Рассматривается второй том академического издания «История литературы Урала», подготовленный коллективом, представляющим урало-сибирское научное сообщество. Достоинство выпуска видится в способе представления литературного процесса и уральского писательского сообщества как сложного социокультурного явления, движущегося в направлении профессионализации труда и связанного с историей самоопределения региона.
A book review: The History of Ural Literature. 19th century. In 2 vols. Ed. by E. K. Sozina. Moscow, Publishing house JA.pdf На страницах двухтомного издания литературный процесс предстает не замк-нутой системой художественных текстов с иерархической последовательностью имен и оценками их «мастеровитости». Литература - часть уральского культурно-го ландшафта, где в поле исторических и частных событий, формировался писа-тель, определялся круг тем, героев, складывалось осознание своей «особости» - уральский авторский тип. С этой точки зрения объектами сопряженного и полно-правного рассмотрения в книге становятся: журналистика как одна из форм лите-ратурной жизни, где обозначался начинающий сочинитель; театр, находящийся в ожидании местного драматургического материала; словесность национальных культур как источник эстетического и этического обогащения; книгоиздательство и библиотечное дело как неизбежный путь достраивания литературной институ-ции, на котором подрастал уральский читатель, человек «литературно социализи-рованный» [Рейтблат, 2001, с. 6]. Собственно литературная история Урала предстает в ситуации размытости границ между писателями и образованными интеллектуалами, уральский художе-ственный текст вырастает на почве локальных общественно-культурных движе-ний и частных инициатив, внутри литературных объединений, которые активно проявляли себя на протяжении века. С выходом в свет биографического словаря «Русские писатели 1800-1917 гг.», охватившего с максимальной полнотой «богатство человеческих сил, вовле- ченных в литературу» [Дубин, 2001, с. 130], коллективу издания необходимо было выработать свои принципы представления уральского автора. Ожидаемо включение в книгу глав о пребывании на Урале писателей-классиков: их воспри-ятие истории, человека, природы уральской земли всегда будет значимо. Это «А. С. Пушкин и Урал» (авт. Д. В. Ларкович, А. Г. Прокофьева); «В. И. Даль. Уральский период жизни и творчества» (авт. А. Г. Прокофьева); «Ссыльные писатели на Урале (первая половина ХIХ века)» (авт. Т. А. Ложкова, А. Г. Прокофьева, Е. К. Созина); «Толстой на Южном Урале» (авт. К. В. Анисимов). Для исполнителей проекта стали принципиальными следующие темы: связь биографии и творчества с территорией, насыщенность творчества впечатлениями уральской жизни, включенность в местное литературное сообщество, оценки ведущих литераторов и критики. В ряду писателей Урала представлены лица, оказавшиеся здесь «по воле случая»: назначение, приглашение, командировка, творческий кризис, ссылка и т. д. Укрупнение уральских эпизодов в биографии отдельных авторов позволило сделать некоторые уточнения, в частности так слу-чилось в истории написания статей о Средней Азии А. И. Бутаковым; удалось атрибутировать публикации в «Оренбургских губернских ведомостях» первого академика-востоковеда В. В. Вельяминова-Зернова и начальника Пограничной комиссии В. В. Григорьева. Пантеон уральской литературы представили разнообразные писательские ти-пы, характерные для общерусского литературного поля. В первой половине XIX в. к сочинительству обратились дети крепостных (Т. С. Беляев, И. И. Свия-зев, А. В. Лоцманов), отставных военных (П. М. Кудряшов), бедных причетников (В. Т. Феонов), плотницких мастеров (П. Е. Размахнин) и пр. Понятно их желание вырваться из сложных обстоятельств жизни, обратить на себя внимание просве-щенного общества. Войти в круг столичных литераторов удалось А. П. Крюкову, стихи которого продвигал в разных столичных журналах П. П. Свиньин. Закономерна несамостоятельность их творчества, сознательное следование признанным и успешным образцам. Крепостной поэт Т. С. Беляев переложил башкирский народный эпос «Кузый курпяс и Маянхылу» в модной для того вре-мени повествовательной традиции «восточной» повести. П. М. Кудряшов от ран-них подражаний Байрону и В. Скотту перешел к переработке фольклорных сюже-тов народов, проживающих по Оренбургской линии. А. П. Крюков следовал в своем сочинительстве приемам поэтического языка романтиков, прежде всего В. А. Жуковского; А. В. Лоцманов - стилю гражданской поэзии XVIII в. и декаб-ристов и т. д. Подобные наблюдения чрезвычайно интересны и характеризуют не только читательские предпочтения провинциальных сочинителей, но и предлага-ют оценить меру повторяемости нашей классики. Закономерным финалом поэтов-подражателей выглядит судьба Е. Л. Милькеева, на сочинительство которого об-ратил внимание проезжающий поэт В. А. Жуковский. Переезд молодого поэта в столицу не способствовал расцвету его способностей, наступала другая эпоха, разочарование в своем поэтическом даровании привело Е. Л. Милькеева к тра- гедии. Материал показывает, что в кругу писателей второй половины века появляют-ся сочинители, устремленные к профессиональной литературной деятельности. Среди них Д. Д. Смышляев, получивший по наследству статус и состояние, но после смерти отца решивший «полностью посвятить себя общественно-литера- турной деятельности на поприще изучения и просвещения родного края - Перм-ской губернии» [История литературы Урала. XIX век, 2021, кн. 2, с. 833]. В сере-дине 80-х гг. Н. А. Лухманова оставляет семью и отправляется в Петербург «с намерением посвятить себя литературной деятельности» [Там же, с. 1040]. Большинству же приходилось сочетать государственную службу с литературой. Обращает на себя внимание активное творчество чиновника, прозаика и критика М. В. Авдеева (авт. С. М. Скибин); чиновника, прозаика, публициста и критика В. Л. Кигл-Дедлова (авт. О. М. Скибина); земского заседателя и чиновника по крестьянским делам Н. И. Наумова (авт. Н. А. Рогачева); путешественника, учено-го-географа К. Д. Носилова (авт. Н. Б. Граматчикова), зоолога и прозаика Н. П. Вагнера (авт. Т. Е. Беньковская, З. С. Антипина). К концу века уральская литература становится узнаваемой по темам, складывается ее художественный язык, тяготеющий к документальности, автобиографизму, этнографизму, выявля-ются жанровые предпочтения. При типичности биографии и творческого пути в этот исторический период обозначились прецедентные для литературного Урала имена. Вопросы иерархии в творчестве связаны с целым рядом противоречивых и обсуждаемых показате-лей, одним из которых является отношение к писательскому труду как к профессии. Тяга к писательству, многогранность творческих поисков отличали Ф. М. Решетни-кова. Его отношения с Н. А. Некрасовым, с известным книгоиздателем С. В. Зво-наревым помогли писателю добиться сочувственного признания критикой, напе-чатать несколько романов и даже собрание своих сочинений в двух томах (авт. Т. Я. Каменецкая, А. В. Кубасов, Е. К. Созина). Наследником изобразительных приемов Ф. М. Решетникова в уральской литературе считается Д. Н. Мамин-Си- биряк. За ним закрепилась слава «писателя-уральца», «первооткрывателя Ураль-ского региона в литературе», «знатока уральской специфики», лучшего «уральского беллетриста». Глава создавалась целой группой исследователей (авт. А. В. Борт-никова, Е. К. Созина, Г. К. Щенников, Е. А. Коноплева, Л. П. Якимова, М. А. Ли-товская, Н. В. Прощерук, Е. Е. Приказчикова, О. В. Зырянов). Все они отмечают в личности Д. Н. Мамина-Сибиряка писательский талант, уверенность, с которой он добивался признания. Главы по творчеству Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка имеют мо-нографический характер, сопровождаются иллюстрациями к произведениям, историческими фотографиями заводов, городов, крестьян, обычных жителей, вы-бранными из фондов уральских музеев Е. П. Алексеевым. Литературный процесс на Урале XIX в., представленный в тесной связи с культурной жизнью его локальных территорий, воспринимается как особая общность словесной традиции. Перед нами картина не только необычайного бо-гатства литературных сил, но и вынужденная неполнота охвата его описания, свя-занная с недоступностью и разбросанностью сочинений. Заметна потребность в дополнительных теоретических наработках, способных убедительно представ-лять сложные процессы нарастания самостоятельности в региональной литерату-ре, что способствует дополнительному интересу филологов к изданию и даль-нейшей плодотворной работе авторов проекта.
Рожкова Татьяна Ивановна | Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова | | folklab@magtu.ru |
Дубин Б. В. Литература в зеркале биографического словаря // Слово - письмо - литература. М.: НЛО, 2001. С. 125-135.
Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении. Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: Лит. обозрение, 2001. 336 с.
История литературы Урала. XIX век: В 2 кн. / Под ред. Е. К. Созиной. М.: ИД ЯСК, 2021. 664 +778 с.