Специфика детективной интриги в романе Лены Элтанг «Радин»
В романе «Радин» Лены Элтанг рассматриваются особенности наррации, мотивы сумерек / темноты, невстречи, опоздания, пропуска, ошибки, двойничества и раздвоенности, других возможностей и выявляется их роль в построении детективной интриги. Комментируется специфика системы персонажей и образа сыщика. Разворачивание детективной интриги в романе интерпретируется через метафоры сложения пазлов, расширения герменевтического круга, познания объекта через систему кривых зеркал (воспринимающих сознаний). В статье ставится вопрос об эстетической природе романа и приводятся аргументы в пользу того, что поэтика «Радина» больше соответствует не постмодернизму, а модернизму. В центре романа значимые для модернизма вопросы границ свободы художника, разграничения подлинника и подделки, иллюзии и действительности.
Ключевые слова
детективная интрига,
модернизм XXI века,
Лена Элтанг,
образ писателя-детективаАвторы
Полева Елена Александровна | Томский государственный педагогический университет | кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы | polewaea@rambler.ru |
Ключник Ирина Александровна | Томский государственный педагогический университет | студент историко-филологического факультета | irina.kluchnik33@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Вольский Н. Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. 280 с.
Гулин И. Ненастоящий детектив // Коммерсантъ Weekend. 22.05.2015. № 18. С. 25. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2725493 (дата обращения 05.02.2025).
Джумайло О. А. Двойничество персонажей как ресурс постмодернистской исповедальности: роман Мартина Эмиса "Информация" // Вестник Перм. гос. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2010. № 6. С. 163-171.
Житенев А. А. Порождающие модели и художественная практика в поэзии неомодернизма 1960-х - 2000-х гг.: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2012. 40 с.
Ильин И. П., Цурганова Е. А. От модерна к постмодернизму: логика развития // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2006. № 1. C. 187-202.
Марусенко Н. М., Скребцова Т. Г. Типичное и нетипичное в структуре детектива // Мир русского слова. 2013. № 4. С. 74-79.
Михалева А. А. Герой-двойник и структура сюжета // Новый филологический вестник. 2006. № 3. С. 227-231.
Можейко М. А. "Философия детектива": классика - неклассика - постнеклассика // Вестник Полоцк. гос. ун-та. Серия E: Педагогические науки. 2012. № 15. С. 137-140.
Моисеев П. Поэтика детектива. М.: ВШЭ, 2017. 240 с.
Секретов Ст. Заросший парк. Рец. на кн.: Лена Элтанг. Картахена. М.: Рипол Классик, 2015 // Знамя. 2016. № 1. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=6165 (дата обращения 05.02.2025).
Соловьёва Т. Лена Элтанг и событие рассказывания: Татьяна Соловьёва о романе "Радин". URL: https://nonfiction.ru/stream/lena-eltang-i-sobyitie-rasskazyivaniya- tatyana-soloveva-o-romane-radin (дата обращения 12.04.2025).
Чемодурова З. М. Игра в постмодернистском детективе // Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). C. 184-188.
Элтанг Л. Радин: Роман. М.: Альпина нон-фикшн, 2023. 408 с.
Юзефович Г. Сладкоголосая сирена исполнила виртуозный детектив // Ведомости. 2008. 21 нояб. URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2008/11/21/sladkogolosaya-sirena-ispolnila-virtuoznyj-detektiv?from=copy_text (дата обращения 12.02.2025).