Параметр «глубина» в научном психологическом дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2015. № 4.

Параметр «глубина» в научном психологическом дискурсе

Психика человека представляет собой динамическую систему, организованную иерархическим образом и включающую в себя две главные подсистемы: сознание и бессознательное. В научном психологическом дискурсе знание о данных сферах и свойственных им психических явлениях организуется посредством метафорического моделирования. В статье рассмотрена организация знания из области психологии на основе фреймовой структуры понятия «глубина». Психика представлена в виде пространства, которое имеет строгое разделение на две локальные зоны: поверхность и глубинную часть. Сознание метафорически обозначено в виде поверхности, а свойственные сознанию психические процессы уподоблены способу перемещения на поверхность. Метафорой бессознательного уровня является глубина пространства. Бессознательные явления представлены как нечто, что находится в глубине пространства, где они образуются. Участвуя в представлении знания о структурах психических явлений, наблюдается варьирование вертикального или горизонтального расположения пространства - глубины.

The parameter «depth» in the scientific psychological discourse.pdf Исследование метафорических способов репрезентации научного знания - одно из актуальных направлений, которое развивается в когнитивистике ХХI в. (С. С. Гусев, Н. А. Мишанкина, Х. Ортега-и-Гассет, В. Н. Прохорова, З. И. Резанова, А. Е. Седов и др.). Наряду с прямым обозначением новых реалий, номина ция которых однозначна в понимании, ученые (Дж. Лакофф, М. Джонсон) отмечают особое функционирование «концептуальной метафоры», участвующей в осмыслении ипредставлениизнания на основепроцессааналогии. Метафора, открытие которой восходит к эпохе Древней Греции и Рима (Аристотель, Сократ), всегда рассматривалась как художественный троп, обладающий образностью, экспрессией и оценочностью. Переосмысление метафоры, признание ее концептуальной сущности происходит в философских и когнитивных работах, авторы которых понимают метафору как одну из основных ментальных операций, способ познания мира [Величковский, 1982; Лакофф, Джонсон, 2004; Ортега-и-Гассет, 1990]. Открытие гонсеологической функции метафоры привело к переосмыслению ее значения в языке науки. Концептуальная метафора стала рассматриваться как особый способ представления информации, в результате чего исследователь обозначает новое содержание с помощью привычной семантической модели [Гусев, 1984; Мишанкина, 2007; 2010; Петров, 1985; Резанова, 2007]. Концептуальная метафора является одним из основных способов передачи знаний об абстрактных сущностях в наивной картине мира (Н. Д. Арутюнова, А. А. Зализняк, Д. А. Катунин). У подобного рода явлений отсутствует денотат, представления о котором ученый создает самостоятельно. Среди способов их репрезентации исследователи отмечают особое функционирование параметрической лексики, используемой в переносном значении [Журинский, 1971; Кузина, 2008]. Лингвистическое исследование лексем глубина, глубокий, глубинный связано с рассмотрением данных понятий в качестве единиц, привлекаемых для характеристики определенного круга имен [Сандакова, 2011; Сухова, 2011]. Принципы формирования метафорических вариантов у прилагательного глубокий подробно представлены в работе Е. В. Рахилиной [Рахилина, 2000]. В своем исследовании, основываясь на применении «инвариантной гипотезы» [Там же, с. 144], она выделяет четыре метафорических модели, организующих знание об абстрактных явлениях в наивной картине мире: метафору содержимого контейнера, метафору препятствия, метафору дистантного расположения и метафору слоя [Там же, с. 148-152]. Метафора содержимого контейнера определяется наиболее частотным употреблением прилагательного глубокий с именами «валентности содержимого»: глубокая ошибка, глубокое изменение, глубокое изучение и др. [Там же, с. 148]. Метафорический перенос в данных сочетаниях основан на аналогии данных понятий представлению о емкости, в которую можно погрузиться, глубина которой символизирует основу понимания, сутьвопроса, проблемыидр. С метафорой препятствия связана сочетаемость прилагательного глубокий с существительными типа расхождение, противоречие, несогласие и др. [Там же, с. 149] в словосочетаниях, которые содержат представление о субъекте и контрагенте, отношения которых обозначены посредством предлога «между»: противоречия между этими людьми, непонимание между ней и матерью идр. Метафора дистантного расположения представляет собой сочетание прилагательного глубокий с именами чувств: глубокое отчаяние, глубокая любовь, глубокий интерес и др. Глубина в контексте данного типа становится обозначением интенсивности испытываемых эмоций, что в языковой картине мира получило узуальное закрепление: глубокий - «очень сильный, достигший значительной степени (очувствах)» (цит. по: [Там же, с. 151]). К метафоре слоя исследователь относит сочетание глубокий с определенными физическими состояниями человека или состояниями окружающей среды. Состояние в данном случае уподобляется жидкостям, в которые погружается человек. «В глубине эти “жидкости” становятся совершенно непроницаемы для внеш них воздействий, ср.: глубокое молчание, глубокий сон, глубокий покой, глубокая тишина» [Рахилина, 2000, с. 151]. Параметр глубина связан с представлением об определенном периоде жизни человека, как наиболее статичном, «застывшем слое времени»: глубокая зима, глубокая ночь, глубокая старость, глубокая древность [Там же, с. 152]. Таким образом, семантическая структура лексемы глубина реализует представления о времени, чувствах и эмоциях, состояниях человека и окружающей средыв наивнойкартине мира. Метафорическое моделирование абстрактных явлений в качестве объекта науки по психологии - ранее не рассмотренный аспект. Лингвистическому исследованию особенностей научного психологического дискурса посвящены работы, в центре внимания которых находится вопрос о способе организации психологического текста и специфике коммуникации между участниками психотерапев-тического общения [Калина, 2001; Касавин, 2007]. Исследованию принципов метафорической организации знания о психике человека посвящена статья Н. А. Мишанкиной, А. Р. Рахимовой [2015]. В связи с активным функционированием лексемы глубокий в представлении абстрактных явлений в наивной картине мира актуальным для данной работы стало изучение метафорической репрезентации знания о психических процессах на основе фреймовой структуры понятия глубина. Цель настоящей статьи - выявить специфику метафорического моделирования структур знания о психике человека на основе параметра глубина в научном психологическомдискурсе. Гипотеза данного исследования - в научном психологическом дискурсе представление о пространстве с глубиной служит основой для метафорического моделирования знания о психических процессах человека (структуре его психики, эмоций, психических состояний, понимания, психических нарушений и структуре взаимодействия между людьми). Материалом для исследования послужили академические работы по психологии: учебные, справочные энциклопедические издания (Карвасарский, 1999; Лейбин, 2002 и др.), научные статьи и периодические издания (Заворотных, 2008; Колмогорова, Манакова, 2011 и др.), представляющие апробированную информацию по психологии, образец знания, принимаемый научным психологическим сообществом как наиболее адекватный исследуемому объекту. В данной работе мы рассматриваем структуру психики человека, предложенную З. Фрейдом, принятую в зарубежной и отечественной психологии в качестве базовой модели ее описания, определившей дальнейшее развитие представлений о сознании, бессознательном и других психических процессах в психологии и психоанализе [Коростылева, 2010, с. 118; Столяренко, 2000, с. 59-67]. В терминосистеме метафорическая номинация психических явлений реализована: в термине (глубинная психология); в интерпретации термина (ненависть - …глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-либо…); в термине-латинизме (интимности расстройства (от лат. intimus «самый внутренний, глубочайший, задушевный»)). Результаты исследования показали, что в научном психологическом дискурсе на основе фреймовой структуры понятия глубина организовано: знание о структуре психики человека, знание о структуре понимания, знание о структуре эмоций и психических состояний, знание о структуре взаимодействия людей, знание о структуре личности человекаи психического нарушения. Представление психических явлений осуществляется на основе метафоры трех типов: метафоры дистантного расположения, метафоры содержимого контейнера и метафоры слоя. В отличие от принципов метафорического моделирования абстрактных сущностей в наивной картине мира, их структурирование в текстах научного психологического дискурса осуществляется на основе иных признаков. Представление знания о психических структурах осуществляется на основе их комбинации. 1. Структура психики Для представления знания о структуре психики человека привлекаются метафора дистантного расположения и метафора содержимого контейнера. Психика является сложным образованием, включающим в себя две самостоятельные подсистемы: сознание и бессознательное, представляющие собой два противоположных начала. Сознание является высшей формой познания человеком себя и окружающей действительности, «сущностной характеристикой», отличающей его от других представителей животного мира [Немов, 2011, с. 457]. Бессознательное является частью психической системы, деятельность которой скрыта от непосредственного наблюдения, не осознается. Оно вбирает в себя информацию, которая оказывает негативное воздействие на стабильный психический и эмоциональный фон личности, в результате знания о чем-либо оказываются вытесненными сознанием на бессознательныйуровень [Немов, 2011]. Представление о структуре психики моделируется на основе метафоры дистантного расположения. Двойственная организация психики уподобляется представлению о пространстве, разделенном на две зоны: поверхность и глубину. Лексема поверхность используется для обозначения сознательной части психики. Бессознательное метафорически интерпретируется на основе представления о глубинной части пространства. Перемещение на поверхность выступает в качестве аналогии способности осознавать, понимать происходящие изменения и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Погружение в глубину выступает аналогией бессознательных психических процессов. При этом чем больше дистанция от поверхности, тем меньшей становится возможность человека к рефлексии: Это трудно сделать, но он решился идти до конца, чтобы тем самым раскрыть перед собой все тайны, все то сокровенно сокрытое, что не поднимается на поверхность сознания человека и остается в глубинах его бессознательного (Лейбин, 2002, с. 70). Метафорическое моделирование бессознательного связано с обозначением психических процессов, которые происходят на данном уровне психики. Представление о бессознательном как источнике их возникновения позволяет отнести данную метафорическую модель к метафоре содержимого контейнера. Так, психические процессы, которые не осознаются и существуют лишь на уровне ощущений, метафорически обозначаются как нечто скрытое за поверхностью, уподобляются тому, что может находиться на глубине и быть недоступным для наблюдения - понимания: глубинная психология - собирательное понятие означает род различных направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение… разнообразным бессознательным компонентам, таящимся в «глубинах» психики, - иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и интуитивным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания, в глубинах индивида (Карвасарский, 1999, с. 595); Бессознательное - это самый глубокий слой, определяющий всю жизнь человека, бессознательные влечения к наслаждению и смерти есть первопричина всех эмоций и переживаний (Коростылева, 2010, с. 116). Бессознательные элементы психики, возникновение которых является врожденным, метафорически представлены через нахождение чего-либо в самой глубинной части пространства: Ид - в системе психоанализа - примитивный животный инстинктивный элемент психики, либидозная энергия… как самый глубокий компонент души, бессознательный и врожденный (Летягова и др., 2006, с. 131). Подобно объекту в физическом мире, который представляет собой природный источник, бессознательный уровень психики уподобляется глубокому истоку, откуда начинается движение жидкости - бессознательных психических явлений: Сопротивление - психические силы и процессы, мешающие… проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов… (Лейбин, 2002, с. 140). Бессознательное обусловливает связь сновидений с забытыми воспоминаниями. Их взаимодействие наблюдается в процессе сна, когда сознание человека полностью отключено и он способен видеть события давно минувших дней. Данный бессознательный процесс обозначается через уподобление сновидений растению (дереву), глубоким корнем которого являются воспоминания: Этому способствовали также сновидения, включаемые Фрейдом в психологически обусловленную связь, уходящую своими корнями в глубины воспоминаний пациентов (Там же, с. 249). Участвуя в представлении знания о бессознательном, параметр глубина выступает в качестве показателя времени. В научном психологическом дискурсе темпоральное значение связано с пониманием бессознательных психических процессов как предшествующих образований по отношению к процессу осознания. Лексема глубокий становится синонимичной к определениям бессознательный, врожденный, ранний - такой, который присутствует в психике человека с момента его рождения, до его способности понимать, не связанный с процессом становления и развития психической активности: Ид - самый глубокий компонент души, бессознательный и врожденный (Летягова и др., 2006, с. 131); В общем плане, то есть в смысле возвращения на более раннюю, глубинную ступень развития психического акта (Лейбин, 2002, с. 103). Таким образом, в представлении знания о структуре психики семантическая структура лексемы глубина (глубокий, глубинный) привлекается для метафорического моделирования бессознательного и присутствующих на данном уровне психических процессов. 2. Структура понимания Метафорическое моделирование структуры понимания также осуществляется на основе комбинации метафор дистантного расположения и содержимого контейнера. Метафора дистантного расположения привлекается для характеристики такой когнитивной операции, как анализ. Качество анализа моделируется на основе его специализации: способности работать в разных зонах: на поверхности и в глубине (ср. глубинный зонд). При этом поверхность служит метафорическим обозначением возможно неверного объяснения бессознательных психических процессов: Первое обращение Фрейда к серьезному, глубинному, выходящему за рамки поверхностных объяснений анализу ошибочных действий было непосредственно связано с его самоанализом (Лейбин, 2002, с. 203). Погружение в глубину бессознательного осуществляется посредством глубокого анали-за, в результате которого психолог способен увидеть нечто иное, отличающееся оттого, что видно на поверхности: Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым (Столяренко, 2000, с. 285). При этом чем глубже человек погружается в суть исследуемого вопроса, тем выше степень его понимания: В целом, неоспоримым фактом является то, что изучение одиночества поможет лучше лечить депрессию, а изучение депрессии обеспечит более глубокое ее понимание… (Заворотных, 2008, с. 290). Процесс накопления знания метафорически уподобляется увеличению пространства по всем направлениям (вертикальной и горизонтальной протяженности). Так, аналогией увеличения и преемственности теоретического знания ста-новится углубление пространства и его расширение: …в 20-е годы фрейдизм и вообще психоанализ развивались в СССР весьма энергично вширь и вглубь… (Антология современного психоанализа, 2000, с. 10). Итак, в структуре понимания представление о глубине служит обозначением высокого уровня рефлексиии увеличения знания о чем-либо. 3. Структура эмоций и психических состояний человека Для представления знания о структуре эмоций и психических состояний привлекаются метафоры дистантного расположения и метафора слоя. Метафора дистантного расположения служит основой для характеристики истинного или ложного проявления чувства. Его структурирование осуществляется через вертикальную протяженность пространства, имеющего поверхность и глубину. Лексема поверхность служит обозначением эмоций, выражение которых не отражает истинного мироощущения человека: Истерическое расстройство личности F 60.4. Расстройство личности, характеризующееся… поверхностностью и лабильностью эмоциональности… (Забылина, 2007, с. 4). Местонахождение на глубине, напротив, становится показателем искренности в выражении чувств: задушевность - глубокая искренность, сердечность (Летягова и др., 2006, с. 121). Метафора дистантного расположения соотносится с параметром веса объекта «легкий - тяжелый». Лексема легкий участвует в метафорическом моделировании знания об отсутствии серьезности в поведении человека, выражаемого термином легкомыслие. Отсутствие веса объекта связано с представлением о том, где он может находиться. Ввиду незначительности веса, легкие объекты не погружаются в глубину, а напротив, всегда всплывают на поверхность. Данная физическая закономерность находит свое отражение в научном психологическом дискурсе. Так, представление мыслей в виде чего-то легкого аналогически связано с неумением испытывать серьезные чувства: Легкомыслие - отсутствие серьезности в поведении индивида, неумение глубоко чувствовать (Там же, с. 166). Показателем сильных, трудно переживаемых эмоций является привлечение параметра глубина в моделировании знания об эмоциональной сфере: Борьба мотивов… представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами… (Кураев, Пожарская, 2002, с. 223). При моделировании чувств уверенности и неуверенности параметр глубина соотносится с параметрами объекта «полный - пустой». Так, комплекс превосходства связан с глубокой уверенностью (полной убежденностью) человека в том, что он лучше других. Противоположный ему комплекс неполноценности является показателем того, что человек ощущает себя как бы «не полным», не полноценным, результатом чего является чувство глубокой неуверенности в самом себе: Комплекс превосходства (чувство превосходства) - убежденность человека, что он лучше других… Может быть защитным механизмом против более глубокого чувства своей неполноценности (Летяговаидр., 2006, с. 157). Метафорическое моделирование истерии связано с обозначением несоответствия между демонстрируемой и переживаемой глубиной эмоции. Как известно, в состоянии истерии поведение характеризуется повышенной демонстративностью. Наблюдаемые реакции не является отражением истинного психического состояния человека. Метафорически данная симптоматика связана с ложным впечатлением большой глубины, которая на самом деле является незначительной: Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризуемого… несоответствием внешнего выражения переживаний их глубине, с мнимыми обмороками, плачем, громкими криками… (Летягова идр., 2006, с. 149). К метафоре дистантного расположения относится метафорическое моделирование гипноза. Гипноз является состоянием человека, которое возникает в результате воздействия, оказываемого врачом-психологом. В связи с тем, что данное состояние является непроизвольным, его структурирование связано с представлением об отдельном пространстве. Так, моделирование гипноза, при котором сохраняется вербальный контакт психолога с пациентом, обозначается как гипноз умеренной глубины (Карвасарский, 1999, с. 130), в которую психолог «вводит» пациента. Метафора слоя в научном психологическом дискурсе привлекается для моделирования сосредоточенности. Сосредоточенность является психическим состоянием, которое достигается самим человеком благодаря целенаправленному обращению всего сознания к одной точке, мысли или действию. Высокая сфокусированность на чем-либо позволяет моделировать данное состояние в виде жидкости [Рахилина, 2000, с. 151], пребывание в которой делает человека непроницаемым для воздействия извне. И чем глубже оказывается его погружение, тем выше становится концентрация внимания и неизменность данного состояния: Медитация (лат. «размышление») - особое состояние сознания… Это может происходить вследствие наркотического опьянения, глубокой сосредоточенности на чем-либо и др. (Летягова идр., 2006, с. 185). Таким образом, в данной структуре представление о глубине становится аналогией представления об искренних эмоциях и трудно переживаемых психических состояниях. Ложное восприятие глубины становится обозначением неестественности впроявлении эмоций. 4. Структура взаимодействиялюдей Знание о структуре взаимодействия людей репрезентируется посредством метафоры дистантного расположения, реализуемой на основе представлений о горизонтальном и вертикальном параметрах пространства. Представление о горизонтальном параметре становится основанием при обозначении возможности установления эмоционального контакта между людьми. Так, возможность установления эмоциональной связи лежит в основе моделирования чувства привязанности. Ее местонахождение «на глубине» становится показателем душевной близости, которая может связывать людей друг с другом: Людям, переживающим одиночество как временное вынужденное явление, свойственна неспособность… испытывать глубокую длительную привязанность (Колмогорова, 2011, с. 198). Представление о нарушении пространственной границы, которая возникает при взаимодействии людей, лежит в основе моделирования психологического расстройства. Как известно, каждый человек обладает своим личным пространством - «областью, имеющей невидимую и мобильную границу, через которую другие люди обычно не могут проникнуть, не вызвав при этом психологического дискомфорта» [Психологическая энциклопедия, 2006, с. 360]. Его нарушение является источником возникновения психических расстройств, связанных с неспособностью устанавливать близкие продолжительные отношения. В связи с тем, что проблемы сексуального характера являются особо интимными, их обозначение метафорически определяется как нахождение на самой глубине, глубоко внутри человека: Интимности расстройства (от лат. intimus «самый внутренний, глубочайший, задушевный») (Летяговаидр., 2006, с. 142). Взаимодействие между психологом и пациентом метафорически моделируется в виде отдельного пространства, при возникновении которого психолог как бы «входит», «проникает» в особый эмоциональный контакт с пациентом. Лексема глубина становится определением высокого уровня доверия, которое оказывает пациент своему врачу: клиент-центрированная психотерапия… психотерапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт (Карвасарский, 1999, с. 194); Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личность пациента… (Кураев, Пожарская, 2002, с. 36). Таким образом, в представлении знания о взаимодействии семантическая структура лексемы глубокий становится синонимичной определениям близкий, хорошо понимаемый, доверительный - такой, который становится общим для двух и более людей. В ситуации невозможности установления эмоциональной связилексема глубокий выступает в качествесинонимак определению личный. 5. Структура личностичеловека Представление знания о структуре личности осуществляется на основе комбинации метафоры содержимого контейнера и метафоры дистантного расположения. Личность человека является комплексным образованием, включающим множество определений того, что представляет собой «я» в нашем сознании, какие социальные функции оно выполняет. Например, с позиции социальной (семейной) функции, женщина может быть дочерью, матерью, женой. С профессиональной точки зрения она может реализовывать себя как педагог. В соответствии с законом она может являться членом общества или быть преступником. Метафорически наше «я» моделируется в виде контейнера, наполненного содержанием - информацией о самом себе. Его внутренний объем символизирует первооснову человека, знание, исключающее определение с позиции каких-либо категорий. В некоторых случаях человек оказывается чрезмерно вовлечен в реализацию одной из своих социальных ролей. Данная ситуация становится причиной психологического отстранения. Метафорически данный процесс обозначается посредством метафоры дистантного расположения - через образование дистанции от глубинной сущности, отдаления, представления социального «я» как другого субъекта, чужого для понимания того, что есть истинная сущность: Отчуждение 1) (отчужденность) - погруженность в себя, внутренняя отдаленность от окружающего; отдаление человека от самого себя, от своей глубинной сущности вследствие комфортности, давление социальных институтов, желаний других (Летяговаи др., 2006, с. 245). Итак, в данной части исследования представление о глубине становится метафорическим обозначением знания человека о самом себе, его подлинной сущности, которая находится в основании иерархически организованной структуры личности. 6. Структура психического нарушения Для представления знания о структуре психического нарушения привлекаются метафора содержимого контейнера и метафора дистантного расположения. Метафора содержимого контейнера используется для метафорического моделирования психического расстройства, связанного с нарушением процесса восприятия информации. Как известно, слово является двусторонней единицей, обладающей оболочкой и значением. Нарушение психической активности обусловливает изменение восприятия информации, в результате которого внутреннее содержание слова начинает преобладать над его внешней формой. Метафорически данный процесс обозначается через неестественное увеличение глубины пространства: Ономатомания - расстройство, при котором определенные слова приобретают неестественно глубокое значение и человек навязчиво думает о них или повторяет их (Летяговаи др., 2006, с. 237). Метафора дистантного расположения, привлекаемая для моделирования психологической травмы, основана на представлении о пространстве, имеющем поверхность и глубину. Вертикальное расположение служит основой для характеристики влияния психологической травмы, причиненной ребенку вследствие действий сексуального характера. Ее моделирование связано с уподоблением травме физической, нарушающей целостную поверхность тела и оставляющей неизгладимый след в виде глубокого шрама: …Фрейд исходил из того, что в раннем детстве ребенок подвергался сексуальному совращению (соблазнению) со стороны взрослых, это оставило глубокий шрам в его психике… (Лейбин, 2002, с. 65). Таким образом, в данной структуре знание о неограниченном значении слова в сознании человека репрезентируется через представление о гипертрофированном восприятии глубины пространства. Психологические нарушения, вызванные детской травмой, моделируются через представление о физической глубокой ра-не на теле человека. В ходе анализа установлено, что в научном психологическом дискурсе знание о психических явлениях организовано на основе представления о вертикальной и горизонтальной протяженности пространства. Данные параметры являются определяющими в представлении различных психических образований (психики человека, понимания, эмоций и психических состояний, взаимодействия между людьми, структуры личности и структуры психического нарушения). Знания о каждой структуре репрезентируются посредством метафоры трех типов: метафоры содержимого контейнера, метафоры слоя и метафоры дистантного расположения. Данные метафорические модели актуализируют как общие, так и частные (специфичные) признаки, участвующие в представлении знания о нематериальных явлениях. Метафора содержимого контейнера привлекается для моделирования представлений о том, какой может быть ошибка, изучение и др. в наивной картине мира и о том, что есть человеческое «я» в научном психологическом дискурсе. Метафора слоя, выявленная Е. В. Рахилиной при характеристике физических состояний человека и состояний окружающей среды (глубокий покой, глубокая тишина), в научном психологическом дискурсе привлекается для представления знания о состоянии сосредоточенности, которая достигается человеком в процессе медитации. В метафоре дистантного расположения общим признаком становится вертикальная протяженность пространства, имеющего разделение на поверхность и глубину. В наивной картине мира метафора дистантного расположения используется для репрезентации знания о чувствах человека. Погружение на глубину служит обозначением увеличения интенсивности их проявления (глубокая любовь, глубокая тоска). В научном психологическом дискурсе в структуре эмоций представление о поверхности выступает в качестве обозначения притворного проявления чувств. Лексема глубина, напротив, участвует в представлении знания обэмоциях человека, которыепереживаются «глубоко и трудно». В отличие от наивной картины мира в научном психологическом дискурсе представление о вертикальном пространстве также участвует в моделировании знания о различных психических структурах. В структуре психики человека, имеющей двойственную организацию, поверхность служит обозначением сознания, глубинная часть пространства маркирует бессознательный уровень психики. В структуре понимания наличие поверхности связано с обозначением неверного, «поверхностного» истолкования результатов психологического анализа. Глубина становится показателем более точного, правильного понимания бессознательных явлений психики (глубокий анализ). В структуре психического нарушения корреляция параметров «поверхность - глубина» привлекается для уподобления психологической травмы ране физической, способной оставить глубокий шрам в психике человека. Реализация метафоры дистантного расположения на основе горизонтальной протяженности пространства - аспект, не отмеченный в исследовании Е. В. Рахилиной. Возможность данной метафорической модели обусловлена спецификой исследуемой структуры. В основе метафорического моделирования разных типов взаимодействия между людьми содержится аналогия пространственному расположению: близкому (при наличии эмоциональной связи) или невозможности установления близкого расположения (при психическом расстройстве). В представлении структуры личности метафора дистантного расположения связана с передачей знания о психологическом отстранении - установлении дистанции человекаотсвоей глубинной сущности (отчуждение). В отличие от когнитивных моделей, выявленных в наивной картине мира, в научном психологическом дискурсе обнаруживаются метафорические модели, основанные на визуальном восприятии глубины. Возможность их реализации обусловлена спецификой исследуемого в психологии объекта - психики человека, труднопостигаемого внутреннего мира. Актуализация лексемы глубокий в темпоральном значении в наивной картине мира и в научном психологическом дискурсе привлекается для представления знания о различных абстрактных сущностях. В наивной картине мира параметр глубина используется дляхарактеристики «застывших слоев времени» [[Рахилина, 2000, с. 152]] (глубокая зима, глубокая старость и др.). В научном психологическом дискурсе темпоральное значение лексемы глубокий связано с обозначением раннего, врожденного образования бессознательных процессов в психике человека. На наш взгляд, изучение параметрической лексики размера, формы, ориентации в пространстве и др. [Рахилина, 2000] в представлении знания о психических явлениях является новым аспектом в исследовании способов метафорического моделирования нематериальных сущностей в наивной картине мира. В связи с тем, что психика человека является объектом науки, лингвистическое исследование номинаций психических явлений также позволяет выявить особенности функционирования концептуальной метафоры в ранее не рассмотренном научном психологическом дискурсе.

Ключевые слова

psychic phenomenon, the unconscious, consciousness, the parameter «depth», metaphor, metaphorical modeling, психическое явление, бессознательное, сознание, параметр «глубина», метафора, метафорическое моделирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рахимова Анастасия РамеловнаТомский государственный университет; Томский политехнический университетnastena.rahimova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сухова А. В. Лексическая сочетаемость и семантическая деривация прилагательного «глубокий» // Вестн. Центра междунар. образования Моск. гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. № 3. С. 30-34. URL: http://elibrary.ru/download/91482522.pdf (дата обращения 21.04.2015).
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 672 с.
Сандакова М. В. Об одном механизме формирования качественного значения у относительных прилагательных // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 610-614. URL: http://elibrary.ru/download/82038400.pdf (дата обращения 22.04.2015).
Резанова З. И. Пространственные метафоры в лингвистическом тексте // Картины русского мира: пространственные модели в языке и тексте. Томск: UFO-Plus, 2007. С. 326-357.
Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000. 416 с.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры: Сб. / Сост. Н. Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990. С. 68-82.
Петров В. В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск: Наука, 1985. С. 196-220.
Немов Р. С. Общая психология: В 3 т. Т. I: Введение в психологию: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2011. 726 с.
Мишанкина Н. А., Рахимова А. Р. Метафорическое моделирование структуры психики человека в научном психологическом дискурсе // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 3(35). С. 57-72.
Мишанкина Н. А. Специфика метафорического моделирования научного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 1. С. 37-46.
Мишанкина Н. А. Ментальное пространство научного текста: метафорические модели // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 297. С. 7-11.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
Кузина И. Ю. Особенности семантической сочетаемости параметрических прилагательных // Вестн. Моск. гос. лингвистического ун-та. 2008. № 544. С. 98. URL: http://elibrary.ru/download/56916787.pdf (дата обращения 24.04.2015).
Коростылева Н. А. 50 «Великих имен» в психологии: Учеб. пособие для вузов. Караганда: МБА, 2010. 141 с.
Касавин И. Т. Дискурс - анализ и его применение в психологии // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 97-119.
Калина Н. Ф. Основыпсихоанализа. М.: Рефлбук, 2001. 352 с.
Гусев С. С. Наукаи метафора. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 151 с.
Журинский А. Н. О семантической структуре пространственных прилагательных // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. С. 96-124.
Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.
 Параметр «глубина» в научном психологическом дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2015. № 4.

Параметр «глубина» в научном психологическом дискурсе | Сибирский филологический журнал. 2015. № 4.