Книга Владимира Нарбута «Аллилуйя»: картина мира | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.

Книга Владимира Нарбута «Аллилуйя»: картина мира

Статья представляет результаты исследования картины мира, реализованной в книге Владимира Нарбута «Аллилуйя». Рассмотрены такие её компоненты, как система персонажей и предметный мир. Картина мира, представленная в книге «Аллилуйя», характеризуется, прежде всего, неопределённостью границы человеческого и потустороннего миров. Кроме того, проявляется размытость границ между людьми, животными и миром предметов, свойственная архаичному сознанию. Конструируется образ единой плоти, постепенно переходящей из одной формы в другую: тело соединяется с пространством внешнего мира, получая его свойства. Аллилуйя - как хвала «от земли» - это торжество плоти, которое проявляется в её изобилии и немощи: в вожделении, совокуплениях, рождении, увечьях, болезни и смерти. Смерть при этом осмысляется адамистически - как временная потеря формы. Основным источником такой картины мира является славянская мифология, представленная в обрядах. Нередко возникают параллели с текстами Гоголя.

The book «Alliluya» by Vladimir Narbut: the picture of the world.pdf Изучение лирики Владимира Нарбута немыслимо без обращения к книге «Аллилуйя». О. А. Лекманов посвятил ей одну из своих статей (а позже - главу в монографии): основные усилия учёного направлены на описание книги как ху Сибирскийфилологический журнал. 2014. № 3 © П. А. Чеснялис, 2014 дожественного целого, для которого характерно фонетическое, мотивное и пространственное единство [Лекманов, 2006, с. 39-72]. А. В. Миронов характеризует «Аллилуйю» как «творческий прорыв» Нарбута [2007, с. 66]. Предметом нашего исследования стала картина мира, реализованная в книге В. Нарбута «Аллилуйя»: рассматриваются такие её компоненты, как система персонажей и предметный мир. Сделаны предположения относительно культурных ориентиров, которыемогли стать источниками этой картины мира. Систему персонажей и предметный мир книги «Аллилуйя» в концентрированном виде представляет эпиграф - цитата из Псалтири: Хвалите Господаотземли, великие рыбыи все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющийслово Его, горы ивсехолмы, дереваплодоносные ивсе кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земныеи все народы, князья и все судьи земные, юноши идевицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа… (Псалом 148, ст. 7-13). В число тех, чья хвала должна возноситься от земли, попадают люди вне зависимости от возраста, пола и социального положения, животные, растения и даже природные стихии. Это уже напоминает акмеистический идеал всеприятия [Городецкий, 1913, с. 48], но Нарбут в процессе конструирования художественного мира своейкниги расширяетэтотсписок. В первом же стихотворении (оно называется «Нежить») мы встречаемся с миром, где в качестве главных действующих лиц представлены демонологические существа - домовиха и её муж. О людях ничего не говорится, возможно, они спят, что обусловлено и временем действия. Изображая именно пару домовых, Нарбут делает акцент на традиционном восприятии этих существ как предковхранителей. Пространство избы изображается «кишащим» множеством мелких безымянных существ. Предпочтение отдаётся действию, ане лицу: Глотая сажу дымохода, стоя голыми иль в кожурахна угреватыхкирпичинах, клубкамитурят дым, перетряхая пчелами, какимиполымякусалопечь в низинах [Нарбут, 1990, с. 94] 1. Теснота и постоянное движение создают эффект неделимого мира, единой плоти многих существ ипредметов. Триптих 2 «Лихая тварь» посвящён такому персонажу, как ведьма. В стихотворении «Крепко ломит в пояснице…» представлен процесс инициации. Замеченная лешим девка становится объектом его домогательств, в результате чего превращается в ведьму. Контакт с «иным» - обязательная для символизма тема, от которой акмеисты отказались [Гумилёв, 1913, с. 44]. Адамистическое толкование этой темы - физический контакт. Лесовик у Нарбута видим и осязаем, он дурно пахнет и причиняет боль, оставляя увечья на теле; он реален в не меньшей степени, чем его инфернальные собратья, населяющие мир гоголевской Диканьки. В этой же сцене прочитывается и авангардная сосредоточенность, «на всём, что связано с телом, с телесными ощущениями» [Бобринская, 1995, с. 486]. 1 Далее ссылки на это издание будут приводиться в круглых скобках с указанием страниц. 2 В издании 1912 г. «Лихая тварь» включает только два текста. Как позже объяснял сам В. Нарбут, это произошло случайно [Нарбут, 1990, с. 406]. Лапой груди выжимает, словнояблоки на квас, - и отгуб неотымает губ прилипчивых карась (с. 96) Ход событий не удивляет героиню. Новообращённая ведьма понимает выгоду своего положения и далее уже она взаимодействует с человеческим миром, как агент потустороннего. Нарбут актуализирует такие свойства этого образа, как способность летать, оборотничество, магические способности. В поведении ведьмы присутствуют причинно-следственные связи - для колдовства нужен повод. Например, соперничество в любовных делах илиобида. Только выдумали прихвостни затею, несуразную достаточно-таки: сплюснутым жгутом лупить дапокрутее, кто зевает простофилей «в дураки». «Вдураки» - еще туда-сюда, поладить довелосьбы, а за «ведьмой» - прямо грех… (с. 99) Вспомним, как Гоголь описывает лучшую картину кузнеца Вакулы: «…изоб-разил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чорт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его…» [Гоголь, 1970, с. 95]. Компания, задумавшая бить проигравшего в карты («ведьму» 3), подобна грешникам с картины гоголевского кузнеца. Ведьма же, как и Чёрт, задумывается омести: Мочи - нет! Навозом рыла забросатьбы, порчунанасмешниковбы напустить! Бойся: вырежет следы-то от усадьбы, в глине запечет и - квит: никак не жить! (с. 99) Для Нарбута важна конкретизация: из множества способов наведения порчи, выбран и описан один. Объяснение ему находится в области древних представлений о следе как «символическом заместителе субъекта» [Славянские древности, 2012, т. 5, с. 39]. Многоплановы отношения потусторонних существ с животным миром. Нежить может превращаться в различных зверей или заявлять о себе, воздействуя на домашних животных: порча скота представляется способом сведения счётов с людьми. «Особенным» животным приписывается способность к распознаванию нечистой силы. Все эти отношения представлены в стихотворении «Луна, как голова, с которой…» С нежитью связаны «нечистые» животные - мухи, тараканы, вши, блохи. Обилие насекомых в художественном мире «Аллилуйи» поддерживает впечатление постоянного движения. Тело, на котором они поселились, превращается в локус, при этом теряется незыблемость границ тела - оно постоянно поедается. Здесь можно говорить о чертах поэтики авангарда, где, по мнению Н. В. Злыдневой, «специфическая неуютность пространственно-телесного мира… порождает 3 «Ведьма» - карточная игра, в которой оставшийся с пиковой дамой на руках игрок называется «ведьмой». и дисперсную структуру пространства, организованную по принципу диффузной массы» [2004, с. 247]. В «Аллилуйе» насекомые часто вписаны в эротический контекст. Например, в стихотворении «Пьяницы», где представлены ухаживания адвокатазапопадьёй: - Несахарлисие? - И в сдобныйлокоть - чмок. А муха все шустрей - пред попадьей во мгле - зеленая снует, расплаживая сволочь (с. 102-103). Эта сценка может быть отсылкой к «Ночи перед Рождеством». Нарбутовская попадья напоминает Солоху, руку которой целует Чёрт, а появившийся следом дьяк лукаво вопрошает, указывая на разные части её тела: «А что это у вас, великолепная Солоха?» [Гоголь, 1970, с. 109] Одно из наиболее мифологизированных животных - конь - в «Аллилуйе» оказывается значимым именно как эротический символ. «Жеребцов и кобылиц привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь. Производительная сила коня и человека при этом считались взаимосвязанными» [Славянские древности, 1999, т. 2, с. 592]. В этой системе представлений естественно, что горничная Дуня из стихотворения «Клубника» отправляется на свидание в конюшню. В стихотворении «Как махнет-махнет - всегда на макогоне…» молодежь, собравшаяся на ночные посиделки, отвергает социальную норму, вступая в добрачные связи. Здесь тоже задействовано сравнение с лошадьми: вместо компании люди названы табуном. В этом же тексте говорится о «барышнях», наблюдающих за случкой лошадей. Акцент сделан на том, что в этот момент происходит с человеческойплотью, котораявыступает какчастьединой: Из-под мышек заторопятсяколючки и - мурашкимаком, беленьким сыпнув, побегут по коже - чутьли не до пальцев (с. 99). Закономерным результатом эротических похождений героев книги становятся контексты, связанные с деторождением. Происходит это своеобразно. В стихотворении «Клубника» «беременной» представлена барыня, страдающая от грыжи, и её дом, который должен разродиться, отдав тело хозяйки земле. В ожидании смерти они выступают как единое целое: Живот, под капотом углом заостренным в колени уткнувшийся, слишком неровен: где впадиной вылился пах,- под уклоном свихнулось одно из обглоданных бревен. Не выкорчуют его даже и годы! Владелицу с домом сугубо сцепили, и, может, беспомощные эти роды они разрешат, просмердевши, в могиле… (с. 107) В стихотворении «Архиерей» «беременный» (толстый) соборный поп наделён избытком плоти, как признаком принадлежности к материальному миру. Оценивая подобные примеры в лирике Нарбута, А. В. Миронов пишет, что «уподобление полноты и тяжести человеческой плоти состоянию беременности связывается с бурлескно-трагедийным ощущением болезни, ведущей организм к постепенному разрушению и смерти» [Миронов, 2007, с. 103]. Однако накопленное готовится не только к растрате, но и к перерождению - это одна из фундаментальных черт нарбутовской картины мира. Дети, описанные в стихотворениях, отмечены «неправильностью»: возможный ребёнок Евдохи - незаконнорожденный, льнянокудрый ребёнок из стихотворения «Нежить» облачён в замусоленный сарафан. В заключительном стихотворении книги появляется младенец-упырь: Свежей глины невязкий комок безобразно-паучьей усмешкой перекривлен: два щуплых орешка запустил под плевустаричок (с. 114) Образ связывается с разными контекстами. Объяснение можно найти в этнолингвистическом словаре, согласно которому у восточных славян «“старыми”… назывались больные, нежизнеспособные младенцы» [Славянские древности, 2012, т. 5, с. 282]. Другой вариант предложен Н. А. Рогачевой 4: она трактует этот образ как эльфический - уродливый и крикливый карлик, подменивший собой похищенного ребёнка [2005, с. 83-84]. А «безобразно-паучья усмешка» может быть отсылкойк знаменитой картине ОдилонаРедона «Улыбающийсяпаук» (1881 г.). Идея единой плоти поддерживается перенесением антропоморфных черт на окружающий мир. Особое внимание - солнцуи луне: Заритполя бельмо, напитанное лению и облакапод ним повиснули как слюни… (с. 94) Луна, как голова, с которой кровавый скальп содралзакат… (с. 100) Универсум представляется лишённым гармонии: изувеченные небесные тела освещают тленный мир и населяющих его существ. У футуристов природа таким образом лишается свойств вечности [Бобринская, 1995, с. 481]. Для персонажей и лирического субъекта Нарбута конфликт с универсумом не характерен; подверженность разрушению следует понимать как интегральную характеристику всего в мире. Метафорическое стирание границы между персонажем и предметом представлено в стихотворении «Портрет»: Мясистый нос, обрезком колбасы нависший на мышастые усы… (с. 112) Подобное изображение человеческого тела близко к фольклорной традиции. Н. А. Рогачева соотносит это стихотворение с загадкой [2005, с. 80]. Тенденция к опредмечиванию прослеживается также в стихотворениях «Пьяницы», «Клубника». В центре предметного мира «Аллилуйи» оказываются гончарные изделия. Битьё посуды - как часть обряда инициации - актуализировано в стихотворении «Крепко ломит в пояснице…», где девка превращается в ведьму. Горшки традиционно представлялись антропоморфными существами и даже наделялись и родо-половыми признаками [Славянские древности, 1995, т. 1, 4 Н. А. Рогачева ссылается на работу А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». с. 526-527]. В стихотворении «Горшечник» все они имеют индивидуальные характеристики: Гибкой, розовой, свистулечной соломой шапки завиты: шершавый и с поливой: тот - для каши; тот - снутром, борщам знакомым; тот - в ледник: для влаги, белой иленивой (с. 104) «Приезд горшечника в деревню мог сказаться на судьбах местных девушек» [Славянские древности, 1995, т. 1, с. 519], причём, он мог сулить как скорое замужество, так и долгое пребывание «в девках». Нарбуту интересен положительный вариант - поэтому его горшки изображены как женихи, а девушки заранее названы «молодицами». Картина мира, представленная в книге «Аллилуйя», характеризуется неопределённостью границы человеческого и потустороннего миров, также проявляется размытость границ между людьми, животными и миром предметов, свойственная архаичному сознанию. Выстраивается образ единой плоти, постепенно переходящей из одной формы в другую: тело соединяется с пространством, получает его свойства. Диффузность пространства, в свою очередь, - элемент поэтики авангарда. Основным источником такой картины мира является славянская мифология, представленная вобрядах. Также возникают параллелистекстамиГоголя. Возвращаясь к вопросу об эпиграфе, следует сказать, что Владимир Нарбут как акмеист достраивает то, что уже есть в культурном поле. Тот факт, что «переоформлению и приращению» [Тырышкина, 2002, с. 45] подвергается сакральный текст, представляетсяспозиции акмеизмарезультатомвсеприятия. Мотив «аллилуйи», хвалы Богу прямо реализуется в открывающем книгу стихотворении. Далее трансформируется представление о способе принесения жертвы. Аллилуйя как хвала «от земли» - это торжество плоти, которое проявляется в её изобилии и немощи: в вожделении, совокуплениях, рождении, увечьях, болезни и смерти. Смерть при этом осмысляется адамистически - как временная потеря формы, но не как безвозвратное исчезновение плоти.

Ключевые слова

Владимир Нарбут, адамизм, акмеизм, картина мира, система персонажей, Vladimir Narbut, adamism, Acmeism, picture of the world, setup of characters

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чеснялис Полина АнатольевнаИнститут филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университетаchesnyalis@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бобринская Е. А. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. 1995. № 1/2. С. 476-495.
Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Хабаровск, 1970.
Городецкий С. М. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон. 1913. № 1. С. 46-50.
Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. 1913. № 1. С. 42.
Злыднева Н. В. Инсектный код русской культуры XX века // Абсурд и вокруг. М., 2004. С. 241-256.
Лекманов О. А. О трёх акмеистических книгах. М.: Intrada, 2006.
Миронов А. В. Владимир Нарбут: творческая биография: Дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007.
Нарбут В. И. Стихотворения. М., 1990.
Рогачева Н. А. Мифологические мотивы в поэзии Владимира Нарбута // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень, 2005. Вып. 6. С. 79-86.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М., 1995-2012.
Тырышкина Е. В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск, 2002.
 Книга Владимира Нарбута «Аллилуйя»: картина мира | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.

Книга Владимира Нарбута «Аллилуйя»: картина мира | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.