Субъектно-образная структура «караваевского цикла» Н.С. Гумилева | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.

Субъектно-образная структура «караваевского цикла» Н.С. Гумилева

В статье рассмотрена субъектная структура «караваевского цикла» стихотворений Н.С. Гумилева. Анализ «субъектных форм» ориентирован на выявление авторского присутствия в тексте, позиции автора, предопределяющей место и значение цикла в контексте лирического творчества поэта.

The subjective and imaginative structure of N.S. Gumilev's «karavaevsky cycle».pdf Целью предлагаемой статьи является рассмотрение субъектно-образной структуры «караваевского цикла» стихотворений Н.С. Гумилева в аспекте изуче-ния «проблемы автора» («авторского сознания»). Стихотворения так называемого «караваевского цикла», записанные Н.С. Гумилевым в альбомы своих двоюродных сестер – М.А. и О.А. Кузьминых-Караваевых, с которыми поэт встретился в 1911 году в родовом имении Львовых (усадьба Слепнево) – не публиковались при жизни автора (исключения составля-ют «Сон», «Девушке», «Сомнение», вошедшие в сборник «Чужое небо» (1912) и «Araignee du soir»). Тем не менее, «караваевский цикл» занимает особое место в творческой биографии Н. Гумилева. Современными исследователями подчерки-вается значимость изучения «караваевских» стихотворении, что связано с отра-зившимися в произведениях цикла переменах в мировосприятии автора, расшире-нием границ художественного видения («караваевский цикл» создавался в пери-од, непосредственно предшествовавший формированию программы акмеизма) [Тименчик, 1981, с. 177–178]. Обращение к субъектно-образной структуре цикла обусловлено необходимо-стью выявления концепции, лежащей в основе «караваевского цикла», рассмот-ренного как «самостоятельное целое», воплощающее позицию автора. Автор, по-нимаемый как определенное мироотношение, выражением которого является произведение (или группа произведений), непосредственно в текст не входит – он опосредован прежде всего «субъектными формами выражения авторского созна-ния» (термин Б.О. Кормана [Корман, 1978, с. 8]), среди которых наиболее харак-терные: - лирический герой (субъект и объект изображения одновременно); - лирический повествователь (высказывание в третьем лице, объект на пер-вом плане, субъект речи грамматически на представлен); - герой «ролевой» лирики («близкий к драматическому»); - лирическое «я» (не являющееся объектом изображения, но при этом сохра-няющее оценку субъекта) [Бройтман, 2004, с. 343–344]. Каждая из субъектных форм реализует определенную грань мировидения ав-тора, отражает те или иные стороны авторской концепции, воплощенной в худо-жественном произведении. Переходя к анализу стихотворений цикла, следует учитывать специфику ав-торской «интерпретации» «альбомного жанра»: ирония, предполагающая «от-страненную … подачу культурного штампа» [Тименчик, 1981, с. 184], вероятно, соединяется здесь также с пониманием альбомной лирики в качестве «священного гимна о таинствах нового Эроса» [Гумилев, 1912, с. 61]. Большая часть стихотворений альбома М.А. Кузьминой-Караваевой (17 из 22) объединена образом лирического героя, его строем чувств и ракурсом воспри-ятия. Поэтому целесообразно обратиться к характеристике героя «караваевского цикла». Анализ следует начать со стихотворения «Встреча». Образность «Встречи» отсылает к раннему Гумилеву (ср.: «Молюсь звезде моих побед, // Алмазу древне-го востока, // Широкой степи, где мой бред – // Езда всегда навстречу рока» [Гу-милев, 1998, с. 46]) (курсив наш далее везде – А.Б.)). Вместе с тем, устремлен-ность героя к «иному» (равно как и попытка приблизиться к «раю») не приводят к желаемому результату: лирический герой отвергнут (несоответствие идеала по-иска «иного» действительности – одна из ключевых тем в творчестве Н. Гумилева (см.: [Верховский, 1995, с. 125])). Необходимо отметить особую значимость, «дефинитивность» образа «рая» в структуре «караваевского цикла». Пространство «рая», либо на уровне ассоциа-ций, либо выделяясь в качестве сквозного фона развития лирического сюжета, значимо в большинстве произведений альбома М.А. Кузьминой-Караваевой. «Рай» воспринимается лирическим героем как место, дарующее покой и «мечту». Однако отверженность героя лишает его и того, и другого, что порождает двой-ную реакцию. С одной стороны, лирический герой отвергает «рай» как некую неосуществимую, лишь обещаемую «мечту», «не жизнь, а только сон о жизни» («Araignee du soir» [Гумилев, 1998, с. 62]). Стихотворение «Ключ в лесу» создает картину тайного убежища лирическо-го героя: «Есть темный лес в душе моей // В него входил я не однажды…» [Там же, с. 66]. Уход героя в сторону, противоположную «раю», как видно из примера, ведет его в «темноту». С другой стороны, ракурс восприятия лирического героя может быть иным: «рай» выступает в качестве «сада» (учитывается исходная семантика образа). Вместе с тем, «сад» – есть «рай», лишенный «избранницы» героя, его возлюблен-ной. Стихотворение «В саду» («Warum») обыгрывает тему покинутости реали-стично и детально, «психологически» (ср.: «...Но она не пришла, // Не хотела, иль просто пугалась ветвей» [Там же, с. 42]). В то же время любовь, сакрализуясь, выходя за пределы собственно-человеческого, определяет статус бытийного, – через свою причастность к божественному: «…Но зачем этот день, как больное дитя, // Умирал, не отмеченный Божьей Рукой?» [Там же, с. 42]. Неосуществи-мость встречи, остро переживаемая героем в качестве негативного фактора, рас-пространяется и на жизнь в целом, отводя от нее «Божью Руку». Пространство вечернего сада составляет фон сюжетного развития в стихотворениях «Лиловый цветок», «Сомнение», «Девушке», «В вашей спальне», где «встречи» также не происходит. Момент приближения «избранницы» меняет восприятие лирического героя: «сад» становится «райским садом» (стихотворение «Райский сад»): «Бьет поток на лужайках прибрежных // Бродят нимфы забытых времен…» [Гумилев, 1998, с. 63]. Герой «простерт на земле без дыханья», что согласуется с идеей «рая», од-нако просветлен духовно («Но в душе ослепительность знанья // Что ко мне на-клоняешься ты» [Гумилев, 1998, с. 63]). Стихотворения, вошедшие в альбом М.А. Кузьминой-Караваевой, обращают на себя внимание также и отчетливо прослеживающимся в них принципом «двойственности» в изображении внутреннего мира, строя чувств лирического героя, его восприятия. Стихотворения «В саду», «Лиловый цветок», «Сомнение» передают состоя-ние неопределенности, смятение лирического героя (ср.: «Хочу быть спокоен – взволнован, // Смотрю – а хочу не смотреть» («Лиловый цветок» [Там же, с. 49]). Герой «Встречи» теряет «ощущение места», – «делокализованность» состав-ляет важнейшую его черту. Видение некой «переходной зоны» состояний и ми-ров, как нам кажется, составляет ведущую лирическую тему анализируемого «раздела» цикла. «Двойственность» заглавия стихотворения «Ева или Лилит» отражает двой-ственность образа героини: «земное» и «Иное» соединяется в ней в единой це-лое, но герой призывает «избранницу» «узнать» в себе именно Лилит, в «стране» которой цветут «алмазные солнца». Т.е. в «раю» ожидается не Ева, но именно Лилит. Герой присутствует «скрыто», обозначая себя в 3-ем лице («Он тебя со-хранит от тебя же самой» [Там же, с. 68]), что позволяет сделать вывод о специфике реализации темы «двойственности», «отторжения» на уровне субъ-ектной структуры произведения: герой здесь постепенно теряет субъективность; внимание переносится с субъекта на объект. В основе механики этого перехода – именно сознание отверженности, видение недосягаемого. Произведения, вошедшие в альбом О.А. Кузьминой-Караваевой составля-ют ярко выраженный контраст по отношению к стихотворениям из альбома М.А. Кузьминой-Караваевой, – как по своей структуре и принципам построения, так и по основному «эмоциональному содержанию». Вместе с тем, внимание к произведениям с актуализированной формой лирического героя указывает на глубинное сходство двух альбомов. Стихотворение «Прогулка» воплощает тематику «Встречи» на «сниженном» уровне: утомленный герой обойден вниманием своих «веселых» спутниц («Но они, веселые, ласкали нежным взглядом // Не меня, неловкого, а моего коня» [Там же, c. 47]). Отличительной чертой этого стихотворения, как и большинства произ-ведений альбома, становится их абсолютная «приземленность», эмпиричность, отсутствие выраженной связи с метафизической проблематикой, ирония. Тем не менее, в стихотворении «Альбом или СЛОН» («Акростих»), откры-вающем альбом Ольги Александровны, с первых же строк установлена «прегра-да», разделяющая героя и героиню, образ которой постепенно выходит на первый план: «О, самой нежной из кузин // Легко и надоесть стихами» [Там же, с. 40]. Весьма показательно стихотворение «Опять прогулка», где подчеркивается раз-личие положений героя и героини: «И со мной, хоть осторожно, // Оля ласкова была. // С шарабана это можно, // Но не так легко с седла» [Там же, с. 67]. Исключительность героини явлена в стихотворении «Медиумические явле-ния» (где оккультная проблематика, заявленная в заглавии, «снижена» до статуса некой полу-игры): «Но всех милей, всех грациозней, // Все ж Оля в робости своей, // Встречая дьяволские козни // Улыбкой, утра розовей» [Там же, с. 55]. Аналогией «Райскому саду» может считаться в альбоме Ольги Александров-ны стихотворение «В четыре руки», где также происходит чудо преображения реальности под влиянием встречи: «И не грустно, что дождливый // Проплывет неслышно день» [Там же, с. 45]. Стихотворения «О признаниях» и «11 июля 1911 года» характеризуются аб-солютной поглощенностью субъекта объектом. В последнем «разыграна» судьба Оли (чей образ очерчен без «двойственности»), составляющая смысловой центр альбомных произведений («…Гименей // Выйдет, радостный и пышный, // С ним дары: цветущий хмель // Да колечко золотое, // Выезд, дом и все такое, // И в гря-дущем колыбель» [Гумилев, 1998, с. 74]). Сфокусированность на судьбе Оли порождает особые лирико-повествовательные формы, отсутствующие в альбоме М.А. Кузьминой-Караваевой и отличающиеся ориентированным на воспроизведение последова-тельности событий, но при этом остающимся в поле зрения субъектом. Это отно-сится к стихотворениям «Остров любви», «Четыре лошади» и особенно к поздне-му «Открытье летнего сезона». Лирический субъект в данном случае «активен», однако его «я» не самоценно, в чем его принципиальное отличие от самоценного «я» лирического героя («субъекта-для-себя»). В альбоме присутствуют так называемые «ролевые» стихотворения. Это «Страница из Олиного дневника» и «Слова на музыку Давыдова». Вместе с тем, в обоих стихотворениях «ролевая составляющая» весьма условна: обе героини – и некая «танцовщица с древнего Нила», и сама Оля – как нетрудно заметить, в значительной степени есть результат «стилизации»: угадывается сознание, стоящее за ними, «играющее» в них. На более высоком лирико-философском уровне тема отверженности, как и проблема «двойственности», выходят на первый план в стихотворениях «Неиз-вестность» и «Борьба» (альбом М.А. Кузьминой-Караваевой). Субъект здесь от-ступает перед объектом (изображением круга определенных явлений), что, в кон-тексте реализации темы отверженности, имеет смысл видения некой дистан-ции – как первичного «импульса» к возникновению такой субъектной формы, как лирическое «я» (ср.: «Борьба одна: и там, где по холмам // Под рев звериный плещут водопады, // И здесь, где взор девичий, – но, как там, // Обезоруженному нет пощады» [Там же, с. 61]). Альбомные произведения в целом можно рассматривать как своего рода диалог «земного» и «небесного», «души» и «тела» в сознании автора. В стихотво-рении 1913 года «Разговор» (сборник «Колчан») проблема соотношения духовно-го и материального начал обозначена уже более отчетливо. В то же время трак-товка материального начала в «Разговоре» радикально меняется по отношению к более ранним по времени «караваевским» стихотворениям. Особенностью «ка-раваевских» стихотворений является то, что за «земным» началом здесь закрепле-ны определенная динамика, становление, движение во времени и пространстве; за началом «духовным» (в большей степени это альбом М.А. Кузьминой-Караваевой с его метафизикой и «психологизмом» в разработке образов героя и героини) ви-дится некая неподвижность, статика. Однако лирический герой, как самостоятельная субъектная форма, отчетливо дан именно в стихотворениях альбома М.А. Кузьминой-Караваевой. В альбоме О.А. Кузьминой-Караваевой образ лирического героя – чуждого и «небу», и «зем-ле» – уходит на второй план. На первом плане – течение самой жизни (с чем свя-зана, в том числе, и активизация повествовательных форм). Таким образом, подводя предварительные итоги, можно говорить о «двойст-венности», бинарности как о ведущем принципе построения образной системы «караваевского цикла», реализующем позицию автора. Принцип «разделения» – определяющий в цикле – отражает понимание «комплиментарности» (контраст-ной соположенности и взаимодополняемости) элементов: «внешнего» и «внут-реннего», «земного» и «небесного», телесного и духовного. Анализ цикла позволяет рассматривать поэтические альбомы сестер Кара-ваевых, взятые в их единстве, как отражение противоречивого, сложного процесса поиска Н. Гумилевым новых идей, форм и способов видения в эпоху становления акмеизма.

Ключевые слова

Н. Гумилев, авторское сознание, лирический субъект, лирический герой, лирический повествователь, лирическое «я», N. Gumilev, author's consciousness, lyrical subject, lyrical hero, lyric narrator, lyrical «I»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бичевин Анатолий ГеннадьевичИркутский государственный университетbichevin.an@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бройтман С.Н. Субъектная структура лирического произведения // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 340–346.
Верховский Ю.Н. Путь поэта // Н.С. Гумилев: pro et contra / Сост., вступ. ст. и прим. Ю.В. Зобнина. СПб., 1995. С. 505–549.
Гумилев Н.С. Александр Блок. Собрание стихотворений в трех книгах // Аполлон. 1912. № 8. С. 60–62.
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1990. Т. 2: Стихотворения. Поэмы (1910–1913).
Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.
Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме (3) // Russianliterature. 1981. № 9. С. 175–189.
 Субъектно-образная структура «караваевского цикла» Н.С. Гумилева | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.

Субъектно-образная структура «караваевского цикла» Н.С. Гумилева | Сибирский филологический журнал. 2013. № 3.