Vladimir Mayakovskiy as a socialist primitivist
The post-revolutionary poetry of V. Mayakovskiy is interpreted as an embodiment of primitivism poetics: life-asserting enthusiasm; exclusion of reflexion; simplified picture of the world; festive historical prospects; «weighty, rough and visible» imagery and form of a verse. The turn from futurism to primitivism is regarded as natural development of avant-gard principles as evolution from constructing the expression of forms to the strategy of lifebuilding. Appeal to the theory of naive art and examples of pictorial primitivism, as well as to the psychological characteristics of a poet’s personality makes it possible to find arguments confirming the status of V. Mayakovskiy’s agitational, civil and epic poetry of the 1920s as socialist primitivism.
Keywords
В. Маяковский,
теория художественного примитива,
социалистический примитивизм,
психология творчества,
игра,
V. Mayakovskiy,
theory of artistic primitivism,
socialist primitivism,
psychology of creative work,
gameAuthors
Plekhanova Irina Innokentievna | | oembox@yandex.ru |
Всего: 1
References
Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма / Сост. В. Н. Альфонсов, С. Р. Красицкий. СПб.: Академ. проект, 1999. С. 5-66.
Балдина О. «Пространство мира и пространство картины» наивного художника (к постановке проблемы) // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 149-160.
Богемская К. Наивное искусство: таланты и поклонники // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001а. С. 222-234.
Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. СПб.: Алетейя, 2001б. 185 с.
Гачев Г. Плюсы и минусы наивного философствования // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 29-35.
Гиренок Ф. Археография наивности // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 23-28.
Гройс Б. Русский авангард: прыжок через прогресс // Гройс Б. Искусство утопии. М.: Худож. журн., 2003. С. 33-97.
Давыдов Д. От примитива к примитивизму и наоборот (русская наивная поэзия XX в.) // Арион. 2000. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/arion/2000/4/davydov-pr.html (дата обращения 10.04.2014).
Давыдов Д. Концептуальный примитивизм и «наивная концептуальность» // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 122-126.
Давыдов Д. М. Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2004. URL: http://www. dissercat.com/content/russkaya-naivnaya-i-primitivistskaya-poeziya-genezis-evolyu-tsiya-poetika (дата обращения 10.04.2014).
Давыдов Т. В. Дионисийское начало в ранней лирике В. В. Маяковского: Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/ dionisiiskoe-nachalo-v-rannei-lirike-vv-mayakovskogo (дата обращения 10.04.2014).
Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М.: Сов. писатель, 1990. 222 с.
Лавренёв Б. Сорок первый. Повести. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 320 с.
Литературные манифесты: от символизма до «Октября» / Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров. М.: Аграф, 2001. 384 с.
Маяковский В. В. Избр. произведения: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1963. Т. 1. 667 с.
Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. М.: Худож. лит., 1969. 735 с.
Медведева Л. Гармония мира в наивном искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 276-280.
Павел Леонов о своей жизни в искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С.167-173.
Пастернак Б. Высокая болезнь // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1990. Т. 1. С. 238-246.
Пацюков В. Новаторы и архаисты // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 36-41.
Пименова Ж. Наивный танец // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 185-193.
Прокофьев В. Н. О трёх уровня художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: Наука, 1983. С. 6-28.
Рабинович В. Видеть просто или просто видеть? // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 42-71.
Рылёва А. Н., Балдина О. Д. Два взгляда на наивное искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 384 с.
Спивак М. Посмертная диагностика гениальности: Эдуард Багрицкий, Андрей Белый, Владимир Маяковский в коллекции Института мозга (материалы из архива Г. И. Полякова). М.: Аграф, 2001. 496 с.
Тарабаров С. К вопросу о термине «наивное искусство» // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 203-206.
Цветаева М. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.
Юнг К. Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. С. 119-124.