Разноуровневая репрезентация оценочных признаков концептов в поликодовых текстах
Рассматривается репрезентация оценочных признаков концептов в поликодовых текстах социальной сети «ВКонтакте», описывающих различные образовательные проекты. Показывается, что из 7 гипотетически возможных комбинаций одно- и разноуровневых способов реализации признаков в реальном материале встречается только 4: (1) только на вербальном, (2) только на параграфическом, (3) на вербальном и параграфическом, (4) на вербальном и иллюстративном. Отношения между вербальным и иконическим элементами данных текстов являются только автосемантическими, причем в качестве облигаторного элемента может выступать не только словесный, но и параграфический элемент. Наибольшая эксплицитность при репрезентации оценочных признаков концептов характерна для вербального и параграфического уровней, наименьшая - для иллюстративного.
Ключевые слова
поликодовый текст,
креолизованный текст,
концепт,
признаки концепта,
оценкаАвторы
| Алексеева Алина Алексеевна | Новосибирский государственный университет | кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, доцент кафедры истории, культуры и искусств Гуманитарного института; старший научный сотрудник НОЦ «Наследие» | alina.alexeeva@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Алексеева А. А. Классификация аксиологических значений по основанию оценки: молодое вино в новые мехи? // Вестник ТГУ. № 449, 2019. С. 5-15.
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
Афонина Ю. В. Концепт "Дом" в творчестве С. А. Есенина и фильмах А. Тарковского // Современное есениноведение. 2017. № 4 (43). С. 66-71.
Важдаева Е. А. Оценочная лексика как способ репрезентации качества в рекламе товаров для детей // Учен. зап. Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 5. С. 177-194.
Валгина Н. С. Понятие креолизованного текста // Теория текста: Учеб. пособие. М., 2003. С. 127-128.
Гайсина Р. М., Григорьева Т. В. Механизмы формирования оценочного значения (на примере оппозиции ‘верх - низ') // Вестник Башкир. ун-та. 2017. Т. 22, № 3. С. 825-828.
Данилова Р. Р. Категория оценки как способ выражения антропоцентризма в лингвистике // Вестник ТГГПУ. 2011. № 1 (23). С. 137-139.
Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: Материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1974. Ч. 1. С. 107-108.
Капитонов Д. С. Концепт "маленький человек" в фильмах Киры Муратовой "Чувствительный милиционер" (1992) и "Увлечения" (1994) // Артикульт. 2013. № 10. С. 124-130.
Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Лекционный курс. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
Кузина С. Е., Берендеева М. С. Способы языковой и визуальной репрезентации концепта ГЕНИЙ / GENIUS в русском и английском кинодискурсах // Метаморфозы культуры. Lingus musica: музыка в системе интермедиальных связей русской культуры XIX-XX вв.: Сб. материалов Междисциплинарной науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова: В 2 ч. Новосибирск, 2023. Ч. 2. C. 39-42.
Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях. Воронеж: ВГУ, 1999. 30 с.
Сердобольская Н. В., Толдова С. Ю. Оценочные предикаты: тип оценки и синтаксис конструкции // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии": Тр. Междунар. конф. "Диалог'2005" (Звенигород, 1-6 июня, 2005 г.). М.: Наука, 2005. С. 436-443.
Фомина Ю. А. Аспекты изучения языковой оценки // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2007. № 20. С. 154-161.
Шестакова И. В. Образ дома и дороги в кинотворчестве В. М. Шукшина // Изв. АлтГУ. Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (82). С. 205-208.