Анализируется применение психоанализа к раннему творчеству Достоевского, предпринятое А.Л. Бемом в 1929 году в его исследовании «Достоевский. Психоаналитические этюды». Работа впервые напечатана в эмигрантском сборнике «О Достоевском» под редакцией того же Бема. Исследование А.Л. Бема раздвигает границы познания Ф.М. Достоевского, прежде всего за счет включения «реконструирования психического типа» личности самого Достоевского, поэтому интересно всмотреться в методологические источники, питающие мысль Бема.
Early Dostoevsky and psychoanalysis. A. Boehm’s view.pdf К 1930-м годам использование психоанализа при разборе художественных текстов Достоевского (И.Д. Ермаков, П.С. Попов в Москве, Н.Е. Осипов в Праге, сам З. Фрейд, давший оценку «Братьям Карамазовым») проявило себя неодно-значно, зачастую привнося искажение смыслообразующих идей наследия писате-ля. «…Наступило время, – пишет Бем, – когда необходимо поставить известные границы применению метода психоанализа в литературоведении. Задача эта ло-жится в первую очередь на специалистов – историков литературы» [Бем, 2001, с. 249]. Бесспорным завоеванием Бема как литературоведа является непосредст-венное обращение к носителю «творческого духа» – личности Достоевского. Бем пытался понять, как преломляется категория автора в его ранней повести «Хозяй-ка» с позиций психоанализа [Бем, 2001]. Новаторство ученого в том, что он впер-вые приложил психоаналитический метод не только к художественному насле-дию Достоевского, но и к самому автору. По мнению Бема, в литературоведении постепенно происходил процесс обезличивания, когда художественное произведение рассматривалось без всякой связи с сознанием и подсознанием автора (метафизики сознания Бем не касался). Значение работы Бема видится в том, что предпринятый эксперимент представляет собой еще один шаг в направлении разгадки тайны личности великого писателя и использования ее в синтезе с другими формами анализируемого материала для объективирования искомой художественной истины. С другой стороны, статья Бема, написанная в 1929 году, конечно, представляет собой некий вызов утвер-дившимся к тому времени установкам в литературоведении Советской России, в которых личность автора программно дезавуировалась. Подход Бема отвечает специфике гуманитарного познания: поиск единично-го и уникального на фоне общего и закономерного [Николаенко, 2006]. Бем пока-зывает, что при анализе нельзя терять уникальное в творчестве писателя, иначе можно утратить сам предмет исследования. Такая постановка задачи требует ак-туализации личностного уровня восприятия исследователя, то есть со-участия, со-переживания, со-понимания с автором. Подход Бема – попытка соответствовать этому требованию. С другой стороны, характер творчества Достоевского как от-кровения отвечает названной цели, ориентируя на постижение его глубинных ос-нов. Отношение к творчеству писателя как драгоценному, неповторимому жиз-ненному опыту − такими словами можно охарактеризовать аналитический подход А. Бема. Воспринять его во всей полноте и целостности можно только с опреде-ленной степенью вживания в материал – литературоведение не может быть бес-страстно. «Бема безошибочно вело ощущение особой природы созданной именно Достоевским эстетической реальности», – пишет еще один исследователь [Викто-рович, 2008, с. 59]. Рефлексия исследователя в условиях выбранной аксиологии (системы ценно-стей) осуществляется на том или ином уровне. Конечной целью литературоведе-ния должно быть обретение универсального уровня анализа, на котором ученый демонстрирует высший «художественный инстинкт». Он позволяет ему ощутить индивидуальность писателя со всех сторон – духовной, нравственной, психологи-ческой, – то есть ощутить феномен единства творчества писателя. Уровень эсте-тический и есть тот синтетический уровень, связывающий все виды творческого опыта, в том числе и личный, запечатлевающий себя стилистически. Этот уровень вскрывает ценностно-смысловые ориентиры писателя («последние истоки лично-сти»), наследует его «основную эстетическую интуицию», интонирующую худо-жественное пространство [Бем, 2001]. «Только на этом пути возможно вскрыть движущие силы творческого акта в его конкретной постановке для каждого от-дельного писателя. Но при этом нам придется неизбежно прибегнуть к помощи самых общих законов психической силы. Встреча с психоанализом, дающим эти последние обобщения, на этом пути неизбежна» [Бем, 2001, с. 253]. При этом «возникают большие методологические трудности… Если прибегать к творчеству как к материалу для реконструкции, то… получается порочный круг: на основа-нии творчества мы воссоздаем личность, а потом, исходя из личности, вновь объ-ясняем творчество» [Бем, 2001, с. 252]. Бем отдавал себе отчет, что проекция ин-дивидуальности автора на его творение отнюдь не прямая: «…Я хочу лишь под-черкнуть, что в конкретно данном произведении психический мир автора пред-стоит не в чистом виде, а в уже переработанном, согласно законам творчества… Поэтому всякое заключение от психологии автора к произведению, равно как и обратно – от произведения к авторской психологии, без учета деформирующей силы творчества, ошибочно» [Бем, 2001,с. 251]. В соответствии с воззрениями М. Бахтина эстетико-литературные явления не только отображают жизненную реальность в формах литературы и искусства, но и являются одним из фундаментальных экзистенциально-онтологических основа- ний самой этой жизненной реальности. По его мнению, эстетическая деятель-ность собирает «рассеянные смыслы мира» и создает для «преходящего» эмоцио-нальный эквивалент и ценностную позицию, с которыми «преходящее» в мире обретает ценностный событийный вес, причастный бытию и вечности. Таким об-разом, в эстетические категории писатель переводит саму реальность [Дьяконов, 2006]. У него в эстетических категориях сознание запечатлевает все самые острые противоречия сознания. (Стоит вспомнить размышления Дмитрия Карамазова об идеале Мадонны и идеале содомском). Эстетика вскрывает глубину противоречи-вости человеческой природы, ее раздвоение. Это уровень духовного постижения действительности. Ее откровения далеко не полностью исчерпываются сферой сознания и подсознания. Метафизики (Чижевский, к примеру) присоединяет еще и надсознание. Без сомнения, Бем приблизился к пониманию направленности творческой воли писателя, предложив такие понятия, как «психотип автора», «об-раз автора», заявив ту сложность, в которой она формируется. В конечном итоге, подобная система воззрений апеллирует к системе научных ценностей, в которой вызревает более гибкая форма обогащения научными знаниями, соответствующая природе гуманитарного познания (эмпатия, диалог). Сложность феномена автора полностью наследует сложность человека как такового, сознающего свое единст-во с Творцом. Сам Достоевский, по мнению А.Г. Гачевой, «апологет цельного знания, которое истекает из Божественного Логоса и в корне противоположно плоской и ничего не доказывающей “арифметике”» [Гачева, 2008, с. 77]. Сознание, подсознание, сверхсознание в равной мере способны обогащать художественный мир произведения. Поэтому аналитик, занимающийся эстетиче-ским уровнем, должен быть во всеоружии, то есть должен понимать ориентиры творчества писателя. Нельзя, например, утверждать, что сам А. Бем, при рассмот-рении генезиса творчества Достоевского, абсолютно не уделяет внимания идеям. В статье «“Пиковая дама” в творчестве Достоевского» он пишет: «Достоевский был необычайно чуток к чужому литературному воздействию. Возбудителем его художественной восприимчивости было, однако, не столько само литературное произведение, сколько круг идей, скрытых в нем» [Бем, 2007, с. 436]. Этот акт подмечает и М. Магитова: «Бема интересует в связи с общим интересом к лично-сти Достоевского и логика зарождения и развития его идей, содержательная сто-рона которых становится, по его мнению, главным формообразующим началом творчества Достоевского… Не подлежит сомнению, что Достоевский в своем творчестве не только высвобождал путем объективации свои внутренние кон-фликты, но связывал также творческие итоги с определенными идейными зада-ниями» [Бем, 2007, с. 560]. Однако, как пишет исследователь, «идея лежит не вне произведения, а заложена в нем самом, имманентна ему…» [Бем, 2001, с. 251]. Другое дело, что «в отдельных случаях идейная сторона является только над-стройкой над индивидуально-психической потребностью самовыявления и само-высвобождения в творческом акте», – отмечал ученый [Там же, с. 129]. «Я думаю, в “Хозяйке” налицо именно такое, довольно резкое расхождение между творче-ским и авторским замыслами произведения. Уже в самом построении “Хозяйки” чувствуется некоторая неестественность идейного ее обоснования» [Там же, с. 321]. С другой стороны, для литературоведов очевидно, что «пока мы при на-шем анализе ограничиваемся только процессами, разыгрывающимися в сфере нашего сознания, основные эстетические вопросы остаются неразрешимыми» [Ранк, 1999, с. 3]. И это понимал Бем, который отмечал, что при анализе творчест-ва писателя «можно исходить из того, что личность (“я” в широком смысле слова) далеко не целиком отображена в поле сознания. Скорее, она озарена сознанием только в незначительной своей части» [Бем, 2001, с. 259]. Применительно к по-вести «Хозяйка» ученый исследует фантасмагорическую художественную реаль-ность (сновидения, галлюцинации, видения) произведения, во многом пренебре-гая «идейными заданиями» автора, поэтому выводы Бема по названным причинам все же могут быть отнесены преимущественно к разряду частных и двойственных по интерпретации. Вопрос об истоках творчества всегда был полемическим. Исследователю надлежит овладеть диалектикой материала. Решающее значение – за его мировоз-зрением, так как именно это обеспечит конгениальность с автором, диалог с ним. Однако этого недостаточно – необходима «соприродность» художника и его ис-следователя [Бердяев, 2000]. По мнению Викторовича, именно она помогла Бему разглядеть в Достоевском, в частности, «гениального читателя», сновидца и духо-видца [Викторович, 2008, с. 56]. Каким образом при исследовании учесть духов-ную и душевную природу творца, его индивидуальность, которая обеспечивает «единство творчества», то же время не покинуть «материка» – конкретного со-держания произведения – эту задачу и пытался решать Бем, используя психоана-лиз. Решил он ее не в полной мере, так как, обходя миросозерцание автора, не вполне восприняв «идейные задания» автора, он не достиг полной конгениально-сти с ним. При разборе позднего Достоевского, где духовная проблематика гла-венствует, психоанализ уже не казался исследователям привлекательным. Бем сделал упор на реконструкции «психического типа» писателя. Она стала для него научной проблемой, испытанием метода психоанализа в литературове-дении. При реконструкции не должна быть утрачена цельность знания, поэтиче-ская индивидуальность писателя (последние истоки личности), пронизывающие его творения единым духом. Какой емкостью должен обладать аналитический метод, чтобы отвечать этому требованию, не приходится доказывать. Метод дол-жен быть редуцирован к индивидуальности (творческому духу), как к своему предмету, при этом он должен апеллировать как к эстетическому, так и к автобио-графическому и метафизическому уровням. Метод должен быть концептуальным, адекватным материалу, с резервом возможностей, соответствующим его сложно-сти, многоплановости. Он, в некотором смысле, должен быть отражением миро-созерцания самого исследователя. Отвечает ли психоанализ данным требованиям? Вопрос риторический. Бем хорошо понимал ограниченность его возможностей и ставил перед собой скромную задачу обозначить границу, до которой они про-стираются. Анализируя раннее творчество Достоевского, Бем видел материалом для не-го «душевный мир писателя», «накопленный им психический опыт», а высшим обретением на этом пути – «психотип» автора. Как утверждал В.А. Викторович, Бем занимался «реконструированием “психического типа”» личности писателя [Викторович, 2008, с. 56]. «Сделайте еще шаг в обобщении – посмотрите на твор-чество Достоевского как на стремление утвердить свое идеальное “я” над “я” ин-дивидуальным, учтите силы, тормозящие это стремление, вытекающий отсюда пафос борьбы, и целый ряд явлений чисто художественно-стилистических станет вам ясным», – делится своими открытиями Бем [Бем, 2001, с. 254–255]. «Нет бук-вально ни одной области науки о духе, где психоанализ не отразился бы на более углубленном изучении явлений, сюда относящихся» [Там же, с. 246]. Очевидно, что это утверждение спорно, если психоанализ понимать по-фрейдовски, то есть лишь как анализ «темных глубин подсознания». Бем использует психоанализ для «препарирования» чисто психоаналитиче-ских проблем, таких как «двойничество», «эдипов комплекс», «ущемлен-ность» и т. п., хотя другие исследователи (Чижевский), писавшие о Достоевском в те же годы, видели, например, в «двойничестве» серьезную онтологическую проблему. Один из конкретных выводов Бема, вытекающих из приложения пси-хоаналитического метода: «Достоевский раннего периода – снотворец» [Там же, с. 254]. Что это означает для Бема как историка литературы? Это значит, что Дос-тоевский в своем раннем творчестве сознательно или бессознательно использовал «механизм снотворчества и галлюцинативного состояния», что Бем постарался показать на примере анализа «Хозяйки». Еще один аспект приложения метода у Бема – использование «теории вдохновения» как «излучения надындивидуаль-ного психического содержания в индивидуальное сознание» при анализе «научно-поэтической» работы Ордынова в «Хозяйке» [Там же, с. 241]. При желании при-меры можно продолжить. Признавая значение категории автора, он предостерегает от рационализма тех исследователей, которые в подходе к художественному произведению пред-почитают биографический метод. «Опираясь на современное понимание задач литературоведения, мы можем сразу отграничить его от психоанализа, как и от всякого психологизма. Ведь при таком понимании науки о литературе автор, а вместе с ним и его психический мир вынесены за произведение, лежат вне его конкретной данности» [Бем, 2001, с. 254]. И далее поясняет: «Я не так наивен, чтобы вовсе элиминировать личность художника, но я хочу лишь подчеркнуть, что в конкретно данном произведении психический мир автора предстоит не в чистом виде, а в уже переработанном, согласно законам творчества, виде» [Там же, с. 251]. Это говорит о том, что он признает автономию эстетической реально-сти. «Душевный мир художника, накопленный им психический опыт и самая пси-хическая структура его души являются только материалом для творчества…» [Там же]. Феномен личности автора Бем рассмотрел в аспекте психотипа. Однако дей-ствительно ли подобный шаг направлен к объективному знанию? По мнению Чи-жевского, вовсе нет. В науке и в самой жизни постепенно «произошла, собствен-но говоря, подмена объекта изучения. Под словом человек… стали разуметь наи-менее человеческое в человеке – его материальное бытие» [Чижевский, 1996, с. 236]. Случилось то, что вывело личность из безграничного пространства (ан-тропологии) в ограниченное (социологию, психологию). Бем был абсолютно убежден, что вне категории автора целостный анализ произведения невозможен. Но в какой форме он должен совершаться, ведь автор раскрывается во всех сферах жизни? Замысел представляет сферу идей – значит, наиболее прочно связан с работой сознания, с идейной составляющей произведе-ния. Исследователь здесь вправе обратиться к биографическим сведениям. Но путь к замыслу всегда индивидуален. Иными словами, занимаясь исключительно идеями, можно упустить телеологию, а это самое важное, и для этого Бем форму-лирует понятия «образа писателя» и соответствующей ему «литературной био-графии» [Бем, 2001, с. 252]. Однако биографический метод грешит рационализ-мом, материализует объект. Применительно к религиозному художнику нужно говорить о духовной аксиологии. Бем же пытался максимально ограничить свой объект, учитывая личность автора в виде «психотипа». Когда мы говорим о душе, мы говорим о субъекте, когда о «психотипе» – об объекте. Наиболее адекватным способом для получения научных выводов будет диалог с субъектом. У Бема диа-лога с субъектом-автором не произошло.
Чижевский Д.И. Достоевский-психолог // Ф.М. Достоевский. Бесы: роман в 3-х ч.: «Бесы»: антология русской критики / Сост., подг. текста, послесл., коммент. Л.И. Сараскиной. М., 1996.
Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999. C. 5–21.
Дьяконов Г.В. Диалогийная концепция эстетики и литературоведения М.М. Бахтина // Соціальна психологія. 2006. № 6 (20). С. 35–46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3070.htm (дата обращения: 13. 03.2013).
Николаенко Е.В. Гуманитарное исследование в психологии / сост. А.А. Измайлова, Е.В. Николаенко. Новосибирск, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000059606 ayp.ru/../4379 (дата обращения: 25. 03.2013).
Гачева А.Г. Работы А.Л. Бема о Достоевском и религиозно-философская достоевистика // А.Л. Бем и гуманитарные проекты русского зарубежья: Межд. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения: 16–18 нояб. 2006 г. / Сост., науч. ред. М.А. Васильева. М., 2008. (Библиотека-фонд «Русское зарубежье»: Материалы и исслед-я. Вып. 9).
Викторович В.А. Из истории достоевсковедения. А.Л. Бем // А.Л. Бем и гуманитарные проекты русского зарубежья: Межд. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения / Сост., науч. ред. М.А. Василева. М., 2008. С. 54–75.
Бем А. У истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Достоевский: Пушкин и Достоевский // Вокруг Достоевского: В 2 т. М., 2007. Т. 1: О Достоевском: сб. ст. / Под ред. А.Л. Бема; сост., вступ. ст. и коммент. М. Магитовой.
Бем А. Достоевский. Психоаналитические этюды // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе / Сост. С.Г. Бочаров; предисл. и комм. С.Г. Бочарова и И.З. Сурат. М., 2001.