Статья представляет собой рецензию на учебное пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности».
Man in the linguistic dimension. Review of the manual by E.V. Ivantsova «Linguistic personology: the basics of the langu.pdf Читатель, взяв в руки книгу с названием «Лингвоперсонология», непременно подумает о своевременности ее публикации. Провозглашенный в статье Е.С. Куб-ряковой принцип антропоцентризма, характеризующий состояние современной лингвистики, реализуется в различных направлениях, в том числе его проявление можно увидеть и в выделении нового лингвистического объекта – языковой лич-ности – и в становлении новой отрасли научного знания – лингвоперсонологии. Исследователями давно ведется изучение языковой личности, нередко независимо друг от друга. При этом обозначаются разные аспекты этого явления, происходит его рассмотрение в рамках разных научных направлений, что в настоящее время позволяет говорить о существовании лингвоперсонологических школ, например школы «Русская языковая личность» (руководитель Ю.Н. Караулов), или о выде-лении лингвоперсонологических направлений внутри сложившихся научных школ: Волгоградской лингвокультурологической школы, Пермской стилистиче-ской школы, Саратовской риторической школы, Томской диалектологической школы и т. д. На фоне этого представляется бесспорной актуальность появления учебного пособия Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой лично-сти». В нем ставится и решается непростая задача – обоснование выделения но-вой, интегральной области научного знания, исследующей феномен языковой личности, и нового лингвистического объекта – «человека говорящего», человека, владеющего и пользующегося языком. Возможность рассмотрения этого уже сама по себе подтверждает научный статус лингвоперсонологии. Отличительной особенностью обсуждаемой книги является ее синтетический характер, проявляющийся в том, что автор учитывает достижения как мировой лингвистики в целом, так и отечественного языкознания в частности, кроме того – подробно останавливается на региональных лингвоперсонологических школах. Пособие демонстрирует колоссальный опыт детального анализа имеющихся лин-гвоперсонологических работ, их глубочайшего осмысления и представления по-лученных результатов. Лингвоперсонология – интегральная область научного знания, а потому ее комплексное описание отсылает автора к работам разного профиля, последовательное представление которых подчеркивает аналитическое мышление и безупречную логику Е.В. Иванцовой, объемно и многогранно опи-сывающей анализируемый феномен. Автором признается объективное отсутствие однозначных решений по поводу многих проблем, что предопределяет постанов-ку вопросов, размышление по поводу которых способствует формированию диа-лектического мышления читателя, что отвечает требованию жанра учебного по-собия. Композиция пособия позволяет последовательно и логично ввести читателя в круг проблем, связанных с лингвистическим освещением теории языковой лич-ности. Е.В. Иванцова излагает историю формирования лингвоперсонологии как научной дисциплины; вводит ее основные теоретические понятия; исследует фак-торы, определяющие индивидуальность языка личности, описывает типологию языковых личностей, а также освещает источники изучения языковой личности и методологические основы ее исследования. Содержание названных разделов работы базируется на представлении и анализе более трехсот источников, посвя-щенных как обсуждению общих проблем лингвоперсонологии, так и исследова-нию и описанию конкретных языковых личностей: от выдающихся исторических и культурных деятелей до рядового носителя языка. Сквозной антиномией становится отмеченное В. фон Гумбольдтом неразре-шимое противоречие индивидуального и всеобщего. Эта антиномия во многом предопределила развитие лингвоперсонологических исследований, а также позво-лила само понятие языковой личности наделять разным содержанием, подразуме-вая под ней конкретную, коллективную (групповую) языковую личность и языко-вую личность народа в целом. Все эти грани языковой личности нашли свое от-ражение в рецензируемом учебном пособии. В задачи пособия входило описание понятийно-терминологического аппара-та лингвоперсонологии, который, на наш взгляд, представлен не в полной мере в том числе и в силу объективных причин: наука находится в стадии становления. В частности, недостаточно отраженным является понятие типа языковой лично-сти, отсутствующее среди основных терминов второй главы, но введенное в чет-вертую главу, посвященную типологии языковых личностей. Кроме того, в рамках данного учебного пособия не нашло освещения одно из направлений лингвоперсонологии, на выделении которого настаивает Н.Д. Голев, говоря о лингвоперсонологическом функционировании языка и выделяя ПЕРСОНОЛОГИЮ в лингвистическом изучении и ЛИНГВИСТИКУ в персоноло-гическом изучении. Именно это последнее направление осталось за пределами учебного пособия, в котором последовательно описан анализируемый в рамках первого направления предмет – языковая личность. Второе же направление связа-но с реализацией гипотезы лингвоперсонологического функционирования ЯЗЫКА, а потому предметом его рассмотрения становятся собственно лингвис-тические категории, изучаемые в лингвоперсонологическом аспекте. Подобная задача, представляющаяся нам важной, не ставилась автором пособия, но, безус-ловно, является одной из перспектив развития новой формирующейся науки. Важным в методологическом плане становится выделение факторов, предо-пределяющих индивидуальность языка личности. Но в силу вышеперечисленных причин все названные детерминанты имеют экстралингвистический характер, а потому представляется, что автор не учитывает второй член антиномии «внеш-нее – внутреннее», сосредоточивая свои концептуальные положения на первом и недооценивая возможности самой «имманентной» лингвоперсонологии. Впро-чем, это отражает своеобразие авторской концепции, открывая перспективы даль-нейшего развития новой отрасли знания, и задает векторы научного обсуждения разрабатываемых проблем. Представляя собой по форме монологичное изложение теории языковой личности, книга написана в режиме диалогичности. Эта диалогичность проявля-ется в том, что Е.В. Иванцова, обсуждая дискуссионные теоретические проблемы, освещает различные варианты их решения; ставит перед читателем вопросы и предлагает возможные ответы на них; описывая существующие теории, выска-зывает свою позицию, соглашаясь с автором излагаемой концепции или, напро-тив, вступая в дискуссию с ним. Диалоговый стиль увлекает читателя, побуждая его размышлять над тем, какова структура языковой личности, какие факторы определяют индивидуальность языка личности, чем обусловлена необходимость разработки типологии языковой личности, на каких основаниях строятся частные классификации языковых личностей и многими другими проблемами, которые поднимаются в этой книге. Автор вовлекает читателя в активное обсуждение рассматриваемых проблем. Каждая глава завершается вопросами, которые предполагают воспроизведение и систематизацию полученной информации («Какие этапы намечены в развитии лингвоперсонологии как научной дисциплины?», «Охарактеризуйте основные подходы в трактовке понятия «языковая личность», «На каких основаниях строят-ся частные классификации языковых личностей» и др.). Кроме того, в пособии предлагается выполнить ряд заданий творческого характера («Охарактеризуйте любую языковую личность по принадлежности к типологическим классам разных классификаций», «Проанализируйте фрагменты источников отдельных типов языковых личностей. Какие сведения о языковой личности можно извлечь из них?», «Если вы занимаетесь изучением языковой личности, определите принад-лежность своей работы к одному или нескольким из названных направлений и аспектов» и подобные). Учитывая, что адресатом учебного пособия являются, в первую очередь, сту-денты, свой текст автор иллюстрирует рисунками, позволяющими наглядно пред-ставить структуру языковой личности, источники и методы ее изучения, метод стилистической реконструкции языковой личности и др. Эта книга окажется полезной не только студентам филологических факуль-тетов вузов, которые найдут в ней обширнейшие и систематизированные сведе-ния из области новой научной дисциплины. Рецензируемое учебное пособие мо-жет быть интересно исследователям, работающим в разных областях лингвисти-ческого знания: лингводидактике, лингвокультурологии, лингвосоционике и т. д., то есть в тех областях, которые уже по своему определению имеют междисцип-линарный характер и связаны с изучением языковой личности. Оно вносит неоце-нимый вклад в развитие самой лингвоперсонологии как науки, помогая осмыс-лить закономерности ее возникновения и становления, намечая – а возможно, и задавая – дальнейшие векторы движения лингвоперсонологической мысли. Читатель этой книги на вопрос автора, «изменился ли ваш взгляд на язык ок-ружающих и собственную языковую личность после знакомства с этой книгой?», обращенный к нему в заключительном разделе, непременно даст положительный ответ. Данное пособие, несомненно, послужит стимулом для дальнейшего развития лингвоперсонологического направления, и, следовательно, автор сможет считать свою задачу выполненной.