Невербальные средства обозначения восприятия и ощущений в речи диалектной языковой личности | Сибирский филологический журнал. 2016. № 4. DOI: 10.17223/18137083/57/13

Невербальные средства обозначения восприятия и ощущений в речи диалектной языковой личности

На материале записей спонтанной устной речи сибирской крестьянки, носителя русского старожильческого говора, рассматривается невербальный способ обозначения перцептивных понятий (признаков и процессов). Наряду с широко распространенными размерными жестами, анализируются и невербальные обозначения других типов, бо́льшая часть которых описывается впервые. Диалектоноситель использует невербальные единицы для номинации практически всех модальностей восприятия (зрительной, звуковой, тактильной, обонятельной). Выявлены разные типы невербальных средств номинации (жесты, мимика). Описаны функции невербальных обозначений перцепции: собственно номинативная (заменяющая вербальную номинацию), усилительная (дополняющая вербальное обозначение). Показано, что жесты, относящиеся к сфере перцепции, могут выступать в качестве средства создания гиперболы или символа. Материал демонстрирует как особенности мышления носителя традиционной народно-речевой культуры, так и специфику обозначения восприятия и ощущений в устной речи.

Non-verbal ways of representation of perception in the speech of the dialect language personality.pdf Номинации ощущений (чаще всего зрительных и слуховых) в диалектной речи неоднократно были предметом исследования на материале разных говоров русского языка ([Баинова, 1999; Малышева, 1999; Демешкина, 2000, с. 33-58; Лагута, 2009; Харламова, 2011; Вершинина, 2013] и др.), а также частично исследовались на материале просторечия [Лещинская, 2008] и устной литературной речи [Харченко, 2012, с. 158-163]. В названных работах анализируется состав перцептив ной лексики в диалекте, отмечается наличие образных единиц, описывается многозначность номинаций восприятия. В то же время специфика обозначения ощущений и восприятия в народно-речевой культуре, обусловленная устным характеромкоммуникации, исследована недостаточно. Материалом для статьи послужили невербальные единицы, обозначающие различные понятия сферы чувственного восприятия, в речи диалектной языковой личности - Веры Прокофьевны Вершининой (1909-2004), коренной жительницы с. Вершинино Томского района Томской области, русской, малограмотной. В качестве источников материала также использовались «Полный словарь диалектной языковой личности» (2006-2012), «Идиолектный словарь сравнений сибирского старожила» (Иванцова, 2005) и электронная библиотека текстов информанта. Использование жестов и мимики отражает такие важные черты диалектной коммуникации, как иконичность и совмещение ситуации-темы с ситуацией текущего общения [Гольдин, 2001]. Несмотря на то, что диалектологи неоднократно отмечали наличие невербальных компонентов в повседневном дискурсе сельских жителей, специальных работ, посвященных исследованию данного феномена, по-видимому, нет. Т. Ф. Волкова упоминает о некоторых жестах, используемых В. П. Вершининой, описывая функционирование ситуативных сравнений в ее текстах: указательные жесты (кивок головой в сторону называемого предмета, указание пальцем); размерные жесты; жесты «с наглядной иллюстрацией» (подразумевается демонстрация предмета, выступающего объектом сравнения): А он прям ноги, вот не поверите, от как эта банка [берет в руки банку] ноги у него: голодом опухли все! Ну вотэ́даки [Волкова, 2004, с. 89-90]. Рассмотрим подробнее используемые диалектоносителем жесты, относящиеся к разным модальностям восприятия. 1. Зрительная модальность: невербальноеобозначение размера и формы Среди невербальных перцептивных единиц наиболее распространены размерные жесты (зафиксировано более 60 примеров их использования). В одних случаях жест дополняет основную, полнозначную номинацию: А она говорит: ты будешь копать картошки, дак никому не давай ме́лки, ну вот таки́ [показывает размер]; А пли́ца - таки́ нагребать прямо от… как совок такой, такой большой, такой ширины [показывает], таки́ длины́ . Однако чаще при использовании размерных жестов вербальным средством обозначения величины предметов служат местоимения: Таки́. Рыжички - ну, от такой... такой [показывает размер]; А Рая принесла вило́к  вот такой показывает размер ну не поверите, камень и камень! При использовании местоимений роль невербального компонента коммуникации возрастает. Жесты могут указывать как на большой размер предмета (такие случаи представлены чаще), так и на маленький:[Односельчанка:] У мене́ суп был сварёный, как я себе варила - пошла разоγрела, поели, потом щашку накрошили помидор Валере… [В. П.:] Таку́? [жест: большую][Односельчанка:] Аγа; Ну, Толя взял её [больную сестру В. П.], как ребёнка, и попёр туды, в ванну, поло́жили. Наталья воды там напра́вила, помыли - ну… от така́ [жест: узкая] в кры́ льцах [‘лопатках’] сидит! Ну, совсем… Более того, признак предмета, на который указывает местоимение, может меняться в рамках одного контекста, но он остается ясным адресату благодаря интонации и жестам: У нас Николай-то продавал [корзинки]. Вся́ки: таки́ вот [показывает жестом размер], таки́ , таки́ … Особенно востребованы размерные жесты при описании даров природы (растений, грибов, рыбы). При этом контексты зачастую включают оценку размера: Так от… от таки́ от так… от таки́ [показывает], хоро́ши карто́вочки; А у меня там есь, дак она [капуста] худа́. Ну ничё, такая хорошая, вило́чки такие [размером - жест]; Поливать надо, и собрать огурчишки. Ну и я пошла дайче собирать утром-то. Они кото́ры от таки́ долино́й! Таки́ … таки́ … [показывает]; Ну и вот, косишь, трава хоро́ша, а там вот таки́ грузди, вот таки́ [жест: большие]; А Сергей как раз рыбачил, до́был - лешш такой был, от такой ширины прям лешш, а потом шшу́чка так одна, а тут и таки́ шшу́чки [показывает размер], и потом су... суйда́к... судак. Это рыба, хоро-оша така́. Жесты используются также для характеристики животных, человека, пищи идругих объектов, изготовленных человеком: Ну, больши́ были [змеи], кото́ры таки́ [показывает размер] были, я видывала, чёрны, таки́…; Мне кажется, она прямо… высо́ка така́ стала, да прямо ноги дак вот таки́ вот! [показывает обхват пальцами] Ляжки-то у ей; А из городу таки́ булки привозили [показывает], ой таки́, да от таки́ вышиной. Бе́лы; А гвозди-то больши 1 были - Николай туды забил, наверно, таки́ [показывает размер] гвозди; Байдон - это усо́кый такой, большой такой, а колотушки-то как вроде поменьше. Так… от така́ вот будет колотушка… [показывает] ну, больше! Способ жестового обозначения величины зависит от типа и функции предмета, а также от обозначаемого параметра (длина, высота, толщина). Так, особыйжест используется для указания на размер одежды: Лена другой раз наря́дится - в пол юбку, а другой раз наденет - така́ юбка [жест: прикасается рукой к бедру - ‘короткая’]. При характеристике человека жесты, как правило, соотносятся с ростом или телосложением в целом. Рост демонстрируется через высоту руки, поднятой над полом (9 случаев): Ба́кулева ли кака́ ли там, ли чёрт ё знат. Она [девушка] ить от така́ от была [маленькая - жест], и у его на день рожденье была, ручки вот таки́ то́неньки, да сама́ то́ненька. Если речь идет о детях, обозначение роста имплицитно или эксплицитно связано также с возрастом: Восемь лет прожи́л, двое детей было. Один мальчик такой уж был [ростом - жест], лет пять ему, наверно, было - рослый такой, хороший; [Собиратель:] А у Сережи дети есть? [В. П.:] Такой [показывает рукой рост ребенка]; Ты подумай, он ешо́ вот такой [жест: указывает на маленький рост] - ему уж квартирку! Пол или поверхность земли выступают как естественная точка отсчета при обозначении высоты не только человека, но и растений: Вот эта больша́ [морковь] была, вот така́ уж [показывает высоту], а та ма́ленька. Высота предметов может отсчитываться от поверхности другого предмета (чаще всего стола): Она [форма для хвороста] вот така́ вот вышиной [поднимает руку от поверхности], как стакан бы так, и так вилю́ шечкими, вилю́ шечкими [‘в виде извилистой линии’]. Размерные жесты используются сходным образом и другими носителями Вершининского говора: Много рыбы-то. Там килограмм продавали от таких [показывает размер] - по четыре, что ли, тыщи; Змей мы им от тут ловили. [Каких?] А я не знаю, как называ́тся, такие эти… ну, побольше так [показывает размер]; Там наварили-то, наверно, туда всё увезла. Лёгко [‘легкое’] вот тако́ [большое, показывает размер]; Окучить надо [картошки]. Ещё не окучены. Ну они подтянулись. Таки́ , наверно [жестом показывает высоту], мы заезжали смотрели; Да вот такой [показывает], я говорю - как месячный поросёнок [о брошенном ребенке]. Там, наверно, весу-то с килограмм всего. Особые жесты В. П. Вершинина использует для характеристики телосложения человека. Так, очень худой человек с помощью невербальных средств уподобляется пальцу: А Вовка от такой жест: поднятый указательный палец правой руки, как бич [сочувственно]; Он-то валова́тый [‘медлительный’] такой, толстый, а она-то така́ тоже… [жест: вытянут указательный палец] ну, ши́бко прово́рна! Подобные жесты, с одной стороны, имеют гиперболизированный характер (так как реальные отличия в размере сравниваемых объектов в данном 1 Подчеркиванием обозначено эмфатическое ударение. случае достаточно велики), с другой - соотносятся с вербальными сравнениями по пальцу моёму; в палец толщиной: Он младенец ме́лькенький, Поля! Не знаю, вырастет он большой ли нет ли, маленький он. Прямо ме́лкый он, ши́бко! Ручки  от по пальчику, по пальцу моёму будут…; А спираль така́ то-олста, в палец [уэлектроплитки]! Обозначается невербально и чрезмерно полная фигура: [Односельчанка:] А она, как приехала - села… [В. П.:]…Ни с места. Всё така́ ? [жест: слегка согнутые в локтях руки разведены в стороны - ‘толстая’] [Односельчанка:] Аγа. И никуда. Особым жестом обозначается ситуация беременности. Его использование носит эвфемистический характер, обусловлено тем, что соответствующее понятие в сознании диалектоносителя связано со сферой «низкого» [Иванцова, 2003, с. 141]: [Собиратель:] А те как живут, младший брат? [В. П.:] А те ничё живут [жест: округляющийся живот]. Не знаю, кода́ будет-то [рожать]. Эвфемистическая стратегия используется и другими носителями архаического типа говора при номинации данной ситуации: Как у Елены муж, дома ли нет? У ей девочка в я́слях, а она на мичуринском. [Собиратель:] Она не работает? [В. П.:] Нет. И не будет работать [показывает рукамибольшой живот: беременна]. Единичным случаем представлено в текстах В. П. Вершининой жестовое обозначение формы (видимо, в силу сложности этого признака): А па́ски [куличи] настря́пат [мама] - ой, краси́вы! Хре́стики таки́ … [изображает пальцами крест] ну, от таки́ были, поменьше даже. От таки́ были хре́стики. В говоре также зафиксирован один пример невербального обозначения формы: Не в чашечке, а от таки́ от… такой от яшшычек, - так, и так, и от такой [жесты: изобра-жает форму]. 2. Зрительная модальность: указательные жесты каквспомогательныесредства приобозначении размера, цвета К зрительной модальности относятся также указательные жесты, которые сопровождают ситуативные сравнения. Подобные невербальные средства задействуются, во-первых, при обозначении размера: От такой [указывает на холодильник] - как холодильник, только в два раза побольше. Здоровый мужик; Я их так, от так обре́зала, вытрясла, баночку натрясла… ну, поменьше от этой от баночки [показывает жестом], маку натрясла с его, всё отмыла, честь по чести; А у их отроски-то не растут таки́-то [длинные], а от таки́ [показывает на палец], то́лсты то. Указательные жесты используются также при обозначении цвета, особенно если речь идет о смешанных цветах (оранжевый, коричневый): [Собиратель:] Вы яйца не красили? [В. П.:] Ну как , красила, тебе забыла дать угостить тебя. [Собиратель:] Чем красили? [В. П.:] Пером. Лук. [Собиратель:] Они какие цветом? [В. П.:] Ну кра́сненьки так, ро… жёлты. Под вид вот этих [показывает на наперники подушек]; Как пол [показывает рукой], кори́ чневы были [глиняные горшки]; Затопила печку - как запылало! Да как всё пыл-то давай в и́збу, да в и́збу! Да столь надымила - как носки от [указывает на темные носки], чё тут - всё задымило у меня! Невербальные средства обозначения могут выполнять и другую функцию - подчеркивать интенсивность, насыщенность цветового оттенка: Красиво, всё было вымазано! Обои были, помню, голубы́ -голубы́ ! Голубе́ вот так этого [показывает на выбеленную стену]. Ситуативные сравнения вместе с указательными жестами отмечены и в речи других жителей с. Вершинина: [О печке:] Две, наверно, таких будет [указывает на печь В. П.], там чувал, да ско́ко глины... Два года простояла, и переделывать - это шутка дурна́! Таким образом, невербальные обозначения охватывают достаточно широкий спектр признаков, относящихся к зрительному восприятию: размер, форма, цвет. Гораздо реже диалектоноситель использует жесты, относящиеся к сферам тактильности (5 случаев), звука (6 случаев), запаха (4 случая). Рассмотрим их подробнее. 3. Жестовые обозначениятактильной сферы В сфере осязания используются два типа жестов, близких к указательным и обозначающим такие тактильно воспринимаемые свойства, как ‘твердый’ и ‘холодный’. Регулярнымжестомявляется стук по твердой поверхности, который выступает как своеобразное указание на тактильно воспринимаемое свойство - твердость (зафиксировано 4 случая). Этот жест может выступать как самостоятельное средство, заменяющее вербальную номинацию: И как стенку, ди́скать, купим, дак тода́ куды́ поставим, кака́ будет , - тода́ и ковёр прибивать. Стенуто долбить же надо, знашь, каки́, вот таки́ же [стучит по железу]. Невербальные характеристики могут относиться как к предмету, так и к человеку. Как правило, подобные жесты встречаются в оценочных контекстах: А я не знаю, от у Поли яйца беру, дак у ей прям, знашь, таки́… жёска скорлупа. Прям жёска, прям от така́ [стучит костяшками пальцев об стол]. А у наших от бра-ла - дак только заденешь, они… сла-абеньки таки́. В приведенном высказывании выявляется контекстуальная позитивная оценка признака ‘жесткий’, имеющего оттенок значения ‘прочный’. Оценка осуществляется по прагматическому кри-терию. Еще более отчетливый оценочный характер имеют высказывания, характеризующие человека: Юрочка был тут-ка, ая, это,  ишь чё, како́ тело. А е́то, я за… ой, вот такой от, как холодильник стучит костяшками пальцев об стол. Наверно, нигде ничё, натянутый. Я грю: «Ой, тело-то како́!» у меня как тряпка. - В данном случае невербальные и ситуативные средства характеризуют признаки ‘упругость’, ‘твердость’; представлены эмоциональнооценочные коннотации одобрения, восхищения (усиленные за счет противопоставления). Возможна и негативная оценка признака ‘твердый’ при характеристике человека: Он приходит - от така́ шишка! [об опухоли] Больше! Больше, - на ноге. И нога от така́ сделалась [стучит по столу], как камень. - В этом примере негативная оценка признака определяется характеризуемым объектом - тело больного человека, при этом высказывание имеет тональность сочувствия. Невербальное обозначение дополняет образное сравнение, вносит в контекст оттенок усиления признака. Данный жест используется и другими носителями Вершининского говора, принадлежащими к поколению В. П. Вершининой: Она [земля] от така́ от [стучит пальцем по дереву]. Вот я её палочкой перекопала, [неразб.] убрала…; Меня материк сгубил. Ну чё он такой [стучит по дереву - ‘твердый’], чё они нарастут? Второй тип невербального тактильного обозначения - своеобразный пример, где жест характеризует одновременно и процесс тактильного восприятия, и перцептивный признак (‘низкая температура’): «Я, гыт, топила» - а я печку-то пошарила, она… как я́шшык, така́ холо́дна [дотрагивается до сундука, обитого жестью]. Наверно, три полешка взяла поло́жила, покури́т мало-мало… Конешно, жарко тоже ши́бко худо, но уних… мороз. Если «иллюстрация», относящаяся ́к глаголу тактильного восприятия (пошарила - дотрагивается), носит в данном случае буквальный характер (воспроизводится действие, имевшее место ранее), то указание на признак, скорее, ассоциативно (прикосновение к металлу создает у собеседника представление о называемом признаке - ‘холодный’). Высказывание в целом имеет тональность легкого осуждения, вызванного нарушением традиционной нормы: в доме должно быть тепло. Возможно, говорящий сомневается в искренности односельчанки, жест в данном случае демонстрирует несоответствие ее слов действительности. 4. Воспроизведение шумовых звуков Имитация звуков человека, животных, природы чаще всего осуществляется с помощью звукоподражаний (в речи В. П. Вершининой их выявлено более 70; анализ см. в статье автора [Земичева, 2016]). Наряду с этим зафиксированы и случаи использования невербальной стратегии для обозначения звуковой сферы (6 примеров). Данный способ заключается в воспроизведении в речи шумовых звуков (шорох, стук), которые были произведены животным (4 примера) или человеком (2 примера). Чаще всего диалектоноситель использует невербальные средства, когда речь идет о звуках домашних вредителей. Как и в других модальностях, при обозначении звука жест может дополнять собственно звуковую номинацию или заменять ее, выступая как самостоятельное обозначение: А потом слушаю: [скребет ногтями по дверце буфета] там, там скребутся мыши; Вот, где послушаю там - [скребет пальцами, изображая шум]. Мыши, мыши; А Таня прин… а у меня стали, эти, мыши-то [показывает, какскребутся мыши]. При обозначениизвуков человека имеет место своеобразная «невербальная цитация»: Я стою за ворота́ми, разговариваю с кем-то. А он [больной сын] там зы́ кат [‘стучит’] об стену [стучит, изображая, костяшками пальцев о буфет]; Она [больная сестра В. П.] не разгова́риват - «А-а-а!» - пальцем опе́ть при́мется об до́ску [стучит, изображая] - доской загорожено, она не ходит… Диалектоноситель может подробно реконструировать ситуацию возникновения звука, как в следующем примере: Я рыбу поставила потаять [в буфет], а так стул... [стоит около буфета]. А от так откроется, дальше не открыва́тся [дверца], а там рыба в чашке стоит. А кы́ ска-то это… об стул. [Усмехается] У тебя-то воры, а у меня... свои. Вот так: [стучит дверцей буфета] - ой! Я думаю: окошко кто-то выдира́т! В данном контексте звук воспроизводится «буквально»; отчетливо проявляется самоирония (У тебя-то воры, а у меня... свои - история приводится после новостей о том, что собеседника ограбили). Иронический контекст усиливается упоминанием ошибочной интерпретации звука (Я думаю: окошко кто-то выдира́т!). 5. Невербальноеобозначение процессавосприятия запаха К сфере «обоняние» можно отнести четыре примера, в которых с помощью характерных мимических движений имитируется процесс обонятельного восприятия: Ну, может, не так дымит, а… Ну, она [односельчанка] уж боится дыми́нку [втягивает носом воздух] ню́ хат всё. Что ты! Невербальное обозначение может использоваться как самостоятельное средство номинации: …Ну и принесли мы [сына односельчанки из роддома], они - Петраков да это, Гриша - наку-рили-и! Не знаю сколько, накурили прямо. В избе морози́на… Давай я печку затоплять, всё она ходит: [втягивает носом воздух дважды, как бы нюхая] «Можно… можно, так бы, наверно, на клочки разорвала бы!» - не́рьвничат. Я говорю: «Не нерьвничай. Счас тепло будет, всё…» Она… трубу открыли, всё вытянуло всё. Как ясно из приведенных примеров, диалектоноситель использует невербальные средства, как правило, с целью подчеркнуть интенсивность процесса восприятия. В тоже время в контекстах представлены обозначения эмоционального состояния (боится, нервничает) и мимика служит дополнительным средством его наглядной передачи. Использование подобных невербальных средств коммуникации усиливает шутливо-ироническую тональность общения. Так, невербальное обозначение обонятельного восприятия используется при рассказе о «взыскательном» городском родственнике, из-за слабого запаха отказавшемся от угощения: Ну, он [родственник] это, сытый был, [масло] вы́ ташшыл [втягивает носом воздух]: «Холодильником пахнет». Такое поведение оценивается, по-видимому, отрицательно, что отражается в ироническом комментарии говорящего: А Гена… - ой, какой прямо… взыскательный! А потом поколол, поколол дрова-то… Масло выташшыл, от такими кусками… - ес! Никого не запахло! Поколол дрова-то, про… промялся - навора́чиват! Я говорю: от тебе! То говорил «пахнет», то… Ничё, промялся, поел. Имитация процесса обонятельного восприятия может иметь не только буквальный, но и символический характер, как в следующем примере: А я со Степаном, она меня увидала, что я со Степаном - она пришла, тётка моя... не тётка, а моя сестра двою́ родна, пришла: «Прокофий! [втягивает носом воздух] Прям вином пахнет у тебя!» Он: «О-о» - пошто́ он не итдава́л туды́ , никого не согласился. Ругался, не итдава́л. То ли посолить меня хотел. В этом контексте выражение вином пахнуть, сопровождаемое невербальными средствами обозначения, употребляется как намек на подготовку к свадьбе. При этом реальный объект восприятия - запах вина - отсутствовал, поэтому можно констатировать переход «симптоматического» жеста в «коммуникативный» [Крейдлин, 2000, с. 30]. На вербальном уровне подобному использованию мимики соответствует ряд оборотов речи В. П. Вершининой, где запах выступает как знак: живым не пахнет; непахнет тут пятна́дцати днями и подобные. Подводя итог, можно отметить следующее.  Невербальные средства обозначения ощущений и восприятия занимают важное место в дискурсе носителя диалекта и являются специфическими для устной сферы общения в отличие от письменной. Их использование опирается на принцип совмещения ситуации-темы с ситуацией текущего общения. Жесты, используемые отдельной языковой личностью, в целом сходны с теми, что используются другими носителями говора, что позволяет сделать вывод о типичности невербальных средствобозначения ощущенийи восприятияв диалекте.  С помощью жестов обозначаются те или иные фрагменты четырех из пяти модальностей восприятия. При этом говорящий опирается на зрительное и слу-ховое восприятие собеседника. Невербальными могут быть и номинации пер-цептивных признаков (‘большой’, ‘маленький’, ‘толстый, ‘худой’, ‘высокий’, ‘низкий’; ‘крестообразный’, ‘твердый’, ‘холодный’), и обозначения ситуаций (‘беременная’, ‘стучать’, ‘скрестись’, ‘нюхать’). Регулярность использования невербальных средств позволяет говорить о наличии невербальной стратегии обозначения ощущений в диалекте.  Чаще всего невербальными средствами обозначения являются жесты, задействуется также мимика (приобозначении процессаобонятельного восприятия).  Наиболее распространены размерные жесты, причем жестовое обозначение величины различается в зависимости от типа объекта (особые жесты используются для характеристики телосложения человека), параметра (длина, толщина, высота). При этом жесты, обозначающие понятия зрительной сферы (величина, форма, цвет) наименее автономны (размерные жесты используются вместе с местоимением, указательные сопровождаются ситуативным сравнением).  Невербальные обозначения «низших» модальностей (звук, а также осязание, запах) могут как дополнять полнозначную перцептивную номинацию, так и заменять ее. В первом случае они указывают на интенсивность воспринимаемого признака или процесса, во втором - выступают как самостоятельное средство номинации.  Перцептивные жесты могут быть многозначными (стук по дереву обозначает либо звук, либо твердость); могут иметь гиперболизированный или символический характер.  Жесты, обозначающие перцептивные признаки и ситуации, выступают как дополнительное средство усиления имеющихся в тексте оценочных коннотаций; поддерживают шутливую, ироническую или сочувствующую тональность об-щения.

Ключевые слова

диалектная языковая личность, идиолект, сибирские говоры, народно-речевая культура, лингвосенсорика, невербальная коммуникация, иконичность, жест, dialect language personality, idiolect, Siberian dialects of Russian folk-speech culture, sensory studies in linguistics, non-verbal communication, iconicity, gesture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земичева Светлана СергеевнаТомский государственный университетoptysmith@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Баинова А. А. К изучению цветообозначений в диалектной речи // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 4. С. 78-82.
Вершинина М. Г. Экспликация фоносферы в русской фоносемантической звуковой картине мира (на материале пермских говоров): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2013.
Волкова Т. Ф. Сравнения в речи диалектной языковой личности: Дис. … канд. филол. наук. Томск, 2004.
Гольдин В. Е. Изобразительность диалектной речи // Бюллетень фонетического общества. № 7. Тексты устной речи. Бохум, 2001. С. 49-58.
Демешкина Т. А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск, 2000.
Земичева С. С. Звукоподражания в лексиконе диалектной языковой личности // Материалы Всерос. научн. конф. с междунар. участием «II Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения». Вып. 2. Саратов, 2016. С. 153-157.
Иванцова Е. В. К вопросу о стилевой стратификации дискурса носителя традиционного говора // Актуальные проблемы русистики. Вып. 2, ч. 1. Томск, 2003. С. 135-146.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2000.
Лагута Н. В. Высказывания со значением зрительного и слухового восприятия в диалектной речи // Вестн. Амурск. гос. ун-та. 2009. Вып. 46. С. 93-94.
Лещинская О. Г. Представление модальностей сенсорного восприятия в народно-разговорной речи города (на материале г. Омска): Дис. … канд. филол. наук. Омск, 2008.
Малышева В. А. Глаголы зрительного восприятия как фрагмент языковой картины мира идиолекта // Проблемы межкультурной коммуникации. Пермь, 1999. С. 182-189.
Харламова М. А. Белое - венчальное, черное - печальное: антиномия черное - белое в говорах Среднего Прииртышья // Вестн. Омск. гос. ун-та. 2011. № 3. С. 172-176.
Харченко В. К. Лингвосенсорика: Фундаментальные и прикладные аспекты. М.: Либроком, 2012.
 Невербальные средства обозначения восприятия и ощущений в речи диалектной языковой личности | Сибирский филологический журнал. 2016. № 4. DOI: 10.17223/18137083/57/13

Невербальные средства обозначения восприятия и ощущений в речи диалектной языковой личности | Сибирский филологический журнал. 2016. № 4. DOI: 10.17223/18137083/57/13