Рассмотрены характеристики, на основе которых выделяется словообразовательная категория абстрактных существительных в трех древнегерманских языках: готском, древневерхненемецком и древнеисландском. Древнегерманская словообразовательная категория абстрактных существительных характеризуется полимотивированной производящей базой, что означает нетождественную частеречную принадлежность производящих основ. Все словообразовательные типы древнегерманских абстрактных существительных формируют словообразовательную категорию на основе словообразовательного значения высокого уровня обобщения, которое может быть определено как «опредмеченная сущность, названная производящей основой и мыслимая отвлеченно, в отрыве от ее носителя или исполнителя». Применяется полевой подход к описанию структуры словообразовательной категории абстрактных существительных, который базируется на понятиях продуктивности и прототипа. Уточняется содержание понятия продуктивности в словообразовании, а также затрагивается проблема выделения прототипа словообразовательной категории.
The Word-formation Category of Abstract Nouns in the Old Germanic Languages.pdf Задача настоящей статьи заключается в том, чтобы представить ряд характе-ристик, которые, с точки зрения современного уровня разработанности теории словообразования, позволяют выделить в словообразовательной подсистеме древнегерманских языков отдельную словообразовательную категорию абстракт-ных существительных (АС). Проблема словообразовательной категориальности, вопрос о полевой орга-низации словообразовательной категории и сложности выделения словообразова-тельного прототипа имеют длительную историю своего изучения в русистике (см. труды В. В. Виноградова, О. Г. Ревзиной, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова, Ю. С. Азарх, Р. С. Манучаряна, М. Н. Янценецкой, А. М. Зализняка, Р. З. Мурясо-ва, Е. А. Земской, Дж. К. Тейлора и многих др.). Несмотря на то, что термин «словообразовательная категория» вошел в оби-ход отечественных лингвистов еще на ранних этапах развития словообразования как науки (обзор см.: [Косова, 2010]), вкладываемое в него содержание еще нельзя признать четко и однозначно укоренившимся (ср., например, термин «деривате-ма», предложенный для замены термина «словообразовательная категория» [Бе-лякова, 2008, с. 74-75]). В настоящей работе мы будем оперировать термином «словообразовательная категория» (СК) в следующей трактовке: «под СК пони-мается такой вид словообразовательной семантики, известный ряду словообразо-вательных типов, который является общим значением хотя бы для одного слово-образовательного типа, т. е. имеет хотя бы одно специализированное средство выражения; в других случаях оно может выражаться опосредованно» [Словообра-зовательное значение…, 1987, с. 43]. Данное определение предлагает широкую интерпретацию СК, обоснованную еще Р. С. Манучаряном, в которой инвариант-ность функции (= словообразовательного значения) выступает в качестве главной характеристики СК и ее формирующего фактора. С этим определением согласу-ются и дефиниции, предложенные в более поздних исследованиях: СК - это «единство словообразовательного значения при различии средств выражения» [Земская, 1992, с. 25], или СК - это «класс лексем, которые характеризуются еди-ной деривационной функцией» [Štekauer, Lieber, 2005, р. 227]. Таким образом, при идентификации СК в языковой системе следует выявить такие словообразова-тельные типы производных слов, которые могут быть объединены на основе об-щего для них всех словообразовательного значения. Как известно, существуют две позиции в отношении тождественности / не-тождественности частеречной принадлежности производящей базы СК [Белякова, 2008, с. 72]. В настоящем исследовании мы следуем принципу, позволяющему считать СК полимотивированной единицей, т.е. включать производные от раз-личных частей речи, поскольку идея мономотивации СК ведет к излишнему её дроблению. Основанием для подобной трактовки является тот факт, что ком-плексная единица словообразовательной подсистемы языка - словообразователь-ный тип - в древнегерманских языках включает в себя производные слова не только от одной части речи. Например, древневерхненемецкий СТ «Гл., сущ., прил. + nessi/nissi» (ср. р. ja-основы) объединяет лексемы, образованные при по-мощи суффикса -nessi-/-nissi- от глаголов, прилагательных и существительных: ingalt-nisse «наказание» от intgeltan «поплатиться, искупить» [Schützeichel, 1989, с. 123]; got-nissi «божество» от got «бог» [Ibid., S. 130]; nibul-nissi «туманность» от nebul (м. р.) «туман» [Ibid., S. 195]; tougal-nessi «укромность» от tougilen «скры-вать, прятать» [Ibid., S. 255]; tump-nissi, tumpnessi «безумие, сумасбродство» от tumb «недалекий, глупый» [Ibid., S. 260]. В древнеисландском и готском языках обнаруживается сходная тенденция. Так, готский СТ «Гл., прил., сущ. + o/c ja» (ср. р. ja-основы) включает отглагольные, и отыменные производные: *fulhsn-i «тайна» от filhan «прятать, хоронить» (сн. гл. 4) [Feist, 1920, S. 126; Lehmann, 1986, p. 115]; kunþ-i «знание» от kunnan «знать» (прет.-през. гл.) [Feist, 1920, S. 238; Lehmann, 1986, p. 223]; andbaht-i «служба» от andbahts «слуга, лакей» (M а) [Kluge, 1913, S. 221; Yoon, 2005, p. 46]; þiub-i «воровство, кража» от þiufs «вор» (M a) [Feist, 1920, S. 375; Kluge, 1926, S. 60; Lehmann, 1986, p. 362]; *azēt-i «сладо-страстие» от *azets «легкий» [Kluge, 1926, S. 59; Lehmann, 1986, p. 53-54]; *galeik-i «подобие, сходство» от galeiks «подобный» [Uhlenbeck, 1896, S. 53; Kluge, 1926, S. 59; Lehmann, 1986, p. 142]. Древнеисландский СТ «Прил., гл., сущ. + о/с ōn» (ж. р. ōn-основы) включает fýl-a «загрязненность, зловоние» от fúll «загрязнен-ный, зловонный» [Cleasby, 1957, p. 184]; ræm-a «хрипота» от rámr «хриплый» [Ibid., p. 506]; skerp-a «резкость, острота» от skarpr «острый, резкий» [Ibid., p. 544]; vátk-a «влажность» от vátr «мокрый, влажный» [Ibid., p. 686]; dras-a «ле-пет» от dros «тщетность, суета» [Ibid., p. 103]; hætt-a «опасность» от hætta «риско-вать» или hættr «опасный» [Ibid., p. 306]; orð-a «предписание» от orða «говорить о чем-то» [Ibid., p. 467]; sug-a «сосание» от sjúga «сосать» [Ibid., p. 603]; tal-a «разговор, речь» от tala «разговаривать» [Ibid., p. 624]; þág-a «освобождение, по-лучение» от þiggja «получать, принимать» [Ibid., p. 732]. Следовательно, древне-германский СТ - это совокупность производных от мотивирующих различных частей речи, а значит, он соответствует термину «словообразовательный макро-тип», по Р. С. Манучаряну [Аладьин, 2009]. На этом основании можно считать СК, которая формируется за счет словообразовательных типов, полимотивиро-ванной единицей словообразовательной подсистемы. Кроме того, споры вокруг СК ведутся и в отношении ее другой характери-стики, а именно - уровня обобщения словообразовательного значения [Белякова, 2008, с. 73]. Поскольку словообразовательные средства способны выражать се-мантику различной степени абстракции, то следует признать и тот факт, что СК могут быть разного уровня обобщения с точки зрения выражаемых ими словооб-разовательных значений. Синтаксические дериваты, к числу которых относятся абстрактные существительные (АС), выделяемые в древнегерманских языках, образуют один уровень обобщения, определяемый частью речи, показатели кото-рой производные АС приобретают [Словообразовательное значение…, 1987, с. 44]. Древнегерманские АС преимущественно отглагольного и отадъективного происхождения реализуют различные СТ, приобретая при этом категориальную семантику имени существительного - значение предметности. СТ АС выражают грамматико-морфолого-словообразовательный тип значения, который подразде-ляется, главным образом, на 2 подзначения: опредмеченное свойство / признак / качество и опредмеченное действие / процесс. Следовательно, возможно говорить о более высоком уровне обобщения словообразовательного значения, на основе которого все СТ, по модели которых образуются АС в древнегерманских языках, объединяются в словообразовательную категорию, которую можно обозначить как словообразовательную категорию АС. Иными словами, СК АС - это объеди-нение полимотивированных словообразовательных типов, словообразовательные форманты которых нацелены на маркирование словообразовательного значения «опредмеченная сущность, названная производящей основой и мыслимая отвле-ченно, в отрыве от ее носителя или исполнителя». При этом понятие «сущность» включает в себя как опредмеченное свойство / качество, так и опредмеченное действие / процесс. Принимая во внимание все вышесказанное, можно постулировать в иссле-дуемых древнегерманских языках (готском, древнеисландском и древневерхнене-мецком) наличие СК АС. Данное утверждение базируется на том, что в анализи-руемых языках выявлены СТ производных существительных с абстрактной семантикой. Так, в готском было выделено 25 СТ АС, в древневерхненемецком - 34 СТ АС, а в древнеисландском - 46 СТ АС [Новицкая, 2010; 2011]. Все выде-ленные в СТ словообразовательные элементы, продуцирующие значение абст-рактности, образуют относительно устойчивую совокупность, которая включает в себя стабильные единицы и в то же время обнаруживает тенденцию к расшире-нию за счет новых единиц. Все словообразовательные элементы исследуемой со-вокупности выполняют сходную функцию - маркирование лексических единиц одной и той же семантической общности, единого денотативного пространства - лексико-грамматического разряда АС. Выделенные древнегерманские СТ АС формируют СК АС в качестве мельчайших комплексных полимотивированных единиц. Достаточно высокий уровень обобщения словообразовательного значения СК АС может быть определен как «некий признак или действие, представ-ляемые как опредмеченная сущность, мыслимая отвлеченно, в отрыве от ее носи-теля или исполнителя». Многочленные ряды номинативных единиц, созданные по определенным словообразовательным моделям и имеющие сходный компонент содержания, формируют категории, при определении которых современная научная парадиг- ма - когнитивная - опирается на понятия «поле» и «прототип» [Кубрякова, 2004; Араева, 2009]. СК АС в древнегерманских языках имеет полевой принцип органи-зации, что означает, что структурные единицы СК - СТ - располагаются на раз-ном удалении от центра, вступают друг с другом в парадигматические отношения и формируют участки поля различной семантической насыщенности, при этом для них характерно наличие понятийной сущности, которая выступает как интег-рирующее основание для всех элементов поля. В пределах поля СК предлагается выделять зону ядра и периферию на основе понятия продуктивности: а) качественной (способность к активному словообра-зованию) и б) количественной (распространенность данного типа производных в языковом материале, протяженность словообразовательного ряда) [Логутенкова, 1993, с. 77]. Все же само понятие словообразовательной продуктивности является еще не до конца утвердившимся (см.: [Casaretto, 2000, S. 213-214; 2004, S. 27-31] и др.), поэтому, помимо указанной классификации продуктивности, существует и иной подход, согласно которому продуктивность может подразделяться на сис-темную (значимость словообразовательного типа в словообразовательной систе-ме языка) и эмпирическую (количественную) [Араева, 2009, с. 57]. В зарубежной дериватологии предлагается включать в понятие продуктивности три ее разно-видности: реализованную (realized productivity), растущую / расширяющуюся (ex-panding productivity) и потенциальную (potential productivity) [Baayen, 2009]. Реа-лизованная продуктивность отражает объем словообразовательной категории, это подсчет количества единиц с определенным формантом во всем корпусе, т. е. в определенном смысле соответствует понятию эмпирической продуктивности. Растущая / расширяющаяся продуктивность показывает скорость расширения категории в языке и привлечения новых единиц в категорию за определенный период. Третья разновидность продуктивности, потенциальная, позволяет опре-делить степень дальнейшего возможного расширения категории посредством включения новых единиц [Ibid.]. При определении степени продуктивности словообразовательной модели в диахронии следует учитывать еще три критерия: грамматический, типологиче-ский, а также хронологический [Casaretto, 2000, S. 213-214; 2004, S. 27-31]. Полевой принцип организации языковой категории предполагает, что в ядерной зоне располагаются прототипичные единицы. Проблема выделения прототипа СК сопряжена с определенными трудностями. По мнению К. Ш. Абра-мян, в качестве словообразовательного прототипа могут выступать три основные комплексные единицы словообразования: СК, словообразовательно-семантиче- ская парадигма и типовое словообразовательное гнездо. «Именно эти три едини-цы являются своеобразным мерилом креативных возможностей языка; представ-ляют собой последовательные обобщения общекатегориальных словообразова-тельных значений; помогают установить деривационные лакуны и способы их заполнения при проведении сопоставительно-типологический исследований двух и более языков» [Абрамян, 2010, с. 67]. Каждый прототип в указанной иерархии представляет собой обобщение по словообразовательному значению, абстрагиро-ванное от лексического наполнения производящей базы [Там же, с. 68]. Типовое словообразовательное гнездо находится на вершине иерархии словообразователь-ных прототипов (superordinate level), поскольку является логическим продолже-нием и своеобразным обобщением всех предшествующих единиц словообразова-ния: пара, тип, цепь, категория, парадигма и гнездо. На втором (базовом, basic level) уровне прототипом выступает словообразовательная парадигма, которой предшествует СК в качестве прототипа первого (подчиненного, subordinate level) уровня в вертикальной «оси категоризации» [Абрамян, 2006, с. 25-26]. Известно, что в рамках когнитивной лингвистики Р. Лангакр (Лэнекер) предложил диффе-ренцировать понятия «прототип» и «схема», обосновывая свое мнение тем, что прототип рассматривается как наиболее типичное проявление категории, т. е. как представитель, обладающий наиболее отличительными ее чертами. Схема же проявляется во всех членах категории, возможно в большей / меньшей степени детализации, как некая абстрактная характеристика, объединяющая всех членов [Langacker, 1987, p. 371]. С точки зрения словообразования прототипу больше соответствует понятие схемы в когнитивистике, так как она отражает некую абст-рактную характеристику, целиком проявляемую в неизменном виде во всех чле-нах категории [Абрамян, 2006, с. 27]. С точки зрения вышеуказанных замечаний, в выделенном корпусе древне-германские АС могут быть распределены по некоторому числу СТ, в каждом из которых мотивирующие различных частей речи (но преимущественно от гла-голов и прилагательных) оформлялись определенными аффиксами. Данные аф-фиксы были ориентированы на формальное маркирование семантики абстрактно-сти, т. е. их наличие в структуре производного должно было сигнализировать о том, что названная мотивирующей основой сущность (признак, действие, свой-ство и т. д.) мыслится как опредмеченная, при этом она мыслится как самостоя-тельная сущность. Абстрактные понятия, имеющие в древнегерманских языках словесные обо-значения, построены по определенным словообразовательным схемам - СТ, каж-дый из которых может быть охарактеризован с точки зрения количества сущест-вительных, образованных по этой схеме (эмпирическая продуктивность, realised productivity). На основе полученного показателя все СТ возможно распределить по полю, репрезентирующему СК АС. СТ с наибольшим показателем будет рас-полагаться в ядерной зоне поля, остальные типы распределятся по полю бли- же к / дальше от ядра в зависимости от показателя продуктивности. Следователь-но, все выделенные СТ, по которым построены АС в древнегерманских языках, репрезентируют поле СК АС [Новицкая, 2010; 2011]. Каждый СТ выступает как самостоятельный «формат» представления абстрактного понятия, т. е. его про-филь, позволяющий «увидеть» обозначаемую сущность под особым углом зрения. Выделение СТ-прототипа в структуре поля древнегерманской СК АС на данном этапе не представляется возможным, поскольку для его выявления необходимо отдельное исследование компонентов семантики каждого СТ, их сравнения и определения наиболее типичных черт.
Абрамян К. Ш. Единицы синхронного словообразования и проблема словообразовательного прототипа // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 584. С. 83-90.
Абрамян К. Ш. К вопросу о словообразовательном прототипе // Иностранные языки в высшей школе. Рязань: Изд-во Рязан. гос. ун-та, 2006. № 4. С. 24-27.
Аладьин О. А. Суффиксальные словообразовательные макротипы отвлеченности в русском языке // Вестн. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2009. № 2. С. 31-44.
Араева Л. А. Словообразовательный тип. М.: Либроком, 2009. 272 с.
Белякова Г. В. Словообразовательная категория как дериватологическая проблема (на материале словообразовательной категории суффиксальных локативных существительных в современном русском языке) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. А. Герцена. 2008. № 59. С. 70-76.
Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 220 с.
Косова В. А. Словообразовательная категория: формирование понятия и основные направления исследования // Учен. зап. Казан. гос. ун-та, 2010. Т. 152, кн. 6. С. 199-212.
Кубрякова Е. С. Язык и знание. М. : Языки славян. культуры, 2004. 560 с.
Логутенкова Т. Г. Историко-типологическое исследование германских литературных языков донационального периода (на материале древнеанглийского, древневерхненемецкого и древнеисландского языков). Тверь, 1993. 170 с.
Новицкая И. В. Моделирование поля словообразовательной категории абстрактных / отвлеченных имен в готском языке // Сибирский филологический журнал. 2010. № 1. С. 127-137.
Новицкая И. В. Экстенсионал поля словообразовательной категории абстрактности / отвлеченности в древнеисландском языке // Язык и культура. Томск, 2011. № 4 (16). С. 63-68.
Словообразовательное значение и его виды. Семантика производных глаголов / Сост. М. Н. Янценецкая. Томск, 1987. Вып. 4. 11 с.
Baayen R. H. Corpus linguistics in morphology: morphological productivity // Luedeling, A. and Kyto, M. (eds.). Corpus Linguistics. An international handbook. Mouton De Gruyter, Berlin, 2009. Р. 900-919. URL: http://www.ling.upenn.edu/ ~kroch/courses/lx400/BaayenHSK2009.pdf (дата обращения 04.03.2014).
Casaretto A. Korpussprachen und Produktivität: Einige überleungen zu den gotischen s-Stämmen // Historische Sprachforschung. Göttingen, 2000. Bd. 113. H. ½. S. 210-238.
Casaretto A. Nominale Wortbildung der gotischen Sprache. Die Derivation der Substantive. Heidelberg: Winter, 2004. 718 S.
Cleasby R. An Icelandic - English Dictionary / R. Cleasby, G. Vigfüsson; ed. by G. Vigfusson. 2nd ed. Oxford, 1957. 833 p.
Feist S. Etymologisches Wörterbuch der Gotischen Sprache. Halle: Druck von Karras, Kröber und Nietschmann, 1920. 448 S.
Kluge F. Urgermanisch : Vorgeschichte der altgermanishen Dialekte. 3. verb. und verm. aufl. Strassburg: K. J. Trübner, 1913. 306 S.
Kluge F. Nominale Stammbildungslehre der altgermanischen Dialekte. 2 aufl. Halle: M. Niemeyer, 1926. 155 S.
Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Stanford, CA, 1987. Vol. 1. 516 p.
Lehmann W. P. A Gothic etymological Dictionary. Leiden: E. J. Brill, 1986. 712 p.
Schützeichel R. Althochdeutsches Wörterbuch. Tübingen: Maz Niemeyer Verlag, 1989. 309 S.
Štekauer P., Lieber P. The Handbook of Word-formation. Dordrecht, The Netherlands: Springer, 2005. 466 p.
Uhlenbeck C. C. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch der Gotischen Sprache. Amsterdam: Verlag von Joh. Müller, 1896. 174 S.
Yoon H. Kritische Beleggrammatik zur bibelgotischen Substantivdeklination: Dissertation. Wien University, 2005. 269 p.