Работа посвящена проблемам, связанным с изучением самопрезентации языковой личности в виртуальном пространстве. Предметом исследования выступают экстралингвистические и лингвистические факторы самопрезентации языковой личности пишущего в интернет-жанре эссе. В ходе исследования установлено, что характер самопрезентации определяется несколькими факторами: потребностью языковой личности в общении, в том числе посредством создания текстов; диалогической природой эссе, предполагающей свободу личностного самовыражения пишущего; влиянием интернет-коммуникации на характер бытования речевого жанра эссе в виртуальном пространстве и на формат общения автора с читателем. Рассмотрены доминантные экстралингвистические и лингвистические составляющие самопрезентации языковой личности пишущего.
Self-presentation of language personality in the Internet-genre essay.pdf В настоящее время наблюдается активное влияние интернет-коммуникации на систему речевых жанров, что, с одной стороны, приводит к видоизменению уже существующих классических жанров, с другой - к появлению особых речевых объектов (текстов, произведений, дискурсов), функционирующих в виртуальном пространстве. В рамках теории речевых жанров формируется особое направление - виртуальное жанроведение, актуализирующее вопросы бытования текстов в интернет-пространстве. Исследователи обращаются к описанию «коммуникативной модели интернет-среды» [Сидорова, 2006; Компанцева, 2007; Щипицина, 2010], изучают жанровые особенности произведений, «перенесенных» в интернет-пространство [Чувакин, 2008; Лазарева, Тельминов, 2009], анализируют текстыэлектронного формата1. 1 Сойнова Н. Ода СМС, или О, да! СМС!!! URL: http://galaxy.gcmsite.ru/?pg=news1&id=004 (датаобращения 29.10.2017). Языковая личность пишущего в интернет-жанрах получают новые формы и средства выражения, обусловленные расширением текстового и затекстового пространства (личный профайл, блог, комментарии к написанному). Поэтому в работах отечественных и западных ученых актуализируется проблема самопрезентации пишущего [Reid, 1994; Gorny, 2003; Gibbs, et al., 2006; Ланских, 2008; Лутовинова, 2009; Трофимова, 2009; Сальникова, 2010]. В центре внимания отечественных лингвистов оказывается коммуникативная модель описания интернетжанра с учетом параметров «автор» - «читатель» [Текст в коммуникативном пространстве..., 2011; Шмаков, 2013; Медведев, 2015], анализируются способы создания языковойрефлексии пишущего вразличных дискурсах: на интернет-форумах, в социальных сетях [Басалаева, Шпильман, 2015], предлагается тактико-страте-гический анализ самопрезентации коммуникантов в виртуальном пространстве [Бондарева, Чистякова, 2017]. Данная статья развивает идеи, представленные в ряде работ автора [Кукуева 2015; Кукуева, Минина, 2015]. Задачей статьи является описание языковой личности пишущего в виртуальном жанре эссе. Мы, не претендуя на исчерпывающий анализ, позволим себе приблизиться к решению вопроса, связанного с са-мопрезентацией образа пишущего. Объект исследования - языковаяличность пишущего в интернет-жанреэссе. Предмет исследования - экстралингвистические и лингвистические факторы самопрезентации языковойличностипишущего винтернет-жанре эссе. Материал исследования - тексты речевого жанра эссе, размещенные на сайте «Самиздат»2. На данном сайте зарегистрировано более 100 000 авторов, опубликовано более 1 400 000 произведений. Рейтинг посещаемости на конец декабря 2018 г. составил 152 000 человек. Прочитано текстов более 1 430 0003. Вышесказанное дает основания утверждать, что данный сайт наряду с таким порталом, как Проза.ру4, является крупнейшей открытой специализированной площадкой для размещения письменных текстов разных жанров. В работе используется методика дискурсивно-когнитивного анализа [Кубрякова, 1995], представляющего собой описание текста с учетом времени его создания, формата общения, жанрово-ситуативных особенностей, сюжетно-композици-онного развертывания, использования автором различных регулятивных средств имоделирования на этойосновемикроцелейавтора иего интенций. Востребованность Интернета языковой личностью продиктована, с одной стороны, естественной потребностью человека в общении, в эмоциональном контакте с собеседником, с другой стороны, возможностью виртуального пространства предоставить свободу в удовлетворении этой потребности. Характеризуя языковую личность в виртуальном пространстве, Г. Н. Трофимова отмечает: «в Интернете существует одновременно и прошлое и настоящее личности, так как тексты сохраняются во Всемирной паутине, и по ним можно проследить всевозможные умственные или эмоциональные трансформации, составляющие в совокупности изменяющуюся и, соответственно, живую, а не статичную личность. Более того, вынужденная позиционировать себя именно вербально (с минимальными невербальными дополнениями), личность проявляется в них наиболее откровенно» [Трофимова, 2009, с. 40]. Потребность языковой личности в общении реализуется в формате активного самодеятельного творчества, представленного речевыми жанрами «анекдот», «эс-се», «мемуары». В виртуальном пространстве наблюдаются изменения в привыч-ной иерархии текстов разных жанров и форм: «типы текста, наилучшим образом 2 Lib.ru: Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/ 3 http://samlib.ru/rating/hits/ 4 Проза.ру: Российскийлитературныйпортал. URL: www.proza.ru приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и посте-пенно вытесняют другие. На рольпреимущественно сетевых жанров иформпред-лагались прозаическая миниатюра (текст размером “в один экран”, не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневниковоготипа» [Кукуева, 2015, с. 30]. Причинами коммуникативной привлекательности интернет-жанра эссе для языковой личностиявляются, во-первых, заложенная в текстах «коммуникативная стратегия - смоделировать в сознании адресата авторское ощущение, толкование мира»5, во-вторых, установка на соединение индивидуальной позиции автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, сочетающим элементы публицистичности с разговорной речью. Немаловажную роль в востребованности эссе играют малый объем, нелинейность, интерактивность, и динамичность текста, а также реализуемая интернет-жанром установка на разрушение стандартного однолинейного формата общения. Тексты эссе, размещенные в Рунете, представляют собой вторичный речевой жанр с установкой на неформальное общение и личностное самовыражение пишущего. Свободная, мозаичная композиция, а также стилевая многослойность дают возможность охарактеризовать тексты интернет-жанра эссе как динамичные и диалогичные. Такие тексты демонстрируют тип взаимонаправленной и многоходовой коммуникации, в которой автор и читатель наделены свободой передвижения по текстовому пространству. Языковая личность автора эссе - это активный пользователь Интернета, ищущий творческие пути самовыражения через слово. При этом отсутствуют четкие закономерности в репрезентации языковой личности с точки зрения гендерных ивозрастныххарактеристик. Создавая игровую интерактивную модель мира, в которой пишущий имеет возможность менять авторские маски, интернет-жанр эссе дает языковой личности свободу самовыражения. В комментариях авторы доверительно объясняют причины, побудившие их сесть за монитор компьютера, чтобы написать собственный текст. Нравится мне этот проект, особенно серия, касающаяся необычных животных в качестве тотемов. Сама не знаю, зачем все это пишу, видимо впоследствии до меня это должно дойти (К. Г. Райтер. Проект «Тотем» Панда)6. Функционирование эссе в виртуальном пространстве представляет собой слож-ный коммуникативно-когнитивный процесс порождения речевого жанра и его воз-действия на массового читателя. Данный процесс связан с формированием сетевой личности автора и еесамопрезентацией. Самопрезентация понимается нами, вслед за А. Е. Жичкиной, Е. П. Белинской, как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-кон-цепции через осмысление ценностных ориентиров своей деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, то есть через виртуальную реконструкцию персональной идентичности»7. Сетевая личность пишущего в виртуальном речевом жанре эссе анализируется с учетом экстралингвистических и лингвистических факторов. К экстралингвистическим факторам мы относим субстрат и его характеристики, предопределяемые пространством Рунета (мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, наличие профайла), жанр и его тематическую наполненность, фактор адресата. 5 Лямзина Т. Ю. Жанр эссе (К проблеме формирования теории). URL: http://psujourn. narod.ru/lib/liamzina_essay.htm (дата обращения 29.10.2017). 6 Все примеры в тексте приведены с сохранением авторской пунктуации иорфографии. 7 Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения 29.10.2017). В качестве лингвистических факторов рассматриваются внутритекстовые языковые регулятивные средства (местоимения, лексические повторы, синтаксический параллелизм, парцелляция), служащие для выражения интенций пишущего. Важнейшее место в самопрезентации автора занимает не захватывающий сюжет и внутреннее содержание произведения, а мотивация непосредственного живого общения с виртуальным читателем: Спасибо за комментарии! Хотя признаюсь, что идею сравнения нашей жизни с алфавитом когда-то видела в женском журнале. Но вот захотелось написать свое сравнение букв и разных вещей, неотъемлемо связанных с нашей повседневной действительностью (А. В. Петрова. От А до Я. Коммент. автора). Языковая личность пишущего выстраивается на основе четкой целевой установки: заявить о себе и вызвать реакцию собеседника, что свидетельствует о фатической тональности речевого жанра и о доверии пишущего к аудитории. Так, например, комментирует собственный текст «Женщины» А. Редькин: Этюд на тему=) Если это вас не зацепило, киньте в меня камень… Особой частью самопрезентации языковой личности становится создание собственного виртуального образа, играемого Я-для-Других и переживаемого Я-длясебя. Созданию подобного образа способствуют субстрат речевого жанра и гипертекстуальность сетевой среды. Эссе в виртуальном пространстве имеет статус электронного документа, границы которого определяются доменным адресом в Интернете. Данный документ состоит из относительно законченных текстовых блоков, характеризующихся особым формальным выражением в виде окон, раскрываемых в отдельном окне веб-браузера. Порядок освоения блоков коммуникантами свободный и зависит как от предусмотренных автором текста формальных переходов от одного компонента текста к другому, так и от выбора адресатом порядка следования компонентов (читатель может сначала прочитать комментарии или аннотацию к тексту, а затем сам текст или наоборот). Текст эссе связан гиперссылками с такими композиционными частями, как «профайл автора», «электронная почта», «комментарии к тексту», «статистика», «контекстное меню», куда входят страницы «регистрация», «найти», «рейтинги», «обсуждения», «новинки», «обзоры» ит. д. Отдельное место в сложной композиции блоков занимает профайл автора, представляющий собой, по мнению, О. В. Лутовиновой, одно из основных средств самопрезентации языковой личности [Лутовинова, 2009]. Профайл включает вербальные средства представления образа пишущего: имя («ник»), аватар (картинка, служащая ключевым символом данной страницы), так называемый статус, подпись или девиз, дизайн оформления и сведения об авторе. Именно в профайле проявляется номинативная способность пишущего и реализуется намеченная им линия речевого поведения, а также основные черты его виртуального образа, которые читатель ожидает увидеть в тексте. Профайл дает автору необходимую свободу самовыражения, особо актуальную в текстах эссеистического повествования. Автор получает неограниченную возможность создания реальной и сетевой идентичности: он может подписаться своим биографическим именем или, напротив, придумать виртуальный «ник», например, «Шлифовальщик»8 «Жерелье»9. Как отмечает М. Ю. Сидорова, «в интернет-пространстве имя языковой личности играет важную роль в изучении идентичности и самопрезентации человека… определяет коммуникативную стратегию своих носителей» [Сидорова, 2006, с. 94]. Замена биографического имени виртуальным «ником» служит признаком языковой игры, благодаря которой языковая личность получает возможность сохранить личностноепространство. 8 http://samlib.ru/s/shlifowalxshik/ 9 http://samlib.ru/z/zherelxe_jana_wladimirowna/ В профайле автора «Жерелье» имеется аватар в виде фотографии чернокожей женщины (рисунок). Изображение выполняет знаковую аллегорическую функцию в самопрезентации языковой личности. Оно заставляет читателя соотнести вербальный образ с образом пишущего. Изображение подкреплено статусом: Полюбите нас черненькими, любить беленького, да еще с крылышками - слишком просто… Далее даны рекомендации автора читателю, а также представлена аннотация ко всему разделу: «концептуальная философия». Таким образом, самопрезентация языковой личности пишущего рождается благодаря последовательному развертыванию нескольких составляющих: «ник», аватар, статус, аннотация. Подобная композиция профайла автора помогает заложить в сознании адресата основные черты образа пишущего, его персональный дискурс (подробнее о персональном дискурсе см.: [Силантьев, 2004]), определить дальнейшую коммуникативную стратегию автора. Автор, скрывающийся под виртуальным «ником» «Pashco»10, пишет своего рода краткую автобиографию, посредством которой читатель формирует определенное мнение о виртуальном образе. Однако насколько идентичен сетевой образ реальному, сказать сложно. При этом в конструировании образа автора явно чувствуется самоирония: Перепробовал кучу специальностей: художник-дизайнер, трехмерщик, аниматор, руководитель рекламного отдела, дворник, собаковод, разгонятель облаков, ковырятель в носу, Младший Подаватель Левого Носка - и ни в одной не нашел своего призвания. Талантов никаких, за исключением способностей к рисованию на заборах, в туалетах и т. п. Способностей практически нет, кроме способности работать по ночам в прямом и переносном смысле. Самопрезентация пишущего дает возможность сконструировать в сознании читателя образ некой «свободной творческой личности», находящейся в вечном поиске: автор пробовал себя в разных ипостасях, нотаки не нашелсвоего призвания. Автор «Врочек Шимон» начинает свое общение с серии своеобразных советов и предупреждений, адресованных читателю: Если вы зашли в этот раздел, чтобы 10 http://samlib.ru/k/kuryshew_pawel_gennadxewich/ (датаобращения 29.10.2017). прочитать что-то простое и радостное, то, боюсь, вы очень ошиблись в своем выборе. Поначалу рассказы могут показаться вам занимательными, поскольку герои весело проводят время в приключениях и лихо выбираются из самых гиблых передряг… Вас не ждет ничего, кроме боли, гнева и страха, разрушенных судеб и разбитых мечтаний. Автор в последний раз призывает вас одумать-ся и нажать на кнопку «закрыть» в вашем браузере. В противном случае я умываю руки. Эксплицитное выражение субъективной позиции автора, обилие оценочно-характерологической лексики являются сигналами самопрезентации языковой личности с ееустановкой на фатализм. Автор с «ником» «Упссс»11 в разделе «Об авторе. Руководствопо пользованию автором» демонстрирует уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью и выстраивает персональный дискурс, в котором получает возможность свободы самопрезентации и абсолютного управления впечатлением о себе. Несоответствие между сетевой и реальной идентичностью последовательно выстраивается по нескольким параметрам: анонимность автора (замена пер-сональных данных виртуальным «ником»), выделение доминантной лексемы в самопрезентации, актуализация грамматически маркированных средств, свидетельствующих о сетевой или реальной идентичности. Рассмотрим данные параметрыболее подробно. 1. Анонимность автора. Отметим, что лексема междометного происхождения «Упссс», выбранная в качестве виртуального имени автора, с точки зрения грамматических характеристик не имеет рода, поэтому читателю сложно оценить гендерный статус пишущего. Это расширяет возможности самопрезентации языковой личности, конструирующей свою идентичность в соответствии со своим желанием. 2. Использование существительных мужского рода при характеристике образа пишущего. В четырех пунктах раздела «Об авторе. Руководство по пользованию автором» пишущий говорит о себе в третьем лице: Автор - довольно странный человек со своеобразным взглядом на мир. Поступки и поведение автора нередко входят в противоречие с общепринятыми нормами. Сам по себе автор - существо исключительно миролюбивое и в принципе необидчивое. Автор - убежденный пацифист. Лексемы «автор», «странный человек», «пацифист» рождают в сознании читателя первоначальное представление обавторе-мужчине. 3. Наличие грамматически маркированных единиц (глаголов, существительных с субъективной оценкой и т. д.). В рассматриваемом примере именно грамматические средства становятся актуализаторами женского гендерного стереотипа с яркой негативной оценкой в собственный адрес: Прям реально тупит, потому что автор - периодически дура, и это признает. Автор относится к себе с изрядной долей самоиронии. Если кому-то кажется, что автор - сноб и заумная грымза, значит, автору просто удается держать хорошую мину при плохой игре. Автор пошла на поводу у читателей. У автора хренова туча разных идей и 24 часа в сутках. На которые претендуют муж, ребенок, работа, родственники, друзья и хобби. Думается, что экспериментирование с идентичностью прежде всего доказывает неограниченные возможности конструирования виртуального образа автора в интернет-жанре эссе, отражает стремление языковой личности выразить свое многогранное «я»: Автор - довольно странный человек со своеобразным взглядом на мир / существо исключительно миролюбивое и в принципе необидчивое / клинический социопат / убежденный пацифист / нормальный человек, у него масса недостатков. Спектр характеристик, представленных в самопрезентации, позволяет выстроить в читательскомсознании неоднозначный образ автора. 11 http://samlib.ru/u/upsss/ (датаобращения 29.10.2017). Актуализация личностного начала и регулярность самопрезентации позволяют выделить два типа проявления образа пишущего - рефлексирующий автор и экспрессивный автор. В дискурсе рефлексирующего автора отражена языковая личность, эмоционально реагирующая на социальные проблемы общества. Безапелляционность, жесткость и прямолинейность в выражении собственной точки зрения - прагматический прием привлечения читателя к диалогу (см., например, эссе: К. В. Алексеев. Мое поколение; А. В. Карасов. Конец света отменили; Упссс. Притча о Власти и др.). Довольно часто рефлексирующий автор сопровождает свой текст оценочной позицией, например: Нас в очередной раз обдурили (А. В. Карасов. Конец света отменили). Авторское повествование в эссе К. В. Алексеева «Мое поколение» написано от первого лица множественного числа, что говорит не только об эмоциональной привязанности автора к событиям прошлого, но и о спаянности индивидуального и общественного в языковой личности пишущего: Мое поколение появилось на свет в года, когда власть казалась незыблемой, а будущее было всецело предопределено Центральным Комитетом Коммунистической Партии Советского Союза… Мы росли, лидеры страны вымирали, и сии знаменательные годы запоминались по траурным линейкам в школе, после которых, к всеобщей радости учащихся, всех отпускали домой… Мы стремительно менялись. Появились кооператоры, чьё реноме затмило спор физиков и лириков 60-ых - 70-ых годов… В один прекрасный день мы увидели нашего школьного комсорга на наглой черной машине. Возил его наш бывший однокашник. Государству стала не нужна молодежь. Нас кинули. Всех сразу. Нам даже не объяснили, что теперь каждый сам за себя. Когда мы, наконец, поняли ситуацию и условия, восьмидесятые закончились. Реальные факты эпохи 80-х, детально изложенные пишущим, усиливают достоверность повествования. Повтор личного местоимения создает интонационный рисунок эссе, устанавливая при этом коммуникативное сцепление автора с читателем, их эмоциональный контакт как одно из условий эссеистического повествования. Рефлексирующий автор часто представлен в текстах эссе, передающих переживание или размышление пишущего: Я думал об этой нелепой ситуации. Думал о соседе-москвиче . Почему этот человек так неудачно «отдохнул» тем спокойным субботним днём? Что не пропустило его в святое место и почему? Может быть, просто случайности, нелепые совпадения, которыми полнится наша жизнь? А может быть, дело в инициативе - человек не верил, поэтому хотел «проверить» только с одной целью - убедиться очередной раз в верности своего исключительно «приземлённого» восприятия жизни? В том, что все ценности жизни имеют конкретное определение и совершенно безусловно осязаемы? Действительно ли он хотел доказать самому себе, что, окунувшись в «святую купальню», не излечит свое тело от недугов? Это огромная проблема современного общества. Люди не верят. Не хотят верить (М. М. Шмелёв. Гремячий ключ). Актуализация личностного начала проявляется в выборе нарратора - диэгетического повествователя, заявленного перволичной формой «я», а также в повторе вводно-модальных выражений. Обилие риторических вопросов позволяет выстроить внутренний авторский монолог в форме автокоммуникации. В данном монологе реализуется такой признак эссе, как повышенная потребность в анализе событий и поступков. Обращаясь к самому себе, пишущий пытается разобраться в том, что является настоящей ценностью жизни. Задавая один вопрос за другим и оставляя их без ответа, автор тем сам усиливает прагматический эффект своего «рассказа», стимулирует адресатакразмышлению. Экспрессивный автор репрезентирован в текстах, описывающих личностные чувства и эмоции пишущего. Рассмотрим фрагмент эссе Д. Шелиховой «Счастливый день»: Мой город уже окутал покрывалом тихий летний вечер, а вот в тво ем городе день в самом разгаре. Поэтому я хочу пожелать тебе солнечного дня и поделиться кусочком своего счастливого летнего денечка… Я так скучаю по солнцу, по теплому ветру, который в жаркие дни, забираясь под одежду, теребя подол платья, обдувает тело, развевает волосы, благодаря которому я чувствую себя свободной… Как же я скучаю по этому... Но «снегу» в середине лета я очень-очень рада. Снег делает меня счастливой. И я вступила в игру - пошла навстречу кружащимся снежинкам тополиного пуха, играя с ними, пытаясь поймать своей ладошкой, но они постоянно убегали от меня, ая, не смотря на свою неудачу, шла по улице и дарила улыбки случайным прохожим, ища в толпе твое лицо и одновременно понимая, что это пока невозможно. Мой город сегодня не пахнет тобой… Особое место в монологе языковой личности занимает контрастное сопоставление двух миров, заявленных в тексте эссе как «мой город» / «твой город». Синтаксические конструкции с сопоставительными отношениями, метафоры, раскрывающие данные образы: Мой город уже окутал покрывалом тихий летний вечер, а вот в твоем городе день в самом разгаре / Мой город сегодня не пахнет тобой… - многоточия в конце предложений, с одной стороны, проявление повышенной экспрессии и эмоциональности, с другой - своеобразный прагматический прием приглашения собеседника к диалогу и совместномуразмышлению. Фактом самопрезентации языковой личности пишущего выступает речевая рефлексия, проявляющаяся в различных приемах осмысленного использования языка. Актуализация речевой рефлексии в текстах эссе отражает общую тенденцию изменения речевого поведения, спровоцированного, по мнению И. Т. Вепревой: «кардинальной сменой социально-экономических устоев государства, когда интенсифицируется психическая и интеллектуальная деятельность языковой личности по обновлению и перестройке концептуального мира, языковой картины мира, наблюдается и смена речевого поведения индивида. Языковая личность в речемыслительной деятельности, направленной на «ословливание» мира, эксплицитно выражает свое отношение к употребляемому слову или выражению» [Вепрева, 2002, с. 217]. Речевая рефлексия проявляется в создании необычной фактуры текстов эссе путем их композиционного деления на абзацы или на самостоятельные целостные микротексты. Так, например, показательно эссе А. В. Петровой «От А до Я», которое построено по принципу словарных статей, по-житейски объясняющих смысл каждой буквы алфавита: И. Имидж. Ты решила измениться в корне. Сменить прическу, гардероб, интересы и даже работу. Сколько можно бегать с подносами и кружками пива за копейки. Ты ведь вполне можешь работать администратором в небольшом салоне за гораздо большие деньги, тратя при этом меньше времени и нервов. И хватит мучиться с длинными обесцвеченными волосами. Короткая стрижка тебе идёт гораздо больше. Активное использование личного местоимения второго лица несет особую смысловую нагрузку. Оно свидетельствует о диалогичности каждого микротекста и о самопрезентации языковой личности через неформальный и, возможно, интимный диалог, в котором на первоеместо выведенэмоциональныйконтакт собеседников. В анализируемых текстах наблюдается высокая частотность графических средств, репрезентирующих языковую личность, настроенную на непринужденный диалог с адресатом. Например, написание отдельных слов в предложении заглавными буквами: Образцовым человеком считался тот, который может жить ТОЛЬКО в Образцовом государстве» / «Предлагают ХОРОШЕМУ человеку должность директора госучреждения. А человек отказывается!» (Звезды светят. Легенды о Счастливых людях); За блестящую мысль мы примем авторскую систему координат ЦЕЛИКОМ (М. А. Далин. О литературном языке, великих стилистах и самообмане). Графические средства выполняют выделительноусилительную функцию. Сочетание графического выделения слов с их слитным написанием имеет прагматическийэффект: БЛЯХАНЕНАЧИЩЕНАПОДВОРОТНИЧОКГРЯЗНЫЙ! НИКАКНЕТТАЩСТАРЛЕЙНАН! (А. Г. Ивакин. У гимнастер-ки тот же цвет…). О естественности и заурядности стиля пишущего говорит сочетание книжного стиля с разговорным, проявляющееся в употреблении просторечной лексики: Любой пишущий сперва учится думать - потом уже писать. Сперва формируется мировоззрение, накапливается жизненный опыт, появляется необходимость высказаться - только потом подбираются слова для высказываний (М. А. Далин. О литературном языке, великих стилистах и самообмане); Тут аккурат и дождик пошел (М. М. Шмелев. Гремячий ключ); словообразовательных дериватов разговорного характера: Морось такая противная, в общем, полчаса я из колеи пытался выбраться, чтоб туда запарковаться (М. М. Шмелев. Гремячий ключ); психософия - учение мудрости души, помогающее успокоению души и тела (В. Д. Мозговой. Психосовы); смайликов, передающих эмоциональное состояние пишущего: Спасибо за внимание, это был крик души :) (Анна Хель. Как живут студенты или Студент - не человек); Когда я напишу что-то гениальное, читатели самиздата узнают об этом первыми. P.P.S. На всякий случай - приготовьтесь ждать)) (И. Максимова. Как пишется Типичное Женское Фэнтези). Приемом создания непринужденного доверительного диалога, являются синтаксический параллелизм ириторическиевопросы. У меня нет ничего. В свои 22 года я до сих пор живу с родителями и никак не могу позволить себе отдельное жильё. / У меня нет никого. Не смотря на то, что в моей жизни есть сейчас 5 мужчин, я совершенно одна. / У меня нет подруг, потому что я не умею хранить чужие секреты и часто говорю плохо о них «за спиной». / У меня нет работы, потому что на «честной» работе без высшего образования в нашем маленьком городишке нет зарплаты выше прожиточного минимума… (А. В. Петрова. Август месяц). Задумайтесь вот о чем: не слишком ли вы загнали себя в стремлении обеспечить свою семью всем необходимым? И где предел этого необходимого? Не случилось ли так, что страх перед будущим заставляет вас набивать запасами все новые и новые кладовые? Может быть, у вас на полке скопилось слишком много вроде бы и нужных, но непрочитанных книг? И будут ли они хоть когда-нибудь прочитаны? (К. Г. Райтер. Проект «Тотем». Белка). Анафорическое построение делает тексты эссе графически зримыми, ритмизованными. В первом текстовом фрагменте лексический повтор с отрицанием передает силу внутренней трагедии автора, «наслаждение страданием» как важным компонентом самопрезентации языковой личности в жанре эссе. Во втором примере обилие риторических вопросов в сочетании с местоимением второго лица «вы» - явное свидетельство того, что пишущий нуждается в общении, в установлении смыслового и эмоционального контакта с собеседником. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. В самопрезентации пишущего первостепенное значение имеют его потребность в общении и обязательном эмоциональном контакте с собеседником, возмож-ность виртуальной коммуникации реализовать эту потребность посредством системы малых речевых жанров, в частности эссе. Диалогичность данного жанра, установка на свободу самовыражения пишущего и сотворческий процесс с читателем делают эссе востребованной жанровой формой для самовыражения пишущего. Самопрезентация заключается в создании собственного виртуального образа через замену анкетных и гендерных характеристик «никами», через эксплицирование диалога с читателем в профайле автора. Профайл становится обязательной композиционной частью эссе. Он содержательно дополняет текст, объясняет мотивы написания эссе, формирует в сознании читателя «первоначальный» образ автора, намечает дальнейшую стратегию коммуникативного поведения собеседников. Проанализированные в работе экстралингвистические и лингвистические факторы свидетельствуют о том, что самопрезентация пишущего в интернет-жанре эссе служит отражением индивидуально-личностных характеристик коммуниканта. Языковая личность раскрывается в ситуации коммуникативного и эмоционального сцепления с адресатом. Личностное начало пишущего репрезентируется маскамирефлексирующего иэкспрессивного авторов. Приемы речевой рефлексии, обнаруживающейся в сознательном отклонении от нормативного графически-пунктуационного оформления текста эссе, повышенная эмоциональность речи пишущего на уровне лексики и синтаксиса, использование всевозможных сокращений, аббревиатур представляются попыткой языковой личности, с одной стороны, преодолеть ограничения, препятствующие ее самопрезентации, с другой - отразить не характерную для канонического эссе игровую стратегию в коммуникативном поведении. Языковая личность пишущего в интернет-жанре - это коммуникативно активная, самоироничная и самокритичная личность, нуждающаяся в общении. В эссе пишущий открыто эксплицирует положительные и отрицательные эмоции по поводу описываемых ситуаций. В самопрезентации языковой личности органично сосуществуют взаимоисключающие качества: с одной стороны, пишущий чаще предпочитает анонимность в представлении анкетных данных как способ сохранить интимное личное пространство и, возможно, создать игровой эффект в общении с аудиторией, с другой - доверительно открывается виртуальному собеседнику, проявляя в жанре эссе такие стратегии коммуникативного поведения, как самокритика, ироничность в оценке собственных поступков и стойкая вера в надежду на лучшее. Важное место в самопрезентации языковой личности занимает социальнополитическая тематика текстов эссе. Пишущий эмоционально переживает проблемы общества через конфликт с социумом или через осознание себя частью этого социума, что служит отражением одной из содержательных установок эссеистическогоповествования.
Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Многоточие как объект языковой рефлексии в интернет-дискурсе // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 248-255.
Бондарева Е. П., Чистякова Г. В. Тактико-стратегический анализ виртуальных самопрезентаций // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 137-148.
Вепрева И. Т. Что такое рефлексив? Кто он, homo reflectens? // Изв. Урал. гос. ун-та. Гуманитарные науки. Языкознание. 2002. Вып. 5(24). С. 217-227.
Компанцева Л. Ф. Интернет-коммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический аспекты. Луганск: Знание, 2007. 444 с.
Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144-238.
Кукуева Г. В. Лингвопрагматическая модель речевого жанра эссе в интернет-коммуникации // Филология и человек. 2015. № 3. С. 29-37.
Кукуева Г. В., Минина О. В. Речевой жанр «народные мемуары» в интернет-коммуникации (к постановке проблемы) // Культура и текст. 2015. № 2(20). С. 103-111.
Лазарева Э. А., Тельминов Г. Н. Реклама в Интернете как проявление Интертекстуальности // Вестн. Южно-Урал. ун-та. Сер. Лингвистика. 2009. Вып. 8, № 2(135). С. 19-23.
Ланских А. В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 22 с.
Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 39 с.
Медведев С. А. Некоторые тенденции развития отношений автор-читатель в Интернет-рецензии // Филология и человек. 2015. № 1. С. 124-130.
Сальникова Н. И. Типы самопрезентации в Интернет-дискурсе, обусловленные фактором канала коммуникации (на материале франкоязычных сайтов) // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. Сер. Филология. 2010. № 4. С. 123-131.
Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М.: 1989.ру, 2006. 193 с.
Силантьев И. В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7. С. 98-123.
Текст в коммуникативном пространстве современной России: Моногр. Барнаул: АлтГУ, 2011. 337 с.
Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): Моногр. М.: Изд-во РУДН, 2009. 300 с.
Чувакин А. А. Интернет-коммуникация: миниатюра в пространстве вторичных текстов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2008. Вып. 8. С. 385-396.
Шмаков А. А. Коммуникативное моделирование как методика изучения бытия текста с обращением в Интернет-коммуникации // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4(41). С. 15-18.
Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М.: УРСС, 2010. 296 с.
Gibbs J., Ellison N., Heino R. Self-presentation in online personals: The role of anticipated future interaction, self-disclosure, and perceived success in Internet dating // Communication Research. 2006. Vol. 33, No. 2. P. 152-177. URL: http://crx.sagepub.com (дата обращения 29.10.2017).
Gorny Е. The Virtual Self: Self-Presentation and Self-Knowledge on the Internet. 2003, May. URL: https://www.netslova.ru/gorny/vs.html (дата обращения 29.10.2017).
Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: A Thes. Submitted in Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Dep. of English. Univ. of Melbourne. 1994. Jan. URL: http://www.lastplace.com/ page210.htm (дата обращения 29.10.2017).