Из опыта комплексного дискурсивного описания речевых жанров. Рецензия на книгу: Портреты речевых жанров: Разные дискурсивные практики: Коллективная моногр. / Т. А. Демешкина, С. В. Волошина, Н. А. Карпова, Р. В. Рюмин, А. А. Долганина; под ред. Т. А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 278 с | Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. DOI: 10.17223/18137083/63/24

Из опыта комплексного дискурсивного описания речевых жанров. Рецензия на книгу: Портреты речевых жанров: Разные дискурсивные практики: Коллективная моногр. / Т. А. Демешкина, С. В. Волошина, Н. А. Карпова, Р. В. Рюмин, А. А. Долганина; под ред. Т. А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 278 с

Коллективная монография обобщает жанроведческие исследования представителей томской лингвистической школы русистики, выполняемые на протяжении последних двадцати лет в русле отечественной теории речевых жанров, основы которой были заложены в трудах М. М. Бахтина. Речевой жанр осмысляется авторами книги в качестве инварианта, обладающего совокупностью постоянных и переменных признаков, обусловленных спецификой дискурса. Собранные в монографии лингвистические портреты отдельных речевых жанров объединяет общий аспект рассмотрения - дискурсивный, позволяющий осуществить комплексный анализ речевого жанра как модели высказывания и обосновать специфику последней особенностями форм протекания коммуникации в определенных дискурсивных обстоятельствах. Эмпирическую базу исследования составляют региональные, в том числе диалектные, тексты.

The experience of a complex discursive description of speech genres. Portraits of speech genres: Different discursive pr.pdf Современная наука активно обращается к исследованию речевых жанров, используемых в определенных целях носителями в рамках различных дискурсивных практик. В частности, как особые научные направления формируются лингвокультурологическое (Е. В. Акулова, А. Вежбицкая, Е. Н. Горбачева, О. Н. Дубровская, Г. Г. Слышкин и др.), коммуникативно-прагматическое (В. Е. Гольдин, Т. В. Шмелева и др.), риторическое (Т. В. Анисимова, В. И. Антонова, О. Б. Сиротинина, Л. Е. Тумина и др.), когнитивное (А. Г. Бердникова, В. В. Дементьев, О. С. Рогалева и др.), дискурсивное (Т. А. Демешкина, Ф. Л. Косицкая, И. Ю. Мясников и др.) жанроведение. Различные аспекты изучения жанров, актуализирующие те или иные моменты теории М. М. Бахтина, а также проблематику жанроведения постбахтинского периода, позволяют исследовать научный потенциал и функциональные возможности речевых жанров, проявляющиеся в разных сферахмежличностного исоциального взаимодействия. Особую значимость в рамках современной когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы приобретают жанроведческие исследования, выполненные с учетом фактора обязательной «привязки» жанра к той или иной сфере коммуникации и тех признаков жанра, которые обусловлены особенностями среды функционирования. С учетом сказанного становится очевидной актуальность рецензируемойкниги. Исследование адресовано специалистам в области изучения речевых жанров. Авторы - представители томской научной лингвистической школы - предлагают комплексный анализ некоторых жанров, появление которых обусловлено проникновением «классических» типов текста в электронную медиасреду (речевые жанры лирической интернет-миниатюры, медицинской интернет-консультации), и новый взгляд на уже имеющиеся жанры, связанный с их дискурсивным прочтением (речевые жанры оценки, автобиографического рассказа, административного объявления, социальной рекламы). Комплексный характер исследования определяется попыткой представить каждый речевой жанр, попавший в поле зрения ученых, как лингвистический феномен, осмысляемый с разных позиций: деятельностного аспекта, с точки зрения «социальной, аксиологической, ценностной направленности РЖ 1» (с. 10). Исследование каждого отдельного жанра - его лингвистическое портретирование - демонстрирует тенденции, наблюдающиеся в современной интеракции, в том числе осуществляемой посредством данных речевых жанров: диффузию жанров, их стилистическую трансформацию, размывание жанровых границ, экстраполяцию жанровой семантики и прагматики в другие формы и, наоборот, насыщение жанрового формального канона новым содержанием. Ключевая идея монографии, сформулированная в начале первой, теоретической ее части и нашедшая доказательство во второй, исследовательской, не вызывает сомнения: «Проблема определения РЖ заключается в том, что он представляет собой сложный лингвистический феномен, обладающий постоянными и переменными характеристиками, которыеварьируютсяв зависимостиоттипа дискурса» (Там же). Рассмотрение обозначенных жанров в дискурсивном аспекте закономерно обусловливает научную новизну исследования. В частности, новым является эмпирический материал, представленный в монографии. Иллюстративный материал имеет самостоятельную ценность, поскольку его региональная направленность формирует перспективы изучения региональной картины мира носителей в со-отнесенности и сквозь призму теории речевых жанров. В частности, особую значимость - и самостоятельную, и демонстрируемую в русле жанроведческих исследований - имеет диалектный материал, используемый, например, при моделировании речевого жанра оценки. Речь идет о контенте монологических и диалогических текстов жителей Сибири, носителей русских старожильческих говоров 1 Здесь и далее - сокращенное обозначение термина «речевойжанр». Среднего Приобья, представленных в базе лаборатории общей и сибирской лексикографии Томского государственного университета. В диалектных текстах отмечается «высокая степень жанровой рефлексии диалектоносителей» (с. 20), отражающая «общую черту русской коммуникативной культуры» - «фиксировать как отклонение от нормы отрицательные черты, а положительные воспринимать как норму» (с. 21). Аспект новизны связан также с методологической базой осуществленного жанрового портретирования. Авторы монографии используют в качестве отправной точки портретирования жанра его модель, включающую, помимо тради-ционных, выделенных М. М. Бахтиным и Т. В. Шмелевой (цель, композиция, тематика, образы автора и адресата и пр.) компонентов, новые, такие как графикопространственный параметр (с. 180), коммуникативная среда (с. 194) и пр. Необходимость введения в инвариантную модель жанра новых признаков обусловлена изменившейся коммуникативной реальностью. Характеристика с точки зрения дополнительных параметров значительно расширяет научное представление о каждом из представленного перечня речевых жанров. Обязательными характеристиками каждого из рассмотренных в монографии жанров являются следующие составляющие: коммуникативная цель, автор и адресат, композиция, средства языкового воплощения. Общая характеристика дополняется анализом критериев, релевантных для выражения семантики, прагматики и функционального потенциала конкретного жанрового типа, например: графико-пространственный параметр знака (жанр административного объявления), соотношение субъективного и объективного (жанр автобиографического рассказа), образ прошлого и образ будущего, диктумное содержание (жанр медицинской интернет-консульта-ции) и пр. Теоретическая значимость рецензируемой монографии состоит в ее важности для решения ряда вопросов современной теории жанров, включая проблемы создания упорядоченной терминосистемы и разработки четких критериев классификации жанров с учетом особенностей их функционирования в дискурсах различных типов. Научная значимость заявленной концепции отражена в ее методологических принципах. Прием моделирования позволяет сформировать и обосновать оптимальную модель описания жанра, отражающую его семантику, прагматику, функциональный и культурологический потенциал, когнитивную сущность, способность к стилистическим модификациям. Особо отметим необходимость и возможность создания энциклопедии национальных речевых жанров ивклад томских ученыхврешение этой насущной задачи. Практическая значимость книги обусловлена возможностью использования изложенных в ней результатов в образовательном процессе и прикладной сфере деятельностиученых-лингвистов. Коллективная монография «Портреты речевых жанров: Разные дискурсивные практики» в силу актуальности рассматриваемой в ней проблематики вносит вклад в развитие теории и методологии современной теории речевых жанров и имеет несомненную значимость для целого ряда направлений фундаменталь-ной иприкладной лингвистики.

Ключевые слова

жанроведение, речевой жанр, томская лингвистическая школа, дискурсивная практика, genre science, speech genre, Tomsk linguistic school, discourse practice

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курьянович Анна ВладимировнаТомский государственный педагогический университетkurjanovich.anna@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

 Из опыта комплексного дискурсивного описания речевых жанров. Рецензия на книгу: Портреты речевых жанров: Разные дискурсивные практики: Коллективная моногр. / Т. А. Демешкина, С. В. Волошина, Н. А. Карпова, Р. В. Рюмин, А. А. Долганина; под ред. Т. А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 278 с | Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. DOI: 10.17223/18137083/63/24

Из опыта комплексного дискурсивного описания речевых жанров. Рецензия на книгу: Портреты речевых жанров: Разные дискурсивные практики: Коллективная моногр. / Т. А. Демешкина, С. В. Волошина, Н. А. Карпова, Р. В. Рюмин, А. А. Долганина; под ред. Т. А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 278 с | Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. DOI: 10.17223/18137083/63/24