Рецензия на книгу: Горбунова Л. И., Петрова Н. А. Лексика русского языка в свете категоризации предметного мира: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-9624-1886-5 | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/25

Рецензия на книгу: Горбунова Л. И., Петрова Н. А. Лексика русского языка в свете категоризации предметного мира: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-9624-1886-5

Монография посвящена теоретическим проблемам категоризации, ее когнитивной природе. Утверждается, что результаты категоризации окружающего мира репрезентируются в лексике. В качестве языковых категорий выступают полисемант и синонимический ряд. Теоретически обосновано и доказано на эмпирическом материале, что процесс категоризации связан с процессом номинации объектов в пределах одного класса. Определяются перцептуальные и экспериенциальные признаки номинируемых ситуаций. Делается вывод о необходимости систематизации классификаторов, о важности разграничения и описания языковых, когнитивных и внеязыковых факторов, которые определяют роль лексики не только в процессах номинации, но и в ракурсе рассмотрения объектов и ситуаций.

Book review: Gorbunova L. I., Petrova N. A. Vocabulary of the Russian language in the light of the categorization of the.pdf В ряде работ последних лет представлен анализ в основном нематериальных, объединяющих абстрактные объекты категорий, содержание которых отражает ментальные, этические, языковые установки. Достижением области когнитивных исследований авторы монографии счита-ют определение понятия «классификатор» (Дж. Лакофф), или «когнитивный клас-сификационный признак» (И. А. Стернин), выступающего инструментом группи-ровки фрагментов мира природы и человека в категории. Классификатор выступает неким показателем «релевантных признаков, формирующих объём и структуру каждой категории» (с. 27). Значительное внимание в содержании анализируемой работы уделяется опи-санию перцептивных и экспериенциальных классификаторов, разграничение ко-торых может стать основой для создания типологии признаков, используемых при категоризации предметного мира. Экспериенциальные признаки объектов становятся характеристиками этих объектов только в результате их взаимодействия с человеком. Так, по признаку «человек - объект X» человек выступает как субъект взаимодействия с X (см. одежда мужская, женская, детская; категория «одежда» может быть представле-на субкатегорией домашняя, рабочая, праздничная) (с. 49-50). Отдавая приоритет описанию экспериенциальных признаков категоризации, авторы обращаются и к перцепции, определяющей когнитивный процесс катего-ризации. Перцептуальные признаки формируют чувственный опыт человека о форме, цвете, размере, запахе объекта. Релевантными признаками авторы моно-графии называют форму, цвет, размер, запах, характер звука, поверхности объ-екта, его структуру и др. Например, для класса грибов классифицирующим при-знаком является характер поверхности: волнушка… напоминает расходящиеся круги на воде или волны. Не менее важным признаком, на наш взгляд, является и признак расходящиеся, поскольку круги на воде могут быть круги-водовороты, круги-блины (вспомним детскую игру). Однако расходящиеся круги - типичный когнитивный образ в рус-ской языковой картине мира (Брюсов В. От камня, брошенного в воду, далёко ширятся круги…). В п. 1.3 впервые предлагается анализ категории ‘водные объекты’ на примере значительной части водной карты России (с. 28-32). Многие озера и водохранилища включаются носителями языка в класс ‘море’, несмотря на то, что имеют все необходимые признаки озера (‘водоем’, ‘природ-ное происхождение’, ‘непроточный’, ‘отсутствие выхода к океану’). Более того, все указанные признаки зафиксированы словарями, но, не имея перцептуальной основы, признак ‘отсутствие выхода к океану’ часто игнорируется - и водные объекты получают номинацию море, а не озеро (с. 36). Озвученные выводы могут быть интересны и лексикографам, так как в работе интерпретируется языковой материал, полученный в ходе анализа естественных коммуникативных ситуаций, когда говорящий полагается исключительно на соб-ственный когнитивный опыт. Глубоко символичным представляется тот факт, что авторы напоминают: сло-вари не ставят перед собой задачу отразить в словарной статье всю когнитивно и коммуникативно значимую информацию, поэтому в рассматриваемом аспекте словарная дефиниция может быть как избыточной, так и недостаточной (с. 11). Особенно ценной является «принципиальная позиция авторов монографии» предъявлять к анализу исключительно контексты, в которых явлен не только ре-зультат присвоения имени, но и непосредственно процесс вхождения фрагмента объективного мира в определенную категорию, что, безусловно, важно при раз-граничении категории и концепта. Для разграничения когнитивного (категориза-ция) и языкового (номинация) привлекается и анализируется значительный кор-пус примеров. Авторы предлагают серьезный обзор имеющихся работ, анализирующих при-роду языкового значения, что, позволяет уточнить термины ‘прототипическая ситуация’, ‘когнитивная модель ситуации’, ‘когнитивный образ ситуации’. В качестве языковых категорий в монографии представлены полисемантиче-ское образование и синонимический ряд. При описании полисеманта необходимым и достаточным условием, по мне-нию авторов монографии, является обращение к когнитивной модели, образу - прототипической ситуации, которая выступает в роли источника информации, обусловливающего новые значения. Основанием включения слова в синонимический ряд является сходство номи-нируемого. Поскольку в ходе когнитивной деятельности происходит обогащение представлений о природно-предметном и метафизическом, можно говорить о включении новых элементов в синонимический ряд или ином их расположении (влияние ценностной, аксиологической картины мира). Данная монография представляется своевременной, является фактом обобще-ния теоретического знания и практического наблюдения. По сути, в монографии представлены типологические признаки ряда конкретных категорий, список кото-рых в перспективе может быть дополнен. Заданный в работе ракурс исследования позволяет значительно расширить положения, сформулированные в ряде работ, предложенных современной когнитивной наукой, а также представить новые, не обсуждаемые ранее.

Ключевые слова

когнитивная деятельность, лексика, категоризация, номинация, типы классификаторов, языковые категории, прототипическая ситуация, когнитивный образ ситуации, перцептуальные и экспериенциальные признаки номинации

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рябова Светлана ГригорьевнаИркутский государственный университетryabova.sg@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Рецензия на книгу: Горбунова Л. И., Петрова Н. А. Лексика русского языка в свете категоризации предметного мира: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-9624-1886-5 | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/25

Рецензия на книгу: Горбунова Л. И., Петрова Н. А. Лексика русского языка в свете категоризации предметного мира: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-9624-1886-5 | Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. DOI: 10.17223/18137083/79/25