Художественное событие в системе литературных родов и проблема типологии мотива
Рассматриваются вопросы спецификации художественного события в системе литературных родов. Показано, что в составе эпики, лирики и драмы художественное событие обретает свои особенности и различным образом взаимодействует с инстанциями героя, повествования и читателя (зрителя). Типология мотива как обобщения семантически подобных художественных событий может опираться на различия в их литературно-родовой природе. Сущность мотива в лирике, по существу, та же самая, что и в эпическом повествовании: и там, и здесь в основе мотива лежит предикативный аспект событийности - однако при этом принципиально различается природа самой событийности в лирике и эпике. Драматургическое событие, в отличие от эпического и лирического, образуется не в среде внешнего действия или внутреннего переживания, а в сфере дискурса самой театральной постановки. Оно осуществляется не в измерении действия, а в измерении драматургической речи как таковой. Поэтому мотив в драме по своей сущности принципиально противостоит мотиву в эпике и лирике.
Ключевые слова
нарратология, факт, событие, литературный род, эпика, лирика, драма, мотивАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Силантьев Игорь Витальевич | Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук | член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора литературоведения | silantev@philology.nsc.ru |
Ссылки

Художественное событие в системе литературных родов и проблема типологии мотива | Сибирский филологический журнал. 2025. № 1. DOI: 10.17223/18137083/90/11