Исследуются механизмы сверхфразовой организации особого типа текста - риторического, базовым свойством которого является персуазивность. В свете специфики данного текстотипа обосновывается двухэтапная процедура анализа, синтезирующая методологические основания лингвистики текста и теории аргументации. В качестве единицы текстообразования рассматривается коммуникативный регистр, или тип, речи. На первом этапе анализа описывается селекция коммуникативных регистров, производимая субъектом речи из парадигмы соответствующих текстовых единиц. При этом определяется функционал типов речи в построении аргументации как персуазивного процесса. На втором этапе изучается комбинаторика регистров речи, в рамках которой осуществляется реконструкция аргументации, что позволяет проследить как за текстообразованием, так и за формированием воздействующего эффекта текста, связанного со смыслообразованием. Результатом исследования становятся выявленные на материале текстов, актуализованных в различных дискурсивных практиках, принципы селекции и комбинации текстовых компонентов, а также типы аргументации, демонстрирующие своеобразие сверхфразовой организации риторического текста.
Supra-phrasal structure of the rhetorical text.pdf Концепция риторической коммуникации Б. Франц-Берингер, провозгласив пер-суазивность в качестве доминанты речекоммуникативной деятельности, направлен-ной на изменение внешнего мира [Franz-Boeringer, 1963], активизировала иссле-довательский интерес к такому феномену, как риторический текст. Риторический текст мы трактуем как особый текстотип, система типологиче-ских свойств которого программируется структурой коммуникативного акта и включает: диалогичность; публичность; актуальность; осознанность, которая понимается как целенаправленное следование определенной технологии тексто-образования - риторическому канону; акциональность [Голышкина, 2020, с. 14]; а также бесспорно признаваемую исследователями и имеющую статус приоритет-ной персуазивность, основанную на аргументированности [Kopperschmidt, 1976; Земская и др., 2000; Голоднов, 2010]. Персуазивность текста обусловливается коммуникативной целью адресанта, а именно потребностью воздействия на реци-пиента. Декларируемая в качестве базового типологического параметра персуазив-ность риторического текста обозначила проблему изучения его особой сверхфра-зовой организации, создаваемой определенными текстовыми единицами, выпол-няющими как текстообразующую, так и воздействующую функцию. Соответственно, цель настоящей статьи заключается в описании механизмов сверхфразового построения риторического текста, создающих его персуазивный эффект. Известно, что сверхфразовая организация текстов разных типов выступает объектом изучения грамматики текста - специфической области лингвистики тек-ста, направленной, во-первых, на поиск, описание и систематизацию единиц выше уровня предложения, моделирующих текстовую структуру, а во-вторых, на выяв-ление принципов и путей текстообразования, где единицей конструирования вы-ступают соответствующие сверхфразовые составляющие. Охарактеризовать сверхфразовую организацию текста, согласно М. Я. Дымар-скому, - значит ответить в первую очередь на вопрос: «каков преобладающий тип сверхфразовых компонентов текста, какие единицы текстообразования лежат в их основе» [Дымарский, 1999, с. 191]. Отметим, что в ХХ в. оказывается чрезвычайно продуктивной идея создания парадигм единиц сверхфразовой организации, получающих свою синтагматиче-скую реализацию в пространстве текста и формирующих его композиционно-смысловую структуру. Такими единицами могут выступать: функционально-смы- словые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Нечаева, 1974]; композиционно-смысловые типы речи (демонстрационный, информационный, сен- тенционный) [Ильенко, 1985]; сложное синтаксическое целое [Бурвикова, 1981; Дымарский, 1999]; коммуникативные типы, или регистры, речи [Золотова, 1982] и другие выделяемые исследователями составляющие [Гальперин, 1981; Мос-кальская, 1981], бóльшие, чем предложение, и обладающие достаточно устойчи-выми когнитивными, коммуникативными и языковыми характеристиками. Еди-ницы сверхфразовой организации в той или иной степени представляют собой своеобразные модели отражения действительности, являющиеся следствием кон-цептуализации и вербализации мира человеком. Казалось бы, разработанные аналитические процедуры лингвистики текста уже решили поставленные задачи реконструкции линейного текстового построе-ния. Однако отметим, что техника сверхфразового анализа хорошо апробирована на материале текстов художественных (см. указанные выше исследования). Дру-гие же типы текста требуют своего детализированного описания. Более того, очевидно, что типологическая уникальность любого текста не мо-жет быть исследована вне учета параметров эксплуатирующего его коммуника-тивного акта. Так, Е. Ф. Тарасов, трактуя текст как превращенную форму реаль-ной действительности, отмечает, что в тексте, кроме собственно передаваемого сообщения, есть «информация, которая закодирована в языковых знаках… и ко-торая позволяет косвенным образом на основе анализа текста получить сведения о самом коммуникативном акте и его элементах» [2009, с. 104]. Декодирование такой косвенной информации, способной пролить свет и на формируемую текстом персуазивность, требует усложнения аналитических про-цедур за счет привлечения формирующегося сегодня коммуникатологического методологического арсенала. Неслучайно К. А. Филиппов уже в курсе лекций по лингвистике текста акцентирует внимание на междисциплинарной природе этой области знания, включая в сферу ее интересов теорию аргументации, являющую-ся непременным компонентом современной риторики [2007, с. 271-292]. О направленности риторики на изучение структуры текста, о тесной связи ри-торики с лингвистикой текста размышлял и С. И. Гиндин. Отмечая, что риторика в широком ее понимании изучает лишь тексты, способные к эффективному функ-ционированию, он указывает, что «специфически текстовые “сверхфразовые” уровни и явления, являющиеся предметом изучения лингвистики текста, состав-ляют лишь часть (хотя, быть может, и самую важную) тех языковых феноменов, которые должна принимать во внимание риторика» [1986, с. 364]. Отмеченная общность интересов двух научных направлений позволяет обос-нованно синтезировать их методологические достижения. Методология лингвистики / грамматики текста опирается на представления о двойственной природе языка. Так, согласно Р. Якобсону, «в каждом языковом знаке обнаруживается два вида операций» - селекция и комбинация [1990, с. 114]. Эту мысль развивает и И. А. Мельчук в концепции «Смысл-Текст», отмечая два основных параметра описания естественных языков: парадигматическую ось, на которой говорящий выбирает одну из альтернативных языковых единиц, и син-тагматическую ось, на которой говорящий соединяет выбранные единицы по пра-вилам данного языка [Мельчук, 2012, с. 31-32]. Экстраполяция операций селек-ции и комбинации на текст обусловливает два соответствующих аналитических этапа - дискретизацию текста на соответствующие сверхфразовые единицы и ос-мысление его континуальнoсти. Методология реконструкции аргументации [Еemeren et al., 1993; Реес ван, 2006], привлекаемая нами для обоснования типологической специфики риториче-ского текста, имеет своей целью «ясное описание элементов, которые вносят вклад в убеждающий эффект дискурса» [Реес ван, 2006, с. 222]. Таким образом, первый этап анализа связан с установлением задаваемых субъектом речи принципов селекции конкретных сверхфразовых единиц из соот-ветствующего парадигматического ряда. При этом определяется функционал этих текстовых составляющих в построении аргументации как процесса, обеспечи-вающего персуазивность текста. Второй этап анализа требует изучения комбинаторики сверхфразовых единиц, что позволяет наблюдать как за синтагматическим конструированием линейной структуры текста, так и за формированием и последовательностью смысловых ком-понентов, создающих воздействующий эффект. Здесь подключение риторической реконструкции необходимо для выявления аргументационной устроенности тек-ста, определяющей его смысловую структуру. В качестве операциональной сверхфразовой единицы анализа риторического текста примем предложенный в концепции функционально-коммуникативного син-таксиса Г. А. Золотовой коммуникативный регистр речи. Выбор техники регистрового анализа определяется, согласно М. Ю. Сидоро-вой, следующими факторами: обусловленной языковой системой способностью типов речи вступать как в парадигматические, так и в синтагматические отноше-ния; соотношением формы, значения и функции в регистре речи как единице тек-ста; возможностью установления связи между регистровым составом текста и его жанровой принадлежностью [2016, с. 487-488]. Коммуникативные регистры - отвлеченные от конкретных текстов «однород- ные структурно-композиционные формы речи, объединенные внутри и противо- поставленные друг другу по способу восприятия и познания мира (и соответст- венно по типу ментального процесса), по категориальному характеру воспри- нимаемых явлений и по коммуникативным интенциям говорящего» [Золотова и др., 2004, с. 29]. Процедура выделения в структуре текста монологических коммуникативных регистров речи (репродуктивного, информативного, их подвидов и генеритив- ного) коррелирует с известными способами ментальной и сенсорной фиксации фрагментов картины мира. В том или ином типе речи проявляются разные степе- ни участия сознания индивида в процессе отражения действительности, разные уровни абстрагирования говорящего от действительности. Рассмотрим поэтапно механизмы текстообразования и формирования персуа- зивного потенциала на материале текстов риторического типа, актуализованных в таких дискурсивных практиках, как политическая, религиозная, презентацион- но-эстетическая, научно-просветительская. 1. Этап селекции Риторический текст является полирегистровым. На этом этапе мы отмечаем разную степень участия регистров в формировании исследуемого текстотипа и определяем функции типов речи в конструировании аргументации, а именно роль каждого коммуникативного регистра во введении в структуру текста базо-вых аргументационных составляющих - тезиса, его подтезисов и аргументов. Ведущую роль в построении риторического текста играет информативный регистр речи. Этот коммуникативный регистр связан со сферой знаний говоря- щего: он содержит сообщение об известных говорящему явлениях действительно- сти в отвлечении от их конкретно-временной длительности и от пространствен- ной отнесенности к субъекту речи. В информативных блоках могут фиксироваться как узуальные, повторяющиеся события и признаки, так и познавательные, ква- лификативные сведения о свойствах и связях предметов, явлений, абстрактных понятий [Золотова и др., 2004, с. 403]: Издревле на Руси созидание монастырей и храмов считалось делом бо-гоугодным и святым. На щедрые пожертвования купцов Тюменева, Сиби-рякова и многих других благоукрасителей святой обители в XIX веке на Валааме были возведены архитектурные ансамбли скитов, церквей и глав-ная святыня монастыря - величественный Спасо-Преображенский собор. Все, кто посещал обитель, стремился внести свою посильную лепту в бла-гоукрашение Валаамского монастыря (Святейший Патриарх Алексий, 2005). …В сегодняшнем письменном языке, прежде всего в Интернете, в SMS, появилось много сокращений. Это обусловлено тем, что, во-первых, просто ограничен объем знаков для SMS, во-вторых, скорость набирания на теле-фоне или клавиатуре компьютера медленнее, чем речь (Кронгауз, 2009). В этом году на флот уже поступило четыре надводных корабля, один противодиверсионный катер и три судна обеспечения. Всего же за 2018 год флот должен получить 26 новых кораблей, катеров и судов, в том числе четыре корабля с ракетным комплексом «Калибр» (Путин, 2018). Информативный регистр реализует функцию предъявления аргументов. Имен- но этот тип речи часто связан с планом актуального прошлого либо настоящего, содержит фактуальную информацию, проверенную временем, нередко и инфор- мацию оценочного характера, опирающуюся на авторитетный опыт говорящего, что создает, как правило, условия для формирования кредита доверия аудитории как фактора текстовой эффективности. Частотным для композиционной структуры риторического текста является и генеритивный регистр речи. Он представляет собой достигаемое посредством высокой степени абстрагирования от событийного времени и места «обобщение, осмысление информации, соотносящее ее с жизненным опытом, с универсаль- ными законами мироустройства, с фондом знаний…» [Золотова и др., 2004, с. 404]. Неоспоримое знание, обладающее вневременностью, наделяет такие тек- стовые компоненты аксиоматичностью, нередко - афористичностью, что способ- ствует актуализации персуазивности: Человек извечно устроен так, что его мировоззрение, когда оно не вну- шено гипнозом, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намере- ния определяются его личным и групповым жизненным опытом. Как говорит русская пословица: «Не верь брату родному, верь своему глазу кривому». И это - самая здоровая основа для понимания окружающего и поведения в нем (Солженицын, 1972). Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные, дол- говечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, иро- ния или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государ- ству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать - бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела ли- тературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. (Бродский, 1987). Любая человеческая культура живет не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями - теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре рабо- тают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чув- ства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям (Святейший Патриарх Кирилл, 2010). Очевидная линейная протяженность генеритивных блоков, их объемность в структуре риторических текстов демонстрируют выраженную авторскую ре- флексию, ориентированную на осмысление универсальной общечеловеческой проблематики. При этом генерализованная семантика генеритивного регистра речи реализует функцию введения в структуру текста тезиса / подтезиса, который выступает смысловым стержнем текста и выполняет функцию сохранения его цельности, а также позволяет в случае необходимости эксплицировать вывод. Репродуктивный план в текстах риторического типа минимизирован. Канони- ческий репродуктивный регистр речи, ориентированный на изображение «со- бытий действительности как непосредственно воспринимаемых органами чувств говорящего, наблюдателя, локализованных в едином с ним хронотопе» [Золотова и др., 2004, с. 402-403], представлен в риторических текстах в тех редких случаях, когда субъект речи непосредственно воспроизводит текущую коммуникативную ситуацию. Так, например, А. Солженицын в Нобелевской лекции апеллирует к процедуре церемонии, пытаясь воспроизвести свое эмоционально-рефлексивное проживание текущей ситуации: И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной го- ловой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели бы сказать они? (разрядка оригинала. - Л. Г.) (Солженицын, 1972). При этом даже в репродуктивном регистре, ориентированном на ситуацию «здесь и сейчас», отчетливо прослеживается тенденция к генерализации референ- циального плана. 2. Этап комбинации Основным принципом формирования риторического текста является комби- наторика генеритивного регистра речи с информативным. Такая регистровая сочетаемость обусловлена персуазивной природой риторического текста, осно- ванной на аргументированности: генеритивный регистр речи вводит тезис / под- тезис, а информативный тип речи представляет поддерживающие аргументы (либо аргумент - в случае единичной аргументации). Комбинация генеритивного регистра речи с информативным есть отражение авторского рассуждения, логи- ческой основой которого выступает доказательство, состоящее из тезиса / подте- зиса и связанных с ним отношениями демонстрации аргументов. Воплощение представленной формулы комбинаторики наглядно прослежива-ется в политическом дискурсе: Важно сохранить устойчивость международно-правовой разоруженче-ской базы, при этом обеспечить преемственность процесса сокращения ядерных вооружений (генеритивный регистр речи (далее в комментариях РР). - Л. Г.) = подтезис). Мы договорились с Соединенными Штатами Америки о сокращении наших ядерных потенциалов на стратегических носителях до 1700-2200 ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года (информативный РР = аргу-мент 1). Россия намерена строго выполнять взятые на себя обязательства (информативный РР = аргумент 2) (Путин, 2007). …Модель глобализации… всё меньше соответствует стремительно фор- мирующейся новой экономической реальности (генеритивный РР = под- тезис). За последние три десятилетия доля развитых стран в глобальном ВВП по паритету покупательной способности снизилась с 58 до 40 процентов. В том числе доля государств «Группы семи» сократилась с 46 до 30 про-центов (информативный РР = аргумент 1), и, напротив, вес стран с разви-вающимися рынками растёт (информативный РР = аргумент 2) (Путин, 2019). Рассмотренный принцип текстообразования актуален и для религиозного дис-курса, культивирующего традиции и каноны гомилетики: Педагогика - это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта рабо-та связана с подвигом, с самоистощением (генеритивный РР = подтезис), подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человече-ского (информативный РР = аргумент-аналогия) (Святейший Патриарх Кирилл, 2010). …Слово - это «лакмусовая бумажка» (генеритивный РР = тезис). У шахтеров на каске всегда есть лампочка, которая освещает темный путь в шахте (информативный РР = аргумент-аналогия). Так же и наше слово детектор, некая локационная система: слыша слово своего собеседника и анализируя все, что оно в себе несет, мы тотчас умозаключаем, что со-крыто «за пазухой» (генеритивный РР = подтезис). Например, девушка думает: «Любит он меня или не любит, довериться или нет человеку, в гла-зах которого написан неподдельный интерес к моей личности?». Пообщавшись с ним, сделайте вывод сами (информативный РР = аргумент-ил- люстрация) (Протоиерей Артемий Владимиров, 2015). Презентационно-эстетический дискурс также обнаруживает выявленную тен- денцию текстообразования: генеритивный регистр речи актуализует тезис / под- тезис, а информативный блок предъявляет аргументы. При этом источником последних нередко выступает мировой историко-культурный опыт: …Кажется нам крупней, больней и невыносимей, не то, что на самом деле крупней, больней и невыносимей, а то, что ближе к нам. Все же даль-нее, не грозящее прямо сегодня докатиться до порога нашего дома, призна-ется нами, со всеми его стонами, задушенными криками, погубленными жизнями, хотя б и миллионами жертв, - в общем вполне терпимым и снос-ных размеров (генеритивный РР = подтезис). В одной стороне под гонень-ями, не уступающими древнеримским, не так давно отдали жизнь за веру в Бога сотни тысяч беззвучных христиан (информативный РР = аргу-мент 1). В другом полушарии некий безумец (и наверно, он не одинок) мчится через океан, чтоб ударом стали в первосвященника освободить нас от религии (информативный РР = аргумент 2) (Солженицын, 1972). Грамотный-то, образованный-то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения (генеритивный РР = подтезис). Ленин был грамо- тен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзедун, так тот даже стихи писал; список их жертв, тем не менее, далеко превышает список ими про- читанного (информативный РР = аргумент) (Бродский, 1987). Таким образом, представленные наблюдения свидетельствуют об устойчиво-сти комбинаторики генеритивного регистра речи с информативным в риториче-ском тексте и демонстрируют регулярное воспроизведение в различных дискур-сивных практиках традиционной аргументации доказательного типа. В ряде риторических текстов обнаруживаем осложнение монологической ре- гистровой комбинаторики диалогическим компонентом. Так, в открытой лекции «Как научить мозг учиться?» нейролингвиста Т. В. Черниговской отмечаем рас- ширение генеритивных типов речи, вводящих подтезисы, вопросными блоками. Они конкретизируют генерализованную семантику генеритивных единиц, умень- шают дистанцию абстрагирования говорящего от действительности, а сама диа- логическая природа вопроса так или иначе демонстрирует реакцию говорящего на заявленную проблему. Здесь можно говорить о реализации информативно-ре- активного регистрового варианта - контаминированного типа речи, возникшего вследствие взаимодействия дифференциальных признаков монологического ин- формативного регистра речи и диалогического реактивного: ...Очень важный пункт - это воспитание элит - не стоит недооценивать (генеритивный РР = подтезис). Кто эти люди, которые управляют? Они умеют? Они подготовлены? У них чувство ответственности есть? Они знают, как принимать решения? (информативно-реактивный регистровый вариант) Кстати, во всех серьезных странах вот эти элитарные шко-лы... - специальные школы, из которых дети потом поступают в очень серьезные университеты… там какая муштра… там абсолютно никакой свободы близко даже не лежало. Очень жесткая дисциплина и за малейшее нарушение - вон. И там муштруют (информативный РР = аргумент) (Черниговская, 2015). Усложнение формулы традиционного рассуждения информативно-реактив- ным регистровым вариантом повышает диалогичность текста, активизирует слу- шателя, презентует авторскую модальность, следствием чего становится усиление воздействующего эффекта текста. Такая трехкомпонентная регистровая ком- бинаторика свидетельствует о вариативности аргументации доказательного типа, о возможности существования ее доказательно-диалогического подтипа. В ходе выявления специфики сверхфразовой организации риторических тек- стов мы обнаружили в ряде публичных медиалекций и явление так называемой регистровой амбивалентности. Оно создается, как правило, путем нарушения оп- позиции репродуктивности / информативности, сформированной такими крите- риями, как разная степень детализации, временная локализованность и семантика предиката (наблюдаемость / ненаблюдаемость, констатация / интерпретация), а так- же характер пространственно-временных локализаторов (эгоцентрические, си- туативные / географически-хронологические, объективные). Регистровая амбива- лентность характеризуется размыванием границ конкретности / обобщенности сообщаемого, неясностью репродуктивного и информативного представления со- бытий, что влечет неопределенность регистровой квалификации [Сидорова, 2016, c. 489-493]. Так, в открытой лекции «Музей моей мечты» И. А. Антоновой, президента ГМИИ им. А. С. Пушкина, тезис представлен генеритивным регистром речи: Музеи в первую очередь выступают хранителями. Первая и основная за- дача музеев - собрать и сохранить (Антонова, 2014). Однако далее тезис трансформируется в подтезис, который эксплицирован ин- формативным регистром речи: Новый этап наступил с развитием интереса к собиранию искусства в США (Антонова, 2014). И затем наблюдаем обширное повествование, отражающее личный опыт и вос- приятие действительности искусствоведом: В 1963 году, когда я первый раз приехала в Америку, я была потрясена контрастом между тем, что я видела в самих американских городах, и му- зеями. Огромные поразительные коллекции были куплены и пере- везены через океан. В США я провела месяц по приглашению Американской ассоциации музеев. Формат моего визита был таков, что я не имела права жить в оте- лях - только в семьях руководителей музеев. Первый американский музей, в который я попала, был Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Меня привезли туда глубокой ночью... Ко мне вышел очень пожилой человек с фонариком в руке и повел меня на последний этаж через залы музея. Это был довольно старомодный музей, с гобеленной развеской... Время от вре-мени луч его фонарика освещал какие-то произведения. Тут я смотрю: бо-же мой, «Похищение Европы» Тициана - великая картина. Утром, когда я уже проснулась и вышла посмотреть на музей в свете дня, я об- наружила, что музей имел большой внутренний дворик и все фасады внутреннего дворика - это фасады венецианских палаццо. (Антонова, 2014). В данном фрагменте нет ожидаемого рассуждения - слушателя лекции увлека-ет именно авторское повествование. Мы констатируем снижение степени абст-ракции, высокий уровень детализации, актуальное время предиката с семантикой наблюдаемого действия или состояния, привязанные к ситуации пространствен-но-временные локализаторы, что актуально как раз для репродуктивного регист-ра. Использованное прошедшее нарративное время позволяет квалифицировать субъекта речи как диегетического повествователя, принадлежащего миру текста и помещенного в хронотоп происходящего. Здесь аргументация, основанная на апелляции к личному опыту, оформлена в виде динамического повествования, что нехарактерно для риторического текста. При этом конкретность воспроизводимо-го, наблюдаемая включенность говорящего в репрезентируемое, повышает уро-вень доверия аудитории, усиливая тем самым персуазивные характеристики тек-ста. Подобные случаи трансформации информативного плана в репродуктивный свидетельствуют о воплощении аргументации нарративного типа. Таким образом, регистровая техника анализа, выявляющая принципы тексто- образования и сопровождаемая реконструкцией аргументации, позволяет сделать заключение о существовании следующих типов аргументационной устроенности риторического текста: 1) доминантного доказательного типа, актуализирующего рассуждение, в том числе и в его доказательно-диалогическом варианте; и 2) нар- ративного типа, демонстрирующего персонифицированное повествование. Реализованная синтетическая методология анализа текста иллюстрирует мысль А. Е. Кибрика о переходе от таксономической, сосредоточенной на вопросе КАК?, к объяснительной ПОЧЕМУ-лингвистике [1995, c. 219]. Иначе говоря, ис-следуя механизмы сверхфразовой организации, мы параллельно выявляем и пути формирования аргументационного потенциала, позволяющего риторическому тексту выступать в качестве инструмента целенаправленного моделирования той реальности, которая необходима говорящему.
Kopperschmidt J. Allgemeine Rhetorik. Einfuehrung in die Theorie der Persuasiven Kommunikation. Stuttgart, Berlin, Koeln, Mainz: Kohlhammer, 1976. 216 S.
Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990. С. 110-132.
Eemeren F. H. van, Grootendorst R., Jackson S., Jacobs S. Reconstructing Argumentative Discourse. Tuscaloosa, AL.: University of Alabama Press, 1993. 197 p.
Franz-Boeringer B. Rhetorische Kommunikation. Quickborn b. Hamburg: Schnelle, 1963. 99 p.
Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 331 с.
Тарасов Е. Ф. К построению теории речевой коммуникации // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Либроком, 2009. С. 15-147.
Сидорова М. Ю. Регистровая техника и ее возможности // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвящ. юбилею Г. А. Золотовой. М.: Едиториал УРСС, 2016. С. 487-497.
Реес М. А. ван. Интерпретация и реконструкция аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 198-238.
Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. 261 с.
Москальская О. И. Грамматика текста. М.: Высш. шк., 1981. 183 с.
Кибрик А. E. Куда идет современная лингвистика // Лингвистика на исходе XX века: Тез. Междунар. конф. М., 1995. Т. 1. С. 217-219.
Мельчук И. А. Язык: от смысла к тексту. М.: Языки славянской культуры, 2012. 176 с.
Ильенко С. Г. Предложение в текстовом аспекте // Предложение в текстовом аспекте: Сб. ст. / Отв. ред. С. Г. Ильенко. Вологда, 1985. С. 3-13.
Земская Ю. Н., Качесова И. Ю., Панченко Н. В., Чувакин А. А. Основы общей риторики. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. 110 с.
Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 368 с.
Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. 544 с.
Голоднов А. В. Аргументативная структура риторического (персуазивного) текста // Вестник Иркут. гос. ун-та, 2010. № 1 (9). С. 109-114.
Голышкина Л. А. Риторика декодирования: теоретико-методологическое обоснование научного направления // Научный диалог. 2020. № 5. С. 9-24. DOI 10.24224/ 2227-1295-2020-5-9-24
Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 284 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139 с.
Гиндин С. И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. Благовещенск, 1998. С. 355-366.
Бурвикова (Зарубина) Н. Д. Закономерности линейной структуры монологического текста: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1981. 44 с.