Хроника посвящена освещению научного семинара, прошедшего на филологическом факультете Томского государственного университета (ТГУ). Выступления его участников касались изучения театрального хронотопа (театральные площадки, персоналии критиков, репертуар и актерские труппы, а также реципиент, томский зритель) и культурного контекста, в котором происходило развитие томского театра. Мероприятие организовано в рамках гранта РГНФ-регион; в нем приняли участие филологи и культурологи ТГУ.
The scientific seminar «The theatre chronotope in the context of Siberian urban text at the end of the 19th – the beginn.pdf Тема семинара, посвященная актуальному в настоящее время аспекту изуче-ния регионалистики, и, в частности, исследованию провинциального городского текста, охватила разные вопросы культурной жизни Томска рубежа XIX – XX вв. Выступления касались развития театрального хронотопа (театральные площадки, персоналии критиков, репертуар и актерские труппы, а также реципиент, томский зритель) и культурного контекста, в котором происходило бытование театра. Е.А. Макарова, доцент каф. общего литературоведения, издательского дела и редактирования ТГУ, выступила с докладом: «Специфика формирования лите- ратурно-художественных сборников Томска конца XIX – начала XX в.», в кото- ром проследила зарождение книгоиздательского дела и появление первых литера- турно-художественных сборников в городе в связи с нарождающейся сибирской самобытной литературой и становлением книгопечатания. В сообщении И.А. Поплавской, доцента каф. русской и зарубежной литера-туры ТГУ, речь шла об А.И. Милютине (1865–1930) – одном из первых исследо-вателей книжного собрания семейства Строгановых, хранящегося в Научной биб-лиотеке Томского университета. Публикации Милютина в двух номерах журнала «Русский библиофил» (№ 2, 4) за 1914 г. посвящены истории формирования этой родовой библиотеки и ее роли в создании книжного фонда первого Сибирского университета. Предметом специального рассмотрения в выступлении явились раритетные издания и рукописи из библиотеки Строгановых, среди которых французский перевод романа Лонга «Дафнис и Хлоя» (1787–1788), а также руко-писные материалы под названием «Archives d`Apollon», принадлежащие членам семьи Строгановых и содержащие документы, относящиеся к 1812 г. Выступление Г.И. Колосовой, зав. отделом рукописей и книжных памятни-ков НБ ТГУ, было посвящено раскрытию сибирской темы в творчестве томского художника П.М. Кошарова (1824–1902), которое занимает особое место в истории сибирского пейзажа. Докладчица познакомила участников семинара с интерес-ными фактами жизни и деятельности художника в Томске, а также представила пейзажи, созданные в 1880–1890-е гг. и сохранившиеся в книжном собрании том-ского краеведа и библиофила Г.К. Тюменцева, а в настоящее время находящиеся в фонде НБ ТГУ. В докладе О.В. Горских, доцента каф. философии и социологии ТУСУР, со-общалось о деятельности выдающегося томского архитектора В.Ф. Оржешко, сыгравшего исключительную роль в формировании самобытной сибирской архи-тектурной традиции. По мнению докладчицы, уникальность художественного стиля польского архитектора заключалась в использовании разных архитектур-ных стилей, синтезе региональных и общеевропейских тенденций. Аспирантка каф. романо-германской филологии Ю.И. Родченко (науч. рук. – проф. О.Б. Кафанова) проследила историю существования первого театрального здания в Томске, построенного в 1848–1850 гг. в городской роще и просущество- вавшего до 1882 г., а также рассказала о строительстве в городе первого каменно- го театра, возведенного на средства купца Е.И. Королева рядом с Соборной пло- щадью (1885–1886) и уничтоженного во время черносотенного погрома в 1905 г. Профессор каф. романо-германской филологии О.Б. Кафанова представила типологию томской литературно-театральной критики, выделив три модели, каж-дая из которых по-своему соединяла Сибирь и Европу. Первая модель была ре-презентирована областниками (Ядринцев, Потанин), вторая, – политическими и уголовными ссыльными (Волховский, Войцеховский, Долгоруков), и, наконец, третья модель отражала позицию коренных сибиряков (Вяткин). Несмотря на то, что все три модели сосуществовали одновременно и дополняли друг друга, для развития собственно театральной, эстетической критики наиболее существенной, по мнению О.Б. Кафановой, оказалась деятельность В. Долгорукова, рассматри-вающего томские постановки в европейском контексте. Профессор В.А. Доманский в своем докладе показал, какое значение для культурной жизни Томска конца XIX – начала XX вв. имели гастроли театраль-ных трупп из Центральной России, Москвы и Украины. С точки зрения докладчи-ка, историю томского театра невозможно представить без антреприз и театраль-ных гастролей, которые составляют занимательные сюжеты театрального хроно-топа. Главное внимание В.А. Доманский уделил анализу гастролей украинской труппы Ф.А. Хмары, проходивших в Томске в январе – феврале 1903 г. Освеще- ние этих гастролей, как показало изучение материалов газеты «Сибирский вест- ник», содержали театральные рецензии В.А. Долгорукова и И. Ольгина. Д.А. Олицкая, зав. каф. романо-германской филологии, в своем докладе «Драматургия А.П. Чехова на томской сцене конца XIX – начала XX вв.» рас-смотрела критическую рецепцию чеховских пьес по материалам местных газет («Сибирский вестник», «Сибирская жизнь», «Сибирские отголоски»). Томские критики, как показало исследование, основные трудности сценического воплоще-ния чеховских пьес видели в отсутствии режиссерского театра, узких рамках дра-матического амплуа актеров, а также в недостаточном внимании к художествен-но-музыкальному оформлению спектаклей. Главным достоинством пьес Чехова томские критики считали «жизненность» и «типичность выведенных характеров». В докладе В.Н. Горенинцевой, доц. каф. романо-германской филологии, рас-смотрена история постановок трагедии У. Шекспира «Гамлет» на томской сцене конца XIX – начала XX вв. В театральных рецензиях томских литераторов обна-руживается два взгляда на инсценировки шекспировской пьесы в Томске. Соглас-но просветительской концепции (Волховский и Долгоруков), инсценировки классики, даже и не вполне удачные, необходимы провинциальной сцене в каче-стве «культурной прививки». Противоположная, критическая, оценка представ-лена в рецензиях коренных сибиряков, которые категорически заявляли о неудов-летворенности томского общества низким качеством постановок «Гамлета». В заключение семинара был проведен круглый стол, в работе которого кроме докладчиков приняли участие присутствующие: доцент каф. теории и истории культуры Института искусств и культуры Е.В. Барнашова, преподаватели каф. романо-германской филологии доц. Н.Е. Никонова, канд. филол. наук Е.В. Абло-гина, канд. филол. наук Л.П. Дмитриева, а также канд. историч. наук Н.А. Серя-кова. Выступающие отметили актуальность затронутых на семинаре проблем в свете активно развивающейся сегодня регионалистики. Участники семинара пришли к выводу, что методология, сформировавшаяся в ходе регулярных науч-ных конференций по сибирскому тексту, позволяет выйти на новый уровень ис-следования томского театрального хронотопа, до сих пор не являвшегося предме-том систематического рассмотрения.
Доманский Валерий Анатольевич | Ленинградский областной институт развития образования | | valerii_domanski@mail.ru |
Кафанова Ольга Бодовна | Томский государственный университет | | olg_kaf@mail.ru |
Олицкая Дарья Александровна | Томский государственный университет | | d.olitskaya@mail.ru |