерка, пожилая женщина. Общее количество реакций - 160. Дискурсивный материал в объеме около 38 часов аудиозаписей получен от 30 информантов, распределенных по трем социальным группам (10 информантов в каждой из трех групп). Ассоциативные поля слов-стимулов структурированы по методу семантиче-ского гештальта [Караулов, 1987]. Стимул «пожилой» предпочтен стимулу «ста-рый» по ряду причин. Деление на пожилой и старческий возраст с фиксирован-ными годами жизни не абсолютизируется в научном дискурсе, а лексема «пожилой» используется в разных терминологических сочетаниях. Так, в социо-логии разграничиваются «молодые пожилые» и «старые пожилые», но разграни-чение основано главным образом на физическом и психологическом состоянии: первые «бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося вре-мени…»; вторые - «люди преклонного возраста, в том числе страдающие различ-ными недомоганиями и болезнями» [Волков и др., 2003, с. 72-73]. Тем более не-определенным выглядит разграничение пожилых и старых в обыденном сознании. Кроме того, лексема «пожилой» по отношению к «старый» является эвфемизмом и поэтому более приемлема в эксперименте с этической точки зрения. Реакции на вышеназванные стимулы рассматривались как проявление само-идентификации информантов по возрастному признаку. Дискурсивный материал анализировался с опорой на категорию «текстового концепта», под которым в лингвистике понимается «фрагмент картины мира, ре-презентированной в рамках некоторого текста» [Чурилина, 2003, с. 12]. В данном случае объектом внимания стал концепт ВОЗРАСТ, а как тексты-дискурсы рас-сматривались продукты речевой деятельности информантов, принадлежащих к каждой из трех выделенных социальных групп. Использовалась методика моде-лирования ассоциативно-смыслового развертывания концепта, которая первона-чально была применена Н. С. Болотновой и ее последователями к художествен-ным текстам (см. [Болотнова, 2008; Бабенко, 2011] и др.), а затем апробирована на других типах текстов [Орлова О. В., 2012; Орлова Н. В., 2013]. В нашем материа-ле ассоциативно-смысловое развертывание концепта ВОЗРАСТ является отраже-нием самоидентификации субъектов речи по возрастному признаку. Результаты исследования В ассоциативных полях, структурированных по методу семантического геш-тальта, были выделены такие компоненты, как: кто это? (сущность), какой (ка-кая?) (характеристика), он(а) сделала / делает что? (деятельность), у него (у неё) есть что? (объекты обладания), у него (у неё) происходит что? (события, со-стояния). Оценочные реакции на все стимулы разграничены с точки зрения знака оценки: получены ряды позитивных, оптимистичных (далее они помечены знаком «+»); негативных, пессимистичных («-»), амбивалентных или оценочно неопре-деленных («?») характеристик. В дискурсивном материале выявлены семь направлений ассоциативно-смыс- лового развертывания концепта ВОЗРАСТ: 1) я и время / течение жизни; 2) инте-рес к жизни; 3) я и другие; 4) здоровье; 5) движение; 6) внешность; 7) деятель-ность / дело / работа. Репрезентанты большинства направлений располагаются на шкале или образуют оппозицию. Например, ‘движение’ может быть представлено как «никуда не хожу» или «все магазины оббегаю»; ‘я и другие’ - «никому теперь не нужна» и «звонят каждый день по десять раз». В разных группах направле-ния ассоциативно-смыслового развертывания имеют специфику выражения: их репрезентанты проявляются более или менее ярко, тяготеют к позитивному либо негативному полюсу. Внутри групп имеют место индивидуальные различия. В статье подробно показана самоидентификация в группе с признаками: жен-щина, старше 75 лет, имеет высшее либо среднее специальное образование, живет в городе. Результаты по другим группам привлечены для сопоставления. Самоидентификация образованных горожанок старше 75 лет по данным свободного ассоциативного эксперимента В реакциях на стимулы выражена позиция респондентов по отношению к со-циальной группе, к которой они принадлежат, к переживаемому возрасту, к усло-виям и обстоятельствам жизни. Семантический гештальт можно представить сле-дующим образом. Сущность: пенсионер - человек на отдыхе (+); пенсионерка - помощница (+), бабушка (+); бабулька (?); пожилая женщина - красотка, дама в возрасте (+); пока не старуха, ровесница, старушка (?) Характеристика: пожилой человек - умудрённый 2, продвинутый, умница, опытный, счастливый (+); старая развалина (-); пенсионер - заслуженный, труженник (орфография сохранена. -Л. Б., Е. Г., Н. О., М. Х.), мудрый (+); далеко не пионер (-); пенсионерка - ничего не достигшая (-); пожилая женщина - стат-ная; опытная, степенная 3, бывает красивая, умудренная (+); не интересна (-); ещё не старая (?) Деятельность: пенсионер - заслужил пенсию 3 (+); пенсионерка - заслужила пенсию 3 (+); дожила до пенсии (?). Объекты обладания: пожилой человек - молодая душа; солидность (+); куча болезней (-); пенсионерка - болезни (-); пожилая женщина - степенность 2, хо-роший возраст (+); куча морщин (-). События, состояния: пенсионер - жизнь только начинается, хорошо (+); но-вый этап жизни 2 (?); дожил до пенсии (?); дожил! 2 (?); пенсионерка - получила степень свободы, хорошо (+); наконец дожила (?); дожила до пенсии (?), другая жизнь (?). Как видим, оценка проживаемого возраста, ровесниц и ровесников скорее по-зитивна, чем негативна. «Пожилой человек» / «пенсионер» / «пенсионерка» / «пожилая женщина» имеют следующие положительные свойства (перечислены по убывающей): заслуги перед людьми (7); солидность и степенность, т. е. серь-езность, прочную репутацию, достоинство (6); мудрость, умудрённость(5), опыт (2), трудолюбие в прошлом или настоящем (1), ум (1), продвинутость (1), т. е. умение разбираться в новых реалиях жизни; молодую душу (1), состояние счастья (1). Возраст получает общую положительную оценку хорошо (3); отмечается, что жизнь в этом возрасте только начинается (1), человек получает свободу (1), от-дых (1). Называются значимые социальные роли: является помощницей (1), ба-бушкой (1). Негативные характеристики указывают на плохое физическое состоя-ние, болезни (3), отсутствие достижений (1), безразличие со стороны других (1). Пожилая женщина, кроме того, получает оценки со стороны внешности - как по-ложительные красотка, статная, бывает красивая (3), так и отрицательные куча морщин (1). Часть реакций, представленная безоценочными синонимами, перифразами, ги- перонимами, дериватами стимульных слов, не выражает самоидентификации: кто это? человек в возрасте; женщина на пенсии; какой? старый 2, возрастной; за 70; у него (у неё) есть что? возраст; он(а) сделала / делает что? пожил на свете; мно-го прожил; много пожил, получает пенсию; у неё происходит что? период жизни. Самоидентификация образованных горожанок старше 75 лет по дискурсивным данным В данной социальной группе ассоциативно-смысловое развертывание концеп-та ‘возраст’ по большинству направлений реализуется в виде оппозитивных друг другу оптимистического и пессимистического сценариев. Маркерами конкретных смыслов являются слова определенных тематических групп, эмоционально-оце- ночная лексика, средства выражения модальных значений: 1) ‘я и время / течение жизни’ → молодость души → душой я молодая; согласна / что душа не стареет; → невозможность вести прежний образ жизни → теперь на лыжах не хожу; в последнее время не читаю / мне некогда; два года как не езжу → воспоминания о работе, коллегах →до сих пор во сне веду уроки; у нас хо-роший был коллектив; мы о плане тогда думали / чтоб выполнить и перевыпол-нить. 2) ‘интерес к жизни’ → интерес к социально значимой информации → дебаты вот / Собчак Жири-новский Бабурин выступает; да на таких мне кажется / надо уже цензуру; А… новости все по «России 1» узнаю / потому что там и государственные / российские вернее / и наши омские новости; «Культура» и РЕН ТВ которые мне нравятся… / две которые я смотрю; → утрата интереса к социально значимой информации → [о политике] неин-тересно // я считаю / что нам восьмидесятилетним / нечего туда лезть; → интерес к новому → [о турне по Волге] у нас что было? всякие занятия / например учили / как накрывать стол / где должны быть вилки ложки // ну это здорово же; с удовольствием эту прочитала / Мясникову; → утрата интереса к новому → Нет / интернета мне не надо / темной оста-нусь; 3) ‘я и другие’ → общение с друзьями, соседями, бывшими одноклассниками, коллегами → на дни рождения у каждого моего одноклассника встречаемся; → утрата друзей, дефицит полноценного общения → а сейчас вот у меня об-щение / ну оно поверхностное; а друзей у меня уже нет / Лариса Николаевна ушла / Татьяна Федоровна ушла / Валентина Ивановна ушла / и все / … у меня вот в жизни три человека было; Ну какое у меня теперь общение? → активное переживание семейных ролей → радуют успехи детей, внуков / что еще?; Я и спать не лягу пока не дождусь / звонка [сына]; [о внуках] мне ра-достно / пришли посидели пошутили; → чувство одиночества → А теперь никому не нужна [ж. 83 г., семьи нет]; 4) ‘здоровье' → забота о поддержании здоровья → Делаю зарядку // Обязательно / потому что без этого… не вращаются суставы; → болезни → Давление как подскочит; У меня ноги болят; Скорую вызывала опять / а что делать? 5) ‘движение’ → ценность движения, перемещений, поездок → Ездить куда-нибудь надо / Даже если плохо себя чувствуешь / всё равно можно поехать; Гуляю хоть какая погода / нельзя залеживаться; → ограничения в движении → Ходить я / на улицу я не хожу; 6) ‘внешность’ → критическое отношение к своей внешности → Не фотографируй меня / чё народ-то пугать; 7) ‘деятельность / дело / работа’ → занятость, физическая активность → вымыла пол / пропылесосила / ковры прошла вот так вот / потому что там… → ограничения в действиях → Варить у меня силы нет / я ничё не могу; Я ж ничего не делаю / кроме того что / посмотрю телевизор. Приведем фрагменты из дискурсов Н. Ф. (83 года) и Т. А. (80 лет), в которых часть направлений ассоциативно-смыслового развертывания концепта реализует-ся в оптимистическом варианте: Н. Ф.: Ну я это / в душе-то я не чувствую что я старая / Душа-то… чувст-вую что я слабая стала / что я уже в зеркало давно не смотрю / потому что тут уже груша сушеная / на лице / ну вот и походка уже такая / и всё износилось / а там я считаю ну / ну я не чувствую что того вот / я уже старуха такая; Как-то / я считаю / новости не видела / я / уже и от жизни отстала; Т. А.: Ну и не было о них [о разных странах] информации / а теперь всякая информация есть; [Хватает ли вам общения?] Мне хватает // Потому что у меня одноклассники, одногруппники, соседи / … потом я… руковожу группой пенсионеров. В целом результаты анализа дискурса коррелируют с данными эксперимента, при этом характеристики в дискурсе либо совпадают с реакциями из эксперимен-та (молодая душа), либо имеют более предметный характер (новый этап жизни - руковожу группой пенсионеров). Самоидентификация в других группах: сопоставительный анализ Сопоставление представленных выше результатов с данными по другим соци-альным группам выявило как общие, так и различительные признаки. Сельские жительницы от 75 лет, имеющие образование среднее и непол-ное среднее, в целом демонстрируют более пессимистическую картину 1. Ассо-циативно-смысловое развертывание концепта в направлении (1) ‘я и время / тече-ние жизни’ показывает, что проживаемый возраст воспринимается как итог жизни, а не как ее этап (см. выше ассоциации новый этап жизни и другая жизнь). Для обозначения прожитых лет используется слово век как наиболее близкое к продолжительности человеческой жизни временно е обозначение; смысл ‘итог’ выражается формами совершенного вида глаголов «прожить», «состариться». Яркой особенностью данной социальной группы является обращенность в про-шлое: пожилой возраст человека манифестируется сквозь призму оппозиции раньше - сейчас. В направлении (3) ‘я и другие’ ярко прослеживается оппозиция ‘молодые, молодежь (они) - старые, старики (мы)’: Маладёш уижжаит // А / старики тол’ка астались за-щёт пен’сии жывут / ну ищо коя-кто за-щёт хазяйства жывут. В направлении (7) ‘деятельность / дело / работа’ эмоциональ-но переживается состояние «не-делания»: Делать ужэ ни-можем // На-следущий год и куриц ни-буду // Фсё старьё / фсё гнильё; Делать ниччё ни-магу. 1 Диалектный материал собран в районах Омской области. В соответствии с традицией диалектных записей он зафиксирован и приведен в фонетической орфографии. Показательны средства самоидентификации по возрасту жительницы д. Чер-няево, Тарского р-на, Е. Н. Васильевой (85 лет): Вот так век прожыли / типерь состарились к-чёрту. Со старением информант связывает прежде всего посте-пенную утрату работоспособности в течение долгой жизни: Чёж уже восим’сят пять лет скоро буит / а-сила-тъ типерь где?//. Маркером утраты силы является глагол карабкаться в следующем высказывании: Кърапкыюсь на-ету [сцена в клубе] вот / заводют миня / сводют сэтова / кому нада возиця. Критическая оценка внешности, своей и ровесниц, у Е. Н. Васильевой выражена однозначно и определенно: Стары стали фсе сморщинились//. Итак, в данной социальной группе снижение качества жизни осознается как утрата возможности трудиться из-за потери здоровья; настоящее ярко противо-поставлено прошлому - времени молодости; «я» в настоящем противопоставлено «я» в молодости и молодому поколению современной деревни. Женшины от 60 лет, горожанки, со средним специальным образованием, демонстрируют поиск новых идентичностей. В экспериментальном материале зафиксированы такие реакции, как поиски себя (2), поиски занятий, поиск, это какой-то рубеж, новый этап. Ощущение перехода из одного возрастного периода в другой означивается в реакциях оппозицией наречий «еще - уже»: еще ничего, еще не старость, уже пожил, уже не могу. Более разнообразно по сравнению с данными, полученными от старшей возрастной группы, представлены социаль-ные связи и социальные роли: кроме семейной роли бабушка, упоминаются одно-классник, сосед на даче, подруга, активист, детский заступник, гражданин, муж и др. Выражение положительных и отрицательных эмоций, в отличие от старшей группы, регулярно и достигает у отдельных информантов высокой степени интен-сивности: страх работы; ура, делай что хочешь!; нищая; счастливая женщина; усталый человек; не унывать!; молодец и др. Неустойчивость и широкая вариативность переживания возраста «за 60» под-тверждается дискурсивным материалом. В ассоциативно-смысловом развертыва-нии концепта в направлении (1) ‘я и время / течение жизни’, высокочастотны на-речия «уже», «еще», а также «пока» со значением ‘какое-то время, до поры до времени’. Вербальные маркеры смыслов, связанных с направлениями (4), (5), (7), отражают заботу о здоровье, осознание ценности движения, состояние занятости. Оценки внешности амбивалентны. Соотнесение материала, полученного от отдельных информантов группы, по-зволяет распределить его на шкале перехода от одной возрастной идентичности к другой. В приведенных ниже фрагментах самоидентификация Л. Я. (67 лет) по ряду выделенных направлений развертывания концепта выглядит как пережива-ние более молодого (менее пожилого) возраста, чем самоидентификация Л. С. (63 года): Л. Я.: Зарядку сделаю / кашу сварю / поели и я пошла на улицу // А потом по-сле прогулки приду / отдыхать // Три километра в одну сторону / три километра в другую // Шесть километров все-таки; [В ответ на реплику собеседницы о том, как быстро Л. Я. перемещается по супермаркету] Пока еще могу; Как у меня здесь всё болело / думала / ой / не буду / потом разработал[о,а]сь / щас нормально; Л. С.: Все равно природа берет свое / Возраст есть возраст / Чё говорить? Уже и движения не такие стали // вот я по себе / раньше / бух-бух какого-то махом все сделаешь / щас эту же работу делаешь часа на два дольше // Раньше мне эту кухню / залезть / а теперь фиг / залезу сюда / потом на стол / потом на подоконник / во. Выводы Проведенное исследование самоидентификации лиц в возрасте поздней взрос-лости отчасти восполняет лингвистическую лакуну в гуманитарных исследовани-ях геронтогенеза. Специфика объекта исследования позволяет говорить о само-идентификации по возрасту на основании продуктов речевой деятельности. Психолингвистические и социолингвистические методики сбора материала, пси-холингвистические и лингвокогнитивные методики анализа материала позволили сделать выводы, имеющие междисциплинарный характер. Лингвистическим измерением процессов геронтогенеза, описанных в психоло-гии и социологии, является смысловое пространство ассоциативных полей, построенных по ним семантических гештальтов, а также направления ассоциа-тивно-смыслового развертывания текстового концепта ВОЗРАСТ и их структура. Вербальные и ассоциативно-вербальные маркеры самоидентификации по возрас-ту отражают оппозитивное и скалярное устройство этого когнитивного феномена. Маркеры и стоящие за ними смыслы организованы в оценочные (хорошо / плохо); модальные (могу / не могу), акциональные (делаю / не делаю) и другие оппозиции или занимают некую точку на шкале времени (еще, уже, пока, два года как и др.). Выводы междисциплинарного характера заключаются в том, что в социальных группах, выделенных по признакам пожилой / старческий возраст, уровень обра-зования, городская / сельская культура, выявлены специфические особенности самоидентификации. Семантические гештальты свидетельствуют о том, что в старшей группе горожанок с высшим и средним специальным образованием самопрезентация оценочно амбивалентна, при этом мелиоративная составляющая преобладает, эмоции неинтенсивны и малочастотны; в младшей группе наблюда-ется активный поиск новых идентичностей, переживание возраста сопровождает-ся интенсивными эмоциями. Анализ текстовых концептов, построенных по методи-ке ассоциативно-смыслового развертывания концепта ВОЗРАСТ в трех вариантах (горожанки «за 75» с высшим и средним специальным образованием; сельские жительницы «за 75» со средним и неполным средним образованием; горожанки «за 60» со средним специальным образованием) дополняет и уточняет результаты экспериментов. Самоидентификацию по возрасту отражают признаки по таким направлениям развертывания концепта, как движение жизни, интерес к жизни, я и другие, здоровье, движение, внешность, дело / работа. В старшей группе горо-жанок развиваются оптимистический и пессимистический сценарии переживания возраста; их сельским сверстницам в большей степени свойствен возрастной пес-симизм. Младшая группа горожанок маркирует в своих дискурсах переходный этап жизни и демонстрирует широкую вариативность идентичностей. Маркеры самоидентификации старших информантов обеих групп «раскладываются» по перечисленным оппозициям, вербальные средства самоидентификации младшей группы распределяются по зонам темпоральной шкалы.

Ключевые слова

возраст поздней взрослости, самоидентификация, социальная группа, семантический гештальт, текстовый концепт, ассоциативно-смысловое развертывание концепта

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бутакова Лариса ОлеговнаОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевскогоlarisabut@rambler.ru
Гуц Елена НиколаевнаОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевскогоegoots@yandex.ru
Орлова Наталья ВасильевнаОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевскогоnvorl@rambler.ru
Харламова Марина АлександровнаОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевскогоkhr-spb@mail.ru
Всего: 4

Ссылки

Бабенко И. И. Специфика эстетической актуализации концепта город томск в региональном поэтическом дискурсе // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 3 (105). С. 54-58.
Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. 384 c.
Бутакова Л. О., Викулова А. И. Региональный медиадискурс о людях пожилого возраста: закономерности организации и способы воздействия на читателя // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация: Материалы Междунар. науч. конф. / Под ред. А. П. Чудинова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. С. 36-41.
Валиева Т. С. Специфика функционирования лингвокультурных типажей «Пожилой человек» и «АЦÆРГÆ АДÆЙМАГ» в языковом сознании русских и осетин преклонного возраста (на материале свободного ассоциативного эксперимента) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 70-76.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. Ю. Г. Волкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2003.
Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 507 с.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
Краснова О. В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки. 2005. Вып. № 3 (24). URL: http://www.strana-oz.ru/2005/3/porozhdenie-zabluzhdeniy-pozhilye-lyudi-i-starost (дата обращения 04.05.2019).
Лантюхова Н. Н. Некоторые проблемы возрастной периодизации развития личности в современных научных исследованиях // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Гл. ред. Д. А. Ефремов; отв. за вып. А. И. Вострецов. Нефтекамск: Науч.-изд. центр «Наука и образование», 2015. С. 53-55.
Лаппо М. А. Самоидентификационный дискурс русской элитарной языковой личности: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Новосибирск, 2018.
Орлова Н. В. Права человека как концепт компьютерного сетевого дискурса // Политическая лингвистика. 2013. № 3 (45). C. 57-62.
Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: Дис. … д-ра филол. наук. Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2012, 425 с.
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Салимьянова И. В. Междисциплинарный аспект исследования образа пожилого человека в русской языковой картине мира // Вестник Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 92-95.
Смородинова-Щетинина Л. Г. Особенности общения пожилых людей // Царскосельские чтения. 2010. Вып. 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osoben-nosti-obscheniya-pozhilyh-lyudey (дата обращения 12.04.2019).
Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. / Рос. гос. пед. ун-т. СПб., 2003. 39 с.
Шифрова Е. С. Возрастное измерение дискурса: самопрезентация пожилых // Молодежь третьего тысячелетия: Сб. науч. ст. / [Отв. ред. С. В. Белим]. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 1530-1534.
Burton C. L., Strauss E., Hultsch D. F., Hunter M. A. Cognitive Functioning and Everyday Problem Solving in Older Adults // The Clinical Neuropsychologist. 2006. Vol. 20, iss. 3. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/appliedpsycholinguistics/ (accessed: 13.03.2019).
Nalini Am., Koo J., Rosenthal R., Riverside C., Winograd H. Physical Therapists’ Nonverbal Communication Predicts Geriatric Patients’ Health Outcomes // Psychology and Aging. 2002. Vol. 17, no. 3. P. 443-452.
Pitti I. What does being an adult mean? Comparing young people’s and adults’ representations of adulthood // Journal of Youth Studies, in Applied Psycholinguistics. 2017. Vol. 20, iss. 9. URL https://www.cambridge.org/core/journals/applied-psycholinguistics/ (accessed: 05.03.2019).
Williams K., Kemper S. Exploring Interventions to Reduce Cognitive Decline in Aging // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 2010. № 48 (5). Р. 42-51.
 Самоидентификация людей в возрасте поздней взрослости: комплексное лингвистическое исследование | Сибирский филологический журнал. 2021. № 1. DOI: 10.17223/18137083/74/25

Самоидентификация людей в возрасте поздней взрослости: комплексное лингвистическое исследование | Сибирский филологический журнал. 2021. № 1. DOI: 10.17223/18137083/74/25