Образ рубашки в творчестве и жизнетворчестве Л.Н. Толстого: постановка проблемы | Сибирский филологический журнал. 2025. № 2. DOI: 10.17223/18137083/91/5

Образ рубашки в творчестве и жизнетворчестве Л.Н. Толстого: постановка проблемы

Исследование сосредоточено на образе рубашки у Л. Н. Толстого. Рубашка в толстовском тексте может быть лишь портретной характеристикой, но может становиться и маркером переломных моментов: изменение социального статуса (разжалование, приобретение или потеря богатства, свадьба) или статуса биологического (рождение, болезнь, смерть). Отмечается контекстная взаимосвязь образов рубашки и кафтана, сопряженных с идеей «непротивления злу насилием» и знаменитой «толстовкой» писателя. Материал художественных произведений подтверждает, что переодевание в рубашку как символический акт уже был осмыслен Л. Н. Толстым на примере автобиографических образов.

Ключевые слова

Л.Н. Толстой, «Война и мир», «Анна Каренина», образ рубашки, кафтан, гардероб персонажа, портретная характеристика персонажа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гевель Ольга ЕвгеньевнаСибирский федеральный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и литературоведенияolyagevel@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Абиева Н. М. Поэтика костюма в прозе А. П. Чехова: Монография. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 230 с.
Анисимов К. В. "В разорванной кибитке, посреди кур и добрых башкирцев". Л. Н. Толстой инвертирует европейский ориентализм (творчество и жизнетворчество в башкирской степи) // Имагология и компаративистика. 2017. № 7. С. 142-165.
Булгаков В. История Дома Льва Толстого в Москве. // Л. Н. Толстой: К 120-летию со дня рождения. (1828-1948) / Коммент. и ред. Н. Н. Гусева. М.: Гос. лит. музей, 1948. Т. 2. С. 523-601. (Летописи Государственного литературного музея; Кн. 12).
Дудукалова М. В., Сысоева О. А. Атрибуты гардероба главной героини в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина" // Новый филологический вестник. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/atributy-garderoba-glavnoy-geroini-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina (дата обращения 10.01.2023).
Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной литературе XVIII - первой половины XX в. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 383 с.
Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. 2-е изд. М.; СПб.: Родина, 2006. 175 с.
Козубовская Г. П. Костюм в прозе И. С. Тургенева: роман "Дым" // Мир науки, культуры, образования: экология, культурология, филология, искусствоведение, педагогика, психология. Международный научный журнал. 2013. № 5 (42). С. 281-284.
Лазареску О. Г. Предметный мотив одежды в русской литературе и фольклоре // Преподаватель. XXI век. 2013. № 3, ч. 2. С. 356-368.
Манкевич И. А. "Литературные одежды" как текст: мотив, сюжет, функция // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 12-17.
Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. М.: Наука, 1984. 216 с.
Попова Ю. С. Мотивная функция костюма в рассказе И. Бунина "Чистый понедельник // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1 (20). С. 86-89.
Терехова М. В. Костюм как текст и язык культуры //Вестник С-Петерб. ун-та культуры и искусства. 2016. № 2 (27). С. 62-64.
Greenleaf М. Pushkin and Romantic Fashion: Fragment, Elegy, Orient, Irony. Stanford: Stanford Uni. Press, 1994. 412 p.
 Образ рубашки в творчестве и жизнетворчестве Л.Н. Толстого: постановка проблемы | Сибирский филологический журнал. 2025. № 2. DOI: 10.17223/18137083/91/5

Образ рубашки в творчестве и жизнетворчестве Л.Н. Толстого: постановка проблемы | Сибирский филологический журнал. 2025. № 2. DOI: 10.17223/18137083/91/5