Поэзия второй степени от Осипа Мандельштама до Тимура Кибирова. Феномен лирического алломотива
Рассматривается явление поэзии второй степени, которая, в отличие от поэзии первой степени, ориентируется не только на непосредственные наблюдения автора, но и на предшествующие тексты, без учета которых смысл текста остается непонятным для читателя. Автор статьи полагает, что в процессе развития русской литературы ХХ в. происходит существенная трансформация лирического мотива в поэзии второй степени, касающаяся изменения статуса алломотива. Если в начале прошлого столетия алломотив сохраняет непосредственную связь с породившей его мотифемой, обусловливая тем самым интертекстуальность, то в конце века алломотив существует автономно, отсылая не к мотифеме, но к художественному концепту, являющемуся ядром текста. Поэзия О. Мандельштама и Т. Кибирова может рассматриваться как примеры подобной поляризации.
Ключевые слова
поэзия второй степени, мотифема, алломотив, концепт, О. Мандельштам, Т. КибировАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Шатин Юрий Васильевич | Новосибирский государственный педагогический университет; Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук | доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе; главный научный сотрудник сектора литературоведения | shatin08@rambler.ru |
Ссылки

Поэзия второй степени от Осипа Мандельштама до Тимура Кибирова. Феномен лирического алломотива | Сибирский филологический журнал. 2025. № 2. DOI: 10.17223/18137083/91/9