Масленичные песни в белорусских традициях сибирского бытования: структурно-ритмическая типология | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/1

Масленичные песни в белорусских традициях сибирского бытования: структурно-ритмическая типология

В статье излагаются результаты проведенного автором типологического исследования напевов обрядовых масленичных песен белорусов-переселенцев Сибири и Дальнего Востока. Изучались архивные и опубликованные записи масленичных песен, сделанные в основных регионах расселения белорусов - Новосибирской, Кемеровской, Омской областях, Красноярском и Приморском краях. В центре внимания находится важнейший для календарных песен аспект - структурно-ритмическая организация напевов. Результаты исследования напевов песен переселенческой традиции соотносятся с типами напевов масленичных песен метрополии, показанными в классификациях белорусских этномузыковедов З. Я. Можейко и В. М. Прибыловой.

Songs of Maslenitsa in Belarusian traditions of Siberian existence: structural and rhythmic typology.pdf В статье представлены результаты выполненного автором типологического исследования напевов масленичных песен, записанных от потомков белорусских переселенцев в основных очагах расселения этноса на территории Сибири и Даль-него Востока. В качестве материала для составления музыкальной типологии использовались архивные 1 и опубликованные 2 записи масленичных песен, сде-ланные в Новосибирской, Кемеровской, Омской областях, Красноярском и При-морском краях в 1970-1990-х гг. Для анализа были отобраны только собственно обрядовые песни, которые относятся к ритуальным действиям зимнего сезона или сопровождают их 3. 1 Приведены ссылки на неопубликованные аудиоматериалы, хранящиеся в различных архивах. Копии материалов Архива ОмГПУ (Омского государственного педагогического университета, ранее - института), ГАНО (Государственного архива Новосибирской облас-ти) были сделаны Н. В. Леоновой для подготовки к изданию «белорусских» томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» и хранятся сейчас в Архиве традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (АТМ), поэтому ссылки, как правило, даны на коллекции последнего. 2 См. «Список источников песенных образцов». 3 О жанровой классификации белорусских календарных песен см.: [Дайнеко, Леонова, 2019]. 4 Подробнее о данной классификации см.: [Дайнеко, 2021]. Напевы песен сибирской белорусской традиции рассматривались в соотноше-нии с типами напевов белорусских масленичных песен, определенными белорус-скими этномузыковедами З. Я. Можейко [1985] и В. М. Прибыловой [Прыбылова, 2020]. В зависимости от результатов такого сопоставления напевы сибирско-дальневосточных песен отнесены автором статьи к типовым, типовым модифици-рованным и нетиповым 4. * * * В классификации З. Я. Можейко масленичные песни не выделены в отдельную группу и практически не получают специального рассмотрения. Она обозначает как «весенне-масленичный» лишь один из типов весенних загуканий: тип IV вес.-масл. зафиксирован ею в Поозерье «как масленичные песни на арелях» (качелях) [Можейко, 1985, с. 99]. Исследователь отмечает, что напевы этих песен могут иметь разное строение; главными характерными чертами являются: вербальные тексты рефренов - «Гу-та-та, гу-ля-лё», «Гу-ля-лё, рана маё!», «Масленiца, масленiца», для ритмизации которых типична антиметабола (как в весенних хоро-водах «Просо») - [Там же]. Как видим, З. Я. Можейко приводит тексты припевов, состоящие из двух построений, как с одинаковым количеством слогов (Гу-та-та, гу-ля-лё 3 + 3 или Масленiца, масленiца 4 + 4), так и с разным (Гу-ля-лё, рана маё 3 + 4). Ритмоформула-антиметабола дана ею в единственном варианте (3 + 3), однако подразумевается возможность ее варьирования в кон-кретных песенных реализациях. В песенных образцах, приведенных З. Я. Можейко в нотном приложении, дей-ствительно, демонстрируется несколько вариантов антиметаболы. Первый из них показан в образце № 47 [Там же, с. 188] (= № 33 из сб.: [Мажэйка, 1981]), который имеет следующие структурные особенности: смысловая строка из двух шести-сложных построений и припев, также состоящий из двух построений, с характер-ным «масленичным» текстом (Гу-ля-лё, рана маё 3 + 4) и ритмической антимета-болой. Этот вариант, видимо (исходя из описания в классификации), следует считать типовым. Второй вариант показан в образце № 48 [Можейко, 1985] (= № 34 из сб.: [Мажэйка, 1981]): двустрочное строение строфы сохраняется, пер-вая строка состоит из двух шестислоговых звеньев, вторая же строка - по объему музыкального времени примерно равная первой - с точки зрения вер-бального текста также является смысловой, представляет собой единый шести-сложник и ритмизована вдвое увеличенной типовой антиметаболой. В данном случае, вероятно, можно уже говорить о варианте типовой структуры, которая содержится в само й метропольной традиции, хотя З. Я. Можейко, очевидно, рас-сматривает эти образцы как принадлежащие к одному типу. Третий пример из нотного приложения - образец № 49 [Можейко, 1985, с. 189] (= № 35 из сб.: [Ма-жэйка, 1981]) - демонстрирует разновидность (как указывает автор) типового на-пева. Строение напева этого образца оказывается максимально близко к слого-ритмической формуле «Просо». Он имеет однострочную структуру: строка состоит из трех построений; в каждой строке в качестве вербального текста для антиметаболы используется концевой трехсложник смысловой строки и его по-вторение, например: Зарадзiся, мой / лён даўгi, / лён даўгi (Зародися, мой лён долгий). Итак, хотя автором типологии это не указано подробно, в нотном приложении к книге, а также в сборниках, составленных З. Я. Можейко [Мажэйка, 1981; Ма-жэйка, Варфаламеева, 1999], содержатся образцы масленичных песен как с типо-выми напевами, так и с их вариантами и разновидностями. Для типовых харак-терна структура из четырех звеньев, наличие припева с вербальным текстом, который состоит из «рефренных» служебных слов и ритмизован антиметаболой. В метропольных вариантах и разновидностях структура бесприпевная, ритмиче-ская концевая антиметабола распространяется на смысловые построения поэтиче-ской строфы. Развернутая типологизация масленичных напевов содержится в последнем из томов серии «Беларуская народная творчасць: БНТ» - «Масленiца. Абрад. Песнi. Напевы» [2020]. Автор музыковедческой части исследования В. М. Прибылова констатирует, что «системное изучение обрядовых масленичных напевов в опоре на типологические и мелогеографические характеристики выявило четыре устой-чивых типа, в соответствии с которыми выделяются четыре автономных ареала масленичной песенно-обрядовой традиции» (здесь и далее перевод с белорусско-го мой. - Т. Д.) [Прыбылова, 2020, с. 44-45]. Внутри основных типов В. М. При-былова выделяет локальные типы напевов, обозначая их чаще всего по первым буквам названия ареала распространения (ГБ - гомельско-брянское пограничье, БД - междуречье Березины и Друти и пр.), в итоге получается довольно много-численный ряд: тип I, I-лок, тип II, IIа, IIб, БД-лок 1, БД-лок 2, БД-лок 3, тип III, тип IV, ГБ-лок 1, ГБ-лок 2, ГБ-лок 3 и плюс еще группы напевов узколокального распространения [Там же, c. 45-65]. Описанный З. Я. Можейко тип масленичных напевов находит отражение в классификации В. М. Прибыловой в виде типа II и его разновидностей. При анализе масленичных песен сибирских белорусов представляется необходимым сопоставлять полученные результаты с характер-ными чертами типовых напевов, изложенными как у З. Я. Можейко, так и в но-вейшей белорусской классификации В. М. Прибыловой. Песни с типовыми напевами Четвертый масленичный тип (IV вес.-масл.). В сибирской календарной коллек-ции содержится несколько масленичных песен, которые можно отнести к описан-ной З. Я. Можейко разновидности типа IV вес.-масл., а именно имеющей структу-ру «Просо». В классификации В. М. Прибыловой это тип IIб [Масленiца…, 2020, с. 49; образцы № 29-53]. Принадлежащие к данному типу сибирские песни запи-саны в Красноярском крае: «На дворе девки возются», «На горе ёлка селится», «А сегодня у нас Масленица» (Кр-ШРБ/с.29, Кр-ШРБ/с.30, Кр-ШРБ/с.33) и «А ў нас сёдня Масленица» (Кр-ШРБ/с.28 - Нот. прилож., пример 1) 5. Вербаль-ный текст всех образцов представляет собой силлабический стих, форма органи-зации словесного текста - однострочная, каждая строка состоит из трех звеньев 6, практически во всех случаях с помощью словесной рифмы строки объединяются попарно. Словесные рефрены отсутствуют. Их место во всех красноярских песнях занимают повторенные последние слова каждой строки, например: А ў нас сёдня Масленица, Масленица / Прилятела ластивица, ластивица (Кр-ШРБ/с.28 - Нот. прилож., пример 1). Аналогичным образом организован вербальный текст и в других указанных песнях, т. е. форма стиховой строки: аbb. Именно второе и третье звенья строк ритмизованы характерной для белорусского типа IV вес.- 5 Здесь и далее в тексте статьи ссылки на конкретные образцы масленичных обрядовых песен из репертуара белорусов-переселенцев даны сокращенно - в виде шифров. В первой части шифра (до дефиса) указан регион записи песни: Нск, Омск - Новосибирская, Омская области, Кр - Красноярский край, ДВ - Дальний Восток (Приморский, Хабаровский края). Во второй части шифра даны источник записи песни (архивный материал или публикация) и далее, через косую линию, номер образца в нем или страница, на которой находится обра-зец (для сборников без нумерации песен). См. «Список сокращений источников песенных образцов». Для архивных аудиозаписей указан номер описи в АТМ, например: 20 = АТМ, оп. 20; 1 = АТМ, оп. 1. Часть образцов публикуется в Нотном приложении к данной статье. 6 «Силлабическая норма» (по определению В. М. Прибыловой) 4 + 3 + 3, однако допус-кается увеличение количества слогов как в первом звене (до 5-7), так и во втором и треть-ем (обычно до 4-х слогов). масл. (он же тип II) ритмоформулой; музыкальная форма - abc. В некоторых стро-ках песни ритмоформула-антиметабола предстает в основном виде (Кр-ШРБ/с.28 - Нот. прилож., пример 1): - на колу, на колу; по кому, по кому (3-я и 4-я строки); в ряде строк присутствует ритмическое дробление, связанное с уве-личением количества слогов в вербальном тексте: - Масленица, Масленица или ластивица, ластивица (1-я, 2-я строки). Кроме того, как видим, в каждой строке наблюдается формообразующее каденционное удлинение по-следней доли третьего звена. В некоторых образцах ритмическая антиметабола подвергается более значи-тельным модификациям. Так, в песне «На дворе девки возются» (Кр-ШРБ/с.29 - Нот. прилож., пример 2) звенья ритфомормулы-антиметаболы представлены в увеличенном виде и разделяются четвертной паузой: ., при этом сим-метрия всё же хорошо читается. К сожалению, в публикации красноярских песен, относящихся к данному типу масленичных напевов, не указано, из каких мест Беларуси переселились информанты (или их предки), от которых записаны образ-цы. В метрополии же напевы данного типа имеют достаточно большой ареал рас-пространения - междуречье Березины и Сожа [Прыбылова, 2020, с. 46]. За исключением рассмотренных выше, остальные белорусские масленичные песни из сибирской коллекции не относятся к единственному масленичному типу, описанному З. Я. Можейко, однако строению их напевов можно найти соответст-вие в классификации В. М. Прибыловой. Как показал анализ, эти песни логично разделить на несколько групп. В первую группу входят четыре песни, записанные в Омской области: «Мы на горочку выходили», «А ў нас масленка сподманула», «А мы маслинку ожидали» (Омск-3/21, 3/23, 1/9) и «Наша Масленка дорогая» (Омск-3/20=Омск-МФ/5 - Нот. прилож., пример 3). Характерные черты напевов этих образцов в полной ме-ре соответствуют типу I новой метропольной типологии [Прыбылова, 2020, с. 45; образцы № 1-6]. Сибирские песни имеют одинаковое строение: строфа вербаль-ного текста состоит из двух строк, по два сегмента в каждой; вторая строка вы-полняет припевную функцию, ее вербальный текст включает повторение послед-него слова из основной строки и служебное слово вторгающегося хороводного рефрена - лёли / люли / лёле. Слоговое строение стиха: 5 (/4/6) + 4 + 6 + 4. Пример строфы вербального текста с указанием ее формы (Омск-3/20=Омск-МФ/5 - Нот. прилож., пример 3): Наша масленка дорогая, / Дорогая, люли, дорогая a b b r b Стабильными «приметами» ритмической организации текста являются затяги-вание третьего слога во втором сегменте строфы и моноритмичность третьего ее сегмента [Там же, с. 45]. Итак, слоговая музыкально-ритмическая форма строфы этой группы напевов выглядит следующим образом: . / ( .) Необходимо отметить также еще одну важную черту большинства напевов данной группы песен 7: первый сегмент ритмизован с помощью типовой ритфо-мормулы , которая присутствует в белорусской типологии З. Я. Можейко в разделе весенних хороводных песен и является характерным признаком третье-го хороводного типа «Стрела», а также третьего колядного типа. То, что она со-держится в напевах песен масленичного праздничного комплекса, имеющего пограничную функцию между зимним и весенним сезонами годового круга, пред-ставляется символичным. Можно сказать, что характерная «стреловая» ритмо-формула является связующим звеном между зимним и весенним циклами обрядо-вых белорусских песен. 7 Исключением является песня «Ишла коза по Ердане» (Омск-3/22), где первый сегмент является четырехсложным и ритмизован с помощью ритмоформулы . 8 В публикации песни ее название дано без начального междометия «эх», соответст-вующего четвертной длительности в напеве. 9 В Белоруссии ареал распространения напевов типа III охватывает Климовицкий и Хо-тимский районы Могилевской области, захватывая также южную часть Смоленской облас-ти и юго-западную - Брянской. Во вторую группу входят три песни из сибирской коллекции, две из которых записаны в Красноярском крае - «А мы Масленицу дожидали» и «А ты, Масле-ница-Каташенька» (Кр-СВЖ/с.13-14, Кр-ШРБ/с.34 - Нот. прилож., примеры 4 и 5) и одна, «Эх, маслиная-каталичка» 8, - в Приморском крае (ДВ-КШ/35- Нот. прилож., пример 6). Все они могут быть отнесены к типу III новой классифика-ции 9. Изучение опубликованных образцов белорусских песен типа III показало, что в них вторая строка вербального текста может как иметь вторгающийся при-пев, так и не иметь припевных слов, а представлять собой еще одну смысловую строку, например, в образце № 80: А ты, масленица, пылiзуха, / Пылiжы-ка мяне хуць да Духа (А ты, масленица, полизуха, / Полижи-ка меня хоть до Духа) [Масленiца…, 2020, c. 730, № 80]. Вербальный текст сибирских песен типа III организован практически так же, как и в песнях типа I, а именно двустрочными строфами, где во второй строке повторяется последнее звено первой строки, а в середину также встроено характерное рефренное слово. В двух красноярских песнях поэтический текст имеет форму ab / brb, при этом вторгающийся рефрен в них - двусложный (люли; кума). В дальневосточном образце за счет повторения слов (ва-люлей, ва-люлей) рефрен шестисложный и занимает всё третье звено строфы - ab / rb: Эх, маслиная-каталичка, э, / ва-люлей, ва-люлей, каталичка(о). Напевы всех песен рассматриваемой группы имеют строфическую двустроч-ную музыкальную форму. В ритмосинтаксической организации присутствуют принципы временника: составляющие строки ритмические сегменты и ритмиче-ские формулы укладываются в восемь музыкальных времен (мора - восьмая) (Кр-СВЖ/с.13-14, ДВ-КШ/35 - Нот. прилож., примеры 4 и 6). В слогоритмической организации напевов типа III важную роль играет анапе-стичный по строению ритмический сегмент - . Автор метропольной класси-фикации называет его «ритмофигурой “притопа”» (подчеркивая тем самым хоро-водную стилистику рассматриваемого типа напевов) [Прыбылова, 2020, с. 55]. В сибирских песнях с помощью данного сегмента ритмизованы шестисложные нечетные звенья обеих строк (в том числе: Кр-СВЖ/с.13-14 - Нот. прилож., при-мер 4). Как правило, именно нечетные звенья являются мобильными элементами формы - в них происходит некоторое варьирование ритмоформул, что характерно для такого типа ритмосинтаксической организации (временники). Во всех трех песнях данной группы четные звенья формы устойчивы по рит-мическому устройству - их занимает ритмоформула ( ). На те случаи, когда концевые звенья вербального текста трехсложные - например, в восьмой и девятой строфах красноярской песни «А ты, Масленица-Каташенька» (Кр-ШРБ/с.34 - Нот. прилож., пример 5), - легко проецируется увеличенный ва-риант этого ритмического сегмента - . Белорусские авторы рассматривают их как варианты одной ритмоформулы (см. образцы напевов типа III [Масле- нiца…, 2020, с. 730-736]). Данный тип в разных сибирских образцах реализуется не одинаково. Наи-большей стабильностью отличается ритмосинтаксическая организация песни «А мы Масленицу дожидали» (Кр-СФЖ/с.13-14 - Нот. прилож., пример 4): во всех строфах ее вербального текста сохраняется слоговое строение стиха 5/6 + 4, а в напеве - соответствующая восьмивременная ритмическая структура, практически лишенная варьирования. В песне «Эх, маслиная-каталичка» из При-морского края (ДВ-КШ/35- Нот. прилож., пример 6) представлено наибольшее разнообразие в ритмизации начального звена формы: в разных строфах оно со-держит от 5 до 8 слогов. Варианты ритмической реализации различных по коли-чественной характеристике слоговых структур образуются за счет дробления до-лей и могут быть следующими: пятисложник - (Эх, маслиная); шестисложник - (Што ж ты, маслиная); семисложник - (Праважали мы тибя); восьмисложник - (Целавали хлопцы девак). Третий образец из рассматриваемой группы песен - «А ты, Масленица-Ката- шенька» (Кр-ШРБ/с.34 - Нот. прилож., пример 5) отличается от двух других. В его ритмосинтаксической организации наблюдается нарушение временной нормы в начальном сегменте каждой строфы: вместо 8 единиц в нем содержится 10, поскольку первая доля увеличена в 3 раза - . . Таким образом проис-ходит сглаживание ритмического рисунка «притопа» ( ), и моторно-танце- вальный характер песни несколько нивелируется. Эта сибирская песня с точки зрения ритмосинтаксической организации мелострофы полностью совпадает с одним из белорусских образцов [Масленiца…, 2020, с. 730, № 80]. Третья группа сибирских песен белорусской традиции. Как уже было показа-но, хороводные структурные особенности свойственны напевам как типа I, так и типа III. Тем не менее В. М. Прибылова в своей классификации еще выделяет в «особую часть репертуара» масленичного периода напевы, для которых «изна-чальной является хороводно-плясовая стилистика» [Прыбылова, 2020, с. 63-64]. В сибирской коллекции к таковым следует отнести пять песен, записанных в Но-восибирской области: «А сиводня день хорош» (Нск-МФ/17 - Нот. прилож., при-мер 7), «А на вулице корыто», «Мы маслинцу дыжидали» «А ты, Масленца-ре- зуха», «А под мостом рыба с хвостом» (Нск-20/91, Нск-МФ/2, 6, 16). Для них характерны черты, указанные в белорусской классификации: подвижный темп, парный принцип организации вербального и музыкального текста. Кроме того, в сибирских образцах вторая строка построена по уже знакомому по предыдущим группам напевов принципу и включает: рефрен со специальными служебными словами (ай-ё, ай-я-ё) и повторение второго звена первой строки 10. Форма поэти-ческой строфы имеет следующее строение - ab / Rb, ритмическая композиция - аb / cb. Поскольку количество слогов вербального текста в первой (смысловой) строке может варьироваться от 7 до 8, долгие длительности подвергаются дроб-лению, характерен также пунктирный ритм в начале строфы (так, в Нск-МФ/17 - Нот. прилож., пример 7 - во второй и последующих строфах). 10 Исключением является образец Нск-МФ/6, имеющий однострочный припев: Ай, быль, мыя быль, быль малинывыя. Как и в напевах типа III, в песнях данной группы наблюдаются признаки вре-менника: каждое звено ритмической композиции укладывается в восемь музы-кальных времен (мора = ). Акцент в данных песнях сделан не на варьировании ритмической организации, а на устойчивом преобладании семисложных структур в стихе и одинаковой их реализации в напеве: они реализуются в виде единой восьмивременной ритмоформулы - . Ритмическое варьирование этой ритмоформулы минимально - в ее начале в ряде строф наблюдается пунктирный ритм, вместо заключительной четверти чаще присутствует распев из залигован-ных двух восьмых (например: А сиводня день хорош). Другие слогоритмические структуры, встречающиеся в напеве: моноритмически реализованный восьми-сложник - (Ты скажи-ка, Сярёженька) и ритмоформула на осно- ве шестисложника, состоящая из двух сегментов анапестического строения: (как ба завтра такой). Этот же сегмент-анапест, связывающий песни данной группы с напевами типа III, содержится в припеве, который является ста-бильным звеном в общей композиции песни: (ай-ё, ай-я-ё). Песни с типовыми модифицированными напевами Данную группу составляют несколько масленичных песен, записанных на Дальнем Востоке: «Маслиная, пализуха», «Масленая, катушенька» (ДВ-КШ/33, ДВ-12/597 - Нот. прилож., примеры 8 и 9), «Масленая - белый сыр», «Масленая, белая сыр» (ДВ-КШ/34, ДВ-12/605). Во всех этих образцах прослеживаются черты типа IV, по В. М. Прибыловой 11, главным признаком которого является дву-строчный рефрен с определенным текстом: Масляная, шчаслiвая, прасцягнiся далiко (Масляная, счастливая, протянися далеко) или Масляная, шчаслiвая, расцягнiся хоць да Вялiкдня (Масляная, счастливая, растянися хоть до Великдня (Пасхи)), завершающий каждую песенную строфу в форме abR. Автор классифи-кации указывает, что сами информанты воспринимают отсутствие рефрена в мас-леничной песне данного типа как «грубое нарушение, несоблюдение главного правила, в результате чего разрушается основа основ - ритуальный музыкальный “знак” и, в целом, смысл масленичной песни» [Прыбылова, 2020, с. 59]. Музы-кально-ритмическая организация напевов типа IV носит «комбинаторно-вариа- тивный характер» за счет разного сочетания «дактиличных, анапестичных, а так-же четырехсложных ( ) ритмофигур». Для песен этого типа характерен восходящий возглас широкого диапазона «У!» в окончании [Там же]. 11 Напевы данного типа и примыкающих к нему локальных групп концентрируются на территории гомельско-брянского пограничья в ареале устья рек Сож, Беседь и Ипуть [Прыбылова, 2020, с. 57]. В сибирских белорусских образцах модификация типа IV проявляется именно на уровне структуры песни в целом. Большой рефрен, занимающий всю мело-строфу, как это представлено в метропольных образцах [Масленiца…, 2020, с. 737-744, № 89-93], ни в одной из переселенческих песен не используется сис-темно, т. е. после каждой смысловой строки или двух таких строк. В полном - двустрочном - виде рефрен встречается лишь единожды, в завершении одной из песен: Маслинка, шчаслинка, / прастянися далико (ДВ-КШ/33 - Нот. прилож., пример 8, последняя строка). В других образцах рефрен представлен усеченно, как однострочный (Маслиная, (с)шчасливая), и появляется по два раза в каждом образце: в ДВ-КШ/34 и ДВ-12/605 - после каждой из двух последних смысловых строк, в ДВ-12/597 (Нот. прилож., пример 9) - после двух смысловых строк в се-редине общей композиции песни. Остальные строфы во всех сибирских песнях рассматриваемой группы организованы как бесприпевные, строки в строфах объ-единены попарно с помощью рифмы. Такая нерегулярность в использовании при-певов, вероятно, свидетельствует о трансформации текстов вследствие постепен-ного разрушения песенной традиции. В ритмосинтаксической организации сибирских песен данной группы, как и рассмотренных выше групп образцов, наблюдаются признаки временника. Ко-личество музыкальных времен в каждом построении обычно равно восьми, но на границах строфической формы могут располагаться звенья и с отличающимся количеством времен. Так, в образце ДВ-КШ/33 (Нот. прилож., пример 8) первое звено первой строфы состоит из шести времен, а завершающее всю песню - из десяти (не считая возгласа). Если временные масштабы звеньев строфической формы являются практически всегда неизменными, то внутри этих рамок наблю-дается разнообразие ритмоформул. Тем не менее четные звенья отличаются бо ль- шей стабильностью: здесь обычно присутствуют варианты ритмоформулы, которые уже встречались, и с той же функцией в формообразовании, в напевах типа III: ; ; . На нечетных позициях располагаются ритмоформулы различного строения. Среди них есть составные ритмоформулы: например, включающие два одинаковых дактилических сегмента - (ДВ-КШ/33); или не имеющие внутреннего членения: на основе четырехсложника - или , шестисложника - , семисложника - 12 (например, ДВ-12/597 - Нот. прилож., при- мер 9). Указанные ритмоформулы встречаются во всех песнях рассматриваемой группы. Разнообразное, даже калейдоскопичное сочетание ритмоформул является характерной чертой напевов типа IV. В одной из песен присутствуют (но тоже непоследовательно - не после каждой строки или строфы) возгласы «У!». Такие «вы гуки» являются знаком весеннего сезона, а их присутствие в масленичных песнях подчеркивает переходный характер календарного периода, к которому принадлежат данные образцы. 12 Последнюю ритмоформулу в некоторых случаях можно рассмотреть и как состав-ную, включающую моноритмический и анапестический сегменты. Песни с нетиповыми напевами Отдельную группу составляют сибирские песни «А выняси сыра», «Масляни-ца-палязуха», «Ой, рана, раненька» (Омск-3/18, Кем-16/13, Кем-16/14 - Нот. при-лож., примеры 10, 11, 12), «Шум, шум по дороге», «Ой, рана, раненька» (Омск-3/17, Кем-16/29), объединенные несколькими факторами. Словесный текст данных песен организован как 6-8-слоговой стих с обязательным ударением на предпо-следнем слоге. Композиционная единица песен - строка (кроме песен из Кеме-ровской области, где форма строфическая с припевом), строки объединяются по-парно с помощью рифм. В ритмической организации ведущая роль принадлежит акцентности. Во всех песнях акцентная константа на пятом слоге шестисложного стиха соз-дается, помимо словесного ударения, какими-либо музыкальными средствами. Так, акцентный пятый слог одновременно соотносится с основным опорным то-ном (например, Омск-3/18 - Нот. прилож., пример 10). К этому может добавиться ритмическое увеличение (Омск-3/17, Кем-16/13, Кем-16/14). В напевах шести-сложник реализован несколькими ритмическими вариантами. Первый из них - моноритмический, где шесть слогов укладываются в шесть музыкальных времен (Омск-3/18, Кем-16/14). В записанной в Омской области короткой масленичной припевке, весь вербальный текст которой исчерпывается четырьмя строками (А выняси сыра, / Каб радила сына. / А выняси редьку, / Роди сабе седьку), посто-янство распевов на втором и четвертом слогах придает им структурообразующее значение (Омск-3/18 - Нот. прилож., пример 10). Второй вариант ритмической реализации шестисложника - в восьми временах, гетероритмический, с удлинением двух последних долей: (Омск-3/17, Кем-16/13, Кем-16/14). Образец из Кемеровской области (Кем-16/13 - Нот. прилож., пример 11) также относится к жанру коротких масленичных припевок; его слоговая структура 4 + 4 + 6 + 6, в первых двух звеньях представлены ритмофор-мулы и , часто встречающиеся в масленичных песнях Беларуси и на граничащих с ней российских территориях, например, на Смоленщине [СМЭС, 2003, с. 700]. Другая песня из Кемеровской области «Ой, рана, раненька» (Кем-16/14 - Нот. прилож., пример 12) имеет необычное для масленичных песен сибирских белору-сов строение: начальный припев и два звена смысловой строки - rab. В смысло-вых строках образца представлены оба рассмотренных варианта реализации шестисложника: и шестивременной - во втором звене, и восьмивременной - в третьем. Припев представляет собой шестисложник, музыкально реализованный с помощью синкопированной ритмоформулы: . . Образцов с полностью подобной музыкальной организацией среди белорусских масленичных песен в доступных источниках обнаружить не удалось. Однако среди образцов, относя-щихся к локальному типу БД-лок 1 (ареал распространения - междуречье Берези-ны и Друти), присутствует песня со сходной музыкально-поэтической структурой [Масленiца…, 2020, с. 717-718]. Смысловая строка в ней, как и в сибирском образце, представляет собой два шестисложника с удлиненными последними до-лями, но вместо начального припева присутствует трехсложный выделенный запев. Выводы Итак, в результате рассмотрения переселенческой белорусской традиции Си-бири и Дальнего Востока удалось сформировать группы масленичных песен, которые по своему устройству соотносятся с выделенными белорусскими иссле-дователями типами напевов. Обнаружилось, что в сибирской традиции при отно-сительно небольшом количестве песен представлены напевы типа IV вес.-масл., по З. Я. Можейко (он же тип IIб, по В. М. Прибыловой), а также напевы не только основных типов I, III и IV, по новой белорусской классификации, но и их ло- кальных разновидностей. Кроме того, ряд сибирских образцов имеет нетиповое строение. Для музыкальной организации напевов сибирских масленичных песен харак-терно сочетание ритмоформульности и акцентности. Во многих напевах присут-ствуют признаки временников; чаще масштабы разделов формы составляют во-семь музыкальных времен, реже - шесть. В установленных временных рамках разнообразные в количественном отношении слоговые группы вербального текста дают большое многообразие ритмических формул. Одни из них встречаются практически в каждой группе типовых напевов на определенном месте музыкаль-ной композиции (например, - в четных звеньях формы). Другие ритмофор-мулы являются устойчивым признаком какого-либо типа (например, анапестиче-ский ритмический сегмент «притопа» - знаковый для типа III), однако это не исключает их присутствия и в напевах, принадлежащих к другим типам. Вообще для масленичных песен характерен переход ритмоформул из одного типа в другой. Специфичность же каждого типа заключается в наличии рефрена с определенным вербальным текстом, а также в особенностях соединения ритмо-формул в напеве. Большое значение для масленичных песен имеет моторное начало, поскольку многие из них исполнялись в движении, например, при ритуальном обходе дво-ров. Весной начиналось время хороводов. В. М. Прибылова подчеркивает, что в организации напевов некоторых типов масленичных песен явно прослеживается «мощное влияние хороводного начала, что проявляется в песенной строфике и музыкально-ритмической организации» [Прыбылова, 2020, с. 55].

Ключевые слова

фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока, календарные песни белорусов-переселенцев, масленичные песни, структурно-ритмическая типология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дайнеко Татьяна ВладимировнаИнститут филологии Сибирского отделения Российской академии наукtan-dai@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дайнеко Т. В. Типология напевов зимних календарных песен белорусов Сибири и Дальнего Востока // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2021. № 55 (2). С. 177-188. DOI 10.31773/2078-1768-2021-55-177-188
Дайнеко Т. В., Леонова Н. В. Календарные песни белорусов Сибири и Дальнего Востока: жанровый состав // Сибирский филологический журнал. 2019. № 2. С. 27-38. DOI 10.17223/18137083/67/3
Можейко З. Я. Календарно-песенная культура Белоруссии: опыт системно-типологического исследования. Минск: Наука и техника, 1985. 247 с.
Смоленский музыкально-этнографический сборник / Ред. коллегия: О. А. Пашина (отв. ред.), Л. М. Винарчик, Е. А. Дорохова, М. А. Енговатова, И. А. Никитина. М.: Индрик, 2003. Т. 1: Календарные обряды и песни. 760 с.
Мажэйка З. Я. Песнi Беларускага Паазер’я. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1981. 494 с.
Мажэйка З. Я., Варфаламеева Т. Б. Песнi Беларускага Падняпроўя. Мiнск: Беларус. навука, 1999. 392 с.
Масленiца. Абрад. Песнi. Напевы / Цэнтр даследованняў беларускай культуры, мовы i лiтаратуры НАН Беларусi; уклад., уступ. арт.: А. I. Ляшкевiч, В. М. Прыбылова; навук. рэд. Т. В. Валодзiна. Мiнск: Беларуская навука, 2020. 815 с. (Беларуская народная творчасць: БНТ).
Прыбылова В. М. Песенна-абрадавыя традыцыi беларускай масленiцы (спецыфiка функцыянавання, тыпавыя напевы, iх арэалы) // Масленiца. Абрад. Песнi. Напевы. Мiнск: Беларус. навука, 2020. С. 41-66. (БНТ)
 Масленичные песни в белорусских традициях сибирского бытования: структурно-ритмическая типология | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/1

Масленичные песни в белорусских традициях сибирского бытования: структурно-ритмическая типология | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/1