К вопросу о номинативном комплексе лицевого памятника | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.

К вопросу о номинативном комплексе лицевого памятника

Рассматривается специфика номинативного комплекса лицевого рукописного памятника на примере списков первоначальной редакции «Книги о иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской». Выявляются три уровня иерархии заглавий, их типология, виды репрезентации иконы средствами номинативного комплекса.

The Nominative Complex of the Illuminated Manuscript Tradition.pdf Понятие номинативного комплекса введено М. С. Крутовой в целях ком-плексного анализа процесса обозначения отдельного текста и всей книги в целом как явления в истории русской словесности. Основными составляющими понятия выступают названия в самой книге и названия вне ее: в понятие включается весь круг номинаций, сопутствующих художественному тексту, когда название произ-ведения выступает в разных своих проявлениях (на книге, в книге, вне книги) по-разному. М. С. Крутова оставит две основные задачи изучения номинативного комплекса. Первая состоит в выявлении влияния содержания текста на его обо-значение автором, составителем, читателем, а затем исследователем. Вторая зада-ча заключается в реконструкции восприятия рукописной книги в процессе ее функционирования на разных этапах развития общества. В наименовании текстов и книги отражается отношение автора и читателя к содержанию помещенных в рукописях материалов. Динамика номинативного комплекса позволяет просле-дить историю функционирования книги и особенности восприятия ее составите-лем и владельцами – читателями [Крутова 2010]. Наиболее актуальным для лицевой рукописной традиции является изучение таких единиц номинативного комплекса, как заглавия. Заглавия в книге, в отличие от названий вне книги, являются более пространными, их отличает многосложная структура, они находятся в непосредственной связи с миниатюрой, выполняя од-новременно функции подписи под изображением. Общая функция всех элементов номинативного комплекса – ориентирующая. Но подпись может служить заглави-ем для текста или только названием изображения, и выполнять функции конкре-тизирующие либо обобщающие, а также ритмические. Надпись в миниатюре на-зывает персонажа, сюжет, и в основном выполняет конкретизирующие функции. «Видимые» функции заглавия, номинативная и информативная, не должны засло-нять от исследователя не столь явные, но очень важные его функции: текстообра-зующую, эстетическую и прообразовательную. Заглавия в лицевом списке имеют различный статус, который определяется не только орнаментальным оформлени-ем (расположением под или над заставкой, использованием вязи и цвета), но и их расположением относительно миниатюры. Название всей книги и заглавие-подпись под миниатюрой обладают каждое своей спецификой в плане смыслооб-разования. Заглавия часто включают самостоятельные номинативные единицы – иконимы и экклезионимы [Бугаева 2008, с. 32]. Сосуществование на одном листе (развороте) изображения и визуально ак-центированного текста (заглавия), и устойчивое копирование такого единства за-ставляют ставить вопрос о взаимодействии этих элементов как креолизованного текста, в частности, о доминирующем типе их отношений в формировании неко-торого сообщения. Возможными отношениями являются воспроизведение (пол-ное совпадение свойств и признаков, приписываемых объекту в визуальном со-общении), дополнение, противопоставление и выделение (изображение лишь час-ти свойств, описывающих объект вербально) [Сазонов, Шошников]. Особенности номинативного комплекса, сопровождающего изобразительный ряд лицевой рукописи, хорошо просматриваются на примере «Книги о иконе Бо-гоматери Одигитрии Тихвинской» – созданного в XVII в. иконописцем Тихвин-ского Успенского монастыря Родионом Сергиевым свода всех известных к тому времени сказаний о Тихвинской иконе, в концепцию которого изначально был заложен принцип поглавного сопровождения текста миниатюрами. В настоящее время мы располагаем лицевыми списками этой редакции XVIII в., среди которых наиболее близким к первоначальному варианту признан список, хранящийся в Российской национальной библиотеке, в собрании ОЛДП, F.38 [Книга 2004]. Тексты в родионовской редакции сгруппированы в несколько больших цик-лов глав. Первый образован службой явлению Тихвинской иконы и «Повестью о иконном изображении», обеспечивающей переход от внесобытийного богослу-жебного контекста к событиям историческим: появлению нерукотворных образов и их чудесным перемещениям. Следующий цикл, в целом событийный, также открывается текстом толковательного характера «О пречестном изображении иконы Богоматери», где описывается иконография Тихвинского образа. За ним следует цикл рассказов о явлениях иконы в различных местах около реки Тихвин-ки и о сопутствующих событиях, заканчивающихся строительством Тихвинского Успенского монастыря. Еще один большой цикл представляет собой «Сказание об осаде» Тихвинского монастыря шведами в 1613 г. Завершается свод двумя цикла-ми чудес от иконы, «старых» и «новосодеянных», т.е. произошедших до и после заключения Столбовского мира в 1617 г. В номинативном комплексе редакции можно выделить несколько уровней иерархии. Список ОЛДП не имеет общего заглавия. В списке XVIII в., хранящем-ся в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа, № 246400, общее заглавие звучит как «О пречестней и пречюдней Пресвятыя Владычицы Нашея Богороди-цы и Присно Девы Марии иконе честнаго Ея Одигитрия. О преславных ея явле-ниих в стране Российстей, и вселении на Тихфине. О различных от части чюде-сех, о созидании храмов и обители. Богу Всемогущему в Троице Поемому, во сла-ву, Преблагословенней Деве Богородице во честь и похвалу. Людем же право-славным во ползу и духовное назидание написанная» (л. 25 об.). Пространное, суммирующее содержание заглавие не содержит никаких жанровых идентифика-торов. Сочинение об истории иконного образа идентифицируется (уже в заглавии второго уровня) как «Повесть»: «Повесть чудна и зело полезна сложена от древ-няго списания о иконном изображении како и когда зачатся иконное изображение и о написании иконы Пречистыя Владычицы Нашея Богородицы и Присно Девы Марии, честнаго Ея Одигитрия и о чудесех иже сотвори в Царствующем Констан-тине Граде и о еже како уставися праздновати честный праздник Ея Одигитрию» (список Эрмитажа, л. 31; список ОЛДП, л. 1). Пространное заглавие указывает на значимость текста в структуре свода. Помимо «Повести о иконном изображении», заглавием второго уровня является название цикла глав «Сказания об осаде»: «Месяца сентября в 15 день сказание о милости Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Како преславно избави обитель свою иже на Тихфине, иде же святый Ея чудотворный образ Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричют-ся» (список ОЛДП, л. 65). Заглавия сравнимой степени обширности, но все же немного менее многословные, имеют службы и цикл чудес. Указание на кален-дарную дату праздника содержат, как правило, службы и «Сказание об осаде». Заглавия третьего уровня определяют содержание каждой главы и имеют форму «Глава [номер]. О [конкретном событии]». Для характеристики номина-тивного комплекса лицевой редакции они имеют определяющее значение. В них отражены география, хронология и само существо события. Кроме того, именно эти заглавия служат одновременно подписями, идентифицирующими содержание миниатюр (оно также дополнительно конкретизируется надписями внутри изо-бражения). Целостное представление о предмете изложения формируется уже на основании просмотра миниатюр и названий глав – так, как это происходит при разглядывании клейм иконы, снабженных надписями. На первый взгляд, заглавия третьего уровня служат исключительно целям нарративной репрезентации иконы: они рассказывают, когда, где и что произош-ло, устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Например, цепь чудес при строительстве храмов на месте явлений иконы озаглавлена сле-дующим образом: «О погорении первыя церкви и часовни и о обретении иконы Богоматере и креста в можжеелнике в лето 6898»; «О поставлении вторыя церкви и часовни, и паки о погорении и о обретении иконы Богоматере и креста в попеле в лето 6903»; «О поставлении третией церкви и часовни и паки о погорении»; «О поставлении церкви каменныя и о падшейся паперти и о засыпанных делате-лей, и како обретошася по триех дней под камением живи вси и ничем врежени» (там же, л. 45 об. – 48). При этом многие последовательности заглавий явно отсы-лают к толковательной, символической репрезентации иконы, упоминая ключе-вые моменты обряда перенесения реликвии, еще в Византии определившего само существо почитания чудотворной иконы [Шалина 2005, с. 13 и др.]. Они акценти-руются в названиях глав упоминанием о чудесных обретениях образа, установле-нии праздников, благодарственных молебнов и всевозможных перемещений, свя-занных с образом. Так, заключительные главы цикла осады рассказывают о под-писании мирного договора с участием списка с Тихвинской иконы: «О посланных благочестивым царем послех, на умирение к зловерным немцем, и о пришествии их на Тихфину», «О пошествии послов изо обители Богоматере на умирение з зловерными немцы, и о испрошении с собою иконы Богоматере, и о мирном устроении», «О пришествии послов с мирнаго устроения паки во обитель Богома-тере», «О изшествии из обители Богоматери царевых послов в Великий Нов Град, на приятие того у зловерных» (там же, л. 109 – 111). В заглавиях цикла чудес число дифференциаторов сокращено до минимума. Как правило, это пол, возраст и болезнь исцеляемого, а также порядковый номер чуда. Очень редки имена, даты и топонимы. Просмотр цикла чудес по практиче-ски одинаковым миниатюрам и слабо варьирующимся заглавиям не может сфор-мировать представления о конкретных обстоятельствах исцелений, наоборот, подчеркиваются их типовые черты. Так, заглавие «Чудо Пресвятыя Богородицы о слепом мужи» встречается в списке ОЛДП шесть раз (л. 127 об, 130, 137 об., 139 об., 146, 149). С точки зрения нарративной репрезентации эти заглавия отличают-ся избыточной повторяемостью, но в соединении с иконографией цикла они ста-новятся средством толковательной репрезентации, демонстрирующим регуляр-ную актуализацию чудотворной функции образа, экстрагирующим ее из индиви-дуальных обстоятельств болезни и исцеления. При просмотре миниатюр и загла-вий формируется представление о вечно творящей чудо святыне, для чего и пред-назначен данный цикл в своде.

Ключевые слова

номинативный комплекс, книжная миниатюра, изобразительный ряд, Родион Сергиев, Nominative complex, book miniature, visuals, Rodion Sergiev

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Панина Нина ЛеонидовнаНовосибирский государственный университетpa.nina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бугаева И.В. Способы номинации икон // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2-2. С. 29–32.
Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Предисл., пер., комм. Е. В. Крушельницкой. СПб., 2004.
Крутова М.С. Книга глаголемая: Семантика, структура, вариативность названий русских рукописных книг XI—XIX вв. М., 2010.
Сазонов В.В., Шошников К.В. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы воздействия средств массовой коммуникации. М., 1975. С. 375–389.
Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.
 К вопросу о номинативном комплексе лицевого памятника | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.

К вопросу о номинативном комплексе лицевого памятника | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.