Купальские песни белорусов-переселенцев: основные принципы организации вербального текста
Излагаются результаты проведенного автором исследования вербальных текстов обрядовых песен, связанных с днем Ивана Купалы. Материалом послужили тексты купальских песен, записанные на территории Омской области начиная с 1950-х гг. и до настоящего времени, - как архивные, так и опубликованные. Применялись структурно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Установлено, что в основе всех купальских песен лежит силлабический стих. Практически все поэтические тексты купальских песен имеют строфическую форму: подавляющее большинство - безрефренную нескольких разновидностей, небольшое количество - строфическую с «опоясывающим» рефреном. Рефренная композиция с обрамляющими построениями, основанными на полустишиях основной строки, является характерным жанровым признаком текстов купальских песен, равно как и несколько лексически самостоятельных рефренов («Боже мой», «Купало на Йвано» и др.). Важным стилевым признаком купальских песен является повторность, проявляющаяся на разных уровнях структуры поэтического текста.
Ключевые слова
фольклор белорусов Сибири, календарные песни, купальские песни, вербальный текст, композиция текстаАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Дайнеко Татьяна Владимировна | Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук | кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири | tan-dai@mail.ru |
Ссылки
Купальские песни белорусов-переселенцев: основные принципы организации вербального текста | Сибирский филологический журнал. 2025. № 4. DOI: 10.17223/18137083/93/2
Вы можете добавить статью