Отражение интеллектуального субстиля публичной языковой личности в дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.

Отражение интеллектуального субстиля публичной языковой личности в дискурсе

Статья посвящена анализу языковых средств и способов репрезентации интеллектуального субстиля А. А. Венедиктова. Исследование выполнено на материале дискурса публичной языковой личности известного журналиста, включая разные речевые жанры: интервью, блог, представленные на сайте радиостанции «Эхо Москвы» в 2014 г. Интеллектуальный субстиль рассматривается как одна из составляющих когнитивного стиля языковой личности наряду с ментально-психологическим, тезаурусным и эпистемологическим субстилями, отражающими разные грани когнитивной деятельности человека с учетом его эмоциональной и интеллектуальной мотивации и психологических особенностей; специфики информационного тезауруса личности, его простоты / сложности, масштаба и глубины, широты, многообразия и оригинальности ассоциаций; опоры на предметно-практический опыт, на теорию и логику или на образное восприятие действительности. Интеллектуальный субстиль определяется автором как характерные для языковой личности, отражаемые в ее дискурсивных практиках, положительно или отрицательно оцениваемые в социуме (при отсутствии), присущие ей врожденные и приобретенные в процессе обучения интеллектуальные особенности: способность к эффективной умственной творческой деятельности, выражающейся в переработке различной информации (сложной, абстрактной и повседневной), ее анализе, сравнении, синтезе, обобщении; в получении на основе этого новой информации; в возможности долгосрочного прогнозирования; в наличии знаний, интеллектуальных интересов и достижений в интеллектуальной сфере; быстроты в понимании ситуаций и реакциях на нее; в значительности и масштабе размышлений; в умении чувствовать подтекст, мотивы и настроения окружающих; в возможности использования для определенной цели.

Reflection of a public language personality’s intellectual substyle in a discourse.pdf Одним из самых ярких проявлений языковой личности является ее речевая деятельность, которая отражает картину мира, систему знаний и ценностей, общую культуру человека, тип мышления, особенности познавательной деятельности. В связи с этим понятие идиостиль в коммуникативной стилистике текста рассматривается как многоаспектное проявление языковой личности (далее ЯЛ), под которой понимается «любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных свойств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире» [Караулов, 1997, с. 671]. Общая модель идиостиля ЯЛ была представлена нами как включающая когнитивный, культурно-речевой и коммуникативный стили, которые отражают многогранную содержательную сущность индивидуальных особенностей человека, основную форму их выражения (в речи, точнее - в дискурсивной деятельности) и функции (главным образом в целях коммуникации) [Болотнова, Болотнов, 2012]. Когнитивный стиль ЯЛ с лингвистических позиций и ориентации на текстовую деятельность рассматривают в рамках коммуникативной стилистики текста как «лингвистически и экстралингвистически репрезентированную и дискурсивно обусловленную ментальную форму отражения общего идиостиля языковой личности, определяющую специфику ее первичной и вторичной текстовой деятельности» [Болотнова, 2012, с. 167]. Поскольку когнитивный стиль отражает разные аспекты когнитивной деятельности ЯЛ, его можно рассмотреть как включающий субстили: ментальнопсихологический, тезаурусный, интеллектуальный, эпистемологический, которые условно были выделены нами в качестве разных составляющих когнитивного стиля, отражающих его разные грани [Болотнова, Болотнов, 2012], с учетом работ психологов (см. их обзор в кн.: [Холодная, 2002]). Так, И. П. Шкуратова отмечает: «Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности» [2002]. Особенности отражения ментально-психологи-ческого и тезаурусного субстилей когнитивного стиля ЯЛ были описаны нами на примере дискурсивных практик публичной ЯЛ Л. Млечина [Болотнов, 2013а; 2013б]. В лингвоперсонологии когнитивный стиль рассматривается иначе, как «индивидуальная инвариантная системная организация когнитивных операций» [Носкова, 2013, с. 7]. «Речемыслительный стиль, проявленный в творчестве журналиста и исследуемый в аспекте взаимосвязей когнитивных и речевых характеристик» [Там же], трактуется как «лингвокогнитивный стиль». О других подходах к понятию «когнитивный стиль» в когнитивной лингвистике см. [Болотнова, 2012]. В работах по лингвоперсонологии когнитивный стиль ЯЛ (лингвокогнитивный) и интеллектуальный не дифференцируются (см.: [Голев, Носкова, 2011; Шпильная, 2011; Носкова, 2013] и др.), хотя некоторые особенности интеллектуального стиля учитываются (например, аргументативная логика авторов анализируемых текстов и др.). Особенности лингвокогнитивных стилей ЯЛ публицистов, школьников и студентов проанализированы исследователями в рамках данного направления с учетом жанровой природы созданных ЯЛ текстов и их пара-метров (текстов аналитических интервью, художественно-публицистических эссе, школьных сочинений, рефератов студентов). В задачи данной статьи входит изучение особенностей интеллектуального субстиля известной публичной ЯЛ А. А. Венедиктова на основе разных жанров его дискурсивной практики (блог, интервью, твиттер, вопросы на пресс-конфе-ренциях), представленныхв Интернете на сайте «ЭхоМосквы». С точки зрения лингвистики, с опорой на различные словари, отражающие коллективное знание социума о данном феномене, интеллектуальный субстиль определяется нами как характерные для языковой личности, отражаемые в ее дискурсивных практиках, положительно или отрицательно оцениваемые в социуме (при отсутствии), присущие ей врожденные и приобретенные в процессе обучения интеллектуальные особенности: способность к эффективной умственной творческой деятельности, выражающейся в переработке различной информации (сложной, абстрактной и повседневной), ее анализе, сравнении, синтезе, обобщении; в получении на основе этого новой информации; в возможности предвидения будущего; в наличии знаний, интеллектуальных интересов и достижений в интеллектуальной сфере; быстроты в понимании ситуаций и реакциях на нее; в значительности и масштабе размышлений; в умении чувствовать подтекст, мотивы и настроения окружающих; в возможности использования для определенной цели (см. подробнее: [Болотнов, 2014]). Выбор в качестве материала исследования публичного дискурса А. А. Венедиктова связан с тем, что это человек, успешно работающий в разных профессиональных сферах в качестве журналиста (интервьюера и интервьюируемого), главного редактора радиостанции «Эхо Москвы», публициста, учителя. А. А. Венедиктов интересен как ЯЛ с высоким уровнем интеллекта, как человек, обладающий обширными знаниями, носитель элитарной речевой культуры, один из самых цитируемых журналистов. Сфера его интересов - политика, история, социология, право, культура. Франкофон и франкофил, знаток французского языка и культуры, он является кавалером ордена Почетного легиона. Выпускает исторический журнал, известен как организатор, спонсор, редактор, как человек, живо интересующийся событиями в стране и в мире. По мнению М. А. Холодной, «...об индивидуальных стилях как свойствах индивидуального интеллекта можно говорить только на фоне достаточно высокого уровня интеллектуальной зрелости субъекта» [2002, с. 148]. В этом плане выбор ЯЛ А. А. Венедиктова представляется оправданным. Жанровые особенности дискурсивной практики А. А. Венедиктова позволяют дать многоплановую характеристику различным проявлениям его интеллектуального субстиля. В интервью на радио «Эхо Москвы» проявляется тезаурус ЯЛ, речевая культура, аналитизм, способность к обобщениям, сравнениям, оценке, быстрая и точная реакция на реплики ведущего или гостя. Блог включает спланированные речевые действия, дает возможность проследить способности ЯЛ как мыслящего субъекта, сферу его интересов, способность к рефлексии, оцениванию с позиций своей социальнойи профессиональной роли. Рассмотрим подробнее публичный дискурс ЯЛ А. А. Венедиктова, опираясь на предложенное нами выше определение интеллектуального субстиля ЯЛ и его особенностей. (О своеобразии интеллектуального субстиля ЯЛ можно будет судить в перспективе, опираясь на имеющиеся в психологии типологии, а также на основе сравнительного анализа данных разных ЯЛ.) 1. Способность к эффективной умственной творческой деятельности, выражающейся в переработке различной информации (сложной, абстрактной и повседневной), ее анализе, сравнении, синтезе, обобщении. Эта черта ЯЛ часто проявляется в таком типе речи, как рассуждение, в характерном для А. А. Венедиктова концентрированном способе изложения, в отражении индукции и дедукции в процессе речи, в использовании сравнений, их обосновании с последующими выводами. Например, в блоге от 26.02.2014 «Украинская Вандея» 1 журналист пишет: «Чем больше я наблюдаю за развитием ситуации в Крыму, тем больше мне на ум приходят разные аспекты Великой французской революции. Конечно, любое сравнение хромает, и сравнение не есть доказательство, но некоторые родовыечертыочевидны». Далее следует обоснование данного сравнения, что тоже является признаком аналитизма: «Революционная столица и консервативная провинция, новые законы и желание сохранить старый образ жизни, борьба элит - новой и традиционной, логистическая и финансовая помощь - там Англии, здесь России, создание отрядов самообороны и мобилизация населения - “Мы, вандейцы” и “мы - крым-чане”». На способность анализировать и синтезировать информацию указывает использование в дискурсе ЯЛ различных сентенций и афоризмов. Сравним примеры: 1) из интервью А. Плющеву: «Решили сыграть вжесткую? Ну, последствия будут жестче. Когда ты играешь вжесткую, ты должен понимать, что ответ будет жестче. То есть проблемы будут усугубляться» 2; «Поэтому историю надо изучать, а не искажать» 3; «Это история, ее надо уважать. Ее надо знать и уважать, а не просто уважать, но не знать» 4; из интервью журналу «Tjournal»: «Но адекватность - это понятие субъективное» 5; 2) из блога (июль 2014 г.): «Не каждый корабль - пиратский» 6; из блога 20.03.2014: «Не страшно совершить ошибку, страшно ее вовремя не заметить и не исправить» 7 идр. Об интенсивной интеллектуальной деятельности журналиста, профессионально интересующегося событиями в стране и за рубежом, и его отношении к твиттеру можно судить по признанию в статье «Гость Tjournal: А. В. Венедиктов»: «Я начинаю день с Твиттера, потому что я считаю, что новости в Твиттере оперативнее, плюс они короткие, и я быстро их просматриваю. Я смотрю собст- 1 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1266806-echo/ 2 http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1315574-echo/ 3 Тамже. 4 Тамже. 5 http://tjournal.ru/paper/venediktov 6 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1315440-echo/ 7 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1283224-echo/ венный сайт, безусловно; смотрю Newsru.com, смотрю сайт “Заголовки.ру”. Это сайт, который публикует заголовки статей в печатной прессе. То, что в Твиттер не попадает, - то там» 8. Способность к получению на основе когнитивной деятельности новой информации. Обобщающие сентенции, связанные с новой информацией, представлены в дискурсе А. А. Венедиктова часто как результат рассуждений. Для публичного дискурса журналиста характерно тезисное изложение сути с цифрами в качестве доказательства, употребление вопросно-ответной формы, подчеркивающей логику излагаемого, и обоснованность новой информации. Например, уточняя рейтинг радиостанции «Эхо Москвы» в сравнении с другими СМИ, в статье «Гость Tjournal: А. В. Венедиктов» 01.05.2014 журналист рассуждает так: «Как ты можешь доказать, что входишь в топ? У нас есть рейтинг разных счетчиков. Ты не знаешь, как они считают, но ты смотришь по нескольким счетчикам, как ты продвигаешься. Когда я поставил такую задачу в декабре 2009 года, когда сайт начал расти, мы составляли от “Ленты” по визитам 22 процента. В трех зимних месяцах у нас было 62 миллиона, а у них 280 миллионов. Это называется “с позиции лёжа”, когдатыв 5-6 раз ниже и всё, кранты. И дальше каждый год мы наращивали эту историю. В результате три зимних месяца 2013-2014 годов - это ещё когда была старая команда “Ленты” - у нас 372 миллиона, у них 484 миллиона, это 76,7 процента. За пять лет мы сократили разрыв очень сущностно. Если говорить об униках, ситуация была получше, было 39 процентов, а сейчас 57,8 процентов. Поэтому когда говорят, что “Эхо” маленькое, а “Лента” - большая, да, но тренд наш. Был наш, потому что новые команды сравнивать уже невозможно, там уже другой продукт. Но это предмет гордости моей - значит, нас большечитают» 9. Возможность долгосрочного прогнозирования. Интеллектуальный субстиль ЯЛ и ее аналитические способности, связанные с возможностью строить прогнозы, проявляется в публичном дискурсе А. Венедиктова достаточно часто. Об этом свидетельствуют и признания его самого. Например, на вопрос журналиста «Tjournal» о том, что происходит на Украине, был дан ответ, из которого следует, что прогнозы журналиста оправдались: «Там серьезное гражданское противостояние, оно началось не вчера и не позавчера, а, я бы сказал, в декабре. Как раз в декабре я говорил о гражданской войне там, на Украине, и был осмеян и майдановцами, и антимайдановцами. Говорил, что главная угроза - это создание параллельных органов власти: тогда они возникали на западе Украины, а сейчас они возникают и на востоке, и уже никаких “ха-ха” нет. Мое базовое историческое образование дает мне возможность смотреть если не глубже, то шире, и я прекрасно себе представлял, к чему это может привести. И, к сожалению, оказался прав» 10. Языковыми маркерами данной особенности являются языковые средства возможность смотреть если не глубже, то шире; представлять, к чему это может привести, а также слова и обороты прогнозировать, случится, ясно, что и др. Например, анализируя ситуацию в Крыму, А. А. Венедиктов в блоге от 26.02.2014 высказывает свой осторожный прогноз, делает вывод: «Прогнозировать сейчас, что случится в Крыму, невозможно, ибо турбулентность большая, трясет, а ремни оборваны. Россия тоже лихорадочно думает, что ей делать с “крымским казусом”, какие перспективы и последствия. И что на что можно 8 http://tjournal.ru/paper/venediktov 9 Тамже. 10 Тамже. разменять в этой мутной взвеси. Одно ясно - ни Украина не будет прежней, ни Крым» 11. Этот фрагмент иллюстрирует и другую особенность Венедиктова как хорошего аналитика и образно мыслящую ЯЛ. Об этом можно судить по метафорическому мышлению журналиста, сопоставлению политической ситуации с полетом в самолете в условиях турбулентности. Использование метафор (турбулентность большая, трясет, а ремни оборваны), персонификации (Россия тоже лихорадочно думает) и перифразы «крымский казус» отражает не только творческое осмысление ситуации ЯЛ, но и ее умение выразить суть в оригинальной образной форме. Наличие знаний, интеллектуальных интересов и достижений в интеллектуальной сфере. А. А. Венедиктов обладает обширными знаниями в области истории, политики, психологии, журналистики. Любит научную фантастику. Как интеллектуал и профессиональный журналист, пользуется авторитетом. Журналист Игорь Горбунов косвенно дает такую оценку А. А. Венедиктову, характеризуя ведущих ночного эфира и отмечая, что это «формат харизматичного ведущего-тяжеловеса, готового “поднять” любую даже самую тяжелую тему. Его разговор с аудиторией не обязательно должен получаться сильно серьезным, важнее привлекательность ведущего для аудитории, его способность завладеть вниманием публики - тогда все остальное (вопросы, темы, звонки, дискуссии) подтянутся уже сами собой. Понятно, что не многие потянут подобную роль. На Эхе кроме самого Венедиктова сопоставимой “притягательностью” слушательского внимания и интереса обладают также Матвей Юрьевич, Сергей Александрович, Владимир Викторович и еще несколько корифеев эфира» 12. Интеллектуальные интересы ЯЛ связаны не только с его профессионально выполняемыми коммуникативными ролями, но и с его реальной сущностью. По свидетельству коллег, он всегда искренен. Журналист Лев Гулько признает: «...Венедиктов в эфире точно такой же, какв жизни» 13. Быстрота в понимании ситуации и реакции на нее. Характер восприятия сообщаемого, быстрота понимания смысла происходящего и адекватная реакция являются важными показателями интеллектуального субстиля. С этой точки зрения для А. Венедиктова как холерика характерны быстрые реакции, и точные ответы. Отвечая, он не пользуется бумагами, любит импровизировать. Об этом можно судить по выступлениям журналиста в качестве интервьюируемого в жанре интервью и в жанре реплика. Сравним, например, признание самого А. А. Венедиктова, иллюстрирующее его импульсивность, быстроту решений в ответе на вопрос о зарплате сотруднику Азару: «Вы Азару платите из личных? - Нет, эта история заключается в том, что в стране кризис, рекламный рынок сокращается, и когда я написал представление на Азара генеральному директору совета директоров, мне дали понять, что денег на новых работников нет. Тогда я написал второе письмо с просьбой сократить мою зарплату на зарплату Азара и нанять его» 14. О данной особенности интеллектуального субстиля ЯЛ можно судить и по оперативной и точной характеристике, которая дается другим людям или явлениям. Сравним ответы журналиста на вопросы о Тине Канделаки в интервью: «И как вы относитесь к инстаграму Тины Канделаки? - Ну как, забавно. Это Тина Канделаки, она лепит такой образ. Занимается пиаром. - Она же не собственным 11 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1266806-echo/ 12 http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1315552-echo/ 13 http://www.echo.msk.ru/blog/pressa_echo/1315124-echo/ 14 http://tjournal.ru/paper/venediktov пиаром занимается, пиарит компании вроде Ростеха. - Человек зарабатывает деньги, вполне законно. Я считаю, что это правильно. - При помощи Инстаграма и цитат? Это же неэффективно. - Какая разница, это же инструмент в данном случае. Посмотрим, будет ли у меня эффективно. Надо пробовать» 15. Значительность и масштаб размышлений. Интеллектуальный субстиль ЯЛ проявляется в выборе предмета размышлений и рассуждений, в тематике сообщаемого. С этой точки зрения в публичном дискурсе А. А. Венедиктова представлены общественно значимые, актуальные темы, связанные с политическими, социально-экономическими, культурными событиями в стране и за рубежом. Например, в блоге от 20.03.2014, касаясь событий на Украине, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» представляет свою точку зрения и обосновывает ее, заканчивая афоризмом: «Я понимаю, почему Украина демонстративно заявляет о введении визового режима с Россией, но считаю, что это решение - стратегическая ошибка нового украинского руководства. Поверьте, что те, кого вы не хотите видеть на территории вашей страны, все равно приедут с визами, другими паспортами, через другие границы… Законопослушные же 10 раз подумают, как выстаивать очереди в посольства и консульства, какие визы - туристические или деловые, с семьями или без семей… История с введением виз с Грузией показала свою неэффективность и зловредность. Не страшно совершить ошибку, страшно ее вовремя не заметитьи неисправить» 16. Умение чувствовать подтекст, мотивы и настроения окружающих. Тонкий психолог, А. А. Венедиктов всегда чувствует подтекст. Например, в интервью при ответе на вопрос об Азаре нашли отражение открытость главного редактора «Эха», его умение чувствовать мотив интервьюера и адекватно реагировать на сложные вопросы: «- А как политический активист он не несет рисков изданию, как для “Ленты.ру”? - Я не вижу его политического активизма, никакого. То время, пока он работает на Украине, я им крайне доволен. Мои коллеги, штатные журналисты, несут больше политического активизма, чем Азар, он профессионально делает свою работу» 17. В другом случае журналист, чувствуя подтекст, прямо отвечает на поставленный вопрос, выражая оценку: «Некоторые наши слушатели с ехидцей меня спрашивают: “Ну что, АА 18, попали некоторые Ваши друзья и добрые знакомые под санкции. Как теперь с ними вискарь гонять?”. Отвечаю: мои отношения с людьми не зависят даже от отношения к ним российского президента. Чего уж говорить об иностранном. Ну, буду привозить им печеньки и джинсы. А “вискарь” - понятие бесклассовое» 19. Возможность использования интеллектуальных способностей для опре-деленной цели. Целевая направленность интеллектуальной деятельности ана-лизируемой ЯЛ очевидна. Она связана с профессиональной деятельностью журналиста и главного редактора «Эха». Об этом можно судить как по его непосредственным признаниям, так и по реакции окружающих. Обратимся к фрагменту интервью, иллюстрирующему профессиональные приоритеты ЯЛ, его прагматическую позицию: «Послушайте, я одновременно веду переговоры с Собчак и с Канделаки - это люди, которые будут повышать капитализацию моего сайта, моего радио. Я акционер, я получу дополнительные деньги. У меня есть люди, чьи взгляды я не разделяю совершенно, мое дело - для моих акционеров и для 15 http://tjournal.ru/paper/venediktov 16 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1283224-echo/ 17 http://tjournal.ru/paper/venediktov 18 Вопрос из Интернета; АА - Алексей АлексеевичВенедиктов. 19 http://www.echo.msk.ru/blog/aav/1283846-echo/ себя повышать капитализацию, для этого я приглашаю талантливых людей» 20. Сравним также информацию от 04.03.2014 в сообщении «Пресса о нас. Как переизбрали Венедиктова»: «В своей редакционной политике, - отметил он, - “Эхо” базируется на “трех Р” - реклама, рейтинг, репутация» 21. В целом, подводя итоги, можно отметить, что публичный дискурс прямо и косвенно отражает интеллектуальный субстиль ЯЛ, что было наглядно продемонстрировано на примере медиадискурса А. А. Венедиктова. Выступая в раз-ных коммуникативных ролях (главного редактора радиостанции «Эхо Москвы», журналиста, интервьюируемого, интервьюера, публичного деятеля, историка) и жанрах (интервью, ответы на вопросы, комментарий, блог), журналист продемонстрировал особенности, отражающие специфику его интеллектуальной деятельности, связанной с переработкой различной информации, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение; способность на основе этого получать новую информацию; значительность и масштабность предмета размышлений и рассуждений; способность прогнозирования; быстроту реакций в осмыслении происходящего; умение чувствовать подтекст, мотивы окружающих; использование интеллектуальных способностей в профессиональных целях. Языковыми средствами воплощения разных аспектов интеллектуального субстиля ЯЛ явились функционально-смысловые типы речи (преобладание рассуждений), речевые жанры признания, самопрезентации, оценки других людей и оценки другими людьми; опора на вопросно-ответное построение речи; употребление цитат, цифр в качестве доказательства утверждаемого; использование характерных лексических средств, тематически связанных с разными аспектами интеллектуальной деятельности. В перспективе представляется интересным осуществить комплексное исследование разных субстилей когнитивного стиля в рамках дискурса одной ЯЛ и разных ЯЛ.

Ключевые слова

идиостиль, интеллектуальный субстиль, когнитивный стиль, публичная языковая личность, дискурс, речевые жанры, Idiostyle, intellectual sub-style, cognitive style, public language personality, discourse, speech genres

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Болотнов Алексей ВладимировичТомский государственный педагогический университетnisb@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Болотнов А. В. Изучение языковой репрезентации тезаурусного подстиля публичной языковой личности в медиадискурсе // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2013а. № 371. С. 11-15.
Болотнов А. В. Отражение индивидуальных особенностей ментально-психологического подстиля публичной языковой личности в дискурсивной практике // Сибирский филологический журнал. 2013б. № 2. С. 242-249.
Болотнов А. В. Интеллектуальный субстиль языковой личности и его особенности: лингвистическая интерпретация понятия // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2014. Вып. 11 (139).
Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4. С. 187-193.
Болотнова Н. С. К вопросу о понятии «когнитивный стиль языковой личности» // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 10 (125). С. 164-168.
Голев Н. Д., Носкова О. А. Лингвокогнитивный стиль журналиста как проявление его аргументативной логики (на примере художественно-публицистических эссе) // Сибирский филологический журнал. 2011. № 4. С. 205-212.
Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671-672.
Носкова О. А. Лингвокогнитивный стиль журналиста (на материале российских аналитических интервью): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2013. 26 с.
Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Вестн. МГУ. 2002. URL: http://irshkuratova.ru/ kognitivnye_stili_kak_ reguljatory_mirovosprijatija.html
Шпильная Н. Н. Лингвокогнитивные стили продуцирования текста (на материале сочинений по картине) // Речевая коммуникация в современной России: материалы II Междунар. конф.: В 2-хт. / Под ред. О. С. Иссерс. Омск: ВариантОмск, 2011. Т. 1. С. 272-277.
 Отражение интеллектуального субстиля публичной языковой личности в дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.

Отражение интеллектуального субстиля публичной языковой личности в дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2014. № 3.