Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб.: Лики России, 2015. 360 с., цв. ил.) | Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. DOI: 10.17223/18137083/55/27

Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб.: Лики России, 2015. 360 с., цв. ил.)

В Санкт-Петербургской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова под патронатом Комитета культуры города в октябре 2014 г. состоялись очередные юбилейные Лермонтовские чтения, по итогам которых вышел сборник научных cтатей. В нем широко представлены современные проблемы изучения биографии и творчества поэта. На основе разных методологических подходов к художественным текстам и рассмотрения лермонтовской традиции в русской литературе XIX-XX вв. даются новые исследования поэтики, приведены аксиологические наблюдения, компаративные сопоставления, описаны новые музейные находки из наследия поэта. Опубликованные материалы намечают перспективные направления дальнейшего изучения творчества М. Ю. Лермонтова.

The Lermontov readings - 2014 in Saint Petersburg. «Mikhail Yuryevich Lermontov in the cultural context of two centuries.pdf Традиция Чтений в Санкт-Петербургской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова возникла в 2006 г. С большой ответственностью сохраняя память о великом русском поэте, чье имя носит библиотека, ее сотрудники сумели за эти годы создать замечательную среду для научного общения. Эти встречи превратились в ежегодные конференции, на которых собираются известные и начинающие литературоведы, а также музееведы, искусствоведы, библиографы и библиотекари, занимающиеся изучением наследия М. Ю. Лермонтова и связанные с его хранением и пропагандой. Ежегодные выпуски сборников статей, докладов, сообщений по итогам конференций готовит редакционный совет, в который входят С. С. Се рейчик, директор МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, известные лермонтоведы О. В. Миллер, Г. В. Москвин, исследователи русской литературы и культуры Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова. Чтения являются составляющей научной частью проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие» (руководитель - заведующая Лермонтовской гостиной библиотеки И. Г. Локотникова), имеющего исследовательские и общекультурные цели, в реализации которых контекст северной столицы как нельзя более дал возможность для развернутого представления о судьбе произведений Лермонтова в русской культуре. Чтения стали научным центром, вокруг которого объединились художественные и мемориальные события Лермонтовских дней, приуроченные ко дню рождения поэта: круглые столы, литературно-музыкальные вечера, тематиче-ские экскурсии по лермонтовским местам Петербурга. Особенно богатыми на такие событиястал 2014 г. - год 200-летия со дня рождения поэта. Лермонтовские чтения - 2014 проходили в Царском фойе Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр) и в Полуциркульном зале Конюшенного корпуса Елагинского дворцамузея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XIX вв. В репертуаре театра - премьера «Маскарада» в постановке Валерия Фокина, в музее театра - экспозиция театральных постановок пьес разных лет, в Полуциркульном зале - большая выставка, посвященная театральным постановкам и киноверсиям лермонтовскихпроизведений, сделанныхв разные годы. Изданный по материалам последних Чтений сборник научных статей «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» представляет разные подходы к изучению творчества писателя. Издание, подводящее итог празднованию знаменательной даты, включает обзоры, посвященные истории общероссийских и областных юбилеев поэта и приуроченных к ним событий, в которых раскрывается укорененность лермонтовского наследия в отечественной культуре. В публикациях собрана юбилейная лермонтовиана разных эпох советской культуры, отраженная в печати (Н. С. Беляев, С.-Петербург), дан обзор первых лермонтовских торжеств на родине поэта (Д. Ю. Мурашов, Пенза) и лермонтовских народных чтений в Тамбове на рубеже XIX-XX вв. (М. В. Сабетова, Тамбов), характеризуются разные формыи методысовременнойпопуляризации творчества поэта (творческие проекты, чтецкие акции, использование интернет-коммуни-кации и др.) в библиотечной системе районного города (И. П. Ревина, Батайск), обобщается опыт проведения интерактивных уроков в рамках проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие» (И. Г. Богданова, С.-Петербург). И. Г. Локотникова представила обзор мемориальных событий, презентаций и выставки трудов В. А. Мануйлова - известного лермонтоведа, составителя «Лермонтовской энциклопедии», которые дополнены живыми воспоминаниями А. Б. Глассе (Итака, США) о научном сотрудничестве и встречах с В. А. Мануйловым в период работы над этим знаменитым трудом. Второй раздел издания содержит сравнительно редкий материал, с учетом полуторавековой традиции изучения биографии писателя. В статье Е. Л. Сосниной (Пятигорск) «Элементы французского влияния в родовой истории и творческой эволюции М. Ю. Лермонтова» добавлены новые детали к известному спору о его родословной. Исследователь обращает внимание на роль французов в развитии культуры Шотландии, в частности, влияние на архитектуру (родовые замки Лермонтов из Файфа) и переклички французской и кельтской народной поэзии в области легендарной биографии Томаса Лермонта, который по одной из версий считается предком рода Лермонтовых. В работе М. И. Давыдова (Пермь) «Медицинские аспекты огнестрельного ранения М. Ю. Лермонтова на дуэли» с профессиональной медицинской точки зрения подробно рассматривается вопрос о том, возможно ли было спасти М. Ю. Лермонтова при тогдашнем уровне развития медицины. В сборнике опубликованы новые изобразительные материалы из наследия поэта, найденные в музейных и архивных собраниях. Е. Н. Монахова (С.-Петербург) представляет Юнкерскую тетрадь М. Ю. Лермонтова как документ биографии автора периода учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. На основе сопоставления рисунков и подробной описи тетради, которая была сделана ее первым владельцем Н. Н. Манвеловым, курсом ниже учившим-ся в Школе, установлены связи изображений с конкретными событиями из жизни поэта (набросок первого автопортрета, рисунки в связи с замыслом романа «Герой нашего времени» и др.). Л. П. Баюра (Симбирск) исследует симбирский альбом Н. И. Поливанова, начатый в 1832 г., когда, вначале в Москве, а затем в военной школе в Петербурге он был дружен с Лермонтовым. По мнению автора, целый ряд изображений в альбоме по стилистике близок рисункам Лермонтова из разных альбомных коллекций его графики. На основе подробного сопоставительного анализа стилевой манеры, присутствия автоиллюстративных набросков, характерной психологизации графических портретов исследователь высказывает предположение о лермонтовском авторстве семи рисунков из Поливановского альбома. В публикации С. Н. Селедкиной (С.-Петербург) рассматривается история рисунка «Богатыри - не вы!», тоже предположительно лермонтовского, который находится в Российском государственном историческом архиве. Приведены сведения о копийном рисунке, также хранящемсяв РГИА. В статье И. В. Сорокина (Саратов) «Дядя» Афанасий Алексеевич Столыпин, Лесная Нееловка, Саратов. К истории бытования лермонтовских реликвий» собраны обширные материалы из биографии А. А. Столыпина, родного брата Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта. В связи с этим показаны истоки бородинской темы в творчестве Лермонтова, прослеживается история Нееловки, усадьбы А. А. Столыпина, и находившейся в ней мемориальной комнаты поэта, приведены новые данные из саратовских музейных фондов об исчезнувшем втором «офицерском портрете» Лермонтова. Статья А. Г. Метелкиной посвящена установлению авторства портрета Лермонтова, литографированного с акварели К. А. Горбунова. На основе изучения подписей и надписей на эстампах и работы с архивами установлено, что автором литографированного портрета в издании Н. Н. Полевого «Альбом русских писателей» был В. Бахман, владелец знаменитой московской литографской мастерской. В публикации Н. А. Агеевой (Киев) указано местонахождение считавшегося потерянным наброска на тему лермонтовского «Ангела» из карманного альбома М. А. Врубеля (Киевский национальный музей русского искусства) и уточняется его датировка. Рассмотрена последующая трансформация замысла от эскиза «Ангел с кадилом и свечей» к иллюстрации «Демон и Ангел с душой Тамары» к поэме Лермонтова. Высказано предположение, что в творческих поисках художник повторил путь поэтав развитии демонической темы. Современные музыкальные интерпретации творчества поэта проанализированы в работе Е. А. Слуцкой (С.-Петербург) на фоне трех периодов музыкальносценических обращений кего произведениям в XIX-XX вв., выдвигавших в центр внимания разные произведения («Демон» А. Рубинштейна, «Маскарад» А. Хачатуряна). В обзоре современных музыкально-постановочных версий отмечены новые варианты «Демона» (балетные спектакли, фильм-опера, спектакль на открытой площадке фестиваля «Опера - всем» вС.-Петербурге), опера-мюзикл «Маскарад». Самый большой раздел сборника посвящен филологическим и философским аспектам рассмотрения произведений Лермонтова. В статье А. Э. Бауэр (Геттинген, Германия) «Прием маскирования: лицо как маска в творчестве М. Ю. Лермонтова» исследуется феномен маски в драме «Маскарад», выделены тематические и структурные уровней текста на основе разных связей игры и маски. О. А. Павловская (Иваново) анализирует жанровые черты мистерии в ранней романтической поэме «Азраил» («драматическое пространство», авторские ремарки, выполняющие сценографическую функцию, переход к прозе, особое содержание романтической двуплановости и др.). Несколько публикаций представляют анализ художественной формы и интерпретации смыслового содержания романа «Герой нашего времени». Две из них содержат пространственно-временные характеристики художественного мира произведения. М. П. Леонова (Геттинген, Германия) анализирует четыре авторских стратегии, которые являются результатом романтического представления о времени, реализуя фрактальную структуру «Героя нашего времени». Они приводят к потере сквозной временной последовательности и необходимости для читателя выбирать временные рамки для своей интерпретации, исходя из разных форм повествования. В. Ш. Кривонос (Самара) рассматривает метафизику художественного пространства в романе «Герой нашего времени», останавливаясь на Кавказе как главной пространственной форме существования героя. На примере «Бэлы» рас-крывается универсальность принципа взаимодействия в романе сюжета и пространства и роль пространства в движении сюжетных событий и повествования. Эта особенность художественного пространства в метафизическом аспекте проецируется на мировоззренческую позицию и самохарактеристики героя, который не идентифицирует себя ни с одним из пространств, погружаясь в состояние скуки как предвестия небытия. В работе Т. Н. Минниковой (Тосно, Ленинградская обл.) «Герой нашего времени» в контексте существующих эволюционных представлений» дается философско-историческая оценка мировоззренческой позиции Печорина в аспекте европейского цивилизационного сдвига в момент перехода от интуитивночувственного постижения действительности к рационально-прагматическому и движения личности Нового времени за пределы устоявшихся представле-ний о духовных ценностях. В отрицательной рефлексии лермонтовского героя отражена позиция распоряжающегося собой индивида с его разорванным сознанием, лишенным гармонии. Н. П. Видмарович (Загреб, Хорватия) развивает в оценке главного героя романа Лермонтова аксиологический подход, основываясь на христианском представлении о ветхом/новом человеке. Состояние сознания Печорина, которое автором определено как «болезнь», в аспекте христианской антропологии оценивается как результат порабощения его внутреннего существа страстями. Их происхождение и проявление раскрыты в дневниковых признаниях самим героем. Отсутствие созидательного поиска благодатного начала порождает у него настроения безнадежности и бессмысленности жизни. Но «Фаталист», последний фрагмент романа, оставляетвозможностьсовершенно иного исхода судьбы главного героя. Обсуждаемая в лермонтоведении, начиная с первых прижизненных откликов до настоящего времени, проблема религиозно-философских взглядов поэта и их отражения в творчестве рассматривается в статье Л. В. Рассказовой (Пенза) «Молитвы» М. Ю. Лермонтова: душевное и духовное». Акцентировано внимание на дискуссионности выводов об особом отношении поэта к православной вере, одна из причин которого - расхождение позиций богословов и литературоведов. В отношении к каноническому догмату Пресвятой Троицы и учению о душе творчество Лермонтова является по преимуществу душевным миром с только наметившимся в последнихпроизведениях процессом духовного перерождения. В работе Л. С. Конкиной (Саранск) «В. Н. Ильин о М. Ю. Лермонтове: религиозно-философский аспект» представлена оценка философа, богослова, литературного и музыкального критика, который утверждает «ангельскую природу лермонтовского гения», поэта, посланца, пророка, проявленную в его лучших созданиях, исходя из понимании природы, смысла и назначения искусства как мистической в своей сущности деятельности, направленной на выражение Бытия, скрытого отобыденного сознания. В группе статьей о поэзии Лермонтова внимание Л. Е. Ляпиной (С.-Петербург) сосредоточено на «сенсорной образности лирики» поэта и его исключительном интересе к ощущениям температурного характера с предпочтительным вниманием к словоформам с корнем «холод», «холодный», которые имеют наибольшее число разнообразных денотатов из мира природы и человека. Поэтика температурных контрастов появляется в лирике, формируя особую выразительность, чаще всего драматического содержания, и развивается вплоть до целостных сюжетов. В работе Е. И. Анненковой «Михаил Лермонтов и Константин Аксаков: природный мир и человеческое я» на материале конкретных лирических текстов впервые прослежены близкие художественные искания поэтов в области развития философской традиции в русской лирике. В публикации А. Ямадзи (Нагоя, Япония) «О загадочности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» представлен анализ кольцевой композиционной структуры стихотворения и особенности авторского присутствия в данном лирическом тексте. В статье Л. А. Ходанен «Стихотворение “На картину Рембрандта” и художественные опыты раннего М. Ю. Лермонтова» охарактеризован московский художественный контекст, в котором развивался интерес поэта к творчеству великого мастера. Указаны предположительные источники его знакомства с живописью Рембрандта в период учебы в Московском университете. Эстетический опыт раннего Лермонтова соотнесен с поэтикойраннего стихотворениямосковскогопериода. Лермонтовские традиции, схождения и творческий диалог с поэтом в русской литературе представлены в исследованиях С. О. Шведовой (С.-Петербург) «Экфрасис в повестях М. Ю. Лермонтова иН. В. Кукольника «Галатея» Л. Дмитрова (София, Болгария) «Еще раз о Лермонтове и Чехове, или Как устанавливается сюжет», Е. Л. Белькинд (С.-Петербург) «Созвучья тайные». Вячеслав Иванов о Лермонтове» и И. С. Юхновой «Лермонтов как персонаж оте-чественной литературы второй половины XIX века». В статье О. С. Шведовой исследуются точки соприкосновения произведений Лермонтова и Кукольника в разработке романтического содержания темы искусства, образов художни-ков. В дискурсивной практике экфразиса рассматриваются повествовательные формыповестей. Л. Дмитров прослеживает у Чеховаспецифическую комбинацию постоянных мотивов, интерпретируемых сознательно в различных ракурсах, превращенных автором в объект непрестанных провокаций в формируемой картине мира духовного предела человека, и в этом контексте рассматривает проявленное внимание писателя к «Тамани», соучаствующей в формировании идеи приоритетного чеховского сюжета, которая занимает писателя с конца 1880-х гг. до работы над драматургическими произведениями. Вработе Е. Л. Белькинд впервыесобрана и прокомментирована рецепция творчества в целом, оценки отдельных тем и произведений Лермонтова, которые содержатся в эстетическом наследии Вяч. Иванова напротяженииразныхпериодовегообращенияксловупоэта. Завершающая раздел «Лермонтов и русская литература» статья И. С. Юхновой содержит обширный анализ современных отечественных произведений, разрабатывающих популярный сюжет о биографии Лермонтова. Установлено, что литература 1920-1930-х гг. (Б. А. Пильняк, П. А. Павленко, К. А. Большаков) наметила несколько моделей его развития (иллюстративное биографическое повествование, бунтарство поэта, романизация сюжета с помощью введения вымышленного современника поэта). Рассмотрены новые тенденции в художественном наполнении биографического сюжета, появившиеся в 1950-1970-е гг. в творчестве К. С. Паустовского, Ю. П. Казакова, Г. Д. Гулиа, Б. Ш. Окуджавы, Б. А. Ахмадуллиной. Сборник научных статей «Лермонтовские чтения - 2014. М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» раскрывает современное состояние развития отечественного лермонтоведения во всем многообразии исследовательских тем и проблем. Опубликованные в нем материалы вносят значимый вклад в развитие представлений о богатстве наследия поэта, о живом диалоге с ним русской литературыикультурыпоследующихэпох.

Ключевые слова

М. Лермонтов, биография, музеи, музыкальный театр, филологический анализ, философский аспект, традиция, Lermontov, biography, museums, music theatre, philological analysis, philosophic aspect, tradition

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ходанен Людмила АлексеевнаКемеровский государственный университетhodanen@yandex
Всего: 1

Ссылки

 Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб.: Лики России, 2015. 360 с., цв. ил.) | Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. DOI: 10.17223/18137083/55/27

Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб.: Лики России, 2015. 360 с., цв. ил.) | Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. DOI: 10.17223/18137083/55/27