Мифо-фольклорный компонент романа А. Г. Игумнова «Пузыри жизни»
Рассмотрены основные мифо- и фольклорно-ориентированные образы и мотивы в романе А. Г. Игумнова «Пузыри жизни», описаны их специфические особенности и принципы функционирования в тексте. Подробно исследованы основные сюжетные линии романа (история города, находящегося на «просторах Среднесибирской возвышенности»; судьба поколения 1990-х гг.; вторжение в жизнь человека иной реальности), центрированные образом главного героя Петра Сабашникова. Мифо-фольклорный компонент в структуре романа подчиняется господствующей людической поэтике и включается в игру с литературными интертекстами и социокультурными аллюзиями. Утверждение и одновременное профанирование архаической и христианской образности позволяет говорить об амбивалентности авторского отношения к ней. Вместе с тем обращение к мифу дает современному писателю возможность конкретно сформулировать цель существования человека и стратегии его взаимодействия с миром.
Ключевые слова
современная русская проза,
А. Г. Игумнов,
роман «Пузыри жизни»,
миф,
фольклор,
архетип,
образ,
мотивАвторы
| Колмакова Оксана Анатольевна | Иркутский государственный университет | доктор филологических наук, профессор кафедры филологии и методики | post-oxygen@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. 384 с.
Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1995. 1376 с.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
Буйда Ю. В. Вор, шпион и убийца: Роман. М.: Эксмо, 2014. 320 с.
Былины про старого казака Илью Муромца: сводный текст / Сост. А. С. Миронов. М.: Институт Наследия, 2024. 426 с.
Гуревич П. С. Проблема целостности человека: Монография. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 2004. 178 с.
Имихелова С. С. Мозаика национальной жизни: о литературном процессе в Бурятии (2010-е годы): Монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. 216 с.
Лебедушкина О. Про людей и нелюдей // Дружба народов. 2006. № 1. С. 190-198.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. 392 с.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Астрель; ACT, 2000. 528 с.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 320 с.
Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с.
Русские народные сказки А. Н. Афанасьева: В 5 т. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914. Т. 3. 293 с.
Солженицын А. И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2009. 208 с.
Тармаханов А. Тектоническая проза Андрея Игумнова: Рец. на кн.: Игумнов А. Пузыри жизни // Новая Бурятия. 2010. 23 авг. С. 11.
Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
Тюпа В. И., Ромодановская Е. К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к "Словарю сюжетов и мотивов русской литературы": от сюжета к мотиву / Под ред. В. И. Тюпы. Новосибирск: ИФЛ СО РАН, 1996. С. 3-15.
Чернов А. В. Архетип "блудного сына" в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 150-157.
Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.