Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: историографический аспект
В статье описывается специфика работы этномузыковедов над томами серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: подготовка нотных записей, исследовательских статей, фоноприложения на грампластинках и компакт-дисках. Хронологические рамки статьи – от начала подготовки издания (1980-е гг.) до 2010-х гг.
Ethnomusicology in the series «Monuments of the Folklore of Siberia and the Far East»: a historiography aspect.pdf В академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (далее – серия), издаваемой в Институте филологии СО РАН, к настоя-щему времени вышло в свет более половины из запланированных шестидесяти томов, и теперь можно подвести промежуточные итоги. История серии и общие проблемы подготовки томов освещены в публикации Е.Н. Кузьминой [Кузьмина, 2010]. В данной статье рассматриваются специфика и результаты работы этному-зыкологов. Участие музыковедов в подготовке фольклористической серии связано с из-начальной установкой на комплексность данного издания. Уже в начале 1980-х, когда серия делала первые шаги, шла речь о необходимости подачи фольклорных текстов в соответствии с их синкретической природой, максимально близко ори-гиналу – комплексно. Иными словами, фольклорное произведение в академиче-ской публикации должно предстать не только в виде вербального текста, но также в звуковом формате и, если оно поется, – в нотных записях. Лишь в таком случае обеспечивается достаточно полная картина для понимания и толкования данного текста. Из этого положения проистекают задачи, стоящие перед музыковедами-составителями томов. Музыковедческий раздел тома должен включать: нотные записи публикуемых произведений (1), их анализ и интерпретацию, изложенные в статье и примечаниях (2), подборку аудиоматериала для фоноприложения (3). Содержание и структура раздела, а также порядок экспертизы материалов обсуждались на первых сессиях Редакционной коллегии серии и авторских кол-лективов. Основные положения этномузыковедческой подготовки томов разрабо-таны в 1985 г. при участии известных в стране музыковедов-фольклористов И.И. Земцовского, Э.Е. Алексеева, Ю.И. Шейкина, И.А. Богданова (Бродского). Сформулированные ими принципы были обсуждены и приняты в качестве норма-тивных на заседании Бюро Всесоюзной комиссии по народно-музыкальному творчеству (ВКНМТ) Союза композиторов СССР и опубликованы в брошюре «Порядок подготовки к изданию 60-томной серии «Памятники фольклора наро-дов Сибири и Дальнего Востока» [Порядок подготовки, 1985]. В 2003 г. появилась новая редакция этого документа – «Принципы и порядок подготовки томов серии «Памятники фольклора…» [Принципы, 2003], которую осуществили сотрудники сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (далее – сек-тор). В обсуждении требований к музыковедческому разделу принимали участие сотрудники кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консер-ватории (академии) им. М.И. Глинки. Этот документ по сей день определяет со-держание и последовательность работы музыковеда-фольклориста над рукописью тома. Основные требования к музыковедческой статье принципиально не меня-лись. В зависимости от профиля тома ее автор должен описать музыкально-фольклорную традицию этноса в целом (если публикуются разножанровые про-изведения и фольклор данного этноса представлен одной книгой, как, например, статья Г.Г. Алексеевой «Музыкальный фольклор долган» в томе 19 «Фольклор долган»1), либо дать характеристику издаваемого памятника в контексте музы-кально-фольклорной культуры (например, статья Н.В. Леоновой «Музыкальные и исполнительские особенности русских календарных песен Сибири» в томе 13 «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока). Анализ музыкального материала должен быть направлен на выявление элементов музы-кальной организации, определяющих его этническую специфику (региональную, жанровую, стилевую и т. д.). Разумеется, это возможно лишь при наличии качест-венных нотных записей. 1 Информация о составе и авторах музыковедческих разделов изданных томов серии приведена в таблице в конце статьи. Нотные расшифровки в томе готовятся особенно тщательно, они точно соот-ветствуют звучащему тексту (насколько это возможно при переводе устного по-ющегося текста в область письменной фиксации). Нотировки должны быть не только точными, но и достаточно легко читаемыми: отображение нюансов не должно затмевать значимые моменты музыкального текста. В этом существенную помощь автору нотаций оказывает музыковед-редактор. Нотации размещаются в зависимости от характера тома – либо в самом кор-пусе текстов (обычно в песенных и эпических томах), либо в музыковедческой статье, либо и в том, и в другом разделах. Например, в томе 1 «Эвенкийский ге-роический эпос» ноты расположены в статье, в томе 3 «Русская эпическая по-эзия» – и в статье, и в корпусе текстов, в томе 17 «Шорские героические сказа-ния» – рядом с соответствующими текстами в корпусе. В первых томах, за ис-ключением тома 3, нотировки приводились в статье, поскольку объем музыковед-ческого раздела был невелик (не более 1 а.л.). Ограничение листажа музыковед-ческого раздела было связано, по-видимому, не только с общим небольшим объе-мом томов (по нормативам – 20 а.л., рельно – 23 а.л.). В филологически ориенти-рованной серии он не воспринимался поначалу как полноценная составная часть тома, а мыслился «музыкальным приложением» к нему. В регламентирующей брошюре 1985 г. проскальзывает: «Авторами музыкально-фольклористических приложений должны быть представлены следующие материалы…» (курсив мой – Г.С.) [Порядок подготовки, 1985, с. 12]. Подготовленная автором-музыковедом рукопись (исследовательская статья, нотные расшифровки и связанный с ними научно-справочный аппарат), а также материалы фоноприложения поступают в сектор для редактирования. В первые годы работы над проектом обязанности редакторов распределялись между Ред-коллегией и сектором, причем последний выполнял в основном контрольно-организационные функции. Музыковед сектора (в 1984 г. – С.К. Павлючик1, в 1986 – 1987 гг. – В.Н. Шевцов2) должен был проверить комплектность и состоя-ние рукописи, после чего отправить ее на редактирование в Москву (ВКНМТ СК СССР, конкретно – Э.Е. Алексееву) и в Ленинград (И.И. Земцовскому, сектор фольклора ЛГИТМИК) [Порядок подготовки, 1985, с. 6, 10]. По решению Редкол-легии Э.Е. Алексеев редактировал нотные тексты и примечания, И.И. Земцовский – музыковедческие статьи3. По завершении редактирования И.И. Земцовский возвращал всю рукопись в Новосибирск, а Э.Е. Алексеев от-правлял статью, отредактированный вариант примечаний, ксерокопию нотного оригинала и ждал санкции Редколлегии. После ее получения он передавал гото-вый нотный материал там же, в Москве, в издательство «Советский композитор», где осуществлялся набор нотных клише [Там же, с. 10–13; устная информация Н.В. Леоновой]. 1 С.К. Павлючик с 1992 г. преподает музыкально-теоретические дисциплины в Ново-сибирском областном колледже культуры и искусств. 2В.Н. Шевцов после работы в секторе трудился в Абаканском музыкальном училище, подготовил музыковедческий раздел тома «Хакасские героические сказания». Скончался в 2004 г. 3 В титульных элементах первых томов серии, к сожалению, не всегда указаны редак-торы музыковедческого раздела: Э.Е. Алексеев и И.И. Земцовский упоминались как члены Редколлегии, и это, по-видимому, считалось достаточным. 4 С 1997 г. Э.Е. Алексеев работает в Международном институте Бостона, И.И. Земцовский – приглашенный профессор в университетах Беркли и Стэнфорда. Технические проблемы нотного набора решились с появлением в 1990-х специального программного обеспечения. Теперь нотные примеры к томам наби-раются на компьютере непосредственно с авторских рукописей в издательстве «Книжица» (Новосибирск). Проверкой набранных нотировок занимается редактор сектора, иногда – сам автор (если он в тот момент находится в Новосибирске). Первый том, в котором нотные примеры набраны на компьютере – том 23 «Фольклор ненцев» (2001 г.). Во второй половине 1990-х Э.Е. Алексеев и И.И. Земцовский один за другим эмигрировали в США4. К этому времени в секторе уже работала Р.Б. Назаренко – хорошо подготовленный, эрудированный специалист, которая стала выполнять сверку и редактирование нотировок, научное редактирование статей и справочно-го аппарата. В 1998 г. увидел свет том шорского эпоса, который она подготовила совместно с филологом А.И. Чудояковым. Впервые в фольклористике опублико-вано сказание «Кан Перген» с полностью расшифрованным словесным и нотным текстом. Нотировано 102 тирады, при этом в книге нотация опубликована в со-кращении – без повторов одинаковых напевов. Со временем научное редактирование стало задачей музыковеда сектора, а определение готовности рукописи к публикации – делом членов Редколлегии серии. После отъезда Э.Е. Алексеева и И.И. Земцовского в ее составе остался Ю.И. Шейкин, совсем недолго работала Р.Б. Назаренко, затем в число ее членов вошел авторитетнейший чувашский музыковед М.Г. Кондратьев. Объем музыковедческой работы в секторе заметно возрос, и встал вопрос о приеме второго музыковеда. Р.Б. Назаренко пригласила в помощь себе автора этих строк. К сожалению, вместе поработать нам не пришлось1. Количество му-зыковедов в секторе стало расти лишь через несколько лет: в 2006 г. пришла ра-ботать Е.И. Жимулева (Исмагилова), в 2010 – Е.Л. Крупич (Тирон). 1 Р.Б. Назаренко ушла из жизни в 2000 г. При разработке принципов издания Редколлегия обратила внимание на то, что «любая расшифровка и нотация мелодии несет в себе элемент условности, спорности и неточности, и поэтому необходимы звуковые приложения» [Основ-ные принципы, 1982, с. 6]. С тех пор публикации аудиозаписей в томах уделяется особое внимание. Первые книги Серии выходили с приложением маленьких виниловых грам-пластинок, от тиража которых в 10000 экземпляров зависел тираж томов. На пла-стинку помещалось не более 18 минут звучания. Задача составителя была труд-ной: на очень маленьком звуковом пространстве показать специфику певческого или сказительского стиля, представить жанровое своеобразие материала, вклю-ченного в том. Подготовкой фоноприложения занимались преимущественно му-зыковеды – члены авторских коллективов. В томах, где публиковался прозаиче-ский фольклор, пластинки готовились составителями-филологами, которым по-могали музыковеды сектора. Участие последних, к сожалению, не всегда отража-лось в титулах книг и на конвертах пластинок. В 1996 г. вышла первая книга серии с приложением на компакт-диске (том 11). С этого времени тираж томов снизился до 3000. Так как тиражи грам-пластинок к планируемым томам заказывались заранее, временной интервал меж-ду выпуском пластинки и выходом книги мог составлять не один год (см. Табли-цу). Поэтому несколько последующих томов (12–17, 19) вышли снова с винило-вым приложением, а не с компакт-диском. Всего в серии вышло 17 томов с грам-пластинками. Преимущества CD-носителя для звукового издания фольклора по сравнению с грампластинкой бесспорны: 1) почти в 5 раз увеличился объем звучания (до 80 мин); 2) существенно повысилось техническое качество фонограмм (подавление специфического винилового шума); 3) появилась возможность работать с любым треком диска на компьютере и др. Звукозаписи памятников фольклора, имеющиеся в распоряжении ученых к началу работы над 60-томной серией, были немногочисленны и не очень хоро-шего качества. В то время фольклористы обычно использовали архивные или собственные рукописные материалы, реже – расшифровки магнитофонных запи-сей, выполненных на бытовой аппаратуре, причем после расшифровки сама фоно-грамма не всегда сохранялась. Чтобы воплотить идею комплексной публикации фольклора, нужны были новые записи. Для сбора новых материалов и получения технически качественных фоноза-писей и фотоиллюстраций по инициативе одного из основателей серии, чл.-корр. РАН А.Б. Соктоева были организованы комплексные экспедиции. В них, кроме фольклористов, лингвистов, этнографов, фотографа, работали этномузыко-веды и звукорежиссер. С 1984 по 1991 годы было проведено 10 экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку. Постоянным их участником был доцент Новосибир-ской консерватории Ю.И. Шейкин. В составе отрядов работали также музыкове-ды С.К. Павлючик, З.К. Кыргыс, А.К. Стоянов (в Южной Сибири), Т.Д. Булгакова, А.В. Сиськова, В.И. Киле (в Хабаровском крае и Приморье), Э.Е. Алексеев, З.З. Алексеева, Н.Н. Николаева, В.Н. Шевцов, студенты консерва-тории В.С. Никифорова, Т.И. Игнатьева, Д.А. Сорокин, А.А. Томский (в Якутии). Записи славянского фольклора Сибири вели Н.В. Леонова и Р.Б. Назаренко. За техническое качество фонограмм отвечал неизменный звукорежиссер комплекс-ных экспедиций М.Л. Дидык (фирма «Мелодия», г. Киев). Работа была организо-вана следующим образом. Сначала фольклористы и музыковеды выявляли репертуар певцов и сказителей, производили «черновую» запись на репортерском маг-нитофоне («Riporter-7a»). Затем отбирались наиболее интересные и показатель-ные образцы, после чего этот материал переписывался звукорежиссером уже на профессиональной аппаратуре (магнитофоне «Nagra»). Полученная запись не все-гда сохраняла прежние достоинства: зачастую терялась естественность исполне-ния, а текст укорачивался. Впоследствии для фоноприложений нередко использо-вались именно «черновые» записи – не профессиональные, но более удачные в фольклористическом отношении. С тех пор музыковед в экспедициях стал вы-полнять еще и функции звукорежиссера. В 13-ти комплексных экспедициях, возобновившихся с 2000 г., профессио-нального звукорежиссера не было ни в одном из отрядов. Его функции выполняли музыковеды: Г.Б. Сыченко (Алтай, Хакасия, Тоджа, Ханты-Мансийский АО), Г.Е. Солдатова (Хакасия, Западная Тува, Читинская область, Ханты-Мансийский АО, Эвенкия, Камчатка), Е.Л. Крупич (Тоджа, Камчатка), Е.И. Жимулева (Кам-чатка, Якутия, Алтай). Технические характеристики звукозаписывающей аппара-туры постоянно улучшаются, что при наличии опыта и соблюдении методики записи позволяет добиться высокого качества фонограмм. Собранные в экспедициях аудиозаписи фольклора наряду с видео- и фотома-териалами поступают в архив сектора и хранятся там до подготовки соответст-вующего тома. Оцифровка, атрибуция и архивирование материалов – также зада-ча музыковедов сектора (см. об этом: [Тирон, 2011]). За тридцать лет издания серии «музыкальные приложения» к томам превра-тились в их неотъемлемую, значительную по объему составляющую, структурно выделенную в особый раздел или же существующую в неразрывном единстве с «телом» тома. Ограничение листажа было снято, и объем музыковедческих раз-делов в последних опубликованных томах стал заметно больше: в томе 25, на-пример, он занимает 6 а.л. (Т.И. Игнатьева), в 29 – 11,5 а.л. (Г.Б. Сыченко). Большинство авторов-музыковедов на практике стали равноправными уча-стниками процесса отбора и формирования корпуса текстов, их сверки с фоноза-писями, составления композиции фоноприложения. Например, музыковед Н.В. Леонова, первоначально входившая в состав большого белорусско-сибирского авторского коллектива из 8 человек (6 филологов + 2 музыковеда) [Леонова, 2011, с. 30–31], после ухода из жизни ответственного исполнителя тома М.Н. Мельникова (1998) взялась за подготовку и отбор текстов, доработку фольк-лористических статей, написание примечаний, курирование работы всего коллек-тива. Кардинально изменились и функции музыковеда-редактора. Из сотрудника, занимающегося в основном организацией процесса прохождения авторских му-зыковедческих рукописей, он превратился в многопрофильного специалиста, вы-полняющего широкий спектр задач: полевую фольклористическую, музыковедче-скую и звукорежиссерскую работу, камеральную обработку и архивирование экс-педиционного материала, сверку нотировок с фонозаписями и их редактирование, научное редактирование статьи и справочного аппарата на всех этапах подготовки рукописи, консультирование автора по поводу отбора материала для фоноприло-жения, проверку нотного набора, совместную работу со звукорежиссером по мас-терингу диска. Среди вышедших томов серии (1–31) 24 включают музыковедческие разде-лы, в которых опубликовано 26 статей. Два тома русского фольклора содержат сразу по две статьи, что связано с жанровым наполнением корпуса текстов. В первом из них, календарно-обрядовом (том 13), статьи посвящены песням и заговорам (автор обеих статей – Н.В. Леонова), во втором – свадебному фольк-лору (авторы Н.А. Урсегова, Н.В. Леонова) и похоронной причети (Н.В. Леонова). Музыковедческие статьи в остальных славянских томах написаны Т.С. Шенталинской – о русских эпических песнях (том 3), Н.В. Леоновой – о сказках (том 7), В.М. Щуровым – о необрядовых песнях (том 14), Т.Б. Варфоломеевой – о белорусских свадебных песнях (том 31). Музыкальный фольклор коренных народов Сибири в вышедших томах серии представлен достаточно широко. Наиболее полное освещение получили эпичес-кие традиции тюрков Южной Сибири: тувинцев (З.К. Кыргыс, том 12), алтайцев (Ю.И. Шейкин и В.С. Никифорова, том 15), хакасов (В.Н. Шевцов, том 16), шор-цев (Р.Б. Назаренко, том 17 и Г.Б. Сыченко, том 29). Две статьи посвящены па-мятникам якутского эпического творчества (А.П. Решетникова, том 4 и Э.Е. Алексеев, том 10). Музыка в сказках и других повествовательных жанрах описана З.К. Кыргыс (тувинцы, том 8), Н.М. Кондратьевой (алтайцы, том 21), А.С. Ларионовой (якуты, том 27), Т.Д. Булгаковой (нанайцы, том 11). Характери-стика музыкально-фольклорных традиций этносов в целом дана в статьях Ю.И. Шейкина и О.А. Шейкиной в удэгейском томе (18), Г.Г. Алексеевой – в дол-ганском (19), Т.И. Игнатьевой – в юкагирском (25), Г.Б. Сыченко – в шорском (29). Единственная статья по обрядовому интонированию в списке работ музыко-ведов серии, занимающихся фольклором коренных народов, принадлежит Ю.И. Шейкину (якуты, том 24). Им же подготовлены еще четыре статьи в соав-торстве. А.М. Айзенштадт (эвенкийские сказания) и Д.С. Дугаров (бурятский эпос) представили свои работы для первых двух томов, однако Ю.И. Шейкину пришлось существенно доработать их аналитические разделы, поэтому статьи вышли под двумя фамилиями. У других соавторов (В.С. Никифоровой и О.А. Шейкиной) Ю.И. Шейкин был научным руководителем. Музыковедческие разделы в опубликованных томах серии получились раз-ными по объему, материалу и методам его анализа. Тем не менее, все они ориен-тированы на общие для серии принципы и содержат основные компоненты, необ-ходимые для освещения публикуемого памятника. В каждом томе – открытие для музыкальной науки. Например, в юкагирском (25) – первое описание музыкаль-ного фольклора практически исчезнувшего народа, в шорском (17) – первая пол-ная вербальная и нотная расшифровка эпоса, в русском календарно-обрядовом (13) – образец комплексной филолого-музыковедческой текстологической рабо-ты, в ненецком (23) – впервые публикуемые расшифровки с нотацией тембров. Во многих томах используются новые для музыкальной фольклористики методы и подходы, выработанные в частности новосибирской этномузыкологической школой (тома 17, 21, 23, 29). Совокупная публикация музыкального фольклора в серии по масштабу, но-визне, комплексности и документированности не имеет аналогов. Это колоссаль-ный сдвиг в этномузыковедении, поднимающий его теоретическую и практиче-скую базу на новый качественный уровень. ТАБЛИЦА. Музыковедческие разделы в томах серии Номер и название тома, год выпуска Музыковедческий раздел автор и название статьи автор нотировок, количество и расположение нотных примеров редак-тор фоноприложение: грампластинка (ГП) / компакт-диск (КД), год выпуска1, состави-тель, автор анно-тации, время зву-чания 1 Год выпуска пластинки указан, если он расходится с годом выпуска тома. [1] Эвен-кийские героические сказания. 1990 А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин. Музыка эвенкий-ских сказаний Ю.И. Шейкин, 20 – в статье не ука-зан ГП моно сост. Ю. Шейкин, аннот. [А.]Е. Аникин 16:53 [2] Бурят-ский герои-ческий эпос «Аламжи Мэргэн». 1991 Д.С. Дугаров, Ю.И. Шейкин. О музыке эхирит-булагатского эпоса Д.С. Дугаров, 6 – в статье не ука-зан ГП моно сост. Ю. Шейкин, аннот. А. Соктоев 16:42 [3] Русская эпическая поэзия Си-бири и Дальнего Востока. 1991 Т.С. Шенталинская. Напевы рус-ских эпических песен Сибири и Дальнего Восто-ка Т.С. Шенталинская, 2 – в статье, 26 – в корпусе текстов, 3 – в комментариях. И еще 6 авторов1. И.И. Земцов-ский, Э.Е. Алексеев ГП моно сост. и аннот. Т. Шенталинская 16:39 [4] Якут-ский герои-ческий эпос «Кыыс Дэ-билийэ». 1993 А.П. Решетникова. Музыка якут-ских олонхо В.С. Никифорова, 17 – в статье не ука-зан [Э.Е. Алексеев] ГП моно сост. А.П. Решетникова, аннот. В.С. Никифорова 17:13 [5] Бурят-ские вол-шебные сказки. 1993 — — — ГП стерео сост. и аннот. С.С. Бардаханова 18:03 [6] Русские сказки Си-бири и Дальнего Востока: Волшеб-ные. О жи-вотных. 1993 — — — ГП стерео сост. Р. Матвеева, Н. Леонова, аннот. Р. Матвеева 17:30 [7] Русские сказки Си-бири и Дальнего Востока: Легендар-ные. Быто-вые. 1994 Н.В. Леонова. О музыке в русских бытовых сказках Н.В. Леонова, 4 – в статье не ука-зан [Э.Е. Алексеев] ГП стерео сост. и аннот. Н. Леонова, Н. Соболева 15:57 [8] Тувин-ские народ-ные сказки. 1994 З.К. Кыргыс. Музыкальное исполнение ту-винских сказок З.К. Кыргыс, 5 – в статье [Р.Б. Назарен-ко] Ред. нотиро-вок и сверка c фоноза-писями Э.Е. Алексеева ГП стерео 1993 сост. З. Кыргыс, Ю. Шейкин, ан-нот. З. Кыргыс 14:50 1 Фамилии авторов 1-2 нотировок здесь не приводятся. [9] Преда-ния, леген-ды и мифы саха (яку-тов). 1995 — — — ГП стерео сост. Ю. Шейкин, аннот. Н. Алексеев 17:39 10 Якут-ский герои-ческий эпос «Могучий Эр Сого-тох». 1996 Э.Е. Алексеев. О музыкальном воплощении олонхо Н.Н. Николаева, 15 – отдельный блок после ста-тьи Р.Б. Назаренко ГП стерео сост. Э. Алексеев, Н.Николаева, аннот. Э. Алексеев 16:14 11 Нанай-ский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. 1996 Т.Д. Булгакова. Об интонирова-нии в нанайском повествователь-ном фольклоре Т.Д. Булгакова, 9 – в статье Р.Б. Назаренко КД сост. Т. Булгакова 32:32 12 Тувин-ские герои-ческие ска-зания. 1997 З.К. Кыргыс. О тувинских эпи-ческих напевах З.К. Кыргыс, 3 – в статье Р.Б. Назаренко, ред. нотиро-вок и сверка с фоноза-писями Э.Е. Алексеева ГП моно 1994 сост. Н. Данченкова, аннот. С. Орус-оол 15:43 13 Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. За-говоры. 1997 Н.В. Леонова. 1) Музыкальные и исполнительские особенности рус-ских календар-ных песен Сиби-ри 2) Об интониро-вании заговоров Н.В. Леонова, 50 – в корпусе текстов и еще 11 авторов не ука-зан [Ред. нотиро-вок и сверка с фоноза-писями Э.Е. Алексеева] ГП моно 1994 сост. и аннот. Н. Леонова 15:19 14 Русские лирические песни Си-бири и Дальнего Востока. 1997 В.М. Щуров. Музыкальные особенности ли-рических, хоро-водных, игровых сибирских песен В.М. Щуров – 19 в корпусе текстов и еще 12 авторов Э.Е. Алексеев, Н.В. Леонова ГП стерео сост. и аннот. В. Щуров 14:36 15 Алтай-ские герои-ческие ска-зания. 1997 Ю.И. Шейкин, В.С. Никифорова. Алтайское эпи-ческое интониро-вание Ю.И. Шейкин, В.С. Никифорова, 5 – в статье Р.Б. Назаренко ГП стерео 1994 сост. и аннот. З. Казагачева 16:04 16 Хакас-ский герои-ческий эпос «Ай-Хуучин». 1997 В.Н. Шевцов. Музыка алыптых нымаха В.Н. Шевцов, 9 – в статье Э.Е. Алексеев, Р.Б. Назаренко ГП моно 1999 сост. В. Майногашева, аннот. Р. Назаренко 16:21 17 Шорские героические Р.Б. Назаренко. О средствах музы- Р.Б. Назаренко, полная нотация Э.Е. Алексеев ГП стерео сост. и аннот. сказания. 1998 кальной вырази-тельности в шор-ском героиче-ском эпосе «Кан Перген» эпоса «Кан Пер-ген» (102 тирады, 15 напевов, публ. в сокращении – без повторов одинаковых на-певов) Р. Назаренко 1993 16:05 18 Фольк-лор удэгей-цев: Ни-манку, тэ-лунгу, ехэ. 1998 Ю.И. Шейкин, О.А. Шейкина. Фольклорная музыка удэ Ю.И. Шейкин, О.А. Шейкина, 30 – в статье не ука-зан [Р.Б. Назарен-ко] Ред. нотиро-вок и сверка с фоноза-писями Р.Б. Назаренко КД сост. Ю.И. Шейкин 63:58 19 Фольк-лор долган. 2000 Г.Г. Алексеева. Музыкальный фольклор долган Г.Г. Алексеева, 15 – в статье Э.Е. Алексеев, Р.Б. Назаренко ГП моно 1994 сост. Г.Г. Алексеева, аннот. Н.А. Алексеев 15:03 20 Бурят-ские народ-ные сказки: О живот-ных. Быто-вые. 2000 — — КД сост. С.С. Бардаханова 18:42 21 Алтай-ские народ-ные сказки. 2002 Н.М. Кондратьева. Музыка алтай-ских сказок Н.М. Кондратьева, 15 – в статье Г.Е. Солдатова КД сост. Н.М. Кондратьева, Т.М. Садалова 39:37 22 Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Свадебная поэзия. Похоронная причеть. 2002 1) Н.В. Леонова, Н.А. Урсегова. Музыка русско-сибирской свадь-бы 2) Н.В. Леонова. Русская причеть Сибири как му-зыкально-исполнительская традиция Н.В. Леонова, Н.А. Урсегова, 4 – в статье Н.В. Леонова, 8 – в статье, 71 – в корпусе текстов Н.А. Урсегова, 27 – в корпусе текстов и еще 10 авторов Г.Е. Солдатова, редак-тор нотных записей Э.Е. Алексеев КД сост. Н.В. Леонова 66:39 23 Фольк-лор ненцев. 2001 Н.М. Скворцова. О музыке тради-ционных ненец-ких песен Н.М. Скворцова, 13 – в статье Р.Б. Назаренко КД, сост. И.А. Богданов, Е.Т. Пушкарева 24 Обрядо-вая поэзия саха (яку-тов). 2003 Ю.И. Шейкин. Обрядовое инто-нирование саха: алгыс и осуохай Ю.И. Шейкин, 32 – в статье Г.Е. Солдатова КД, сост. Ю.И. Шейкин 73:41 25 Фольк- Т.И. Игнатьева. Т.И. Игнатьева, Г.Е. Со КД лор юкаги-ров. 2005 Музыкальный фольклор юкаги-ров 52 – в статье лдатова сост. Т.И. Игнатьева 58:42 26 Мифы, сказки, предания манси (во-гулов). 2005 — — Г.Е. Солдатова (КД) КД сост. Е.И. Ромбандеева 70:45 27 Якутские народные сказки. 2008 А.С. Ларионова. Музыка якутских сказок А.С. Ларионова, Л.Г. Ильина-Гольштейн, 15 – в статье Г.Е. Солдатова КД сост. А.С. Ларионова 53:45 28 Мифы, легенды, предания тувинцев. 2010 — — Е.Л. Тирон (КД) КД сост. Ж.М. Юша 56:09 29 Фольк-лор шорцев. 2010 Г.Б. Сыченко. Музыкально-поэтические тра-диции шорского фольклора Г.Б. Сыченко, полная нотация эпоса «Ак Кан» (вступление и 27 тирад), 1 – в ста-тье, 29 – в корпу-се текстов, 6 – в Дополнении Г.Е. Солдатова КД сост. Л.Н. Арбачакова, Г.Б. Сыченко, аннот. Г.Б. Сыченко 73:33 30 Неска-зочная про-за алтайцев. 2011 — — — КД сост. Г.Б. Сыченко 77:30 31 Фольк-лор белору-сов Сибири и Дальнего Востока. Ч. 1: Се-мейно-обрядовые песни и причита-ния. 2011 Т.Б. Варфоломеева. Музыкальные особенности сва-дебных песен белорусов Сиби-ри и Дальнего Востока Т.Б. Варфоломеева, 114 – в корпу-се текстов, И.С. Котвицкая, 29 – в статье (1) и в корпусе (28), Н.В. Леонова, 23 – в Дополне-ниях, И.Н. Матюгин, 4 и А.О. Литвин, 2 – в корпусе текстов Е.И. Исмагило-ва КД сост. Н.В. Леонова 60:51
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 507
Ключевые слова
folklore-ethnographic expeditions, complex publication of folklore, Ethnomusicology, folklore of the peoples of Siberia and the Far East, фольклорно-этнографические экспедиции, комплексная публикация фольклора, фольклор народов Сибири и Дальнего Востока, этномузыковедениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Солдатова Галина Евлампьевна | Институт филологии СО РАН | g.soldatova@ngs.ru |
Ссылки
Порядок подготовки к изданию 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: Основные регламентирующие документы редакционной коллегии / Науч. совет по фольклору АН CCCР; Всесоюз. комиссия по нар.-муз. творчеству Союза композиторов СССР. Улан-Удэ, 1985.
Принципы и порядок подготовки томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Н.А. Алексеев (отв. ред.), В.М. Гацак, Е.Н. Кузьмина, С.П. Рожнова, Г.Е. Солдатова. Новосибирск, 2003.
Тирон Е.Л. О задачах архива сектора фольклора народов Сибири // Музыкальная жизнь города как художественная и социальная проблема. М-лы науч.-теоретич. конф. Новосибирск, 2011. С. 114–119.
Основные принципы подготовки томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» / Науч. совет по фольклору АН СССР; Главная редакция серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Улан-Удэ, 1982.
Леонова Н.В. Белорусские фольклорные традиции в Сибири и на Дальнем Востоке // Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Ч. 1: Семейно-обрядовые песни и причитания / Сост. Н.В. Леонова, Т.Г. Леонова, Л.М. Свиридова, Т.Б. Варфоломеева, К.П. Кабашников, А.С. Федосик. Отв. ред. В.М. Гацак. Новосибирск: Наука, 2011. С. 12–34. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 31).
Кузьмина Е.Н. Шаги сибирской серии // Филологические чтения памяти А.Б. Соктоева. Улан-Удэ, 2010. С. 25–31.
