The international seminar «Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century», held at the Altai State University (Barnaul) April 8, 2014, was dedicated to the 20th anniversary of the philological and communication education at the Altai State University. The seminar participants focused their attention on the following topics: «Oncoming movement of philology and communication sciences as a factor in the development of culture. Rhetoric in contemporary culture»; «The common space of communication sciences and philology, its opportunities for formulating and solving new scientific and practical problems»; «Philological and communicative education in bachelor’s and master’s degree programs: the variants in the content and technology of educational activities». The Seminar participants have outlined the topical trends in the development of philological-communication investigations.
«Philology and communication sciences in the world of culture, science and education: 21st century»: International Semin.pdf В Алтайском государственном университете (далее - АлтГУ) состоялся ме-ждународный научный семинар «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: ХХI век». Семинар был посвящен 20-летию фи-лолого-коммуникативного образования в АлтГУ. Организаторы семинара - Научно-образовательный центр филологических исследований коммуникации (далее - НОЦ), кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации и кафедра германского языкознания и иностранных языков АлтГУ. В семинаре приняли участие специалисты НОЦ, профессора, преподаватели и молодые ученые АлтГУ, филологи-коммуникативисты, работающие в вузах и других организациях России и зарубежья. Семинар открыла Т. В. Чернышова, заведующая кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ. С докладом «Филология и коммуникативные науки: взаимодействие в науч-ной и образовательной деятельности в АлтГУ» выступил А. А. Чувакин, научный руководитель НОЦ. Взаимодействие филологии и коммуникативных наук в научной и образова-тельной практике в АлтГУ было стимулировано созданием кафедры русского языка и стилистики (в настоящее время вошла в состав кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации), открытием магистратуры по направлению «Филология» (АлтГУ вошел в число первых четырех университетов, начавших магистерскую подготовку по филологии), развертыванием уже в середине 1990-х гг. специализации по риторике и речеведению. Филолого-коммуникативное про-странство в научно-образовательной практике стало складываться в процессе эво-кационного исследования языка художественной литературы (А. А. Чувакин) и построения ментально-языковой модели коммуникативного пространства, обра-зуемого современными российскими СМИ (Т. В. Чернышова). Почти сразу же филолого-коммуникативная проблематика проникает в лингвистическую жизнь кафедры русского языка Горно-Алтайского государственного университета, а в начале ХХI в. и кафедры иностранных языков АлтГУ (ныне - кафедра герман-ского языкознания и иностранных языков). С 1995 г. на регулярной основе стали проводиться научные семинары и конференции по филолого-коммуникативной тематике, издаваться научные сборники «Человек - коммуникация - текст», а позже - единственное в России профильное издание «Юрислингвистика» и на-учный журнал «Филология и человек». За неполные 20 лет защищено 7 доктор-ских и около 50 кандидатских диссертаций. Прикладной аспект филолого-коммуникативных исследований нашел свое воплощение в разработке госстандартов всех трех «поколений» и сопроводитель-ной документации, в частности примерных основных образовательных программ профиля «Прикладная филология», программ учебных дисциплин для универси-тетских филологов России, в том числе по основам филологии, введению в тео-рию коммуникации, теории коммуникации, риторике и др.; в подготовке издан-ных с грифами УМО (только в ХХI в.) 10 учебных пособий - двух по риторике, двух по теории текста, по публицистическому дискурсу, ортологии, основам фи-лологии и др. Филологи-коммуникативисты АлтГУ представлены в различных федеральных и международных организациях: в Совете Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (А. А. Чувакин), в РОПРЯЛ и МАПРЯЛ, в Сибирской Ассоциации лингвистов-экспертов (Т. В. Чернышова) и др. В 2011 г. совместно с ИФЛ СО РАН (директор чл.-корр. РАН Е. К. Ромода-новская; в настоящее время - д-р филол. наук И. В. Силантьев) при АлтГУ обра-зован НОЦ филологических исследований коммуникации (научный руководитель НОЦ - А. А. Чувакин). В его состав входят две лаборатории: 1) коммуникативи-стики и риторики и 2) юрислингвистики и развития речи. С 2011 г. в НОЦ подго-товлены (и изданы) коллективная монография «Текст в коммуникативном про-странстве современной России» (2011); сборник статей «Язык - текст - литература: коммуникативная парадигма» (2011); учебное пособие «Основы об-щей риторики» (2-е изд.; 2013); завершен уникальный проект «Филология и ком-муникативные науки»: учебное пособие - хрестоматия для студентов магистрату-ры, аспирантов и преподавателей. В ходе семинара были проведены два пленарных заседания и круглый стол, на которых обсуждены три темы. Всего на семинаре было заслушано и обсуждено 7 докладов и более 20 выступлений, прозвучавших в панельной дискуссии, на заседании круглого стола или представленных заочно. Разные аспекты первой темы - «Встречное движение филологии и коммуни-кативных наук как фактор развития культуры. Риторика в современной культу- ре» - представили Г. А. Копнина (СФУ, Красноярск); К. Б. Уразаева (Евразий-ский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана, Республика Казах-стан); Е. А. Худенко (АГПА, Барнаул). В докладе Г. А. Копниной «Креативные технологии и речевая культура об-щества» показана взаимосвязь теории решения изобретательских задач и теории риторических приемов, служащая дополнительным аргументом в пользу плодо-творности последней; утверждается, что имеется огромный опыт по систематиза-ции способов мыслительной деятельности человека, который наряду с риториче-скими разработками может использоваться для изобретения компьютерной программы, направленной на развитие лингвокреативности; ставится проблема выявления и систематизации критериев креативности продукта речевого творче-ства. Автором вводятся понятия лингвокреамы и псевдолингвокреамы. Представ-ленная концепция позволяет судить о речевой культуре или речевой антикультуре носителей языка. К. Б. Уразаева в докладе «Коммуникативные способы высказывания в ка-захской средневековой поэзии: пандетерминизм и отношение к случаю» доказы-вает возможность изучения казахской средневековой поэзии (жырау) в контексте авторского сознания и коммуникативных способов высказывания как источника жанровой системы. Поэзия жырау несет в себе поливариантность символизации, в которой вслед за Ц. Тодоровым можно выделить лексический, смысловой и контекстуальный уровни. Адекватно интерпретировать знаки, раскрывать сим-волический смысл коммуникации, изучать герменевтический и риторический ас-пекты речи в поэзии жырау можно путем изучения пандетерминизма как отраже-ния формирования казахской идентичности. Структурная и функциональная целостность обеспечивается единством этических ценностей, онтологии бытия. Функциональная сторона является элементом более широкой системы, социо-культурного контекста. Е. А. Худенко в докладе «Писательские антропотехники в пространстве то-талитарной культуры: потенциал “нулевой” коммуникации» представила писа-тельские стратегии 1930-1940-х гг., прежде всего О. Мандельштама, М. Зощенко и М. Пришвина, которые развиваются в пространстве тоталитарной советской культуры. Связь с читателями в это время значительно ослаблена, коммуникатив-ный потенциал произведений, рассчитанных на восприятие реципиентом, практи-чески сводится к нулю. Писание в стол, невозможность опубликовать готовые тексты в связи с цензурными запретами, выработка новых творческих практик «выговаривания себя» (М. Фуко) - все это приводит к созданию (иногда вынуж-денному) новой художественной антропологии в литературе этого периода. В наиболее сконцентрированном виде такие поиски выражены в поэзии позднего Мандельштама: «безответность» в диалоге с современниками оборачивается глу-боким философским диалогом с читателем будущего. В панельной дискуссии по первой теме выступили следующие исследовате-ли. Г. В. Кукуева (АГПА, Барнаул) на основе идей современной филологии, ри-торики и коммуникативных наук показала, что электронная среда предопределяет трансформацию речевого жанра эссе по линии коммуникативных и лингвопраг-матических характеристик. Сопоставлено традиционное понимание эссе с его мо-делью, представленной в виртуальном пространстве, приводятся аргументы в пользу того, что жанровая природа анализируемых текстов определяется взаи-модействием признаков интернет-дискурса с приметами традиционного литературного жанра. Е. А. Савочкина (АлтГУ) обратилась к проблеме внешних факто-ров формирования жанра Interactive Fiction. Интерактивная художественная лите-ратура отличается от «обычных» романов тем, что ее тексты могут быть написаны только на компьютере и восприняты только на компьютере в рамках среды, соз-данной компьютерными программами. Появление компьютерных синтаксических анализаторов позволило компьютерам распознать то, что человек печатает на клавиатуре, и воплотить в действиях дополнительных героев, что, в свою очередь, привело к созданию жанра Interactive Fiction на стыке повествования и погруже-ния в виртуальную реальность. Ю. В. Трубникова (АлтГУ) продемонстрировала изменения в самом консервативном дискурсе - деловом. Анализ делового узуса позволяет сделать вывод о среднем уровне языковой и коммуникативной компе-тентности носителей языка. М. А. Останина (ГАГУ, Горно-Алтайск) отметила некоторые новые тенденции в заимствовании из русского языка в газетах на ал-тайском языке. В. А. Беляева (АлтГУ) зафиксировала следующий факт: вывеска льшую смысловую нагрузку, чем европейская. Этот факт во многом определяет коммуникативное самочувствие горожанина в своем городе. Е. Ю. Сафронова (АлтГУ) интерпре-тировала «Объяснение» Ф. М. Достоевского Следственной комиссии как текст риторической модальности. Оттолкнувшись от положения К. Бирка о том, что литературное произведение представляет собой «стратегический ответ на ка-кую-то ситуацию», докладчик квалифицирует названный текст писателя как вы-сказывание-поступок, перформатив. Авторская интенция заключается в психоло-гическом давлении на читателя, стремлении завладеть его вниманием, создать нужную перспективу чтения и убедить в необоснованности обвинения. О. А. Ску- бач (АлтГУ) привлекла внимание к литературным источникам советского сюжета о «папанинцах». О. В. Марьина (АГПА, Барнаул) обратилась к явлению много-функциональности вставных конструкций в художественных текстах рубежа ХХ-ХХI вв. П. А. Манянин (ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю) поста-вил вопрос о потенциале автороведческих исследований по установлению автор-ства текстов, а также при проведении диагностики личностных характеристик автора текста, условий (обстоятельств) создания текста. А. А. Шмаков (АлтГУ) раскрыл возможности методики коммуникативного моделирования бытия интер-нет-текста для прогнозирования коммуникативного поведения общающихся. С. М. Антонова (Гродненский университет, Республика Беларусь) предложила для рассмотрения апробированную в школе и вузе риторическую технологию формирования и развития креативной языковой личности, актуальную для уточ-нения образовательной модели филолога и ученика современной общеобразова-тельной школы. По второй теме - «Общее пространство филологии и коммуникативных на-ук, его возможности для постановки и решения новых научных и практических задач» - выступили И. В. Силантьев (ИФЛ СО РАН, Новосибирск, представив-ший совместный с Ю. В. Шатиным (НГПУ, Новосибирск), доклад; А. И. Куля-пин (ТюмГУ, Тюмень - Ишим); Н. В. Мельник (КемГУ, Кемерово). В докладе И. В. Силантьева и Ю. В. Шатина рассматривается проблема взаимодействия коммуникативного феномена дискурса и ментального феномена стереотипа. Под дискурсом понимается событийное высказывание, нарушающее привычный ход вещей и создающее таким образом новый смысл. Под стереоти-пом понимается такое представление, которое направлено на упрощение сложных социальных процессов и защиту тем самым обыденного мышления, его позиций, мнений и права на «истину». Показывается, что порядок дискурса направлен на неизвестные, вновь открываемые стороны мира, в то время как стереотип об-ращается к известным и потому предсказуемым конструкциям. Трактуя дискурс как коммуникативно значимое событие, авторы приходят к выводу, что стереотип уничтожает именно событийный потенциал дискурса, сохраняя его форму, а в ряде случаев и украшая её различными риторическими средствами. В контек-сте этого положения авторы выделяют шесть основных черт стереотипа: а) доксо-логичность; б) коллажность; в) словесная избыточность; г) мягкость дискурсии; д) отсутствие критической рефлексии; е) высокая прагматичность, предполагаю-щая возможность перформатива. А. И. Куляпин в докладе «Коммуникативно-семиотический механизм кон-струирования советского мифа о героях» поставил задачу выявить и проанализи-ровать коммуникативно-семиотический механизм конструирования советского мифа о героях. Размывание правовых и этических норм в культуре послереволю-ционной эпохи проблематизирует возможность установления четкой границы между преступлением и подвигом. В работе рассмотрена эволюция концептов «подвиг» и «героическое» в культуре 1920-х и 1930-х гг. Ставится вопрос о воз-можности поиска реальных прототипов героя рассказа М. Зощенко «Испытание героев». Продемонстрирована связь проблематики рассказа Зощенко с историко-культурным контекстом тридцатых годов. Доклад Н. В. Мельник «Деривационное функционирование текста в разных сферах коммуникации: лингвоперсонологический аспект» содержательно нахо-дится на пересечении идей деривационной текстологии и лингвоперсонологии как новых областей филолого-коммуникативного исследования. Он посвящен лингвоперсонологическому рассмотрению проблемы деривационного функцио-нирования виртуального текста, реализующего свой потенциал в интернет-ком- ментариях рядовых носителей языка под влиянием собственно лингвистических и лингвоперсонологических факторов. В ходе панельной дискуссии по данной теме Д. А. Кожанов (АлтГУ) выдви-нул и обосновал методику исследования научного дискурса, в котором присутст-вуют единицы языка науки. Автор вскрыл ряд когнитивных и коммуникативных особенностей таких единиц. Выступила Э. В. Малыгина (АлтГУ), которая зани-мается изучением кризисной коммуникации, представленной в межперсонажном общении в рассказах В. М. Шукшина. Исследование проведено на основе эвока-ционной теории художественной речи. Формой кризисного взаимодействия пер-сонажей Шукшина является «сшибка», посредством которой, по словам писателя, передается столкновение «полярных представлений о жизни». «Перенесение» фактов кризисной коммуникации из реальной коммуникации в художественный текст и дополнительные преобразования их достигаются в прозе писателя посред-ством ряда эвокационных приемов, в том числе нелестной номинации, обобще-ния, прерывания речи, смещения. Т. Н. Никонова и Л. И. Толстых (обе - ГАГУ, Горно-Алтайск) обратились к новому объекту исследования - коммуникативной культуре старообрядцев Горного Алтая. Коммуникативная культура старообряд-чества Горного Алтая как лингвокультурологическое явление, проявляющееся в процессе коммуникации и строительства знаний о мире, застывших в опреде-ленных структурах культурной и языковой среды, рассматривается на материале коммуникативного поведения старообрядцев Уймонской долины Республики Ал-тай. На пересечении филологического и коммуникативного знания исследовате-лями конституирована категория коммуникативной культуры, изучение которой предполагает выявление ее доминантных особенностей. Последние же определя-ются законами, нормами и правилами общения в лингвокультурной общности старообрядцев. Е. И. Клинк (АлтГУ) предложила оригинальное представление о коммуникативном моделировании жанра имиджевой статьи. Это представление опирается на понимание композиции как базовой динамической структуры и параметра варьирования модели жанра имиджевой статьи. Это означает, прежде всего, следующее: композиция как фактор жанра обладает определенной степенью стабильности, что позволяет рассматривать её в качестве одного из параметров моделирования жанра. Динамизм обеспечивает возможность появ-ления вариантов композиционного построения в пределах заданной структуры. Т. Н. Василенко (АлтГУ) выдвинула понятие «гнездо родственных текстов», которому был придан статус инструмента при исследовании текстовых сово- купностей, состоящих из оригинального текста, текстов переводов и текстов по мотивам - в целях более полного описания коммуникативной природы отно-шений, возникающих между текстами в процессе их образования и функциониро-вания. Каково состояние филолого-коммуникативного образования в российских вузах, каковы главные проблемы его совершенствования и развития - вот насущ-ные вопросы, ответы на которые искали участники круглого стола «Филолого-коммуникативное образование в бакалавриате и магистратуре: варианты содер-жания и технологии образовательной деятельности» (спикеры: Т. В. Чернышова и А. А. Чувакин). Центральной темой обсуждения стала магистратура как уровень подготовки по направлению «Филология», ее цель и задачи, место в системе высшего профес-сионального образования, роль магистерских программ филолого-коммуникатив- ной ориентации, практическая направленность магистратуры. Г. А. Копнина привлекла внимание собравшихся к факту существования так называемых лож-ных работодателей; Н. В. Бугорская (АлтГУ) подчеркнула необходимость связи магистерской программы с потребностями работодателя и показала ряд трудно-стей в решении задачи; В. Н. Карпухина (АлтГУ) поставила вопрос о специфике содержательного наполнения магистерских программ, обратив внимание на ког-нитивно-коммуникативный аспект моделирования переводческого дискурса (магистерская программа «Филологические основы перевода»), который модели-руется в ситуациях межкультурной художественной коммуникации, обратного перевода и т. п., что способствует формированию коммуникативных компетен- ций студентов. Н. В. Мельник подчеркнула важность заочной магистратуры. К. Б. Уразаева познакомила участников семинара с опытом магистерской подго-товки в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, отметила значимость ориентации ее на сферу теории, практики и возможных конкретных мест работы магистров (СМИ, обра-зование и др.). Л. И. Толстых на основе оценки современного состояния речевой культуры общества обратила внимание на проблему преемственности в содержа-нии филолого-коммуникативного образования в системе бакалавриат - магистра-тура; эта идея может быть реализована, например, при изучении эвристической риторики. Итоги обсуждения подвел А. А. Чувакин. Он обратил внимание на широкие возможности, которые предоставляют вузу действующие Федеральные государ-ственные стандарты по направлению подготовки «Филология» (далее - ФГОС). Это касается, например, развития междисциплинарных магистерских программ. Однако использование этих возможностей сдерживается рядом факторов, в том числе неадекватным финансированием, неразработанностью перечней профес-сиональных сфер и должностей, соответствующих степени бакалавра и магистра филологии, отчасти ведомственными интересами и барьерами. Все эти факторы находятся за пределами влияния общественно-профессиональных организаций - Российской коммуникативной ассоциации, Российской ассоциации исследовате-лей, преподавателей и учителей коммуникативных дисциплин. После заседания круглого стола состоялось подведение итогов семинара. Принято следующее решение. Участники семинара отметили, что в сложных условиях существования гу-манитарного образования продолжаются исследовательская работа и образова-тельная деятельность в области филолого-коммуникативных дисциплин, включая риторические. Это направление актуально в гуманитарной науке и востребовано практикой. Участники семинара с удовлетворением констатировали, что за прошедшие 20 лет в АлтГУ сложилось филолого-коммуникативное направление исследований, значимое для науки, образовательной и социально-коммуникативной прак-тики, роль которого возрастает во многом благодаря созданию силами АлтГУ и ИФЛ СО РАН (Новосибирск) на базе АлтГУ Научно-образовательного центра филологических исследований коммуникации, и высказались за углубле-ние научно-образовательных связей с университетами соседних стран, в связи с чем отметили важность участия в семинаре проф. Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Астана, Республика Казахстан) д-ра филол. на-ук К. Б. Уразаевой. В развитии филолого-коммуникативного направления в гуманитарной науке и образовании актуальны следующие задачи: исследование теоретико-филологических проблем коммуникации, теорети-ческих и прикладных аспектов межкультурной и межъязыковой коммуникации, внедрение результатов исследования в научную деятельность, образовательную и социально-коммуникативную практику; разработка новых моделей учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры по филолого-коммуникативным дисциплинам, включая ритори-ческие, и создание таких учебных книг для обучающихся разных категорий; развитие межрегиональных и международных контактов, проведение на- учно-практических конференций и семинаров, развитие публикационной актив-ности. Участники семинара поддержали решение ХVIII Международной научной конференции по риторике (Ярославль, 2014) о необходимости разработки профес-сиограммы преподавателя коммуникативных дисциплин и о целесообразности создания всероссийского журнала по риторике. Считать целесообразным провести на базе АлтГУ в апреле 2015 г. очеред-ную, IV, международную научно-практическую конференцию «Коммуникативи-стика в современном мире». Материалы семинара будут опубликованы в ежегоднике «Филолого-коммуникативные исследования - 2015».