Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» | Сибирский филологический журнал. 2022. № 3. DOI: 10.17223/18137083/80/27

Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху»

Подводятся итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху», посвященной 130-летнему юбилею детского писателя А. М. Волкова и детско-юношеской литературе. Конференция прошла 2-3 декабря 2021 г. на базе Томского государственного педагогического университета. Уникальность данной конференции состоит в том, что осмысление феноменов детско-юношеской книги и чтения происходило под самыми разными исследовательскими проекциями учеными из разных областей знаний (литературоведение, искусствознание, психология, педагогика, методика преподавания литературы, дефектологическое образование, социология, библиотечное дело и музееведение). Мероприятие объединило более 120 докладчиков и слушателей.

Results of the all-Russian scientific and practical conference “Children’s book in the digital age” with international p.pdf Конференция «Детская книга в цифровую эпоху» прошла 2-3 декабря 2021 г. на базе Томского государственного педагогического университета и была при-урочена к юбилею классика детской литературы, выпускника Томского учитель-ского института А. М. Волкова. Уникальность данной конференции состоит в том, что осмысление феноменов детско-юношеской книги и чтения происходи-ло под самыми разными исследовательскими проекциями учеными и практиками из разных областей знаний (литературоведение, искусствознание, психология, педагогика, методика преподавания литературы, дефектологическое образование, социология, библиотечное дело и музееведение). В работе конференции приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Красноярска, Омска, Республики Саха, Саранска, Перми, Курска, Челябинска, Воронежа, городов Казахстана (Усть-Каменогорск, Талдыкорган), Монголии (Арвайхээр). Мероприятие объединило более 120 докладчиков и слу-шателей. На открытии конференции с приветственным словом выступила проректор по научной работе ТГПУ Е. А. Полева. Два пленарных доклада были посвящены личности и творчеству А. М. Волкова (Т. В. Галкина, С. Г. Маслинская). К. Н. Поливанова представила доклад о специфике детского чтения по результа-там международных исследований. Об адаптации детских книг под особые обра-зовательные потребности детей с разной нозологией рассказала Н. А. Мёдова. А. К. Бернатоните говорила о ресурсе кинопедагогики для приобщения подрост-ков цифровой эпохи к чтению. В первый день участники конференции встретились с томской писательницей Т. Е. Мейко, а после продолжили работу в рамках секционных заседаний. Работу секции «Творчество А. М. Волкова в контексте развития детской и young adult литературы» открыли доклады, посвященные юбиляру - А. М. Вол- кову (Е. К. Макаренко, С. И. Переверзева). Большинство докладов было посвя-щено произведениям фэнтези и мистики (Е. В. Харитонова, Ю. О. Чернявская, М. С. Гончаров, Н. А. Посаженникова). Осмыслению проблематики литературы young adult fiction посвятили доклады М. Л. Левченко, А. В. Верхоланцева. Док-лады о взаимосвязи содержательного и оформительского аспектов представили Е. Ю. Ходина и А. В. Степанова. Часть докладов касалась методического аспекта преподавания литературы. Е. А. Сафонова провела сравнительный анализ школьных сочинений, Р. В. Пи-пиекова говорила о педагогическом потенциале басен. Широкий спектр охваченных в докладах жанровых направлений детско-юно- шеской литературы и тем сиротства, одиночества, инаковости, самоопределения и пр. демонстрирует тенденции развития литературного процесса. Осмысление литературы для подростков, написанной современниками, вызывает интерес, од-нако не менее значимо изучение литературной классики. Секция «Феномен детской книги сегодня» объединила исследователей книж-ной иллюстрации, критики детской литературы, издательского дела, педагогов-практиков, анализирующих предпочтения современных школьников. Л. А. Гри-горян сопоставил разные редакции сказки «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова. Н. Н. Елизарова-Бурлакова анализировала книжные иллюстра-ции сказочной серии Волкова. Глубокий анализ художественных стратегий со-временных иллюстраторов представила Е. С. Корвацкая. Проблемы и перспек-тивы развития критики детской литературы были представлены в сообщении М. М. Радченко, а Е. А. Криволапова описала историю журнала для семейного чтения «Весточка». Е. А. Полева обозначила тенденции развития прозаической миниатюры для семейного чтения. Доклады О. О. Бибиковой и У. И. Дегтярё-вой были посвящены осмыслению в современной подростковой литературе темы дисабилити, Ю. Е. Вилковой и Е. А. Романовой - специфике чтения современ-ных подростков. Разновекторность исследований и установка участников секции на диалог спо-собствовали возникновению продуктивных обсуждений докладов. На секции «Психолого-педагогический потенциал чтения в цифровую эпоху» участники рассуждали о чтении современных российских подростков в контексте цифровизации (А. В. Березина, Е. А. Колосова, Ю. В. Красник). Европейский опыт рассмотрели М. Н. Ветчинова, П. В. Герасенкова. Педагоги обсудили актуальные темы школьного буллинга (Е. В. Третьяков), семейного чтения (Т. Д. Подкладова). Конференция продолжилась во второй день. На секции «Методика приобще-ния к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху» основным мо-тивом было представление методов и приёмов работы с книгой в начальной и средней школе, а также в дошкольном звене. Э. П. Леонтьев и Ж. Баяртогтох описали методику сопоставительного анализа русских и монгольских сказок. О роли сказки в становлении языковой компетентности школьников рассуждали М. А. Примак и М. А. Короткова. Н. И. Бенеш говорила об обновлении подходов к преподаванию «Литератур-ного чтения». Я. В. Зукол предложила авторскую систему внеклассного чтения современной исторической прозы в 5-9 классах. О новых интерактивных методах говорила С. Д. Томилова. М. В. Курышева в соавторстве со студенткой ТГПУ Д. А. Безруковой рассказала о создании аудиокниги как методе приобщения к чтению школьников. В соавторстве со студенткой И. В. Клюковской выступила Г. Х. Вахитова, рассказав о роли исследовательских школьных проектов в развитии интереса к чтению. Работа студента в паре с преподавателем получила высокую оценку. Большой интерес вызвала методика визуализации образов классической литера-туры на примере изучения творчества Ф. М. Достоевского через прагматические связи со скульптурами А. Капралова в докладе В. А. Москвиной и Н. В. Про- даник. Такие методы и приемы, как театрализация и инсценирование литературного произведения, иллюстрирование, применение компетентностных задач, библио-течный проект рассмотрели в своих выступлениях М. Р. Зармонова, М. А. Ку-щевская-Дорошина, Т. А. Байдагулова, Д. И. Худякова, С. Б. Семинякина, В. И. Ивлева. На стилистические особенности речи журналов для детей обратили внимание Л. В. Колпакова и О. Л. Никольская, А. А. Зорина. В целом успешная работа секции была обусловлена как широким охватом тем, так и их перекличкой, аттракцией и взаимообогащением. Участники секции «Детская художественная литература в коррекционно-развивающей работе» обсуждали проблемы приобщения к чтению детей разной нозологии, анализа потенциала коррекционных приёмов. Особого внимания заслужил доклад К. В. Куцай о возможностях формирова-ния эмоционального слуха (В. П. Морозов, 1985 г.) у дошкольников через сказку. Ш. Аслонова проанализировала восприятие дошкольниками иллюстраций. Рабо-те с текстами детской литературы и книжными иллюстрациями в коррекционной деятельности также были посвящены доклады А. И. Сергеевой, М. Д. Фильки-ной, Т. Ю. Таращук и Т. А. Агафоновой, А. А. Кагадий, Ю. Г. Сваровской и др. При подведении итогов работы секции были высказаны суждения о необходи-мости расширения проблематики изучения влияния детской литературы на фор-мирование компенсаторных процессов у детей с ОВЗ. Работу секции «Музейная педагогика и музейные форматы организации семейного и детского чтения» открыли доклады об А. М. Волкове. Н. В. Сайна-кова рассказала об уникальной мемориальной коллекции А. М. Волкова, которая с 2002 г. хранится в ТГПУ. В докладе А. П. Глухова был представлен опыт использования AR/VR техно-логий как инструмента вовлечения посетителей в музейную педагогику. Одним их таких примеров стала AR-экскурсия «Волшебник Изумрудного города». Т. В. Галкина представила анализ визуально-образного ряда главной идеи сказки «Волшебника Изумрудного города». Е. В. Чаповская на основе изучения сказок Волкова сформулировала основные правила для родителей, обучающих детей чтению. В докладе О. В. Ларионовой был представлен программно-методиче- ский комплекс по декоративно-прикладному творчеству школьников с ОВЗ с при-влечением сказок Волкова. Ряд докладов (С. Ю. Новиковой, О. Н. Дибровой и Ю. И. Монастырёвой) был посвящен разработкам интеллектуальных игр по произведениям А. М. Волкова. Доклад М. А. Сазоненко был посвящен визуальной репрезентации гендерных образов в детских журналах советского периода (начало 1920 - конец 1980 гг.). В докладе А. К. Кирпищиковой решался вопрос, как организовать интеллекту-альную досуговую деятельность школьника. Д. К. Рынкова и М. В. Питателев выступили с докладом о проекте «Доступные сказки» Первого музея славянской мифологии для детей 3-8 лет. Музейная педагогика чутко реагирует на социальные вызовы времени. Тема музейных форматов организации семейного досуга, внеурочной деятельности, эффективной педагогической практики для студентов вызвала живой интерес у участников конференции. В рамках конференции прошла работа круглого стола «Чтение и сопутст-вующие ему социокультурные практики в пространстве современной биб-лиотеки». Специалисты томских библиотек рассмотрели темы знакомства детей с книгой (Е. В. Ивановская), мотивации ребенка к чтению (Э. З. Степаненко и Е. Г. Кадомец), организации семейного чтения в онлайн-формате (В. Б. Тухва-туллина), актуальности православной книги (С. М. Шитиков) и др. Завершила работу конференции церемония подведения итогов, где модерато-ры секций представили результаты. Конференция предполагала общение состоявшихся ученых и молодых иссле-дователей. Их диалог позволил определить перспективные и актуальные направ-ления для дальнейшего изучения детско-юношеской литературы. Конференция была реализована как площадка для междисциплинарного всероссийского обще-ния ученых и практиков, занимающихся детской литературой и чтением. Но не менее важна ее роль в поддержке научных интересов ученых ТГПУ, в консолида-ции внутренних ресурсов педагогического университета, имеющего традиции проведения исследований и научных событий, посвященных детской литературе и чтению.

Ключевые слова

А. М. Волков, детская литература, подростковая литература, практики чтения, популяризация детского чтения, читательская деятельность, научно-практические конференции

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сафонова Екатерина АнатольевнаТомский государственный педагогический университетsafonova_k@mail.ru
Сайнакова Наталья ВикторовнаТомский государственный педагогический университетpushkareva0723@rambler.ru
Курышева Маргарита ВикторовнаТомский государственный педагогический университетmarcur@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

 Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» | Сибирский филологический журнал. 2022. № 3. DOI: 10.17223/18137083/80/27

Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» | Сибирский филологический журнал. 2022. № 3. DOI: 10.17223/18137083/80/27