О структурной и семантической соотносимости грамматических единиц языков типологически различных систем. Часть 2. Структурно-семантические модели
Рассматриваются вопросы выявления специфических словообразовательных аффиксов единиц грамматических классов имен существительного, прилагательного, глагола и наречия в орокском языке. Образование лексических единиц внутри каждого класса позволяет сформировать инвентарь моделей. Анализ морфолого-семантической структуры слова и словоформы в соотносимых языках выявляет соответствие ряда морфем орокского языка русской лексической единице, т. е. семантическую эквивалентность тунгусо-маньчжурского слова и словосочетания в русском языке. Фактически единица словообразовательного уровня - суффиксальная морфема орокского языка соответствует русской лексеме, а лексическаяединица орокского - синтаксической единице русскогоязыка.
On the structural and semantic correlation of grammatical units of the languages from typologically different systems.pdf Словообразовательные модели в орокском языке типологизируются на основе отнесения мотивирующей основы к определенной части речи и семантике суффиксального показателя, выступающего в функции словообразовательного. Стандартные словообразовательные суффиксальные показатели в русском языке при присоединении к мотивирующей основе создают новую лексическую единицу. Однако в орокском языке функциональные возможности ряда суффиксов гораздо шире: при присоединении словообразовательного суффикса, в том числе комплексного (формообразовательный суффикс, выступающий одновременно в функции словообразовательного), создается не эквивалент русской лексической единицы, а единица синтаксическая, например словосочетание или предложная словоформа. Семантика словообразовательного суффикса в таких эквивалентах русских синтаксических структур часто определяет возможности или невозможности образования словоформ числа и падежа, а также притяжательного оформления, например, вновьобразованногоимени существительного. Словообразовательные суффиксальные показатели, превращающие орокскую лексическую единицу в эквивалент русской синтаксической единицы, представлены в словообразовании единиц практически всех грамматических классов: имени существительного, имени прилагательного, наречияиглагола. К комплексным суффиксальным показателям имени существительного могут быть отнесены суффикс косвенной принадлежности, требующий обязательного лично-притяжательного оформления, а также суффикс множественного числа; имени прилагательного - суффиксы числа и косвенной принадлежности; глаго-ла - темпоральные при образовании релятивных форм, фазисные и модальные суффиксы. К формообразующим суффиксам имени существительного отнесены личнопритяжательные суффиксы, суффикс косвенной принадлежности, суффикс множественного числа и суффикс совместности, не имеющие соответствий в словообразовательной системе русского языка; имени прилагательного - нерегулярный суффикс числа, глагола - темпоральные при обозначении абсолютного времени илично-числовые суффиксы. Порядок следования суффиксальных показателей различных уровней (словообразовательных, комплексных и формообразующих) отличается жесткостью и может быть представлен для каждой части речи в виде развернутой словоформообразовательной модели (словообразовательные морфемы без скобок, потенциальные морфемы в круглых скобках, факультативные суффиксальные показатели в квадратных скобках). Словоформообразовательная модель имени существительного: основа + словообразовательный суффикс (суффиксы) + [суффикс косвенной принадлежности] + [суффикс числа] + [суффикс падежа] + [притяжательный суффикс] + [суффиксальная частица]. Словоформообразовательная модель имени прилагательного: основа + словообразовательный суффикс + [суффикс числа]. Словообразовательная модель глагола: основа + словообразовательный суффикс (суффиксы) + [модальный суффикс] + [аспектуальный] + темпоральный суффикс + лично-числовой суффикс. Модель наречия: основа + словообразовательный суффикс + [суффиксальная частица]. Для орокского языка характерна непоследовательность агглютинации, т. е. невозможность проведения четкой границы между частями слова с четким выделением корневого морфа, словообразовательных и формообразовательных суффиксов, что связано с широко распространенной фузией. Именно в результате фузии развиваются специфические модификации основ и суффиксов, состав которых часто может быть установлен исключительно при привлечении сравнительных материалов не только орокского и близкородственных ульчского и нанайского, но и других тунгусо-маньчжурских языков. В орокском языке на межчастеречном уровне широко распространена суффиксальная омонимия. Собственно тип словообразовательной модели всегда сведен к наличию корневой морфемы и словообразовательного суффикса. Варьирование внутри словообразовательной модели определяется частеречной принадлежностью и возможностями членимости основы, т. е. ее статусом первичной (нечленимой, первообразной) или производной. Фактически межчастеречное словообразование охватывает все грамматические классы: для имени существительного - это образования от глагольных основ, для глагола - образования от основ имени существительного и прилагательного, для прилагательного - от основ имен существительных. Инвентарь структурно-семантических моделей лексических единиц - слов грамматического класса имени существительного, соответствующих в русском языке словосочетанию, т. е. синтаксической единице, может быть сведен к нескольким типам, дифференцируемым на основании семантики суффиксального показателя, определяющего способность к формообразованию и притяжательному оформлению. Первый тип: лексема членимая (первичная основа + словообразовательный суффикс) и изменяемая (способная к формообразованию и допускающая притяжательное оформление). В качестве мотивирующих основ выступают имена существительные первичной основы (в том числе существительные-числительные) и основы глагола любой степени производности, образующие новую единицу через присоединение суффиксов: 1) суффикс -ска (-сқа) ~ -ско ~ -скэ (-сқэ) ~ -кса ~ ксэ ‘кожа, шкура названного основой животного’: пэттэ-скэ нерпичья шкура пэттэ нерпа; сули-ска лисья шкура сули лиса, лисица; боjо-ско медвежья шкура боjо(н-) медведь; аминасқа кожа рыбы-самца амина(н-) рыба-самец; 2) суффикс -3е̄ ‘cторона’: Су-3е̄ Южный Сахалин (букв.: сторона солнца) Су(н-) солнце; наму-3е̄ морская сторона (пространство вдоль морского берега) наму море; 3или-3е̄ сторона головы, изголовье 3или голова; бэг3и-3е̄ узкая сторонагроба (букв.: сторона ног) бэг3и ноги, нога; 3) суффикс -пту(н-) ‘название предметов, соприкасающихся или находящихся вблизи того, что названо основой’: тава-пту(н-) место у очага, печи тава огонь; до̄ -пту(н-) подстилка под седло (кладущаяся между седлом и спиной животного, внутри) до пространство внутри; 4) суффикс -да(н-) ~ -до(н-) ~ -дэ(н-)‘место, где живут в то время года, которое названо основой’: боло-до(н-) место осенней кочевки боло осень; дува-да(н-) место летней кочевки; летнее пастбище дува лето; тувэ-дэ(н-) место зимовки, зимнее стойбище тувэ зима; нэңнэ-дэ(н-) место весеннего промысла (рыбы, зверя) нэңнэ весна; 5) суффикс -мэ(н-) ~ ма(н-)‘любитель того, что названо основой’: улисэ-мэ(н-) любитель мяса улисэ мясо; лала-ма(н-) любитель каши лала каша; сундаттама(н-) любитель рыбы сундатта рыба; ва̄ ла-ма ~ ва̄ ла-ма(н-) хороший охотник (букв.: любитель добычина охоте) вала добычанаохоте; 6) суффикс -нне̄ (-н’н’е̄ ) ~ -нни (-н’н’и) ~ -ни (-н’и)‘человек’: хусэ-н’н’е̄ ~ хусэнни самец-человек, мужчина (ср. нари мужчина, человек) хусэ особь мужского пола, самец; на̄ -ни местный житель, абориген на̄ земля и др. Суффикс -нне̄ (-н’н’е̄ ) ~ -нни (-н’н’и) ~ -ни (-н’и) омонимичен корневой морфеме -нне̄ (-н’н’е̄ ) ~ -нни (-н’н’и, н’н’ӣ) ~ -ни (-н’и), являющейся стяженным вариантом орок. нари человек, мужчина, что отмечала Т. И. Петрова, сопоставляя орокское -нне̄ «с нанайским словом наj или же ульчским ни - и то и другое в значении человек» [Петрова, 1967, с. 32], например: су-нне-ни житель Южного Сахалина (букв.: южная часть Сахалина человек-ее) Су3е̄ южная часть Сахалина < Су(н-) солнце; бо̄ нне̄ -ни небесный житель (букв.: небо человек-его) бо̄ небо; дуку-нне̄ -ни домочадец (букв.: дом человек-его) дуку дом; пурэ-н’н’е-ни таежник, лесной житель (букв.: тайга, лес житель-его) пурэ(н-) тайга, лес + -н’н’е̄ < нари человек + -ни его; на̄ -н’н’е̄ -ни местный житель, туземец (букв.: земля человек-ее) на̄ земля и др. В отличие от слов, образованных суффиксальной морфемой -нне̄ (-н’н’е̄ ) ~ -нни (-н’н’и), слова с омонимичной корневой морфемой обязательно оформляются лично-притяжательным суффиксом 3 л. ед. ч., поскольку представляют собой «слившуюся» в одно слово двухкомпонентную поссесивную конструкцию, где в роли компонентов выступают корневых морфемы, атрибутивные отношения между которыми оформлены через притяжание, соответственно, образованы они не суффиксальным, а одним из неморфемных способов - слиянием (сращением); 7) суффикс -ку ~ -чу ‘место осуществления действия, названного основой’: бэjчуку место для охоты бэjчи-охотиться; би-ку место для жилья би-жить; дэрукпичику место для отдыха дэрукпи-отдыхать; авқу место, где спят авспать; давсула-қу помещение для засолки давсула-солить; қарга-қу смотровая вышка қарга-высматривать, осматривать; этэв-ку сторожевой пост этэвохранять, стеречь; 8) суффикс -нав ~ -нэв ~ -нэу ‘предмет, используемый для осуществления действия, названного основой’ и ‘место действия, названного основой’: хол3и-нав шест для сушки невода хол3и-сушить; сири-нэв место дойки олених сири-доить; хуму-нэв место захоронения, совр. могила хуму-хоронить, похоронить; лӣвэ-нэу топкое, вязкое место (топь в болоте, на «мари») ливэ-увязнуть, завязнуть; уj-нэв привязь, приспособление дляпривязывания оленя уj-привязать; 9) суффикс -ңку ~ -ңки ‘предмет, используемый для совершения действия, названного основой’: пули-ңку средства передвижения (нарты, сани) пули-передвигаться, ездить; нама-ңқу ~ нама-ңқи подпруга верхового седла нама-оседлать - верхового оленя, лошадь; 10) суффикс -птаңги (-птаңи)~ -птэңги (-птэңи)~ -птиңги ‘предмет, с помощью которого осуществляется действие, названное основой’: сумна-птиңги ~ сумна-птиңи конец, бечева, канат для крепления к берегу (судна, лодки, катера) сумна-крепить, прикрепить к берегу - судно, лодку, катер; хау-птаңги ~ хаптаңги хозяйственное полотенце, кухонная тряпка хав-мыть, отмыть, вытереть; 11) суффикс -ңгату (-ңату) ~ -ңгото ‘предмет, с помощью которого осуществляется действие, названное основой’: дари-ңгату сучья и стружки для разведения огня, растопка даррин-растопить, заставить гореть; анду-ңату материал для поделок, для изготовления (одежды, обуви) анду-сделать, изготовить. Второй тип: лексема членимая (первичная основа + словообразовательный суффикс) и неизменяемая (нейтральная относительно формообразования и категории посессивности): 1) суффикс совместности -муна ~ -мунэ ‘некто вместе с названным основой лицом, животным и т. п.’: ами-муна (ва̄ ңдаγа-чи) отец вместе с сыном (отправились ловить рыбу); амӣ-муна (сорила-пу) мы вместе с отцом (будем драться); аңмуна (ңэнуγэ-пу) мы вместе со старшим братом (ушли), путтэ-мунэ (нимэриγэчи) сын вместе с отцом (отправились в гости); нэв-мунэ (ңэнуэ-чи) они вместе с младшим братом (уехали); ңинда-муна (син3илле̄ -ни) он вместе с собакой (придет) идр.; 2) суффикс -мэгдэ ‘некто вместе с тем, что названо основой или кто назван основой (о не-лицах)’: нул3и-мэгдэ (путандаγа-чи) онивместе с семьями (поехали ставить ловушки-петли); нинда-мэгдэ (ңэннели-пу) мы вместе с собаками (пойдем) идр.; 3) суффикс -jа ~ -jо ‘совокупное множество лиц или предметов, названных основой’: мапа-jа (битчи-чи) старики муж и жена (жили-были); эни-jэ материны родственники, младшие сестры и братья (ср. эни-чил родные по матери - обычно старшие мужчины ) < эни(н-) мать; 4) суффикс подобия -ңачи ~ -ңочи ~ -ңэ̄чи, присоединяемый к основам имени существительного (в том числе существительного - личного местоимения) или глагола и образующий именную или глагольную сравнительную конструкцию соответственно: ңэ̄ ллэ-ңэ̄чи (отчи-ни) он, как волк, (стал) (букв.: волкоподобный стал); у3и-ңэчи (у3ихэ-ни) он, как воспитывают, (воспитывал); но̄ -ңо̄ чи-ни (соррихам-би) я, как он,(сражался) идр.; 5) суффикс -лта ~ -лтэ ‘количество дней, названное основой’: хори-лта двадцать дней хори двадцать; нада-лта семь дней нада(н-) семь; нуңу-лтэ шесть дней; 6) суффикс -туңэсэ ~ -туңаса (-туңэсэ-3ири ~ -туңаса-3ири) ‘количество человек, названное основой’: дӯ-туңэсэ два человека; таңгу-туңаса ~ таңгутуңаса3ири тысяча человек таңгу тысяча; нада-туңаса семь человек; ила-туңаса три человека; нуңу-туңэсэ шесть человек; тунда-туңаса3ири пять человек; 7) суффикс -н’н’е̄ -нне ‘количество (неопределенных) лиц, названное основой’: ге̄ дан’н’е̄ один человек, некий человек ге̄ да один; илан’н’е̄ три человека; тундан’н’е̄ пять человек; тумэ-нни десять тысяч человек тумэ(н-) десять тысяч; дӯ-ни ~ дун’н’е̄ двачеловека, двое дӯ дваи др. Третий тип: лексема членимая (производная основа [основа + [суффикс косвенной принадлежности // суффикс репрезентативной множественности] + словообразовательный суффикс + суффикс совместности]) и неизменяемая: суффиксы -ңу // -чил ~ -нил + -муна ‘некто вместе со (своим) названным основой лицом, животным и т. п.’: мама-ңу-муна вместе со своей женой (букв.: мне принадлежащей старухой) < [мама старуха, немолодая женщина + суффикс косвенной принадлежности -ңу + суффикс совместности -муна]; ңинда-ңу-муна вместе со своей (мне принадлежащей) собакой < ңинда собака; боjота-ңу-муна вместе со своим медвежонком [корень боjо(н-) медведь + словобразовательный суффикс -та детеныш зверя, названного основой]; амичил-муна вместе с родственниками по линии отца [корень ами(н-) отец + словобразовательный суффикс репрезентативной множественности (для терминов родства) -чил родственники по линии лица, названного основой + суффикс совместности -муна]; эничил-муна вместе с родственниками по линии матери < эни(н-) мать; гусинил-мунэ вместе с братьямиматери < гуси(н-) дядя (по матери), братматери и др. Отсутствие падежного и притяжательного оформления в образованиях с суффиксом -муна объясняется, по мнению Б. В. Болдырева, тем, что «существительные… оформленные суффиксом косвенной принадлежности, сочетающимся с суффиксом формы совместности… как правило, обозначают пару совместно действующих лиц, и зависимость их друг от друга предполагается самой формой совместности»[Болдырев, 1976, с. 123]. Инвентарь структурно-семантических моделей лексических единиц - слов грамматического класса имени прилагательного, соответствующих в русском языке словосочетанию, т. е. синтаксической единице, представлен одним типом - прилагательных, образованных от имени существительного. Имена прилагательные орокского языка нейтральны в отношении падежа, допускают нерегулярное оформление суффиксом числа, им не свойственна категория притяжания. Лексема членимая (основа + словообразовательный суффикс) и неизменяемая: 1) суффикс -лу ‘обладающий тем, что названо основой; имеющий то, что названо основой’, например: дуку-лу имеющий дом, жилище < дуку дом, жилище; аси-лу имеющий жену, женатый аси(н-) жена; ула-лу ~ улаγа-лу имеющий оленей ула ~ улаγа олень; исалу имеющий глаза, глазастый иса ~ исал глаз, глаза; (баран3и) путтэ-лу (много) детей имеющий, многодетный < путтэ ребенок; (илан3и) нинда-лу имеющий трех собак идр.; 2) суффикс -л’ана [< -лу -ла + ана] ‘не обладающий тем, что названо основой’: улал’ана не имеющий оленей ула ~ улаγа олень; угдал’ана не имеющий лодки < угда лодка; сундаттал’ана не имеющий рыбы < сундатта рыба идр.; 3) суффикс -ма ~ -мэ ~ -мо ‘сделанный из того, что названо основой’, например: гирапса-ма сделанный из кости, костяной (ср. гирапса-ңи костяной, относящийся к кости) гирапса кость; ҳавсали-ма ~ ҳаусали-ма сделанный из бумаги, бумажный (ср. ҳавсали-ңи бумажный, относящийся к бумаге) ҳавсали ~ ҳаусали бумага; сэлэ-мэ сделанный из железа, железный (ср. сэлэ-ңи железный, относящийся к железу) сэлэ железо; 3оломо сделанный из камня, каменный 3оло камень и др. Для слов грамматического класса глагола словообразование сведено к основообразованию. Основа глагола, не оформленная темпоральными и лично-число-выми суффиксами, в качестве лексической единицы функционировать не может, соответственно структура такой лексической единицы всегда представляет собой формообразовательную модель: основа + словообразовательный суффикс + [(тем-поральный суффикс) + (лично-числовой суффикс)]. Причем при присоединении как временных, так и личных показателей в полной мере проявляет себя широко распространенная фузия, обусловленная фонетическими закономерностями орокского языка, когда формальное выделение суффиксального показателя невоз-можно. Например, от глагольной основы апту-‘достичь, достигать; дойти, доехать, приплыть, прилететь’ при помощи формообразовательного суффикса наст. вр. -j образуется основа настоящего времени, в которой выделение этого суффикса невозможно: апче̄ - апту-+ -j, т. е. -у + -j (в соответствии с фонетическими закономерностями) = е̄, которая для превращения в лексическую единицу нуждается в оформлении лично-числовыми суффиксами: апче̄ -ви я достигаю (подхожу, подъезжаю - к чему-либо) (-ви - суффикс 1 л. ед. ч.); апче̄ -ни он достигает (-ни - суффикс 3 л. ед. ч.), апче̄ -пу мы достигаем (-пу - суффикс 1 л. мн. ч.) ит. п.; аналогично образование основ прошедшего времени через присоединение формообразующего суффикса ед. ч. -хан ~ -хон ~ -хэн и мн. ч. -γа ~ -γо ~ -γэ: апту-хам-би я достиг (подошел, подъехал - кчему-либо) (-би - суффикс 1 л. ед. ч.); апту-γа-чи они достигли (-чи - суффикс 3 л. мн. ч.) ит. п. Инвентарь структурно-семантических моделей глагольных основ (единиц морфемного уровня), соответствующих в русском языке словосочетанию, т. е. синтаксической единице, представлен несколькими типами, дифференцируемыми на основании частеречной принадлежности мотивирующей основы. Для орокских глаголов наиболее продуктивными в этом плане являются модели основ, образованных от имен существительных и первичных глагольных. Первый тип: лексема членимая (основа имя существительное + словообразовательный суффикс) и изменяемая (на уровне словоформы): 1) суффикс -ла ~ -лэ ~ -ло ‘совершить действие, предполагающее использование того или дающее в результате то, что названо производящей основой’: пуққула-носить платок, шаль пуққу платок, шаль; пэри-лэ-пришивать подошву пэри подошва (обуви); мо̄ -ла-ходить за дровами мо̄ дерево, дрова; туту-ло-скрести, очищать скребком (от копоти и воды шкуру при выделывании) тутту скребок для удаления копоти и воды с выделываемойшкуры; 2) суффикс -қала ~ -қула ‘совершить действие, предполагающее использование того или дающее в результате то, что названо производящей основой’: сарукки-қула-питаться сельдью сарукки сельдь; пуқа-қала-натереть мозоль, стереть до мозоли пуқа мозоль; сапатти-қула-стирать ластиком, резинкой (написанное, нарисованное) сапатти стирательная резинка, ластик; 3) суффикс -ман ~ -мэн ‘осуществить действие с помощью того, что названо основой’: ңали-ман-взять в руки, взять на руки ңала рука, руки; дарама-манвзвалить на спину < дарама спина; 4) суффикс -на ~ -нэ, ‘совершать действие, результат которого назван основой’: талу-на-заготовлять бересту талу береста; ме̄ ва-на-забиться быстрее и сильнее - о сердце ме̄ ва(н-) сердце; пуқа-на-образоваться мозоли пуқа мозоль; тала-на-готовить строганину тала строганина; 5) суффикс -пин ‘осуществить действие с помощью того, что названо основой’: ҳарала-пин-повесить на плечо ружье ҳарала ремень (ружейный); пэнэпин-сесть, поджав под себя ноги (на голенях согнутых в коленях ног) пэнэ(н-) колено, колени; холо-пин-испачкаться, измазаться < холо-қто грязь и др.; 6) суффикс -тчи ~ -ччи ~ -чи ‘совершать действие с помощью того, что названо основой’: се̄ ркила-чи-смотреться в зеркало се̄ ркила зеркало; оңдо-тчи-пугать чертом оңдо черт; самңи-тчи-окуриватьдымом самңи дымокур; 7) суффикс -да ~ -дэ ‘совершить действие с помощью того, что названо основой’: сумилта-да-идти на лыжах сумилта лыжи, подбитые мехом; нэ̄мэ-дэ-ехать верхом (на олене) нэ̄ мэ верховое седло; мэркэ-дэ-чесать расчесывать волосы (частым гребнем) мэркэ частый гребень; 8) суффикс -муси ‘пахнуть тем, что названо основой’: илда-муси-пахнуть жиром илда жир; улисэ-муси-пахнуть мясом улисэ мясо; сундатта-муси-пахнуть рыбой сундатта рыба; пиктэ-муси-пахнуть ребенком пиктэ дитя, ребенок; 9) суффикс -ма -мо ‘охотиться, промышлять животных и птиц, названных основой’: гаса-ма-охотиться на уток гаса утка; боjо-мо-охотиться на крупного зверя боjо(н-) медведь; туқса-ма-охотиться на зайцев туқса заяц; холо-мо-~ хулу-мэ-промышлятьбелку холо ~ хулу белка идр.; 10) -ка ~ -ко ‘совершить действие, направленное на то, что названо основой’: ңина-ка-пустить собаку по следу ңина собака; сиро-ко-загонять, гнать дикого оленя сиро(н-) дикийолень; 11) -матчи ~ -мэтчи ‘совершить действие, с помощью того, что названо основой, совместно’: иктэ-мэтчи-кусать друг друга - о животных иктэ зубы; ңала-матчи-взяться за руки ңала рука, руки; дэрэ-мэтчи-столкнуться лицом клицу дэрэ лицо; 12) суффикс -да ~ -дэ ~ -до ‘провести время, названное основой’ и ‘передвигаться в названное основой время’: долбо-до-провести ночь долбо ночь; дувада-(а) провести лето; (б) кочевать летом дува лето; тувэ-дэ-(а) провести зиму, перезимовать; (б) кочевать зимой тувэ зима; боло-до-(а) жить осенью; (б) кочевать осенью боло осень; 13) суффикс -ду ‘наступить времени, названному основой’: нэңнэ-ду-наступить весне нэңнэ весна; дува-ду-наступить лету дува лето; тувэ-ду-наступить зиме тувэ зима; боло-ду-наступить осени боло осень; долбо-ду-насту-пить ночи долбо ночь и др. Второй тип: лексема членимая (основа глагола + словообразовательный суффикс) и изменяемая (на уровнесловоформы): 1) суффикс -γита (-кита) ~ -γитэ (-китэ) ~ -гита ‘намереваться, собираться совершить действие, названное основой’: ук-китэ-собираться сказать ун-сказать, говорить; ӣ-γитэ-собраться войти ӣ-войти, входить; итэ-γитэ-собираться посмотреть итэ-посмотреть; ва̄ -γита-намереваться убить, собраться убить ва̄ -убить; дав-γита-намереваться переправиться - через реку, гору дав-переправиться - черезреку, гору); 2) суффикс -в ~ -у ‘заставить совершить действие, названное основой’, обычно в комбинации с суффиксом -ңдо ~ -нду ~ -ндэ: гэлэ-ндэ-в-послать разыскивать, разыскать гэлэ-ндэ-идти искать; ло̄ -ндо-в-чи-заставить пойти повесить, развесить ло̄ -ндо-идти вешать; 3) суффикс -лу ‘начинать, начать делать то, что названо основой’: гиту-лу-начинать / начать ходить (о ребенке) гиту-шагать, ходить пешком; бори-лу-начинать делить бори-делить; а̄ нана-лу-начать испытывать чувство симпатии, привязанности а̄ нана-симпатизировать, любить; минда-лу-начинать бить в бубен (во время камлания) минда-битьв бубен (во время камлания); 4) суффикс -нда ~ -ндэ ~ -ндо ~ -не (-ни, -нни) ‘пойти, отправиться, отправляться совершить действие, названное основой’: пута-нда-идти ставить силки, «петли» пута-ставить силки, «петли»; ва̄ -нда-отправляться на охоту, на промысел (зверя, рыбы), идти промышлять (зверя, рыбу) ва-промышлять, добывать (зверя, рыбу); га̄ -нни-идти, пойти взять га̄ -брать; хумундэ-идти на похороны хуму-хоронить; 5) суффикс -та ~ -то ‘намереваться, собираться осуществлять действие, названное основой’ (обычно в комбинации с суффиксом -нда ~ -ндэ ~ -ндо): вандата-намереваться отправиться на охоту < ва̄ -нда-отправляться на охоту, на промысел (зверя, рыбы); ганни-та-намеревать пойти забрать < га̄ -нни-идти, пойти взять га̄ -брать, взять; 6) суффикс -вэн (-пэн)~ -вун (-пун, -бун, -ун)~ -вон (-пон, -бон)‘позволить, разрешить или заставить, вынудить совершить действие, названное глагольной основой’: асила-вун-заставить жениться, позволить жениться асила-жениться; дапа-ун-заставить взять, забрать (сем. сдвиг подарить) дапа-взять, забрать; ңэнэ-ун-заставить идти, пойти (сем. сдвиг послать) ңэнэ-идти; дэпун-заставитьесть, вынуждать есть (сем. сдвиг кормить) дэп-есть, питаться и др. Структурно-семантическая модель слов грамматического класса наречий, соответствующих в русском языке предложному словосочетанию, т. е. синтаксической единице, представлена одним типом отглагольных наречий - лексема членимая (основа глагола + словообразовательный суффикс) и неизменяемая, образуется через присоединение суффикса -дала ~ -доло ~ -дэлэ со значением ‘предельность и длительность проявления во времени действия, названного основой’: геван-дала до рассвета, до утренней зари < геван-наступить рассвету; будэлэ до (самой) смерти < бу-умереть; нун3и-доло промерзнув до костей, замерзнув до окоченения < нун3и-замерзнуть, промерзнуть, застыть от холода и др. Исключение: наречие предела, образованное от основы имени существительного долбо-дола до ночи, донаступления ночи < долбо ночь. Проведенный анализ соотносительности систем словообразования в русском и орокском языках позволил установить некоторые специфические черты и выявить следующие соответствия. Суффиксальные морфемы орокского языка семантически значительно шире суффиксов русского языка: при присоединении к основе разной степени производности они формируют словосочетания (предложные - с именами существительными и прилагательными и глагольные - для глагольных основ и наречий), т. е. эквивалентом орокской морфемы в русском языке в таких случаях выступает словосочетание. Отдельные словообразовательные суффиксальные показатели орокского языка в русском языке эквивалентны компонентам аналитических словоформ глагола, т. е. словообразовательные суффиксы при присоединении к основе формируют единицу, эквивалентную аналитической словоформе русского языка. Попытка структурирования языков на основе универсальных критериев обнаружила доминирование в языках типологически разных систем различных параметров: для отнесения к определенной части речи в русском языке как языке флективного типа достаточно «прозрачно» общеграмматическое значение, которое поддерживается семантикой и категориальными характеристиками наряду с синтаксической функцией; в орокском - языке суффиксально-агглютинативного типа с широко представленной омонимией различных уровней и синкретичностью основ - доминирующим становитсясинтаксическийкритерий, позволяющий на основании синтаксической функции, обусловленной жестким порядком в простом предложении, поддерживаемой категориальными характеристиками словоформы, определить принадлежность слова к грамматическому классу. Установлено, что широко представленный в русском языке класс слов имени прилагательного, в орокском крайне немногочислен, что обусловлено наличием не имеющей эквивалентного соответствия категории посессивности, вполне достаточной для выражения атрибутивных отношений. Скудным прилагательным орокского языка не свойственна категория падежа, факультативна категория числа (она охватывает исключительно прилагательные обладания), т. е. согласовательные категории имени прилагательного в русском языке, выражаемые флективно, у орокских прилагательных отсутствуют. Предложена первичная матрица частеречной организации орокского языка, позволяющая выявить несоотносительные части речи. В целом же специфика, проявляющаяся на всех уровнях языка, требует весьма осторожного отношения при фиксации и эквивалентной передаче смысла языковых единиц при лексикографических и грамматических описаниях языков типологически различных систем.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 189
Ключевые слова
словообразовательный суффикс, комплексный суффикс, морфологосемантическая структура слова, словообразовательная модель, словообразовательный тип, derivational affix, complex suffix, morphological and semantic structure of the word, derivational model, derivational patternАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Озолиня Лариса Викторовна | Институт филологии СО РАН | larisa-3302803@rambler.ru |
Ссылки
Болдырев Б. В. Категория косвенной принадлежности в тунгусо-маньчжурских языках. Новосибирск: Наука, 1976.
Петрова Т. И. Язык ороков (ульта). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967.
