Эпистолярный дискурс как средство современной межличностной и социальной коммуникации
Статья посвящена анализу структурных и функционально-прагматических особенностей современных эпистолярных текстов, включенных в сферу межличностной и социальной коммуникации, а также речевых средств их презентации. Проведенное исследование позволило квалифицировать письмо как устойчивую функционально-стилевую разновидность эпистолярного жанра, под-дающуюся стилистическим модификациям, но сохраняющую при этом свои инва-риантные признаки.
Эпистолярный дискурс как средство современной межличностной и социальной коммуникации.pdf Интерес к процессу коммуникации со стороны представителей разных от-раслей знания сегодня поистине огромен. Одним из аспектов изучения феномена общения с позиций лингвистики является анализ жанрово-стилистических форм презентации различных сфер межличностного и социального взаимодействия. Большими потенциальными возможностями в этом плане обладают эписто-лярные тексты (далее - ЭТ). Под ЭТ мы понимаем концептуально, информа-тивно и прагматически значимое письменно-речевое произведение, категориаль-ными признаками которого являются политематичность, стандартная струк-тура, особая роль пресуппозиции и фактора адресата. В целом ЭТ отражают специфику эпистолярного типа общения со свойственным ему дистанцированным характером общения между автором и адресатом, обязательностью письменной формы речевого контакта, особой ролью экстралингвистических факторов, не-официальностью и непринужденностью диалога, его неподготовленностью, авто-матизмом, спонтанностью. Исследование ЭТ как объекта речеведческих дисциплин предпринимается сегодня в разных направлениях: в жанрово-стилевом плане (Н.И. Белунова, Ю.А. Бельчиков, Т.А. Демешкина, А.Г. Григорьева, А.И. Ефимов, О.Н. Седова, Л.В. Нижникова, О.Ф. Цыцарина, Л.В. Попова и др.), с точки зрения лингвистиче-ских особенностей (Л.В. Зубова, О.А. Клинг, О.Г. Ревзина, О.Н. Северская, Л.Н. Кецба, З.М. Данкер, И.М. Кудрова и др.), в свете теории коммуникативности (Н.А. Ковалева, А.Н. Попова и др.), с позиций прагмалингвистики и речевого эти-кета (А.А. Акишина, Н.И. Формановская, И. Они и др.). М.М. Бахтин, основоположник теории речевых жанров, не раз подчеркивал в своих трудах мысль о том, что в каждую историческую эпоху «задают тон» опре-деленные жанры, и, в свою очередь, исторические условия служат тем контек-стом, который обусловливает появление тех или иных тенденций в процессе жан-роформирования. Современный исследователь речевых жанров В.Е. Гольдин так-же отмечает, что «речевой жанр несет на себе следы влияния соответствующей сферы коммуникации, согласованной партнерами тональности общения, соответ-ствующего речевого события, и отделить одно от другого непросто» [Гольдин, 1997, с. 23]. Подобный функциональный подход в исследовании речевых жанров основан на современных представлениях о тексте как дискурсе - сложном коммуникатив-ном событии, соотносимом с некоторыми контекстами: пространственным, вре-менным, социально-политическим и пр. (Т. ван Дейк). Дискурсивный анализ тек-ста, имеющего определенную жанровую принадлежность, осуществляется с уче-том всего комплекса лингвистических и экстралингвистических факторов, реле-вантных для той или иной коммуникативной ситуации, важной составляющей которой и является данный текст. Огромными возможностями в этом плане ха-рактеризуется эпистолярный дискурс (далее - ЭД). Зародившись в глубокой древности, о чем свидетельствуют новгородские грамоты, датированные XI веком - временем зарождения русской письменности, эпистолярная форма была всегда востребована социумом. XIX век можно считать временем расцвета эпистолярного жанра во всех его стилевых разновидностях: «Написанное слово правило миром, составление пись-ма было искусством» [Протопопова, 2003, с. 627]. Активно развивается частное и дружеское письмо, а также жанр письма в публицистике и литературной крити-ке. Сама эпистолярная форма имеет целый ряд преимуществ перед традиционны-ми литературными жанрами - неограниченный выбор языковых средств, свобод-ный переход от одной темы к другой, эффект достоверности и непосредственного соучастия в описываемом. Литературный процесс также активно «адаптирует» в художественно-эстетических целях эпистолярную форму. ЭТ становится важным структурообра-зующим средством в литературном произведении, как прозаическом, так и по-этическом. «Благодаря литературной стилизации изложение в эпистолярной фор-ме от первого лица психологически убедительно, изнутри показывает духовную жизнь героев, способствует интимизации повествования, проявлению личностно-го начала» [Протопопова, 2003, с. 634]. Отдельно следует сказать о такой составляющей эпистолярного жанра, как эпистолярное наследие мастеров мировой культуры (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Франса, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.П. Чехова, В.В. Розанова, М.И. Цветаевой, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака и др.). Переписка писателей имеет огромное значение в культурно-историческом отношении, выступая в каче-стве своеобразных «документов эпохи». Однако эти письма составляют также литературный факт общественного и духовного бытия, обладающий несомненной эстетической ценностью. ХХ век продолжает традиции, связанные с тем или иным способом исполь-зования разных функционально-стилевых разновидностей ЭТ. Эпистолярная форма остается востребованной в различных сферах общения. Предпринимаются попытки комплексного осмысления текстов эпистолярного (см. работы Н.И. Гайнуллиной, С.С. Дмитриева, Г.С. Журавлевой, А.Н. Качалкина, Т.А. Миллер, Е.И. Прохорова и др.). Это время отмечено также процессом ста-новления научного подхода к осмыслению эпистолярия со стороны лингвистов. Таким образом, будучи явлением историческим, эпистолярный жанр посто-янно эволюционирует, претерпевает изменения вслед за переменами в жизни со-циума. Определяющим фактором здесь выступает теория исторической изменчи-вости и текучести таких категорий, как «стиль» и «жанр» (см. работы В.В. Виноградова, В.П. Вомперского, М.М. Бахтина, И.Р. Гальперина, М.Н. Кожиной, Н.А. Мещерского, Ю.С. Степанова и др.). Жанровая форма фор-мируется на протяжении длительного времени и является отличительной приме-той определенной исторической эпохи. Изменения в жизни общества влекут за собой изменения в жанрово-стилевой системе языка. Одним из критериев сфор-мированности и «зрелости» той или иной жанровой формы выступает, на наш взгляд, ее способность реализовать свой потенциал в разных сферах коммуника-ции, быть востребованной в дискурсивных ситуациях разных типов. Генетически ЭТ связаны со сферой письменной разговорной коммуникации, что не раз отмечалось исследователями. «Классическое» эпистолярное произве-дение представляет речевое произведение разговорного стиля в письменном виде. Однако эпистолярный жанр, отражая специфику разговорного дискурса, может иметь различную функционально-стилевую окраску. Изначально характеризуясь принадлежностью к зоне разговорной речи, он способен переходить из стиля в стиль, из одной сферы коммуникации в другую, при этом трансформироваться и «приспосабливаться» к требованиям «неродной» для него дискурсивной ситуа-ции. Смена сферы функционирования жанра рождает вторичные жанры, являю-щиеся онтологически производными от первичного, репрезентированного в раз-говорной коммуникации. Так, письма М.И. Цветаевой демонстрируют переход эпистолярного жанра из разговорного в художественный дискурс. Данные тексты имеют стилистически обработанную, вторичную природу и генетически восходят к жанру частного письма, принадлежащего письменно-разговорному дискурсу [см. подробнее: Курьянович, 2001]. В данном случае наблюдаются процессы «об-работанности» жанра письма в соответствии с требованиями «неродного» дискур-са и появления в результате такой стилистической обработки ЭТ как аутентично-го текста речевого продукта иной жанрово-стилевой маркированности и приро-ды - неаутентичного ЭТ с явными следами модификации. С этой точки зрения ЭТ можно назвать универсальной жанровой формой, репрезентированной в дискурсах разных типов: «В функциональной стилистике эпистолярным можно назвать стиль или подъязык корреспонденции, когда рас-сматривается любое речевое произведение в виде письма… Эпистолярная речь понимается как письменная речь носителей языка посредством переписки» [Гри-горьева, 1981, с. 2]; «Письмо есть единица эпистолярного жанра, представленного в разных функциональных стилях» [Нижникова, 1991, с. 5]. Эпистолярную форму можно назвать своего рода прецедентным феноменом в силу таких ее признаков, как стандартизированность, клишированность, воспроизводимость. Явление тако-го рода представляет собой «стереотипный образно-ассоциативный комплекс» (В.Н. Телия), значимый для определенного социума и актуализирующий при сво-ем использовании определенные смыслы в сознании представителей данного со-циума. На протяжении XX века «классический разговорный» эпистолярий претер-певает серьезные изменения. В первую очередь это касается процентного соот-ношения между функционально-стилевыми разновидностями «внутри» эписто-лярного жанра: в частности, ослабевает поток частной переписки, вместе с этим наблюдается возникновение новых разновидностей ЭТ, появление которых обу-словлено изменившимися историческими, политическими, экономическими и общественными условиями жизни. Современное деловое и частное эпистолярное общение успешно и все в большей степени переносится в виртуальную плоскость глобальной компьютерной сети (см. работы Н.В. Амяга, Ю.Д. Бабаевой, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, О.В. Смысловой, Л.Н. Соб-чик, И.С. Шевченко и др.). Типологическая характеристика современного ЭД предполагает выделение в нем таких разновидностей аутентичных ЭТ, как: 1. Почтовая корреспонденция: частные и деловые письма, открытки, те-леграммы. 2. Тексты, передаваемые посредством телефонной связи: факсимильная переписка, сообщения на пейджер, SMS-сообщения. 3. Электронные послания: тексты, передаваемые по электронной почте, а также другие, фигурирующие в рамках интернет-коммуникации на страницах чатов, сайтов, форумов. Так, электронную почту можно считать средством репрезентации новой со-циокультурной реальности, какой является электронное общение. Электронные письма являются сообщениями, несущими в первую очередь фактуальную, а уже потом - оценочную информацию. В электронном письме наблюдается смешение признаков делового и дружеского письма, что репрезентируется, прежде всего, на речевом уровне текста: приветствия типа добрый день, привет, здравствуйте мо-гут сосуществовать с обращениями уважаемый, дорогой. Границы системы эти-кетных формул размываются, форма письма становится более свободной. Боль-шая скорость обмена письмами влияет на частотность переписки. В связи с этим часто наблюдается усечение структуры электронного письма: «потеря» обраще-ния, приветствия, подписи, сокращение повторяющихся элементов, этикетных формул вежливости. Однако, в отличие от диалогов в чатах, электронное письмо сохраняет содержательную целостность и структурную определенность. Деловая переписка также демократизируется, теряя свою высокопарность. Очевидно, что письмо как функционально-стилевая разновидность эпистолярного жанра в элек-тронном виде становится другим. Особенности электронного послания обусловлены специфическими чертами современной электронно-эпистолярной сферы коммуникации, в числе которых можно отметить следующие основные: абсолютная степень свободы личностного проявления участников коммуникации вследствие их физической непредставлен-ности; возможность конструирования виртуального образа в процессе самопре-зентации каждого из участников веб-общения посредством ников и аватаров; отсутствие невербальных компонентов общения, обусловливающее исключитель-но вербальное измерение всех составляющих поведения человека в сети; расши-рение зоны действия пространственно-временных характеристик коммуникации, включая возможность «находиться в одно и то же время в разных местах»; инте-рактивный характер общения с превалированием черт спонтанности, креативно-сти, рефлексивности. Возможность вступать в коммуникацию как с одним, так и со множеством адресатов одновременно (в режиме on-line) позволяет причислить интернет-общение к разновидностям массовой коммуникации как одной из самых распро-страненных на сегодня форм бытования национального языка, а тексты современ-ной электронной коммуникации можно отнести к разряду медиатекстов. Отсюда - тенденция к «смешению» жанров и образованию синтетичных эпистолярно-медийных форм коммуникации. Современные ЭТ, особенно электронная их разновидность, не являются «об-разцовыми» ЭТ в «классическом» их понимании. Это - модифицированный вари-ант текстов эпистолярного жанра, особенности которого обусловлены специфи-кой современной коммуникации. Метаморфозы жанра обнаруживают себя на раз-ных уровнях современного ЭТ. Например, трансформируется его структура: на-чинает преобладать усеченная модель, «разрешающая» отсутствие некоторых обязательных композиционных компонентов и предельный лаконизм изложения. Характерные изменения коснулись и речевой ткани текстов, принадлежащих сфере современной эпистолярной коммуникации. Здесь следует отметить сле-дующее: 1. «Классическое» эпистолярное произведение представляет собой речевое произведение разговорного стиля в письменном виде. Стиль современного ЭТ также формируется на основе умения автора послания излагать свои мысли и го-ворить «на бумаге». Однако современная эпистолярная речь - это не письменная разговорная речь и даже не письменный вариант устной речи (фиксация устной речи на письме): это - сложный синтез устно-разговорной и книжно-письменной речевых форм. Эпистолярная манера общения сегодня стремится к сокращениям и компактности (прив, админ, зареген, пасиб, че): так можно общаться сразу с не-сколькими людьми, затрачивая при этом минимум усилий. Язык современных ЭТ, будучи письменным выражением мыслей и эмоций, стремится к тому, чтобы ко-пировать разговорную, а точнее даже устную, речь, демонстрируя тенденцию «оживления» («он-лайновости») речи. 2. «На помощь» лаконичной эпистолярной речи ввиду редуцированности не-вербальных компонентов приходят графические изображения, символически ре-презентирующие определенные эмоциональные состояния или чувства - смайли-ки. Например, символы :( или передают негативные эмоции, а :) или ☺ - озна-чают радость, хорошее настроение. По подсчетам специалистов, на сегодняшний день существует более 100 подобных значков для обозначений эмоций, выпол-няющих компенсаторную функцию. Присутствие в структуре ЭТ графических элементов позволяет квалифицировать его как сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют единое структурное, смы-словое и функциональное единство, составляя разновидность креолизованного текста, по определению Ю.А. Сорокина. 3. «Классическая» модель этикетных национальных традиций также транс-формируется в современных ЭТ под натиском нетикета - системы правил пове-дения в сфере Интернет-коммуникации. В электронном общении отменены мно-гие условности этикета: поддерживается нейтральное отношение к формулам приветствия и прощания, распространенным считается обращение ко всем на «ты» и пр. 4. Несмотря на то, что современная эпистолярная речь представляет разно-видность письменной речи, ей становятся «чужды» некоторые нормы, в частно-сти, орфографические. Критерием написания становится фактор экономии време-ни и материальных средств с учетом относительной ориентации на понимание со стороны адресата. 5. Тотальная «жаргонизация» современных ЭТ: письма сегодня не пишут, а отстукивают, набирают, скидывают на мыло, т.е. пользуются услугами элек-тронной почты; от слова чат, обозначающего болтать, трепать языком, возник-ло множество жаргонных производных: можно чатиться, но можно и чатнуть слегка; есть чат, но есть как чатик (чаток), так и чатище; многим знакомы ат-рибутивы чатнутый, чатливый, чатящийся, наречие чатно. При этом уровень владения компьютерным сленгом как проявлением киберкультуры определяет положение человека в иерархии сетевых сообществ. Так, людей, слабо разбираю-щихся в компьютерных технологиях, называют чайниками, инвалидами, юзверя-ми, юзвергами и пр. В связи с этим чрезвычайно актуально для современного об-щения, в том числе эпистолярного, стоит проблема натиска вербальной агрессии во всех ее проявлениях: как в виде откровенного сквернословия, использования личных оскорблений, так и посредством наиболее изощренных технических спо-собов - флейда, флуда, спама, троллинга как способов навязывания пользователю нереленвантной для него информации. Таким образом, в силу изменившихся исторических условий эпистолярный жанр сегодня переживает свое второе рождение, претерпевая при этом значитель-ные изменения. Современные ЭТ, относимые в русле нашей концепции к аутен-тичным текстам, реализующим во всей полноте потенциал эпистолярного жанра, пишутся по новым когнитивным сценариям, характеризуются специфичным «на-бором» речевых средств выражения и особенностями структурного, функцио-нального, типологического и прагматического свойства. Особенности современного межличностного общения таковы, что эписто-лярная форма становится чрезвычайно востребованной в разных сферах комму-никации. Попадая в «неродную» дискурсивную ситуацию, письмо приобретает черты неаутентичного (модифицированного) текста. Что происходит с текстом, когда он обретает эпистолярную форму, и наобо-рот - как модифицируется канонический ЭТ, попадающий в сферу иной, не раз-говорной, коммуникации? Сохраняя свои релевантные свойства, отражающие специфику соответствующей сферы коммуникации, текст в форме письма начи-нает приобретать целый ряд особенных черт, обусловленных генетическими ха-рактеристиками письма как жанра, функционирующего изначально в рамках раз-говорной коммуникации. Например, чрезвычайно активно сегодня развивается жанр делового письма. Он обновляется, исходя из социальных потребностей общества. «Деловые (слу-жебные) письма составляют переписку государств, учреждений, предприятий, организаций в процессе дипломатической, управленческой, социальной, произ-водственной деятельности. Такое письмо может быть адресовано определенному должностному лицу, однако тип отношений между ними при этом официальный, поскольку и адресат и адресант выступают в качестве юридических лиц - пред-ставителей той или иной организации и абстрагированы от своей индивидуально-сти» [Протопопова, 2003, с. 628]. В традиции обучения эпистолярному искусству сегодня приоритетное место отводится вопросам овладения навыками составления делового (служебного) письма как формы официально-делового ЭТ (см. пособия и справочники Н.И. Формановской, П.В. Веселова, И.А. Стернина, Р. Теппера, А.А. Романова, М.В. Колтуновой, М.В. Кирсановой, Н.Н. Анодиной, Ю.М. Аксенова и др.). Преобладающей сферой в современной коммуникации, по мысли многих ав-торитетных ученых, является публицистика. Попадая в публицистическую сферу коммуникации, письмо перестает быть просто средством общения, становясь ин-струментом эффективного воздействия на широкий круг читателей, побуждения к определенной модели поведения. Эпистолярная форма оказывается востребован-ной в разных ее областях: газетно-журнальной, рекламной и PR, политической. Совершенствование форм личной и деловой переписки способствовало по-явлению подобных речевых произведений в сфере печатной публицистики в ре-зультате приспособления последних к условиям массовой коммуникации. ЭТ, попадая на страницы периодических изданий, приобретают статус опубликован-ных, утрачивают свой частный характер. В связи с этим происходит смещение акцентов в тематике писем в сторону вопросов, значимых для общества в целом, а адресатом выступает массовая аудитория читателей. К эпистолярной журналистике относятся различные формы газетно-журнальной корреспонденции: письма читателей, редакторов, журналистов, должностных лиц и пр. Палитра целеполагания многообразна: выражение одоб-рения, порицания, предложения, просьбы, требования, доноса, клеветы, воззвания и пр. Особое место занимают этикетные письма, в частности, поздравительные послания: С Днем матери! …Этот праздник - лучший повод еще раз признаться в любви и выразить искреннюю благодарность вам, несущим самое светлое имя на земле - имя Матери… Желаю всем матерям крепкого здоровья, мира и семей-ного благополучия! …Алексей Диденко, лидер Томского областного отделения ЛДПР, депутат Государственной думы Томской области («ЛДПР в Томской об-ласти» от 23.11.2007 г.). Отметим также такой специфический «журналистский» жанр, как обзор пи-сем, особенно характерный для региональной прессы: описание, подведение ито-гов, рассмотрение, анализ той или иной информации, содержащейся в письмах читателей. Письмо по сравнению с другими текстами, встречающимися на страницах газет и журналов, обладает некоторыми характерными признаками, инвариант-ными для ЭТ разных типов. Например, всем ЭТ присуща категория диалогично-сти, репрезентируемая формами непосредственного обращения к определенному, как правило, целевому адресату и авторизации посредством подписи. Чрезвычайно распространенной сегодня и приобретающей всю большую по-пулярность разновидностью текстов печатной коммерческой рекламы (товаров и услуг) можно считать рекламный текст, имеющий эпистолярную форму. Исполь-зование ЭТ в рекламной сфере деятельности обусловлено принципами коммуни-кативной целесообразности и эффективности. Цель всех рекламных текстов - пробудить интерес, вызвать доверие, заста-вить приобрести рекламируемый товар или воспользоваться рекламируемой услу-гой: Друзья! Рады сообщить Вам о том, что вышел в свет новый зимний каталог «Триал-Спорт»… Вы традиционно сможете воспользоваться специальными предложениями и скидками на различные группы товаров, а также принять уча-стие в конкурсе… Приглашаем Вас посетить любой ближайший к Вам магазин «Триал-Спорт», где Вы сможете получить наш каталог и познакомиться с но-вой зимней коллекцией. С нетерпением ждем, всегда Ваш «Триал-Спорт». Труд копирайтера - составителя рекламных и PR-текстов сложен, поскольку, говоря словами Олдоса Хаксли, сводится к тому, чтобы продать что-то кому-то с помощью слов на бумаге при условии, что этот некто не хочет ничего покупать. Эту задачу автору помогает решать формат письма, который способствует созда-нию эффекта достоверности сообщаемой информации (использование конверта, часто - со штемпелями об отправке и получении, придает письму статус некоего артефакта), что повышает силу прагматического воздействия текста. Чрезвычайно востребован эпистолярный жанр в политической среде. Поли-тический дискурс как особая сфера массовой коммуникации, отражающая взаи-моотношения людей в социуме, является мощным средством воздействия на мас-совое сознание и играет существенную роль в формировании ценностных ориен-таций общества. Текст как важнейшее звено коммуникации приобретает в рамках данного типа дискурса статус социального поступка, политического действия. Ключевыми для политических текстов выступают презентативная, суггестивная, агитационная и манипулятивная функции. В качестве экстралингвистических факторов текстообразования, релевантных для текстов политического дискурса, стоит отметить: детерминированность принципами, параметризующими социаль-ное поведение человека (мораль, этика, закон, общественное мнение, традиция и пр.); выдвижение в качестве ключевой цели не просто передачу информации, а убеждение, создание мотивации и побуждение к определенному действию; со-блюдение критерия четкой адресатной направленности («целевой аудитории»); предъявление повышенных требований к уровню мастерства и компетентности автора (специалиста по связям с общественностью). ЭТ, функционирующий в рамках политической коммуникации, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым соответствующей дискурсивной ситуаци-ей. Однако, попадая в рамки «неродного» дискурса, ЭТ претерпевает смещение акцентов в своей целевой программе с установок фатического свойства в сторону агитационности. Агитационно-манипулятивная функция представляет собой саму суть создания текстов подобного рода и получает статус эпифункции. Отсюда - особая роль в нем средств речевого этикета: помимо своей основной функции, они участвуют в решении коммуникативной задачи создания положительного имиджа автора текста в глазах адресата: Уважаемая Галина Андреевна (имя и отчество вписано от руки. - А.К.)! Выражаю Вам свою сердечную благодарность за поддержку моей кандидатуры на выборах в Думу города Томска. Очень важ-но, что Вы вместе со мной разделяете озабоченность положением дел в городе и так же хотите изменить ситуацию к лучшему. После оказанного Вами доверия, считаю своим долгом продолжить работу на нашем округе и придать новый импульс его развитию! Спасибо за то, что в день голосования, я могу на Вас рас-считывать! (подпись / ВЛАДИМИР РЕЗНИКОВ, 25.11.2007 г. (орфография и пунктуация авторские - А.К.). В целях агитации активно используются стандартные эпистолярные клише, а также эпистолярный мета-словарь. Так, в одном из текстов политического письма кандидата в депутаты Тимура Хисматуллина к избирателям присутствует харак-терный для текстов эпистолярного жанра компонент P.S., содержание и графиче-ский способ презентации (особый размер и цвет шрифта) которого непосредст-венно «работает» на создание положительного имиджа автора в глазах читателей: P.S. К настоящему времени участие в проекте «Социальная карта» приняли бо-лее 9 000 жителей округа. В этом же тексте используются также специфичные для ЭТ способы создания диалогичности - категории, релевантной для писем раз-ных видов: Прошу все материалы, касающиеся проекта «Социальная карта», направлять: 1. Мне по адресу, указанному в карточке… 2. Мне по другому адре-су… 3. Для публикации в газету… С уважением, Тимур Хисматуллин (выделено в тексте - А.К.). Манипулятивный потенциал ЭТ, используемых в политическом дискурсе, очевиден: особенности их формы, структуры, семантики обусловлены авторской апелляцией ко всем видам эмоционально-чувственного, сознательного и подсоз-нательного каналов восприятия информации адресатами. Это делает исследуемые нами тексты разновидностью агит- и медиатекстов. Опытный автор предваряет такое речевое внушение подготовительной обработкой чужого сознания с тем, чтобы новое отношение к предмету гармонизировало с устоявшимися представ-лениями - осознанными или неосознанными (В.З. Демьянков). Здесь как раз уме-стным выглядит сам формат ЭТ, приобретающий в условиях политической ком-муникации статус манипулятивного средства. При этом могут применяться раз-нообразные техники манипуляции: от ссылки на авторитет до «черного пиара». Так, накануне выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2007 г. имела ме-сто ситуация с рассылкой по адресам избирателей писем якобы от лица В.В. Жириновского с предложением о материальном вознаграждении за «пра-вильно сделанный выбор», что впоследствии было опровергнуто посредством телевизионных СМИ представителями Томского отделения ЛДПР. А один из предвыборных агитационных текстов ЛДПР 2005 г., имеющих форму письма, в целях создания эффекта достоверности и доверительности представлял образец официального документа: сверху эмблема партии, далее - жирным шрифтом на-бранное ее название, под горизонтальной чертой - полный почтовый адрес с ука-занием индекса, а также телефона и факса. Еще пример: осенью 2005 г. предвыборный штаб кандидата в депутаты Ти-мура Хисматуллина выпустил агитпакет, включающий тексты под условными названиями Что можно сделать за один месяц, Что можно сделать за один день, каждый - в конверте, на котором указан конкретный почтовый адрес отпра-вителя («634029, г. Томск, а/я № 3676, Тимуру Хисматуллину»). Подобный креа-тивный подход обусловливает высокую степень прагматичности данных ЭТ. Об-щий пафос текстов отражает умело найденный вариант установления диалога с потенциальными избирателями: Прошу все материалы… направлять мне по ад-ресу… Вы можете отправить ответы на вопросы по почте или передать… со-трудникам предвыборного штаба. В случае отправки по почте вложите соци-альную карту в конверт и опустите в ближайший почтовый ящик, марку наклеи-вать не нужно» (подчеркнуто нами. - А.К.). Чрезвычайно важна для аутентичного ЭТ коммуникативная линия «автор - адресат». Актуальной оказывается она и для политических текстов, существую-щих в форме письма. Роль автора (и как составителя, и как субъекта речи) поли-тического текста вообще и в форме ЭТ, в частности, чрезвычайно значительна, поскольку от уровня его мастерства, профессионализма, коммуникативной ком-петенции, включая речевую ее составляющую, напрямую зависит степень эффек-тивности коммуникации. Категория адресата в анализируемых текстах представлена двояко: это мо-жет быть и коллективный адресат, и конкретное лицо. В первом случае адресат является формальным, потенциальным, а текст, к нему обращенный, рассчитан в первую очередь на публичное восприятие посредством тиражирования. Во втором случае адресата можно назвать целевым, в тексте фигурирует его имя, что прида-ет ЭТ еще больший прагматический заряд, поскольку вся «личная» информация обладает огромной силой притяжения. Нужно заметить, что даже письма, адресо-ванные одному человеку, в условиях общественно-политической коммуникации начинают обладать свойством массовой адресации, так как их может прочесть любой человек. Выбор адресата обусловлен коммуникативной установкой автора. В каждом конкретном случае в категории адресата актуализируются те или иные ее состав-ляющие. Например, в приводимом ниже тексте превалирует такой параметри-зующий целевого адресата (на конверте указан точный почтовый адрес, фамилия, имя, отчество адресата) признак, как выполняемая им роль родителя ученика од-ной из школ города: Уважаемые родители! Забота о детях - это наша совмест-ная обязанность. Но заключается она не только в том, чтобы накормить, одеть и дать детям определенные знания. Мы, взрослые, имея право гражданского го-лоса, должны решать - в каком обществе и по каким законам жить нашим де-тям… Призываю вас 9 октября прийти на избирательные участки и отдать свой голос за достойного человека. ВЫБОР НАШЕГО КОЛЛЕКТИВА - Евгений Валерьянович Паршуто … С уважением, директор школы № 51 Богданова На-талья Анатольевна» (выделено в тексте. - А.К.). Эпистолярную коммуникацию можно считать разновидностью «фактурной» коммуникации, где форма (формат письма) приобретает регулятивную функцию. Посредством формы осуществляется «овеществление» письма, обретение им «са-мости субъекта», «своего тела». Всякий ЭТ насквозь «пропитан» сакральным, знаковым, символичным звучанием. Он воплощает в себе некое конвенциональ-ное ритуальное коммуникативное событие: это не просто способ общения, но и инструмент эффективного воздействия. Принадлежащее реактивному (диалого-вому) регистру речи, письмо изначально «заряжено» на ответное действие. Имен-но письмам, как известно, их составители часто доверяют самые сокровенные мысли и чувства, полагая, в свою очередь, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочитать то, что те думают на самом деле. Порой это выступает определяющим фактором для достижения взаимопонимания между автором и читателем. Подобная психологическая установка, помимо воли человека, в тече-ние веков прочно закрепилась в его сознании. Этот фактор обязательно учитыва-ют составители политической текстовой продукции. Таким образом, представляется целесообразным рассматривать письмо как устойчивый жанр, функционирующий в разных сферах бытования языка и сохра-няющий при этом свои инвариантные признаки. Стилевая «гибкость», с одной стороны, и дискурсивная «гибридность», с другой, позволяют письму быть вовле-ченным в сферу массовой коммуникации, в частности - в политический дискурс. Это составляет яркую специфичную черту ЭТ как формы межличностного и со-циального общения на современном этапе развития общества, а для самого ЭТ является показателем определенной степени сформированности жанра. Анализ текста с точки зрения его жанрово-стилевой принадлежности являет-ся сегодня одним из самым плодотворных и перспективных направлений в лин-гвистических исследованиях. Изучение эпистолярия позволяет углубить совре-менные представления о тексте, дискурсах разных типов, в целом - о теории ре-чевой коммуникации.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 199
Ключевые слова
Текст, дискурс, жанр, стиль, письмо, эпистолярий, комму-никация, прагматикаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Курьянович А.В. | Томский государственный педагогический университет |
Ссылки
Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи. Саратов, 1997.
Григорьева А.С. Статичная структура русского эпистолярного текста. (Лексика частных писем): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1981.
Курьянович А.В. Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2001.
Нижникова Н.В. Письмо как тип текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1991.
Протопопова О.В. Эпистолярный жанр // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
