Атрибуция автора позволила воссоздать биографический и социокультурный контекст «Гистория королевича Архилабона» - памятника беллетристической литературы XVIII в. Автор рукописной повести - Петр Семенович Орлов (1732-1789), молодой человек 17-18 лет, выпускник юнкерской школы при Сенате, будущий надворный советник и депутат от дворян Клинского уезда в Комиссии по составлению нового Уложения. В «Гистории» отразилась профессиональная специализация автора, в частности полученные знания о работе государственного аппарата. На примере начального эпизода с собиранием Государственного совета, который, казалось бы, соткан из реалий исторической эпохи, показано, что в его основе лежит эпическая структура зачина, состоящего из трудной задачи (вещего сна), пира-совета и поиска героя для совершения подвига.
About the author of the handwritten «The Prince Archilabon’s Story» (1750).pdf В числе рукописных книг, принесенных в дар Саратовскому государственному университету археографом, историком литературы и библиофилом Ильей Александровичем Шляпкиным (1858-1918), находилось небольшое оригинальное беллетристическое произведение под названием «Гистория королевича Архилабона». Уникальность коллекционной единицы, по-видимому, была сразу оценена собратья-ми по ученому цеху. А. Н. Пыпин включил ее в свой библиографический список в раздел русских оригинальных сочинений и переделок наряду с повестями о ВасилииКариоцкоми российском кавалере Александре [Пыпин, 1888, с. 70-71]. Живейшую заинтересованность проявил В. В. Сиповский, занятый подготовкой к публикации антологии образчиков ранней русской беллетристики. Сохранилось пять его писем к Илье Александровичу, касающихся этой повести (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 1. Д. 125. Л. 9, 33, 45, 71). Дело увенчалось успехом, ив 1905 г. «Гистория королевича Архилабона» была опубликована (Гистория королевича…, 1905) 1. Пролить некоторый свет на историю появления этой рукописи у Шляпкина позволило знакомство с «Каталогом рукописей библиотеки Шляпкина, осн.[ованной] в 1873 году в С.П.Б.», составленным коллекционером собственноручно. В этом рукописном каталоге «Гистория» значится под № 53. При описании отмечено, что это «русское сочинение» и является подарком П. А. Ефремова 2. В более поздней «Описи рукописей библиотеки Шляпкина, составленной владельцем И. Ш. СПб. 1886 г.» в описании уточнено, что список представляет собой «автограф сочинителя»; кроме того имеется поздняя плохо разбираемая помета предположительно о том, что по этому списку повесть напечатана в сборнике В. В. Сиповского 3. Отсюда следует, что «Гистория королевича Архилабона» попала к Шляпкину в периодмежду 1873 и 1886 гг. К сожалению, следы рукописи теряются во второй половине 30-х гг. XX в. После волеизъявления коллекционера в 1911 г. прошло несколько лет, прежде чем рукописи и книги достигли Саратова - 2 ноября 2018 г. 4 В 1934 г. шляпкинская коллекция рукописей была описана находящимся в Саратове в ссылке В. Н. Перетцем 5. В 1941 г. часть рукописной коллекции университета была вывезена в Москву для пополнения только что организованного Центрального государственного литературного архива НКВД РСФСР (потом ЦГАЛИ СССР, ныне РГАЛИ). В саратовской описи «Гистория королевича Архилабона» значится выбывшей наряду с другими, переданными в ЦГЛА: из фонда библиотеки все они были исключены одним приказом 6. Однако согласно официальной справке из РГАЛИ «Гистория» никогда не фигурировала в числе поступивших из Саратова рукописей 7. Возможно, рукопись была утрачена ранее 1941 г. 8 Таким образом, в настоящее время мы имеем «Гисторию» только в виде публикации В. В. Сиповского. Между тем эта повесть занимает уникальное место среди литературных памятников середины столетия. Вопреки общей анонимности рукописной литературы первой половины XVIII в., в заглавие повести вынесены имя автора и его социальный статус, а также время и место создания оригинального русского сочинения: «Гистория королевича Архилабона Сочинена трудами Правительствующего Сената действительного коллегии юнкора Петра Орлова в Москве ч. 6 марта 1750 года» 9. Сведения о социальном статусе автора и времени создания 1 Рецензенты обратили внимание на многочисленные ошибки и общий недостаточный уровень подготовкилитературных памятников к публикации [Розанов, 1904; Перетц, 1905]. 2 ИРЛИ РАН. Ф. 341. Оп. 1. Ед. хр. 87. Л. 16 об. 3 ИРЛИ РАН. Ф. 341. Оп. 1. Ед. хр. 88. Л. 3. 4 Из недавних публикаций об издательской деятельности И. А. Шляпкина и о его коллекции рукописей и книг см.: [Николаев, 2014; Попкова, 2002]. 5 Описание рукописного собрания Шляпкина было опубликовано значительно позднее: [Перетц, 1960; 1962] О «деле» В. Н. Перетца иего ссылке см.: [Аншин, Алпатов, 1994]. 6 Запись в Инвентарной книге № 2: «Исключено. Приказ № 27 § 3 по Научной библиотеке СГУот 18.IV.1942». 7 Саратовские рукописи и книги Шляпкина были объединены с имеющимися архивными документамивотдельныйфонд 1296 (ШляпкинИ. А.), подробнеесм.: [Снытко, 1992]. В 1957 г. коллекция рукописных книг XIV-XIX вв., в которую вошла часть шляпкинской коллекции, была переданавЦГАДА (ныне РГАДА. Ф. 187. Оп. 1), подробнеесм.: [Пушкарев, 1954]. 8 Не исключено, что наряду с другими рукописями она попала в 30-е гг. в число изъятых для продажи Всесоюзной государственной торговой конторой «Антиквариат» или, напротив, была спрятана. Об изъятии в Саратовском университете значительной части собрания рукописейв 30-40-е гг.: [Попкова, 2011, с. 148]. 9 Цит. по: [Перетц, 1960, с. 373]. позволяют дополнить анализ повествовательных приемов «Гистории» реконструкцией социокультурной среды, в которой был создан этот литературный па-мятник, а в случае успешной атрибуции повести конкретному лицу - обогащают беллетристическоесочинение биографическим контекстом. Позволил идентифицировать автора «Гистории королевича Архилабона» интернет-проект Германского исторического института в Москве «Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII века: по материалам Орловской, Тульской и Московской губерний», благодаря которому в общем доступе находятся сведения о дворянах этих центральных губерний 10. Автор повести - в 1750 г. действительный коллегии юнкер Петр Орлов - опознан нами как будущий надворный советник Петр Семенович Орлов (1732-1789). По завершении обучения в юнкерской школе при Сенате, он начал свою карьеру в Вотчинной коллегии и затем перешел в Юстиц-коллегию, через десять лет вышел в отставку. Как депутат от дворян Клинского уезда в 1767 г. он участвовал в Комиссии по составлению нового Уложения 11. Установление интереса будущего чиновника П. С. Орлова к литературному творчеству и факт написания им в юношеские годы по меньшей мере одного произведения - «Гистории королевича Архилабона» - даетновый штрих к его биографии. Отец П. С. Орлова Семен Михайлович Орлов происходил из приказных и получил дворянство за службу подьячим 12. Младший из двух его сыновей, Петр, в возрасте двенадцати лет в 1744 г. был определен к учебе в юнкерскую школу при Сенате в должности дворянина. Спустя пять лет, в 1748 г., Петру Орлову был присвоен чин действительного коллегии юнкера, а еще через два года (17 декабря 1750 г.) он был «пожалован» коллежским секретарем и определен на службу в Государственную вотчинную коллегию. Как явствует из заглавия, «Гистория» была написана им 6 марта 1750 г., то естькогдаееавтору было 17-18 лет. Это юношеское произведение интересно с разных точек зрения. В частности, исследование повествовательных приемов и анализ сюжетики «Гистории» выводит нас в плоскость вопросов о читательском опыте молодого человека, ученика юнкерской школы. Однако в данном случае предметом нашего внимания станет более узкий вопрос - о том, как направление полученного образования отразилось в его литературном опыте. Прежде чем его рассмотреть, остановимся кратко на образовании, котороедавала юнкерская школа своим воспитанникам. Около 1720 г. в России была завершена реформа государственного управления 13. Чтобы привлечь дворянство к гражданской службе и создать систему, при которой новые чиновники проходили бы в высшие чины из рядовых канцелярских служителей, Петром I при Сенате и коллегиях был учрежден институт юнкеров [Анисимов, 1997, с. 192-194] 14. Юнкерские школы были призваны осуществлять 10 Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.: Проект Германского исторического института в Москве / Науч. рук. О. Е. Глаголева, рук. И. Ширле. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de (дата обращения 02.04.2017). 11 Подробнее: Орлов Петр Семенович // Культура и быт русского дворянства в про-винции XVIII в.: Проект Германского исторического института в Москве / Науч. рук. О. Е. Глаголева, рук. И. Ширле. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Орлов_Петр_ Семенович (дата обращения 02.04.2017). 12 Подробнее: Орлов Семен Михайлович // Там же. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de/ index.php/Орлов_Семен_Михайлович (дата обращения 02.04.2017). 13 Об этом см.: [Анисимов, 1997]. Не иначе как недоразумением можно объяснить тот факт, что коллегии юнкеры ошибочно названы в монографии камер-юнкерами, как и все производные от понятия. 14 В 1722 г. была введена должность «коллегии юнкора». Прикрепленные к коллегии или Сенату «молодые дворяне поступали в ведение секретаря, обучались всему необходимому», получая при этом небольшое жалованье [Там же, 1997, с. 193]. См. также: [Писарькова, 1996]. начальную подготовку государственных служащих. Содержание коллежского образования было определено законодательно только в 1737 г. Большую часть времени юнкеры на практике должны были овладевать канцелярскими навыками и юридическими нормами. Кроме того, дважды в неделю им были предписаны учебные занятия по общим дисциплинам. Позволим себе цитату из труда М. Ф. Владимирского-Буданова, подробно раскрывающую содержание и организацию образовательного процесса. «Еще в начале этого года Сенат и кабинет предписывали коллежским дворянам обучаться “пристойным наукам к шляхетству и гражданству” (ПСЗ № 7201, марта 6); в мае дан был сенатский указ, посвященный подробной организации этой ветви образования; в нем обучение дворян разделено на две группы: во-первых, под руководством секретарей каждой экспедиции по принадлежности, они должны были учиться всему “что касается до приказного порядку и знания указов и прав государственных, уложения и прочего; к тому ж, чтоб чисто и хорошо писать обучены были”; то есть главный предмет их образования есть изучение действующего права и канцелярских порядков. Во-вторых, по два дни в неделю они должны были обучаться арифметике, геометрии, геодезии, географии и грамматике, причем на грамматику назначается один день, а другой - на все прочие науки (ПСЗ, № 7248, мая 11)» [Владимирский-Буданов, 1873, с. 175-176] 15. С. В. Рождественский уточняет, что «указом 7 июля 1737 г. повелено было адъюнкту Академии наук Василию Ададурову обучать в Сенате коллежских дворян по два дня в неделю грамматике славянской илатыни» [Рождественский, 1912, с. 38, примеч.]. Во время пятилетнего обучения юнкеры проходили две служебные ступени. При поступлении недоросль получал именование «дворянина» (коллежского дворянина, позднее должность называлась «титулярный коллегии юнкор») 16. На следующей ступени учащегося производили в «действительного коллегии юнкора». По завершении образования проявившего себя в обучении юнкера назначали на должностьсекретаря [Болотина, 1999]. Перейдем теперь к рассмотрению того, как полученная Петром Орловым профессиональная специализация при Сенатской школе юнкеров нашла преломление в его беллетристическом сочинении. Повесть построена на контаминации сказочных сюжетов 300 + 315 + 590 («Змееборство», «Звериноемолоко», «Царевичибраслеты») 17, в литературной обработке которых необычным образом переплелись мотивы национального эпоса и характерные черты авантюрного повествования нового времени 18. Кроме того, в полной мере в «Гистории» отразились приметы времени ислужебная деятельность автора. Во многих беллетристических повестях первой половины XVIII в. мы находим более или менее развернутую характеристику полученного дворянином или королевским наследником образования («Повесть о российском кавалере Александре», переводной роман об Альфонзе Рамире и Ангелике) 19. Молодой сочинитель 15 Общий устав о коллежских юнкерах 1752 г. повторил тот же состав образования [Владимирский-Буданов, 1873, с. 176]. 16 В№ 7201 указано именовать «дворянами» той или другой коллегии или канцелярии, «чем наибольшее могут другим охоты придать и излишнее нарекание и уничтожение (sic) приказных от себя отвесть» (цит. по: [Рождественский, 1912, с. 37]). 17 См.: [Сравнительныйуказатель сюжетов…, 1979, с. 103, 115-116, 165]. 18 Первую характеристику особенностей повести дал А. Н. Пыпин: «Самодельное сочи-нение на тему сказок и частию рыцарских гисторий» [Пыпин, 1888, с. 71]. См. также: [Кузьмина, 1941, с. 135; Берков, 1949, с. 425; Курышева, 2015]. 19 В «Истории о Альфонзе Рамире и прекрасной Ангелике» читаем: «…отец ея ко-роль… особливо ее любил и обучал чрез разных государств профессоров всем принадле-жащимк знатным принцессамнаукам» (БАН. ОСРК. 19.2.38. Л. 2 - 2 об.). повести о королевиче Архилабоне отдает своего героя для обучения в Академию наук. Этот ход следует признать довольно нетипичным: нам известен только еще один литературный памятник этого периода, в котором обучение престолонаследника (королевской дочери) происходит в Академии наук - это «Повесть о шля-хетском сыне» 20. «Гистория» Орлова: Немецкого государства король Фридерик, имея у себя королеву МариюКрустину в доволной любви, зачел сына, и по рождении назван Архилабоном. А в пять лет возраста вдан в Академию для наук, разных языков, инструментов, в которой продолжался до шеснатцати лет. И в то продолжение, от 5-ти до 16-ти лет время, королевич Архилабон, обучась доволно разным языкам и на инструментах, окончал свое присудствие в той Академии, а охоту болше возъимел во обучении к военному действу, для чего ученен в войске ево отца короля Фридерикуса генералом фельтмаршалом (Гистория королевича…, 1905, с. 90) 21. В отличие от анонимного автора «Повести о шляхетском сыне» 22, Петр Орлов более конкретно определяет содержание образования королевского наследника. Круг изучаемых в «Гистории королевича Архилабона» учебных дисциплин, если выбирать из существующих в 1740-1750 гг. образовательных практик, соответствовал программе Сухопутного шляхетского корпуса (военные дисциплины, иностранные языки, гуманитарные и обществоведческие курсы, музыка и танцы), система образования которого имела более теоретический характер по сравнению с изначальной «ремесленной» направленностью юнкерских школ [Рождест-венский, 1912, с. 39-41] 23. Как отмечает С. В. Рождественский, подбор обще-образовательных дисциплин Сухопутного корпуса был обусловлен не столько профессиональными, сколько сословными интересами, и лег в основу понятия «дворянского образования» [Там же, с. 39] 24. Из вышесказанного следует, что 20 Г. Н. Моисеева высказала предположение о том, что в этой повести отразились события, связанныессозданием русской Академии наук: [Моисеева, 1965, с. 132-135]. 21 Цитаты по этому изданию даются с современным делением на слова и в современной пунктуации. 22 «Чрез три года превзошла всех во оной Академии в науке» (Повесть о шляхетском сыне, 1965, с. 296). 23 Подробнее об изучаемых дисциплинах: «В указе об учреждении Корпуса 29 июля 1731 года к составу “политическаго и гражданскаго обучения” были отнесены: чуже-странные языки, история, география, юриспруденция, танцование, музыка и прочие полезные науки. При распределении отдельных наук по классам было положено во втором (предпоследнем) классе преподавать: фортификацию, артиллерию, историю, склад письма и стиль, риторику, юриспруденцию, мораль, геральдику и прочие воинские и политические науки, а в первом классе специализировать кадет, сообразно их индивидуальным склонностямисоображаясьсродом будущей их службы» [Рождественский, 1912, с. 39]. 24 Последующие правительственные шаги были направлены на «выравнивание» двух направлений в подготовке к гражданской службе: «Обучение юнкеров в коллегиях начиналось с чисто ремесленной практики в порядках канцелярского делопроизводства и лишь постепенно осложнялось элементами теоретического образования; только в 1750-х годах, когда обучению коллежских юнкеров указывается более высокая цель - готовить самостоятельных руководителей делами, это обучение начинает приближаться к тому, что можно назвать юридическим образованием. Иное наблюдается в кадетском корпусе. Здесь с самого начала подготовка к гражданской службе получает преимущественно теоретический характер… И лишь впоследствии юридическое образование кадет принимает более практическое направление, приблизительно в то время, когда делаются попытки поднять коллежскую подготовку юнкеров до степени юридического образования» [Там же, 1912, с. 41-42]. представления о содержании шляхетского образовании не случайно нашли отражение и в нашей рукописной «Гистории». Хотя молодой автор, Петр Семенович Орлов, получил более скромное, практической направленности образование и является представителем небогатого слоя дворянства, которое совсем недавно за выслугу пробрело сословные привилегии, в полной мере он выступает как носитель сословныхобразовательныхидеалов 25. Полученные молодым человеком представления о работе государственного аппарата, в частности о практике взаимодействия самодержца и Сената, своеобразно преломились в сюжете повести. События «Гистории» начинаются вещим сном короля Фридерика-Фридерикуса. Чтобы разгадать сон, король созывает Государственный совет, состоящий из Сената, генералитета и философского собрания. Представляется, что в этом эпизоде отозвалась реальная административная практика, введенная императрицей Елизаветой: для решения особо важных вопросов созывались чрезвычайные совещания (позднее из нее выросла Конференция при высочайшем дворе) [Голикова, Кислягина, 1987, с. 84]. Орловым скрупулезно прописаны некоторые процедурные моменты: совет собирает дежурный генерал-адъютант, само совещание заканчивается резолюцией: «…утвердили как он (король. - Л. К.), так и все собрание: совершенно быть по его (советчика. - Л. К.) мнению. И тем та конференция окончалась и все собрание разъехалось» (Гистория королевича…, 1905, с. 91). Между тем сама ситуация трудной задачи в начале повести - в данном случае разгадывания вещего сна - входит в ряд эпических по происхождению структур, использованных автором при создании «Гистории». Вглядимся пристальнее в эпизод с собиранием Государственного совета, который, казалосьбы, соткан из реалий историческойэпохи: Король, глас сей слыша, приведен в ужес, от чего проснувшись, рассуждал лежа на постеле долго, но помышля разное, не мог на свое разсуждение положится. Лутче вздумал, собрав ко двору сенаторов и генералитет всей армии, також и философов, предявя сон, разсуждать собранием. И встав поутру, приказал своему дежурному генерал адютанту повестит(ь) всему Сенату, генералитету и филосовскому собранию, чтоб в 5 чесов пополудни имели быть ко двору на некоторую авиденцию. Генерал адютант, приняв изустной приказ своего короля, тот час по тому исполнил (Там же, 1905, с. 91). Трудная задача входит в комплекс мотивов, составляющих эпический зачин. В этой же функции вещий сон короля выступает пусковым механизмом для последующих событий «Гистории королевича Архилабона». Обязательной составляющей эпического зачина является ситуация пира. В русском героическом эпосе князь Владимир пирует и не знает беды-кручины, когда внезапно приходит весть об угрозе его государству (в виде нашествия неприятельских войск или хтонического существа) 26. В «Гистории» Петра Орлова веселье и общий стол являются частью заседания Государственного совета и непосредственно предшествуют совещанию. Проиллюстрируем это соответствующими сюжетными звеньями в повести Орлова ив записибылины XVIII в. о князеВладимире: 25 Обостренное чувство принадлежности к дворянству, связанное с относительно не-давним получением его семьей сословных привилегий, возможно, проявилось и в его осо-бом мнении, поданном во время работы в Комиссии по новому Уложению и касающемся обсуждения вопроса о возможности возведения в чин офицера без присвоения дворянства. В нем П. С. Орлов осторожно высказывает беспокойство о возможном «уничтожении раз-личия родов» дворянского и недворянского достоинства, подробнее см.: (Орлов Петр Семенович. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Орлов_Петр_ Семенович). 26 См., напр.: (Гистория о киевскомбогатыре…, 1960, с. 140). И как Сенат, так генералитет и философское собрание, ко двору в повеленные часы на овиденциею прибыли, то король, в 6 часов пополудни вышед, указал быть веселю, потом с 4 часов начелся придворный стол, при чем сам король, присуд-ствуя, все оное собрание наперьод угостить старался, а по окончании оного предявил причинутаковасобрания на овиденцию» (Тамже). В столном граде Киеве, у великаго князя Владимира киевского и Всеславевича, было пированье почесное на многие князи и бояри, на силные могучие богатыри и на вся удалые молотцы. И как будет у них пир на веселие, что взговорит велики князь киевскии Всеславевичь: «Ои вы, ои еси, князи бояри и силные могучие богатыри! Есть ли у меня кому служить три службы великие…» (Сказание о трех богатырех земли светоруские …, 1960, с. 165). Согласно правилам эпического повествования, никто не берется за выполнение трудной задачи и только один герой вызывается ее решить. Так и начальный эпизод «Повести о королевиче Архилабоне» завершается описанием всеобщего замешательства и молчания, длящимися, пока самый последний, захудалый гость собрания не подаетмудрогосовета: …А понеже на такое мудрое приведение изо всего собрания никто своего разсуждения дать не дерзает, то в последнем месте стола сидящей старик, человек знатной, из дворян, встав с стула, начел речь свою тако… (Гистория королевича…, 1905, с. 91) И тут все князи и боря и вельможи призадумались. Нихто великому князю ответ не дает: большие хоронятца за меньших, а [у] меньшие давно ответу нет (Сказание о трех богатырех киевских…, 1960, с. 194). В образе и функции старика-советчика - знатного дворянина, сидящего на последнем месте и подающего голос последним, - регламент и реалии административной практики смешались с эпическим каноном. Согласно первым, в управлении государственными делами - в качестве членов Сената или в числе персон, приглашаемых императрицей на чрезвычайное совещание, - участвуют отличившиеся перед отечеством и заслужившие высочайшее доверие представители знатных фамилий. При этом документами, регламентирующими процедуру заседаний Сената, было предписано соблюдать иерархию, в частности «сидеть по рангам» и «голосы свои давать снизу один по другому» 27. В «Гистории» есть определенное противоречие между тем, что старик сидит на последнем месте, и тем, что автор подчеркивает его знатность. Объяснить это противоречие помогает то, что мы вступаем в зону действия законов эпического повествования. В соответствии с эпической топикой, заслуги сидящего на последнем месте персонажа всегда намеренно умалены и присутствующие находятся до определенного моментавневеденииотносительно его героического потенциала. Примечательно, что ситуация совета повторяется в «Гистории» еще раз, но уже без обязательных для эпического зачина мотивов пира и всеобщего замешательства 28. Все это позволяет еще раз подкрепить нашу концепцию о том, 27 «…То есть от младшего к старшему», поясняет Е. В. Анисимов. Слова инструкции 1722 г. «ДолжностьСената» цит. по: [Анисимов, 1997, с. 244, 255]. 28 «А генерал адютанту указал наутрие повестить всему Сенату и генералитету, чтоб были ко двору в 6 часов пополудни на некоторую авиденцию. Когда же по повеске ко-ролевского генерал адютанта весь Сенат и генералитет в повеленные часы ко двору прибыли, то король, вышед из своей каморы повелел всем садится по местам, а сам, став перед ними, говорил… Все собрание Сената и генералитета в своих мнениях в рознь что в начальном событийном эпизоде повести об Архилабоне мы имеем дело с переосмысленной эпической структурой, поданной в оболочке современных реалий. Подведем кратко итоги. Атрибуция автора позволила воссоздать биографический и социокультурный контекст «Гистории королевича Архилабона». Автор рукописной повести - Петр Семенович Орлов (1732-1789), молодой человек 17-18 лет, для которого сочинительство было занятием во время, свободное от сенатской канцелярской службы и учебы. Специфика профессиональных занятия молодого человека повлияла на разработку некоторых эпизодов повести, которая в целом построена на эпических структурах, и даже воспроизведение в «Гистории» реалий административной практики скрывает развитие сюжета в русле эпических структур. Никакиедругие литературные опыты П. С. Орлованам не известны. Хотя о том, что «Гистория» могла быть отнюдь не единственным сочинением Орлова, говорит следующее обстоятельство: в своем описании А. Н. Пыпин обращает внимание на помету в начале списка - «№ 6-й» ([Пыпин, 1888, с. 70], что косвенно свидетельствует о существовании других сочинений П. С. Орлова или тетрадей литературного содержания, написанных его рукой 29. Однако один из его сыновей, Александр, также проявил интерес к литературной деятельностииизвестенсвоимисентиментальнымисочинениями [Ньюлин, 1999]. В фонде РГАДА «Сенат и сенаторские учреждения» (1754-1755 гг.) имеются документы, содержащие информацию об этапах службы, сыновьях и имении Орлова-отца и отражающие начало служебной деятельности самого молодого автора, Петра Орлова. Это писарские копии «сказок» С. М. Орлова и П. С. Орлова, помещенные в «Ведомость о находящихся в Юстиц-коллегии присутствующих секретарях и приказных служителях в рангах, учиненная из поданных от них письменных известиев», которая входит в дело, объединяющее «По Герольд-мейстерской конторе послужные списки разных чинов. Ч. 1» (РГАДА. Ф. 248. Оп. 102. Д. 8122. Л. 28-29, 35) 30. Впервые эти документы были опубликованы в рамках проекта «Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.». При сопоставлении с источником нами обнаружены разночтения и некоторые смысловые искажения. Перечислим последние: вместо «декабря 18 дня» источника (Там же, л. 28 об.) воспроизведено «декабря 19 дня», вместо «во Дмитровском уезде пятьдесят» (Там же, л. 29) - «во Дмитровском уезде пять», вместо «июня 19 дня 1744» (Там же, л. 35) - «июня 1744». Кроме того, в поисковых данных пропущено указание на порядковый номер описи - 102. Именно с этим обстоятельством связана настоящая публикация документов 31. При публикации особенности правописания оригинала сохранены со следующими отступлениями к новым орфографическим нормам: ер (ъ) опущен; устаревшие знаки заменены; проставлен й. Воспроизводятся особенности произношения того времени, отраженные в правописании: форма мужского рода единственного числа на -ой; графическое отражение «аканья». Сохранено правописание, если оно передает особенностиязыка оригинала. разшиблись и невозможо было из их разсуждений заключить до тех пор, пока тот же старик, которой короля и глас бывшей во сне разсудил, сидя в углу, встав говорил…» (Гистория королевича…, 1905, с. 95). 29 По какой-то причине нумерация перед заглавием не была отмечена В. Н. Перетцем, но он внес другое уточнение - о том, что «Гистория» находится в новом картонном переплете [Перетц, 1960, с. 373]. 30 В 1754-1756 гг. с целью упорядочения штатов государственных служащих была проведена перепись чиновников иканцелярских служителей [Троицкий, 1974, с. 155-162]. 31 Пользуюсь случаем выразить моим коллегам-историкам С. Г. Петрову, Н. П. Матхановой, Д. А. Ананьеву сердечную благодарность за оказанные консультации. Из «Ведомости о находящихся в Юстиц-коллегии присутствующих секретарях и приказных служителях в рангах, учиненная из поданных от них письменных известиев» [1754-1755 гг.] (л. 28) Колежскойсоветник Семен МихайловсынОрлов: В службе Ея Императорскаго Величества обретается он у дел с 1717 году, и был в разных судебных местах, и где имянно и с какими чинами происходил по 1738 год, о том иметь явствует в поданной в Правительствующий // (л. 28 об.) Сенат при доношении из Юстиц коллеги 1737 году декабря 16 дня ведомости, учиненной по силе указом ис Правительствующаго Сената октября 31 дня того ж году, которая ведомость имеется в Герольдмейстерской канторе с протчими таковыми ж ведомостми в книге. Ав 738-м году указом ис Правительствующаго Сената взят он из секретарей Юстиц коллегии к делам Правительствующаго Сената в Рекетмейстерскую кантору, где и находился у исправления дел 1741 году февраля по 16-е число. А того числа пожалован сенацким секретарем и был у исправления секретных и публичных дел 752 году февраля по 20-е число. А того числа февраля за долголетную ево службу и понесенные при делах Ея Императорскаго Величества добропорядочные и многие труды пожалован надворным советником, и велено присудствовать в Юстиц коллегии. И декабря 18 дня прошлого 1753 году Высочайшим Ея Императорскаго Величества указом за подписанием собственныя Ея Императорскаго Величества руки всемилостивейше // (л. 29) пожалован коллежским советником и определен в Юстиц же коллегию, и за долговремянные и беспорочные в бытность ево при Сенате службы прежнее ево жалованье по шести сот рублев в год производить повелено. От роду ему пятьдесят лет, детей имеет дву сыновей: Ивана тритцети одного году, Петра дватцети дву лет, кои обретаются в службе Ея Императорскаго Величества: Иван в Копорском пехотном полку подпоручиком, Петр в Юстиц коллегии секретарем. За ним же, советником Орловым, имеется мужеска полу душ ныне на лицо: людей дворовых десять человек, крестьян в Каширском уезде дватцеть пять, во Дмитровском уезде пятьдесят. (л. 35) ПетрСеменовсынОрлов: В службу он, Орлов, определен из недорослей с смотру Правительствующаго Сената во оный дворянином июня 19 дня 1744, а в действительные коллегии юнкеры Правительствующим Сенатом произведен в 1748 годех октября 18 числа. А декабря 17 дня 750 пожалован в коллежские секретари и определен к делам в Государственную вотчинную коллегию. И ныне ж по указу ис Правительствующаго Сената майя 27 числа 1753 годов при делах находится в Государственной Юстиц коллегии и на означинные чины имеет патенты, с которых при том предлажил точные копи. От роду ему, Орлову, дватцать два года, детей не имеет, имужеска полу по ревизии нет. РГАДА. Ф. 248. Оп. 102. Д. 8122. Л. 28-29, 35. Рукописный оригинал. Опубл. с ошибками и смысловыми искажениями: Орлов Петр Семенович // Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.: Проект Германского исторического института в Москве / Науч. рук. О. Е. Глаголева, рук. И. Ширле. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Орлов_Петр_Семенович; Орлов Петр Семенович // Там же. URL: http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Орлов_Петр_Семенович
Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997. 332 с.
Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. Арест и ссылка академика В. Н. Перетца // Изв. РАН. Сер. лит. ияз. 1994. Т. 53, № 2. С. 78-82.
Берков П. Н. О так называемых «петровских повестях» // ТОДРЛ. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 419-428.
Болотина Н. Ю. «Надлежит.. ведать все уставы государственныя и важность их»: Документы РГАДА по истории государственной службы России. XVIII в. // Исторический архив. 1999. № 2. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Russ/XVIII/1700-1720/Gossluzba/text1.htm (дата обращения 02.04.2017).
Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России XVIII века. (Система профессионального образования от Петра I до Екатерины II) // Временник Демидовского юридического лицея. 1873. Кн. 7, отд. IV. С. 175-176.
Голикова Н. Б., Кислягина Л. Г. Система государственного управления // Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б. А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987. С. 44-108.
Кузьмина В. Д. Повести Петровского времени // История русской литературы: В 14 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 117-136.
Курышева Л. А. Сюжет о коварной сестре в «Гистории королевича Архилабона» // Круги времен. В память Е. К. Ромодановской. Т. 2. М.: Индрик, 2015. С. 528-532.
Моисеева Г. Н. Идейно-художественный анализ повести о шляхетском сыне // Русские повести первой трети XVIII века / Исслед. и подг. текстов Г. Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 132-159.
Николаев С. И. И. А. Шляпкин и в работе над собранием сочинений А. П. Сумарокова // Russian Literature. 2014. Vol. LXXV, I/II/III/IV: Spec. iss.: 18th Century Literature. Amsterdam, 2014. 612 p. P. 445-456.
Ньюлин Т. Орлов Александр Петрович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2: К-П. СПб., 1999. С. 387-388.
Перетц В. Н. Заметка по поводу издания «Русские повести XVI-XVIII вв.», 1905, под ред. В. В. Сиповского // Изв. ОРЯС. 1905. Т. 10, кн. 3. С. 428-434.
Перетц В. Н. Описание собрания рукописей проф. И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому государственному университету (часть первая) // Археографический ежегодник за 1959 г. М., 1960. С. 361-466.
Перетц В. Н. Описание собрания рукописей проф. И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому государственному университету (часть вторая) // Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1962. С. 398-502.
Писарькова Л. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. URL: http:// www.spb-chinovnik.ru/o_chinovnichestve/o-chinovnikax-i-chinovnichestve/lpisarkova-ot-petra-i-do-nikolaya-i-politika-pravitelstva-v-oblasti-formirovaniyabyurokratii/ (дата обращения 04.04.2017).
Попкова Н. А. Илья Александрович Шляпкин // Библиотека ВУЗа: вчера, сегодня, завтра: Сб. науч. тр., посвященный памяти В. А. Артисевич. Саратов, 2002. Вып. 2. С. 6-17.
Попкова Н. А. Книжное собрание П. М. Мальцева в научной библиотеке Саратовского университета // Историческая память: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Гладышева. Саратов, 2011. Вып. 3. С. 133-154.
Пушкарев Л. Н. Рукописные сборники литературного характера Центрального Государственного литературного архива СССР // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 459-465.
Пыпин А. Н. Для любителей книжной старины. Библиографический список рукописных романов, повестей, сказок, поэм и пр., в особенности из первой половины XVIII века. М., 1888. 74 с.
Рождественский С. В. Вопросы народного просвещения в XVIII столетии до времени Екатерины II // Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. СПб., 1912. Т. 1. С. 35-43. (Зап. Ист.-филол. фак. Имп. С.-Петерб. ун-та; Ч. CIV).
Розанов С. П. [Рецензия] // Изв. ОРЯС. 1904. Т. 9, кн. 4. С. 366-379.
Снытко Н. В. Предисловие // Опись фонда Шляпкина И. А. Ф. 1296. Оп. 1-3. М., 1992. (РГАЛИ, машинопись).
Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979. 437 с.
Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке: Формирование бюрократии. М., 1974. 400 с.