В октябре 2014 г. в Институте филологии СО РАН прошел форум научной молодежи, посвященный проблеме отношений «свой - чужой» в традиционной и современной культуре. Особенностью форума была совместная работа молодых ученых разных специальностей, что придало встрече междисциплинарный характер. В работе участвовали студенты, аспиранты и молодые исследователи в области филологии, философии, социологии, этнологии и фольклора.
Regional forum of young scientists «Opposition “own - alien” in language, folklore, literature, music, and culture».pdf 11 октября 2014 г. в Институте филологии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) прошел Региональный гуманитарный форум научной молодежи под названием «Оппозиция “свой - чужой” в языке, фольклоре, литературе, музыке, культуре». Форум проводился Советом научной молодежи института при поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН. В работе приняли участие молодыеисследователи из Новосибирска, Томска, Кемерово, Красноярскаи Якутска. Целью форума была встреча молодых исследователей разных специальностей для обсуждения междисциплинарной проблемы отношений «свой - чужой» на различном материале. Принять участие в работе форума были приглашены студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые, в том числе кандидаты наук. По замыслу организаторов форума это должно способствовать знакомству научной молодежи, созданию и укреплению научных связей между молодыми исследователями и в перспективе - интеграции и продолжению сотрудничества на научных мероприятиях, в совместных исследовательских и образовательных проектах. Особенно интересным и плодотворным в рамках форума было обще-ние представителей научных институтов и вузов, ведущих исследовательскую работу. Планировалось рассмотретьследующиенаправления: выражение оппозиции «свой - чужой» в языке, культуре, музыке, фольклоре, литературе; границы своего и чужого: пространственные, временные, религиозные, моральные, этнические; противопоставление и взаимодействие своего ичужого, освоение чужого; чужой среди своих: взаимодействие без освоения; преодолениеоппозиции «свой - чужой» как путь интеграции культур. Согласно тематике представленных докладов в работе форума были выделены пять основных тем: 1) лингвокультурология, 2) социология, 3) философия, 4) литературоведение, 5) этнология и фольклор. В рамках лингвокультурологической темы прозвучали два выступления. М. С. Белова (НГТУ, Новосибирск) представила доклад «Вербальные запреты в общении с русскими и индийцами: лингвокультурный аспект». В работе рассматривались стиль и манеры поведения русских людей, сформированные в рамках повседневной коммуникации, а также приводилось описание результатов анкетирования, проведенного среди жителей России и Индии. Цель анкетирования заключалась в выявлении существующих формальных и неформальных вербальных запретов, а также предпочтительных тем в общении с представителями двух культур. Обнаружены значительные различия между русскими и индийцами в отношении приемлемости тех или иных тем беседы, понятий о вежливости и невежливости, способов прервать неприятный разговор. А. В. Байыр-оол (ИФЛ СО РАН, Новосибирск) выступила с докладом «Оппозиция “свой и чужой” в семантике частицтувинскогоязыка». Философские исследования были представлены докладом Т. А. Шароглазовой (СФУ, Красноярск) «Потеря в системе категорий “сопричастности - чуждости”». В работе показаны варианты пресуппозитивных отношений между субъектом и объектом потери. На основе проанализированного материала выявляются роли потери в отношении категории сопричастности / чуждости. Отмечается также различие в оценке потери «своей» и «чужой» реалии. Социологическая подсекция включала два доклада, посвященных восприятию этнических общностей. О. А. Персидская (ИФиПр СО РАН, Новосибирск) представила исследование «Мигранты в Ханты-Мансийском автономном округе: “свои” или “чужие”?». В докладе мигранты и постоянное население в ХМАО рассматриваются в категории свои/чужие и осуществляется попытка ответить на вопрос, являются ли схожими представления, сложившиеся о степени близости и уровне принятия друг друга, у мигрантов и принимающего населения. Материалы доклада подготовлены на основе социологического исследования, проведенного в ХМАО-Югре. Проблемы юридического статуса этнических общностей рассматривались в докладе И. С. Тарбастаевой (ИФиПр СО РАН, Новосибирск), названном «Коллективные права этнических общностей: право на защиту “своего”». В исследовании поднимался вопрос о возможности или невозможности признания за этническими общностями оформления и защиты их коллективных прав на основании существующих в настоящее время правоприменительных практик; основной проблемой была названа спорность вопроса о существовании этнического коллектива как реальной социальной единицы. Далее прозвучали два выступления литературоведов, посвященные исследованию современной русскоязычной литературы. А. И. Пантюхина (ТГУ, Томск) выступила с докладом «Война как константа оппозиции “свой - чужой” в романе М. Шишкина “Венерин Волос”». Война как следствие национальной, культурной и ценностной инаковости является постоянной, неотъемлемой частью человеческого бытия. В исследовании уделено особое внимание концепции истории в романе, проблеме экзистенциального самоопределения героев между «своими» и «чужими» в отношении к войне: участие, бегство или утверждение главенства частных ценностей. Исследованию знаменитого романа современного прозаика посвящен доклад О. Н. Пестовой (СФУ, Красноярск) «Роман А. Иванова “Сердце Пармы, или Чердынь - княгиня гор”: топографическая антитеза “своего” и “чужого” пространства и ее семантика». Писатель стремится художественно вообразить Уральский регион как особое культурное пространство в символической топографии русской культуры. В уральской прозе А. Иванова проявляется тенденция к формированию постколониального аспекта в освещении истории освоения Урала, преодолевается москвоцентристская модель истории и процессы христианизации и колонизации показаны с точки зрения как русских колонизаторов, так и языческого народа. Роман отрицает уже давно укоренившееся мнение, что у «периферийных» «чужих» территорий (Урал, Сибирь и т. п.) нет своего голоса, своей идентичности. Автор намечает путь синтеза культур как возможный выход из отношений враждебности инасильственной покоренности. Этнология и фольклор на форуме были представлены выступлениями филологической, музыковедческой и этнологической тематики. Взаимодействию русской и чувашской народной музыкальной традиции посвящен доклад Е. И. Исмагиловой (ИФЛ СО РАН, Новосибирск) «Русские песни поздней традиции в музыкальном фольклоре чувашей Сибири». Е. Л. Тирон (ИФЛ СО РАН, Новосибирск) представила исследование «Проявление оппозиции “свой - чужой” в текстах и напевах тоджинских кожамык». В статье анализируются понятия своего и чужого в песенной культуре тувинцев-тоджинцев как родовые и этнические взаимоотношения. Ярче всего этнородовая тематика проявляется в поэтических текстах кожамык. Выдвигается гипотеза о существовании в прошлом напевов кожамык, являющихся своеобразными родовыми маркерами. Исследованию мифологии посвящен доклад С. С. Калинина (КемГУ, Кемерово) «Локи: образ “нарушителя границы «свой - чужой»” в германо-скандинавской мифологии». В нем анализируется образ Локи - персонажа-трикстера германо-скандинавской мифологии, который обладает уникальными способностями по сравнению с другими мифологическими персонажами: способностью к нарушению границ между мирами и установлению контактов с принципиально иными существами древнегерманского мифомира, враждебными богам и людям, в частности с воплощениями стихийных сил - великанами и обитателями мира мертвых. Показывается тесная связь с Локи с враждебными богам, «чужеродными» по отношению к ним хтоническими существами. Рассматривается также его роль в поддержании равновесия в древнегерманской мифопоэтической вселенной и его роль в сотворении и уничтожении бытия. В исследовании Б. А. Коломакиной (ИФЛ СО РАН, Новосибирск) «Оппозиция “свой - чужой” в бурятских сказках» кратко рассматриваются возможные варианты представления оппозиции «свой - чужой» на материале бурятских сказок. Выявлены самые распространенные участники оппозиции: божество, человек и животное, а также наиболее частые локации данной оппозиции - социум и окружающая природа. Е. В. Королёва (АНО «Научно-методический центр Сибирь», Новосибирск) выступила с докладом «Алтайские фольклорные сюжеты и параллели в традиционной культуре Уймонских старообрядцев на рубеже ХХ и ХХI веков». Автор приходит к выводу, что процесс обретения «новой родины» магическим образом связан с процессом освоения тех элементов фольклорного наследия коренного населения, которые позволяют почувствовать свою сопричастность земле Алтая, ее ландшафту и органически включенным в него объектам культурного наследия. Ю. В. Лиморенко (ИФЛ СО РАН, Новосибирск) представила сообщение «О русских заимствованиях в языке эвенкийского фольклора». В нем рассматриваются такие вопросы, как установление времени перехода русских слов в эвенкийский язык, степень их освоенности и зависимость количества и характера употребляемых заимствований от жанра текста, в котором они встречаются. В результате работы форума молодым исследователям культуры Сибири удалось познакомиться с перспективными работами коллег, завязать новые научные контакты. В планах организаторов - сделать форум ежегодным. Выступления участников форума планируется опубликовать в виде сборника статей.
Лиморенко Юлия Викторовна | Институт филологии СО РАН | | limorenko@ngs.ru |