Приводится хронология появления произведений в жанре романа на страницах ведущих газет, издававшихся в Томске в конце XIX - начале XX в. («Сибирская газета», «Сибирский вестник», «Сибирские отголоски», «Сибирский свет»). Последовательно рассматривается их содержание, оценивается специфика, связанная с публикацией в периодическом издании. В центре внимания находятся романы К. М. Станюковича, В. А. Долгорукова, Д. Арсеньева, В. В. Курицына, В. В. Невского, написанные специально для местных изданий и основанные преимущественно на сибирском материале. Прослеживается генезис жанра «газетного романа» от социального и автобиографического до авантюрного, уголовного, революционного. На основании изученного материала делается вывод о динамике развития жанра, связанного с изменением читательской аудитории, о важности романа для издателей периодики, намечаются перспективы дальнейших исследований.
Origin, development and specificity of the genre of the novel in Tomsk periodicals (late 19th - early 20th century).pdf Изучение особенностей сибирского романа в дореволюционный период составляет предмет многочисленных научных работ как ученых и публицистов XIX - начала XX в., так и современных исследователей. Благодаря статьям и монографиям Г. Н. Потанина [1986], Н. В. Серебренникова [2004], К. В. Анисимова [2005] и других на сегодняшний день в целом обозначены этапы становления сибирского романа, очерчен круг романистов, исследуются принципы поэтики, идейно-тематическое своеобразие, сюжетные ходы, отдельные специфические черты этого явления. Однако за пределами исследовательского внимания остались попытки включения жанра романа в жанровую структуру сибирской дореволюционной периодики. Это объясняется прежде всего тем, что сам поиск текстов романов является достаточно трудоемким делом: для того, чтобы обнаружить анализируемые произведения, необходимо было провести фронтальный анализ подшивок всех газет и журналов, издающихся в Томске с 1857 по 1916 г., выявить опубликованные романы и только после этого приступить к изучению содержания произведений исследуемого жанра. Во-вторых, обнаруженные романы практически все являются незаконченными произведениями, а это не позволяет судить об их сюжетах, о возможностях жанра и т. д. Тем не менее исследование даже неоконченных попыток публикации сибирского романа дает возможность ответить на вопрос о том, почему издатели периодики считали важным и даже принципиальным включение этого жанра в структуру органа печати, проследить развитие романа и выявить его специфические черты, связанные с публикацией в газете. Целью настоящей статьи является исследование истории бытования романа на страницах томской периодической печати конца XIX - начала XX в. с учетом как полностью состоявшихся, так и незаконченных публикаций. В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи исследования: 1) представить хронологию попыток публикации произведений в жанре романа в газетах Томска в конце XIX - начале XX в.; 2) проанализировать сюжеты и идейнотематическое своеобразие тех частей романов, которые были опубликованы в периодике; 3) выявить значение романов для развития газетного дела в провинции, их связь с публицистикой изданий. Методы исследования: комплексное исследование периодических изданий, историко-типологический, методы филологического исследования текста (структурный, контекстологический). На первом этапе было обследовано содержание 80 газет и 150 журналов, издававшихся в Томской губернии в 1857-1916 гг. Установлено, что романы публиковались только в крупных частных газетах, издававшихся в Томске: это «Сибирская газета», «Сибирский вестник», «Сибирские отголоски» и «Сибирский свет». Заметим, что такая ситуация была необычной для российской дореволюционной периодики, поскольку первоначально романы публиковались в «толстых» литературных журналах. Однако в Сибири, из-за неразвитости журнальной периодики, роман сразу обосновался на страницах газет. В то же время «газетный роман» стал обычным явлением и для европейской части России в связи с развитием газетного дела в конце XIX - начале XX в., и в этом отношении сибирская журналистика синхронизировалась с общероссийским процессом. Обнаруженные тексты романов позволили перейти ко второму этапу, на котором стала возможной систематизация материала. В томских газетах в конце XIX - начале XX в. были опубликованы следующие романы: «Не столь отдаленные места». Автор - К. М. Станюкович, на страницах газеты выступил под псевдонимом Н. Томский. Место публикации: «Сибирская газета», роман издавался в течение 1886-1888 гг. Он не был полностью опубликован, поскольку газета была закрыта. Роман прервался на главе под названием «Новый»: в нумерации «Сибирской газеты» это была 31-я глава, в последующих изданиях - 30-я; всего в окончательномварианте романа 31 глава иэпилог. «Вжитейском омуте», роман-хроника. Автор - В. А. Долгоруков, псевдоним Г. В. Суздальский. Место публикации: «Сибирский вестник», роман издавался в 1890 г. Были опубликованы отрывки из первой части, которая называлась «Литературная богема». «Весенние грозы», роман в двух частях с прологом. Автор - Дм. Арсеньев. Место и год публикации: «Сибирский вестник», 1905. Опубликованы пролог и девятьглав первой частипод названием «Веяние времени». «Томские трущобы», уголовный роман-хроника в двух частях. Автор - В. Курицын, псевдоним Не-Крестовский. Место и год публикации: «Сибирские отголоски», 1907-1908. Роман закончен. «Человек в маске», уголовный роман из местной жизни. Продолжение романа «Томские трущобы». Автор - В. Курицын, псевдоним Не-Крестовский. Место и годы публикации: «Сибирские отголоски», 1908-1910. Роман закончен. «В зареве пожара», роман-хроника из событий 1905 г. Автор - В. Курицын, псевдоним Не-Крестовский. Место и годы публикации: «Сибирские отголоски», 1910. Роман не окончен, так как газета перешла в другие руки и изменила концепцию. «В погоне за миллионами», уголовный роман из современной жизни. Продолжение романов «Томские трущобы» и «Человек в маске». Автор - В. Курицын, псевдоним Не-Крестовский. Место и год публикации: «Сибирские отголоски», 1910. Роман не окончен, так как газета перешла в другие руки и изменила концепцию. «Герои сибирского Чикаго», новелла минувших дней в трех частях. Ав-тор - В. В. Невский, псевдоним Могуч. Место и годы публикации: «Сибирский свет», 1916-1917. Роман не окончен, таккак газета была закрыта. При всем различии идейных и эстетических задач у авторов всех «газетных романов» можно проследить общие для романного жанра установки: масштабность обобщений, поиск «героя времени», развернутое повествование, в которое вовлечены представители разных общественных слоев. В то же время сильный отпечаток на произведения наложила газетная специфика, проявившаяся в акценте на социальной жизни общества, в связи с текущей публицистикой, в тяготении романа кфельетонному жанру. Зарождение жанра романа в томской периодике было связано с двумя важными моментами: основанием первой частной «Сибирской газеты» и сотрудничеством в ней знаменитого русского писателя К. М. Станюковича, отбывавшего в Томске административную ссылку. «Сибирская газета» (1881-1888) была изданием «литературоцентрическим», считавшим литературу одним из главных средств воспитания и просвещения человека и общества. На ее страницах огромное место отводилось разговору о литературе и литературной критике, в структуре газеты постоянно присутствовали художественные и литературно-публици-стические жанры. К. В. Станюкович близко сошелся с редакцией «Сибирской газеты», обнаружив в составе ее редакции людей высокообразованных, творческих, близких ему по духу и убеждениям. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что в дружеский круг Станюковича вошли сотрудники газеты: ссыльные народники Ф. В. Волховский, Д. А. Клеменц, А. И. Иванчин-Писарев, представители местной интеллигенции - областник А. В. Адрианов, предприниматель и меценат П. И. Макушин и другие [«Сибирская газета» в воспоминаниях..., 2004, с. 91-116]. Писатель погрузился в Томске в хорошо знакомую ему атмосферу газетной полемики, возникшую в связи с основанием газеты «Сибирский вестник», принял самое активное участие в разгоревшихся дискуссиях, в том числе по просьбе новых коллег принялся за создание романа-фельетона из местной жизни «Не стольотдаленные места» (публиковался за подписью Н. Томский). Сюжет произведения заключается в том, что главный герой, Евгений Невежин, осужден за преступление и сослан в «места не столь отдаленные» - сибирский город Жиганск. В романе сплетаются несколько линий: любовная (отношения Невежина с женой, его любовь к народоволке Зинаиде Степовой, романы Невежина с женой жиганского губернатора и актрисой Панютиной), детективная (преступление Невежина, дело купца Толстобрюхова и зверское убийство в Жиганске, в расследование которых оказывается вовлечен Невежин) и, наконец, в нем представлена жизнь сибирского города - деятельность чиновников губернской администрации, их взаимоотношения с политическими и уголовными ссыльными, основание новой городской газеты, театральная жизнь Жиганска ит. д. Необычным и вызвавшим особый интерес у томской публики было то, что многие действующие лица романа были «списаны» с реальных лиц. Опыт фельетониста помог Станюковичу избежать «кляузы» и в то же время сделать прототипы легко узнаваемыми. Читатели легко могли разглядеть в жиганском губернаторе Ржевском-Прянике томского губернатора И. И. Красовского, в его домашнем секретаре Сикорском - бывшего директора-распорядителя лопнувшего московского ссудного банка П. М. Полянского, в Пятиизбянском - управляющего томской казенной палатой М. А. Гилярова, в Шайтанове - редактора «Сибирской газеты» А. В. Адрианова и так далее. Кроме того, в сюжет романа были вплетены действительные события, происходившие в Томске в 1881-1888 гг., - публикация «корреспонденции» в столичной газете («Московских ведомостях» Каткова), появление второй частной газеты - «Сибирского вестника», в которой принимали участие уголовные ссыльные, потрясшее своей жестокостью убийство целой семьи в Томскеи так далее (подробнее о романе см.: [Жилякова, 2003]). Уникальность романа-фельетона Станюковича состояла в том, что в нем развивались традиции русского романа, однако содержание и форма были связаны с региональной газетой. Публикация на страницах газеты придала ему ряд особенностей, исчезнувших при переиздании отдельной книгой. Роман в «Сибирской газете» был вписан в общий контекст русской провинциальной жизни. В публицистических статьях, фельетонах, корреспонденциях «Сибирской газеты» поднимались проблемы влияния уголовной ссылки на сибирское общество, роста преступности, парализующей жизнь сибирских городов; резкой критике подвергалась работа сибирской администрации. Одновременно на страницах областнически ориентированной «Сибирской газеты» велась ожесточенная полемика с «Сибирским вестником» по вопросам о возможных путях развития Сибири. Эти же проблемы организовывали внутреннее пространство романа-фельетона, а в художественной форме романа они приобретали концептуальное значение, т. е. материалы провинциальнойжизниполучилиосмыслениевобщерусскоммасштабе. По-другому воспринимались читателями главы романа-фельетона на газетной полосе. «Сибирская газета» была малоформатным изданием, и место под роман выделялось в условиях жесточайшего дефицита газетных площадей. Произведение публиковалось небольшими частями, чаще всего по половине главы, и каждая часть заканчивалась «на самом интересном месте» - по законам жанра, требующего заинтриговывать читателя, поддерживать его желание продолжить чтение, то есть роман был разделен и на главы, и на отдельные части. «Графика текста» романа-фельетона в газетном варианте была принципиально иной уже и в силу того, что он печатался параллельно с публицистическими материалами и фельетонами, в «подвале» газеты. В силу того что в 1887 г. издание газеты было при-остановлено, в 1888 г. в «Сибирской газете» было опубликовано краткое содержание романа «для читателей, незнакомых с первыми 16 главами романа» (Сибирская газета. 1888. № 19); естественно, что этот текст не был включен в роман, когда он выходил отдельным изданием, тогда как в газете этот пересказ был частью романа-фельетона в целом. Роман был опубликован в газете практически полностью, внее не вошлитолькопоследние двеглавы иэпилог. Роман «Не столь отдаленные места» пользовался огромной популярностью у сибирского читателя, однако он вызвал интерес и у более широкой публики: был выпущен в Санкт-Петербурге отдельным изданием уже в 1889 г., затем вошел в собрания сочинений К. М. Станюковича 1897 и 1907 гг. (с несколько измененным названием - «В места не столь отдаленные»). Наконец, в 1964 г. роман был переиздан в Новосибирске. Таким образом, начало «газетного романа» в Сибири было связано с именем известного русского писателя, талант которого позволил ему художественно осмыслитьместную действительность, сделатьееосновойдляроманного сюжета. Вслед за «Сибирской газетой» на романном поприще себя попробовал ее конкурент «Сибирский вестник». В 1890 г. в «Вестнике» появились главы из первой части романа-хроники «В житейском омуте» под общим заголовком «Литературная богема». Роман был подписан псевдонимом Г. В. Суздальский, под которым выступил В. А. Долгоруков: представитель знаменитого российского рода Долгоруковых, литературно одаренный человек, попавший в Сибирь тоже как ссыльный, но не по административному, а по уголовному делу. Роман-хроника «В житейском омуте», писала редакция, должен был состоять из трех частей: «Литературная богема», «Мишура и грязь» и «Тюрьма и край неволи», а хронологически роман должен был охватить 1860-е - 1870-е гг. (Сибирскийвестник. 1890. № 67). Публикация в газете началась сразу со второй главы первой части романа, при этом главы не имели собственных названий. В центре повествования - судьба молодого графа Алексея Петровича Нагорова, живущего в Санкт-Петербурге и занимающегося литературным трудом, и его окружения. Читатель знакомился с атмосферой молодежных собраний, с работой столичных периодических изданий, а также с деятельностью мошенников, из-за которых Нагоров попал в романе в затруднительное положение. Есть здесь и любовная линия, заканчивающаяся смертью возлюбленной главного героя. Во второй части, судя по замыслу, должна была быть описана уголовная авантюра, в которую оказался втянут Нагоров, а третья часть была бы посвящена суду и ссылке. Сюжет в общих чертах совпадал с биографией самого Долгорукова, который в молодости сотрудничал со столичными газетами и журналами, участвовал в мошеннических проделках своих знакомых, затем был осужден и выслан в Сибирь. О причинах прекращения публикации нет сведений, но можно предположить, что это было связано с невысокой читательской оценкой появившихся в газете глав. Они были написаны довольно поверхностно, характер главного героя дан самымиобщими чертами, событийный ряд не отличался особойдинамикой. В целом можно говорить о том, что В. А. Долгоруков не смог справиться с такой крупной и сложной формой, как роман. Любопытно, что следующая попытка представить этот жанр сибирской публике состоялась снова в этом же издании, в «Сибирском вестнике»: в 1905 г. на страницах газеты публикуются пролог и несколько глав из первой части романа Дм. Арсеньева «Весенние грозы». Предполагалось, что роман будет состоять из двух глав. Судя по замыслу, в центре внимания автора были события начала XX в., включая Русско-японскую войну 1904-1905 гг.: вероятно, они должны были подводить читателя к идее о необходимости Первой русской революции. Неслучаен был образ весенней грозы, вынесенный в заголовок: революция воспринималась авторами «Сибирского вестника» как разрушительное проявление стихии, но в то же время способствующее обновлению, очищению российской общественной жизни от того, что мешало развиваться дальше. В этом незавершенном романе наиболее интересной и динамичной частью является пролог «Под Мукденом», в котором описывается отступление русских войск после Мукденского сражения периода Русско-японской войны. Благодаря мастерству автора читатель мог представить общий масштаб сражения, «приблизиться» и в деталях рассмотреть положение в отдельном окопе и наконец «переместиться» в расположение госпиталя, который необходимо было эвакуировать, однако в суматохе отступления ему пришлось спасаться самостоятельно. Жи-вые жанровые сцены, динамичные диалоги, общий стремительный темп повест-вования воссоздавали атмосферу хаоса на фронтовой линии, отчаяния, паники и в то же время решительного настроя людей, выполняющих свой долг. Пролог заканчивался неожиданной встречей: на поле боя врачи госпиталя обнаружили раненого офицера Нефедьева, в котором узнали своего хорошего друга. После этого повествование резко сбавляет свой темп: неторопливо и подробно автор приступает к описанию детства и юности Марьи Дмитриевны Карасевой (из пролога читатель уже знает, что она работала медицинской сестрой в госпитале). На знакомстве студента Нефедьева и юной Марьи Дмитриевны роман прервался в связи спрекращением выхода «Сибирскоговестника». Из-за внезапной остановки публикации трудно судить о перспективах развития сюжета и тем более о том, насколько удачной была бы эта попытка романа. Соднойстороны, прологпоказал способность автора ксозданию захватывающего сюжета, его умение работать с малой формой. В то же время основное повествование оказалось переполненным деталями, ненужной «сказовостью», неожиданными после динамики пролога и рассеивающими внимание читателя. Наконец, с 1907 г. началась публикация целой серии романов В. В. Курицына (выступавшего под псевдонимом Не-Крестовский) в газете «Сибирские отголоски»: «Томские трущобы», «Человек в маске», «В погоне за миллионами», «В зареве пожара», которые открыли новую страницу в истории сибирской литературы. Они представляли новую разновидность сибирского «газетного романа» - приключенческого, авантюрного, уголовного, с элементами мистики. У массовой публики эти романы пользовались чрезвычайной популярностью: известно, по крайней мере, о двух переизданиях первого романа из этой серии «Томские трущобы», выпущенных в 1908 и 1909 гг. в Томске. Одновременно романы подвергались жесткой критике со стороны передовых сибирских литераторов и журналистов, оценивавших их как «пошлость» (В. Крутовский), «лубочный товар» и «желтую проповедь» (Г. Гребенщиков) ит. д. Необходимо добавить, что они публиковались в газете «Сибирские отголоски», основателем которой был В. А. Долгоруков, считавшийся «литературным графоманом» среди части томских журналистови литераторов. Скандальная известность романов и неприятие их со стороны «демократов» привели к тому, что литературоведение XX в. отнеслось к этим произведениям с большой прохладой. ОВ. В. Курицыне упоминалось во всех литературных энциклопедиях и работах, посвященных литературе Сибири, романы же в лучшем случае удостаивались нескольких строчек с характеристикой «авантюрно-сати-рические» (см., например: [Очерки русской литературы Сибири, 1982, с. 515]) Однако современный литературоведческий дискурс позволяет по-новому, непредвзято взглянуть на творения Не-Крестовского, открыть в них связь с мировой литературной традицией авантюрного романа, с большим успехом развернутой на местном сибирском материале. Романы Не-Крестовского были особенно привлекательны для публики своей географической привязкой: все действие происходило в Томске, на узнаваемых томских улицах и переулках, в знакомых местах - трактирах, гостиницах, в городском саду, на загородных дачах и т. д. К тому же В. В. Курицын заметно совершенствовался в романном жанре: если первый роман, «Томские трущобы», был довольно «ходульным» и скучноватым, то со временем описания похождений и преступлений героев стали более развернутыми и динамичными, характеры - сложными, неоднозначными. Действие «Человека в маске», служащего продолжением «Томских трущоб», вышло за пределы города, здесь появились описания сибирской природы, других сибирских городов, увеличилось количество действующих лиц, усложнились отношения между ними. Действие должно было быть продолжено в романе «В погоне за миллионами», но, к сожалению, переход газеты в другие руки прекратил публикацию сразу двух романов: «В погоне за миллионами» и революционно-приключенческого «В заревепожара». Особенностью романов Не-Крестовского был их четкий газетный формат: маленькие главы, каждая из которых была рассчитана на один номер, броские заголовки, отсылки читателей к предыдущим номерам и главам романа. Этот же принцип был воплощен и в романе «В зареве пожара», на первый взгляд тематически отличающемся от уголовных «Томских трущоб» и их продолжений, - романе на тему подготовки Первой русской революции и о революционном движении вообще. Однако в итоге роман также выстроился как приключенче-ский, сенсационно-развлекательный и был прекращен новым руководством редакции. Последним томским «газетным романом» стали «Герои сибирского Чикаго»: публикация была осуществлена в газете «Сибирский свет» в 1916-1917 гг., автором романа был В. В. Невский, выступивший под псевдонимом Могуч. Жанр был определен как «новелла минувших дней», из заявленных трех частей были опубликованы две и две главы части третьей. Этот роман продолжил традицию авантюрного уголовного романа на местном материале, действие в нем разворачивается в сибирском Чикаго - Новониколаевске (современный Новосибирск). Здесь присутствуют и злодеи, прячущиеся «под маской либерализма» (таково название первой части романа), и роковые красавицы, и жертва обстоятельств - молодой богатый красавец Мариновский, вокруг которого вращается все действие, и не очень удачливый полицейский (Хапен), мелкие жулики и другие традиционные персонажи такого рода произведений. Таким образом, исследование томских «газетных романов» выявляет определенную динамику в развитии жанра: от социального и автобиографического («Не столь отдаленные места», «В житейском омуте», «Весенние грозы»), рассчитанного на читателя высокообразованного и социально активного, авторы перешли к роману авантюрному как наиболее востребованному у массового читателя. Это соответствовало тенденции расширения массовой аудитории в начале XX в., вовлечению в круг чтения газет малообразованного жителя российской провинции, из-за активизации общественной жизни (Русско-японская война, Первая русская революция и т. д.) вынужденного обратиться к новым для него источникам информации. Из восьми романов, публиковавшихся в томских газетах, полностью дошли до читателя только два: «Томские трущобы» и «Человек в маске». Остальные по разным причинам не были закончены, в большинстве случаев из-за прекращения изданий, в которых они публиковались. И только три романа в итоге вышли в виде отдельных книг: «Не столь отдаленные места» К. М. Станюковича и «Томские трущобы» и «Человек в маске» (первая часть) В. В. Курицына (НеКрестовского). Это свидетельствует о том, что романы воспринимались читателями как часть газеты, а не как самостоятельные произведения художественной литературы. Автор также не стремились в большинстве случаев довести свои произведениядо стадиииздания отдельной книгой. Тем не менее присутствие этого жанра в структуре газеты говорит о том, что издатели периодики высоко ценили его возможности прежде всего как средства привлечения читателей. Публикация романа говорила и о том, что газете удалось заполучить в качестве автора человека, способного справиться с такой сложной литературной формой, а следовательно, свидетельствовала о достаточно высоком качестве всего издания. Несмотря на жесткую критику современников, В. В. Курицын был востребованным и популярным автором в Сибири, а его произведения были переизданы в конце XX в. в Томске. С другой стороны, такие серьезные сибирские авторы, как Г. Гребенщиков, Г. Вяткин, в начале XX в. выступали на страницах газет и журналов только с «малыми формами» - рассказами, очерками, повестями, хотя читательская аудитория была готова к восприятию и крупных романных форм. Дальнейшие исследования сибирского «газетного романа», несомненно, помогут ответить и на другие вопросы, касающиеся особенности поэтики, литературных традиций иноваций вжанре авантюрногои уголовного романа.
Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 304 с.
Жилякова Н. В. Рождение романа: путешествие из Сибири в Петербург (К. М. Станюкович «Не столь отдаленные места») // Сибирский текст в русской культуре. Томск: Сибирика, 2003. С. 44-53.
Очерки русской литературы Сибири. Т. 1: Дореволюционный период. Новосибирск: Наука, 1982. 606 с.
Потанин Г. Н. Роман и рассказ в Сибири // Литературное наследство Сибири: В 7 т. Т. 7. Новосибирск, 1986. С. 219-238.
Серебренников Н. В. Опыт формирования областнической литературы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
«Сибирская газета» в воспоминаниях современников / Вступ. статья, подгот. текста и коммент. Н. В. Жиляковой; Науч. ред. Н. М. Дмитриенко. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. 200 с.