Корпоративная культура является условием образования корпоративного дискурса. Одним из трансляторов корпоративных смыслов выступает история развития компании. Целенаправленное стратегическое представление истории развития позволяет рассматривать ее в качестве корпоративного нарратива. Корпоративный нарратив базируется на общих представлениях о деятельности организаций и национально-культурных установках. Рассматриваются дискурсивные стратегии представления корпоративного нарратива российских и китайских компаний. Вначале определены общие для компаний той или иной национальной культуры стратегии представления истории компаний. На этих основаниях исследуется корпоративный нарратив компании «Роснефть». Его изучение осуществляется на глубинном и поверхностном уровнях. Глубинный уровень нарратива - это его семантическая организация, выраженная соотношением преобладающих и особенных нарративных компонентов в истории развития компании. Поверхностный уровень нарратива находит свое воплощение в тексте истории.
Discourse strategies of building a corporate narrative.pdf Корпоративная культура (КК) - это ценностная модель, формирующая отношение сотрудника к организации, к коллегам, к себе как специалисту и личности в целом, а также видение образа этой организации в обществе, в котором она существует. Так, В. А. Спивак определяет КК как «систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющуюся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [Спивак, 2001, с. 27]. Для него КК - «сре да», «атмосфера», в которой пребывает сотрудник в процессе своей работы [Спивак, 2001, с. 27]. Способы дискурсивного проявления КК разнообразны и разноплановы (это миссия, девиз, кодекс, истории развития, легенды, статьи в печатных СМИ ина сайте компании идр.), что позволяет КК выполнять свое предназначение - формирование и позиционирование корпоративного дискурса. С одной стороны, она создает корпоративное сообщество - вовлекает работников в организационные процессы и в атмосферу компании, формирует нужного для нее сотрудника (см. [Камерон, Куинн, 2001, с. 14]), с другой, - опираясь на принципы «социального партнерства и социально-этической ответственности» [Ладыгин, 2014, с. 10], создает образ организации, приемлемый в обществе, в котором онаосуществляет своюдеятельность. В связи с этим интересным представляется исследование дискурсивных стратегий, применяемых КК 1 в процессе ее функционирования в разных обществах. Тексты, создаваемые организацией, выражают те ценностные установки, основываясь на которых и формируется образ приемлемого сотрудника и образ компании в целом. При этом они должны быть ориентированы на стандарты, сложившиеся в деловой и национальной культуре. Поэтому в них находят отражения как специфичные для культуры организации черты, обусловливающие ее «атмосферу», так и общие для бизнес-коммуникации тенденции (выход на мировой рынок и в связи с этим стремление к культурной универсальности, влияние национальной культуры). Например, при сопоставлении историй развития российских и китайских компаний при всей их индивидуальности выявляются общие черты представления истории компании и различия, объясняемые национально-культурными особенностями общества, вкоторых компания создавалась и существует. История развития компании - это ее видение своего становления и продвижения. Из множества событий выбираются и описываются в нужном ракурсе те, которые значимы для образа организации. Такое целенаправленное стратегическое представление истории развития компании позволяет рассматривать ее в качестве корпоративного нарратива. Нарратив - это «дискурсивный способ, ориентированный на воссоздание события в сознании адресата при помощи как рассказывания, так и обоснования отдельных событийных компонентов» [Артемова, 2008, с. 48]. Существенным свойством нарратива, которое ярко проявляется в процессе составления истории развития компании, выступает его способность организовывать и наделять смыслом действительность. Ведь посредством нарратива «мы придаем практикам форму и смысл, упорядочиваем наш опыт темпорально и логически» [Троцук, 2004, с. 58], а это позволяет человеку «осмысленно осваивать накопленный опыт» [Янков, 1997, с. 9]. Нарратив в корпоративном дискурсе составляет стратегию представления опыта компании, он организует все события, происходящие с компанией и в компании, в единое смысловое целое. События, отобранные в историю развития компании, создают нужный образ организации. При этом в процессе построения нарратива адресант может давать необходимые оценки, которые повлияют на восприятие истории. Принцип отбора и представления событий, значимых для формирования отношения к компании, зависит от нарративной стратегии. Это «дискурсивный способ организации речевой деятельности говорящего, отражающий как рефлексию продуцента по поводу изображаемого им события, так и учет автором особенностей адресата» [Артемова, 2008, с. 86]. Если истории развития компаний, рабо 1 Предпосылки дискурсивного изучения КК были заложены существующей традицией исследования взаимосвязи языка и культуры нации (см. труды В. Фон Гумбольдта, Л. Вайсгербера, А. А. Потебни, А. Вежбицкой, а также работы по лингвокультурологии В. А. Масловой, Е. О. Опариной, Ю. С. Степанова и др.). тающих в одной сфере, могут включать сходные этапы их становления, то приоритетность фактов при выборе и способ их представления является спецификой историиорганизации, аэто ивыделяет КК компании среди конкурентов. Методика изучения корпоративногонарратива Особенности нарративной стратегии хорошо видны при сопоставлении историй развития компаний разных стран. Так, в нашем исследовании были описаны представленные на корпоративных сайтах истории российских («Роснефть», «Лукойл», «Ингосстрах», «Аэрофлот», МТС, УАЗ, «Газпромнефть», Сбербанк России, ВТБ) и китайских компаний (CNPC, «Sinopec», «China life insurance», «Huawei», «China telecom», «Great wall», «Lenovo», «Agricultural Bank of China», «Dragonair», ZTE). Эти организации являются лидерами в своей сфере и вышли на международный рынок, а потому они заинтересованы в позитивном отношении общества к себе. Анализ корпоративного нарратива этих компаний осуществлялся на двух уровнях: глубинном, который «представлен в нарративе семантической логикой, его значением, всем его смыслом, или смыслами» [Костюшкина, Алифанова, 2011, с. 209], и поверхностном, который представляет собой «не только подбор синтаксических конструкций, но и выбор жанра нарратива, грамматических форм, синтаксическойлогики имногого другого» [Там же]. В каждой истории развития были выделены нарративные компоненты (НК) - минимальные содержательные элементы, отражающие определенное событие, ко-торое избирается и включается в нарратив, исходя из образа адресата и замысла говорящего [Артемова, 2008, с. 120]. Критериями выделения НК послужили темпоральный (в историиразвития указывается год, а иногда и полностью дата, когда происходило событие) и логический (смена тематического блока внутри одного промежутка времени). Таким образом, на глубинном уровне каждая история развитияимеет «определеннуюсхему, модельсемантическихэлементов» [Тамже]. Так, историяразвитиякомпании «Роснефть» включает в себя следующиеНК: 1) расширение границ компании (12) 2; 2) сотрудничество (9); 3) лидерство компании (8); 4) открытие новых месторождений (5). 5) назначение руководства (3); 6) инновации (2); 7) создание (историясозданиякомпании, основатели) (1); 8) кризис (1); 9) выход из кризиса (1); 10) выход нарынок ценных бумаг (1). Историю развития CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) составляюттакие НК: 1) создание (2); 2) выход на рынокценных бумаг (1); 3) сотрудничество (СNPC в Центральной Азии и России) (начиная с 1997 по 2014 г. указан ряднаправлений сотрудничества компании). С целью выявления общих для компаний той или иной национальной культуры стратегий представления своей истории развития были выделены: 1) преобладающие НК в историях развития компаний. Это - НК, которые чаще всего используются компаниями одной национальной культуры в их историях развития; 2) особенныеНК - НКприсущие конкретнойнациональной деловойкультуре. 2 Вскобках указана частотность НК в историиразвития компании. Примечательно, что если преобладающие НК встречаются с той или иной степенью частотности в историях обеих национальных культур, то особенные НК редки. Это свидетельствует о том, что компании при формировании своей КК больше ориентируются на универсальные стандарты, которые сложились в мировой деловой культуре. Результаты исследования корпоративного нарратива Анализ преобладающих НК позволяет сделать следующиевыводы: 1. Наиболее распространенным НК в историях развития российских компаний является НК «расширение границ компании» (в каждой из девяти компаний преобладал данный НК). В историях развития китайских компаний такого преобладания не наблюдалось: только в трех из десяти компаний этот НК частотен. Здесь лидирующиепозиции занимает НК «инновации» (используется в нарративешести компаний из десяти). Это позволяет сделать вывод, что компании этих двух стран по-разному видят пути своего продвижения: российские - в основном экстенсивный способ, за счет количественного увеличения объектов деятельности, китайские - в основном интенсивный способ, за счет качественного усовершенствования производства. Например, в нарративе компании МТС НК «расширение границ компании» используется 17 раз (В июле 2010 года МТС в Узбекистане запустила первую в СНГ и Центральной Азии коммерческую сеть LTE; В феврале 2009 года бренд МТС вышел на рынок Индии; В 2005 году МТС начала оказываться услуги сотовой связи в Туркменистане, объявив о приобретении компании Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI)) 3, а НК «инновации» - восемь раз (В феврале 1999 года МТС впервые в России запустила сети совмещенных стандартов GSM-900/1800) 4. В китайской компании ZTЕ НК «инновации» включается в нарратив 20 раз (Первым проектом новоиспеченного исследовательского центра стала разработка 68-канальной аналоговой офисной АТС (Private Branch eXchange); В 2009 году ZTE представила собственные LTE-решения, объявила о доступности оборудования для сетей HSPA+ (21 Мбит/с) и начала активно работать с Qualcomm над доработкой его систем-на-чипе предназначенных для WCDMA-сетей) 5. 2. В корпоративных нарративах российских и китайских компаний различен статус НК «сотрудничество». Только в двух российских компаниях из девяти этот НК входит в преобладающие, в китайских - в шести из девяти. Например, в нарративе китайской компании «Huawei» он был задействован 13 раз: Создание совместного предприятия с Siemens для разработки решений TD-SCDMA; Заключение первого крупного контракта в Европе на сумму более 25 млн долларов с голландским оператором связи, компанией Telfort и др. 6 В то время как в нарративе российской компании МТС такой НК встречается пять раз. Это может свидетельствовать о том, что российские компании больше представляют свою историю как историю индивидуальности, независимой от других: в развитии и процветании в первую очередь заслуга самой компании. Китайские организации развиваются в сотрудничестве, во взаимосвязи с другими. Здесь нашло отражение стремление к коллективности, свойственное китайской культуре в большей степени, чемроссийской. В то же время китайские организации стремятся расширить 3 http://www.company.stavropol.mts.ru/comp/company/history/print/ (дата обращения 26.02.2017). 4 Тамже. 5 https://www.myzte.ru/company/history/ (дата обращения 26.02.2017). 6 https://www.huawei.com/kz/about-huawei/milestone/ (датаобращения 26.02.2017). свою международную экспансию, встать в один ряд с ведущими компаниями мира. Китай является самым большим рынком в мире и, вероятно, наиболее привлекательным рынком в Азии, что находит отражение в гигантском объеме прямых зарубежных инвестиций, вследствие чего в историях развития преобладает НК «сотрудничество». 3. Для КК обеих стран в одинаковой мере свойственно подчеркивание своего лидерства и достижений (НК «лидерство» частотен в трех из девяти российских и в трех из десяти китайских компаний, НК «награды» используют по две компании каждой страны). В китайской культуре недопустимо проявлять чувство превосходства, но в случае с компаниями, которые активно продвигаются на мировом рынке, действует иная тенденция. Здесь можно увидеть влияние западной КК и нацеленность не на коллективные, а на индивидуальные ценности. Например, история развития «Great wall» включает в себя НК «лидерство» 30 раз: В мае 2015 года в Китае был опубликован список 2 000 лучших предприятий мира по версии Форбс. Компания Great Wall заняла 752 место, улучшив прошлогодний результат на 88 позиций; В марте 2015 года компания Great Wall вновь попала в рейтинг «Auto 100 & Tyres 10 2015», опубликованный английской компанией Brand Finance Plc, стоимость торговой марки увеличилась на 15 %, результат по сравнению с прошлым годом стал лучше на 7 позиций в рейтинге, компания заняла 33 место, класс компании улучшен с A+ до AA 7. Особенные НК демонстрируют следующие черты ККрассматриваемыхстран: Статус российской компании подчеркивается указанием на участие в важных государственных событиях. Это тот опыт, который работает на ее позитивный образ. Так, в истории развития четырех российских компаний («Газпромнефть», «Ингосстрах», Сбербанк России, «Аэрофлот») встречается НК «Олимпийские игры». Все эти организации являются крупнейшими в своей сфере в России, поэтому их история непосредственно связана с таким знаменательным для страны событием, как Олимпийские игры-2014. Например: История началась в 2011 году, когда ОСАО «Ингосстрах» подписало договор о Партнерстве с АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи». И снова, как и 34 года назад во время проведения Олимпиады 1980 года в Москве, ОСАО «Ингосстрах» выступило Партнером и Официальным страховщиком Олимпийских игр 8. При этом, несмотря на то что Олимпийские игры в Китае проводились не так давно (2008), это событие не нашло такого отражения нарративе китайских компаний. Только в истории «China Telecom» говорится о деятельности компании при проведении Летних юношеских Олимпийских игр - 2014: As the exclusive telecommunications partner of the Nanjing Youth Olympics, China Telecom leveraged the 4G hybrid network edges of in-depth coverage and synergistic development, providing all-round telecommunications assurance services 9. В свою очередь государственно значимый статус китайской компании подчеркивается в тексте истории развития с помощью НК «члены правительства», в котором сообщается о встрече с высокими государственными деятелями. Например, история развития машиностроительной компании «Great Wall» содержит указание на такие важные события: Председатель Ху Цзиньтао дал особые указания компании Great Wall Motors; Член Постоянного комитета Политбюро ЦК, 7 http://ru.gwm-global.com/company/history.html/ (дата обращения 26.02.2017). 8 https://www.ingos.ru/ru/company/company-history/ (дата обращения 26.02.2017). 9 http://www.chinatelecom-h.com/en/company/company_overview.php?year=2014/ (дата обращения 26.02.2017). вице-премьер госсовета Ли Кэцян посетил компанию Great Wall Motors в целях ознакомления перспектив развития компании 10. Эта особенность корпоративного нарратива китайских компаний обусловлена высокой дистанцией власти (Г. Хофстеде) в культуре этой страны. «Высокая дистанция власти (индекс Хофстеде - 80) обнаруживается в низкой степени делегирования полномочий и ответственности, строгом подчеркивании вертикальных иерархических отношений» [Пивоваров, Максимцев, 2008, с. 460]. При этом «степень дистанции власти характеризует уровень иерархичности в организации или обществе, который члены организации или общества подсознательно воспринимают как нормальный и комфортный» [Мясоедов идр., 2013, с. 55]. Признак высокой дистанции власти, т. е. подчеркивание иерархичности в организации, значительной роли руководства, свойственен и российской КК, но проявляется он иначе. Его выразителем является НК «назначение руководства». В историях развития российских компаний обязательно рассказывается о назначении нового руководителя или о переизбрании действующего. Для российских компаний очень важно подчеркнуть, кто именно стоит во главе всей корпорации, кто привел компанию к успеху. В китайских же компаниях, как правило, руководитель упоминается в истории развития в связи со своими достижениями, которые важны для компании. Например: В мае 2008 года на должность президента ПАО «МТС» назначен Михаил Шамолин; В апреле 2006 года президентом ПАО «МТС» стал Леонид Меламед; В августе 2003 года генеральным директором ПАО «МТС» назначен Василий Сидоров (МТС) 11. Или: В 2004 году Совет директоров Компании возглавил Игорь Сечин, что стало поворотной точкой в истории «Роснефти»; 23 мая 2012 года Совет директоров НК «Роснефть» принял решение о назначении Президентом компании Игоря Сечина («Роснефть») 12. Специфичным для китайского корпоративного нарратива является НК «неудачи», который свидетельствует об особом отношении к кризису. История развития видится компанией не как перечень достижений и успехов, а как некий непрерывный поток событий. Так, НК «неудачи» встречается в истории компании ZTE: Если говорить о 2012 годе, то для ZTE он был не особенно удачным. Причем если в первом квартале было зафиксировано падение доходности, то третий завершился убытками примерно в $300 млн. Основные причины - ужесточение конкуренции в отрасли, сдвиг ряда проектов по построению мобильных сетей в африканских странах на более поздний срок, а также отказ от некоторых контрактов на европейском рынке 13. Особенным НК в истории развития российских компаний является НК «создание». В этом НК отмечено стремление включить появление компании в более широкий исторический контекст, что в целом свойственно русской национальной культуре. Так, Д. С. Лихачев в своей книге «Великое наследие» отмечает: «…го-воря о событиях истории, древнерусский книжник никогда не забывает о движении истории в ее мировых масштабах. Либо повесть начинается с упоминания о главных мировых событиях… либо повесть непосредственно включается в мировую историю…» [Лихачев, 2014, с. 15]. Та же тенденция действительна и в ис-тории развития компаний. Например, Сбербанк России обращается в НК «создание» к эпохеНиколая I: 12 ноября 1841 года российским императором Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс «для доставле 10 http://ru.gwm-global.com/company/history.html/ (дата обращения 26.02.2017). 11 http://www.company.ivanovo.mts.ru/comp/company/history/ (датаобращения 26.02.2017). 12 https://www.rosneft.ru/ about/history/ (дата обращения 06.06.2016). 13 https://myzte.ru/company/history/ (дата обращения 26.02.2017). ния через то средств к сбережению верным и выгодным способом». Эта дата стала считаться днем рождения Сбербанка 14. В нарративе китайских компаний этот НК присутствует, но в нем просто сообщаетсяо факте создания организации. Сопоставление корпоративных нарративов российских и китайских компаний позволяет дать общую характеристику КК этих стран. На глубинном уровне нарратива смыслы об истории компании организуются в отдельные семантические единицы - НК, организация которых позволяет описать КК в целом. Так, для российской КК свойственно экстенсивное видение становления компании, подчеркивание лидерских позиций и достижений, высокая роль руководства компании. Несмотря на видение себя как индивидуальности, для компаний важна включенность в широкий исторический и государственный контексты. В свою очередь КК китайских компаний имеет сходства с российской КК: это и подчеркивание лидерства и успехов организации, и высокая роль государственной власти. Отличием китайской КК является интенсивное видение развития компании, стремление к сотрудничеству, в чем проявляется коллективизм китайской культуры, как черта КК по Г. Хофстеде, а также понимание непрерывности исторического развития компании, а потому включение в корпоративный нарратив не только достижений компании, но иеенеудач. Реализация общих стратегий формирования корпоративного нарратива представлена анализом глубинного и поверхностного уровня нарратива в истории развития компании «Роснефть» в сравнении с CNPC. История развития компании «Роснефть» обладает типичным для российских компаний составом НК: преобладают НК «расширение» (12) и «лидерство» (8), НК «назначение руководства» встречается три раза. История китайской компании CNPC в соответствии с общими тенденциями описывается через НК «сотрудничество». Содержание НК, реализуемое на глубинном уровне корпоративного нарратива, позволяет сделать следующие замечания. 1. Как и в корпоративных нарративах российских компаний в целом, НК «создание», с которого начинается история развития «Роснефти», содержит в себе не только информацию о факте начала деятельности компании, но и сведения более широкого исторического контекста: Первые упоминания о компании… датируются концом 19-ого века 15. В китайской же компании CNPC история развития описывается с 1988 г.: 17 сентября 1988 года с опорой на основные ресурсы и активы министерства нефтяной промышленности была создана CNPC… 16 2. Преобладающим НК в корпоративном нарративе компании «Роснефть» является НК «расширение границ компании» (он используется в изучаемом тексте 12 раз). Преобладающий НК в нарративе CNPC - НК «сотрудничество»: в целом история развития этой компании представляет собой шкалу времени, в которой отмечено все множество фактов сотрудничества компании по годам с 1997. Стало быть, основным способом развития российская компания видит включение в свои 14 https://www.sberbank.ru/ru/about/today/historyandawards/history/ (дата обращения 26.02. 2017). 15 Здесь и далее при анализе нарративных компонентов в корпоративном нарративе компании «Роснефть» использована информация с официального сайта компании, см.: История компании // Роснефть: На благо России. URL: https://www.rosneft.ru/about/history (датаобращения 06.06.2016). 16 Здесь и далее при анализе нарративных компонентов в корпоративном нарративе компании CNPC использована информация с официального сайта компании (русско-язычная страница), см.: История развития // CNPC. URL: http://www.cnpc.com.cn/ru/fzlc/ fzlc_index.shtml (дата обращения 06.06.2016). границы новых месторождений и других компаний: Компания завершила ряд ключевых приобретений, синергетический эффект от которых составил более 27 млрд рублей. Проведена большая работа по успешной интеграции в периметр ОАО «НК “Роснефть”» приобретенных активов ТНК-ВР, ООО НГК «ИТЕРА», ОАО «Сибнефтегаз». В то время как для китайской компании развитие представляется посредством сотрудничества, совместной деятельности с другими компаниями. 3. Частотен в истории развития «Роснефти» НК «лидерство»: Все это позволило «Роснефти» уже в 2005 году занять лидирующие позиции среди нефтяных компаний России по объемам добычи нефти и газа и, как следствие - в июле 2006 года провести первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже (IPO). Общая сумма размещения составила 10,7 млрд. долл. - это пятое крупнейшее IPO в мире и крупнейшее за всю историю нефтегазовой отрасли, а также - среди российских компаний; «Роснефть» заняла первое место среди российских компаний в исследовании информационной прозрачности агентства Standard & Poor’s и продемонстрировала высокую устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и, сохраняя объем финансирования стратегических проектов, продолжила генерировать свободный денежный поток и сокращать чистый долг. 4. НК «назначение руководства» используется компанией «Роснефть» трижды: В 2004 году Совет директоров Компании возглавил Игорь Сечин, что стало поворотной точкой в истории «Роснефти»; 23 мая 2012 года Совет директоров НК «Роснефть» принял решение о назначении Президентом компании Игоря Сечина; С мая 2012 по настоящее время Игорь Сечин - Президент, Председатель правления ОАО «НК “Роснефть”». В истории развития СNPC о назначении руководства ничего не говорится. 5. Специфическими НК в нарративе «Роснефти» являются НК «кризис» и «выход из кризиса». Для российских компаний не характерно использование таких НК. Сайты организаций, как правило, содержат положительную информацию, ориентированную на внутреннего и внешнего клиента. Здесь НК «кризис» необходим, чтобы показать сильные стороны компании, ее способность преодоления трудностей, что отражает НК «выход из кризиса»: Однако уже в 2000 году (впервые с момента экономического кризиса 1998 г.) «Роснефти» удалось добиться роста добычи. Несмотря на снижение мировых и внутренних цен на нефть и нефтепродукты в 2001 году, Компания существенно улучшила свою операционную эффективность. Исследование глубинного уровня корпоративного нарратива «Роснефти» позволяет показать, что в представлении своей истории развития компания вписывается в культурный контекст российских компаний. Общие тенденции в формировании смысловой организации такого компонента корпоративной культуры, как история развития, демонстрируют культурно-национальную обусловлен-ность КК. В отличие от глубинного, поверхностный уровень нарратива представляет собой текстовое оформление событий, вошедших в историю компании. Его анализ позволяет сделать следующие выводы. 1. Стиль истории развития российской компании оценочен, эмоционален, нарратив наполнен сложными предложениями, эпитетами, повторами, что позволяет подчеркнуть лидирующие позиции компании на рынке: Успешное освоение месторождения сделало Ванкор крупнейшим добывающим проектом в современной истории российской нефтяной отрасли и позволило ему войти в первую десятку аналогичных проектов в мире; 2013 год стал рекордным и поворотным в истории ОАО «НК “Роснефть”» как с точки зрения достижения высоких производственных и финансовых показателей, так и с позиции реализации стратегических инициатив, которые задают динамику развития Компании и отрасли в целом на десятилетия вперед. Стиль истории развития CNPC, напротив, отличается простотой и нейтральностью: используются предложения прозрачной структуры, не содержащие оценочных, пояснительных, образных конструкций. Китайская компания описывает свою историю без лишней эмоциональности и описательности, следуя нормам делового стиля. Например: Подписание договора о разделе продукции азербайджанского нефтяного месторождения K&K; Заложен фундамент первого завода по очистке природного газа в рамках газового проекта реки Амударьи. НК «лидерство» - один из приоритетных в истории развития компании «Роснефть», идея о ее лидерстве представлена на протяжении всего текста. В тексте истории часто встречаются конструкции с именами прилагательными в превосходной степени. Например: крупнейшее за всю историю, стала второй крупнейшей добывающей компанией, стать крупнейшей публичной нефтедобывающей компанией в мире, стала крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире, стала третьим крупнейшим производителем газа, стала самой крупной в истории, статус крупнейшего налогоплательщика, стала самой масштабной по объему, стала одним из самых активных участников. Как уже говорилось выше, специфическими для изучаемого корпоративного нарратива являются НК «кризис» и «выход из кризиса». При этом в тексте с помощью грамматических средств показано, что компания не несет ответственность за кризис. Эти НК содержат в себе высказывания с пассивными глагольными конструкциями, сказуемое в них выражено краткими формами страдательного причастия: было создано, были объединены, было преобразовано. В последующих НК («выход из кризиса» и др.) в основном используются высказывания с активными глагольными конструкциями. Это демонстрирует деятельную роль компании, ее способность кразвитию идостижениям. Итак, корпоративный нарратив, представляющий историю развития «Рос-нефти» и размещенный на ее сайте, за счет описания становления компании формирует ее корпоративный дискурс, приемлемый в данном обществе. При его создании соблюден баланс между общими представлениями о продвижении организаций и стремлением компании показать свою уникальность. При этом на ее привлекательность одинаково работают оба этих фактора. Соответствие общим представлениям создает образ надежной, стабильной компании, с которой комфортно сотрудничать; эти представления обусловлены характером деятельности компании и национально-культурной спецификой. В тексте истории развития они выражены составом НК («создание», «расширение границ компании», «инновации») и особенностями текстового оформления (частотностью языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических) с положительной эмоционально-экспрессивной окраской, характером сказуемого в предложениях). Индивидуальное корпоративного нарратива находит свое выражение в способе его организации (приоритетности НК, соотношении преобладающих и особенных НК), а также в специфике текстового оформления отдельных НК (например, НК «кризис»). Как было показано выше, реализация баланса общее/уникальное хорошо видна при сопоставлении компаний, принадлежащих разным национальным культурам. История развития, как и любой вербализованный компонент КК, способна к трансляции значимых для компании смыслов и к формированию позитивного отношения к ней. Участвуя в создании корпоративного дискурса, этот компонент основывается на общих представлениях о деятельности организаций и национально-культурных установках. Он формулирует контекст, в котором существует компания в настоящее время, а также объясняет специфику «атмосферы», которая в ней сложилась.
Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социологических науках // Вестн. РУДН. 2004. Сер. Социология. № 6-7. С. 56-74.
Янков И. В. Нарратив в историческом освоении действительности: Феномен обновления и социокультурный смысл: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. 15 с.
Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. Сравнительный менеджмент. СПб., 2008. 480 с.
Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. М.: Питер, 2001. 352 с.
Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. СПб., 2014. 540 с.
Мясоедов С. П. Российская деловая культура: Воздействие на модель управления: Учеб. пособие. М., 2013. 92 с.
Ладыгин О. О. Корпоративная культура организаций в системе ценностей современной России: Дис. … канд. филос. наук. М., 2014. 202 с.
Артемова Т. В. Нарратив как компонент риторической стратегии обвинительных речей А. Ф. Кони: Дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2008. 126 с.
Костюшкина Г. М., Алифанова О. Г. Организация нарративной логики: когнитивно-дискурсивный аспект // Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности: Материалы V Всерос. науч. конф. Иркутск, 2011. С. 207-217.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. 320 с.