В собрании рукописей ИИ СО РАН сохранился уникальный фрагмент «Беседы отца с сыном о женской злобе». Отрывок примечателен тем, что в нем после рассказа об Иоанне Крестителе помещен текст, повествующий о житии и страданиях Стефана Уроша III, сербского короля, и конфликте его с сыном из-за престолонаследия, который привел его к гибели от рук сына и его приспешников. Так, впервые появляется в «Беседе» проблема отношения детей к родителям, в центре одна из главных христианских заповедей (5), которая гласит «Почитай отца твоего и мать твою», что позволяет высказать предположение о происхождении старообрядческой редакции не сохранившейся в полном виде повести.
A unique fragment of the “Conversation between a father and his son about female malice”.pdf В Центре хранения рукописей, старопечатных книг и редких изданий ИИ СО РАН сохранился уникальный фрагмент «Беседы отца с сыном о женской злобе» [Титова, 1987], начинающийся словами «…проповедания его ужасеся дьявол и нача трепещущи глаголати…», заканчивающийся: «…еще же и злаго владыки злеишии слуги, како смеяше возрети на святолепное…» 1. 1 ИИ, 30/71, л. 1 - 6 об., далее ссылки на листы этой рукописи даются в тексте статьи в круглых скобках. Отрывок примечателен тем, что в нем после кратких рассказов об Иоанне Предтече, пострадавшем (обезглавленном) из-за козней иудейской царицы Иро-диады и ее дочери Саломеи, Иоанне Богослове и Иоанне Златоусте, пострадавших от злых жен, помещен оригинальный текст, повествующий о житии и страданиях Стефана Дечанского, сербского короля, начинающийся словами: «И о велицем мучинице и царе Стефане сербцком глаголю: внуши, сыне мой, что доблий он муж пострада, его же зависть дьяволя постиже, добра всегда ненавидящаго и та-ковому служению с ним жена споспешница бысть. О злохитрая женская лесть, о ней же и слышати есть неудобно…» [Панич, Титова, 1991, с. 74]. Текст представляет собой краткую выборку фрагментов из Жития Стефана Дечанского, искусно соединенных в одну цепочку и раскрывающих лаконично, но чрезвычайно ёмко существенные моменты в судьбе мученика и страдальца Стефана Уроша III из династии сербских правителей. Этот текст более близок к хронографической версии Жития [Памятники…, 1984, с. 376-389]. Вкратце со-держание фрагмента сводится к следующему. Стефан Дечанский, сын короля Ми-лутина, оклеветанный «злой женой» (мачехой), по приказу отца был ослеплен и сослан в заключение в Константинов-град с двумя сыновьями в монастырь Все-держителя (Пантократора). При ослеплении явился ему святой Никола и сказал: «Не печалься, Стефан, вот очи твои на моих ладонях!». И показал их ему [Там же, с. 377]. Пять лет провел в Царьграде, заточённым в монастыре Вседержителя (Пантократора). Своим смирением, терпением превосходил Стефан всех монахов в монастыре. Когда прошло 5 лет, во время службы всенощной в честь праздника чудотворца Николы явился ему опять св. Николай и сказал: «Поведал тебе еще ранее, чтобы не печалился, и показал тебе очи твои в своей руке и ныне послан я се исполнить… и крестным знамением осенил лицо его, концами пальцев кос-нулся глаз его и сказал: «Господь Исус Христос, даровавший зрение слепому от рождения, и твоим глазам дарует способность видеть, как и прежде». И стал не-видим тот. Стефан же, проснувшись, вострепетал - о, неизреченное милосердие твое, Христос! - ибо стал видеть, как прежде» [Памятники…, 1984, с. 381]. Позд-нее из благодарности Богу построил Дечанский храм, одно из красивейших тво-рений византийского зодчества. По возвращении отцовским милосердием в свое отечество, после смерти отца его Милутина, стал правителем Сербии, являя обра-зец святости, благородства и самопожертвования. Конфликт Стефана с сыном из-за престолонаследия привел его к гибели от рук сына и его приспешников. Сте-фан Дечанский прожил свой земной век как мученик и страдалец и мученически скончался в 1331 г. Фрагмент «Беседы» из рукописи ИИ 30/71, л. 3 Fragment of “Conversation” from manuscript 30/71, fol. 3 (Institute of History) Как известно, Житие Стефана Дечанского создано в начале XV в. замечатель-ным писателем Григорием Цамблаком, «болгарином в Сербии», на материале сербской истории XIV в. Именно оно и имело богатую и интересную литератур-ную судьбу в России [Бегунов, 1989]. А. А. Турилов считает, что этот текст Жития Стефана Дечанского Григория Цамблака послужил русским книжникам основным источником для повествова-ний о дечанском мученике в Русском Хронографе. Русское проложное житие Стефана Дечанского также написано на основе текста Григория Цамблака, по всей видимости, в 1540-х гг. в связи с московскими канонизационными соборами 1547 и 1549 гг. [Турилов, 2011, с. 266; Яцимирский, 1906]. В России в XVI- XVII вв. интерес к Житию Стефана Дечанского не ослабевает. Оно часто перепи-сывается и переделывается. Например, пространные извлечения из Цамблакова жития, включенные в состав посмертных чудес Николая Мирликийского [Тури-лов, 1983, с. 228-231]. Иосиф Волоцкий использовал посмертные чудеса Стефана Дечанского, в которых повествуется о наказании святым светских властей, тво-ривших насилие в отношении его обители, в трактате о неприкосновенности мо-настырских имуществ в Послании И. И. Третьякову [Наумов, 1963]. Житие Стефана Дечанского Григория Цамблака было включено в ВМЧ Дмит-рия Ростовского [Жития…, 2010]. Как видно, даже из столь краткого обзора литературы о Житии Стефана Де-чанского 2, оно пользовалось большой популярностью в русской рукописной тра-диции. Не исключено, что существовали и отдельные самостоятельные тексты, посвященные жизнеописанию этого столь почитаемого на Руси великомученика и страдальца. Трудно установить источник, которым мог воспользоваться книжник (скорее всего старообрядческий), поместивший краткую историю о мучениях и страданиях Стефана Дечанского в одну из редакций «Беседы отца с сыном о жен- ской злобе» 3 с целью усилить идею безграничности женской злобы, от которой пострадали праотцы, патриархи, пророки, апостолы и святители, и в этом ря- ду назван св. Стефан Дечанский. Небезынтересен и тот факт, что автор этого текста «Беседы» особо освещает конфликт сына Стефана Дечанского с отцом из-за престолонаследия, который привел Стефана к гибели от рук сына и его при-спешников. Здесь впервые появляется в «Беседе» проблема отношения детей к родителям, в центре одна из главных христианских заповедей (5), которая гла-сит: «Почитай отца твоего и мать твою». Именно так, напоминанием о 5-й запо- веди, завершается фрагмент текста нашего списка: «Слыши сыне мой, как не помилова отеческую утробу, како не ущедри родителскую старость, како не усты-лися великия чесности седин, како не устыди рекшаго в закон: Чти отца и матерь» (л. 6 об.). 2 Подробную библиографию исследований Жития Стефана Дечанского см.: [Право-славная энциклопедия, 2006, с. 588-591]. Отметим, что, несмотря на кажущееся обилие научных работ о Житии Стефана Дечанского на Руси, изучение истории текстов русских редакций Жития ждет своего исследователя. 3 Сопоставление известных редакций «Беседы» позволило нам установить, что редак-тор перерабатывал один из текстов Первоначальной редакции (Титовского вида) «Беседы» [Титова, 1987, с. 265-266]. Этот текст о Стефане Дечанском не известен ни по одному списку «Беседы» (а их в настоящее время насчитывается более 120) и встречается только здесь, в рукописи (точнее, в сохранившемся отрывке из рукописи) XVIII в., полученной от старообрядцев, что наталкивает на мысль о старообрядческом происхождении этой версии «Беседы», тем более что характер переделки вполне соответствует тенденции к усилению дидактичности. Ниже впервые публикуется фрагмент «Беседы отца с сыном о женской злобе», содержащий краткое жизнеописание Стефана Дечанского. Текст публикуется по правилам ТОДРЛ, киноварь отмечается полужирным шрифтом. Публикация осуществлена по списку XVIII в. (ИИ, 30/71, л. 1 - 6 об.) Имеющиеся писцовые ошибки исправляем по тексту «Беседы» (Первоначаль-ная редакция, Титовский вид), опубликованному в [Титова, 1987]. Фрагмент «Беседы отца с сыном о женской злобе» …проповедания его ужасеся диявол и нача трепещущи глаголати: «Что сие муж творит? И кто ми возвестит будущаго? а Един пришед у народа стоит и всех учит, и укаряет, и обличает Ирода и совратницу мою Иродияду. Горе мне! Ничто могу сотворити, но сниду во угодницу б мою Иродияду и наполню // (л. 1 об.) ея гнева». а Далее ошибочно возвещает. б Испр., в рукописи удицу. в, г Доб. по Т (с. 266). д Слово повторено дважды. е Слово повторено дважды. И скверная любодеица испусти гнев свой на праведнаго, не убояся великаго во пророцех: скакавше и плясавше Иродови. И клятся ея Ирод дати до полцарст-вия своего. Она же, научена материю своею, и проси главу Иоанна Предтечи. Ирод же повеле Иоанну главу отсещи. И усеченною Предтечевою // (л. 2) главою, яко яблаком поиграв на блюде. Его же в пустыни дивни зверие убояшася, змии и аспиды честно нози его лижуще, а жена злая не убояся такова светилника. Богослова Иоанна со учеником его Прохором злая жена по ланитома бияху. А во святителях великаго Иоанна Златоустаго // (л. 2 об.) покаянию проповед-ника, вселенней светилника и учителя, учение в его во всю вселенную проиде г, яко река многотекущая, царица же властолюбивая Евдоксия с престола сверже и в заточение во остров сосла. И о велицем мучинице и царе Стефане сербцком глаголю: «Внуши, сыне мой, что доблий он муж пострада, его же зависть дияволя // (л. 3) постиже, добра все-гда ненавидящаго и таковому служению с ним жена споспешница бысть. О, зло-хитрая женская лесть, о ней же и слышати есть неудобно. Приходит царица к ца-рю, лице показует дряхло и необычен вход являя, слезы от очию испущает, и от внутрь пламенем пресекает // (3 об.) глас. И да сократив прочее реку: на ос-лепление отца подвижет первородному сыну, преодоле бо женская лесть и тоя ухищрением победися царева мудрость, подклонися отчая мужеская твердость женской слабости д и угасися родителная теплота жены безстудием. Ят бывает праведный // (л. 4) неправедно, незлобивый наветом лютым, милостивый немило-стивно очию лишается. И тако доблии Стефан умилно зрака пострада и люте от болезни страдавцу из-бодаему последнее изнемогшу и еле живу лежащу. Святый же Никола на десной своей длани оба изверженая его очеса показоваша ему и // (л. 4 об.) немало некое облегчение прият болезнем своим. Та же оттуду и в Констян град посылается та же и заточен быв е со двоима его детми во обители всех Бога и Вседержителя пре-бывати повелено ему бысть. От ин же в Констянтин царствующаго Андроника, глаголю Палеолога. И никому к нему приходити в бе // (л. 5) седу завещав, разве по повелению игумена обители тоя. В пятое убо лето святому тамошняго пребывания еже во обители Вседержите-ля Спаса на память святаго отца Николы и явлением его. И крестное знамение на лицы его сотвори, очию же крайперстными же косняя, рече, «Господь наш Исус Христос, иже слепаго // (л. 5 об.) от рождения воочивый. И той и твоим очесем первый дарует свет». И по времени Стефана отец милосердова из заточения во свою ему страну и сынома своима взя. И по смерти отца своего и на достойное тому Сербское царствие препоясуется. Констянтин же того брат от иныя матере прежереченныя ж царицы сын // (л. 6) многое воинство собрав на Стефана, и ничто же успе. Констянтин же многи раны от ратуемых прием умилно падая умирает. ж Испр., в рукописи прежереченизя. И наконец исхода души своея Стефан, иже сын его, купно и наветник. Стефан же и напрасно со многими силами нашед. Отца в руку имый, его же во Вячен град посла и по (л. 6) днех неких удавлением горчайшей смерти осужаем. Слыши, сыне мой, как не помилова отеческую утробу, како не ущедри роди-телскую старость, како не устыдися великия чесности седин, како не устыдися рекшаго в законе: Чти отца и матерь. Еще же и злаго владыки злейшия слуги, како смеяше воззрети на святолеп-ное... (ИИ, 30/71, л. 1 - 6 об.)
Бегунов Ю. К. «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака в России: повествование «в лицах» // Palaeobulgarica. 1989. № 1. С. 53-66.
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святого Димитрия Ростовского: В 12 кн. М.: Ковчег, 2010.
Память 11 ноября. Наумов Е. П. Из истории русско-сербских связей (Второе Житие Стефана Дечанского в сочинениях Иосифа Волоцкого) // Учен. зап. Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1963. Т. 26. С. 45-47.
Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI в. М.: Худож. лит., 1984. 768 с.
Панич Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск: Наука, 1991. 280 с.
Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 12. 752 с.
Титова Л. В. Беседа отца с сыном о женской злобе. Исследование и публикация текстов. Новосибирск: Наука, 1987. 416 с.
Турилов А. А. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина. История и культура славян IX-XVII вв. М.: Индрик, 2011. 448 с.
Турилов А. А. Сцена убиения Стефана Дечанского в лицевом Житии Николы XVI в. и ее источник // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983. Сб. 3. С. 228-231.
Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературам // ИОРЯС. 1906. Т. 11, кн. 2. С. 301-303. № 43 [проложное Житие Стефана Дечанского по ркп. XV в.]