Предметом исследования являются типы значений глаголов, образованных от основ различных частей речи с помощью акциональных суффиксов. Цель работы - выявить и классифицировать продуктивные словообразовательные модели. На материале казымского диалекта хантыйского языка межкатегориальное словообразование с помощью акциональных суффиксов описывается впервые. Акциональные суффиксы присоединяются к основам звукоподражательных слов, имен существительных, имен прилагательных, наречий и местоимений. Выявлены 33 продуктивные словообразовательные модели. Чаще всего глаголы образуются от существительных, значительно реже -от наречий и местоимений. Наиболее продуктивным является суффикс =εmǝ= , с его помощью от разных типов основ образовано 48 глаголов, к непродуктивным относится суффикс =а= , образующий три глагольные единицы.
The active suffixes of intercategorial word-formation in the Khanty language (the Kazym dialect).pdf В хантыйском языке один и тот же суффикс может выполнять различные функции. Так, суффикс =εmǝ= при межкатегориальном словообразовании образует глаголы от именных основ, например: jӑpl=εmə=tĭ ‘мелькать; дурачиться’ от jӑpalĭ ‘чучело, пугало’. При внутрикатегориальном словообразовании он придает глаголам значение мгновенности, ср.: ńăr=εmə=tĭ ‘отобрать, дернуть, выдернуть (моментальное значение)’ от ńӑrəttĭ ‘дергать’. Состав и значение аффиксов межкатегориального словообразования в разных диалектах хантыйского языка существенно различается. Для ваховского диалекта Н. И. Терешкин приводит следующие суффиксы, образующие отыменные глагольные формы: -и, -ы, -т, -мт, а также в единичных примерах суффиксы -л, -ǝлта, -ин [Терешкин, 1961, с. 76-77]. На материале шурышкарского диалекта С. И. Вальгамова к транспонирующим акциональным суффиксам относит суффиксы =εmǝ=, =lij=/=ilij=, =at=, =ǝp=/=ǝmt=, =mǝ=, =kǝ=, образующие первичные глагольные основы от существительных, прилагательных, наречий и числительных [Вальгамова, 2003, с. 120]. В монографии А. Д. Каксина перечисляются следующие деноминальные и деадвербиальные аффиксы в казымском диалекте: =t=, =ǝλt=, =λǝ=, =ǝm=, =mǝ=, =ǝs=, =ǝś=, =εs=, =ijł=. Из акциональных суффиксов здесь представлены =ǝm=, =mǝ=, =ijł= [Каксин, 2010, с. 69-71]. Н. Б. Кошкарёва, описывая межкатегориальное словообразование глаголов сургутского диалекта хантыйского языка (по материалам «Словаря восточнохантыйских диалектов» Н. И. Терешкина), выделяет 26 материально выраженных аффиксов, а также нулевой аффикс как акционального, так и залогового типа, выступающие в функции транспонирующих. В словаре зафиксированы первичные глагольные основы, образованные только от существительных и прилагательных [Кошкарёва, 2014]. На материале вах-васюганского диалекта выражение способов действия рассматривала Н. Н. Шаламова. К суффиксам, выражающим количественную характеристику глагола, она относит -t-(-t’-), -l-(-l-, -ǝl-, -lǝ-), -il-/-ḭl-, -yl-/-yǝl-/-kǝl-(-ǝyǝl-, -ǝylǝ-), -nt-(-ǝnt-, -ǝntǝ-), -ŋil-/-ŋḭl-(-ŋḭlǝ-), -isl-/-ḭsl-(-isǝl-/-ḭsǝl-), -ŋislǝ-(ŋisǝl-). Вопросы межкатегориального словообразования глагола в даннойдиссертациине освещаются [Шаламова, 2001]. Обзор научных трудов показывает, что в диалектах хантыйского языка представлены различные наборы суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании. Рядсуффиксовматериально и семантически совпадает, некоторые суффиксы при материальном тождестве формируют глаголы с разными значениями, другие суффиксы в отдельных диалектах представлены близкими вариантами. Мы рассмотрим типы значений глаголов, образованных от существительных, прилагательных, наречий, местоимений, а также от звукоподражательных слов и междометий при помощи акциональных суффиксов, которые передают характер протекания действия. В результате проведенного исследования выявлены продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. Вслед за В. М. Степановой под словообразовательной моделью мы понимаем стабильную структуру, обладающую обобщенным лексико-категориальным значением и способную наполняться разным лексическим материалом [Степанова, 1975]. С учетом словообразовательных значений мы выделили 33 словообразовательные модели межкатегориального глагольного словообразованияв казымскомдиалекте хантыйского языка. При анализе словообразовательных моделей мы опираемся на классификацию, представленную в статье Н. Б. Кошкарёвой [2014]. 1. Словообразовательное значение ‘производить звук, обозначенный основой’ Данная группа представлена глаголами, образованными от звукоподражательных основ, междометий, прилагательных и существительных. Звукоподражаниями называют, как правило, акустические явления, характерные как для живой, так и для неживой природы (например, имитация человеком звуков, издаваемых животными или возникающих при столкновении предметов и т. п.) [Соколова, 2016]. Наиболее продуктивными являются суффиксы =εmǝ=, =kǝ=. Словообразовательные модели делятся в зависимости от частеречной принадлежности производящей основы. Словообразовательное значение для всех глаголов, относящихся к данной модели, является общим - ‘производитьзвук, обозначенный основой’. 1. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =εmǝ= → глагол со значением ‘производить звук, обозначенныйосновой’. Данная модель является самой продуктивной. При помощи суффикса =εmə=, который присоединяется к основам звукоподражательных основ, междометий, прилагательных и существительных со значением звукоподражания, образуется 25 глаголов: а) глаголы, обозначающие резкие, неприятные звуки, издаваемые человеком или животными: wεχš ‘подражание звуку, издаваемому человеком’ → wεχš=εmə=tĭ ‘издавать громкие, неприятные звуки, крики (очеловеке)’; lipś ‘подражание звуку, издаваемому при всхлипывании’ → lipś=εmə=tĭ ‘всхлипывать’; pɔńp ‘подражание звукам, издаваемым ребенком’ → pɔńp=εmə=tĭ ‘ныть (о ребенке, который хочет сахару)’; χiw ‘подражание звуку рева’ → χiw=εmə=tĭ ‘закричать’; waχš ‘подражание звукусмеха’ → waχš=εmə=tĭ ‘смеяться неестественно’; ńawš ‘подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре’ → ńawš=εmə=tĭ ‘шутить не кместу, невпопад’; ńӑkš ‘подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре, а также поведение человека’ → ńӑkš=εmə=tĭ ‘болтатьчепуху, прыгая, гримасничая’; jǫŋr ‘имитация храпа’ → jǫŋr=εmə=tĭ ‘храпеть (о человеке)’; pӑśl ‘подражание звуку, издаваемому ребенком’ → pӑśl=εmə=tĭ ‘пищать (о ребенке)’; tǫr ‘подражание звуку фырканья’ → tǫr=εmə=tĭ ‘фыркать, фыркнуть (о животном)’; б) глаголы, обозначающиерезкие звуки, производимыеартефактами: wεχš ‘подражание звуку скрипящей нарты’ → wεχš=εmə=tĭ ‘скрипеть (о нарте)’; χŏpl-χŏpl ‘звук, издаваемый каким-либо предметом (когда он находится внутри какой-либо емкости)’ → χŏpl=εmə=tĭ ‘стучать, издаватьглухие звуки’; rŏps-rŏps ‘звук, издаваемый каким-либо предметом’ → rŏps=εmə=tĭ ‘хлопать, стучать, издавать глухие звуки (опредметах)’; χεrs ‘подражание звуку при ломке предметов (сухих веток и т. п.)’ → χεrs=εmə=tĭ ‘ломаться (стреском)’; λŏt ‘подражание скрипу пера’ → λŏt=εmə=tĭ ‘скрипеть (о пере)’. Предположительно однокоренным с этим звукоподражанием является слово λŏtek ‘клоп’, который получил наименование на основе звука, производимого этим насекомым при движении по деревянной поверхности; в) глаголы, обозначающие звуки, производимые водой, снегом: wŏtr ‘подражание звуку воды’ → wŏtr=εmə=tĭ ‘клокотать, бурлить’; pŏl-pŏl ‘подражание звуку, издаваемомуводой’ → pŏlś=εmə=tĭ ‘булькать’; śimr ‘подражание звуку скрипящего под ногами снега’ → śimr=εmə=tĭ ‘скрипеть (о снеге под ногами, под полозьями)’; г) глаголы, обозначающие звуки, производимые железными и стеклянными предметами: t’εŋ-t’εŋ ‘звук, издаваемый колоколом’ → t’εŋl=εmə=tĭ ‘звонить (колокол)’; šamλ’ ‘подражание звуку дребезжания’ → šamλ’=εmə=tĭ ‘бряцать; звенеть; дребезжать (остеклах)’; šǫλ ‘подражание звуку дребезжания’ → šǫλ=εmə=tĭ ‘дребезжать’. 2. Словообразовательная модель: междометие + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘производитьзвук, обозначенныйосновой’. Ɔ-ɔ-ɔ ‘громкий звук, издаваемыйчеловеком’ → ɔr=εmə=tĭ ‘завыть’. Словообразовательная модель: прилагательное + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘производитьзвук, обозначенныйосновой’. Kŭmrǝŋ ‘глухой (о звуке)’ → kŭmr=εmə=tĭ ‘издавать глухие звуки с помощью предметов, стучать’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘производить звук, обозначенныйосновой’. Kŭkǝr ‘берестяной кузов для хранения продуктов’ → kŭkr=εmə=tĭ ‘громыхать, шуметь (бряканье предметов внутри емкости)’; šiχǝr ‘скрип, шум’ → šiχr=εmə=tĭ ‘скрипеть (о двери)’. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =kǝ= → глагол со значением ‘производить звук, обозначенный основой’. При помощи суффикса =kǝ=, который присоединяется к основам звукоподражаний, образуется 18 глаголов, среди которых подавляющее большинство (14 единиц) -это глаголы, имитирующиезвуки, издаваемыеживотными: а) глаголы, обозначающиезвуки, издаваемые животными иптицами: warχ-warχ ‘звук, издаваемый вороной’ → warχ=kə=tĭ ‘каркать (о вороне)’; kar-kar ‘звук, издаваемыйвороной’ → kar=kə=tĭ ‘каркать (о вороне)’; λ’ӑs ‘звук, издаваемый зубами’ → λ’ӑs=kə=tĭ ‘лязгать зубами’; maw ‘звук, издаваемый кошкой’ → maw=kə=tĭ ‘мяукать’; ńaw ‘звук, издаваемый кошкой’ → ńaw=kə=tĭ ‘мяукать’; ńam ‘звук, образующийся при жевании’ → ńam=kə=tĭ ‘жеватьо (корове)’; pŏλəs ‘звук, образующийся при фырканье’ → pŏλəs=kə=tĭ ‘фыркать (о рыси)’; pŭs ‘звук, издаваемый кошкой’ → pŭs=kə=tĭ ‘фыркать (о кошке)’; pŭw ‘звуки, издаваемые кукушкой’ → pŭw=kə=tĭ ‘производить звуки перед появлением комаров (о кукушке)’; tӑr ‘подражание звуку, издаваемому дятлом’ → tӑr=kə=tĭ ‘издавать стук (одятле)’; χŏtš ‘подражание звуку, издаваемому совой, филином’ → χŏtš=kə=tĭ ‘ухать (осове, филине)’; χεtš ‘подражание звуку, издаваемому селезнем’ → χεtš=kə=tĭ ‘кричать (о селезне)’; śip ‘подражание звуку, издаваемому бурундуком’ → śip=kə=tĭ ‘свистеть (о бурундуке)’; śŏp ‘подражание звуку, издаваемому белкой’ → śŏp=kə=tĭ ‘цокать языком (обелке)’; б) глаголы, обозначающие звуки, издаваемые человеком: wat’ ‘подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре’ → wat’=kə=tĭ ‘вестипустыеразговоры, болтать, говорить понапрасну’; в) глаголы, обозначающие звуки, производимые артефактами: kŭr ‘подражание звуку, возникающему при ударе предмета’ → kŭr=kə=tĭ ‘швырнуть; кинуть, бросить небрежно, сунуть, затолкать (с глухим звуком)’; lŏs ‘подражание звуку, возникающему при ударе предмета’ → lŏs=kə=tĭ ‘поставить небрежно, швырнуть (со звуком)’; lĭs ‘подражание звуку, возникающему при ударе предмета’ → lĭs=kə=tĭ ‘поставитьнебрежно (со звуком)’. 6. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘производить звук, обозначенныйосновой’. При помощи суффикса =i=/=ĭ= образуется 10 глаголов, большинство из них обозначаютзвукиприроды -передаютшум дождя, водыили других натурфактов: а) имитация звуков живой природы: kаn ‘подражание звуку насекомых’ → kаn=ĭ=tĭ ‘пищать (онасекомых)’; kŭm ‘подражание звуку грома’ → kŭm=i=tĭ ‘гудеть, греметь (глухо)’; kŭr ‘подражание звуку ливня’ → kŭr=i=tĭ ‘гудеть (о ливне); литься сильно с глухим звуком’; t’ŏl-t’ŏl ‘буль-буль’ → t’ŏl=ĭ=tĭ ‘журчать, булькать (о воде)’; б) глаголы, обозначающие звуки, производимые человеком, в основе значения которых лежит уподоблениезвукам (либо движениям) живой природы: wŏš ‘подражание звуку или хаотичным движениям множества насекомых’ → wŏš=ĭ=tĭ ‘говоритьдолго, без умолку; кишеть (онасекомых)’; jiχr ‘подражание звуку артефактов’ → jiχr=i=tĭ ‘скрежетать; скрипеть (о пиле, о двери)’; a-a-a ‘звукоподражание’ → ap=i=tĭ ‘спать (детск.)’; kir ‘подражание звуку скрипа, хрипа’ → kir=i=tĭ ‘хрипеть (о горле)’; издавать скрип (обобледеневших полозьях нарт); в) глаголы, обозначающие звуки, производимые металлическимипредметами: t’ɔŋ ‘подражание звуку звона’ → t’ɔŋ=i=tĭ ‘издавать глухой звон (о металлических предметах), звенеть’. 7. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘производить звук, обозначенныйосновой’. Ar ‘песня’ → ar=i=tĭ ‘гудеть (о комарах)’. 2. Словообразовательноезначение ‘вестисебяподобно тому, что названоосновой’ Это значение реализуется в четырех словообразовательных моделях с суффиксами =i=/=ĭ=, =εmǝ=, =ijǝλ=/=ĭjǝλ=, =əmt=, которые присоединяются к основам имен существительных. Наиболее продуктивными в данной группе являются моделиссуффиксами =i=/=ĭ= и =εmǝ= (семь ипятьединиц сответственно). 1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘вести себя подобно тому, что названо основой’. По этой модели образовано семь единиц. В качестве производящей основы выступают конкретные или абстрактные имена существительные: а) ряд глаголов образуется от имен существительных предметной семантики, они называют действие, метафорически связанное со значением производящей основы: aŋən ‘подбородок’ → aŋś=i=tĭ ‘раздражать, задирать (издеваться)’; ńawər ‘пена’ → ńawr=ĭ=tĭ ‘говорить плохоо ком-либо (букв.: пениться)’; ńaλəm ‘язык’ → ńaλm=i=tĭ ‘лгать, говорить неправду’; tŭn ‘бисерина’ → tŭn=ĭ=tĭ ‘светить, сверкать’; б) если в качестве производящей основы выступают имена абстрактной или конкретной семантики, производный глагол обозначает действие, связанное по значению сосновой: ar ‘песня’ → ar=i=tĭ ‘петь’; wǫsĭ ‘зевание’ → wǫs=ĭ=tĭ ‘зевать’; wǫrtĭ ‘сват’ → wǫrt=ĭ=tĭ ‘сватать’. 2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ijǝλ=/=ĭjǝλ= → глагол со значением ‘вести себя подобно тому, что названо основой’. При помощи данного суффикса образовано три глагола. Он передает также акциональное значение многократности действия, ср. глаголы ar=i=tĭ ‘петь’ и ari=ijəλ=tĭ ‘петь (периодически)’, образованные от одного и того же имени существительного ar ‘песня’: ar ‘песня’ → ari=ijəλ=tĭ ‘петь (периодически)’; mɔńś ‘сказка’ → mɔńś=ijəλ=tĭ ‘рассказывать сказки (периодически)’; λ’awət ‘ссора, ругань’ → λ’awt=ĭjəλ=tĭ ‘ругать, ругаться, бранить (периодиче ски)’. 3. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmǝ= → глагол со значением ‘вести себя подобно тому, что названо основой’. По этой модели образовано пять глаголов, характеризующих поведение человека на основе того образа, который заложен в значении производящей основы. Данные модели выражают интенсивность и многократность производимого действия: aŋǝn ‘подбородок’ → aŋl=εmə=tĭ ‘гримасничать, кривляться’. Данный глагол мотивирован существительным aŋən ‘подбородок’, так как в гримасах человека подбородок принимает самое активное участие; šɔχari ‘живое существо в какой-то позе и с гримасой’ → šɔχr=εmə=tĭ ‘крив ляться, вестисебя неестественно’; ńӑsalĭ ‘кривляка’ → ńӑsl=εmə=tĭ ‘гримасничать, корчитьрожицы’; jӑpalĭ ‘чучело, пугало’ → jӑpl=εmə=tĭ ‘мелькать; дурачиться’; kŭwalĭ ‘колокольчик (переносное значение «маленький ребенок в малице, на малице под мышкой пришит колокольчик»)’ → kŭwl=εmə=tĭ ‘нежить, ласкать ребенка’. 4. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ǝmt= → глагол со значением ‘вестисебяподобно тому, чтоназвано основой’. Зафиксирован единственный глагол, построенный по этой модели: wŭr ‘внимание, интерес’ → wŭr=əmt=tĭ ‘опекать, присматривать, заботиться’. Он обозначает манеру, образ поведения, связанный с представлением, содержащимся в семантике производящейосновы. 3. Словообразовательноезначение ‘делать, производить то, что обозначено основой’ В данной группе представлены глаголы, образованные от существительных, и один глагол, образованный от наречия. Производящие основы этой группы глаголов имеют конкретное значение и обозначают предмет, который может быть произведенодушевленным субъектом. Продуктивным являетсясуффикс =i=/=ĭ=. 1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘делать, производить то, что обозначено основой’. Aŋən ‘подбородок’ → aŋl=ĭ=tĭ ‘обглодать, обгрызть, обмуслить’; wŏśalĭ ‘липкое вещество’ → wŏśl=ĭ=tĭ ‘покрасить, намазатьнебрежно’; mɔrəm ‘складки’ → mɔrm=i=tĭ ‘сделатьзащипы, собрать сборки’; ńŏλ ‘нос’ → ńŏλ=ĭ=tĭ ‘лизать’; pănt ‘тропа, дорога’ → pant=ĭ=tĭ ‘делать, прокладыватьдорогу’; pǫsəŋ ‘дым’ → pǫsŋ=i=tĭ ‘дымить’; sεm ‘зерно, семя, орех’ → sεm=i=tĭ ‘щелкать орехи’; tĭn ‘цена’ → tĭn=ĭ=tĭ ‘продавать’; χŏn ‘живот’ → χŏn=i=tĭ ‘лежать вверх брюхом, бездельничать (букв.: живо тить)’; šǫp ‘часть, кусок’ → šǫp=i=tĭ ‘делить, разрезатьна части’. 2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ijəλ=/=ĭjəλ= → глагол со значением ‘делать, производить то, что обозначено основой’. Данная и предыдущая модели относятся к одной словообразовательной модели =ijəλ=/=ĭjəλ=, однако семантически противопоставлены друг другу, ср.: ‘вести себя подобнотому, чтообозначеноосновой’. Wǫnt ‘лес’ → wǫnt=ĭjəλ=tĭ ‘охотиться (многократно)’; jak ‘танец’ → jak=ijəλ=tĭ ‘танцевать (периодически)’; kŭśi ‘собака’ → kŭś=ijəλ=tĭ ‘идти по следу’; sew ‘коса’ → sew=ijəλ=tĭ ‘заплетать, плести (многократно)’; χӑnši ‘узор, орнамент’ → χănš=ijəλ=tĭ ‘записывать, выписывать’. 3. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначеноосновой’. Lŏńśi ‘слюна’ → lŏń=εmə=tĭ ‘выплюнуть’; nĭp ‘ношаза плечами’ → nĭp=εmə=tĭ ‘поднять ношу’; pŭl ‘кусок, часть’ → pŭl=εmə=tĭ ‘клевать, клюнуть’; sεn ‘гнида’ → sεn=εmə=tĭ ‘щелкнуть, датьщелчок’. 4. Словообразовательная модель: наречие + суффикс =εmə= → глагол со зна чением ‘претворять в действие, осуществлять то, что обозначено основой’. Mŏχəλaja ‘кругом, вокруг’ → mŏχ=εmə=tĭ ‘выпрячьбыстро; снять’. 4. Словообразовательноезначение ‘производитьдействие, используя предмет, обозначенный основой, вкачестве инструмента, средства’ В данной группе выявлена одна словообразовательная модель с суффиксом =i=/=ĭ=. Производящая основа имеет семантику ‘инструмент или средство, с помощью которого осуществляется действие’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘производить действие, используя предмет, обозначенный основой, в качестве инструмента, средства’. Wăŋkarĭ ‘кривулина’ → waŋkr=ĭ=tĭ ‘подцеплять’; wǫnt ‘лес’ → wǫnt=ĭ=tĭ ‘охотиться, лесовать’; jint ‘тетивалука’ → jint=ĭ=tĭ ‘натянуть’; kŭwlĭ ‘бубенцы’ → kŭwl=ĭ=tĭ ‘звенетьбубенцами’; tŏχəλ ‘невод’ → tŏχλ=ĭ=tĭ ‘неводить’; χɔλəp ‘сеть’ → χɔλp=i=tĭ ‘ловитьрыбу сетью’. 5. Словообразовательноезначение ‘проявлять, приобретать качество, обозначенноеосновой’ В данной группе представлены глаголы, образованные от прилагательных, существительных и местоимений, продуктивными являются суффиксы =εmǝ=, =ǝmt=. Производящие основы данных моделей называют разнородные качества предметов. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Wŏλ’ək ‘скользкий, гладкий; чистый, открытый, безлесый’ → wŏλ’k=εmə=tĭ ‘скользить’; lӑń ‘слабый, ненатянутый’ → lӑńś=εmə=tĭ ‘качаться’; Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Nŏwi ‘светлый’ → nŏw=εmə=tĭ ‘рассветать’; pirəś ‘старый’ → pirś=εmə=tĭ ‘состариться’; jiλ ‘прохладный’ → jiλ=εmə=tĭ ‘охладиться’. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =əmt= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Данная группа по семантике соотносится с предыдущей группой с суффиксом =εmə=, для глаголов wŏsχ=əmt=tĭ, lɔtχ=əmt=tĭ характерна слабая степень проявления качества: wŏsəχ ‘бледный’ → wŏsχ=əmt=tĭ ‘светлеть (о небе)’; jɔləχ ‘прохладный, прохладно’ → jɔlχ=əmt=tĭ ‘наступить (о прохладе)’; lɔtəχ ‘вылинявший; бледный’ → lɔtχ=əmt=tĭ ‘линять; выцветать; бледнеть’; sajək ‘трезвый’ → sajk=əmt=tĭ ‘проснуться; стать трезвым’. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =a= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Λŏλ ‘сыро, сырой’ → λŏλ=a=tĭ ‘таять, растаять’; pitĭ ‘черный’ → pit=a=tĭ ‘чернеть’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Kӑλĭ ‘кровь’ → kӑλ=εmə=tĭ ‘покраснеть (о заре)’; lɔwεp ‘обширная поверхность, например, воды, болота’ → lɔw=εmə=tĭ ‘разливаться, разлиться’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =əmt= → глагол со значением ‘проявлять, приобретать качество, обозначенное основой’. Rĭməχ ‘сумерки’ → rĭmχ=əmt=tĭ ‘смеркаться’. Словообразовательная модель: местоимение + суффикс =a= → глагол со значением ‘проявлять, приобретатькачество, обозначенноеосновой’. Χŏλ ‘все’ → χŏλ=a=tĭ ‘кончиться, закончиться, иссякнуть; исчезнуть, пропасть из виду’. 6. Словообразовательноезначение ‘подвергать состоянию, котороеобозначено основой’ В данной группе представлены две словообразовательные модели с суффиксами =mǝ=/=ǝm= и =i=/=ĭ=. Использование вариантов =mǝ=/=ǝm= зависит от типа основы: вариант =mǝ= присоединяется к двусложным основам (см. waŋkər=mə=tĭ ‘зацепить’), =ǝm= - к односложным основам (šӑŋk=əm=tĭ ‘вспотеть’). Характерным признакомданных глаголовявляется каузативность. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =mǝ=/=ǝm= → глагол со значением ‘подвергать состоянию, которое обозначено основой’. Waŋkarĭ ‘кривулина’ → waŋkər=mə=tĭ ‘зацепить’; εŋkər ‘проклятие’ → εŋkər=mə=tĭ ‘ругать, ворчать’; jŏwarĭ ‘сверток’ → jŏwər=mə=tĭ ‘завернуть’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘подвергать состоянию, которое обозначено основой’. В данной модели у глагола wŭrś=i=tĭ появляется дополнительный формант, семантика которого поканеясна: wŭr ‘кровь’ → wŭrś=i=tĭ ‘хлестать, бить очень сильно чем-либо (букв.: до крови)’; wŭr ‘кровь’ → wŭr=ĭ=tĭ ‘бить докрови’. 7. Словообразовательноезначение ‘переживать, испытывать состояние, обозначенноеосновой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой’ Производящая основа данных словообразовательных моделей выражает эмоциональное или физическое состояние одушевленного субъекта. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, чтообозначено основой’. Śŏχləŋ ‘неприятное событие, случай, плохой поступок’ → śŏχl=εmə=tĭ ‘вести себя неспокойно, непредсказуемо’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =əm=/=mǝ= → глагол со значением ‘переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой’. Šӑŋk ‘жар, жара; жарко’ → šӑŋk=əm=tĭ ‘вспотеть’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемоетем, что обозначено основой’. Wǫλəm ‘сон’ → wǫλm=i=tĭ ‘сниться, видетьсон’. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =əm=/=mǝ= → глагол со значением ‘переживать, испытывать состояние, обозначенноеосновой, или состояние, вызываемоетем, что обозначено основой’. Sǫχər ‘голодный’ → sǫχər=mə=tĭ ‘проголодаться’. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемоетем, что обозначено основой’. Χǫrĭ ‘осторожный’ → χǫr=ĭ=tĭ ‘опасаться, бытьосторожным’; kŭlĭ ‘скользкий’ → kŭl=ĭ=tĭ ‘скользить’; rɔχpəŋ ‘обманчивый’ → rɔχp=i=tĭ ‘лукавить, врать; делатьвид’. 8. Словообразовательноезначение ‘быть идействовать подобно тому, что обозначено основой’ В данной немногочисленной группе представлены словообразовательные модели с суффиксом =εmǝ= и =ijəλ=/=ĭjəλ=, отличающиеся разнообразием производящих основ. Общим для группы является значение производящей основы: это имя конкретной семантики. По семантике данная группа противопоставлена словообразовательной модели «вести себя подобно тому, что названо основой», в которой глаголы характеризуют поведение человека на основе того образа, который заложен в значении производящей основы, и выражают интенсивность имногократность действия. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =εmə= → глагол со значением ‘быть и действовать подобно тому, что обозначено основой’. Jir ‘край, ребро’ → jir=εmə=tĭ ‘обойти’; kawani ‘изгиб, крючок’ → kawn=εmə=tĭ ‘загибаться’; lӑptĭ ‘хвост’ → lӑpś=εmə=tĭ ‘виднеться’; lŏχ ‘залив’ → lŏχś=εmə=tĭ ‘плескаться’. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ijəλ=/=ĭjəλ= → глагол со значением ‘быть и действовать подобно тому, что обозначеноосновой’. Wɔt ‘ветер’ → wɔt=ĭjəλ=tĭ ‘обветриться (многократно)’. Словообразовательные значения в группах 9 и 10 представлены непродуктивными моделями. По ним от существительных, прилагательных и наречий образуются единичные примеры при помощи суффиксов =i=/=ĭ=, =ǝmt=, =ǝm=. 9. Словообразовательноезначение ‘покрываться тем, что обозначаетоснова’ Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=ĭ= → глагол со значением ‘покрываться тем, что обозначаетоснова’. Wŏsĭ ‘копоть, пыль’ → wŏs=ĭ=tĭ ‘закоптиться, запылиться’; śăr ‘огарок’ → śăr=ĭ=tĭ ‘обгореть’. 10. Словообразовательное значение ‘сделатьсятому, чтообозначенопроизводящейосновой’ 1. Словообразовательная модель: наречие + суффикс =əmt= → глагол со зна чением ‘сделаться тому, что обозначенопроизводящейосновой’ Pŏləχa ‘неплотно; неаккуратно’ → pŏlχ=əmt=tĭ ‘вывалиться’. 2. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =ǝm=/=mǝ= → глагол со значением ‘сделаться тому, что обозначено производящей основой’. Šɔλpəŋ ‘лохматый, непричесанный’ → šɔλp=əm=tĭ ‘распуститься’. Суффиксы, участвующиепри межкатегориальном словообразованииглаголов Suffixes involved in the inter-category derivation of verbs Суффикс Кол-во единиц Тип основы Звукоподражание Существительное Прилагательное Наречие Местоимение Междометие =εmə= 48 + + + + - + =i=/=ĭ= 40 + + + - - - =kə= 18 + - - - - - =ijəλ=/=ĭjəλ= 9 - + - - - - =əmt= 7 - + + + - - =əm=/=mə= 6 - + + - - - =a= 3 - - + - + - Итак, исследование акциональных суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании, позволило выделить типы значений, возникающих в процессе создания новой лексической единицы. При образовании словообразовательных моделей с помощью акциональных суффиксов реализуется десять словообразовательных значений. В межкатегориальном словообразовании принимают участие семь акциональных суффиксов: =εmə=, =i=/=ĭ=, =kə=, =ijəλ=/=ĭjəλ=, =əmt=, =əm=/=mə=, =a=. Из таблицы видно, что наиболее продуктивной является словообразовательная модель с суффиксом =εmə=, при помощи которого образуется 48 единиц; к наименее продуктивным относится словообразовательная модель с суффиксом =а=, с его помощью образуется всего три единицы. Суффикс =kə= присоединяется только к звукоподражаниям; =ijəλ=/=ĭjəλ= - к существительным; =əm=/=mə= - к существительным и прилагательным; =əmt= - к существительным, прилагательным, наречиям; суффикс =а= образует глаголы от прилагательных и местоимений; =εmə= - от звукоподражаний, имен существительных, прилагательных, наречий и междометий; суффикс =i=/=ĭ= - от существительных, звукоподражаний, прилагательных. В процентном соотношении части речи и звукоподражания, участвующие в словообразовательных значениях, предстали следующим образом: имена существительные составляют 47,4 %; звукоподражания - 36,2, имена прилагательные - 13,3, наречия - 1,48, местоимения - 0,7, междометия - 0,7 %.
Вальгамова С. И. Глагольное словообразование в хантыйском языке: Дис. … канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2003.
Каксин А. Д. Казымский диалект хантыйского языка. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010.
Кошкарёва Н. Б. Глагольное словообразование в сургутском диалекте хантыйского языка (по материалам «Словаря восточнохантыйских диалектов Н. И. Терешкина») // Вестник угроведения. 2014. № 1(16). С. 23-45.
Соколова Л. В. Образование префиксальных и суффиксальных производных от звукоподражательных слов (на материале немецкого языка) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Филологические науки. 2016. № 8(112). С. 152-156.
Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: Формат, 2014. 386 с.
Степанова В. М. Вопросы моделирования в словообразовании и условия реализации моделей // Вопросы языкознания. 1975. № 4. С. 55-63.
Терешкин Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
Шаламова Н. Н. Выражение способов действия в вах-васюганском диалекте хантыйского языка: Дис. … канд. филол. наук. Томск, 2001. 149 с.
Шибанов А. А. Наречия и подражательные слова в удмуртском языке // Вестн. Челябин. гос. ун-та. 2010. № 34(215). С. 133-136.
Steinitz W. Dialektologisches und etymologisches Wӧrterbuch der ostjakischen Sprache. Berlin: Akad. Verl., 1988. 1812 с.